"Планета - наш дом"
статья по экологии (8 класс)

Шиляева Ольга Владимировна

Беседа проведена с целью формировать у воспитанников навыки экологической культуры.
Задачи: - расширить представление об экологической культуре;
- воспитывать стремление к личному участию в практических делах по защите окружающей среды, бережное отношение к природным ресурсам, любовь к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planeta-nash_dom.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формировать у воспитанников навыки экологической культуры.
Задачи: - расширить представление об экологической культуре;
- воспитывать стремление к личному участию в практических делах по защите окружающей среды, бережное отношение к природным ресурсам, любовь к родному краю.
Ход:
I. Вступительная часть.

Воспитатель. У нас над головой общая крыша – голубое небо, у нас под ногами общий пол – земная поверхность, у нас общая лампочка – ласковое солнце, у нас общий водопровод – реки и родники.
Сейчас мы послушаем стихотворение и ответим на вопрос, чем для нас является природа?

1 воспитанник: Природа – это дом, в котором мы живем,
И в нем шумят леса, текут и плещут реки.
Под сводом голубым, под светом золотым.
Хотим мы в этом доме жить вовеки.

Ответ: природа-наш дом.

Вывод: природа-это наш дом.

II. Основная часть.
1. Рассказ воспитателя:
Долгое время считалось, что человек – царь природы, который покоряет и подчиняет ее своим нуждам. Этот путь привел к многочисленным экологических катастрофам и ставит под угрозу саму жизнь человека на земле. Поэтому главное условие нашей жизни– не покорение, а сотрудничество с природой. Тема нашей беседы: «Планета– наш  дом». Мы будем говорить с вами о том, почему загрязняется наша планета, что можем сделать мы, чтобы предотвратить это загрязнение. Мы определим, как должен вести себя человек в общем доме под названием Земля, чтобы сохранить её для последующих поколений. Наше занятие мы посвятим экологии

2. Постановка проблемы.
- Как вы понимаете, что такое экология? 
(воспитанники высказывают свои мысли по вопросу).
3. Характеристика понятия 
«экология»
Воспитатель. Что же означает слово 
«экология»?

«Экос» - по-гречески жилище, «логос» - наука. Значит, экология – наука, дающая человеку возможность жить с природой в полном согласии. Экология – это наука о взаимоотношениях человека и природы. Соблюдать все её законы – это и есть экологическая культура.

Печальную картину представляет собой заброшенный дом: стены в грязных подтёках, выбиты стёкла, сломаны двери. Но во много раз страшнее бесхозяйственность и запустение в жилище, где нет стен и окон, а есть задымленное тысячами труб небо, варварски вырубленные леса. Мутные отравленные ядовитыми стоками воды рек и озёр. А жить в нём не только нам, сегодняшним, но и тем, кто будет после нас. Если природе становится плохо, непременно будет плохо и нам, людям. Человечество стоит на пороге глобального экологического кризиса.

Сейчас мы увидим основные экологические проблемы нашей планеты.

Воспитанники воспроизводят содержание слайдов.

-Но случилась с ним беда:

Пятна нефти чаще, шире,

Просит помощи вода.

-Города как в плен, в оковы

Ядовитый смог берет,

-И кислотные готовы

облака удвоить счет,

-Вся оврагами покрыта,

Словно язвами, она,

Вдоль и поперек изрыта,

Почва тяжело больна.

-И страниц у книги Красной

Все количество растет…

-А была Земля прекрасной,

что же в будущем нас ждет?
1 Какие экологические проблемы у нашей планеты?

3. А сейчас мы с вами выясним какие проблемы есть в нашем крае, в нашем городе?

Вы слыхали о воде

Говорят, она везде!

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда.

Без неё нам ни умыться,

Ни наесться, ни напиться.

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Для чего нам нужна вода?

-для питья, для приготовления еды…

Воспитатель: Человек ежедневно расходует 150 литров воды. Пресной воды, пригодной для использования, на Земле очень мало, причем на ледники Арктики и Антарктиды. В последнее время экологи все чаше говорят о надвигающемся питьевом голоде.

Ребята, кто может ответить, что такое питьевой голод.

-маленький запас пресной воды.

Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было заполнить множество товарных поездов. Даже в водах Северного Ледовитого океана нашли остатки стирального порошка. К сожалению и у нашей Волги есть такие же экологические проблемы.

В каком состоянии берег Волги? Чем он загрязнен? Как мы можем помочь Волге? Какие правила поведения надо помнить, отдыхая на берегу реки. Выполняете ли вы их?

Примерные ответы: 1. Не мойте грязные машины вблизи водоёмов. 2. Не выбрасывайте в водоёмы мусор. 3. Ведите ловлю рыбы только разрешёнными способами.

5. Физминутка для глаз.

Раз – налево, два – направо, Три – наверх, четыре - вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир.

6. Состояние лесов в области.

Воспитатель: В нашей области много лесов.

Воспитатель: Люди не могут обойтись без леса. Ведь листья деревьев, травы поглощают углекислый газ, который мы выдыхаем и который вырабатывают заводы. Взамен выделяют кислород, которым мы дышим. Если человек без пищи может прожить больше месяца, без воды – 5 дней, то без кислорода – не более 3 минут. Вот почему так важен для человека лес, вот почему его надо охранять и беречь.

Воспитатель: Теперь давайте посмотрим, как чувствует себя находящийся около нашего города лес.- А знаете ли вы, что кожура банана разлагается – до 6 месяцев. Бумажный стаканчик — до 5 лет. Консервная банка — 10 лет. Деревянная палка — 4 года. Алюминиевые, пластиковые бутылки – более 500 лет. Стеклянные бутылки — никогда.

Какие правила поведения в лесу вы соблюдаете? Что значит – охранять лес?

 «Правила поведения в лесу»

(Воспитанники по очереди читают) Не рвите цветы. Не разоряйте муравейники. Не разводите костры. Не поднимайте крик и шум. Не оставляйте после себя мусор!

7. Динамическая пауза «Самолет» (под музыку)

Мы садимся в самолет, (Воспитанники приседают)

Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают,говорят: «ж-жу»)

Мы летим над облаками. (Руки в стороны)

Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)

Видим, как течет река, (Показывают руками волны)

Видим лодку рыбака. («Забрасывают» удочку)

Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо,говорят : «ж-жу»)

Приземляться нам пора! (Приседают)

Давайте вспомним, как учащиеся нашей школы помогали сохранить красоту леса. В нашей школе есть традиция, которая называется экологический десант. Весной мы выезжаем в лес и убираем там мусор. Мы с вами принимаем участие в экологической акции «Отчистим планету от мусора».

8. Закрепление материала.

«Дерево спасения»

- Мне бы хотелось узнать, какую помощь вы можете оказать природе. Сейчас я раздам вам листики, а вы напишите на них, что вы могли бы сделать для спасения природы. После выполнения работы ребята зачитывают свои предложения и вешают листик на ветку.
Воспитатель: ребята, если вы окажете помощь природе, то деревья будут всегда такими зелеными. Мы с вами говорили о том, что пластиковые предметы разлагаются 500 лет. Пластиковую посуду надо выбрасывать в специальные контейнеры для переработки.

III. Подведение итогов:

Воспитатель: - Заинтересовал ли вас сегодняшний разговор? - Какие факты вас удивили? - Какое впечатление у вас осталось после занятия? (Примерные ответывоспитанников: - После занятия у меня появились тревога, ощущение опасности, вера в совесть человека, надежда на то, что люди прозреют и остановят катастрофу сознательно, ответственно).

Закончить наше занятиея хочу словами словацкого поэта Павла Гвездослава: «Я сорвал цветок – и он завял, я поймал жука – и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”.
Я желаю, чтобы к красотам нашего дома, нашей неповторимой хрупкой Земли, вы прикасались только добрым сердцем.
Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.
- Проявите свою причастность к её сохранению. Планета заболела! Мы должны её вылечить! Помните: Земля - единственная планета, на которой возможна жизнь! Давайте сохраним ее для будущего поколения! Судьба планеты в наших руках!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Планета женщин, планета мужчин"

Конспект открытого урока  "Основы психологии семейной жизни" 11 кл. Обобщающий с элементами тренинга."Планета женщин, планета мужчин"...

Презентация на тему: "Планеты земной группы" к открытому уроку :"Планеты земной группы".

Урок способствует хорошей подготовке учащихся к олимпиаде по астрономии и расширению знаний по астрономии....

Внеклассное мероприятие по химии "От планеты до планеты"

Внеклассное мероприятие или урок игра по химии для 8.9 классов....

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Планеты - гиганты и маленький Плутон.Природоведение 5 класс (к учебнику А.А.Плешакова.Н.И.Сонина).

Уроки по теме: " Соседи Солнца" ( Планеты земной группы и Планеты гиганты и маленький Плутон).Тест: "Соседи Солнца"Презентация к урокам: "Соседи Солнца"...

Внеклассное мероприятие по биологии «На планете все важны, на планете все нужны» (К всероссийскому дню посадки леса)

«Шуми, шуми, зеленый лес! Знаком мне шум твой величавый,И твой покой, и блеск небес над головой твоей кудрявой.Я с детства понимать привык твое молчание немоеИ твой таинственный язык как что-то ...

Фестиваль Дружбы Планет.Планета Нептун.

1 место в городском фестивале "Фестиваль планет"....