Рабочая программа для 6 класса по экологии растений
календарно-тематическое планирование по экологии (6 класс)
Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у учащихся.
Сложившаяся в настоящее время система школьного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.
Средствами реализации рабочей программы является УМК который представлен учебниками А.М.Былова, Н.И.Шорина. Экология растений: Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы/Под ред. Д-ра биол.наук проф. Н.М.Черновой. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2012г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 178.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
г. Москвы «Школа № 2026»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Экология растений»
(34 часа)
для 6 класса
Составил: Учитель биологии и химии
Полина Е.В.
Москва,2023 г.
Пояснительная записка
Элективный курс «Экология растений» носит предметно-ориентированный характер.
Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у учащихся.
Сложившаяся в настоящее время система школьного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.
Средствами реализации рабочей программы является УМК который представлен учебниками А.М.Былова, Н.И.Шорина. Экология растений: Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы/Под ред. Д-ра биол.наук проф. Н.М.Черновой. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2012г.
Цели элективного курса «Экология растений» :
– углубление и расширение экологических знаний учащихся через знакомство с многообразием представителей растительного мира нашей планеты
– формирование такихобщеучебных учебных действий, как умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания
– формирование логических учебных действий – умения анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения
- Задачи данного элективного курса:
– научить анализировать представленный материал и находить ответы на поставленные учителем вопросы
– научить составлять рассказ о растении, используя план-клише
– познакомить учащихся с основными правилами оформления рефератов
– способствовать удовлетворению познавательных интересов учащихся.
Содержание рабочей программы элективного курса «Экология растений» для 6 класса
Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе «Природа. Введение в биологию и экологию». Такие общие экологические понятия, как»экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений.
От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы растений по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условий их жизни. Учебный курс завершается изучением растительных сообществ, классификации жизненных форм и значения биоразнообразия растений.
ТЕМА № 1 ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ: РАЗДЕЛ НАУКИ И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ (2 часа)
Экскурсия «Живой организм, его среда обитания и условия существования»
ТЕМА № 2 СВЕТ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа)
Л/Р№1«Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растения под микроскопом»
ТЕМА № 3 ТЕПЛО В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа)
Л/Р №2 «Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями(по гербарным экземплярам и рисункам
ТЕМА №5 ВОЗДУХ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа)
Л/Р №3 «Изучение приспособлений растений к опылению ветром»
Л/Р №4 «Изучение приспособлений растений к распространению ветром»
ТЕМА №6 ПОЧВА В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа)
ТЕМА № 7 ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ (2 часа)
Л/Р №5 «Приспособления семян и плодов к распространению животными», «Изучение защитных приспособлений растений»
ТЕМА № 8 ВЛИЯНИЕ РАСТЕНИЙ ДРУГ НА ДРУГА (1 час)
Л\Р №6 «Грибные заболевания злаков»
ТЕМА № 10 СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ РАСТЕНИЙ (2 часа)
ТЕМА № 11 ИЗМЕНЕНИЕ РАСТЕНИЙ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ (1 час)
ТЕМА 12 РАЗНООБРАЗИЕ УСЛОВИЙ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (2 часа)
ТЕМА № 13 ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ РАСТЕНИЙ (2 часа)
П/Р №1 «Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке»
ТЕМА №14 РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА (3 часа)
ТЕМА №15 ОХРАНА РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА (3 часа)
П\Р №2«Охраняемые растения своей местности»
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
Теория | Практика | Контрольныеи самостоятельные работы | Всего | |
ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ: РАЗДЕЛ НАУКИ И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ | 2 | 2 | ||
СВЕТ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ | 2 | 0,5 | 0,5 | 3 |
ТЕПЛО В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ | 2,5 | 0,5 | 3 | |
ВОЗДУХ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ | 2 | 1 | 3 | |
ПОЧВА В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ | 3 | 3 | ||
ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ | 1 | 0,5 | 0,5 | 1 |
ВЛИЯНИЕ РАСТЕНИЙ ДРУГ НА ДРУГА | 0,5 | 0,5 | 10 | |
СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ РАСТЕНИЙ | 2 | 2 | ||
ИЗМЕНЕНИЕ РАСТЕНИЙ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ | 1 | 1 | ||
РАЗНООБРАЗИЕ УСЛОВИЙ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ | 2 | 2 | ||
ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ РАСТЕНИЙ | 1,5 | 0,5 | 2 | |
РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА | 3 | 3 | ||
ОХРАНА РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА | 1,5 | 1 | 0,5 | 3 |
РЕЗЕРВ | 1 | |||
Итого: | 29 | 4,5 | 1,5 | 35 |
Результаты изучения курса
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ курса «Экология» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД: - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; - патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью; - умение организовывать свою деятельность определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- называть методы изучения применяемые в экологии;
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы. –
приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов. объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– определять основные органы растений (части клетки); – понимать смысл биологических терминов;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
уметь пользоваться лабораторным оборудованием и иметь простейшие навыки работы с микропрепаратами
Методические рекомендации: курс рассчитан на 34 часа, предназначен для учащихся 6 классов, рекомендуется для изучения в течение учебного года. Формы работы – коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
Методы работы – словесные, наглядные, поисковые, метод проектов, контроль и взаимопроверка
Логические связи
Данный курс связан с базовым курсом биологии основной школы, а также с курсом географии (принципы расселения растений на планете ).
Список литературы
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
- Алексеев, С. В., Груздева, Н. Практикум по экологии.-АО «МДС», 1996;
- А.М.Былова, Н.И.Шорина. Экология растений: Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы/Под ред. Д-ра биол.наук проф. Н.М.Черновой. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2012. – 240;
- В.Г.Бабенко, Д.В.Богомолов, С.П.Шаталов, А.О.Шубин Экология животных 7 класс. М.: - «Вентана-Граф», 2010 -121с.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
- Аксенова М. Энциклопедия для детей. Экология / М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 448 с.: ил.
- Миркин, Б. М., Наумова, Л. Г. Экология России. – М.: АО «МДС», 1997.
- Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 256 с.
- Экология. А. И. Никишов, В.Н. Кузнецов, Д. Л. Теплов. Москва «Устойчивый мир» 2005г.
- Экология. С.В.Алексеев. Санкт – Петербург. СМИО ПРЕСС, 2004.
Календарно - тематическое планирование 6 класс
№ | Наименование разделов и тем | Количество час | Вид занятия | Содержание тем учебного курса | Планируемые результаты (в соответствии ФГОС) | Наглядные пособия и технические средства | Календарные сроки | Дом. зад. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА № 1 ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ: РАЗДЕЛ НАУКИ И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ (2 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Предмет изучения экологии растений. | 1 | УОНМ | Экология как наука. Экология растений и животных как учебный предмет. | Знать что такое экология. Что изучает экология растений. | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение лабораторной работы Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы Работают по плану | умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | §1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Среда обитания и условия существования. | 1 | УОНМ, Экскурсия «Живой организм, его среда обитания и условия существования» | Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. | Знать основные понятия: среда обитания, условия существования. Уметь характеризовать взаимосвязи растений с условиями существования. | Познавательные УУД: умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливают отношения между ними Регулятивные УУД: Применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа Коммуникативные УУД Умеют слушать и слышать друг друга Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме | умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклас-сников | Таблица «Влияние экологических факторов на живой организм» | §2 Отчёт по экскурсии | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА № 2 СВЕТ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Свет как экологический фактор. Входной мониторинг. | 1 | УОНМ | Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений. Свет как экологический фактор. | Уметь давать определение таким понятиям как: свет и фотосинтез. | Познавательные УУД: Анализируют значение света Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений | Ученик осмысленно относится к тому, что делает, знает для чего он это делает, | §3-4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Экологические группы растений по отношению к свету. | 1 | КУ Л/Р№1 «Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растения под микроскопом» | Экологические группы растений по отношению к свету. | Уметь: работать с микроскопом. Делать выводы о связи строения листа с его функцией и его расположением относительно направления световых лучей. Знать характеристику основных экологических групп по отношению к свету. | Познавательные УУД: . умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, р Регулятивные УУД: Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют строение клеток коря Коммуникативные УУД умение работать в составе групп | осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях | Микроскоп. | §5-6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Приспособление растений к меняющимся условиям освещения. | 1 | КУ | Приспособление растений к меняющимся условиям освещения | Знать: что такое растения длинного дня, растения короткого дня; -влияние прямого солнечного света, рассеянного света. Уметь: характеризовать влияние света на рост и развитие растений; -объяснять сущность процесса фотосинтеза; -давать классификацию растениям по отношению к свету: светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные УУД: Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней Коммуникативные УУД умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | ДЕМ: Сравнение растений выросших на свету и в темноте. | §7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА № 3 ТЕПЛО В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Тепло как необходимое условие жизни растений. | 1 | УОНМ | Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле. | Знать: - что тепло является необходимым условием жизни растений Уметь: - характеризовать тепловые пояса. | Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.. Регулятивные УУД: Анализируют значение тепла Коммуникативные УУД умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях, формирование бережного отношения к окружающей природе | Таблица «Температура, необходимая для прорастания семян» | §8-9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Температура как экологический фактор. | 1 | КУ | Выделение тепла растениями. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды. | Знать: о влиянии температуры на растения. Уметь: характеризовать состояние растения от температуры окружающей среды. | Познавательные УУД: Устанавливают цели Анализируют увиденное Регулятивные УУД: Заполняют таблицу Коммуникативные УУД Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его | Эстетическое восприятие природы | Таблица «Температура среды обитания и различных органов растения» | §10-11 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Приспособление растений к высоким и низким температурам. | 1 | КУ | Экологические группы растений по отношению к теплу. Приспособления растений к различным температурам. | Знать: как приспосабливаются растения к высоким и низким температурам. Уметь: характеризовать экологические группы растений по отношению к температуре. | Познавательные УУД: Устанавливают экогруппы Анализируют увиденное Регулятивные УУД: обсуждают их результаты Коммуникативные УУДУ умеют слушать и слышать друг друга | умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | Рис. 17,18 с.35 Рис. 19 с.36 Рис. 20 с. 20 | §12 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА №4 ВОДА В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Вода как необходимое условие жизни растений. | 1 | УОНМ | Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. | Знать:что вода, есть необходимое условие для жизни растений; Уметь: характеризовать влияние воды на рост и развитие растений. | Познавательные УУД: Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Регулятивные УУД: обсуждают результаты Коммуникативные УУД Интересуются чужим мнением и высказывают свое Умеют слушать и слышать друг друга | формирование бережного отношения к окружающей природе | Рис. 22 с. 41 | §14-15 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Экологические группы растений по отношению к воде. | 1 | КУ | Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде. | Знать:значение влажности для растений. Уметь: характеризовать экологические группы растений по отношению к воде ( влаголюбивые растения, засухоустойчивые растения, суккуленты). | Познавательные УУД: знакомятся с экогруппами Регулятивные УУД: обсуждают результаты Коммуникативные УУД Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях | ДЕМ: Гербарные экземпляры растений различных экологических групп. Рис.25 с.46 Рис.26 с. 47 Рис.27 с. 49 | §16-17 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Приспособление растений к меняющимся условиям влажности. | 1 | КУ Л/Р №2 «Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями(по гербарным экземплярам и рисункам | Приспособление растений к меняющимся условиям влажности. | Знать:как приспосабливаются растения к недостатку влаги. Уметь: характеризовать приспособление растений к меняющимся условиям влажности | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации\, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Регулятивные УУД: Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты Коммуникативные УУД Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений | Эстетическое восприятие природы | ДЕМ: Гербарные экземпляры растений различных экологических групп Рис. 29 с. 52 Рис. 30 с. 54 | §18-19 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА №5 ВОЗДУХ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Газовый состав воздуха в жизни растений. | 1 | УОНМ Л/О «Определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха. | Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода, и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. | Знать: газовый состав воздухакаково значение для растений азота, кислорода, и углекислого газа. -Влияние кислотных дождей на рост и развитие растений. Уметь: характеризовать приспособления растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. | Познавательные УУД: Знакомятся с биологическим значением газового состава воздуха Регулятивные УУД: Выполняют лабораторную опыт. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой Коммуникативные УУД Учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе | осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях | Л/О(С помощью ленты-скотча определяется степень запыленности воздуха). | §21 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Ветер в жизни растений. Опыление. | 1 | КУ Л/Р №3 «Изучение приспособлений растений к опылению ветром» | Приспособление растений к опылению. | Знать: о роли ветра в опылении растений. Уметь: характеризовать приспособление растений к опылению ветром. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации\, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Регулятивные УУД: Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты Коммуникативные УУД Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений | Эстетическое восприятие природы | Коллекция плодов и семян, лупа. | §22 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Приспособления растений к распространению ветром. | 1 | КУ Л/Р №4 «Изучение приспособлений растений к распространению ветром» | Приспособление растений к распространению ветром. | Знать: о роли ветра в распространении растений. Уметь: характеризовать приспособление растений к распространению ветром. | Познавательные УУД: , делают вывод о биологическом значении ветроопыления Регулятивные УУД: Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой Коммуникативные УУД Учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе | Знакомясь с плодами, делают вывод о их многообразии, и использовании их в пищу. Осознают важность этих знаний для сохранения здоровья | Коллекция плодов и семян, лупа. | §22 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА №6 ПОЧВА В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Почва как необходимое условие жизни растений. Рубежный мониторинг. | 1 | КУ | Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы. | Знать: что такое почва; состав почвы; значение минеральных и органических веществ почвы; гумус, его значение для растений; Уметь: характеризовать почвенное питание растений; Доказывать, что сроки прорастания семян и развития проростков зависят от типа почвы. | Познавательные УУД: .Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Регулятивные УУД: Учатся самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности Коммуникативные УУД Оценивают вред, наиносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. | Понимают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Знакомятся с мерами охраны природной среды | Домашний опыт: «Влияние механического состава почвы на прорастание семян, рост и развитие проростков» | §26-27 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. | 1 | КУ | Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. | Знать: Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Уметь: характеризовать солевыносливые (солеустойчивые) растения. | Познавательные УУД: Выявляют приспособленность растений к разным свойствам почвы. Регулятивные УУД: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий Коммуникативные УУД Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы | Объясняют значение почвы и роль растений в природе и жизни человека | ДЕМ: Рис. и фотографий экологических групп растений по отношению к разным свойствам почв. | §28 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Улучшение почв человеком. Плодородие. | 1 | КУ | Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв. | Знать: что такое плодородие почв, чем оно обусловлено; как улучшает человек плодородие почвы (органические и минеральные удобрения). Уметь: объяснять влияние человека на плодородие почв, характеризовать эрозию почв. | Познавательные УУД: Выделяют существенные признаки плодородия почвы Регулятивные УУД: Объясняют роль почвы в процессе обмена веществ. Раскрывают значение почвы в жизни растений. Коммуникативные УУД Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | Понимают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Знакомятся с мерами охраны природной среды | Рис. 45 с. 81 | §29 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА № 7 ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ (2 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Значение животных для опыления и распространения растений. | 1 | УОНМ Л/Р №5 «Приспособления семян и плодов к распространению животными», «Изучение защитных приспособлений растений» | Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. | Знать: о взаимное влияние животных и растений. О значение животных для опыления и распространения растений. Уметь: характеризовать растительноядных животных, животных-опылителей и приспособления растений к их опылению. Характеризовать способы распространения плодов и семян. | Познавательные УУД: Определяют значение животных в жизни растений Регулятивные УУД: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения Коммуникативные УУД Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции | умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. | Коллекция плодов и семян, лупа. Крапива -жгучие волоски, барбарис или боярышник – колючки. | §31 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Значение растений для животных. | 1 | КУ | Взаимное влияние животных и растений. Значение растений для животных. Растения – хищники. | Знать: о растениях – хищниках. Уметь: характеризовать дополнительный способ питания у растений и приспособления к нему у растений- хищников. | Познавательные УУД: Определяют значение растений в жизни животных Регулятивные УУД: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения Коммуникативные УУД Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции | Осознание необходимости бережного отношения к окружающей природе. | Рис., фотографии, гербарные экземпляры растений – хищников. | §32 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА № 8 ВЛИЯНИЕ РАСТЕНИЙ ДРУГ НА ДРУГА (1 час) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Влияние растений друг на друга. | 1 | КУ | Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам. | Знать: Как влияют растения друг на друга. Уметь: характеризовать типы взаимоотношений растений друг с другом: конкуренцию, растения-паразиты. | Познавательные УУД: Объясняют роль конкуренции в жизни растений Анализируют информацию о процессах протекающих в растении Коммуникативные УУД Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции | Осознание необходимости бережного отношения к окружающей природе. | ДЕМ: Растений (паразиты, полупаразиты, эпифиты, растения-лианы) Коллекция растений, фото, рисунки. | §35-36 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА №9 Грибы и бактерии в жизни растений (2 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Роль грибов и бактерий в жизни растений. | 1 | УОНМ | Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни. | Знать: о роли грибов и бактерий в круговороте веществ; о роли микоризы для растений и грибов. Уметь: характеризовать способы питания грибов и паразитов (сапротрофы, паразиты); | Познавательные УУД: Объясняют роль грибов и бактерий в жизни растений, а также значение чередования поколений у споровых растений Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД умение слушать учителя, высказывать свое мнение | сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений | Таблица «Разные формы микориз» «Бактериальные клубеньки на корнях» | §37-38 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Бактериальные и грибковые болезни растений. | 1 | КУ Л\Р №6 «Грибные заболевания злаков» | Бактериальные и грибковые болезни растений. | Знать: о грибковых заболеваниях злаков; о способах распространения бактериальных и грибковых болезней растений. Уметь: характеризовать бактериальные и грибковые болезни растений (фитофтороз, Фруктовую гниль, ржавчину, мучнистую росу). | Познавательные УУД: сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; Регулятивные УУД: Определяют растения по карточкам Коммуникативные УУД знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии | формирование личностных представлений о целостности природы | Гербарные экземпляры Рисунки «Грибковые заболевания» Рис. 65 с.115, «Грибы-паразиты» Рис.66 с. 116 | §39 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА № 10 СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ РАСТЕНИЙ (2 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Приспособления растений к сезонам года. Осень и зима. Листопад. | 1 | УОНМ | Приспособления растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений. Глубокий и вынужденный покой. | Знать: как приспосабливаются растения к сезонам года; о значении листопада; лесной подстилки; Уметь: характеризовать глубокий и вынужденный покой; | Познавательные УУД: Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе Регулятивные УУД: Устанавливают причинно-следственные связи Коммуникативные УУД Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий | формирование личностных представлений о целостности природы | Рис, фото с изображением растений в разные сезоны года. | §40 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Приспособления растений к сезонам года. Весна и лето. | 1 | КУ | Приспособления растений к сезонам года. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды. | Знать: что такое озимые однолетники, весеннее сокодвижение. Уметь: Характеризовать яровые однолетники; Давать понятие фенологии, фенологическим фазам. | Познавательные УУД: Смена времён года. Типы растительности родного края Регулятивные УУД: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Коммуникативные УУД Работают в группах. | Узнавать и различать приспособлениярастенийк различнымвремёнам года | Рис, фото с изображением растений в разные сезоны года. | §41 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА № 11 ИЗМЕНЕНИЕ РАСТЕНИЙ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ (1 час) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Периоды жизни и возрастные состояния растений. | 1 | КУ | Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Причины покоя семян. Условия обитания и длительности возрастных состояний растений. | Знать: периоды течения жизни растений ( период покоя, период молодости, период зрелости). Уметь: Характеризовать периоды течения жизни растений ( период покоя, период молодости, период зрелости). | Познавательные УУД: Периоды жизни и возрастные состояния растений Регулятивные УУД: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Коммуникативные УУД Работают в группах. | формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, | Таблицы «Годичные приросты на ветке дуба» (почечные кольца), «Продолжительность жизни растений» «Редкие и охраняемые растения» Гербарные экземпляры | §43-44 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА 12 РАЗНООБРАЗИЕ УСЛОВИЙ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (2 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Разнообразие условий существования растений. | 1 | УОНМ | Разнообразие условий существования растений. | Знать: о разнообразных условиях существования растений. Уметь: давать характеристику растениям с широкой и узкой экологической приспособленностью. | Познавательные УУД: Характеризуют различные условия в растительных сообществах. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе Регулятивные УУД: Устанавливают причинно-следственные связи Коммуникативные УУД Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий | формирование личностных представлений о целостности природы | §46 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Уровни жизненного состояния растений. | 1 | КУ | Жизненное состояние растений как показатель условий жизни. Уровни жизненного состояния растений. | Знать: что такое жизненное состояние растений, вторичный покой растений. Уметь: характеризовать жизненное состояние растений (высокое, среднее, низкое). | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение парной работы Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы лабораторной работы. Работают по плану | умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | Рис. 90 с. 151 «Разная жизненность деревьев дуба черешчатого» | §47 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА № 13 ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ РАСТЕНИЙ (2 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Разнообразие жизненных форм растений. | 1 | КУ П/Р №1 «Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке» | Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности. | Знать: Разнообразие жизненных форм растений (широколиственные, мелколиственные, хвойные деревья; суккулентные стеблевые деревья; бутылочные и розеточные деревья; деревья- душители и деревья-рощи) Уметь: Давать характеристику разнообразию жизненных форм растений. | Познавательные УУД: умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливают отношения между ними Регулятивные УУД: Применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа жизненных форм Коммуникативные УУД Умеют слушать и слышать друг друга Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме | Потребность в справедливом оценивании своей рабо¬ты и работы одноклас-сников | Таблицы «Жизненные формы растений» | §48 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Жизненные формы растений по Раункиеру. | 1 | КУ | различия в приспособлении растений к переживанию неблагоприятного времени года. | Знать: Классификацию жизненных форм растений по расположение почек или верхушек побегов в течение неблагоприятного времени года по отношению к поверхности почвы | Познавательные УУД: умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливают отношения между ними Регулятивные УУД: Применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа жизненных форм Коммуникативные УУД Умеют слушать и слышать друг друга Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме. | Формирование личностных представлений о целостности природы. | Схема | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА №14 РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА (3 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Растительные сообщества, их видовой состав. | 1 | УОНМ | Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества. | Знать: характеристику растительного сообщества. Уметь: характеризовать видовой состав, разнообразие растений входящих в сообщество. | Познавательные УУД: Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе Регулятивные УУД: Устанавливают причинно-следственные связи Коммуникативные УУД Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий | формирование личностных представлений о целостности природы | §50 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | Устойчивость растительных сообществ. | 1 | КУ | Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе. | Знать: характеристику растительного сообщества. Уметь: характеризовать видовой состав, разнообразие растений входящих в сообщество. | Познавательные УУД: Смена растительных сообществ. Типы растительности родного края Регулятивные УУД: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Коммуникативные УУД Работают в группах. | Узнавать и различать растения различных экологических групп | §51 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Строение растительных сообществ. | 1 | КУ | Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах. | Знать: что такое ярусность. Уметь: характеризовать смену растительных сообществ. | Познавательные УУД: Характеризуют строение растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе Регулятивные УУД: Устанавливают причинно-следственные связи Коммуникативные УУД Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий | умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | Таблица «Надземная ярусность и подземная слоистость корневых систем» | §52-53 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА №15 ОХРАНА РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА (3 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | Обеднение видового разнообразия растений. Итоговый мониторинг. | 1 | КУ | Обеднение видового разнообразия растений. | Знать: причины обеднения видового разнообразия растений Уметь: наблюдать за состоянием растений. | Познавательные УУД: Обсуждают причины обеднения видового разнообразия растений Регулятивные УУД: Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Коммуникативные УУД Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | формирование личностных представлений о целостности природы | §56 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 | Редкие и охраняемые растения. | 1 | КУ П\Р №2 «Охраняемые растения своей местности» | Редкие и охраняемые растения. Редкие и охраняемые растения своей местности. | Знать: меры охраны растительного мира, что такое Красные книги. Уметь: наблюдать за состоянием растений. | Познавательные УУД: Обсуждают причины охраны растений Регулятивные УУД: Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Коммуникативные УУД Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | §57 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 | Охраняемые территории. | 1 | КУ | Охраняемые территории. | Знать: классификацию охраняемых территорий ( заповедники, биосферные заповедники, национальные парки, памятники природы). Уметь: характеризовать охраняемые территории. | Познавательные УУД: Обсуждают причины организации охраняемых территорий. Регулятивные УУД: Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Коммуникативные УУД Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования | §58 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36 . Особо охраняемые территории г.Москва |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 6 класс (биология 1 час/нед) Авторы: Пономарёва Н.И., Корнилова О.А., Кучменко В.С. на 2012 – 2013 учебный год
Рабочая программа на 2012 – 2013 учебный год разработана на основе авторской «Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы. И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, 6 класс Растения. Бактерии. Грибы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/07/picture-184155-1360256182.jpg)
рабочая программа по учебному курсу "Экология растений"
Данный курс направлен на формирование экологических знаний, культуры рационального природопользования, любви к родному краю,освоение основ экологических знаний, формирование первичных представлений ед...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/07/picture-159491-1354850452.jpg)
Рабочая программа элективного курса по экологии растений для 6 класса
Рабочая программа элективного курса по экологии растений для 6 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/15/picture-368168-1387121052.jpg)
Рабочая программа элективного курса по экологии "Экология: биосфера и человечество" 9 класс
Рабочая программа элективного курса по экологии "Экология: биосфера и человечество" для 9-х классов является продолжением курса "Экология человека" для 8-х классов. Программа...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/04/picture-290278-1420353007.jpg)
Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 10 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник «Экология», для 10-х классов
Рабочая программа разработана на основе авторской учебной программы : Экология . 10 класс. Авторы программы: Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник 2002 г ....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/04/picture-290278-1420353007.jpg)
Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 11 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник
Программа рассчитана на реализацию в течение 34 учебных недель в объеме 2 часа в неделю, в общем объеме 68 часов. В программу внесены изменения в связи с уменьше-нием количеств...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/25/picture-779752-1477371065.jpg)
Рабочая программа по предмету биология "Экология растений"
Программа составлена на основе рабочей программы линии под редакцией Швец.Программа не является завершённым документом, т.к. для завершения необходим опыт рыботы. 15.11.22 г. - для удобства польз...