Занятие по теме: "Сохраним кедр, пихту".
методическая разработка по экологии

Грищук Татьяна Евгеньевна

Сохраним кедр, пихту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sohranim_kedr_pihtu.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Сохраним кедр, пихту.

Цель: Познакомить детей с видовым многообразием хвойных деревьев Ханты-Мансийского автономного округа.

Задачи:

Познакомить детей с характерными признаками хвойных растений (внешний вид, особенности строения хвоинок, шишек), их ролью в жизни леса и человека. Сформировать умение детей классифицировать хвойные деревья по определенным признакам;

способствовать развитию познавательного интереса, наблюдательности, умения работать в парах, навыков взаимопроверки; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, иллюстрации хвойных растений, инструктивные карточки, лупы, ветки и шишки: ели, сосны, кедра, пихты

Методы организации: беседа, рассказ, практическая работа, игра.

Тип занятия: изучение нового материала.

Ход занятия.

Орг.момент.

Дети сидят за столами.

Педагог: Ребята, здравствуйте. Как называется округ  в котором мы живём? (ответы детей)

Педагог: Послушайте, пожалуйста стихотворение.

Мы живем в Сибири,

Где тайга без конца.

Где высокие сосны

Тянутся в небеса.        

Где дремучие ели

Словно стражи стоят,

Где красивые пихты

В глушь лесную манят.

Где могучие кедры-богатыри

Простирают над нами ветви свои.

Педагог: Названия, каких деревьев вы услышали в стихотворении? (Сосна, ель, пихта, кедр.)

Педагог: Что общего у всех названных деревьев? (У всех этих деревьев есть хвоя. Это хвойные деревья.). Можно назвать хвоинки – листьями? (Да, это видоизменённые листочки).

Педагог: Сегодня мы с вами будем беседовать о хвойных деревьях нашего округа.

Хвойные растения выделяют особые вещества – фитонциды. Это летучие вещества, обладающие антимикробным действием. Они губят бактерии, вирусы, грибки, поэтому воздух в хвойных лесах невероятно чист, почти стерилен. Недаром многие санатории и больницы построены в сосновых борах. Прогулки в хвойном лесу повышают иммунитет, снижают вероятность простудных заболеваний.

Педагог: Ребята, попробуйте ответить на такой вопрос. Какое из хвойных деревьев называют “поющим” деревом?.  Для того чтобы ответить на мой вопрос, Вам нужно будет отгадать загадку.

Что же это за девица?

 Ни швея, ни мастерица.

 А в иголках круглый год. (действительно, это ель).

 Педагог: (Ель) Почему? (Из этого дерева изготавливают хорошие музыкальные инструменты).

На доску помещается иллюстрация с изображением ели., ( Дети рассматривают веточку ели.)

Ель обыкновенная достигает высоты до 35 метров, возраст 200-300 лет. В переводе с латинского языка, слово ель означает «смола». Теневыносливое растение. В густом еловом лесу всегда сумрачно, прохладно. Крона ели почти не пропускает света, задерживает порывы ветра. Ель растёт медленно. Растениям в полтора-два метра лет двадцать, а то и больше. Все дерево имеет форму пирамиды, благодаря чему снег не удерживается, скатывается и не ломает ветки. Ствол у ели шершавый, хвоя колючая. Хвоинки располагаются поодиночке, держатся на ветках 6-7 лет.

Педагог: Какие деревья чаще всего соседствуют с елью? Слушаем загадку.

Деревья все перед зимой
Расстались со своей листвой.
А вот она всё зеленеет -
Менять наряд свой не умеет.

(С елью соседствует пихта)

На доску помещается иллюстрация с изображением пихты. ( Дети рассматривают веточку пихты)

Кажется, что эти деревья похожи, но все-таки у ели и пихты есть отличия, назовите их.

(Хвоя у пихты мягкая, плоская, а у ели хвоя колючая, четырехгранная. У ели шишки свисают вниз, а у пихты сидят на веточках, как свечки. У пихты кора гладкая, светло-серая, а у ели темно-коричневая с трещинками)

Вы молодцы, я думаю, что теперь в лесу вы сможете отличить ель от пихты.

Педагог: Какому хвойному дереву требуется больше всего солнечного света? . Для того чтобы ответить на этот вопрос Послушайте загадку:

 У меня длинней иголки, чем у елки.

 Очень прямо я расту, в высоту.

 Если я не на опушке, ветки только на макушке. (сосна.)

На доску помещается иллюстрация с изображением сосны ( Дети рассматривают веточку сосны)

Сосна обыкновенная достигает высотой до 40 метров, живет до 150- 200 лет. В переводе с латинского языка слов о «сосна» означает «скала». Хвоинки – по две в пучке, длинной 6 см. Меняются на 2-3 год. Сосна светолюбивое растения, поэтому если она растёт в лесу, то нижние ветки от недостатка солнечного света погибают и отмирают. Поэтому сосновые леса обычно светлые. Сосна - лекарственное растение. Хвоя сосны богата витамином С, Все дерево богато смолой. Смола затягивает раны на дереве. А если смола сосны попадала в море, она превращалась в ювелирный камень – янтарь.

         Стволы сосен используются в кораблестроении, древесина ценится за долговечность.

         Сосновые леса ценятся за их высокое оздоровительное значение. В сосновых лесах строятся оздоровительные санатории. Но сосна не может мирится с загазованностью воздуха, поэтому она не растёт в городах.

Педагог: А какое дерево чаще всего соседствует с сосной?

Помочь определить его вам поможет моя загадка.

 И девчонки и мальчишки

 Все иметь хотели б шишки.

 На орешки очень щедр,

 Богатырь сибирский … (кедр) 

На доску помещается иллюстрация с изображением кедра.

Сосна Сибирская, кедровая. Высотой достигает до 35 метров, живёт до 400-500 лет. Чтобы появились первые шишки, кедру надо расти 50 лет. Из сосны сибирской изготавливают очень хорошие карандаши.

Кедр очень похож на сосну, но в чем же их отличие?

(У кедра хвоя длиннее и темнее, чем у сосны; хвоинки у кедра сидят пучками по 5 штук, а у сосны растут парами из одной почки. Кедровая шишка по размерам больше сосновой, внутри кедровой шишки находятся орехи и их можно есть, спелая сосновая шишка раскрывается в виде цветка, семена сосны мелкие, не съедобные. У сосны кора внизу грубая с трещинами, а вверху нежная, слоистая, светло-коричневого, золотистого цвета, а у кедра кора грубая темно-коричневого цвета)

Вы молодцы, знаете очень много о хвойных деревьях нашего края.

Но есть еще интересное хвойное дерево, которое часто встречается в сибирском лесу.

А об этом дереве хочется сказать особо.

 Вроде сосен, вроде ёлок,

 А зимою без иголок. (Лиственница)

На доску помещается иллюстрация с изображением лиственницы летом, осенью и зимой.

Лиственница-это единственное хвойное дерево, которое ведёт себя как лиственное, осенью оно сбрасывает хвоинки. Отсюда и получила своё название. Лиственница - самое распространенное дерево на территории России, поэтому ее называют национальным деревом нашей страны. Возраст этого дерева - 4oo-5oo лет, достигает высоты 35-40 м. Хвоя на её ветках негустая и мягкая. Держится она всего год. В пучке 15-20 хвоинок. Весной у лиственницы вырастает новая хвоя. Устойчиво к загрязнению воздуха, поэтому высаживается в городах. Древесина тяжёлая, не поддается гниению. Лучшее дерево для мебели из семейства хвойных — это  лиственница, так как она превосходит остальные по уровню прочности и устойчивости. Из древесины лиственницы изготавливают паркет. Из смолы добывают вещество, которое входит в состав мазей и пластырей.

 Животные приходят в светлый лиственничный лес, как в столовую: северные олени — за грибами и лишайником, зайцы — за сочной хвоей.

Практическая работа

  1.  А сейчас давайте с вами поиграем. Я буду называть хвойные деревья, а вы будете показывать на пальцах, по сколько хвоинок растет на ветке в пучке. Готовы? Давайте встанем, приготовили руки, и будьте внимательны. (педагог перечисляет названия хвойных , дети показывают на пальцах сколько хвоинок растёт с одной почки.)

  1. Сейчас вы получите инструктивные карточки, ваша задача определить, с какого дерева шишка. Соедините шишки и названия деревьев. Поменяйтесь карточками. Проверьте, как ваш сосед справился с заданием, оцените его работу. (ответы детей)

  1.  Я предлагаю вам ещё одну игру.  развешены иллюстрации хвойных деревьев) Я буду называть различные предметы, а вы должны найти дерево, из которого эти предметы изготавливают. Начинаем.

Педагог перечисляет: корабли, карандаши, мебель, музыкальные инструменты, мази, янтарь,  паркет,  витамины, пластырь, Молодцы!!!

  1. И последнее задание: Я предлагаю решить вам несколько задач.

Задача 1. Как-то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего: Это хвойный лес? Хвойный. А где хвоя? Опала. По чьей вине? Природы. Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!

Придется ли леснику отвечать за гибель леса? И в какой лес попал ревизор?

Задача 2. Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. В каком лесу бы вы порекомендовали ему выбрать участок: в лиственном или хвойном? Почему?

Задача 3: Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал пациенту прогулки в сосновом лесу. Почему? Прав ли он?

4. Рефлексия.

- Скоро Новый год, и я предлагаю вам украсить нашу ёлочку шариками-смайликами, и таким необычным способом, выразить свое настроение.

Если вам было легко работать, и занятие понравилось, возьмите улыбающийся смайлик, если вам было неинтересно – грустный смайлик, если вам было трудно выполнять задания – удивлённый смайлик.

5. Итог занятия.

Ребята, вы замечательно сегодня поработали.

- Скажите мне, кто сегодня был самым активным?

- Что интересного вы сегодня узнали?

- Что запомнилось больше всего?

- Информация о каком дереве вам запомнилась?

 Теперь вы можете ответить на вопросы, которые я написала на доске?

 Какие деревья растут в тайге?

 Какую роль они играют в жизни людей.

(ответы детей).

 Мы с вами узнали, какие хвойные деревья растут в тайге, и какую роль они играют в жизни людей и природы. Давайте их беречь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие на тему: «Сохраним лесную красавицу»

Цели:1.     Привлечь внимание детей к проблеме сохранения хвойных деревьев в период предновогодних и новогодних праздников.2.     Развивать интерес к проб...

Разработка материала по теме "Сохраним леса от пожаров"

В данной разработке имеются сообщения о профессии пожарных,игры,викторины....

Классный час на тему "Сохраним "Экологию души"

Данная презентация посвящена году Охраны окружающей среды. В ходе классного часа ребятам рассказывается сказка: Жили-были двое - мужчина и женщина. Долго они просили Бога подарить им детей, и вот...

Практическая природоохранная деятельность на тему: «Сохраним лес от пожара!»

Практическая природоохранная деятельность на тему: «Сохраним лес от пожара!»...

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «СОХРАНИ СВОЙ ГОРОД ПОТОМКАМ»

Цель:- создать условия для эстетического и экологического воспитания учащихся,- формирование гражданской позиции....

Методическая разработка занятия Тема: Сохраним природу Земли.

В наши дни мир находится на грани экологической катастрофы и поэтому экологическое воспитание является одной из актуальнейшей проблемы современности. Которое нужно уже начинать воспитывать у детей мла...