Интегрированного занятия по экологии, биологии и ИЗО «От экопривычки к энергосберегаемым технологиям»
план-конспект занятия по экологии (7 класс)
ЦЕЛИ: методами биологии и ИЗО формировать экологическое мировоззрение школьников
ЗАДАЧИ: 1. Прививать бережное отношение к энергетическим ресурсам
2. Познакомить с биолюминесценцией на примере светлячков как альтернативный поиск новых биотических источников энергии для будущего применения в жизни человека в условиях работы в космосе.
3. Научить изображать светлячка, излучающего свет – символ холодного типа свечения и рационального использования световой энергии, не загрязняющей естественную среду обитания живых организмов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.97 КБ | |
| 2.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированного занятия по экологии, биологии и ИЗО
«От экопривычки к энергосберегаемым технологиям»
ЦЕЛИ: методами биологии и ИЗО формировать экологическое мировоззрение школьников
ЗАДАЧИ: 1. Прививать бережное отношение к энергетическим ресурсам
2. Познакомить с биолюминесценцией на примере светлячков как альтернативный поиск новых биотических источников энергии для будущего применения в жизни человека в условиях работы в космосе.
3. Научить изображать светлячка, излучающего свет – символ холодного типа свечения и рационального использования световой энергии, не загрязняющей естественную среду обитания живых организмов.
Слайд № 1. От …к …
Добрый день! Попробуйте догадаться о чем пойдет речь, как называется тема занятия.
-Вы видите табличку с надписью «Уходя, гасите свет!» о чем она говорит вам? …
Предполагаемый ответ: Мы стараемся в нашей жизни беречь электроэнергию, стараемся вырабатывать полезную экопривычку.
-А вот, рисунок, где космонавт выходит из космического корабля…
Освоение космоса и ближайших планет может начаться лишь после внедрения таких технологий, которые направленны на рациональное потребление электричества, т.е. энергосберегаемых. Дело в том, что высокая себестоимость энергетических ресурсов вынуждает искать способы снижения стоимости электроэнергии. Развитие общества должно быть гармоничным, с оглядкой на природу, в пользу природы. Необходимо перейти от потребительского отношения к природе к отношению бережному, рациональному, экономному. И начинать надо с себя! Нам надо учиться бережно использовать разные источники энергии.
Слайд № 2 Тема занятия… «От экопривычки к энергосберегаемым технологиям».
Слайд № 3 Активно ведется поиск новых энергетических ресурсов, поэтому человек должен учиться у природы. Пример из жизни: однажды летом наша студенческая группа была в поселке Листвянка на Байкале, откуда нам пришлось добираться до Иркутску ночью в пеший путь. Вокруг было темно, ничего не видно, шли почти наощупь. Около часа ночи, когда да рассвета еще было далеко, вдруг на обочине дороги вспыхнул огонек потом с другой стороны сразу вспыхнуло несколько огоньков. Через несколько минут, наше путешествие превратилось в настоящее светошоу. Что за лесные фонарики нам встретились, мы сразу догадались. А вы? Конечно, это жуки-светлячки.
Слайд № 4. Почему я вспомнила про светлячков. Да потому что у них есть чему поучиться. Явление, во время которого организмы начинают излучать свет, называется биоЛЮМИНЕСЦЕНЦИЯ. В природе встречается нередко. В Слайд № 5-6 В Новой Зеландии есть Пещера светлячков, куда водят туристов со всего света. Природному чуду угрожает гибель. Специалисты говорят, что, чудо-пещера может погибнуть от агрессивного искусственного освещения. Насекомым приходится слишком много тратить энергии впустую.
СЛАЙД № 7 светлячки или светляки это не отдельный вид, а целое семейство, насчитывающее порядка 200 видов.
СЛАЙД № 8 ЭТО НОЧНОЕ НАСЕКОМОЕ
СЛАЙД № 9 Итак, светлячок или светляк имеет орган свечения, который так и называется ФОНАРИК.
СЛАЙД № 10 Давайте рассмотрим светляка. Этот орган распложен в нижней части брюшка, который содержит люминесцентные пигменты. Благодаря кислороду который соединяется с кальцием и молекулой АТФ. Она служит хранилищем энергии в присутствии фермента люциферазы, который содержится в организме светлячков.
СЛАЙД № 11 Название связано с латинским словом ЛЮЦИФЕР «несущий свет». ЛЮЦИФЕРИН окисляется под воздействием фермента люциферазы и испускает избыток энергии в виде света. Цвет свечения люциферина у светлячков может быть разным: от красного через жёлтый и до зелёного. Но что происходит? Да то. Что в отличие от ламп накаливания, выделяющих большое количество тепла, светлячки используют холодный свет. Если фонарик нагревался бы до температуры лампы насекомое погибло бы. Поэтому для включения света орган, управляющий свечением подаёт кислород к другим соединениям для генерирования света. А для выключения прекращает подачу. Зажигаются светлячки по разным причинам. Защитные стероиды выработанные свечением служат предупреждением о несъедобности.
СЛАЙД №12 Ночной танец светлячка-сигнал самке увидеть вспышку своего партнера. Особи многих видов мерцают определенным образом, чтобы распознать друг друга. Если свет будет ярким: фары машин, мощный свет фонарей, может погасить световые сигналы насекомых, подающих друг другу на расстоянии. Самка может пропустить, не увидеть вспышку света своего партнера. Если в момент активности насекомых будет использоваться световое загрязнение, то светлячки могут погибнуть, потому как не успеют оставить потомство. Сейчас мы видели пещеру светлячков, вдохновились красотой светового шоу и теперь мы создадим светлячка с фонариком в ночное время.
СЛАЙД №13 ВОПРОСЫ
Почему светятся светлячки? Почему свечение недолгое? Чем опасен искусственный свет для светлячков?
1. Период размножения короткий, особи должны найти друг друга за небольшой промежуток времени. Днем много конкурентов, опасностей. Вот и приходится в темноте, подавать сигналы о своём местонахождении.
2. За счет превращения химической энергии в световую.
Но только в полной темноте все насекомые будут хорошо видны на расстоянии.
3. Запасы энергии быстро кончаются, особенно при дополнительном освещении.
Свет – это энергия. Когда сам создаешь энергию, то понимаешь, как много сил надо затратить, поэтому насекомые рационально тратят энергию. Нам есть чему учиться у природы. Как не говори, а естественное освещение в природных условиях –это самое лучшее. Вот одно из направлений новых энергетических технологий.
СЛАЙД №14 #1042;ыберете рисунок светлячка
Определите составляющие элементы рисунка: туловище, голову, крылья, ноги, выделяем фонарик.
2. Живут светлячки в траве, в кустах, во мху, под опавшими листьями. Рисуем среду обитания.
СЛАЙД №15
3. Красками заполните рисунок светлячка. Фонарик сделайте тем пигментом, который вам больше нравится (желтый, оранжевый, зеленый, голубой). Цвет хитина коричневый
4. Создайте ночной фон неба. Синими и темно-синими цветами. После просыхания фона сделайте много точек- светлячков вдали желтым или оранжевым.
СЛАЙД №16 Кинофрагмент из кинофильма «Аватар»
СЛАЙД №17 Кинофрагмент из фильма «Аватар» Дерево Эйва, снятое на длинной выдержке - движение светлячков.
Вывод. Основная причина изменения климата – традиционное производство электроэнергии путем сжигании ископаемого топлива. Это составляет значительную долю выбросов тепла в атмосферу. Электричество без ограничений приводит к усилению парникового эффекта в следствии которого могут возникать ураганы как следствие движения воздушных масс. Поэтому светлячки показывают биосвечение, холодный тип света без нагревания, то есть без избытка тепловой энергии, которую вырабатывает электричество.
СЛАЙД №18 ЧЕМУ НАС УЧАТ СВЕТЛЯЧКИ?
Светлячки нас учат экономить электричество, разумно использовать его, особенно в местах рекреации, за городом.
Создавать новые безвредные виды освещения, приборы.
Учась у природы изобретать биотические модели реакций, дающих свет
СЛАЙД №19 На доске оформим вернисаж «Как прекрасен этот мир! Посмотри!»
СЛАЙД №20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
тема занятия …
технологии будущего – это ….
путь к будущему лежит через …
какую эко привычку уже сегодня нам вырабатывать по силам
Чем ближе мы к природе, тем безопаснее будет наше будущее.
СЛАЙД №21: Любите природу, учитесь у природы, раскрывайте тайны живых организмов. Что бы вам сказал светлячок за понимание живого мира?
СЛАЙД №22 Я ВАС БЛАГОЛАРЮ!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОТ ЭКОПРИВЫЧКИ К ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИИ, БИОЛОГИИ И ИЗО Занятие подготовили: учителя МОУ СОШ №2 Исакова Е.П и Половикова А.Е.
БИОЛЮМИНЕСЦЕНЦИЯ
ПЕЩЕРА СВЕТЛЯЧКОВ В Новой ЗЕЛАНДИИ
ПЕЩЕРА СВЕТЛЯЧКОВ В Новой ЗЕЛАНДИИ
Светляки это не отдельный вид, а целое семейство, насчитывающее порядка 200 видов .
ЭТО НОЧНОЕ НАСЕКОМОЕ
Светящийся орган светлячка называется ФОНАРИК, который расположен в нижней части брюшка
КИСЛОРОД+КАЛЬЦИЙ+ МОЛЕКУЛА АТФ= СВЕТ ЧТО ПРОИСХОДИТ? ОБРАЗУЕТСЯ ХОЛОДНЫЙ СВЕТ
люциферин — пигмент , который содержится в организме светлячков. Название связано с латинским словом «несущий свет». Люциферин окисляется под взодействием фермента и испускает избыток энергии в виде света. Цвет свечения люциферина у светлячков может быть разным: от красного через жёлтый и до зелёного.
ночной танец светлячка-сигнал самке увидеть вспышку своего партнера
Вопросы 1. Почему светятся светлячки? 2. За счет чего осуществляется биолюминесценция светлячков? 3. Чем опасен искусственный свет для светлячков?
1.Выберете рисунок светлячка
2.Красками заполните рисунок светлячка и создайте ночной фон неба
http://vk.com/video-102229106_456239465
Кинофрагмент из фильма « Аватар » Дерево Эйва , снятое на длинной выдержке - движение светлячков.
ЧЕМУ НАС УЧАТ СВЕТЛЯЧКИ?
ВЕРНИСАЖ Как прекрасен этот мир! Погляди!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ тема занятия … ? технологии будущего – это … ? путь к будущему лежит через … ? какую эко привычку уже сегодня нам выработать по силам?
Любите природу, учитесь у природы, раскрывайте тайны живых организмов.
Я ВАС БЛАГОДАРЮ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по геометрии, биологии, экологии.
Тип урока: Интегрированный урок по геометрии, биологии и экологии. Целью урока является решение следующих задач: ...
Интегрированный урок математики и биологии в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".
Интегрированный урок проводится с учителями биологии, технологии с учётом всех требований ФГОС....
Интегрированный урок математики и биологии в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики". (Редактированный).
Интегрированный урок проводится с учителями биологии и технологии с учётом всех требований ФГОС. Презентация к уроку для интерактивной доски....

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИИ Для обучающихся 3 класса (опытно-экспериментальная деятельность с детьми )
знакомство с понятием "Воздух" через опыт, изготовление детьми поделки "Ветерок"...

Рабочая Программа интегрированного курса по экологии, биологии, краеведению и туризму для 5 класса по ФГОС.
Рабочая программа предназначена для работы кружка ФГОС В 5 классе....

Интегрированный урок химии, физики, биологии и экологии "Бесценный дар Земли"
Интегрированный урок химии, физики, биологии и экологии "Бесценный дар Земли" посвящен воде. Урок проводился в 8-9 классах с целью сформирования у учащихся целостного представления о воде....
Интегрированный урок по химии биологии, экологии и валеологии. 8 класс
Интегрированный урок по химии биологии, экологии и валеологии. 8 класс...