Конспект ООД по ознакомление с окружающим миром
план-конспект по экологии

"День заповедников. Заповедники Югры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapovedniki.docx52.37 КБ

Предварительный просмотр:

            Конспект ООД по познавательному развитию (ознакомление с окр.миром)

                          в подготовительной к школе группе № 23

Тема: «Знакомство с заповедниками Югры»

Цель: воспитывать нравственно-патриотические чувства через экологическое воспитание, формировать любовь к Родине посредством уважительного отношения к родной природе.

Задачи:

Обучающие:

-познакомить и расширить представление детей о заповеднике, для чего они создаются и роль человека в жизни его обитателей,

-закреплять представления детей о том, почему и как люди берегут редких животных и растения;

познакомить детей с заповедниками, расположенными на территории ХМАО-Югры;

-сформировать представление детей о растительном и животном мире заповедников;

Развивающие:

- Развивать у детей познавательный интерес, экологическое мышление;

-развивать мышление, память;

- развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы;

- активизировать словарь детей введением новых слов: заповедник, национальный парк,  

Воспитывающие: 

-формировать ответственное, бережное отношение к природе, желание принять посильное участие в ее охране и защите;

- воспитывать у детей интерес к природе родного края, желание больше узнать о ней.

-воспитывать у детей доброе отношение к природе и чувство ответственности, гордости за охрану богатств родной природы.

Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Предварительная работа:

-чтение рассказов, сказок, загадок, стихов о животных, растениях,

-рассматривание иллюстраций, просмотр презентации «В мире животных»;

-труд и наблюдения в природе.

-беседа «Знакомство с первым заповедником России»;

-беседа «По страницам Красной книги ХМАО», просмотр презентации «Красная

книга России»;

-рисование животных леса

-просмотр презентаций о различных заповедниках нашей Родины.

-чтение книги «Заповедники России».

Материалы: видеоролик «Заповедники Югры», экологические знаки.

                                    Ход ООД:

1. Вводная часть.

Звучит фонограмма с записью лесных звуков: кукует кукушка, журчит ручей.

2. Основная часть. Воспитатель читает рассказ Н.Сладкова «Друг или враг».

Вошел человек в лес. Тихо в лесу, пусто вокруг. И кажется человеку, что он наедине с

собой.

Но со всех сторон невидимо следят за ним настороженные глаза: кто это пришел в лес

— друг или враг?

«Ружья нет! — решает рябчик.— Но, может, он петли хочет поставить? Лучше не

покажусь».

«На охотника не похож,— думает белка.— Да вон палка в руке. Кто его знает? Лучше

затаюсь».

«Покажись ему, а он еще, по незнанию, меня, безногую ящерицу-веретеницу, за

ядовитую змею примет! Убьет ни за что».

«Ну я-то с ногами, всем видно, что я просто ящерица. А вдруг ему захочется

проверить, как ящерицы хвост отбрасывают? Отбросишь хвост, а потом отращивай

целый год!»

«Пусть себе идет — я и глазом не моргну! Будто меня и нет. А то для людей так: раз

нос крючком, раз когти на лапах — значит, ты вредный ястреб. Пристукнет за

вредность, доказывай потом, что ты полезная сова. За людьми надо глядеть в оба!»

«Нужен глаз да глаз! Чуть зазеваешься — сейчас тебя палкой, камнем или ногой. А за

что? А так, чтобы не прыгал или на глаза не попадался. Вот и не покажусь. И не

квакну».

Идет человек удивляется, почему никого не видно? Идет и обижается: чего они меня

боятся, чего от меня прячутся – ведь я им ничего плохого не делаю!

И верно не делает. Но и хорошего тоже. А откуда лесным жителям знать, что он друг?

На лбу у него не написано. Лесные жители верят только делам. Плохие дела – значит,

враг. Хорошие дела – друг. А чему же им еще верить? Не словам же…

3.Вопросы по рассказу.

Воспитатель:

- По каким делам узнают друзей леса? (не шумит, не мусорит, не разжигает костры, не

разоряет муравейники)

- А по каким делам узнают врагов леса? (разрушает грибницы, ломает деревья и ветки,

разоряет гнёзда, шумит)

Растения и животные всегда были для человека щедрым источником пищи, лекарств,

строительного материала. Природа отдавала человеку всё, а человек в ответ вырубал

леса, загрязнял окружающую среду.

- Мы с вами знаем, как прекрасна и богата природа нашей страны. Но даже такое

богатство при плохом отношении людей может когда-то закончиться. Уже сегодня в

России есть очень редкие, исчезающие виды птиц, животных и растений.

- Ребята, как вы думаете, что значит исчезающие?

Исчезающие - это такие виды, которых осталось очень мало, и они могут исчезнуть

совсем, если не позаботиться об их сохранении.

- Для этого в нашей стране созданы заповедники.

- Ребята, давайте вспомним, что такое заповедники?

Заповедники - это особое место, где растения и животные оберегаются и охраняются.

Это охраняемые человеком участки суши или водного пространства.

- Ребята, а как вы думаете, какая главная задача заповедников?

Главная задача заповедников - сохранить и увеличить количество редких видов

животных, растений, рыб, насекомых, которые исчезают по вине человека.

Заповедную территорию не только охраняют, но и изучают.

- Скажите, как называется профессия людей, которые работают в заповедниках?

(Охотовед).

- А чем именно он занимается? (Охраняет, ведёт учёт численности, борется с

браконьерами, подкарм-ливает животных и птиц)

Заповедники охраняются государством. В них звери, птицы, насекомые и рыбы, травы

и могучие деревья живут рядом и спокойно растут.

-Скажите, пожалуйста, чего нельзя делать в заповедниках?

Никто в заповедниках не охотится на животных и птиц, не ловит бабочек, не рвёт

цветы, не вырубает деревья, в озёрах и реках, которые находятся в этих заповедниках,

не ловят рыбу. В заповедниках запрещена не только охота и рыбалка, но и сбор ягод и

грибов, а также любая хозяйственная деятельность. Жизнь здесь течёт по своим

правилам и устанавливает эти правила сама природа. В заповедник люди приходят

только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.

- Ульяна, поприветствуй, пожалуйста, заповедники всей России стихотворением.

Привет тебе, приют свободы и покоя,

Родного севера неприхотливый лес,

Ты полон свежести и все в тебе живое,

И сколько у тебя загадок и чудес!

Воспитатель:

- Ребята, какие заповедники России вы знаете? (Баргузинский, Астраханский, Кивач,

Столбы, Баш-кирский, Приокско-Террасный, Уссурийский, Кроноцкий, Чёрные

Земли, Алтайский).

- А как называется самый первый заповедник России? (Баргузинский)

- А изначально для сохранения какого животного он был создан?(баргузинский

соболь)

- А как называется самый большой заповедник России? (Большой Арктический)

4. Знакомство с заповедниками нашего округа

- Ребята, как называется наш край, в котором мы живём?

И на территории нашего края – ХМАО - Югра тоже есть заповедники.

               Рассказ о заповеднике.

«Этот заповедник имеет название Малая Сосьва. Назван так потому, что он

расположен в долине реки Малая Сосьва. Создан этот заповедник 37 лет назад. На его

территории много болот, мало озёр и много лесов. В лесах растёт сосна, ель, пихта,

кедр, лиственница и берёза.

Итак, давайте с вами совершим небольшое импровизированное путешествие с

помощью презентации, которую я для вас подготовила, и увидим животных, птиц, рыб

и насекомых, обитающих в заповеднике Малая Сосьва».

5.Словесная игра

- А теперь давайте с вами поиграем в игру «Запрещается-разрешается», с помощью

которого мы вспомним правила поведения в природе. Я буду задавать вопросы, а вы

будете отвечать «запрещает-ся» или «разрешается».

• В лесу шуметь (запрещается)

• Оставлять мусор в лесу (запрещается)

• Беречь лес от пожара (разрешается)

• Собрать муссов в яму и закопать (разрешается)

• Рвать букеты цветов (запрещается)

• Ходить только по тропинкам (разрешается)

• Ломать деревья и ветки (запрещается)

• Ходить и топтать на лугах траву и цветы (запрещается)

• Разжигать костры в лесу (запрещается)

• Сажать деревья (разрешается)

• Беречь лес от пожара (разрешается)

• Кричать и включать громкую музыку в лесу (запрещается)

• Разорять птичьи гнёзда (запрещается)

• Ловить бабочек и насекомых (запрещается)

• Разорять муравейники (запрещается)

• Разрушать грибницы (запрещается)

Добро пожаловать к нам в радостный и светлый дом!

Мы просим соблюдать порядок в нём:

Не мять траву, не рвать цветы, не нарушать природы красоты.

Живите в нём. Гуляйте в нём и будет добрым этот дом!

Воспитатель:

- В заповеднике «Малая Сосьва» сохранился такой вид редкого животного, которое

обитает возле водоёмов, как западносибирский (североазиатский) речной бобр. Бобр

занесён в особую книгу под названием Красная книга.

- Ребята, а кто знает, что это за книга? (Это книга, в которую занесены редкие и

исчезающие виды птиц, животных и растений. Она является предупреждением для

всех людей, что эти животные и растения могут исчезнуть. А красный свет книги бьёт

тревогу и напоминает людям об опасности.)

Даяна прочтёт стихотворение, в котором говорится о том, что может произойти, если

люди перестанут относиться к природе бережно.

Если я сорву цветок

Если ты сорвёшь цветок

Если вместе я и ты

Если все сорвут цветы,

То останутся пусты

Все деревья и кусты

И не будет красоты!

Физкультминутка «Мы в заповеднике шагаем».

-Давайте, ребята, немного отдохнём и представим, что мы с вами попали в заповедный

лес.

Мы в заповеднике, друзья, (шагаем)

И все мы дружная семья (шагаем, обнимаем себя)

Деревья выстроились в ряд (остановиться, встать по стойке смирно)

И каждый встрече с нами рад (киваем головой)

Вот это гибкостью своею тешит взгляд, (наклоны в стороны)

А это - высится сурово, как солдат (руки вверх)

Одно - раскидистые ветки простирает, (руки в стороны)

Другое – на ветру трепещет и играет (руки вверх, качаются как ветки).

Воспитатель:

-Заповедники - это островки спасения природы от человека. Заповедники – это наше

богатство, богатство нашей Родины, которым мы должны гордиться.

- Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу?

( Конечно же, надо охранять разную природу в любом месте, где бы ты не находился:

будь то у себя в родном краю или по дороге в отпуск, когда ты останавливаешься на

отдых у края леса. Везде, где находится человек, он должен бережно относится к

окружающей тебя природе.

Ребята, Кира сейчас прочтёт стихотворение, где ещё раз говорится о том, почему мы

должны любить и беречь природу нашей Родины.

Стремительно вникая в опыт древних

И постигая суть его корней, я стойкости учился у деревьев,

А ловкости и силе у зверей.

У птиц учился чувствовать свободу,

У рыб сосредоточенно молчать

Поэтому обязан я природу

От всех врагов достойно защищать.

Воспитатель:

- Давайте, ребята с вами сегодня придумаем и нарисуем специальные

предупреждающие знаки о том, чего нельзя делать в лесу, у реки, в горах, у озера, на

лугах и степях. А потом каждый пояснит свой знак.

3. Итог занятия.

- Ребята, с какими заповедниками нашего округа мы с вами сегодня познакомились?

- Кто нас познакомил с ними и помог совершить путешествие в заповедники «Малая

Сосьва» и «Юганский заповедник»?

- Какие знаки вы сегодня нарисовали и что они означают?

- Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

Использованная литература и источники:

1. Афонькин С.Ю. Заповедники России. Школьный путеводитель. Балтийская книжная

компания, 2011г.

2. Байкалова А. Стрельников Е., Стрельникова О. «Юганский Заповедник», Тюмень.

1998 г.

3. Буклет «Сохраним родную природу». Н Городецкая, В.Ефимова Буклет «Сохраним

природу, М, 1989г.

4. Васин А.М. Заповедник «Малая Сосьва», Свердловск. 1986 г.

5. «Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей». М., 1996г.

6. Красная книга ХМАО. Животные, растения, грибы. Екатеринбург, 2003

Приложение

Заповедники - это охраняемая территория, где живут звери на свободе, охота на них строго запрещена, там нельзя рвать цветы, ломать кустарники. то место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы, и здесь их изучают ученые. Там работают ученые-биологи, лесники, лаборанты. Они охраняют природу, ведут учёт численности животных, борются с браконьерами, подкармливают животных и птиц.

Только тут до конца можно понять, как прекрасна и богата она. И только тут полностью осознаешь, что мы, люди, можем потерять, если не будем охранять, беречь природу.Заповедники играют исключительную роль в сохранении и восстановлении редких видов животных и растений. Каждый заповедник – природный музей. При посещении заповедных территорий следует все оставлять нетронутым, и ничего с собой не брать. Заповедники – это участки территории, характерные для какой – то определенной зоны или пояса, либо чем – то особо отличающиеся, где сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс или его отдельные компоненты. Статус заповедника в нашей стране – самая строжайшая форма охраны природы.

Если я сорву цветок

Если ты сорвёшь цветок

Если вместе я и ты

Если все сорвут цветы,

То останутся пусты

Все деревья и кусты

И не будет красоты!

Стремительно вникая в опыт древних

И постигая суть его корней, я стойкости учился у деревьев,

А ловкости и силе у зверей.

У птиц учился чувствовать свободу,

У рыб сосредоточенно молчать

Поэтому обязан я природу

От всех врагов достойно защищать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпийские зимние виды спорта. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с задержкой психического развития разновозрастной диагностико – коррекционной группы

       В  Сочи очень редко зимой бывает снег, а если и бывает, то тает через несколько часов. В такие дни родители стараются вывести детей на прогулку и покатать их ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с умственно отсталыми детьми ( 2-ая младшая группа) "Вечерний Круг"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с умственно отсталыми детьми ( 2-ая младшая группа) "Вечерний Круг"...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром лексическая тема "Одежда"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста, форма организации детей подгрупповая....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами исследовательской деятельности по теме «Песок» для детей дошкольного возраста с ЗПР (второй год обучения, подгрупповое)

Данное занятие предназначено для учителя-дефектолога при работе с  дошкольниками с диагнозом ЗПР. В занятии присутствует исследовательская деятельность: сравнение песка и камня, работа в песочниц...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: « Весна ».

Цели: учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (по сравнению с летом), закреплять знания о характерных признаках осени, учить детей устанавливать причинно-следственные связи, учи...

Конспект занятия по Ознакомлению с окружающим миром в группе по подготовке к школе детей с ОВЗ на тему «Насекомые»

На данном занятии реализуется  познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно- эстетическое, физическое развитие дошкольников....