ПРОГРАММА КУРСА ПРИКЛАДНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ
рабочая программа по экологии (10, 11 класс)

Поломошнова Нина Ивановна

Программа курса «Экология 10-11» разработана в соответствии с основными положениями «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» и предназначена для обучения старшеклассников экологии на профильном уровне в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКУ «Управление образования Джидинского района»

МАОУ «Петропавловская СОШ №1»

ПРОГРАММА КУРСА

 ПРИКЛАДНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ

11 класс

Учитель биологии, экологии

Поломошнова Нина Ивановна

Петропавловка, 2019г.

ПРОГРАММА КУРСА

 «ПРИКЛАДНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ «

Пояснительная записка

Программа курса «Экология 10-11» разработана в соответствии с основными положениями «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» и предназначена для обучения старшеклассников экологии на профильном уровне в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Программа включает:

пояснительную записку с требованиями к результатам обучения;

содержание курса, распределенное по разделам и темам с указанием минимального числа часов, отводимых на их изучение, демонстраций, минимального перечня практических работ;

УМК  

    Цель курса: формирование у учащихся 10-11 классов системы экологических знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих понимание сущности природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере, а также развитие у старшеклассников экологического сознание и экологической ответственности.

    В 11 классе изучаются прикладная экология и социальная экология.

 В разделе «Прикладная экология» содержится материал о сельскохозяйственных и городских экосистемах, промышленных техносистемах; о сохранении и рациональном использовании биологического разнообразии; об экологической экономике и экологическом праве. Раздел «Социальная экология» включает материал о состоянии биосферы на рубеже тысячелетий, о концепции устойчивого развития, глобальных экологических проблемах человечества, международном сотрудничестве в сохранении окружающей среды, формировании экологического менталитета.

    Программа курса базируется на точных и достоверных научных знаниях, но ее реализация в образовательном процессе не может ограничиваться только передачей этих знаний. Следует учитывать, что для старшеклассников характерна учебно-профессиональная деятельность, у них интенсивно развиваются профессиональные интересы, формируются элементы исследовательских умений, возникают потребности строить жизненные планы, предвидеть ход развития тех или иных явлений и социальных проблем. Поэтому для формирования у старшеклассников ответственного отношения к природе при обучении экологии в 10-11 классах необходимо:

  • Развивать интерес к вопросам социальной экологии и современным экологическим проблемам;
  • Формировать социально ценные мотивы отношения личности к природе;
  • Раскрывать универсальную ценность природы;
  • Привлекать учащихся к исследованию и охране природы родного края;
  • Формировать нравственно-экологические знания, соответствующие интеллектуальные и практические умения, обобщенные модели поведения в природной среде;
  • Побуждать учащихся к оцениванию фактов взаимодействия человека и общества с природой;
  • Привлекать учащихся к контролю и оценке социальных результатов природоохранной деятельности.

При обучении экологии в старшей школе следует исходить из того, что главным фактором экологического образования и развития личности в целом является осмысленная в понятиях деятельность. В процессе деятельности нравственно-экологические понятия наполняются глубоким личностным смыслом, переносятся «на себя». Практически во всех видах деятельности, направленной на формирование ответственного отношения личности к природе, могут быть использованы ведущие межпредметные экологические идеи курса «Экология10-11».

Биосфера (3ч)

  Общая характеристика биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Атмосфера. Гидросфера. Литосфера. Биосферные круговороты веществ. Круговорот воды. Круговорот углерода. Круговорот кислорода. Круговоротазота. Микроорганизмы-азотфиксаторы. Деятельность бактерий-денитрификаторов. Круговорот фосфора. Влияние деятельности человека на круговороты веществ в биосфере.

Демонстрации: фильмы «Биосфера», «Человек и биосфера», «Гидросфера»; модели-аппликации «Круговорот воды», «Круговорот углерода, азота и других веществ»; слайд-фильм «Учение В.И.Вернадского о биосфере»; таблицы «Биосфера», «Круговорот веществ»; модель «Круговорот веществ и энергии в природе».

11 класс (34ч, 1ч в неделю)

Прикладная и социальная экология

Прикладная экология

Сельскохозяйственные экосистемы (5ч)

   Агроэкосистема. Состав и структура агроэкосистемы. Функциональные особенности агроэкосистемы. Ресурсные, биологические, экономические и экологические ограничители. Сохранение плодородия почв. Борьба с эрозией почвы. Безотвальная обработка почвы. Севооборот.

   Биологическое разнообразие агроэкосистем. Продукционное биоразнообразие. Ресурсное биоразнообразие. Деструктивное биоразнообразие. Защита культурных растений. Агротехнический и биологические методы контроля сорных растений. Контроль численности насекомых-вредителей. Методы селекции в защите растений.

   Экология животноводства. Роль домашних животных в сельскохозяйственных экосистемах. Эффективность откорма животных. Бесподстилочное содержание животных. Проблема стоков. Биогаз.

  Экология растениеводство. Первая «зелёная революция» Монокультура. Вторая «Зелёная революция». Компромиссные системы ведения сельского хозяйства. Генная инженерия растений.

  Демонстрации: модель-аппликация «Агроценоз»; таблицы «Влияние человека на обитателей почвы», «Влияние ядохимикатов на сообщество поля пшеницы», «Охрана почв от эрозии; фильмы: «Охрана почв», «Биологические методы борьбы с вредителями»; гербарий «Сорные растения»; коллекция «Вредители сельскохозяйственных культур».

Городские экосистемы (5 ч)

          Общая характеристика городских экосистем. Управление городскими экосистемами. Энергопотребление и потоки веществ в городских экосистемах. Городская флора и фауна. Влияние городской среды на здоровье человека. Экологические принципы градостроения. Урбанизация. Создание микрокосмов. Экосити.

          Проблема автомобильного транспорта. Влияние автотранспорта на окружающую среду. Экологизация автотранспорта. Электромобили. Водородомобили. Биотопливо. Развитие общественного транспорта и транспортных коммуникаций.

           Проблема твердых бытовых отходов. Состав твердых бытовых отходов. Накопление твердых бытовых отходов. Сжигание твердых бытовых отходов. Сортировка и переработка твердых бытовых отходов. Снижения количества твердых бытовых отходов. Производство биологически разлагаемых материалов.

          Водосбережение и энергосбережение в городских экосистемах. Платное водопользование. Слежение за качеством питьевой воды. Водоподготовка. Экономия энергетических ресурсов. Энергосбережение. Децентрализация системы энергоснабжения. Энергосберегающая бытовая техника.

          Экологическая роль озеленения. Нормативы озеленения города. Экологические требования к качеству озеленения. Роль рудеральных растений в городских экосистемах.

Демонстрации: фильм «Охрана окружающей среды города»; таблицы «Город как среда обитания», «Охрана природы в зонах отдыха».

Практические работы:

Определения количества загрязнителей, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта.

Мониторинг зеленых насаждений населённого пункта.

Экскурсия: Экологическая роль озеленения

Промышленные техносистемы (3ч)

            Принципы экологизации техносистем: ресурсосбережение, энергосбережение, малоотходность. Жизненный цикл изделия. Технологические цепи. Промышленный симбиоз предприятий.

           Ресурсосбережение и энергосбережение в техносистемах. Рециклинг. Экономия металлов. Комплексное использование сырья. Экономия древесины. Нанотехнологии. Увеличение времени эксплуатации ресурсоемкой продукции. Материальная революция. Проблема промышленных отходов. Очистные сооружения. Очистка газообразных промышленных выбросов. Биологическая очистка сточных вод.

  Демонстрации: фильм «Тревожная хроника»; таблица «Биотехнология»; схема «Очистные сооружения и замкнутые циклы воды и воздуха».

  Практическая работа. Определение органолептических характеристик воды.

   Экскурсия совместно с представителями ЖКХ «РОСТ-ИНВЕСТ» -знакомство с водоочистными сооружениями.

Сохранение и рациональное использование биологического разнообразия (4ч)

            Биологическое разнообразие. Прямая коммерческая ценность биоразнообразия. Непрямая коммерческая ценность биоразнообразия. Рекреационная, научная, образовательная и опционная ценности биоразнообразия. Формы охраны биологического разнообразия.

   Проблемы рационального использования лесных экосистем. Виды лесопользования: главное, побочное, промежуточное, рекреационное. Нарушение лесопользования. Использование химических средств защиты растений в лесных экосистемах.

           Проблемы рационального использования пресноводных и морских экосистем. Эксплуатация ресурсов пресноводных водотоков и водоемов. Превышение норм водозабора. Последствия строительства водохранилищ. Превышение норм вылова рыбы. Последствия нерационалного использования морских ресурсов. Загрязнение морей. Истощение морских биоресурсов.

           Обустройство охраняемых природных территорий. Создание экологических сетей. Особо охраняемые природные территории. Заповедники. Национальные и природные парки. Памятники природы. Природные заказники. Объекты всемирного наследия. Охрана видов и популяций. Красные книги. Разведение видов под контролем человека. Создание генетических банков.

   Демонстрации: фильмы «Охрана природы», «Охрана воздушного и водного пространства», «Биосферные заповедники»; таблицы «Влияние загрязнений на водное сообщество», «Охраняемые территории», «Охрана и привлечение птиц», «Охрана рыбных запасов»; карты «Биосферные заповедники и национальные парки мира»; «Заповедники и заказники России, Републики Бурятия»

  Практическая работа. Изучение заказников РБ, Джидинского района (Боргойский заказник)

Экологическая экономика и экологический мониторинг (2ч)

          Экономические механизмы рационального природопользования. Экологические платежи. Платные ресурсы. Квоты на загрязнение. Экологические налоги. Экологически ориентированные государственные инвестиции. Экологические фонды. Экологический менеджмент. Экологическая экспертиза. Экологический аудит. Экологическая сертификация. Экологическое страхование.

          Экологический мониторинг: глобальный, локальный. Геофизический и биологический мониторинг. Нормирование антропогенной нагрузки. Экологическое право. Экологические проступки и преступления.

  Демонстрации: фильм «Земля только одна»; карты «Экологические проблемы России», «Основные типы хозяйственной деятельности народов Росси, использующих объекты живой природы»; гербарий «Растения-индикаторы загрязнения воздушной среды»; схемы «Органы экологического управления Российской Федерации», «Экологические функции правоохранительных органов Российской Федерации».

  Практическая работа. Определение степени экологического загрязнения среды с помощью биотеста экосисттем Джидинского оайона

Социальная экология

Состояние биосферы на рубеже тысячелетий. Концепция устойчивого развития (3ч)

          История отношений человека и природы. Человек как биосоциальный вид. Основные периоды истории человечества: период охоты и собирательства, период сельскохозяйственной цивилизации, период научно-технического прогресса, период постиндустриального развития, устойчивое развитие как прогнозируемый период. Формирование техносферы.

          Последствия загрязнения атмосферы. Снижение биоразнообразия на планете. Глобальное потепление климата. Разрушение озонового слоя. Кислотные дожди. Уничтожение видов. Обезлесивание. Опустынивание.

          Влияние глобализации на развитие человечества. Концепция устойчивого развития. Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды. Доклад «Наше общее будущее». Устойчивое развитие общества. Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро 1992г. Повестка дна на 21 век. Второй Всемирный саммит в Йоханнесбурге 2002 г. Возможные сценарии развития общества. Технократическая модель будущего. Консерватистская модель будущего. Центристская модель будущего.

  Демонстрации: фильм «Жить или не жить»; фрагменты фильмов «Воздух в природе», «Охрана вод и воздуха»; справочные таблицы «Водные ресурсы, обезлесение и заповедные зоны»,  Данные Джидинской метеостанции о температуре воздуха  в период с 1975г

Практическая работы. Изучение и классификация потребности человека.

Глобальные экологические проблемы человечества (6ч)

           Слежение за состоянием народонаселения мира. Плотность населения. Рождаемость. Суммарный коэффициент рождаемости. Смертность. Младенческая смертность. Естественный прирост населения. Демографический переход. Роль миграции. Продолжительность жизни. Возрастной состав населения. Здоровье населения.

           Управление демографическим процессом. Экономические меры регулирования народонаселения. Регулирование народонаселения развивающихся стран. Регулирование народонаселение в развитых странах. Прогноз численности народонаселения.

          Обеспечение человечества полноценным питанием. Продовольственная безопасность. Производство зерна. Урожайность зерновых культур. Площадь пахотных угодий. Поливное земледелие. Источники белка. Животноводство. Потребление животного белка. Морепродукты. Аквакультура. Производство растительного белка.

  Проблема голода. Проблема переедания. Несбалансированное питание. Продовольственная безопасность в странах мира. Политика экономии продовольствия. Роль сохранения агроресурсов.

  История развития энергетики. Традиционные источники энергии. Структура мирового энергетического бюджета. Современная теплоэнергетика. Современная гидроэнергетика. Современная атомная энергетика.

   Нетрадиционная энергетика. Ветроэнергетика. Гелиоэнергетика: физический и биологический варианты. Биотопливо. Геотермальная энергетика. Приливные электростанции. Волновые электростанции.

Общие тенденции развития энергетики. Теплоэнергетика будущего. Гидроэнергетика будущего. Атомная энергетика будущего. Перспективы энергетики на основе возобновляемых источников энергии. Роль энергосбережения.

  Демонстрации: фильм «Экология. Нетрадиционная энергетика»; карты «Месторождения полезных ископаемых СНГ», «Плотность населения России», площади «Население и урбанизация мира»; слайд-фильм «Глобальные экологические проблемы»; 

Международное сотрудничество в сохранении окружающей среды (2ч)

 Охрана биологического разнообразия. Международные договоры-конвенции. Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения, СИТЕС. Конвенция о биологическом разнообразии. Конвенция по охране конкретных природных объектов.

   Защита атмосферы. Борьба с загрязнением атмосферы. Борьба с выбросами парниковых газов. Киотский протокол. Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой.

   Защита Мирового океана. Международная конвенция по регулированию китобойного промысла. Конвенция ООН по морскому праву. Борьба с загрязнением морских вод.

 Контроль над перемещением особо опасных веществ. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Соглашение по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер.

   Демонстрации: фильмы «Экология. Охрана природы», «Биосфера и человек», «Охрана на природы».

Формирование экологического менталитета (2ч)

   Преодоление потребительства. Экологический менталитет. Экологическая культура. Экологическая нравственность. Экологическое образование. Экологическая ответственность. Экологическая этика. Экологическая мораль. Общественные экологические движения.

   Практическая работа. Проведение социологического опроса жителей Джидинского района об отношении к природе.

   

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Экономика и социальная экология"

География - единственная учебная дисциплина, призванная изучать природ­ные и социально - экономические явления и процессы в их взаимосвязи. Но в базовом курсе географии эти взаимосвязи рассматрива...

Рабочая программа учебного предмета по социальной экологии для 10-11 класса

Данная программа ориентирует на углубленное осмысление проблем взаимоотношения человека, социальных общностей и среды обитания, формирует интерактивный уровень знания, синтезирующий достижения различн...

Программа курса внеурочной деятельности: "Юный эколог".

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».В. СухомлинскийКружок «Ю...

Программа курса пропедевтики химии " Химия, экология и человек" в 7 классе.

В нашей школе формирование экологических знаний начинается уже с первого класса. Между экологией и химией существует неразрывная связь. Поэтому по моему мнению, необходимо начинать знакомить школьнико...

программа внеурочной деятельности "Прикладная и социальная экология"

программа внеурочной деятельности "Прикладная и социальная экология"...

Рабочая программа КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» с организацией полевых практических занятий экологической направленности для детей 14-16 лет

Рабочая программа разработана в опорой на Программу курса биологии «Введение в общую биологию. 9 класс» В.В. Пасечника (разделы «Экосистемный уровень» и «Биосферный урове...

Программа "Прикладная и социальная экология"

Программа курса «Экология 10-11» разработана в соответствии с основными положениями «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» и предназначена для обучения старшеклассников...