Занятие 02.11.2021Условия проведения экспериментальных исследований
план-конспект занятия по экологии (8 класс)

Условия проведения экспериментальных исследований

Цель: создать условия для ознакомления с новым методом исследования.

Задачи: развитие мышления в процессе формирования основных приёмов мыслительной деятельности: анализа, синтеза , сравнения, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

развитие внимания и наблюдательности;

развитие языковой культуры и формирование речевых умений: чётко излагать свои мысли;

формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в группах;

формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Личностные результаты: В предложенных ситуацияхделать выбор как поступить при поддержке других участников группы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию).

Познавательные УУД:- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя и в процессе практической работы;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в группе.

Коммуникативные УУД: - довести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи;

- слушать и понимать речь других;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Предметные результаты: выделять существенные признаки предметов;

- обобщать, делать несложные выводы.


 


 


 

Ход занятия.

Этапы занятия

Содержание этапа

Задачи этапа

1. Организационный момент.

«Импульс».

- Ребята, встаньте в круг и возьмитесь за руки.

Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!

Настрой на работу и доброжелательное отношение друг к другу

2.Актуализация знаний.

- Каков обычный план любого нашего занятия?

 

1. Повторяем то, что знаем…

2. Открываем новые знания…

3. Применяем новые знания на практике…

4. Оцениваем свою работу на занятии…

 

- О чем мы говорили на прошлом занятии? (Об исследовании)

- А что такое исследование?

(поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов и истины)или (научный метод изучения чего-либо)

- Какие методы исследования вы знаете? (опрос, анкетирование, изучение специальной литературы, наблюдение)

 

- Как вы поняли, что такое наблюдение?

 

(1. Выбирается объект или ситуация наблюдения, то есть, ЧТО НАБЛЮДАТЬ?

2. Затем выбирается способ наблюдения, то есть, КАК НАБЛЮДАТЬ?

3. Все наблюдения записываются в тетрадку или таблицу.

4. Затем все результаты обрабатываются, и делается какой-либо ВЫВОД.)

 

- Для чего надо быть наблюдательным?

 

 

(Наблюдательность – полезное качество.Наблюдательный человек видит больше и понимает происходящее лучше.Яркость красок мира открывается тем, кто умеет смотреть и видеть.)

- Давайте, проверим вашу наблюдательность. Используя мимику и жесты, ответьте на вопросы:

- Как по вашим наблюдениям выглядит веселый человек?

- а теперь - грустный,

- а удивлённый,

- усталый,

- а опрятный,

- а неряха,

- а счастливый?...

Сейчас проверю, кто самый наблюдательный. Какого цвета бусы были на мне вчера?...

 

Задание1

-Рассмотрите предметы вокруг вас. А теперь, стараясь не оглядываться:

- Назовите предметы зеленого цвета,

- а теперь - прямоугольные предметы,

- мягкие предметы,

- бьющиеся предметы.

-Какое задание было трудным для выполнения?

(Назвать мягкие и бьющиеся предметы)

- Почему?

 

 

 

Развитие наблюдательности и умения анализировать.

3.Формулировка темы и постановка цели занятия.

Наблюдение - самый доступный из всех методов. Но не всегда простым наблюдением можно найти истину.

-Сегодня мы поговорим о новом методе исследования. Попробуйте догадаться, о каком методе пойдет речь? …

Таким образом, вы сможете сформулировать новую тему нашего занятия.

 

Подсказка: Это слово имеет два значения.

1) Научно поставленный опыт.

2) Любой опыт, любая попытка, проба осуществить что-либо каким-либо способом.

 

Тема:«Эксперимент»

- Определите ЦЕЛЬ занятия.

- Познакомиться с новым методом исследования – экспериментом.

Формирование умения ставить перед собой цель

4. Работа над основными понятиями

Эксперимент (в переводе с латинского - проба, опыт) -один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания.

В отличие от наблюдения, который только фиксирует свойства предметов, эксперимент предполагает воздействие человека на объект и предмет исследования.

Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения.

Эти действия называются экспериментированием.

 

- Займемся этим интересным методом. Так как этот метод всё-таки НАУЧНЫЙ, давайте представим себе, что у нас в классе сейчас три маленькие научные лаборатории. А в лабораториях всегда есть ГЛАВНЫЙ научный сотрудник, который руководит всем процессом и его ассистенты-лаборанты. Назначьте в своей лаборатории ГЛАВНОГО….

Задание2. Определение плавучести предмета.

- Сейчас мы попробуем определить ПЛАВУЧЕСТЬ предметов.

- Перед вами лежат предметы: деревянный брусок, металлическая крышка, пластмассовая ложка, скрепка, металлический цилиндр, гвоздь, обычный ластик (то бишь, стёрка), бумажный кораблик и посуда с водой.

-Как вы думаете, какой предмет утонет в этой посуде с водой? Выдвигайте свои гипотезы.

(Выдвижение гипотез).

Проверка гипотез.

- Проверьте свои предположения методом практического исследования.

- Какие предметы сразу утонули?

Вывод?

Любая гипотеза должна быть проверена экспериментом.

- Продолжим эксперимент.

- Все ли предметы одинаково держатся на воде? ….

- От чего это зависит? ….

/от вещества, из которого сделан предмет/

- А ещё есть такая физическая величина, название которой зашифровано на картинке в виде ребуса. Попробуйте разгадать это слово. (ПЛОТНОСТЬ)

- У каждого тела и вещества в природе своя плотность. И у воды в том числе. Если плотность тела больше плотности воды, то оно тонет. (Более подробно вы об этом узнаете на уроках физики в 7 классе)

- Скажите, как вы думаете, бумажный кораблик никогда не утонет?....

- Давайте проверим. Польём воду из стаканчика на кораблик…

- Так почему же он утонул? ... /При добавлении воды в бумагу плотность кораблика стала больше/

- Почему металлическая крышка, лежащая на поверхности воды в горизонтальном положении не тонет, а гвоздь и металлический цилиндр - тонут?

/  На крышку действует  выталкивающая сила воды. Она держит её на плаву некоторое время благодаря объему, лёгкому весу и плоской поверхности с загнутыми краями, но стоит нам добавить весу к этой крышке (например, что-то положить на неё сверху), или повернуть её ребром, она тоже пойдет ко дну. Гвоздь же и металлический цилиндр  вытесняют меньше воды. И так как погружаемый объем тела в этом случае меньше, то выталкивающей силы недостаточно, чтобы они остались на поверхности./

/Физики это явление называют поверхностным натяжением жидкости, подробнее об этом вы узнаете в 7-ом классе/ - вывешиваю на доску терминологию

- А что произойдет, если соединить плавающий и неплавающий предметы? (например, деревянный брусок и ластик?)

- Положите на брусок ластик… Что мы видим?

- Что происходит с ластиком? … А с бруском?...

(под тяжестью массы ластика брусок воздействует на поверхностное натяжение воды и частично погружается в воду, но не тонет совсем)

-Давайте сделаем вывод: от чего же зависит плавучесть предметов?

Вывод:1. От вещества, из которого сделан предмет

2. От плотности тела

3. От поверхностного натяжения воды

Определение понятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Упражнение на развитие исследовательских умений.

Работа в таблицах наблюдения.

- А теперь мы с вами будем учиться, не только проводить исследования с помощью нового метода и анализировать, но и фиксировать свои результаты в таблицах наблюдения и делать выводы.

- Многие блестящие предметы, (и это всем хорошо известно), позволяют увидеть собственное отражение.

- Посмотрите вокруг, ЧТО в нашем классе может отражать предметы?...

Задание1. Эксперименты с отражением.

- Сейчас вы проведете эксперимент и попробуете определить, от чего зависит качество изображения в отражающих предметах (предметы спрятаны в коробке №1)

Все свои результаты вы должны зафиксировать в таблице наблюдения №1.

И не забудьте записать свой вывод.

Таблица наблюдения №1.

Предмет

Поверхность гладкая/ неровная

Поверхность блестящая/ тусклая/прозрачная

Отражение хорошее/плохое

Металлическая ложка

Неровная

Блестящая

Плохое

Фольга

Неровная

Тусклое

Плохое

Стекло

Гладкая

Прозрачное

Хорошее

Зеркало

Гладкая

Блестящее

Хорошее


 

Вывод. Предметы хорошо отражаются в гладких и блестящих поверхностях.


 

Физкультминутка.(музыкальная)

Задание2.Эксперимент с магнитом и металлами.

-Многие знают, что магнит, как по волшебству, притягивает металлы.

Но все ли металлы притягивает магнит?

- Выдвинете свои гипотезы.

- В коробке №2 спрятаны металлические предметы. С помощью магнита проведите эксперимент и определите, какие предметы притягиваются.

Запишите свои результаты в ТАБЛИЦУ наблюдений №2, проанализируйте их и сделайте вывод на основе своего эксперимента.


 

Таблица наблюдений №2

Предмет

Металл

Притяжение

скрепка

сталь

есть

кнопка

сталь

есть

гвоздь

сталь

есть

проволока

медь

нет

ложка

алюминий

нет

Вывод: Магнит хорошо притягивает стальные предметы, а медные и алюминиевые-нет.


 

Развитие умения проводить исследование, анализировать, делать выводы, фиксировать результаты.

4. Итог занятия

- Итак, какова была цель нашего занятия?

- Достигли вы этой цели?

- Понравился вам новый метод исследования?

- Какие открытия для себя сделал каждый из вас?

- Попробуйте с помощью вспомогательных слов на экране высказать своё мнение по поводу сегодняшнего занятия…

- Оцените свою работу в течение всего занятия.

- А теперь дайте оценку своего вклада в работе группы.

 

Спасибо за любознательность и активное участие в течение всего

занятия!

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Условия проведения экспериментальных исследований

Цель: создать условия для ознакомления с новым методом исследования.

Задачи: развитие мышления в процессе формирования основных приёмов мыслительной деятельности: анализа, синтеза , сравнения, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

развитие внимания и наблюдательности;

развитие языковой культуры и формирование речевых умений: чётко излагать свои мысли;

формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в группах;

формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Личностные результаты: В предложенных ситуацияхделать выбор как поступить при поддержке других участников группы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию).

Познавательные УУД:- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя и в процессе практической работы;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в группе.

Коммуникативные УУД: - довести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи;

- слушать и понимать речь других;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Предметные результаты: выделять существенные признаки предметов;

- обобщать, делать несложные выводы.




Ход занятия.

Этапы занятия

Содержание этапа

Задачи этапа

1. Организационный момент.

«Импульс».

- Ребята, встаньте в круг и возьмитесь за руки.

Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!

Настрой на работу и доброжелательное отношение друг к другу

2.Актуализация знаний.

- Каков обычный план любого нашего занятия?

1. Повторяем то, что знаем…

2. Открываем новые знания…

3. Применяем новые знания на практике…

4. Оцениваем свою работу на занятии…

- О чем мы говорили на прошлом занятии? (Об исследовании)

- А что такое исследование?

(поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов и истины)или (научный метод изучения чего-либо)

- Какие методы исследования вы знаете? (опрос, анкетирование, изучение специальной литературы, наблюдение)

- Как вы поняли, что такое наблюдение?

(1. Выбирается объект или ситуация наблюдения, то есть, ЧТО НАБЛЮДАТЬ?

2. Затем выбирается способ наблюдения, то есть, КАК НАБЛЮДАТЬ?

3. Все наблюдения записываются в тетрадку или таблицу.

4. Затем все результаты обрабатываются, и делается какой-либо ВЫВОД.)

- Для чего надо быть наблюдательным?

(Наблюдательность – полезное качество.Наблюдательный человек видит больше и понимает происходящее лучше.Яркость красок мира открывается тем, кто умеет смотреть и видеть.)

- Давайте, проверим вашу наблюдательность. Используя мимику и жесты, ответьте на вопросы:

- Как по вашим наблюдениям выглядит веселый человек?

- а теперь - грустный,

- а удивлённый,

- усталый,

- а опрятный,

- а неряха,

- а счастливый?...

Сейчас проверю, кто самый наблюдательный. Какого цвета бусы были на мне вчера?...

Задание1

-Рассмотрите предметы вокруг вас. А теперь, стараясь не оглядываться:

- Назовите предметы зеленого цвета,

- а теперь - прямоугольные предметы,

- мягкие предметы,

- бьющиеся предметы.

-Какое задание было трудным для выполнения?

(Назвать мягкие и бьющиеся предметы)

- Почему?

Развитие наблюдательности и умения анализировать.

3.Формулировка темы и постановка цели занятия.

Наблюдение - самый доступный из всех методов. Но не всегда простым наблюдением можно найти истину.

-Сегодня мы поговорим о новом методе исследования. Попробуйте догадаться, о каком методе пойдет речь? …

Таким образом, вы сможете сформулировать новую тему нашего занятия.

Подсказка: Это слово имеет два значения.

1) Научно поставленный опыт.

2) Любой опыт, любая попытка, проба осуществить что-либо каким-либо способом.

Тема:«Эксперимент»

- Определите ЦЕЛЬ занятия.

- Познакомиться с новым методом исследования – экспериментом.

Формирование умения ставить перед собой цель

4. Работа над основными понятиями

Эксперимент (в переводе с латинского - проба, опыт) -один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания.

В отличие от наблюдения, который только фиксирует свойства предметов, эксперимент предполагает воздействие человека на объект и предмет исследования.

Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения.

Эти действия называются экспериментированием.

- Займемся этим интересным методом. Так как этот метод всё-таки НАУЧНЫЙ, давайте представим себе, что у нас в классе сейчас три маленькие научные лаборатории. А в лабораториях всегда есть ГЛАВНЫЙ научный сотрудник, который руководит всем процессом и его ассистенты-лаборанты. Назначьте в своей лаборатории ГЛАВНОГО….

Задание2. Определение плавучести предмета.

- Сейчас мы попробуем определить ПЛАВУЧЕСТЬ предметов.

- Перед вами лежат предметы: деревянный брусок, металлическая крышка, пластмассовая ложка, скрепка, металлический цилиндр, гвоздь, обычный ластик (то бишь, стёрка), бумажный кораблик и посуда с водой.

-Как вы думаете, какой предмет утонет в этой посуде с водой? Выдвигайте свои гипотезы.

(Выдвижение гипотез).

Проверка гипотез.

- Проверьте свои предположения методом практического исследования.

- Какие предметы сразу утонули?

Вывод?

Любая гипотеза должна быть проверена экспериментом.

- Продолжим эксперимент.

- Все ли предметы одинаково держатся на воде? ….

- От чего это зависит? ….

/от вещества, из которого сделан предмет/

- А ещё есть такая физическая величина, название которой зашифровано на картинке в виде ребуса. Попробуйте разгадать это слово. (ПЛОТНОСТЬ)

- У каждого тела и вещества в природе своя плотность. И у воды в том числе. Если плотность тела больше плотности воды, то оно тонет. (Более подробно вы об этом узнаете на уроках физики в 7 классе)

- Скажите, как вы думаете, бумажный кораблик никогда не утонет?....

- Давайте проверим. Польём воду из стаканчика на кораблик…

- Так почему же он утонул? ... /При добавлении воды в бумагу плотность кораблика стала больше/

- Почему металлическая крышка, лежащая на поверхности воды в горизонтальном положении не тонет, а гвоздь и металлический цилиндр - тонут?

/  На крышку действует  выталкивающая сила воды. Она держит её на плаву некоторое время благодаря объему, лёгкому весу и плоской поверхности с загнутыми краями, но стоит нам добавить весу к этой крышке (например, что-то положить на неё сверху), или повернуть её ребром, она тоже пойдет ко дну. Гвоздь же и металлический цилиндр  вытесняют меньше воды. И так как погружаемый объем тела в этом случае меньше, то выталкивающей силы недостаточно, чтобы они остались на поверхности./

/Физики это явление называют поверхностным натяжением жидкости, подробнее об этом вы узнаете в 7-ом классе/ - вывешиваю на доску терминологию

- А что произойдет, если соединить плавающий и неплавающий предметы? (например, деревянный брусок и ластик?)

- Положите на брусок ластик… Что мы видим?

- Что происходит с ластиком? … А с бруском?...

(под тяжестью массы ластика брусок воздействует на поверхностное натяжение воды и частично погружается в воду, но не тонет совсем)

-Давайте сделаем вывод: от чего же зависит плавучесть предметов?

Вывод:1. От вещества, из которого сделан предмет

2. От плотности тела

3. От поверхностного натяжения воды

Определение понятия.

5. Упражнение на развитие исследовательских умений.

Работа в таблицах наблюдения.

- А теперь мы с вами будем учиться, не только проводить исследования с помощью нового метода и анализировать, но и фиксировать свои результаты в таблицах наблюдения и делать выводы.

- Многие блестящие предметы, (и это всем хорошо известно), позволяют увидеть собственное отражение.

- Посмотрите вокруг, ЧТО в нашем классе может отражать предметы?...

Задание1. Эксперименты с отражением.

- Сейчас вы проведете эксперимент и попробуете определить, от чего зависит качество изображения в отражающих предметах (предметы спрятаны в коробке №1)

Все свои результаты вы должны зафиксировать в таблице наблюдения №1.

И не забудьте записать свой вывод.

Таблица наблюдения №1.

Предмет

Поверхность гладкая/ неровная

Поверхность блестящая/ тусклая/прозрачная

Отражение хорошее/плохое

Металлическая ложка

Неровная

Блестящая

Плохое

Фольга

Неровная

Тусклое

Плохое

Стекло

Гладкая

Прозрачное

Хорошее

Зеркало

Гладкая

Блестящее

Хорошее


Вывод. Предметы хорошо отражаются в гладких и блестящих поверхностях.


Физкультминутка.(музыкальная)

Задание2.Эксперимент с магнитом и металлами.

-Многие знают, что магнит, как по волшебству, притягивает металлы.

Но все ли металлы притягивает магнит?

- Выдвинете свои гипотезы.

- В коробке №2 спрятаны металлические предметы. С помощью магнита проведите эксперимент и определите, какие предметы притягиваются.

Запишите свои результаты в ТАБЛИЦУ наблюдений №2, проанализируйте их и сделайте вывод на основе своего эксперимента.


Таблица наблюдений №2

Предмет

Металл

Притяжение

скрепка

сталь

есть

кнопка

сталь

есть

гвоздь

сталь

есть

проволока

медь

нет

ложка

алюминий

нет

Вывод: Магнит хорошо притягивает стальные предметы, а медные и алюминиевые-нет.


Развитие умения проводить исследование, анализировать, делать выводы, фиксировать результаты.

4. Итог занятия

- Итак, какова была цель нашего занятия?

- Достигли вы этой цели?

- Понравился вам новый метод исследования?

- Какие открытия для себя сделал каждый из вас?

- Попробуйте с помощью вспомогательных слов на экране высказать своё мнение по поводу сегодняшнего занятия…

- Оцените свою работу в течение всего занятия.

- А теперь дайте оценку своего вклада в работе группы.

Спасибо за любознательность и активное участие в течение всего

занятия!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему "Совместные экспериментальные исследования учителя и учащихся".

выступление на тему "Совместные экспериментальные исследования учителя и учащихся" рассказывает об использовании лаборатории L- микро в практике учителя....

Экспериментальные исследования восприятия сказочных героев разновозрастными носителями русского языка

Статья опубликована в сборнике "День науки - 2012: Актуальные проблемы современной филологии". В статье представлены результаты ассоциативного эксперимента, направленного на выявление характерных черт...

Экспериментальное исследование нарушений в развитии мышления и внимания у воспитанников "Социально-реабилитационного центра" младшего школьного возраста

Экспериментальное исследование нарушений в развитии  мышления и внимания у воспитанников "Социально-реабилитационного центра" младшего школьного возраста...

Внеклассное мероприятие "Экспериментальное исследование окислительно-восстановительных реакций"

Внеклассное мероприятие "Экспериментальное исследование окислительно-восстановительных реакций"...

Организация и проведение педагогически экспериментального исследования и его результаты.

Развитие вероятностного мышления практико-ориентированных задач на уроках алгебры в 7-х классах....