Эко-урок по русскому языку "Глагол"
план-конспект урока по экологии (6 класс)

Гриценко Юлия Сергеевна

Экологический урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ г. Иркутска СОШ №6

                                                                                                                           

Экологический урок русского языка

                                                    Составила: Гриценко Юлия Сергеевна,

                                        учитель русского языка и литературы,

МБОУ г. Иркутска СОШ №6

                                 

                                                 

Технологическая карта изучения экологического урока русского языка по теме «Глагол»

Этап урока

Цель этапа

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Самоопределение к деятельности

- включение учащихся в деятельность на личностном уровне

- Здравствуйте, ребята! Садитесь на свои места…

В народе говорят: «без знаний прожить нельзя». Докажем сегодня, что всё в наших руках. Итак, начинаем урок русского языка.

Метод «Поздоровайся локтями».

- Сядьте удобно.

Выпрямите спины.

Поздоровайтесь локтями с соседом по парте.

Улыбнитесь друг другу…

С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Покажите смайлики.

Пожелайте друг другу удачи.

Метод «Дерево ожиданий».

- Ребята, что вы ждёте сегодня от урока? Напишите на «веточках» одно ожидание и приклейте на наше дерево ожиданий.

Учитель приветствует детей.

Учитель создаёт условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, организует игры

Дети приветствуют учителя.

Учащиеся выполняют требования учителя (приветствуют друг друга, дополняют «Дерево ожиданий»

2. Актуализация знаний

- повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затрудненийв индивидуальной деятельности каждого учащегося

- Ребята, сегодня у нас непростой урок. Изучая новую тему по учебнику, мы поговорим ещё об одной проблеме, касающейся весь мир. Что это за проблема, мы узнаем, отгадав загадки (загадки на разную тематику).

Загадки:

  1. Чудесный длинный дом,

Пассажиров много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

(Автобус)

  1. Существительное…

Прилагательное…

А где глагол?

А где частица?

Как же в них не заблудиться?

Надо, чтоб их отгадать,

Правильно вопрос задать.

(Части речи)

  1. Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

(Книга)

  1. Чтоб быстрей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

Специальный …

(Каталог)

Учитель организует разгадывание загадок

Учащиеся получают список терминов (слов). Отгадывая загадки, они вычеркивают отгадку в списке, при этом должно остаться два слова. (Это и есть тема нашего урока)

3. Постановка учебной задачи

- проговаривание темы, целей и задач урока

- Итак, все загадки разгаданы. Какие слова у вас остались назачёркнутым?

(Глагол, экология)

- Какова тема нашего сегодняшнего урока? Какую проблему мы рассмотрим при изучении нашей темы?

- Сформулируйте цель урока, задачи.

(Цель: Повторение темы «Глагол» и «Экология».

Задачи: Поговорим об окружающей нас природе, о разнообразии и жизни растений, о пользе, которую они приносят человеку, о необходимости охранять и беречь растения, о правилах поведения в лесу. Одновременно бедем повторять изученные орфограммы, работать над глаголом)

- Запишите в тетрадях число, тему урока «Глагол. Экология», «Классная работа».

Учитель

4. Работа по теме урока

- решение учебной задачи и обсуждение проекта её решения

1. Проверка домашнего задания.

«Минутка чистописания».

- Речь сегодня пойдёт о деревьях, значит посвятим этой теме и минутку чистописания.

- Но сначала заслушаем бюро погоды.

Опишите сегодняшний день с помощью имён прилагательных.

- Запишите предложение с комментированием: ВЕСЕННЕЕ СОЛНЦЕ ЗАЛИВАЕТ ВСЮ ОКРЕСТНОСТЬ.

- А теперь выберите из глаголов (НАДВИГАЮТСЯ, ПОЛЗУТ, ПЛЫВУТ, НЕСУТСЯ) подходящие и вставьте их в текст:

ПО ХМУРОМУ НЕБУ … ТЯЖЁЛЫЕ ТУЧИ. ПО ЯСНОМУ НЕБу … ЛЁГКИЕ ОБЛАКА.

- В чём вы ещё затрудняетесь? Что плохо получается?

- Но перейдём к нашей теме «Глагол». Повторим теоретические сведения, связанные с глаголом.

Вопросы.

- Что такое глагол?

- Как он изменяется?

- Как проверить –ТСЯ или –ТЬСЯ пишется в глаголе?

- Каким членом предложения всегда выступает глагол?

- Что вы можете сказать о глаголах с окончаниями –ЕШЬ, -ИШЬ?

- Какая часть речи изменяется по лицам и числам? По родам, числам, падежам? По родам и числам?

Выборочный диктант. Какие леса растут в нашей области? 

- Я прочитаю текст, а вы выпишите по памяти глаголы, кто сколько запомнил.

НАША ОБЛАСТЬ РАСПОЛОЖЕНА В ДВУХ РАСТИТЕЛЬНЫХ ЗОНАХ: ЛЕСОСТЕПНОЙ И СТЕПНОЙ. ЛЕСА ЗАНИМАЮТ ОКОЛО 10% ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ. БОЛЕЕ ПОЛОВИНЫ ПОКРЫТОЙ ЛЕСАМИ ПЛОЩАДИ (54,2%) ПРИНАДЛЕЖИТ ДУБРАВАМ.САМЫЕ КРУПНЫЕ ИЗ НИХ – ТЕЛЛЕРМИНСКИЙ ЛЕС (15000 ГА) И ШИЛОВ ЛЕС (30000 ГА). СОСНОВЫМ ЛЕСАМ ПРИНАДЛЕЖИТ ВТОРОЕ МЕСТО ПОСЛЕ ДУБРАВ…

- Давайте проверим!

(занимают, принадлежит, принадлежит)

- Оцените себя!

- А теперь вы видите текст «Первые цветы» на слайде. Выпишите из текста глаголы в столбик.

ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ

НАСТУПИЛА РАННЯЯ ВЕСНА. СОЛНЦЕ ЛЬЁТ НА ЗЕМЛЮ ТЁПЛЫЕ ЛУЧИ. ПОЯВЛЯЮТСЯ ПЕРВЫЕ ВЕСЕННИЕ ЦВЕТЫ. ЕСТЬ ЛЮБИТЕЛИ СОБИРАТЬ ИХ В БОЛЬШИЕ БУКЕТЫ. ИЗ ГОДА В ГОД ВСЁ МЕНЬШЕ ЦВЕТОВ РАСПУСКАЕТ СВОИ ПЫШНЫЕ ГОЛОВКИ. НЕОБХОДИМО СОХРАНЯТЬ И ОБЕРЕГАТЬ ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ.

(наступила, льёт,появляются, собирать, распускает, сохранять, оберегать)

- Рядом с выписанными вами глаголами запишите вопросы, определите их время, лицо, число.

- Давайте проверим! Кто желает? (на оценку) Остальные проверяют в своих тетрадях.

_ Оцените себя!

Работа с текстом (устно).

- А знаете ли вы правила в лесу?

Давайте послушаем рассказ В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

«Стыдно перед соловушкой»

Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой этот мусор? - сказала Оля. - Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

- Стыдно... перед соловушкой,- тихо ответила Лида.

- Кто правильно поступил: Оля или Лида? Почему?

- Как вы понимаете финальную строчку рассказа?

Учитель подбирает задания, связанные с повторением домашнего задания (подбор прилагательных, комментированное письмо.)

Учащиеся выполняют задания (описывают день с помощью имён прилагательных, записывают предложение под диктовку, )

6. Физкультминутка (игровая двигательная переменка на уроке)

- дать возможность каждому ребёнку подвигаться, почувствовать своё тело,

- показать школьнику значение двигательной активности в жизни человека,

- научить видеть многообразие окружающего мира и себя в этом мире

Кто быстрее?

Условия: 2 команды, по 2 мешка.

- Перед вами куча «мусора». Нужно, как можно быстрее, собрать «мусор» в 1 мешок, в другой – нужный материал.. Будьте внимательны!

Учитель проводит физкультминутку

Учащиеся выполняют задание

7. Самостоятельная работа 9с проверкой по эталону)

- умение работать самостоятельно 9размышлять о прочитанном)

Самостоятельная работа (с проверкой по эталону)

- Запишите загадку. Обозначьте время, лицо и число глаголов. Образуйте от глаголов неопределённую форму, поставьте вопросы.

ВЕСНОЙ ВЕСЕЛИТ,

ЛЕТОМ ХОЛОДИТ.

ОСЕНЬЮ ПИТАЕТ,

ЗИМОЙ СОГРЕВАЕТ.

- Поверьте себя (по эталону)!

- Оцените себя!

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

- закрепление знаний по …

- Наверняка вы встечали, видели «Книги жалоб».

- Что они представляют собой?

- Где вы их видели?

- А слышали ли вы о «Лесной книге жалоб»?

- Откройте, пожалуйста, первую страничку «Книги…», прочитайте, что там написано.

- Итак, что это?

(жалоба)

- А кто пишет эту жалобу?

(гриб)

- А теперь я предлагаю вам заняться творчеством. Я прочитаю рассказ «Воскресенье в лесу». Вы должны представить себя какой-то вещью, предметом и от лица этой вещи, предмета написать жалобу. Дополнить «Лесную книгу жалоб».

Воскресенье в лесу.

Экологическая сказка

(Дети запаслись продуктами, взяли компас, транзистор и поехали в лес. Взрослых с ними не было.)


Веселой музыкой мы оповестили лес: мы прибыли! Знакомая дорога привела нас к березовой роще. Стали часто попадаться грибы. Кто срезал грибы, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Поели и пошли дальше. Иванов бросил банки и полиэтиленовые мешки под кусты, сказав: «Микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощание.
В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые яички в руках и положили обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой – в школе пригодится.
В лесу много муравейников. Иванов решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту.
Он настругал палочек и начал ими протыкать муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали кислые палочки.
Постепенно набежали тучи, стало темно, засверкали молнии, загремел гром. Мы успели добежать до одиноко стоящего дерева. С неба упало несколько капель, но дождь так и не пошел.
Оживленно беседуя, мы шли на станцию. И вдруг заметили на дороге змею. «Это гадюка!» – закричал кто-то и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка.
С охапками лесных и луговых цветов мы возвращались домой.

- Положите ваши «жалобы» в «Книгу».

9. Рефлексия деятельности (итог урока). Выставление оценок

- осознание учащимися своей учебной деятельности,

- оценка результатов деятельности своей и всего класса

- Вернёмся к нашему «Дереву ожиданий».

Расскажите, осуществились ли ваши ожидания.

Я благодарю вас за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными. Вместе мы справились с задачами урока.

- Покажите с помощью смайликов, с каким настроением вы уходите с урока

Список литературы:

  1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013.
  2. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продлённого дня. 4 классавт.-сост. Е.М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В. Миронов. – Волгоград : Учитель, 2013.
  4. Пупышева О.Н. Задания школьных олимпиад. 1-4 классы. – М. ВАКО, 2009.
  5. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, л.А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М. Шанский]. 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"

Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...

Конспект урока русского языка Тема урока: «Общенародный русский язык».

Конспект урока русского языкаПредмет: русский языкКласс: 5Учебник: «Русский язык. 5 класс» ФГОС. Москва, Вентана-Граф, 2012 г. под ред. Шмелёва А.Д.Название раздела: На каком языке мы гово...

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...