Внеклассное занятие на тему: «Сохраним лесную красавицу»
классный час на тему

 

Цели:

1.     Привлечь внимание детей к проблеме сохранения хвойных деревьев в период предновогодних и новогодних праздников.

2.     Развивать интерес к проблеме сохранения и пополнения хвойных деревьев.

3.     Воспитывать у детей  бережное отношение к хвойным деревьям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sohranim_lesnuyu_krasavicu.rar2.85 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Казинская средняя общеобразовательная школа»

Валуйского района белгородской области

Акция «Живи, ёлка!»

Номинация «Сохраним леса России»

Внеклассное занятие на тему: «Сохраним лесную красавицу»

                                                             Подготовила и провела:

                                                 старшая вожатая

                                                                МОУ «Казинская СОШ» -

                                                                         Гунченко Яна Александровна

2011 – 2012 учебный год

Внеклассное занятие

Тема: «Сохраним лесную красавицу»

Цели:

  1. Привлечь внимание детей к проблеме сохранения хвойных деревьев в период предновогодних и новогодних праздников.
  2. Развивать интерес к проблеме сохранения и пополнения хвойных деревьев.
  3. Воспитывать у детей  бережное отношение к хвойным деревьям.

Оборудование: проектор или интерактивная доска для просмотра презентации, цветные листы формата ¼ А4, магниты, листы формата А4, карандаши, фломастеры, краски.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Сообщение темы классного часа. (Слайд 1)

Лесом частым, полем вьюжным зимний праздник к вам идет.

Так давайте скажем дружно: «Здравствуй, здравствуй Новый год!»

Здравствуйте ребята! Сегодня, в преддверии нового года, мы бы хотели поговорить с вами о важной проблеме – проблеме сохранения хвойных деревьев. И тема нашего занятия звучит так - «Сохраним лесную красавицу»

  1. Историческая справка о возникновении традиции ставить ёлку.

Скоро наступит любимый праздник Новый Год, и у всех дома замигают огоньки на нарядных елках.

А знаете ли вы, что традиция ставить елку была не всегда? Как же справляли Новый Год раньше?  

(Слайд 2)

В старые-старые времена в России Новый Год отмечали не 1-го января, как сейчас, а 1-го сентября. И елку тогда не наряжали, этого обычая не было вообще. В новогоднюю ночь люди выходили на улицу, веселились, зажигали фейерверки и дарили друг другу яблоки! При царском дворе проводились богатые пиршества. Царь выходил к народу, обнимал своих приближенных, называл их братьями и награждал их яблоками. Возможно, такая традиция была связана с уборкой нового урожая. Вы наверняка знаете, что наша страна на протяжении многих веков была аграрной, т. е. в ней господствовало натуральное хозяйство. И потому, окончание работ в поле для народа было весьма важным периодом времени.

(Слайд 3)

В России традиция украшения новогодней елки появилась благодаря Петру I. Петр, еще в молодые годы  гостивший на Рождество у своих немецких друзей, был приятно удивлен, увидев странное дерево: вроде бы ель, но на ней вместо шишек – яблоки и конфеты. (Слайд  4)  Став царем, Петр I издал указ отмечать Новый год, как в просвещенной Европе.

В нем предписывалось: «… По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед  вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и  можжевеловых… ».

После смерти Петра указ был подзабыт, а распространенным новогодним атрибутом елка стала лишь веком позже.

В 1817 году великий князь Николай Павлович женился на прусской принцессе Шарлотте, крещеной в православии под именем Александра. Принцесса убедила двор принять обычай украшать новогодний стол букетиками  из еловых веток. В 1819 году Николай Павлович по настоянию супруги впервые поставил в Аничковом дворце новогоднюю елку, а в 1852 году в Санкт-Петербурге в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала впервые была наряжена публичная рождественская елка.

В городах начался елочный ажиотаж: из Европы выписывали дорогие елочные украшения, в богатых домах устраивали детские новогодние утренники.

Образ рождественской елки хорошо вписался в христианскую религию. Елочные украшения, сладости и фрукты символизировали дары, принесенные маленькому Христу. А свечи напоминали освещение той обители, в которой останавливалось Святое семейство. К тому же на верхушку дерева всегда вешали украшение, которое символизировало Вифлеемскую звезду, взошедшую с рождением Иисуса и указавшую дорогу волхвам. В результате елка стала символом Рождества.

Во время Первой мировой войны император Николай II посчитал традицию украшения елки «вражеской» и категорически запретил ей следовать.

После революции запрет отменили. Первую общественную елку при советской власти устроили в Михайловском артиллерийском училище 31 декабря 1917 года в Петербурге.

С 1926 года украшение елки уже считалось преступлением: ЦК ВКПБ назвал обычай устанавливать так называемую рождественскую ель антисоветским. В 1927 году на XV съезде партии Сталин заявил об ослаблении антирелигиозной работы среди населения. Началась антирелигиозная кампания. Партконференция 1929 года отменила «христианское» воскресение: страна перешла на «шестидневку», запрещено было празднование Рождества.

Считается, что реабилитация елки началась с небольшой заметки в газете «Правда», опубликованной 28 декабря 1935 года. Речь шла об инициативе организовать к Новому году детям хорошую елку. Подписал заметку второй секретарь ЦК компартии Украины Постышев. Сталин согласился.

В 1935 году был организован первый новогодний детский утренник с наряженной лесной красавицей. А в канун нового 1938 года в Колонном зале Дома союзов поставили огромную 15-метровую елку с 10 тысячами украшений и игрушек, ставшую с тех пор традиционной и называвшуюся позднее главной елкой страны. (Слайд 5) С 1976 года главной елкой стала считаться елка в Кремлевском Дворце съездов (с 1992 года – Государственный Кремлевский дворец). Вместо Рождества елку стали ставить на Новый год и назвали новогодней.

  1. Доклад учащихся о ели и сосне.

Ваши одноклассники подготовили для вас короткие сообщения о ели и сосне. Предоставим им слово.

(Слайд 6)

Ель обыкновенная - типичное дерево лесов Средней Европы и тайги Северной Европы, наиболее распространенная хвойная порода. Ель обыкновенную иногда называют высокой. Действительно, красавицы ели – это очень высокие (выше 40 м.) деревья. Доживает до 400-700 лет. Ель образует темнохвойные леса. В еловом лесу сумрачно и прохладно.  Недаром обычное название еловых лесов у местного населения «темнолесье» или «чернолесье». Именно такие леса народная фантазия населяла лешими, бабой-ягой и другой нечистой силой. Вместе с тем еловые леса не лишены своеобразной прелести. Особенно хорош еловый лес зимой, когда белизна снега контрастирует с темой хвоей крон.

(Слайд 7)

Сосна обыкновенная – одна из самых распространенных хвойных пород севера и Средней полосы России. Образует светлохвойные леса. Сосна очень неприхотлива и может произрастать как и на сухих песках, так и на болотах, где избыточная влажность. В лесу сосны имеют (до 35 метров) колоннообразный ствол. Продолжительность жизни 150-200 лет. Рекорд долгожительства побивает один из видов сосны – североамериканская сосна долговечная. В Восточной Неваде найден экземпляр этого вида, возраст которого 4 900 лет, т.е. почти пять тысячелетий! Значит, уже во время строительства пирамид Хеопса это растение было довольно старым деревом (ему было 2 000 лет). Воздух в сосновых борах почти стерилен от того, что выделяемые смолой вещества - фитонциды убивают болезнетворные микроорганизмы. Поэтому санатории, в которых лечат заболевших туберкулезом, размещают чаще всего в сосновых лесах. Сосна насыщена смолой, даже если слегка поранить любую часть дерева, вытекающая смола затянет порез и спасет растение от заболевания.

  1. Игра «Дай определение»

А теперь, я предлагаю вам такое задание. На доске написано слово – лес. У вас на столах лежат цветные листочки, на этих листочках вы должны дать определение данному слову, прокомментировать его и прикрепить на доску. (Дети выполняют задание)

А я бы хотела предложить вот какое определение слову лес. (учитель вывешивает на доску лист с надписью: Лес – наши лёгкие, наша жизнь.)

Как вы считаете, почему я предложила такое определение? (Ответы детей)

  1. Беседа о пользе хвойных деревьев и их охране.

Значение хвойных лесов очень велико. (Слайд 8) Семена ели – питательный корм для белок и птиц. (Слайд 9) В летнее время в еловом лесу прохладно, животные и птицы могут укрыться от жары. Под кронами елей влажно, влага необходима для жизни и другим растениям. Самую крупную землянику можно отыскать только под пологом леса, грибы тоже предпочитают прятаться под деревьями.

(Слайд 10)

Хвойные деревья продолжают фотосинтезировать и зимой, а, значит, являются единственным источником кислорода зимой, т. к. все другие растения сбрасывают листья.

(Слайд 11)

Человек срубая ёлку, лишает себя кислорода.

(Слайд 12)

В мире осталось очень мало больших лесных массивов не тронутых человеком.

Кто-то считает, что несколько елок в год из леса не сильно повредят ему.

Как вы думаете, сколько растет елка? (Ответы детей)

(Слайд 13)

За 6-7 лет она вырастет на 1 метр, с момента опыления до образования семени проходит около 1,5 лет. Т.е. елка, которую срубил человек, заменится другой в лесу не меньше, чем через 7,5 лет. Представьте, что будет, если каждый новый год срубать по деревцу.

(Слайд 14)

А для того, чтобы вырастить хвойный лес необходимо 100–120 лет.

К Новогодним праздникам срубаются десятки тысяч ёлок и сосен, которые через 10 дней превращаются в мусор.

После праздника ель обратно в лес не вернешь, она погибла сразу, как ее срубили. Не слишком ли велика цена: жизнь 10- 20летнего дерева и короткий праздник в несколько дней? (Слайд 15)

Так может, пусть ёлки растут в лесу? Может, есть какое - то решение этой проблемы? (Дети предлагают альтернативу живой ёлке – искусственную или посадку ёлки у себя во дворе.) (Слайд 16) 

В наше время изготовление искусственных ёлок проходит на довольно высоком уровне. И некоторые искусственные ёлки сразу и не отличить от настоящих ёлок. Купив искусственную ёлку вы и ваши родители не только обеспечите себе новогодние украшение на несколько лет, но и сохраните жизнь живых ёлок.

  1. Творческая работа учащихся.

А теперь вам предлагается творческое задание – изготовить агитационные листовки в защиту ёлки.

  1. Подведение итогов занятия. (Слайд 17)

Кто до сих пор считает, что на Новый Год нужно ставить живую елку дома? Почему?

Мы очень надеемся, что наше занятие не прошло напрасно, что вы пополнили свои знания о пользе хвойных деревьев, будете охранять и пополнять хвойные насаждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное занятие на тему "конфликт и пути его разрешение"

Цель: выяснить сущность конфликта;обучать детей умению благополучно   выходить   из   конфликтных   ситуаций;   учить заботиться о своем душевно...

внеклассное занятие на тему "Волшебная поляна"

      Изучить правила поведения на природе;            Познакомить с цветами и бабочками луга;     ...

Презентация "Ласточка" к занятию по теме: "Птицы - лесные жители"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5620566","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"268","width":"480"}}]]Презентация "Ласточка"  предназначена для проведения педаг...

Конспект занятия по экологии «Защитим лесную красавицу»

Занятие для детей дошкольного, младшего школьного возраста; для детей с нарушением интелекта....

Внеклассное мероприятие по теме "Сохраним планету зеленой ".

Внеклассное мероприятие по биологии урок- игра....