Рабочая программа дисциплины "Экологические основы природопользования"
рабочая программа на тему

Данная рабочая программа предназначена для студентов СПО специальности "Компьютерные системы и комплексы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_eop.docx32.99 КБ

Предварительный просмотр:

ЭЛЕКТРОСТАЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

 ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

для специальности

компьютерные системы и комплексы

г.о. Электросталь

2014


  1. СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экологические основы природопользования

  1. Область применения программы

           Рабочая  программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО Технология машиностроения, Компьютерные системы и комплексы, Менеджмент.        

   

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл.

1.3.  Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

уметь:

  • -анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов человеческой  деятельности;
  • -осуществлять процедуры по борьбе с загрязнением окружающей среды;
  • -соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности;
  • -использовать оборудование, предназначенное для борьбы с загрязнением окружающей среды;        

 знать:

  • -о взаимосвязи организмов и среды обитания;
  • -об условиях устойчивого состояния экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
  • -о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;
  • -об экологических принципах рационального природопользования;
  • - основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;  
  • -правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
  • -о требованиях международных конвенций по предотвращению загрязнения окружающей среды судами;
  • -меры предосторожности, которые необходимо предпринимать для предотвращения загрязнения морской и речной окружающей среды;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося ___51__ часа, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __34____ часов;

-  самостоятельной работы обучающегося __17_____ часов.

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины в виде учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе практические занятия

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

17

в том числе:

написание докладов

17

Аттестация в форме дифференцированного зачета

2

2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем

часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Взаимодействие общества и природы.

Тема 1.1. Особенности взаимодействия общества и природы.

Содержание.

1

Значение экологических знаний. Задачи, цель, специфика дисциплины. Краткая история охраны природы. Окружающая среда и здоровье человека.

2

2

2

Современное состояние окружающей среды.  Антропологические воздействия

на элементы природы и его связь с научно – техническим прогрессом. Примеры положительного и отрицательного воздействия научно – технического прогресса на взаимодействие. Размещение производства и проблема отходов. Экологические последствия различных видов человеческой  деятельности.

2

3

Естественное и антропогенное загрязнение биосферы. Условия устойчивого состояния экосистем и возможные причины возникновения экологического кризиса. Понятие о рациональном природопользовании. Концепция устойчивого развития. Программа перехода РФ на модель устойчивого развития.

2

4

Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производство сельскохозяйственной продукции. Проблемы сохранения человеческих ресурсов.

2

5

Современное состояние окружающей среды Московской области. Особенности территории и характер природопользования. Техногенные ландшафты. Экологические проблемы региона.

2

Практическое занятие.

Обсуждение глобальных проблем окружающей среды и путей их решения. Выявление роли  человеческого фактора в решении проблем экологии.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить доклад на одну из тем:

  •  «Город – новая среда обитания человека  и животных»;
  • «Экология и здоровье человека»;
  • «Глобальные проблемы окружающей среды».

4

Тема 1.2.

Природные ресурсы и рациональное природопользование.

Содержание.

1

Природные ресурсы и их классификация. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства. Принципы рационального природопользования.

2

2

2

Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды. Виды мониторинга. Концепция предельно – допустимой концентрации  (ПДК). Нормативные качества в производственно – хозяйственной сфере. Комплексные нормативные качества. Методы контроля за состоянием загрязнения природных вод, почв, атмосферного воздуха

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка доклада по теме: «Природные ресурсы России (Мира)»

4

Тема 1.3. Охрана биосферы.

Содержание.

1

Использование и охрана атмосферы, гидросферы. Основные источники техногенного воздействия на атмосферу и гидросферу.

2

2

2

Использование и охрана почвы, недр, растительного и животного мира. Основные источники техногенного воздействия на почву, недра, растительный и животный мир.

2

3

Способы ликвидации последствий загрязнения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить доклад  по теме: «Современные методы очистки сточных вод»

4

Раздел 2.

 Правовые и социальные вопросы природопользования.

Содержание.

1

История Российского природоохранного законодательства. Государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды. История Российского природоохранного законодательства. Природоохранные постановления 1970 – 1990 годов законодательными органами. Закон «Об охране окружающей природной среды» 2008 года. Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды. Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности. Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи. Природоохранное просвещение. Создание в рамках ООН в 1983 году независимой международной комиссии по охране окружающей среды. Понятие об экологической безопасности жизнедеятельности, основные меры её обеспечения

2

2

2

Участие России в деятельности международных природоохранных организаций.

Этапы становления международного сотрудничества. Принципы международного сотрудничества. Международные экологические организации (Римский клуб, Гринпис и т.д.). Сотрудничество с организацией объединенных наций. Международный союз охраны природы и его функции. Декларация генеральной ассамблеи ООН периода 1970 – 1992 гг. Всемирная хартия природы (кодекс 1983г). Конвенция по охране озонового слоя (1985г), конвенция ООН с 1996 года и по настоящее время, основные положения. Развитие новых межгосударственных контактов в этой области

2

Практическое занятие.

Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды. Работа с нормативно-правовыми актами.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовка доклада по теме: «Особо охраняемые природные территории».

2

Раздел 3.

Охрана водной поверхности при эксплуатации судов.

Содержание.

1

Требованиях международных конвенций по предотвращению загрязнения окружающей среды судами. Регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности История, виды и формы международного сотрудничества, участие в них России, основные международные конвенции (МАРПОЛ 1973/1978) по предотвращению загрязнения моря и судов.

2

2

2

Меры предосторожности, которые необходимо предпринимать для предотвращения загрязнения морской и речной окружающей среды. Процедуры по борьбе с загрязнением окружающей среды. Использование оборудования, предназначенного для борьбы с загрязнением окружающей среды.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка доклада по теме: «Процедуры по борьбе с загрязнением водной поверхности».

3

2

Дифференцированный зачет по курсу «Экологические основы природопользования»

2

всего

51

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3 .  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экологических основ природопользования.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя.

- наглядные пособия:  учебные видеофильмы.

Технические средства обучения:

- телевизор

- видеомагнитофон.

3.2.Информационное  обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий.

Основная литература:

  1. Арустамов, Э. А. Экологические основы природопользования : учеб. / Э. А. Арустамов, И. В. Левакова, Н. В. Баркалова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Дашков и К°, 2008. – С. 305.
  2. Блинов, Л. Н., Экологические основы природопользования : учеб. для ссузов / Л. Н. Блинов, И. Л. Перфилова, Л. В. Юмашева. – М. : Дрофа, 2010. – С. 193.
  3. Колесников, С. И. Экологические основы природопользования : учеб. / С. И.    Колесников. – 2-е изд. – М. : Дашков и К°, 2010. – С. 286.
  4. Константинов, В. М. Экологические основы природопользования : учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / В. М. Константинов, Ю. Б. Челидзе. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2006. – С. 77
  5. Трушина, Т. П. Экологические основы природопользования : учеб. для колледжей и сред. спец. учеб. заведений / Т. П. Трушина. – 5-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д : Феникc, 2009. – С. 359.

Дополнительная литература:

  1. Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Сидорин А. П.   Экология. – М.: Дрофа, 1995.-240с.
  2. Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990.-637с.
  3. Чернова Н. М.  Основы экологии: учеб. для образоват. учреждений/ Н.М.Чернова, В.М. Галушин, В.М.Константинов; под ред. Н.М.Черновой.  – М.: Дрофа, 2006.- 302с.
  4. Экология России: Хрестоматия/ . - М.: АО "Мдс", 1995. - 316, [4] с.: ил..

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов человеческой  деятельности;

 

Индивидуальный контроль.

- практическое занятие

- презентация результатов внеаудиторной самостоятельной работы.

осуществлять процедуры по борьбе с загрязнением окружающей среды

- презентация результатов внеаудиторной самостоятельной работы

соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности;

- практическое занятие

- презентация результатов внеаудиторной самостоятельной работы.

использовать оборудование, предназначенное для борьбы с загрязнением окружающей среды;

- практическое занятие

- презентация результатов внеаудиторной самостоятельной работы.

Знания:

о взаимосвязи организмов и среды обитания;

Индивидуальный контроль.

- тестирование

 - устный опрос

об условиях устойчивого состояния экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;

- тестирование

- устный опрос

о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;

- тестирование

- устный опрос

 об экологических принципах рационального природопользования;

- тестирование

- устный опрос



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса, разработана на основе комплексной программы 5-11 классы. Основная школа.Средняя (полная) школа. Под общей ред.А.Т.Смирнова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельностиУровень общего образования общеобразовательный 8 классКоличество часов 34Учитель Плохих Светлана НиколаевнаПрограмма разработана на...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам религиозной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)

Рабочая программа разработана на основе авторской  программы А.Я. Данилюка. Основы религиозных культур и светской этики. Москва, « Просвещение»,2012г....

рабочая программа Экологические основы природопользования 080501 Менеджмент (по отраслям) 2011

Рабочая программа дисциплины Экологические основы природопользования...

Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 10 и 11 класса в соответствии с ФГОС на основе комплексной программы ОБЖ под общей редакцией А. Т. Смирнова.

Рабочая программа по ОБЖ для 10 и 11 класса разработана в соответствии с основными требованиями ФГОС на основе программы и УМК А.Т.Смирнова...