Рабочая программа по экологии, по профессии Машинист дорожных и строительных машин
рабочая программа по экологии (11 класс)

Белоконева Ирина Александровна

Рабочая программа по экологии, для профессии Машинист дорожных и строительных машин

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение ___

ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                            ОДБ.11  ЭКОЛОГИЯ_________________

название  учебной дисциплины

2021 г.


Программа разработана на основе примерной  программы общеобразовательной учебной дисциплины Экология для профессиональных образовательных организаций рекомендованной  ФГАУ «Федеральный институт развития образования» в качестве примерной программы  для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 387 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»)

Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Сангарский многопрофильный лицей», РС(Я), Кобяйский улус, п. Сангар, ул. Горбунова, 22, тел/факс (41163)21401

Разработчик:

И.А.Белоконева, преподаватель  ГБПОУ РС(Я) «Сангарский многопрофильный лицей»

Ф.И.О.,  должность

Программа рекомендована к использованию ЦМК общеобразовательных дисциплин

Протокол №   8   от «15» _июня__ 2021 г.

Председатель _________________ И.А. Белоконева

                подпись        

и.о. директора _________________ Л.Н. Рудых

                подпись

        

                        М.П.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………….………..

4

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………

5

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИ……………..…..

8

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………………………….

8

1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

_________________________Экология_____________________

название дисциплины

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) в соответствии с ФГОС по  профессии  23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

___                                       общеобразовательный цикл____________________________________

указать принадлежность учебной дисциплины к учебному циклу

1.3. Требования к результатам обучения:

Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

• личностных:

  • устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
  • готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;
  • объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;
  • умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
  • готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;
  • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
  • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;

•метапредметных:

  • овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;
  • применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;
  • умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;

• предметных:

  • сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество—природа»;
  • сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
  • владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
  • владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
  • сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
  • сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

        Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

1.4. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Содержание программы «Экология» направлено на достижение следующих целей:

  • получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественно-научной и социальной дисциплины, ее роли в формировании картины мира; о методах научного познания;
  • овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.

        В программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед экологией, решение которых направлено на рациональное природопользование, на охрану окружающей среды и создание здоровьесберегающей среды обитания человека.

                Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС).

1.5. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося__54__часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __36__ часов;

самостоятельной работы обучающегося __18__ часов;

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

     теоретическое обучение

36

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины                                     Экология___________                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение

Тема 1.1. Введение

Содержание учебного материала

2

1

Экология как наука. История развития экологии.

2

2

Раздел 2.Экология как научная дисциплина

10 (6+4СРС)

Содержание учебного материала

Тема 2.1. Общая экология

1

Среда обитания. Законы и правила экологии.

2

2

Тема 2.2. Прикладная экология

2

Антропогенное загрязнение биосферы. Экологические проблемы.

2

2

Тема 2.3. Социальная экология

3

Социальные вопросы экологии. Экологическая культура населения.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Выполнение индивидуальных заданий по темам: «Антропогенное загрязнение биосферы», «Экологическая культура населения»

4

Раздел 3. Среда обитания человека и экологическая безопасность

16 (10+6СРС)

Содержание учебного материала

Тема 3.1. Среда обитания человека

1

Окружающая человека среда и ее компоненты.

2

2

Тема 3.2. Городская среда

2

Городские помещения. Условия жизни в городе.

2

2

Экологические проблемы в городской среде.

4

2

Тема 3.3. Сельская среда

4

Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Темы докладов:

- Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на одну проблему

- Причины возникновения экологических проблем в городе

- Причины возникновения экологических проблем в сельской местности

- Среда обитания и среда жизни: сходство и различия

- Структура экологической системы

6

Раздел 5. Охрана природы

12 (8+4СРС)

Содержание учебного материала

Тема 5.1. Природоохранная деятельность

1

Особо охраняемые природные территории России. Экологическая диагностика и мониторинг.

2

3

Тема 5.2. Природные ресурсы и их охрана

2

Природные ресурсы России и их охрана.

4

2

4

Природные ландшафты.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся.

1. Разработка глоссария по теме «Природные ресурсы России  и их охрана»

4

Раздел 4. Концепция устойчивого развития

14 (10+4СРС)

Содержание учебного материала

Тема 4.1. Возникновение концепции устойчивого развития

1

Концепция «устойчивого развития»

2

2

Тема 4.2. Устойчивость и развитие

2

Глобальные экологические проблемы.

2

2

3

Экологический след человечества.

2

2

4

Решение экологических задач.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся.

1. Составление кроссворда по теме «Глобальные экологические проблемы»

4

Дифференцированный зачет

2

ВСЕГО

54 (36+18СРС)

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета

________общеобразовательных дисциплин__________________________________________

указывается наименование

Технические средства обучения: компьютер, видеопроектор

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Титов Е.В., Скворцов П.М., Скворцова Я.В. Экология: учебник: Рекомендовано ФГАУ «ФИРО». – 304с., ИЦ «Академия», 2016

Константинов В. М., Челидзе Ю. Б. Экологические основы природопользования. — М., 2014.

Марфенин Н. Н. Экология и концепция устойчивого развития. — М., 2014.

Дополнительные источники:

Атлас Растения Якутии

Атлас Животный мир Якутии

Пивоваров Ю. П., Королик В. В., Подунова Л. Г. Экология и гигиена человека: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Тупикин Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Экология (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.

Интернет-ресурсы:

www. ecologysite. ru (Каталог экологических сайтов).

www. ecoculture. ru (Сайт экологического просвещения).

www. ecocommunity. ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии Рос-

сии).

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Личностные:

Развитие устойчивого интереса к истории и достижениям в области экологии

Методы: устный и письменный контроль, дидактические тесты, наблюдение

Формы: фронтальный, групповой, комбинированный контроль

Готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания

Методы: устный и письменный контроль, дидактические тесты, наблюдение

Формы: фронтальный, групповой, комбинированный контроль

Объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества

Методы: устный и письменный контроль, дидактические тесты, наблюдение

Формы: фронтальный, групповой, комбинированный контроль

Умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека

Методы: устный и письменный контроль, дидактические тесты, наблюдение

Формы: фронтальный, групповой, комбинированный контроль

Готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации

Методы: устный и письменный контроль, дидактические тесты, наблюдение

Формы: фронтальный, групповой, комбинированный контроль

Умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития

Методы: устный и письменный контроль, дидактические тесты, наблюдение

Формы: фронтальный, групповой, комбинированный контроль

Умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии

Методы: устный и письменный контроль, дидактические тесты, наблюдение

Формы: фронтальный, групповой, комбинированный контроль

Метапредметные:

Овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных аспектов окружающей среды

Методы: устный и письменный контроль, дидактические тесты, наблюдение

Формы: фронтальный, групповой, комбинированный контроль

Применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возможно столкнуться в профессиональной деятельности

Методы: устный и письменный контроль, дидактические тесты, наблюдение

Формы: фронтальный, групповой, комбинированный контроль

Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике

Методы: устный и письменный контроль, дидактические тесты, наблюдение

Формы: фронтальный, групповой, комбинированный контроль

Умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач

Методы: устный и письменный контроль, дидактические тесты, наблюдение

Формы: фронтальный, групповой, комбинированный контроль

Предметные:

Сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек-общество-природа»

Методы: устный и письменный контроль, дидактические тесты, наблюдение

Формы: фронтальный, групповой, комбинированный контроль

Сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности

Методы: устный и письменный контроль, дидактические тесты, наблюдение

Формы: фронтальный, групповой, комбинированный контроль

Владение умениями применять экологические знания в различных жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей

Методы: устный и письменный контроль, дидактические тесты, наблюдение

Формы: фронтальный, групповой, комбинированный контроль

Сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде

Методы: устный и письменный контроль, дидактические тесты, наблюдение

Формы: фронтальный, групповой, комбинированный контроль

Сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры

Методы: устный и письменный контроль, дидактические тесты, наблюдение

Формы: фронтальный, групповой, комбинированный контроль

Разработчик:         

Преподаватель  ГБПОУ РС(Я)

«Сангарский многопрофильный лицей»    ____________________      И.А.Белоконева

             (должность, место работы)                                    (подпись)                           (инициалы, фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Робочая программа по истории по (специальностям) ) начального профессионального образования ) 1«Машинист дорожно и строительных машин, Продавец,контролёр,кассир.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образова...

Комплект контрольно-оценочных средств общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.06 «Машинист дорожных и строительных машин»

Комплект контрольно-оценочных средств общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования...

Календарно-тематический план общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.06 «Машинист дорожных и строительных машин»

Календарно-тематический план общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования...

Рабочая программа по английскому языку для профессий "Автомеханик", "Машинист дорожных и строительных машин"

Рабочая программа по английскому языку для профессий "Автомеханик", "Машинист дорожных и строительных машин"...

Календарно-тематическое планирование по английскому языку для профессий "Автомеханик", "Машинист дорожных и строительных машин"

Календарно-тематическое планирование по английскому языку для профессий "Автомеханик", "Машинист дорожных и строительных машин"...

Контрольно-измерительные материалы по экологии, по профессии Машинист дорожных и строительных машин

Контрольно-измерительные материалы для текущего и промежуточного контроля по дисциплине Экология...