Экологический проект "Хороший турист - хороший эколог"
проект по экологии (10 класс)

Кужугет Нонна Чанчык-ооловна

Проект имеет туристко-краеведческую и физкультурно-спортивную  направленности. Программа проекта направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей обучающихся, овладение туристическими навыками, позволяющими жить и ориентироваться в природе, правилам поведения в вынужденной автономии, оказанию первой медицинской помощи, знакомство с историей, монументами и памятниками своего района и области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл horoshiy_turist-horoshiy_ekolog_ekoproekt.docx70.78 КБ

Предварительный просмотр:

Наименование проекта:

Программа по туризму для детей  «Хороший турист - хороший эколог»

Участники проекта:

Дети в возрасте от 10 до 15 лет.

Основная цель проекта: Пропаганда и популяризация туризма, основ безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни, привитие навыков экологической культуры. 

Основные задачи:

Образовательная задача: сформировать знания, умения, навыки по экологии, природоведению, топографии, различным направлениям в туризме, ориентированию, технике безопасности при проведении различных видов работ, основам медицинских знаний и оказанию первой медицинской помощи.

Воспитательная задача: сформировать научное мировоззрение в области патриотического, экологического, природоохранного, медицинского, эстетического воспитания.

Развивающая задача: развить практические навыки по экологии, краеведению, ориентированию, технике безопасности, основам медицинских знаний и оказанию первой медицинской помощи, использованию благотворного воздействия природных факторов на все функции организма, соблюдение правил личной и общественной гигиены.

Ожидаемые результаты проекта

После окончания реализации проекта ребята должны:

знать:

- требования техники безопасности в походе;

- общие подходы к организации и проведению походов;

- способы профилактики типичных заболеваний и основные приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;

- перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним;

- правила приготовления пищи;

- нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к группе;

уметь:

- разбивать бивуак

- оказывать само и взаимопомощь;

- применять указанные знания на практике;

- ориентироваться на местности при помощи карты и компаса;

- участвовать на всех этапах соревнований по технике пешеходного туризма;

- выполнять общие обязанности участника похода.

Приобретаемые умения и навыки 

1 . Проводить, организовывать походы, игры, похожие мероприятия

2. Выработать навыки поведения в экстремальных ситуациях, сознательное отношение к личной безопасности.

3. Укрепить приобретенные способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих условиях

4. Оказывать первую помощь пострадавшим.

         Данная программа рассчитана на последовательное овладение умениями и постоянное их совершенствование. Основной идеей в подаче материала является личностно – ориентированный подход, необходимый для развития творчества, ответственности.

Введение

Проект имеет туристско-краеведческую и физкультурно-спортивную  направленности. Программа проекта направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей обучающихся, овладение туристическими навыками, позволяющими жить и ориентироваться в природе, правилам поведения в вынужденной автономии, оказанию первой медицинской помощи, знакомство с историей, монументами и памятниками своего района и области.

Детско-юношеский спортивный туризм является одной из наиболее эффективных оздоровительных, увлекательных, полезных видов спорта.

 Внеклассная спортивная и физкультурно-оздоровительная работа становится неотъемлемой частью педагогического процесса, направленного на воспитание у них как потребности вести в целом здоровый образ жизни, так и разносторонне развивать физически и духовно личность обучающихся. 

Детско-юношеский и молодежный туризм - важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного наследия, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации личности.  

              Детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике. Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят.  В походе  дети раскрываются совсем с другой стороны, чем в школе. Способствует настоящему взаимопониманию и установлению отношений среди детей.

           Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения, позволит ребятам умело ориентироваться во внезапно возникшей экстремальной ситуации, быстро принимать решение и решительно действовать.

Мы не в силах управлять природой, предотвращать экстремальные ситуации, но в наших силах научиться разумно вести себя в непредсказуемой, порой, критической ситуации. Быть хорошо физически подготовленным, нести ответственность за себя и дорожить жизнью других.

       

              Актуальность проекта

Детский возраст самый восприимчивый, любознательный период в жизни каждого, где с удовольствием познают новое, и важно не упустить этот момент. В период летнего лагеря, где мы тоже отдыхали, проводились тематические мероприятия, в том числе «День туризма», игра по станциям. Ребята тогда очень активно, с интересом приняли участие в данном мероприятии и пожелали также в дальнейшем участвовать в таких играх, научиться завязывать узлы, пользоваться компасом, определять азимуты. И это побудило работу над созданием проекта  по организации секции по туризму, где каждый желающий сможет научиться основам туризма, стать хорошим туристом и овладеть экологическими знаниями, побудить интерес к окружающему миру, стать мотивированным. Ведь зачастую современный  ребенок стремится к тому, что он получает с экранов телевизоров, смартфонов. Он не видит и не замечает мира, существующего за границами его «виртуального бытия». Отсюда идет и массовое ухудшение здоровья детей — слабая физическая активность, интенсивные информационные нагрузки, и, как итог, психические расстройства, доводящие многих до девиантного поведения, быть отверженным, проявлению  влияния социальных явлений, как юношеский алкоголизм, наркомания, токсикомания.

     Движение, чистый воздух, физические нагрузки, неформальное общение – это именно то, что нужно для укрепления и формирования здорового организма ребенка.  

   Занимаясь в туристической секции, ребята осваивают и закрепляют туристические навыки, умение рационально использовать силы и средства для преодоления возникающих трудностей. В детях воспитывается ответственность за порученное дело. В походах и на туристских соревнованиях воспитываются такие волевые качества, как: целеустремленность, настойчивость и упорство, самостоятельность и инициатива, решительность и смелость, выдержка и самообладание.

Таким образом, наш проект способствует укреплению здоровья,  формированию здорового образа жизни, разностороннему воспитанию, становлению гражданственности и патриотизма, а также способствует настоящему взаимопониманию и установлению дружественных отношений среди детей.

         Гипотеза

 Проект позволит расширить теоретическую базу знаний в таких образовательных областях, как: «Экология», «Естествознание», «Технология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «География», «Физическая культура» и даст возможность для их практического применения.

         Появится возможность открыть в школе детско-юношескую секцию  по туризму, в которой будут воспитываться такие личностные качества, как: отзывчивость, дружелюбие, чувство прекрасного, творческие и интеллектуальные способности, усидчивость, трудолюбие, коммуникативные качества, самостоятельность, организованность.

       

  Данную секцию смогут посещать ребята, проявляющие интерес к туризму. 

          Количество обучающихся в ней может быть примерно 15 человек.

          Формы и методы организации работы секции: экскурсионная, трудовая, оформительская, игровая, практическая, двигательная, бытовая, экспериментальная.

Программа секции может быть рассчитана на 1 год обучения, по 2 часа в неделю, всего 68 часов. Материал программы может быть предложен для освоения учащимися 5 – 9 –х классов школы.

           Целью проекта является: приобретение  обучающимися  базовых знаний по туристической подготовке, топографии и ориентированию, краеведению и навыкам применения этих знаний на практике; привлечение детей к регулярным занятиям туризмом, краеведением и экологией.

Задачи

Обучающие 

  • Изучение  начальных  сведений  по  организационным вопросам подготовки и  проведения походов, основных сведений о своём крае, элементарных понятий об ориентировании на местности.
  • Обучение   основам топографии, гигиены туриста.
  • Обучение  умению детей  оказывать  первую  доврачебную помощь при  заболеваниях и травмах.
  • Расширение и углубление   знаний об  основах туристической техники пешеходного туризма и навыкам походного быта.
  • Обучение умению самообслуживания  в жизни на природе.
  • Ознакомление с культурно-историческими достопримечательностями родного края.
  • Изучение основ  природоохранной деятельности.

Развивающие

  • Развитие физической силы, выносливости, ловкости.
  • Развитие интереса к участию в  полезной и  практической  деятельности.
  • Развитие  мотивации личности к познанию и творчеству.
  • Интеллектуальное и духовное развитие личности ребёнка.

Воспитательные

  • Воспитание  чувства товарищества,  взаимопомощи, умения  общаться.
  • Воспитание  творческого подхода к решению любых задач.
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
  • Воспитание ответственности за свои действия, самостоятельности и дисциплинированности.
  • Профилактика асоциального поведения.

Ресурсы проекта

Кадровый потенциал:

- тренеры-инструкторы туристических секций и клубов (по приглашению);

- педагоги образовательного учреждения;

- опытные туристы.

Социальное значение проекта

           Учитывая тягу молодых людей этого возраста к состязательности, романтике и высокую степень социализации личности, проект «Хороший турист - хороший эколог» предполагает проводить общешкольные соревнования, а также однодневные туристические походы в теплый период года.

            Благодаря полученным знаниям, школьники будут демонстрировать и тренировать: самостоятельность мыслительной деятельности, осуществление поисковой работы, умение учитывать в пути возможности своего организма. Благодаря полученным знаниям, школьники будут учиться взаимопомощи в неординарных условиях путешествий.

Основные направления мероприятий проекта

Программа проекта разработана с учётом возрастных особенностей  психического развития детей, что позволяет создавать оптимальные условия для раскрытия их  способностей и  избирать наиболее действенные средства воздействия.

Психолого-педагогические особенности возрастной группы детей

Возраст детей, участвующих в реализации  образовательной  программы  - 10-15 лет. В этой возрастной  группе  возникает и развивается трудовая деятельность, а также особая форма общения. Задача общения заключается в выяснении и усвоении элементарных норм товарищества, дружбы. Здесь же намечается разделение деловых и личных отношений, которое закрепляется к старшему школьному возрасту. Примечательной особенностью общения детей является то, что во всех его формах наблюдается подчинение отношений своеобразному кодексу товарищества. Этот кодекс в наиболее общих чертах воспроизводит деловые и личные взаимоотношения, существующие между взрослыми.

Режим занятий

Занятия кружка рассчитаны на 68 учебных часов, включая беседы по теории, практические занятия в помещении и на местности (в том числе, подготовку походов и подведение их итогов), а также проведение учебно-тренировочных походов.

Формы и методы реализации проекта

            Программа включает комплексные занятия, теоретические и практические занятия по технике туризма и спортивному ориентированию, тренировки по общефизической  подготовке (ОФП). Средствами общей физической подготовки являются общеразвивающие упражнения таких видов спорта как, легкая атлетика, гимнастика и др. К  общеразвивающим упражнениям относятся упражнения направленные на развитие и воспитание основных физических качеств, укрепление мышц и связок, совершенствование координационных способностей организма. Занятия по  ОФП направлены на комплексную тренировку всех групп мышц с обязательным включением кроссовой подготовки.

В теоретической части образовательном процессе используются традиционные методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа, диспут); наглядные (демонстрация, показ - плакатов, рисунков, схем, графических изображений, карт, видеофильмов, приемов работы);  практические (работа с книгой, справочной литературой, дидактическим материалом, выполнение заданий по спортивному ориентированию, технике туризма, тактическая и техническая подготовка, походы, экскурсии, умение вязать туристические узлы).

Метод применения информационно-коммуникационных технологий позволяет обучать детей на основе самостоятельного поиска информации в сети интернет, выполнение диагностических тестов и заданий.

Занятия проводятся с использованием различных форм организации учебной деятельности (групповая, массовая, индивидуальная). Разные типы и формы занятий создают условия для развития познавательной активности, повышения интереса детей к обучению. Рекомендуемые типы занятий: изучение новой информации, занятия по формированию новых умений, обобщение и систематизация изученного, практическое применение знаний, умений (закрепление), комбинированные занятия, контрольно-проверочные занятия, тестирование.

Рекомендуемые формы занятий:  учебные занятия в кабинете и учебно-тренировочные занятия на местности, занятия по ОФП в спортивном зале и на местности. Кроме того используются такие формы, как  соревнование, конкурс, поход, путешествие, игра, лекция, видеозанятие. 

Материальное обеспечение проекта

Кружковые занятия проводятся в помещении комнаты спортивного туризма. Для занятий используется следующее: аптечка, верёвки - диаметром не менее 10 мм., длина 20, 30, 40 метров; карабины; блоки и полиспасты; страховочные системы; опорные петли; средства транспортировки пострадавшего, палатки, тенты, костровой набор.

Ожидаемые результаты проекта

Реализация программы даст возможность:

Вовлечение подростков и молодых людей в занятия туризмом с раннего возраста;

Проведение массовых туристских мероприятий;

Возможность ознакомиться с уникальными природными и историческими местами;

Дальнейшее развитие детского туризма;

Созданию новых туристических маршрутов;

Увеличение потребности школьников в туристских поездках и путешествиях по краю;

Новый подход к организации школьного туризма для различных категорий учащихся;

Поднять на новый качественный уровень туристско-краеведческую работу;

После окончания реализации проекта ребята должны:

знать:

- требования техники безопасности в походе;

- общие подходы к организации и проведению походов;

- способы профилактики типичных заболеваний и основные приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;

- перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним;

- правила приготовления пищи;

- нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к группе;

уметь:

- разбивать бивуак

- оказывать само и взаимопомощь;

- применять указанные знания на практике;

- ориентироваться на местности при помощи карты и компаса;

- участвовать на всех этапах соревнований по технике пешеходного туризма;

- выполнять общие обязанности участника похода.

Приобретаемые умения и навыки 

1 . Проводить, организовывать походы, игры, похожие мероприятия

2. Выработать навыки поведения в экстремальных ситуациях, сознательное отношение к личной безопасности.

3. Укрепить приобретенные способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих условиях

4. Оказывать первую помощь пострадавшим.

План реализации проекта

Вид работы

Сроки начала и окончания работы

Требуемые ресурсы

Исполнители

Планируемый результат

Программа   обучения

1. Введение. Беседа о туризме и о работе кружка, о значении туризма для человека. 2. Виды туризма, особенности походов. Рассказы об интересных походах и путешествиях (показ презентации по теме «Туризм»). Законы туристов. Сочинение сказок и стихотворений на тему «Туризм». Ведение «Дневника туриста»

 

3. Личное и групповое туристское снаряжение. Основные правила укладки рюкзака

Главные требования к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в пользовании и переноске. Перечень основных предметов личного и группового снаряжения туриста-пешеходника, требования к каждому предмету.

Устройство туристской палатки, стойки и колышки для палаток. Тент к палатке. Уход за снаряжением и его ремонт. Правила укладки рюкзака.

Практические занятия. Укладка рюкзака. Проведение игры «Что взять с собой в поход».

4. Топография и ориентирование.

Виды топографических карт и основные сведения о них: масштаб, рамка, зарамочное оформление. Спортивная карта, ее назначение, отличие от топографической карты. Условные знаки спортивных карт.

5. Компас, правила пользования им. Способы  ориентирования 

Ориентирование по компасу. Стороны горизонта. Компас и его устройство. Пользование компасом в походе. Азимут. Определение азимута по карте и на местности, азимутальное кольцо (чертеж). Определение азимута на заданный ориентир, движение группы по азимутам на заданное расстояние.

Определение сторон горизонта по солнцу, звездам и местным признакам.

Практические занятия. Определение сторон горизонта с помощью компаса, по небесным светилам, местным признакам. Определение направлений по заданным азимутам (прямые засечки) и азимутов на заданные ориентиры (обратная засечка). Ориентирование карты по компасу. Движение группы по заданным азимутам на заданные расстояния. Глазомерная оценка расстояний до предметов.

6.  Техника и тактика пешеходного туризма.. Основные виды узлов. Туристские узлы.

Основные технические приемы организации движения в пешем походе: разведка местности, учет метеорологической обстановки при выборе технических приемов движения и преодоления естественных препятствий.

Осыпи и морены. Признаки “живой” осыпи. Приемы движения по осыпям. Траверсирование камнеопасных мест.

Техника движения через водные преграды. Приемы разведки места переправы. Влияние времени суток и погоды на уровень воды в реке. Виды переправ, их организация и приемы преодоления . Основные виды узлов. Туристские узлы.

7. Безопасность походов. Правила поведения туристов в лесу, на воде, на заболоченной местности, на склонах, во время грозы, в населенных пунктах Элементарные приемы оказания первой доврачебной помощи. Меры предосторожности при преодолении естественных препятствий на маршруте: значение дисциплины, правильной оценки своих сил и умений..

Обязанности направляющего (проводника) и замыкающего. Режим ходового дня и режим на дневке. Правила поведения туристов на коротких привалах. Хронометраж движения группы по маршруту.

8. Основы здорового образа жизни. Общая физическая подготовка.

. Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья, работоспособность. Физические и морально-волевые качества, необходимые путешественнику. Комплекс утренней зарядки. Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол, подвижные игры. упражнения на ловкость, силу, быстроту, выносливость. Самоконтроль. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Понятие о “спортивной форме”, утомление, тренировка. Дневник самоконтроля.

9.Обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировках.

Личная гигиена туриста, значение водных процедур. Роль закаливания организма в повышении сопротивляемости простудным заболеваниям. Закаливание водой, воздухом, солнцем. Значение систематических занятий физкультурой и спортом для укрепления здоровья.

Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность

Состав походной медицинской аптечки. Перечень и назначение лекарственных препаратов. Показания и противопоказания к применению лекарственных препаратов.

Лекарственные растения, возможность их использования в походах. Сбор, обработка и хранение лекарственных растений.

Заболевания и травмы, связанные с участием в туристских походах: переутомление, горная болезнь, удушье, попадание в лавину, утопление.

Предупреждение и лечение ОРЗ, отравлений. Заболевания, связанные с укусами членистоногих, змей, насекомых.

Ушибы, ссадины, потертости. Обработка ран, наложение жгута, способы наложения повязок. Первая помощь при переломах. Помощи при ожогах, обморожениях, тепловом и солнечном ударах.

Оценка общего состояния пострадавшего, места и характера повреждения. Измерение температуры, пульса, артериального давления. Согревающие процедуры (грелки, компрессы), охлаждающие процедуры (компрессы, пузыри со льдом). Правила наложения шин, иммобилизация пострадавшего. Способы транспортировки пострадавшего. Изготовление средств транспортировки.

Практические занятия. Комплектация аптечки, Оказание первой медицинской помощи при различных травмах и заболеваниях, обработка и перевязка ран, наложение жгута, шины. Изготовление носилок, волокуш, способы транспортировки пострадавшего.

10. Туристский бивак.

Что такое привал и бивак в походе. Основные требования к месту привала и бивака.

Планировка бивака. Виды и производство хозяйственных работ на биваке (развертывание и свертывание бивака). Графики дежурств на биваках.

Типы костров и их назначение. Костровое оборудование. Выбор и заготовка топлива. Сушка обуви и одежды. Общественно полезная работа на дневках. Охрана природы, Свертывание бивака. Противопожарные меры.

Питание в походе. Что такое калорийность пищи. Примерный набор продуктов питания для туристского похода. Расфасовка, упаковка и переноска продуктов. Что такое меню, как оно составляется. Учет расхода продуктов в пути Водно-солевой режим в походе. Выбор и обеззараживание воды. Просмотр и обсуждение презентации «Туристский бивак»

10. Подготовка к походу. Правила организации и проведения туристских походов. Инструкция по организации и проведению туристских походов и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ.

Подбор группы. Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в группе. Сбор сведений о районе похода: изучение литературы, карт, Разработка маршрута, составление плана подготовки похода, плана-графика движения, сметы расходов.

Сообщение о вариантах летнего зачетного похода, распределение тем докладов. Распределение обязанностей и заданий по краеведческой работе, план фото- и киносъемок, ведение календаря погоды и протокола (хронометража) движения.

Практические занятия. Разработка маршрутов и планов-графиков учебно-тренировочных походов, заслушивание докладов о районе похода: по истории, флоре, фауне, рельефу и т. Д., подготовка маршрутной документации, копирование карт. Подготовка группового и специального снаряжения, закупка, расфасовка и раскладка продуктов. Укладка рюкзаков. Составление графиков дежурств. Контрольные сборы: проверка личной и групповой готовности к выходам в походы.

11. Проведение походов.  Знакомство с природой и достопримечательностями своего края.

Ходьба – основной способ передвижения в пешем походе.  Техника правильной ходьбы в походе.

Выполнение общественных поручений в группе по организационному и хозяйственному самообеспечению, преодоление различных естественных препятствии (подъемы, спуски по залесенным, травянистым, песчаным, каменистым склонам, движение через густой подлесок, по заболоченной местности, переправы по бревнам, кладям, камням, броды). Страховка и самостраховка. Развертывание и свертывание бивака. Использование карты и компаса, сличение карты с местностью, ведение группы по заданному азимуту. Ориентирование по небесным светилам днем и в сумерках. Проведение наблюдений, вычерчивание схем, нанесение дополнений и исправлений на карту, ведение записей, составление описания пути движения и интересных объектов, организация и проведение экскурсий, сбор экспонатов.. Естественные факторы природы в походе. Беседа о средствах физического воспитания. Природные явления. Правила поведения туристов во время дождя, грозы. Что такое закаливание, навыки закаливания. Виды закаливающих процедур.

        Практическое занятие. Укрытие бивака от дождя, солнца.

 Природа родного края и его история. Краеведческая работа в походе. Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые.

История края, памятные исторические места. Знатные люди края. Роль туристов в охране памятников истории и культуры края.

Охрана природы. Закон об охране природы.

Краеведческая и экскурсионная работа в походах. Ведение путевых записей: личный и групповой дневник, описание пути движения, описание экскурсионного объекта, путевой очерк. Сбор экспонатов и других краеведческих материалов. Подготовка итоговой выставки. Фотографирование в походе.

12. Подведение итогов похода. Обсуждение итогов похода. Пропаганда туризма. Просмотр фотоматериалов. Составление отчета о походе, паспорта маршрута. Приведение в порядок и сдача снаряжения.

Учебно-тематический план программы проекта

п/п

Разделы и темы

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Введение. Организация работы кружка.

1

-

1

2.

Основные виды туризма. Обязанности членов туристической группы.

1

1

2

3.

Личное  и групповое снаряжение.

2

2

4

4.

Основные правила укладки рюкзака

1

2

3

5.

Международные сигналы бедствия Топография и ориентирование. Топографические карты и знаки

2

3

5

6

Устройство компаса

1

2

3

8.

Способы ориентирования. Азимут. Определение азимута по карте и на местности, азимутальное кольцо (чертеж). Азимутальный ход

1

3

4

9.

Особенности автономного существования  и ориентирования в различных климатических зонах

1

2

3

10

Техника и тактика пешеходного туризма. Технические приемы движения и преодоления естественных преград.  

1

3

4

Основные виды узлов

1

3

4

11.

Правила поведения туристов в лесу, на воде, на заболоченной местности, на склонах, во время грозы, в населенных пунктах. Правила безопасного поведения при ЧС

1

1

2

13.

Основы здорового образа жизни и общая физическая подготовка

1

3

4

14.

Животный и растительный мир представляющий опасность для человека

1

2

3

15.

Профилактика и помощь при отравлениях и укусах насекомыми, заболеваниях.

1

3

4

16.

Доврачебная помощь пострадавшему при различных травмах. Транспортировка пострадавшего.

2

3

5

17.

Подготовка к походу.  Спортивная подготовка туриста

2

3

5

18.

Бивак. Установка палатки, разведение костра. Виды костров

1

2

3

19.

Разработка маршрута однодневного похода

1

2

3

20.

Участие в походе.  Подведение итогов похода.

-

7

7

21

Подведение итогов года. Поощрение самых активных.

1

-

1

Итого часов:

68ч

Формы подведения итогов реализации программы.

Отслеживание перечисленных результатов осуществляется в виде текущего, промежуточного и итогового контроля.

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. По мере накопления учащимися знаний и опыта проводятся соревнования в группах по техническим навыкам, которые применяются в туристических соревнованиях, как особая форма оценки результатов освоения материала.

Формами промежуточного и итогового контроля являются соревнования внутри секции по технике пешеходного туризма и спортивного ориентирования, краеведческой олимпиады.

Методы диагностики: наблюдение, анкетирование и тестирование.

Хорошим способом определить уровень знаний и умений воспитанников являются диагностические карты (таблица №1), позволяющие оценить, на каком из трех уровней обученности находится каждый из детей.. Кроме того, важным показателем обученности являются результаты на соревнованиях.

Таблица №1

Диагностическая карта обученности учащихся

Топография:

  • Топознаки – 8 заданий
  • Расстояние по карте – 2 задания
  • Топознаки – более 4 баллов штрафа
  • Расстояние по карте – более 5 баллов штрафа
  • Топознаки – до 3 баллов штрафа
  • Расстояние по карте – до 4 баллов штрафа
  • Топознаки – до 1 балла штрафа
  • Расстояние по карте – до 2 балла штрафа

Медицинская подготовка:

  • Состав медицинской аптечки
  • ПМП при ожоге
  • ПМП при обморожении
  • ПМП при поверхностных ранениях
  • Действия при укусе клеща

Низкий: не знает

Средний: знает, но на практике допускает незначительные ошибки

Высокий: знает хорошо, может оказать на практике

Бивак:

  • Установка палатки
  • Разведение костра
  • Приготовление пищи на костре

Низкий: делает с помощью руководителя

Средний: делает с незначительными подсказками

Высокий: делает самостоятельно, без ошибок

Узлы:

Время вязки одного узла: 20 – 30 секунд

Низкий: знает менее 4 узлов или допускает грубые ошибки при вязке

Средний: знает 4– 6 узлов, допускает незначительные ошибки при вязке

Высокий: знает более 6 узлов, вяжет их без ошибок

Техника пешеходного туризма:

  • Подъем спортивным способом
  • Спуск спортивным способом
  • Траверс. Маятник
  • Параллельные перила
  • Бревно с горизонтальным маятником
  • Кочки
  • Преодоление болотистой местности

Выполняет с подсказками руководителя, или с грубыми техническими ошибками (более 6 баллов штрафа) Выполняет самостоятельно, с незначительными техническими ошибками (до 6 баллов штрафа) Выполняет самостоятельно, без ошибок

Участие в соревнованиях по Технике пешеходного туризма (ТПТ) (турмастерство)

1 соревнований

2 соревнований

3 соревнований

Уровень подготовки по видам

Низкий х 1

Средний х 2

Высокий х 3

Итоговый уровень подготовки

Низкий – до 10 баллов; средний – от 11 до 17 баллов; высокий – от 17 до 24 баллов

Таблица №2

Нормативы общей физической подготовки  

Развиваемое

физическое качество

Контрольные упражнения (тесты)

Мальчики

Девочки

Скоростные качества

Бег 60 м (не более 12 с)

Бег 60 м (не более 12,9 с)

Скоростно-

силовые качества

Прыжок в длину с места (не менее 130 см)

Прыжок в длину с места (не менее 125 см)

Прыжок в высоту с места (не менее 20 см)

Прыжок в высоту с места (не менее 15 см)

Выносливость

Бег на 1 км

(не более 7 мин 10 с)

Бег на 1 км

(не более 6 мин 50 с)

Координация

Челночный бег 3х10 м (не более 10,3 с)

Челночный бег 3х10 м (не более 10,9 с)

Вращение вокруг своей оси по часовой и против часовой стрелке за 4 с, с последующим прохождением по прямой линии (не менее 3 оборотов в каждую сторону)

Гибкость

Наклон вперед из положения стоя с выпрямленными ногами на полу (пальцами рук коснуться пола)0

Силовые качества

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (не менее 9 раз)

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (не менее 5 раз)

Подтягивание из виса

на высокой перекладине (не менее 7 раз)

Подтягивание из виса лежа на

низкой перекладине (не менее 2 раз)

Силовая

выносливость

Подъем туловища

лежа на спине (не менее 10 раз)

Подъем туловища

лежа на спине(не менее 7 раз)

Вис на перекладине на двух руках (не менее 30 с)

Вис на перекладине на двух руках (не менее 25 с)

Список литературы

Для педагога

Андреев Н.В. «Топография и картография. М.Просвещение 1985

Ковыш Э. Н. Соревнование туристов. – М.: Физкультура и спорт, 1990

КодышЭ.Н., Константинов Ю.С., Кузнецов Ю. А. «Туристские слёты и соревнования» М.: Профиздат, 1984

Константинов Ю.С. Туристические слёты и соревнования учащихся. – М.: ЦДЮТур МО РФ 2000

Константинов Ю.С., Кузнецов Ю. А «Подготовка судейских кадров по туристским соревнованиям» М.: Профиздат, 1982

Лебединский Ю.В. «Слёты и соревнования юных туристов». – Горький, 1965

ПопчиковскийВ.Ю. «Организация и проведение туристских походов»

«Спортивное ориентирование» М.: «ФиС», 1987

«Физическая подготовка туристов» М.: ЦРИБ «Турист», 1985

для обучающих

Под ред. Гоголева М.И. «Основы медицинских знаний учащихся» М.: «Просвещение» 1991

Константинов Ю.С. «Туристские соревнования учащихся» М.: ЦДЮТ 1995

«Физическая тренировка в туризме» М.: ЦРИБ «Турист» 1989.

Приложение

Методическое обеспечение проекта

Туризм

                 Самую большую радость получают дети от походов. Идущий человек – счастливый человек! В походах мы ходим с первого дня знакомства с ребятами. Лучше всего совершать походы по окрестностям своего населенного пункта, стараясь выбирать новые маршруты, обязательно пользоваться картой.

             В походе с малышами на руководителя ложится большая нагрузка, чем в походе со старшеклассниками. Первые 2-3 года он должен быть готов к тому, чтобы самому разжечь костер в любую погоду, оказать первую помощь, в экстренных ситуациях самостоятельно принять решение. Но когда ребятам исполнится по 13-14 лет, у тренера подрастут надежные помощники. И тогда за право разжечь костер будет идти борьба, а в трудной ситуации станет возможным надеяться на поддержку ребят.

        Туризм – дело коллективное. Нигде, я думаю, так не сплачивается детский коллектив, как в походах, потому что в них ребята учатся помогать друг другу.

Овладение туристскими навыками – дело не такое уж простое. Ребят необходимо научить, как:

Найти дрова для костра, разжечь его во время дождя, уложить рюкзак, поставить палатку;

Пользоваться топором, пилой, сделать очаг, вскипятить чай, приготовить на костре пищу;

Высушить одежду в походе, оказать первую помощь пострадавшему.

Рассчитывать необходимое для похода количество продуктов и закупить их в магазине.

Желательно, чтобы в туристической группе был свой фотограф или видеооператор.

           На первых занятиях ребята изучают простые элементы туристской техники – приемы «кочка», «мышеловка», «маятник», «наклонное бревно», учатся переправляться с помощью каната, спускаться по веревке, устанавливать палатку, метать в цель и т.п. В дальнейшем они будут обучаться приемам вязания туристских узлов и обвязки, способом преодоления рек с помощью параллельных веревок и навесной переправы.

Развивающие игры

     Одним из принципов моей работы является направленность на развитие индивидуальных способностей ребенка и поддержание у него положительного эмоционального состояния. В этом случае спортивные достижения и результаты уходят на второй план. В  достижении этой цели незаменимую роль играют развивающие игры.

     

1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью игровых  аксессуаров (кубики, карточки, спички, квадраты из картона, детали конструктора и т.д.)

2. Задачи расположены в игре в порядке возрастания сложности.

3. Задачи даются в различной форме: в виде плоского рисунка, письменной или устной инструкции, модели и т.д. знакомят его с разными способами передачи информации.

4. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться, т.е. развивать творческие способности.

         Игры, которые составляют игротеку, очень близки к «развивающим» играм Никитиных, так как все они наглядны. Это набор карт, карточек, пластилин, спички, шишки, камушки и т.д.  Все они рассчитаны на самостоятельность детей и направлены на развитие творческих способностей. Для удобства их можно разделить на четыре группы:

Игры на развитие внимания, логического мышления, памяти, сообразительности;

Психологические игры;

Подвижные игры;

Игры по спортивному ориентированию.

      Такое деление игр на группы условно, так как каждая игра по ориентированию тренируют и память, и внимание; в процессе игры дети общаются. Лучше узнают друг друга и себя. Любая игра развивает у ребенка самостоятельность, решительность, самодисциплину, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, умение владеть собой, эффективно мыслить. Это особенно важно тем, кто решил заняться туризмом. Многие развивающие игры проводятся в лесу, когда остается неиспользованное время. Это часто происходит, когда некоторые ребята уже вернулись с дистанции, а другие еще продолжают бежать.

        Основное правило развивающих игр – взрослый не должен выполнять задание за ребенка, не должен подсказывать. Если в решении задачи есть ошибки, нужно постараться чтобы ребенок их нашел сам и исправил.

Игры для развития логического мышления, памяти, сообразительности.

           Для развития туризма одинаково важны как физические, так и умственные способности человека. Эти игры направлены на развитие у детей таких необходимых любому человеку качеств, как память, сообразительность, логическое и абстрактное мышление, внимание. Список игр, применяемых на занятиях:

Логические задачи;

Игры на внимание («Что пропало?» и т.д.)

Игры со словами («Синонимы», «Напиши окончание слов», «Переставь буквы» и т.д.)

Головоломки

Игры со спичками

Игры на развитие памяти («Запомни числовой ряд», «Лишняя фигура» и т.д.)

            Когда ребенок решает посильные и интересные головоломки постоянно, он не теряется при столкновении с трудными задачами, действует активно, самостоятельно, находит верные решения.

Психологические игры

           Психологические игры - самые важные. Эти игры помогают ребенку найти себя, свое место в коллективе, раскрепоститься, почувствовать себя комфортно.

1. «Ваше мнение». Один из играющих выходит, а остальные по очереди записывают на бумаге свои высказывания об этом человеке. Заранее оговаривается, что писать можно только хорошее. Задача вернувшегося игрока узнать, кто о нем что написал. Если уходивший игрок угадывает, кому принадлежит данное мнение, то в следующий раз выходит тот, чье мнение было угадано. Если угадать не удалось ничего, то отгадывающий вновь выходит и игра повторяется.

2. «Перевоплощение» Один игрок выходит, а остальные загадывают какой-нибудь предмет или явление природы, состояние человека. Когда уходивший возвращается, все играющие по очереди изображают жестами загаданный предмет. Если предмет угадан на одном из игроков, то этот игрок и становится ведущим.

3. «Рассказ наоборот» Один из играющих рассказывает какую-либо историю. Задача других игроков – повторить рассказ как можно более подробно, начав с конца. Выслушиваются различные версии, и определяется победитель. Он и рассказывает следующую историю.

4. «Жесты» Играющие делятся на две команды. Одна из команд загадывает слово, предложение и вызывает к себе одного игрока из другой команды. Ему сообщается загаданное слово, а он должен с помощью жестов объяснить его своей команде. Игроки отгадывающей команды могут говорить и помогать своему игроку вопросами. Если отгадывающая команда справилась с заданием, команды меняются местами.

Подвижные игры

          Эту категорию игр можно  условно разделить на:

Подвижные игры («Тише едешь, дальше будешь», «Ловишки», «Жмурки», «Салки», «Третий лишний и другие)

Спортивные игры (футбол, пионербол, баскетбол, волейбол и другие)

Спортивные эстафеты (полоса препятствий, «веселые старты», эстафеты с элементами ориентирования и т.п.)

        Во всех играх я принимаю участие вместе с детьми, так как я считаю, что спортивные игры способствуют установлению близкого контакта между тренером и обучающимися, дают выход эмоциям и конечно развивают интерес к движению.

Игры по спортивному ориентированию

1. Игры на знание условных знаков спортивной карты («Знаковые эстафеты», «Запомни то, что видел», «Знаки на карте»,  «Парные игры» и другие.

2. Игры на знание сторон горизонта («Гимнастика с компасом», «Секретная цифра», «Нарисуй фигуру», «Найди клад!» и другие)

3. Игры на понимание масштаба («Измеряй-ка», игры с карточками по определению расстояния.

4. Диктанты по карте

5. Игры на понимание «легенды» КП

6. Игры на выбор пути движения между КП

7. Игры на запоминание маршрута между КП

8. «Перевертыши»

9. Нанеси КП

10. Карты на кубиках

11. Собери карту

12. Мы рисуем карту сами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школа юного туриста и эколога-краеведа."

Полевой учебный практикум для детей 12-14 лет. Содержание образовательной программы соответствовует: уровню основного общего образования,  туристической, краеведческой, экологической направленно...

«Лесная сказка-быль» (музыкально-экологический спектакль) (интеграция биологии, экологии и дополнительного образования)

Сегодня жизнь заставляет людей понимать, что воспитание подрастающих поколений – гарант цивилизованного будущего. А успех процесса обучения зависит именно от уровня воспитанности учащихся, их экологич...

Экологический слёт "Школа лесной экологии"

Методическая разработка районного экологического слёта...

Экологическая игра « Природа и экология Брянской области»

Экологическая игра    « Природа и экология Брянской области»...

Презентационная аннотация Экологическая образовательная программа " Добрый эколог"

Данный проект был разработан мной на Всероссийском молодёжном форуме «ОстроVа-2021» на треке «Экология/Экомышление» и представлен на защите в Правительстве Сахалинской области....

Экологическая образовательная программа "Добрый эколог"

Данный проект был разработан мной на Всероссийском молодёжном форуме «ОстроVа-2021» на треке «Экология/Экомышление» и представлен на защите в Правительстве Сахалинской области....