Экологические проблемы реки Берля
проект по экологии (9 класс)

Рахматуллина Эльмира Рашитовна

Цель: Изучение  экологических проблем реки Берля

Задачи:

- изучить общую характеристику реки Берля;

- изучить данные об истории названия реки;

- ознакомиться с флорой и фауной реки;

- исследовать качество поверхностных вод реки Берля;

- выявить источники возникновения экологических проблем;

- найти пути решения экологических проблем.

      Очаровывает своей красотой природа на берегах реки Берли. Слышно карканье грачей вьющих гнезда, пение скворцов, журчанье воды, гул талин на ветру. Началась весна! Начал таять снег и появились «подснежники» . На берегах реки в пределах села нельзя сделать и шагу, чтобы не встретить пластиковые или стеклянные бутылки, пакеты с мусором, останки животных, а в некоторых местах настоящие свалки мусора прямо у самой воды. Поваленные в реку бобрами стволы деревьев как сетью задерживают плывущий по воде мусор, в основном пластиковые и стеклянные бутылки, пакеты. При интенсивном таянии снега уровень воды в реке поднимется, и большая часть мусора понесется водой вниз по течению, в реку Свиягу, а затем и в Волгу.

      На правом склоне речной долины, на расстоянии примерно 400-500 метров от реки, находится животноводческая ферма, которая также может стать загрязнителем воды в реке.

     Попавшие в реку вещества, бытовой мусор могут отрицательно повлиять на качество воды в реке и привести к гибели живых организмов обитающих в реке. Также это может привести к интенсивному развитию в воде болезнетворных организмов, что может сделать опасным даже купание в реке.

 

Исследование воды в реке Берля.

      Чтобы определить степень загрязненности воды в реке, мы решили провести её химический анализ. Для этого мы взяли пробы воды в реке . Первую пробу мы взяли в месте, где река втекает на территорию села Берлибаш (проба 1), вторую – в месте, где река вытекает с территории села (проба 2) и определили величину pH.

      Для определения величины pH мы воспользовались набором для экологического мониторинга, это применение рН датчика , которые имеются в нашей школе.Так же использовали индикаторы ,которые имеются в химической лаборатории. Окраска индикаторов изменяется в зависимости от pH среды. Мы использовали в качестве индикаторов метил оранжевый, лакмус и фенолфталеин.

 

Определив величину pH, мы получили следующие результаты:

Исследуемый образец

Величина pH

Дистилированная вода

7

Вода из реки Берля – проба 1

7.01

Вода из реки Берля – проба 2

6.03

 

     Значение pH, или показатель кислотно-щелочного равновесия, является одним из важнейших параметров биохимических процессов, которые происходят в живом организме. Отклонение pH от нормы даже на 0.01 свидетельствует о резком изменении в процессах жизни в нашем водоеме.

Из данных в таблице мы делаем вывод, что вода пробе 2 имеет повышенную кислотность.

      На основании полученных данных был сделан вывод, что на величину  pH оказывает влияние повышенное содержание гумусных веществ, органических кислот, различные кислоты и щелочи минерального состава, которые могли поступить в водоём вместе со сточными водами, прошедшими сквозь образовавшиеся нелегальные свалки. Пониженное значение величины  pH во 2 пробе подтверждают увеличение кислот, а кислая среда является губительной для живых организмов, как  растительного, так и животного происхождения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр внешкольной работы "Экология, культура, образование" Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Берлибашская  основная общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

                         

Исследовательская работа по теме:

«Экологические проблемы реки Берля»

Работу выполнила ученица  9 класса,15 лет

Рахматуллина Зиля Альбертовна

Руководитель: Рахматуллина Эльмира Рашитовна,

педагог дополнительного образования,

учитель биологии и географии,

2117000054@edu.tatar.ru,89274268240

                                                                  2021 г

         Содержание:

1. Цель и задачи работы………………………………………………………3          

2. Введение…………………………………………………………………….3

3. Характеристика реки Берля……………………………………………….4

4. Флора и фауна реки Берля в пределах села Берлибаш …………………5

5. Экологические проблемы реки Берля…………………………………….5

- загрязнение бытовыми отходами (несанкционированные свалки);

- сельскохозяйственные предприятия прибрежных районов.

6. Исследование воды в реке Берля………………………………………… 6

- химический анализ проб воды.

7. Пути решения экологических проблем…………………………………...7

8. Мероприятия по улучшению экологического состояния реки………….7

9. Литература………………………………………………………………….8

10.Приложения.

                                         

                                          Исследовательская работа по теме:

Экологические проблемы реки Берля.

Цель: Изучение  экологических проблем реки Берля

Задачи:

- изучить общую характеристику реки Берля;

- изучить данные об истории названия реки;

- ознакомиться с флорой и фауной реки;

- исследовать качество поверхностных вод реки Берля;

- выявить источники возникновения экологических проблем;

- найти пути решения экологических проблем.

Введение.

      Татарстан  –  республика четырех крупных рек: Волги, Камы, Вятки и Белой. По территории республики протекает также около 500 малых рек длиной не менее 10 километров. Одной из этих рек является река Берля, протекающая в нашем районе. Реки имеют очень большое значение в жизни населения. Люди берут воду из рек для приготовления пищи, для скота, для хозяйственных нужд, велико эстетическое значение рек. Недаром люди издавна основывали свои поселения вблизи рек и озер. Без воды нет жизни, да и сама жизнь много миллионов лет назад зародилась именно в океане.

      К сожалению, в последние десятилетия состояние рек стало резко ухудшаться. Сейчас уже невозможно взять воду из реки для приготовления пищи, опасно даже искупаться в реке, потому что вода рек сильно загрязнена. Не является исключением и наша река Берля.

      Изучая тему «Гидросфера» на уроках географии, мы отправились на реку Берля (она находится примерно в 200 метрах от нашей школы), чтобы на месте изучить строение русла реки, характер течения, растительный и животный мир в долине реки. Мы обнаружили, что берега реки очень сильно захламлены различным  мусором. Именно это вызвало у нас желание изучить экологическое состояние реки, и найти пути решения этой проблемы.

      Характеристика реки Берля

      Течет по селу Берлибаш река Берля. Река является правым притоком реки Бирля, левым притоком реки Свияга, относится к малым рекам Татарстана. Длина реки составляет 17 километров, площадь бассейна – 122 км², протяженность реки в пределах села Берлибаш  около 2000 м. Берля берет начало в 3 км. к юго-западу  от леса  Берлибашского лесничества Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан, устье реки находится  ниже села Большие Кайбицы в 24  км  по правому берегу реки Бирля. Река имеет извилистое неразветвленное русло, в неё впадает 18 притоков, маловодна.  В нижнем течении река имеет ширину до 5-8 метров. В пределах села Берлибаш ширина реки составляет 2-3 метра.

      Существует несколько версий происхождения названия реки . По первой версии название происходит от татарского «бүре» и «иле», то есть река на земле волков. По другой версии название может произойти от финно-угорского «берлинга» - хмель (есть сведения, что на берегах реки черемисы когда-то выращивали хмель). Также название могло произойти от татарского глагола «бэрле» - бьёт, струится, ударяется.

      В хозяйственном отношении вода реки используется для водопоя скота, для бытовых нужд, для полива. Склоны долины реки используются для выпаса скота, во многих местах распаханы почти до берега. Водоохранная зона не соблюдается. Постановлением Совета Министров ТАССР от 10 января 1978 года № 25 и Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 июля 2009 года № 520 река признана памятником природы регионального значения .

Флора и фауна реки Берля в пределах села Берлибаш

      На берегах реки живут различные виды  животных. Во время проведения исследования в пределах села Берлибаш мы обнаружили на берегах реки следы зайца, бобра, ондатры, куницы, полевой мыши. На деревьях обнаружили гнёзда грачей, сороки, видели сову, скворцов. В летнее время можно встретить соловья, утку-крякву, цаплю и других птиц, можно встретить земноводных (лягушек), ужа, ежа, много насекомых. Также в пределах села в реке обитают некоторые виды рыб – окунь, щука, налим, голавль, плотва, пескарь. В нижнем течении реки обитает сазан, карась и некоторые другие виды.

    На берегах реки растет также большое количество разных видов растений. Здесь растет много травянистых растений, таких как мать-и-мачеха, рогоз, тростник и др. Из деревьев здесь растут ольха, тополь, особой гордостью села являются талины.

 Экологические проблемы реки Берля:

      Очаровывает своей красотой природа на берегах реки Берли. Слышно карканье грачей вьющих гнезда, пение скворцов, журчанье воды, гул талин на ветру. Началась весна! Начал таять снег и появились «подснежники» . На берегах реки в пределах села нельзя сделать и шагу, чтобы не встретить пластиковые или стеклянные бутылки, пакеты с мусором, останки животных, а в некоторых местах настоящие свалки мусора прямо у самой воды. Поваленные в реку бобрами стволы деревьев как сетью задерживают плывущий по воде мусор, в основном пластиковые и стеклянные бутылки, пакеты. При интенсивном таянии снега уровень воды в реке поднимется, и большая часть мусора понесется водой вниз по течению, в реку Свиягу, а затем и в Волгу.

      На правом склоне речной долины, на расстоянии примерно 400-500 метров от реки, находится животноводческая ферма, которая также может стать загрязнителем воды в реке.

     Попавшие в реку вещества, бытовой мусор могут отрицательно повлиять на качество воды в реке и привести к гибели живых организмов обитающих в реке. Также это может привести к интенсивному развитию в воде болезнетворных организмов, что может сделать опасным даже купание в реке.

Исследование воды в реке Берля.

      Чтобы определить степень загрязненности воды в реке, мы решили провести её химический анализ. Для этого мы взяли пробы воды в реке . Первую пробу мы взяли в месте, где река втекает на территорию села Берлибаш (проба 1), вторую – в месте, где река вытекает с территории села (проба 2) и определили величину pH.

      Для определения величины pH мы воспользовались набором для экологического мониторинга, это применение рН датчика , которые имеются в нашей школе.Так же использовали индикаторы ,которые имеются в химической лаборатории. Окраска индикаторов изменяется в зависимости от pH среды. Мы использовали в качестве индикаторов метил оранжевый, лакмус и фенолфталеин.

Определив величину pH, мы получили следующие результаты:

Исследуемый образец

Величина pH

Дистилированная вода

7

Вода из реки Берля – проба 1

7.01

Вода из реки Берля – проба 2

6.03

     Значение pH, или показатель кислотно-щелочного равновесия, является одним из важнейших параметров биохимических процессов, которые происходят в живом организме. Отклонение pH от нормы даже на 0.01 свидетельствует о резком изменении в процессах жизни в нашем водоеме.

Из данных в таблице мы делаем вывод, что вода пробе 2 имеет повышенную кислотность.

      На основании полученных данных был сделан вывод, что на величину  pH оказывает влияние повышенное содержание гумусных веществ, органических кислот, различные кислоты и щелочи минерального состава, которые могли поступить в водоём вместе со сточными водами, прошедшими сквозь образовавшиеся нелегальные свалки. Пониженное значение величины  pH во 2 пробе подтверждают увеличение кислот, а кислая среда является губительной для живых организмов, как  растительного, так и животного происхождения.

Пути решения экологических проблем.

      Бытовой мусор, попадая в реку, начинает разлагаться и выделяет различные вещества, которые оказывают отрицательное влияние на качество воды. Из-за загрязнения в реке могут погибнуть многие виды рыб, скудеет флора и фауна водоёмов, изменяется химический состав воды. Наше село красивое, но нужно сделать его ещё краше. Это в наших силах. Каждый, кто живет в селе, должен понять, что только от нас зависит красота села, что дом не заканчивается воротами и границами своего земельного участка. Наш дом – это вся наша земля. Только от нас зависит, каким будет наше село через 10 лет, через 100 лет, какое наследство мы оставим своим потомкам.

      Если мусор и дальше будет выбрасываться на берега реки, то уже через несколько лет  здесь может образоваться огромная свалка. Нам стоит задуматься над этим и привести берега нашей реки в порядок, улучшить её экологическое состояние, ведь река играет огромную роль в жизни человека.

      Мероприятия по улучшению экологического состояния реки

  1. Прекратить сбрасывать мусор и бытовые отходы на берега реки;
  2. Очистить берега реки от мусора;
  3. Провести агитацию среди населения о вреде несанкционированных свалок

ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ,

НАВЕДЁМ И СОХРАНИМ ПОРЯДОК В НЁМ!

Литература:

  1. А.С. Тайсин. География Республики Татарстан. Учебное пособие для 8-9 классов средних общеобразовательных школ. Казань. Магариф, 2009 г.
  2. Постановление кабинета Министров Республики Татарстан от 24.07.2009 №520. «Об утверждении Государственного реестра особо охраняемых природных территорий в Республике Татарстан…»
  3. komanda-k.ruТатарстан/река-берля
  4. oopt.aari.ruoopt/Река-Берля
  5. ru.wikipedia.orgБерля (приток Свияги)
  6. ru.wikipedia.orgВодородный_показатель

Приложение

C:\Users\Резеда\Desktop\чистый берег\начали.JPG

C:\Users\Резеда\Desktop\чистый берег\часть мусора.JPG

Результаты рН метра

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр внешкольной работы "Экология, культура, образование" Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Берлибашская основная общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан » Экологические проблемы реки Берля Работу выполнила ученица 9 класса , Рахматуллина Зиля Альбертовна Руководитель: Рахматуллина Эльмира Рашитовна, педагог дополнительного образования, учитель биологии и географии

Слайд 2

Цели и задачи: Способствовать воспитанию любви к природе; Выделить главные загрязнители реки; Обобщить знания о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. Показать пути решения экологических проблем. Учится самостоятельно добывать информацию, анализировать данные, делать выводы. Методы исследования: наглядные практические химический анализ физическое изучение.

Слайд 3

Географическое положение р. Берля Течет по селу Берлибаш река Берля. Река является правым притоком реки Бирля, левым притоком реки Свияга, относится к малым рекам Татарстана. Длина реки составляет 17 километров, площадь бассейна – 122 км², протяженность реки в пределах села Берлибаш около 2000 м. Берля берет начало в 3 км. к юго-западу от леса Берлибашского лесничества Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан, устье реки находится ниже села Большие Кайбицы в 24 км по правому берегу реки Бирля. Река имеет извилистое неразветвленное русло, в неё впадает 18 притоков, маловодна. В нижнем течении река имеет ширину до 5-8 метров. В пределах села Берлибаш ширина реки составляет 2-3 метра.

Слайд 4

Флора и фауна реки Берля в пределах села Берлибаш На берегах реки живут различные виды животных. Во время проведения исследования в пределах села Берлибаш мы обнаружили на берегах реки следы зайца, бобра, ондатры, куницы, полевой мыши. На деревьях обнаружили гнёзда грачей, сороки, видели сову, скворцов. В летнее время можно встретить соловья, утку-крякву, цаплю и других птиц, можно встретить земноводных (лягушек), ужа, ежа, много насекомых. Также в пределах села в реке обитают некоторые виды рыб – окунь, щука, налим, голавль, плотва, пескарь. В нижнем течении реки обитает сазан, карась и некоторые другие виды. На берегах реки растет также большое количество разных видов растений. Здесь растет много травянистых растений, таких как мать-и-мачеха, рогоз, тростник и др. Из деревьев здесь растут ольха, тополь, особой гордостью села являются талины.

Слайд 5

Исследуемый образец Величина pH Дистилированная вода 7 Вода из реки Берля – проба 1 7 .01 Вода из реки Берля – проба 2 6.03 Исследование воды в реке Берля. Чтобы определить степень загрязненности воды в реке, мы решили провести её химический анализ. Для этого мы взяли пробы воды в реке . Первую пробу мы взяли в месте, где река втекает на территорию села Берлибаш (проба 1), вторую – в месте, где река вытекает с территории села (проба 2) и определили величину pH . Для определения величины pH мы воспользовались простым способом, это применение индикаторов (химических веществ), которые имеются в химической лаборатории. Окраска индикаторов изменяется в зависимости от pH среды. Мы использовали в качестве индикаторов метил оранжевый, лакмус и фенолфталеин. Определив величину pH, мы получили следующие результаты: Значение pH , или показатель кислотно-щелочного равновесия, является одним из важнейших параметров биохимических процессов, которые происходят в живом организме. Отклонение pH от нормы даже на 0.01 свидетельствует о резком изменении в процессах жизни в нашем водоеме. Из данных в таблице мы делаем вывод, что вода пробе 2 имеет повышенную кислотность. На основании полученных данных был сделан вывод, что на величину pH оказывает влияние повышенное содержание гумусных веществ, органических кислот, различные кислоты и щелочи минерального состава, которые могли поступить в водоём вместе со сточными водами, прошедшими сквозь образовавшиеся нелегальные свалки. Пониженное значение величины pH во 2 пробе подтверждают увеличение кислот, а кислая среда является губительной для живых организмов, как растительного, так и животного происхождения

Слайд 8

Выводы. Наши предложения Стоит задуматься, неужели нам не дорога наша собственная жизнь, которую мы беспощадно, незаметно для себя губим. А объём загрязнений водоёмов с каждым годом увеличивается во много раз. Так как водные ресурсы играют главнейшую роль в жизнедеятельности человека, а человек, понимая всю их важность для своей жизнедеятельности, продолжает их загрязнять, то начинать любить и бережно относится к ним нужно учить с самого детства. 1) Провести агитацию среды населения о вреде несанкционированных свалок мусора в русле реки и мытья машин возле рек. 2) Очищать берега рек от мусора. 3) Следить за состоянием рек. 4) Разработать познавательные маршруты в памятники природы . Это повысит возможность нахождения редких и исчезающих видов, возможности их изучения и охраны.

Слайд 10

Благодарим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок географии 8 класс " Река Пьяна и ее экологические проблемы".

ТЕМА УРОКА: РЕКА ПЬЯНА И  ЕЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЦЕЛЬ: Расширить знания учащихся о реке Пьяна; Показать практическое значение реки в жизни человека.Дать понимание о возможных ре...

презентация к уроку "Река Пьяна, и ее экологические проблемы".

Презентуция к уроку " РЕКА ПЬЯНА И  ЕЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ"...

Исследовательская работа по теме "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕКИ БИРЛЯ"

Исследовательская работа по теме: «Экологические проблемы реки Бирля»  выполнена в рамках I Региональной научно-практической конференции обучающихся  на тему: «ЭКОЛОГи...

Учебный проект "Экологические проблемы реки Трубеж"

Исследовательский проект  по изучению экологического состояния р.Трубеж....

проектная работа Экологические проблемы реки Волга

В каком состоянии находится сейчас река Волга. Кто в этом виноват?  Как мы можем помочь нашей реке?...

Урок по теме: “Река Сой: значение, роль и экологические проблемы”

Этот урок 12  по счету при изучении  раздела «Внутренние воды и водные ресурсы Республики Тыва».   На изучение данного раздела отводится 2 часа, данной темы – 1 ч...