Общеобразовательная общеразвивающая программа Юный эколог 2019-2020 уч.год
рабочая программа по экологии

Тюрикова Ирина Алексеевна

Проблема экологизации всех сторон жизнедеятельности людей в нашем обществе становится с каждым годом все более актуальной. Это связано с формированием менталитета общества, воспитанием экологической культуры, основанных на осведомлённости об экологической обстановке в стране, регионе, в том месте, где мы живём.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра Комитет образования администрации Березовского района

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "ИГРИМСКИЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА" (МБУ ДО ИЦТ)

УТВЕРЖДЕНА

на заседании

Методического совета

от 30.08.2019г.

Протокол № 1

ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ

приказом и.о.директора

МБУ ДО ИЦТ

от 30.08.2019 134 - од

 и.о.директора МБУ ДО ИЦТ                Ковтун В.В.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

(базовый уровень)

Возраст детей: 7-14 лет Срок реализации: 1 год

Тюрикова Ирина Алексеевна,

педагог дополнительного образования

пгт. Игрим

2019

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт программы..............................................................................................3

Пояснительная записка.........................................................................................7

Учебно-тематическое планирование 1 группа...................................................12

Содержание программы.......................................................................................13

Учебно-тематическое планирование 2 группа...................................................17

Содержание программы........................................................................................18

Условия реализации программы………..............................................................20

Формы аттестации и контроля………………………………………………….22

Контрольно-оценочные материалы.....................................................................23

Список литературы………....................................................................................24

Приложение………………………………………………………………………27

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование образовательной программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности  «Юный эколог»

Организация исполнитель:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ИГРИМСКИЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА»

Автор - составитель программы:

Тюрикова Ирина Алексеевна,

педагог дополнительного образования

Юридический

адрес:

628146, Россия, Ханты-Мансийский автономный округ, Березовский район, пгт. Игрим, ул. Строителей, 1.

Тип учреждения:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Направленность программы:

естественнонаучная 

Уровень

программы

базовый

Цель программы:

Формирование у обучающихся основ целостного экологического мировоззрения, развитие интеллектуальных и творческих способностей посредством вовлечения в волонтерское движение, создания условий для самореализации личности ребёнка.

Задачи

образовательной

программы:

Воспитательные:

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе пгт. Игрим, Березовского района, Ханты-Мансийского автономного округа; 

- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения.

Развивающие:

- развивать ассоциативное мышление, эстетический и художественный вкус;

- развивать внимательность и наблюдательность, инициативу, навыки социальной адаптации;

- развивать творческое воображение и фантазию в поисках новых форм и художественных средств выражения образа.

Обучающие:

- сформировать специальные знания, умения и навыки, необходимых им для бережного отношения к природе и рационального использования природных ресурсов;

- формировать основы экологической культуры, ценностного отношения к природе, окружающей среде, осознание себя как её части;

- научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы используя правила безопасности;

- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;

- обучить специальным технологиям при работе с природным, бросовым и полимерным материалом;

- воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

Срок

реализации

программы

1 год

(1 модуль, 9 месяцев)

Форма обучения:

очная, групповая.

Участники программы

Программа разработана для детей 7-14 лет:

1 возрастная группа 7-9 лет;

2 возрастная группа 10-14 лет

Ожидаемые конечные результаты

Обучающийся должен:

- проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны, интерес к познанию мира природы;

- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

- оценивать собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

- оценивать собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

- самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в справочниках, словарях, таблицах;

 - ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебных пособиях;

- сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу;

- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;

- наблюдать и самостоятельно делать выводы;

- выполнять задания по аналогии.

Регулятивные УУД:

- определять цель деятельности с помощью педагога и самостоятельно;

- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия;

- осуществлять само- и взаимопроверку работ.

Коммуникативные УУД:

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятое);

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения;

- сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности;

- выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Предметные результаты

- овладеть понятиями экологии, природных стихий планеты Земля;

- овладеть теоретическими понятиями в области здорового образа жизни;

- овладеть коммуникативной компетенцией, компетенцией самообразования и социального взаимодействия;

- уметь наблюдать изменения в природе;

- уметь ориентироваться в ассортименте продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

- уметь выполнять различные работы из природного, бросового и полимерного материала;

- представлять результаты исследовательской и проектной деятельности;

- приобрести навыки экологической культуры.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема экологизации всех сторон жизнедеятельности людей в нашем обществе становится с каждым годом все более актуальной. Это связано с формированием менталитета общества, воспитанием экологической культуры, основанных на осведомлённости об экологической обстановке в стране, регионе, в том месте, где мы живём.

В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования заложены основные требования к результатам экологической подготовки обучающихся. Так, на уровне начальной школы предусматривается воспитание уважительного отношения к природе страны, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде.

Процесс интеграции общего и дополнительного образования способствует достижению ожидаемых результатов, сформулированных в образовательных стандартах нового поколения. Дополнительное образование в воспитательной системе – это возможность решения целого комплекса задач, позволяющих обеспечить каждому обучающемуся «ситуацию успеха», содействовать самоопределению личности в образовательном процессе, способствовать выбору его индивидуального образовательного, профессионального и жизненного пути. 

Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юный эколог» является усиление экологического воспитательного потенциала через духовно-нравственное обогащение обучающихся, приобщение их к общечеловеческим ценностям, создание условий для всестороннего развития личности.

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в грамотном соединении трех важных направлений:

- «Экология и волонтерское движение» (популяризация добровольчества в волонтерской деятельности; исполнение заповедей: «Дома не сори! Здоровье с детства береги!»);

- «Экология и творчество» (выражение индивидуальных творческих способности детей);

- «Экология и наука» (расширение рамок научно-исследовательской и проектной деятельности школьников).

Особенностью данной программы является её конструктивность, легкая адаптация к значимым событиям. Инновационная идея программы — это связь поколений и сохранение памяти о подвиге народов во Второй мировой войне через экологические мероприятия. Деятельность, в рамках реализации программы, посвящена 75-летию Победы.

Актуальность программы очевидна. Красота природы через искусство обогащает внутренний мир человека, возвышает его душу, дарит общение с прекрасным. Уют в доме, украшение праздников, досуг детей и взрослых (ветеранов, родителей) - ни одна из этих тем не осталась не затронутой в программе.

При проведении занятий, акций широко будут использованы информационные технологии, методики социологических опросов, экологические эксперименты.

Основополагающие принципы реализации программы:

- принцип гармонии и красоты (они являются созидающей силой мира, проявляются в природных явлениях, мыслях, чувствах, деятельности человека, в соцветии, созвучии, сопереживании, согласии);

- принцип сотрудничества и единства требований (отношение к ребёнку строится на доброжелательной и доверительной основе);

- принцип интеграции (интеграция идёт на уровне формирования единых представлений, понятий и организации педагогического процесса);

- принцип целостности приобщения ребёнка к таким формам познания     окружающего мира, как наука и искусство (в познании сочетаются две дидактики – научная и художественная; первая строится на размышлении, вторая – на переживании. Ребёнок познаёт мир – наблюдая, размышляя, сопереживая – в процессе творческой деятельности);

- принцип постепенности погружения в проблему (нравственно – философские беседы готовят детей к восприятию искусства и творческому процессу).

Педагог и ребёнок - субъекты педагогического процесса. Ребёнок воспринимается как личность, имеющая право на своё видение и понимание мира.

Цель программы: формирование у обучающихся основ целостного экологического мировоззрения, развитие интеллектуальных и творческих способностей посредством вовлечения в экологическое волонтерское движение, создания условий для самореализации личности ребёнка.

Задачи программы:

Воспитательные:

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе пгт. Игрим, Березовского района, Ханты-Мансийского автономного округа; 

- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения.

Развивающие:

- развивать ассоциативное мышление, эстетический и художественный вкус;

- развивать внимательность и наблюдательность, инициативу, навыки социальной адаптации;

- развивать творческое воображение и фантазию в поисках новых форм и художественных средств выражения образа.

Обучающие:

- сформировать специальные знания, умения и навыки, необходимых им для бережного отношения к природе и рационального использования природных ресурсов;

- формировать основы экологической культуры, ценностного отношения к природе, окружающей среде, осознание себя как её части;

- научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы используя правила безопасности;

- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;

- обучить специальным технологиям при работе с природным, бросовым и полимерным материалом;

- воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

Ожидаемые результаты:

Обучающийся должен:

- проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны, интерес к познанию мира природы;

- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

- оценивать собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

- оценивать собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

- самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в справочниках, словарях, таблицах;

 - ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебных пособиях;

- сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу;

- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;

- наблюдать и самостоятельно делать выводы;

- выполнять задания по аналогии.

Регулятивные УУД:

- определять цель деятельности с помощью педагога и самостоятельно;

- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия;

- осуществлять само- и взаимопроверку работ.

Коммуникативные УУД:

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятое);

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения;

- сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности;

- выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Предметные результаты

- овладеть понятиями экологии, природных стихий планеты Земля;

- овладеть теоретическими понятиями в области здорового образа жизни;

- овладеть коммуникативной компетенцией, компетенцией самообразования и социального взаимодействия;

- уметь наблюдать изменения в природе;

- уметь ориентироваться в ассортименте продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

- уметь выполнять различные работы из природного, бросового и полимерного материала;

- представлять результаты исследовательской и проектной деятельности;

- приобрести навыки экологической культуры.

  • умение анализировать ситуацию,
  • прогнозировать, пропагандировать знания и умения,
  • проектировать.

Современные старшеклассники проявляют повышенный интерес к сохранению собственного здоровья, к стратегии выживания человечества и сохранению в биосфере. Они достаточно ясно представляют себе зависимость человека от состояния окружающей среды. Осознание юношами и девушками этой зависимости может служить опорой для формирования у них установки на улучшение среды обитания, на защиту её от неблагоприятного воздействия и овладение жизненно необходимыми навыками, обеспечивающими эту защиту.


УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 группа

Для детей 7-9 лет

№ п/п

Название раздела, темы.

Количество часов

Форма организации занятий

Форма аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

 

1

Вводное занятие Знакомство с задачами и правилами группы

3

1

2

Беседа

Тренинг.

Игра

2

«Я рада Вас видеть!»

8

3

5

Беседа

Тест

Игра

3

Что такое

здоровье?

8

3

5

Лекция

Беседа

Игра Оздоровительная гимнастика

4

Красота человеческого тела и здоровье

11

4

7

Лекция

Практическое занятие

Беседа

Игра

Работа с плакатами

5

Что такое  факторы  риска?

9

4

5

Лекция

Практическое занятие

Разминка – игра Выполнение самостоятельных творческих заданий

6

Основы

здорового

образа

жизни

12

5

7

Лекция

Опрос

Беседа

7

Семья,

как единый

организм

12

5

7

Дискуссия:  

Опрос

Индивидуальная работа

8

Защита

собственного

«Я»

14

6

8

Беседа,

Беседа

Игра

9

Я

здоровый

человек, я – личность!

12

5

7

Беседа,

Игра – дискуссия

Работа в группах

10

Подготовка к 75 – ой годовщине Победы в В.О.в

19

11

8

подготовка к празднованию Дня Победы

Составление совместного проекта

ВСЕГО

108


Содержание программы

1 группа (7-9 лет)

Тема

Задачи

Содержание

1

Знакомство с задачами и правилами группы

Установление контакта с детьми, создание доверительной атмосферы для достижения взаимопонимания.

Тренинг.

Создать дружелюбный и безопасный настрой, продемонстрировать открытый стиль общения – мы единомышленники, одна семья.

Игра «Невербальное знакомство». Участникам предлагается молча и хаотично знакомиться друг с другом: руками с закрытыми глазами, глазами, спинами  и т.д. Цель игры: опыт определения барьеров в общении, осознание собственных сложностей.

2.

«Я рада Вас    видеть!»

Общая деятельность. Выделение лидеров в группе. Материал для анализа атмосферы в группе.

 Тест «Кто Я?»

Игра «Семья» - Демонстрация и овладение навыками открытого стиля общения, навыки разговора о чувствах.

3.

Что такое

здоровье?

Сфокусировать внимание учеников на собственном здоровье и здоровье других людей, ощутить похожесть и индивидуальность других людей.

Оздоровительная гимнастика.

4.

Красота человеческого тела и здоровье

Игра «Немой зоопарк». Каждый участник придумывает животное, и обозначает его каким-нибудь жестом. Затем по произвольной цепочке передают друг другу приветы – показывая свое животное и животное того, кому передается привет. Цель игры: разрядка, память, внимание, спонтанное мышление.

Работа по теме «Красота человеческого тела и здоровье».

1) Беседа: Природа создала человеческое тело красивым. Но каждый может и должен делать его еще лучше, еще совершеннее. Если заниматься физкультурой и спортом, то мышцы станут крепкими, движения будут радовать глаз других людей.

Однако, вы можете вспомнить немало сказок о красивых, но злых людях. И наоборот, конечно, есть внешне не очень привлекательные, но добрые и отзывчивые люди.

Когда человек совершает добрые и благородные поступки, мы говорим, что это  нравственно красивый человек. А о человеке равнодушном, холодном, хоть и красивом, иногда говорят, что он похож на мраморную статую. Это не совсем справедливо по отношению к мраморным статуям, ведь некоторые из них так прекрасны, что кажется, что они вот-вот заговорят добрыми человеческими голосами.

2) Работа с плакатами. Посмотрите на плакат. Здесь изображены статуи, созданные древними мастерами. Мастера эти очень давно жили в Греции. Так давно, что Грецию времен этих мастеров называют Древней Грецией, а людей, живших тогда, древними греками. Они много времени посвящали различным искусствам, но и тело свое постоянно совершенствовали: много бегали, прыгали, занимались гимнастикой. Они организовали самые первые Олимпийские игры. Победителям древних Олимпийских игр ставили мраморные памятники. С тех самых пор изображения древних греков служат образцом красоты человеческого тела.

Вопросы: 1. Назовите сказки, герои которых не очень красивы, но добры и благородны. Чем обычно заканчиваются эти сказки?

2. Каких красивых, но злых и жестоких героев сказок вы знаете?

3.Кого из знакомых или известных вам людей (родных, близких, актеров, спортсменов) вы считаете красивыми и почему?

Задание – нарисовать лицо человека. А дома нарисуйте красивого мужчину или женщину. Как вы думаете, какое это лицо доброе или злое? Отзывчивый ли это человек или равнодушный?

Оздоровительная гимнастика.

5.

Что такое  факторы  риска?

Формирование навыков изменения себя Работа по теме  «Создай скульптуру». Один из участников изображает из себя скульптуру и говорит ее название ведущему. Все участники по очереди входят в комнату, называют увиденную скульптуру и достраивают ее с помощью своего тела. Цель КТД: внимание к телесным проявлениям и овладение телом, развитие фантазии.

Разминка – игра «Разгоняем паровоз». По кругу два хлопка в ладоши. Задача – постепенно уменьшать интервал между хлопками до команды ведущего, затем – обратный процесс. Цель игры: сплочение, ощущение общности группы.

Разминка – игра «Ручеек».

Приём по кругу: Завершение – обмен чувствами. «Удалось ли тебе применить полученные на занятии знания и навыки?»

6.

Основы

здорового

образа

жизни

Формирование понятия «здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Игра «Мое ласковое имя». Вспомните и напишите, какими ласковыми именами вас называют ваши родные и близкие люди, знакомые. Задумайтесь: какие чувства вы испытываете в ответ на такое ласковое обращение? Что хочется сказать или сделать в ответ на хорошие слова? Делаете ли вы это? Если нет, то почему? Что мешает проявить теплые чувства благодарности? А теперь вспомните и запишите, кого и когда вы называете ласково. Это ласковые уменьшительные слова, например, от имени человека: Галочка, Галчонок –  название птицы. Медвежонок, цыпленок, - может быть, просто прозвище, но очень ласковое? Что вы при этом испытываете сами? А люди, как они реагируют на ласковое обращение?

Мозговой штурм на тему «Что такое ЗОЖ?». (Бросаем выборочно мячик и слушаем ответы, по ответам составляем схему.)

Составляем схему (характеристика образа жизни) на доске.

7.

Семья

как единый

организм

Формирование позитивного отношения к понятию семьи и ответственного отношения к членам своей семьи.

Дискуссия:  «Зачем нужна семья?».

Разминка – игра «Черные шнурки». Все сидят на стульях в кругу. Ведущий в центре круга предлагает поменяться местами тех, у кого, например, черные шнурки. Задача всем найти себе место. Тот, кто места не нашел, становится ведущим. Цель игры: разрядка, возможность проявления фантазии, возможность увидеть общее.

Индивидуальная работа:. Делаем рисунок «Моя будущая семья».

«Рисунок на спине» - предлагается написать положительные качества.  

Цель: опыт позитивного духовного общения. Обмен чувствами.

8.

Защита

собственного

«Я»

Игра «Волк и семеро козлят». Участникам раздаются бумажки, треть из которых с надписью «волк», треть – «коза», треть – «козленок». «Козлята» идут в свой «дом», а «волки» и «козы» (не показывая своих бумажек) по очереди пытаются их убедить, что они «козы» и что им нужно открыть дверь. «Козлята» решают пускать или нет. Если пустили «волка», то он забирает 1-2 «козлят», если «козу» не пустили, то 1-2 «козленка» умирают от голода. Цель игры: умение сказать «нет», умение убеждать, умение распознать обман и внимание к невербальным проявлениям.Игра «Клубок». Каждый из участников, держа в руках клубок, говорит о том, как его лично коснулась обсуждаемая проблема. Затем наматывает на палец нитку и отдает клубок следующему, кто хочет говорить. Готовую «паутинку» можно распутать, а можно скомкать.

Итог - завершение – обмен чувствами.

9.

Я

здоровый

человек, я – личность!

Формирование умения ставить перед собой цели и достигать их.

Разминка – игра «Разгоняем паровоз». По кругу два хлопка в ладоши. Задача – постепенно уменьшать интервал между хлопками до команды ведущего, затем – обратный процесс. Цель игры: сплочение, ощущение общности группы.

Игра – дискуссия:

«Чемодан в дорогу».

Решаем вопрос «Какие знания и навыки мы возьмем с собой и будем применять в повседневной жизни?»

Работа в группах:

Оформить калаж «Что

Даёт нам здоровый образ жизни?»

Повторение разминочных упражнений.

Итог: знать всем десять заповедей здоровья.

10

Подготовка к 75 – ой годовщине Победы в В.О.в

Работа в музейной комнате. Проведение акций к дню победы.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 группа

Для детей 10-14 лет

№ п/п

Название раздела, темы.

Количество часов

Форма организации занятий

Форма аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие Строение

и эволюция Вселенной

6

3

3

Беседа

Опрос

Игра

2

Наше «да» и наше «нет»

21

3

18

Лекция

Выполнение практической работы

3

Что нужно сделать, чтобы сохранить окружающий нас мир?    

21

3

18

Лекция

Опрос

4

Что нас ждет, если мы ничего не сделаем для сохранения окружающего мира?

21

5

16

Лекция

Практическое занятие

Выполнение самостоятельных заданий

5

Игрим как антропогенная система

15

5

10

Лекция

Экскурсия

6

Браконьерство и другие причины исчезновения видов

15

4

11

Лекция

Театрализованная постановка.

7

Охрана животных и растений

15

5

10

Лекция

Опрос

8

Самоконтроль и взаимоконтроль знаний.

21

7

14

Беседа

Опрос

9

Экологический мониторинг

21

8

13

Лекция

Практическая работа.

10

Основные виды мониторинга

15

5

10

Лекция

Практикум.

Работа с таблицами, схемами, диаграммами.

11

Методы экологических исследований

21

5

16

Лекция

Практикум

12

Подготовка к 75 – ой годовщине Победы в В.О.в

24

11

13

Беседа

Проведение акций. Работа в музейной комнате.

ВСЕГО

216

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 группа

п/п

Основные

темы

Содержание

Формы

работы

1.

 Строение

и эволюция Вселенной

Показать место Земли во Вселенной и место человека среди живых существ на земле.

Игра – путешествие

Показать детям, что история Земли началась задолго до появления человека и может продолжаться без него. Истории человечества очень мало по сравнению с историей Земли.

2.

Наше «да» и наше «нет»

Закрепить знания детей в области экологического познания для применения новой научной основы – рационального (разумного) природопользования, охраны окружающей среды и прогноза изменений окружающей среды под действием человека.

Практическая работа.

  •  Работа с периодической печатью;
  •  Оценка важности информационного сообщения;
  •  Экологический прогноз;
  •  Работа с текстом экологического манифеста Реймерса;
  •  Проектирование манифестов школы и посёлка Игрим.

3.

Что нужно сделать, чтобы сохранить окружающий нас мир?    

Показать личную роль каждого человека в деле сохранения окружающей среды.

Практикум.

  •  проводить посильные мероприятия для улучшения экологической обстановки в поселке;
  •  озеленять территорию школы, домашнего двора.

4.

 Что нас ждет, если мы ничего не сделаем для сохранения окружающего мира?

Показать, что ждет человечество, если не будут приняты меры для сохранения окружающего мира; личный вклад каждого ребенка для сохранения окружающего мира.

Практикум.

Разработать свой вариант акции по пропаганде экологических знаний для сохранения окружающей среды.

5.

Игрим как антропогенная система

Провести наблюдения за ландшафтами микрорайонов п. Игрим, измененных деятельностью человека. Изучить компоненты антропогенных экосистем.  

Экскурсия.

6.

Браконьерство и другие причины исчезновения видов

Показать учащимся браконьерство как одну из важных причин исчезновения видов диких животных и растений.

Театрализованная постановка.

7.

Охрана животных и растений

Подробное изучение красной книги Тюменской области.

Игра «Десять – пятнадцать» по запоминанию краснокнижных видов животных и растений.

8.

Самоконтроль и взаимоконтроль знаний.

Проверка знаний школьников через творческую мастерскую, через смену разных видов деятельности.

Практическая работа.

Творческая мастерская.

  •  описывать редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды поселка Игрим.

9.

Экологический мониторинг

Знакомство с системой наблюдений, оценкой и прогнозом состояния окружающей среды.

Практическая работа.

Маршрутные наблюдения на экологической тропе – за источниками и факторами антропогенных воздействий.

10.

Основные виды мониторинга

Познакомиться с классификацией видов мониторинга по Герасимову – биоэкологический  (биологический, санитарно – гигиенический, санитарно – токсический) вид; геоэкологический (природохозяйственный) вид; глобальный мониторинг.

Практикум.

Работа с таблицами, схемами, диаграммами.

11.

Методы экологических исследований

Познакомить членов экологического клуба с методами экологических исследований:

  •  Маршрутных;
  •  Стационарных;
  •  Описательных;
  •  Экспериментальных.

Практикум.

12

Подготовка к 75 – ой годовщине Победы в В.О.в

Работа в музейной комнате.

Проведение акций к дню победы.


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Методическое обеспечение программы

В основу методического обеспечение программы ложится проектирование - создание проекта.

Формирование специальных умений и навыков как элементов проектной деятельности целесообразно проводить и в процессе работы над проектом, и в рамках традиционных занятий поэлементно.

Проектная деятельность предполагает при осуществлении проекта соблюдение определенного алгоритма и сочетания различных видов деятельности: на разных этапах осуществления проекта выполняется соответствующий элемент проектной деятельности. Так на этапе презентации используются презентационные элементы проектной деятельности, на этапе рассмотрения и уточнения проблемы проекта - элементы проблематиэации. При формулировании цели проекта - целеполагание, при планировании - планирования деятельности по этапам с формулированием задач на каждом этапе. И так далее. Освоение элемента проектной деятельности венчается формированием соответствующего специального умения.

 Проектные умения необходимо дифференцировать по уровням сложности: базовый уровень - 1, продвинутый уровень - 2, высший уровень - 3.  Выделение уровней сложности проектных умений позволяет осуществить дифференцированный подход к проектному обучению. Эти уровни соответствуют уровням сформированности проектной деятельности учащихся. В проектном обучении мы ставим и высокие цели, которые не всеми учащимися будут достигнуты в школьный период, и цели достижения сформированности на продвинутом уровне, которые основной массой учащихся могут быть достигнуты, и достижение базового уровня - позволяющего говорить о всеобуче в формировании проектной деятельности учащихся.

Элементы проектной деятельности можно сгруппировать по видам деятельности, в которых они формируются сначала как общеучебные, а за тем как специальные умения:

              Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

              Презентационные: построение устного доклад (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предмете наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе;

             Коммуникативные: слушать и понимать других; выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

              Поисковые: находить информацию по каталогам, проводить контекстный поиск, в гипертексте в Интернет, формулирование ключевых слов;

             Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

             Проведение инструментального эксперимента организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

              Эти элементы осваиваются как общешкольные (надпредметные) и соединяются в общее проектное умение в процессе работы над проектом. Для этого поэлементного освоения проектных умений используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым pacпределением работы в группе.

Алгоритм учебного занятия: Алгоритм будет изменяться, уточняться в каждом конкретном случае. Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности как своей работы, так и учебной деятельности детей, построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с детьми, а построение системы обучения, которая позволит достигать образовательных результатов и полностью реализовать творческий, познавательный, развивающий потенциал.

Дидактические материалы: социальные видеоролики по пропаганде ЗОЖ, фильмы, презентации, учебные видео-пособия.

Материально-техническое  обеспечение:

Парта – 3 шт.

Стул ученический – 7 шт.

Шкаф для хранений документов – 1 шт.

Информационное обеспечение - видео, фото, интернет-источники


 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И КОНТРОЛЯ

Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: контроль «на входе», текущий, «в процессе» и итоговый контроль.

Время проведения

Цель проведения/

Оцениваемые  параметры

в какой форме

Фиксация результатов

«На входе»

В начале учебного года

Оценка стартового уровня образовательных возможностей обучающихся при поступлении в объединение.

тест

Тетрадь педагогического контроля.

Сводная таблица по результатам аттестации на «входе».

Текущий контроль

В течение всего учебного года

Оценка уровня и качества освоения тем/разделов программы и личностных качеств учащихся; осуществляется на занятиях в течение всего учебного года.

Опрос.

Творческие задания.

Тетрадь наблюдений.

Индивидуальная карточка учащегося.

«В процессе»

В конце полугодия

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения.

Тестирование

Тетрадь наблюдений.

Сводная таблица по результатам аттестации.

Итоговый контроль

В конце обучения

Итоговый - оценка уровня и качества освоения учащимися программы по завершению всего периода обучения.

Анкетирование

Творческий отчет.

Протокол итоговой аттестации.


КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  • Диагностика таксономических исследований ЗОЖ.
  • Диагностика эмоционального состояния детей тесту ЛЮЩЕРА.
  • Тест «Я и моё здоровье».
  • Вербально - ассоциативная методика Ясвина В. А. и Дерябо С. Д. (направлена на исследование типа доминирующей установки личности ребёнка в отношении с природой).
  • Опросник по выявлению отношения к экологическим проблемам.

(смотреть приложение)


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Учебная литература для обучающихся:

1. Алексеев С. В., Экология: Учебное пособие для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений разных видов, СПб: СМИО Пресс, 2001.

2. Анастасова Л. П. и др., Человек и окружающая среда: учебник для дифференцированного обучения 9 класс, М: Просвещение 1997.

3. Алексеев С. В., Экология: Учебное пособие для учащихся 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений разных видов, СПб: СМИО Пресс, 2001.

4. Алексеев С. В. и др., Практикум по экологии: Учебное пособие, М: АО МДС, 1996.

5. Ашихмина Т. Я., Школьный экологический мониторинг: учебное методическое пособие, М: АГАР, 2000.

6. Ердаков Л. Н. Чубыкина Н. Л., Экология: учебное пособие для 10 – 11 классов, Новосибирск: Книжица, 1996.

7.Зверев А. Т. Историческая экология учебник для 5 – 6 классов общеобразовательной школы, М: Дом педагогики, 1999.

8.Зверев А. Т., Зверева Е. Г. Экология, учебник для 7 – 9 классов общеобразовательной школы, М: Дом педагогики, 2002.

9. Камерилова Г. С., Экология города: урбоэкология. Учебник для 10 – 11 классов школ естественно – научного профиля, М: Просвещение, 1997.  

10. Крискунов Е. А. и др., Экология 9 класс: учебник для общеобразовательных школ, М: Дрофа, 1995.

11. Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Экология Россия. Учебник 9 – 11 классов общеобразовательной школы, М: Устойчивый мир 2000.

12. Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л. Экология, учебник для  5 (6) классов образовательной школы, М.: Устойчивый мир, 2000.

13.Чернова Н. М. и др. Основы экологии: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений, М: 1999.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКУМЫ:

14. Алексеев С. В. и др., Практикум по экологии: Учебное пособие, М: АО МДС, 1996.

15. Ашихмина Т. Я., Школьный экологический мониторинг: учебное методическое пособие, М: АГАР, 2000.

Научно – методическая литература для педагога:

  1. Акимушкин И.А. Мир животных. Млекопитающие, - М.: Мысль,1994.
  2. Акимушкин И.А. Мир животных. Птицы, - М.: Мысль,  1994.
  3. Алексеев В.А., 300 вопросов и ответов по экологии., Ярославль: Академия развития, 1998.
  1. Бачкарева Н.Ф., Система экологического образования и воспитания учащихся, Калуга: ИПКУ, 1996.
  2. Бобылева Л.Д., Повышение эффективности экологического воспитания, Биология в школе №3 – М., 1996.
  3. Браус Дж., Вуд Д., Советы учителям: стратегии экологического воспитания, которые работают, Новосибирск: ИСАР – СИБИРЬ ,1999.
  4. Брем  А.Э.   Жизнь  животных. В  трех томах,- М.: Тера,1992.
  5. Брил Д.И., Идеи и советы по организации экологического образования, Вестник Ас Эко №3 – Обнинск, 1995.
  6. Вагнер  Ф.Х. Живой  мир  пустынь, С - П..: Гидрометеоиздат,19994.
  7.  Васильков В.А. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизнедеятельности учащихся, практико – ориентированная монография, Ханты –Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 20003.
  8. Гин А.А., Приемы педагогической техники., Москва: Вита – Пресс, 2001.
  9. Гребенок Г.Н., и др., Экология для младших школьников: Учено – методическое пособие для учителя, Тюмень: ИПОС СО РАН, 1999.
  10. Дерябо С.Д., Ясвин В.А., Экологическая педагогика и психология, Москва: Новая Школа, 1996.
  11. Ердаков Л.Н. и др., Играя, обучаемся. Сборник материалов по экологическому просвещению и образованию., Новосибирск: ИСАР – СИБИРЬ, 1999.
  12. Закон Ханты-Мансийского автономного округа «Об экологическом образовании населения Ханты-Мансийского автономного округа”, Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2001.
  13. Запорожец А.В., Взаимосвязь развития когнитивных и эмоциональных процессов у детей, Париж: ОСК, 1976.
  14. Зверев И.Д., Экология в школьном обучении, Москва: Знание, 1980.
  15. Коммонер Б., Замыкающийся круг, Л: Гидрометеоиздат, 1974.
  16. Корнел Дж., Давайте наслаждаться природой вместе с детьми: настольная книга по восприятию природы для учителей и родителей, пер. с анг., Владивосток: ИСАР – Дальний Восток, 1999.
  17. Костенков П.П., Экологическое воспитание школьников, Барнаул: АКИ, 1990.
  18. Любек Х.В., Кто решит экологические проблемы – граждане или правительства?, Вестник АсЭкО №1-2; Обнинск, 1996.
  19. Макаров С.В. и др., общество и окружающая среда, Приложение к газете “Первое сентября”, Биология №4 – М., 1997.
  20. Мамедов Н.М., Экологическое образование: концепции и методические подходы, Москва: Экономика и информатика, 1996.
  21. Небел Б., Наука об окружающей среде, Москва: Л., 1997.
  22. Немов Р.С. Общие основы психологии, Москва: Гуманит. игд. центр Владос, 2001.
  23. Пархоменхо Г.П., Экспериментальная программа непрерывного курса экологии (6 – 11 классы), Образование в современной школе №8 – м., 2002.  
  24. Понамарева И.Н., Становление и развитие экологического образования в России, Биология в школе №5 – М, 2000.
  25. Райков Б.Е., Очерки по истории гелиоцентрического мировоззрения в России, Москва: л., 1997.
  26. Ремерс Н.Ф., Экология: интеграция научных знаний и образных представлений школьников, Москва: Россия молодая, 1994.
  27. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М., Экология и мир: пособие для учителя, Москва: Новая школа, 1992.
  28. Талызин  Ф.Ф., Секреты природы, М.: Мысль,1969.Урсул А.Д., Концепция устойчивого развития, Биология в школе №1-5, М., 2002.
  29. Теннер О., Медведи и   другие хищные звери, Серия «Удивительный мир диких животных», Пер. с англ. М.: Мир,1980.
  30. Фарб П. И., Популярная экология, М.: Мир,1996.
  31. Шипунова Т.Я., Экологическое воспитание учащихся среднего и старшего звена школы, часть 3, Новосибирск: РПО СО РАСХН, 1995.
  32. Шпотова Т.В., Детский эколого-этнографический проект «Дом», Обнинск: ЦЭО, 2000.              
  33.  Шустов С.Б., Орлов Е.В., Они зимуют вместе с нами, Нижний Новгород: Дронт, 1995.
  34. Эттенборо Д.К., Жизнь на земле, М.: Мир,1984.

ПРИЛОЖЕНИЕ

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Диагностика таксономических исследований ЗОЖ

Основные категории целей

Примеры обобщенных типов целей

1. Знание

Дети, отдыхающие в оздоровительном лагере/площадке

Определение понятия «Здоровье».

Знание различий индивидуального (собственного) и общественного (других людей) здоровья.

Знание причин и следствий образа жизни человека.

Осознание необходимости соблюдения режима дня и занятий утренней гимнастикой.

Знание правил личной гигиены и культуры питания.

Знание понятия «Стресс».

Осознание здоровья первой жизненной необходимостью.  

Дают определение. Признают важность собственного здоровья других людей.

Стремление к ЗОЖ.

Учатся соблюдать режим дня и выполнять комплекс упражнений утренней гимнастики.

Знают правила личной гигиены  и культуры питания.

Объясняют на уровне осознания.

Осмысливают роль здоровья в своей жизни.

2. Понимание

Дети, отдыхающие в оздоровительном лагере/площадке

Понимание здорового образа жизни и его роли в общественном здоровье.

Понимание ценности здоровья.

Понимание ситуации успеха и удовлетворенности.

Выполняют правила культуры питания, движений, закаливания, гигиенических норм.

Здоровье зависит от них самих.

3. Применение

Дети, отдыхающие в оздоровительном лагере/площадке

Умение использовать знания разумности режима.

Соблюдают четкий режим труда и отдыха, нормальный сон 7-8 часов.

Умение использовать знания о ЗОЖ.

Умение отказаться от вредных привычек.

Умение закалятся воздухом, водой, солнцем.

Умение контролировать свои эмоции.

Умение ставить перед собой цель и достигать её.  

Ежедневная двигательная активность. Рациональное питание.

Отказ от вредных привычек (курение, алкоголь и др.).

Закаливание.

Ищут способ выхода из стрессового состояния.

Отстаивают своё мнение

4. Анализ

Дети, отдыхающие в оздоровительном лагере/площадке

Обсуждение результатов совместной работы.

Обсуждение ситуаций.  

Принимают решения.

Стараются найти выход из конфликтных ситуаций.  

5. Синтез

Дети, отдыхающие в лагере

Умение создавать атмосферу взаимопонимания.

Составляют комфортные условия.

Объединяются в микро группы и пишут творческие сочинения по формированию ЗОЖ.

6. Оценка

Дети, отдыхающие в лагере

Способность оценивать своё здоровье и образ жизни.

Способность оценивать своё поведение в конкретной ситуации.

Участвуют в мероприятиях «ЗОЖ и моё здоровье».

Отстаивают мнение по решаемой проблеме.

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ ПОСЕЩАЮЩИХ ЗАНЯТИЯ ОТСЛЕЖИВАЕТСЯ ПО ТЕСТУ ЛЮЩЕРА

Тест Люшера (сокращенный вариант, состоящий из 8 цветов).

В основе теста лежит теоретическое предположение о существовании тесной ассоциативной связи между цветами и состоянием человека, отражающим способы его существования в окружающем мире. Цвет дает информацию об актуальном состоянии человека.

Интерпретация цветов теста Люшера

ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА связаны с основными и наиболее продуктивными способами адаптации человека к миру:

Красный – символизирует состояние «экстраветрированной активности», потребность в достижении и доминировании; восторженное, радостное настроение, символизирует волевое усилие, активность и в тоже время агрессивность, возбужденность, наступательность.

Желтый – символизирует состояние «экстравертированной пассивности», динамическое равновесие с миром, подвижное миропринятие, отсутствие напряженности, характеризующиеся эмоциональным фоном радости, надежд, оптимизма; светлое приятное настроение, символизирует активность, устойчивое эмоциональное состояние, веселость, стремление к общению, активность.

Зеленый – символизирует состояние автономности, самоценности, «интерпретированной активности», направленного на достижения высокого статуса и связанной с напряженностью воли, целеустремленность, потребность в общении; спокойное, ровное настроение, символизирует чувство уверенности, настойчивости, иногда упрямства.

Синий – символизирует состояние «интровертированной пассивности», статичного равновесия миром: покой, устойчивые ценности, отношения; грустное, печальное настроение, при устойчивом эмоциональном состоянии символизирует спокойствие и удовлетворенность, при неустойчивом – возможно проявление пассивности, тревожности, уход в себя.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА символизируют негативные тенденции, тревожность, стресс, переживания страха, огорчения, связаны с менее продуктивными состояниями и способами адаптации.

        Фиолетовый – тревожное, тоскливое эмоциональное состояние; символизирует игнорирование реальности, нежелание воспринимать ситуацию таковой какая она есть,  и как следствие – уход в мир фантазии, воображения, такое эмоциональное состояние носит компенсаторный характер, для нормального функционирования психики; реальная жизнь, как правило, не является для него актуальной.

        Коричневый – тревожное состояние, фрустрированность сложившейся ситуации, выбор коричного цвета символизирует потребность в отдыхе, расслаблении и безопасности, избегание ситуаций дискомфорта; возможно проявление упрямства в сочетании с обидчивостью, эмоциональным напряжением.

        Серый – символизирует равнодушие, осторожность, сдержанность в социальных контактах, игнорирование реальности.

        Черный – полный упадок сил, уныние, символизирует негативное эмоциональное состояние, переживание страха, стресса; неустойчивое эмоциональное состояние. Раздражительность, неуступчивость, повышенная конфликтность.

Подготовка к проведению диагностического теста

Сокращенный вариант цветового теста Люшера состоит из восьми карточек с матовыми поверхностями определенных цветов: темно-синий; густо-зеленый; красно-оранжевый; ярко-желтый; малиново-фиолетовый; светло-коричневый; черный; светло-серый.

Размер карточек 5*7 см. цветные карточки наклеиваются на белый лист формата А3 в случайном порядке. Необходимо подготовить экран настроения (на ватмане).

Процедура проведения диагностического текста.

 Тест проводится на протяжении всего учебного года. Дети и родители на каждом занятии могут заполнить экран своего настроения Тест проводится при хорошем освещении (желательно дневной свет). Цель исследования и  интерпретация  цветов детям не сообщаются.

Детям даётся следующая инструкция: покажите наиболее  приятный     вам сейчас цвет.

Выберите только один цвет. Постарайтесь не связывать его с любимым цветом. Просто наиболее симпатичный Вам цвет сам по себе.  

Способы заполнения «Экрана настроения»:

  1. Напротив своей фамилии каждый день ребенок или взрослый закрашивает квадратик (графу) соответствующего дня смены. Этот вариант имеет один очень большой минус: ребенок видит, как закрашивают другие, и может выбирать цвет по аналогии, поступая по принципу «Я как все», выбирая тот цвет, который преобладает в группе.
  2. Каждый цвет имеет свой номерной знак и вместо того, чтобы закрашивать, дети ставят ту цифру, которая соответствует выбранному цвету. В данном варианте заполнения «Экрана настроения» ребенок визуально не может ориентировать на преобладающий в отряде цвет.

Экран настроения заполняется перед началом или после занятия, т.к. во время занятия царит особая атмосфера и по результатам данной диагностики можно судить о том, какой психологический климат преобладает в коллективе.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Результаты заносятся в бланк:

Цвет

Номера занятий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Темно-синий

2

Желтый

3

Красно-оранжевый

4

Зеленый

5

Малиново-фиолетовый

6

Светло-коричневый

7

Черный

8

Серый

Количество человек в группе

Соответственно с ребенком, который выбирает негативные оттенки, проводится дополнительная диагностика с использованием цветового теста Люшера или теста цветового отношения Эткинда.

Оценочные тесты и анкеты для определения отношения детей и их родителей к ценности здоровья и здорового образа жизни (Гребенок Г.Н. – анкета; Васильков В.А. – тест).  

ТЕСТ КУДА ТЫ ИДЕШЬ?

Перед тобой тест. Ответив на все вопросы и подсчитав все очки, ты узнаешь, что тебя ждет в будущем: здоровая долгая жизнь или вечные хвори и хождения по аптекам.

Тест рассчитан на девочек и мальчиков от 6 до 15 лет.

  1. Как часто ты моешь руки?
  1. около 20 раз в день – 0
  2. только перед едой и после туалета – 5
  3. когда сильно в чем-нибудь испачкаюсь – 20
  1. Сколько раз ты чистишь зубы?
  1. 2 раза (утром и вечером) – 0
  2. 1 раз – 5
  3. вообще не чищу – 15
  1. Как часто ты моешь ноги?
  1. Каждый вечер перед сном – 0
  2. Когда заставит мама – 10
  3. Только когда купаюсь целиком – 20
  1. Как часто ты делаешь зарядку?
  1. Ежедневно – 0
  2. Когда заставят родители – 15
  3. Никогда – 25
  1. Как часто ты простужаешься?
  1. 1 раз в два года – 0
  2. 1 раз в год – 5
  3. несколько раз в год - 15
  1. Как часто ты ешь сладости?
  1. По праздникам и воскресеньям - 0
  2. Почти каждый день - 20
  3. Когда и сколько захочу – 30
  1. Как часто ты плачешь?
  1. Не могу вспомнить, когда это было в последний раз – 0
  2. Пару раз в неделю – 15
  3. Почти каждый день – 25
  1. Отчего ты плачешь?
  1. От боли – 0
  2. От обиды – 10
  3. От злости – 20
  1. Сколько ты гуляешь?
  1. Ежедневно от 1,5 до 2 часов – 0
  2. Ежедневно, но меньше часа – 10
  3. Иногда по выходным – 20
  1. Когда ты ложишься спать?
  1. В 21-21,5 часа – 0
  2. После 22 часов – 10
  3. После 24 часов – 35
  1. Соответствует ли твой вес росту и возрасту?
  1. Соответствует или чуть меньше – 0
  2. Немного больше – 10
  3. Значительно превышает норму – 30
  1. Сколько времени ты проводишь у телевизора?
  1. Не больше 1,5 часа, часто с перерывом – 0
  2. Больше трех часов – 10
  3. Смотрю все, что нравится, и сколько хочется – 30
  1. Сколько времени ты тратишь на уроки?
  1. Около 1,5 часов – 0
  2. Почти два часа – 15
  3. Больше трех часов – 30
  1. Можешь ли ты взбежать на пятый этаж?
  1. С легкостью – 0
  2. Под конец устаю – 15
  3. С трудом и одышкой – 25
  1. Ходишь ли ты в спортивную секцию или танцевальный кружок?
  1. Да – 0
  2. Нет – 15

Результаты теста:

0-20 очков – ты в полном порядке!

20-70 очков – у тебя уже появились не самые «хорошие», вредные для здоровья привычки,          но с ними пока нетрудно бороться.

70-11 очков – ты твердо стоишь на пути разрушения своего здоровья. Сворачивай скорее!

110 и больше – можешь даже не считать! Как, ты еще не развалился? Начинай борьбу за здоровье сию же секунду!

ТЕСТ «Я И МОЁ ЗДОРОВЬЕ»

Уважаемые ребята!

Просим вас ответить на следующие вопросы:

  1. Проранжируйте  Ваши жизненные ценности:

  1. Образование  
  2. Интересная работа
  3. Хорошая семья
  4. Крепкое здоровье
  5. Собственная квартира
  6. Приличная заработная плата
  7. Автомашина
  8. Понимающие друзья                                                                                                                      

  1. Считаете ли вы себя здоровым человеком?  ( Да. Нет.)

3.Какие факторы очень негативно влияют на ваше состояние здоровья в школе и дома?

4.Занимаетесь ли Вы укреплением своего здоровья и каким образом?(Подчеркните) Да, Нет.

4.1 Занимаетесь ли вы утренней зарядкой

4.2 Закаляюсь

4.3 Занимаюсь в спортивной секции

4.4 Бегаю

4.5 Хожу на лыжах в свободное время      

4.6 Много хожу пешком

4.7 Рационально питаюсь

4.8 Не курю

4.9 Рациональный режим дня

4.10 Хорошие взаимоотношения с педагогами

4.11 Хорошее взаимопонимание с родителями

4.12 Не имею тяги к алкоголю

4.13 Ваш любимый вид спорта

4.14 Другие виды укрепления здоровья

5.Ваше отношение к своему здоровью (Подчеркните).

5.1 Надеюсь на медицину

5.2 Всё в руках Бога

5.3 Моё здоровье в моих руках

6. Что вы выписываете из периодической печати по здоровью? Какую интересную литературу по здоровью Вы читали в последнее время?

Дата________________

Ваш возраст________________

ВЕРБАЛЬНО - АССОЦИАТИВНАЯ  МЕТОДИКА ЯСВИНА В. А. И ДЕРЯБО С. Д.

Методика диагностирования направлена на исследование типа доминирующей установки личности ребёнка в отношении с природой. Отслеживание идёт по четырём категориям:

         К – эстетическая установка (природа воспринимается как объект красоты);

И – когнитивная установка (природа воспринимается как объект изучения);

О – этическая установка (природа воспринимается как объект охраны);

         П – прагматическая установка (природа воспринимается как объект пользы).

Анкета

по выявлению уровня осознанности приобретения экологических знаний и эковоспитанности.

  1. Считайте ли вы себя экологически грамотным человеком?
  2. Обязательно ли изучение экологии?
  3. Нужны ли вам экологические знания?
  4. Нравятся ли вам экологизированные уроки?
  5. Нравится ли вам изучать предмет экология?
  6. Удовлетворены ли вы получаемыми в школе экологическими знаниями?
  7. Нужны ли практические работы и экскурсии для получения экологических знаний?
  8. С удовольствием ли вы готовите информационные экологические сообщения (экспресс – минутки)?
  9. Чувствуете ли вы ответственность перед природой?
  10. Можете ли вы сделать что-то для сохранения природы?
  11. Зависит ли человек от природы?
  12. Зависит ли природа от человека?
  13. Имеют ли экологические знания практическую направленность?
  14. Нравится ли вашим родителям, то, что вы изучаете экологию?
  15. Нужны ли вам проводимые экологические акции, марафоны, конкурсы, вечера?
  16. На ваш взгляд, каких людей больше:
  1. С высоким уровнем экологической культуры?
  2. С низким уровнем экологической культуры?  

ОПРОСНИК ПО ВЫЯВЛЕНИЮ  ОТНОШЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ ИГРИМА  

К ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ

       1.Кто виноват в том, что в природе нарушаются связи и возникают экологические проблемы?

2. Какие местные экологические проблемы вы знаете?

3. Влияет ли, по вашему мнению вырубка леса на состояние окружающей среды в посёлке?

4. Касается ли лично вас экологическая проблема экваториального леса?

5.Считаете ли вы, что вносите «свой вклад» в экологические проблемы?

6. Как вы думаете, взаимосвязаны ли экологические проблемы? (Если вы ответили «нет» – вопрос №7 пропустить)

7. Как экологические проблемы влияют друг на друга, как «взаимодействуют» между собой?

8. Какая из экологических проблем должна быть разрешена в первую очередь?

9. Как вы думаете, оказывают ли экологические проблемы влияние на посёлок?

ОПРОС ПО ИЗУЧЕНИЮ ОТНОШЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ ИГРИМА

К ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ, БЛАГОУСТРОЙСТВУ ПОСЁЛКА

  1. По вашему мнению,  достаточно ли чист и ухожен посёлок Игрим?
  2. Что бы предложили сделать для улучшения состояния окружающей среды и благоустройства посёлка?
  3. Какой вы хотели бы видеть зону отдыха в .Игрим?
  4. Как вы думаете, нужны ли парки в Игриме?
  5. Знаете ли вы название и происхождение древесно-кустарниковой и другой растительности в п.Игрим?
  6. Вы являлись очевидцем того, как ломают ветки деревьев, бросают мусор, разводят костры?
  7. Может ли по вашему мнению лесной массив сам восстанавливаться или необходимы специальные меры для его поддержания?
  8. Существует ли у вас нравственные установки по правилам поведения в природе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный натуралист"

Дополнительная общеобразовательная    программа   «Юный натуралист» естественнонаучной направленности. Она способствует эколого - биологическому развитию воспитанников, гармон...

Опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный натуралист»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный натуралист» реализуется в соответствии с естественнонаучной направленностью образования: направлена на формирование у обучающихся гум...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный журналист»

Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Программа предусматривает интенси...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юные друзья пожарных"

Цель образовательной программы «Юный пожарный» являетсяформирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; патриотическое в...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Юный многоборец"

Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) по легкой атлетики разработана на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ Министерства образо...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный эколог» естественнонаучной направленности

    В настоящее время назрела объективная необходимость воспитания у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности. В основ...

Общеобразовательная общеразвивающая программа Юный эколог 2020-2021 уч.год

Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юный эколог» является усиление экологического воспитательного пот...