Программа по дисциплине " Экологические основы природопользования"
рабочая программа по химии на тему
Предварительный просмотр:
Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
ГБПОУ ВО «Бутурлиновский механико-технологический колледж»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
2016 г.
Утверждаю
Заместитель директора по УВР
__________ О.А. Стребкова
«___» _____________ 20____ г
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 19.02.02 «Технология хранения и переработки зерна».
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Бутурлиновский механико-технологический колледж».
Разработчик: Н.В. Мельник–преподаватель ГБПОУ ВО «БМТК».
Рассмотрена и одобрена на заседании предметной цикловой комиссией специальности общепрофессиональных и специальных дисциплин специальности 19.02.02 «Технология хранения и переработки зерна».
Протокол № от 2016 г.
Председатель ПЦК____________ Е.В. Жидкова
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |||
| 4 | ||
| 5 | ||
| 11 | ||
| 11 | ||
| 13 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
- Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 19.02.02 «Технология хранения и переработки зерна» базовой подготовки.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ):
Общепрофессиональные дисциплины профессионального цикла
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
1. Анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности.
2. Использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания.
3. Соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
1. Принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания.
2. Особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду.
3. Об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса.
4. Принципы и методы рационального природопользования.
5. Методы экологического регулирования.
6. Принципы размещения производств различного типа.
7. Основные группы отходов, их источники и масштабы образования
8. Понятия и принципы мониторинга окружающей среды.
9. Правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности.
10. Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.
11. Природоресурсный потенциал Российской Федерации. Проблемы дефицита продуктов питания на Земле и пути их решения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
Итоговая форма аттестации дифференцированный зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы, самостоятельная работа обучающегося | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Экологические проблемы России и мира | 6 | ||
Тема 1.1. Экологические проблемы человеческой цивилизации в 3- тысячелетии | Потребление энергии и поиски новых альтернативных источников. Уменьшение концентрации озона в атмосфере. Проблема пресной воды и опустынивание земель. Истощение природных ресурсов и использование ресурсов Мирового океана. | 2 | 2 |
Тема 1.2. Главные экологические проблемы в России | Качество питьевой воды. Экологическое состояние плодородных земель. Сокращение лесных массивов. | 2 | 2 |
Тема 1.3. Уровень экологического образования в России, мире. | Экологическое образование в дошкольных и школьных учреждениях. Приоритетные направления в решении экологических проблем. | 2 | 2 |
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы. Хозяйственная деятельность человека и ее воздействие на природу. Локальные, региональные и глобальные проблемы экологии. Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху. Совершенствование оружия массового уничтожения. Проблема подтопления. Очистные сооружения. Анализ экологической ситуации своего города, населенного пункта. | 2 | ||
Раздел 2. Типы загрязняющих веществ | 14 | ||
Тема 2.1. Основные типы загрязняющих веществ и их характеристики | Классификация основных типов загрязняющих веществ и их характеристика. | 2 | 2 |
Тема 2.2. Аварии как источник загрязнения | Причины возникновения аварий и их последствия. | 2 | 1 |
Тема 2.3. Загрязнения промышленными предприятиями | Рациональное размещение промышленных предприятий. Установка очистительных сооружений. Экологическая служба на промышленных предприятиях | 2 | 2 |
Тема 2.4. Кислотные дожди, парниковый эффект, озоновые дыры | Причины возникновения кислотных дождей и парникового эффекта. Последствия влияния озоновых дыр на живые организмы нашей планеты. | 2 | 2 |
Тема 2.5. Генномодифицированное загрязнение | Причины создания генномодифицированных продуктов. Генномодифицированное заражение окружающей среды. Последствия применения генномодифицированных продуктов. | 2 | 2 |
Тема 2.6. ПДК загрязняющих веществ | Предельнодопустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосфере, гидросфере, почве. | 2 | 2 |
Тема 2.7. Причины гибели древних цивилизаций | Природные катастрофы и катаклизмы, способствующие гибели древних цивилизаций. | 2 | 2 |
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы. Шумовое, электромагнитное, тепловое, световое, радиоактивное загрязнения окружающей среды. Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Добавки в пищевых продуктах. Аварии при добычи нефти, газа. Аварии на АЭС. Пожары, наводнения, взрывы. Кислотные дожди, парниковый эффект, озоновые дыры. Тропосферный озон и связанные с ними загрязняющие вещества. Экологические проблемы, способствующие гибели древних цивилизаций: Атмосферы, острова Пасхи, Майя. | 4 | ||
Раздел 3. Экологические проблемы Воронежской области | 4 | ||
Тема 3.1. Концепция устойчивого развития общества | Экологические проблемы вследствие промышленных революций начала XX века. Основные принципы устойчивого развития общества. | 2 | 2 |
Тема 3.2. Экологические проблемы Бутурлиновского района | Проблемы гидросферы, атмосферы и сельскохозяйственных почв г. Бутурлиновка и района | 2 | 2 |
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы. Воздействие негативных экологических факторов на человека, проживающего в нашем регионе, их прогнозирование и предотвращение. Утилизация бытовых и промышленных отходов в нашем регионе Экологические проблемы Бутурлиновского р-на и в целом Воронежской области, пути их решения | 5 | ||
Раздел 4. Мониторинг окружающей среды и международное сотрудничество | 8 | ||
Тема 4.1. Мониторинг окружающей среды и экологическое прогнозирование | Наблюдение, анализ, выводы, экологическое прогнозирование влияния, антропогенного фактора на окружающую среду. | 2 | 2 |
Тема 4.2. Международное сотруд-ничество и мировоззрение устойчивого развития | Международное сотрудничество по охране окружающей среды и развития устойчивого мировоззрения. | 2 | 2 |
Тема 4.3. Вредные привычки (алкоголь, курение, наркомания) как источник загрязнения и здоровье нации | Влияние алкоголя, наркотиков, никотина на здоровье подрастающего поколения. | 2 | 2 |
Тема 4.4. Дифференцированный зачет | Карточки индивидуального контроля знаний. | 2 | 2 |
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы. Участие России в деятельности международных природоохранных организаций. Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности. Описать подробно тематику соглашений, конвенций, принятые законы. Международные соглашения и конвенции по экологическим проблемам при участии ЮНЕП. Конвенция о трансграничном переносе загрязняющих воздух веществ. Вредные привычки (алкоголь, курение, наркомания) как источник загрязнения окружающей среды и здоровья нации. | 5 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экологические основы природопользования».
Оборудование учебного кабинета:
Таблицы:
- Экологические проблемы России
Плакаты:
- Проблемы в 21 веке
- Основные типы загрязнений
- Загрязнения атмосферы
- Кислотные дожди
- Гибель Атлантиды
- Дымы России таят в себе опасность
- Принципы устойчивого развития общества
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Бевз Н.С. «География Воронежской области», Воронеж, Центральное черноземье, 1999 г.
2. Винокурова Н.Ф. «Глобальная экология», М., Просвещение, 2010 г.
3. Гальперин М.В. «Экологические основы природопользования», М., Форум – Инфра-М, 2002 г.
4. Трушина Т.П. «Экологические основы природопользования», Ростов-на-Дону, Феникс, 2009 г.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (основные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате изучения дисциплины обучающийся должен уметь: | |
Анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности | Консультирование, наблюдение, анализ, оценивание |
Использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания | Консультирование, наблюдение, анализ, оценивание |
Соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности | Консультирование, наблюдение, анализ, оценивание |
В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать: | |
Принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания | Тестирование, фронтальная беседа |
Особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду | Составление таблицы |
Об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса | Фронтальная беседа, составление схемы |
Принципы и методы рационального природопользования | Составление схемы, работа с учебником |
Методы экологического регулирования | Составление таблицы с использованием раздаточного материла |
Принципы размещения производств различного типа | Индивидуальный опрос, сообщение студента |
Основные группы отходов, их источники и масштабы образования | Информационные сообщения, составление таблицы |
Понятия и принципы мониторинга окружающей среды | Тестирование, фронтальный опрос |
Правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности | Фронтальная беседа, работа с учебником |
Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды | Тестирование, индивидуальный опрос |
Природоресурсный потенциал Российской Федерации. Проблемы дефицита продуктов питания на Земле и пути их решения | Семинарское занятие, информационные сообщения |
5. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
Техник-технолог должен обладать общими компетенциями,
включающими в себя способность.
Код | Формулировка компетенций |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством потребителями. |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за роботу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
Техник-технолог должен обладать профессиональными компетенциями,
соответствующими основными видами профессиональной
деятельности:
Код | Формулировка компетенций |
ПК 1.1 | Размещать зерно и семена на хранение в соответствии с качеством. |
ПК 1.2 | Определять технологические параметры, подлежащие автоматическому контролю и регулированию. |
ПК 1.3 | Обеспечивать требуемые режимы хранения зерна и семян. |
ПК 2.2 | Устанавливать и контролировать режимы ведения технологического процесса производства муки и манной крупы. |
ПК 2.3 | Контролировать качество сырья и готовой продукции (муки и манной крупы). |
ПК 3.2 | Устанавливать и контролировать режимы ведения технологического процесса производства крупы из различных культур. |
ПК 3.3 | Контролировать качество сырья и готовой продукции. |
ПК 4.2 | Устанавливать и контролировать режимы ведения технологического процесса производства комбикормовой продукции. |
ПК 4.3 | Контролировать качество сырья и готовой продукции. |
ПК 5.1 | Участвовать в планировании основных показателей производства. |
ПК 5.2 | Планировать выполнение работ исполнителями. |
ПК 5.3 | Организовывать работу трудового коллектива. |
ПК 5.4 | Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями. |
ПК 5.5 | Вести утвержденную учетно-отчетную документацию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/25/picture-271133-1377458212.jpg)
Рабочая программа по учебной дисциплине Экологические основы природопользования
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 110812 Технология производства и переработки сельскохозяйс...
Комплект оценочных средств по дисциплине экологические основы природопользования.
Содержит задания для текущего контроля знаний и итогового контроля....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/27/picture-134154-1540625785.jpg)
Учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине "Экологические основы природопользования"
УМК включает в себя:- методические рекомендации по выполнению практических занятий- перечень заданий по изучаемым разделам и темам- методические рекомендации по организации самостоятельной работы- тез...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/08/picture-400380-1391884917.jpg)
Методическая разработка занятия по дисциплине «Экологические основы природопользования»
Учебная встреча проводится в рамках изучения дисциплины «Экологические основы природопользования» и представляет собой повторительно-обобщающий урок по I и II разделам вышеуказанной дисциплины (I разд...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/27/picture-170873-1361961549.jpg)
Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине Экологические основы природопользования
КОС по УД Экологические основы природопользования специальность 11402 "Обработка водных биоресурсов"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/27/picture-170873-1361961549.jpg)
Программа учебной дисциплины Экологические основы природопользования
программа УД Экологические основы природопользования по специальности 111402 "Обработка водных биоресурсов"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/01/picture-512151-1414841679.jpg)
Рабочая программа по дисциплине Экологические основы природопользования для специальности 140448
Аннотация к рабочей программедисциплины «Экологические основы природопользования» Общая трудоемкость дисциплины 1 зачетная единицаОбщий объем 48 часов в том числе:− лекции...