Экологическая тропа
методическая разработка по экологии

Оксана Геннадьевна Левина

Создание экологической тропы на территории памятника природы парка "Горушка. Разработка маршрута. Краткое описание станций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_tropa.docx196.67 КБ

Предварительный просмотр:

Объединение «Юные натуралисты»- 1

тема 8.3. Экологическая тропа

Цель:  Разработка маршрута и описание тропы.

https://sarov24.ru/uploads/posts/2017-08/1502975912_gk_djmqgqce.jpg

Экологическая тропа – это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты. На маршруте посетители получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах. Организация экологической тропы – одна из форм формирования экологической культуры и ответственного поведения людей в природе. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствует воспитанию чувства любви к природе, своей родине.

Наряду с привлекательностью, другим важнейшим свойством тропы является её информативность. Каждому виду информации соответствуют «свои» объекты на маршруте и свои знаки-символы (напоминающие дорожные знаки). Натуральные объекты выступают источником преимущественно познавательной информации. Это виды растений, животных, формы рельефа, почвы и другие элементы живой и неживой природы. Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Именно они подвергаются наибольшему воздействию со стороны человека.

Целый ряд объектов в зоне тропы можно создать своими руками, искусно вписав их в окружающий ландшафт. Можно создать в зоне маршрута серию ботанических площадок, высадив на них лекарственные, редкие или исчезающие виды растений, характерные для данной местности. При этом информационные щиты, таблички с указателями, цифрами или символами, устанавливаемые через определённые расстояния и у особо интересных объектов, позволяют быстро получить соответствующую информацию и направить движение посетителей по заданному маршруту.

Экологические тропы, кроме образовательных экскурсий, проведения занятий, наблюдений могут быть использованы для организации мониторинговой и проектной деятельности, выполнения социально-экологических проектов, проведения экологических праздников, а также природоохранных акций, включая акции по уборке территории и уходу за посаженными растениями.

Экологическая тропа может использоваться во все сезоны года.

1 этап. Содержательный

Содержание работы групп по созданию экологической тропы

Таблица №2

Проектная деятельность

Задачи

Составление перечня экскурсионных объектов

Вычленение на местности имеющихся объектов, перенос на тропу или изготовление необходимых объектов

Разработка проекта, изготовление и установка малых форм архитектуры (информационные доски и опоры к ним, смотровые площадки и др.).

Используется слегка обработанный природный материал, камень, дерево (покрытое бесцветным лаком).

Подготовка экскурсоводов

Написание и разработка публицистического текста (легенды) для рассказа экскурсовода

Составление и издание путеводителя (буклета) для самостоятельного посещения тропы

Разработка вариантов с учётом специфических интересов посетителей

Таблица №3

Перспективный план по маршруту экологической тропы

Название цикла и название станций

Цель

Объекты наблюдения

«Кустарники»

  • «Сиреневая»



«Деревья»

  • «Еловая»
  • «Лиственница»
  • «Сосёнки»
  •  «Берёзовая»

-закрепить название деревьев и кустарников, их строение, внешние признаки;

-учить детей различать деревья и кустарники по внешним признакам;

-систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;

-воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам.

Сирень;




берёза;

ель;

клён;

рябина.

«Птицы»

  • «Птичья столовая»

-углубить знания детей о перелётных и зимующих птицах, их образе жизни;

-сформировать представления о роли птиц в жизни леса;

-воспитывать бережное отношение к птицам.

Птицы:

голуби,

воробьи,

вороны,

сороки.

Домики для птиц, гнёзда птиц на деревьях.


«Первоцветы»

  • «Первоцветы»





-побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закрепить их название, учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев;

-дать представления о насекомых, их образе жизни, сходстве и отличительных особенностях;

- воспитывать чувство бережного отношения к природе.


Цветы:

мать-и-мачеха, ландыш

насекомые.


Краткое описание станций

1. “Начало тропы”

Здесь посетители будут знакомиться с паспортом учебно-экологической тропы. Проводится вводная беседа. Рассказывается о целях и задачах экскурсии, даются инструкции по технике безопасности и правилам поведения на тропе, объясняются правила экологической игры, уточняются задания. В нескольких словах описывается предстоящий маршрут.

2.  «Еловая». В этом месте экскурсовод рассказывает о елях. Одна из елей пострадала от топора человека, теперь у неё две верхушки, а другая – от пожара.

3. «Первоцветы»

Экскурсовод может рассказать на этой станции о разных раннецветущих растениях, если экскурсия проводиться весной. Но увидеть первоцветы мы не всегда можем во время проведения экскурсии. Поэтому после экскурсии можно в кабинете биологии посмотреть презентацию о первоцветах.

4. «Лиственница». На этой станции ребята услышат рассказ об особенностях произрастания лиственницы в условиях средней полосы, о его применении в природе и жизни человека.

5. «Сосёнки». Экскурсоводы знакомят с особенностями строения и условиями произрастания сосны.

6. «Берёзовая».Конечно здесь речь пойдет о красивой русской березе.

7. «Сиреневая». Здесь можно познакомиться с особенностями строения и условиями произрастания сирени. Можно послушать голоса птиц, увидеть различных насекомых.

8. «Птичья столовая». Знакомство с разнообразием видового состава птиц.

Дорогие ребята, прошу ответить в личных сообщениях на следующие вопросы:

  1. Что такое экологическая тропа?
  2. С какой целью создаётся экологическая тропа?
  3. Какие бы вы могли предложить сделать станции на нашей экологической тропе?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»

Работа опирается  на  опыт учителя  СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...

Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...

Презентация экологической тропы"Мы в любое время года ходим тропами природы"

Реализация проекта позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор, привьёт навыки труда в природе....

Экологический здоровьесберегающий проект «Экологическая тропа «Удивительное вокруг нас»

Экологический здоровьесберегающий проект «Экологическая тропа «Удивительное вокруг нас»...

«Экологическая тропа как элемент экологического воспитания»

Материал рассказывает о проекте, связанном с созданием в лесу рядом со школой экологического маршрута длиной в 800 метров. Участие в данном проекте позволит учащимся расширить свои представления о про...

«Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»

laquo;Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»...

Внеклассное мероприятие экологической направленности "Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе "Большое будущее малых водоёмов» - 10 класс

laquo;Внеклассное мероприятие  экологической направленности (старшая школа)»Тема мероприятия : Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе"Большое будущее малых вод...