Рабочая программа" Мы знатоки родной природы"
календарно-тематическое планирование по экологии
Актуальность экологических знаний, экологической грамотности человека
становится неотъемлемой частью общей системы обучения и воспитания в детских садах,
общеобразовательных, средних специальных и высших заведениях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 91.67 КБ | |
| 175.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа объединения «Мы – знатоки природы: изучай, исследуй, охраняй!»
естественнонаучной направленности разработана на основе авторской
программы Ю.Н. Александровой, Л.Д. Ласкиной, Н.В. Николаевой, С.В.Машковой «Земля
–наш дом» «Юный эколог» программа кружка, разработки занятий, методические
рекомендации/авт.-сост. Ю.Н.Александрова-Волгоград: Учитель, 2011. –331с.
Актуальность экологических знаний, экологической грамотности человека
становится неотъемлемой частью общей системы обучения и воспитания в детских садах,
общеобразовательных, средних специальных и высших заведениях.
Рабочая программа объединения «Мы – знатоки природы изучай: исследуй, охраняй!»
Актуальна в наши дни, так как реализация этой программы должна обеспечить:
-расширение экологических знаний обучающихся;
-привитие навыков экологической культуры;
-установку на исследовательскую и практическую деятельность.
-установку стабильного интереса к экологической обстановке своей местности;
-выработку потребности поддерживания собственного экологического здоровья
личности;
Программа объединения «Мы –знатоки природы: изучай, исследуй, охраняй!»
содействует активации познавательной деятельности учащихся, их интереса к изучению
природы родного края и желанию сохранять, приумножать богатства родной земли.
Дети реализуют свои творческие способности, проявляют индивидуальный подход в решении проблемных ситуаций, учатся работать совместно.
Программа предполагает организацию практической природоохранной, исследовательской деятельности учащихся, получение знаний через личный опыт,
ежедневные практические занятия, изучение природы лабораторным путем через опыты,
исследования, экскурсии и походы по родному краю.
Предлагаемая программа объединения выполняет познавательную, развивающую,
практико-ориентирующую функции, отвечая особенностям возраста младших
школьников, призвана помочь увязать экологические знания, полученные учащимися на
уроках, с умением использовать их в реальной ситуации.
Работа объединения входит в систему дополнительного образования. Сюда входят
занятия с учащимися, подготовка команды детей к предметным олимпиадам, интеллектуальным марафонам, предметным турнирам, групповая работа, подготовка к
научным чтениям, исследовательская работа (планируется в 6 классе).
Цель программы:
∙формирование у школьников экологической культуры, ответственного отношения
к природе, понимание неразрывной связи человеческого общества и природы,
∙формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением,
способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей
среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Основные задачи программы.
Обучающие:
•расширять представления о предметах и явлениях природы, растительного и животного
мира нашего края, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;
•учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе родного края,
оценивать состояние окружающей среды нашей местности.
Развивающие:
развивать:
•творческую, познавательную и созидательную активность учащихся;
•устную речь учащихся, умение выступать перед аудиторией;
•память, внимание, воображение, логику, мышление (умение сравнивать, анализировать,
обобщать, делать выводы, умозаключение);
•самостоятельность, сообразительность, инициативность, творчество, коммуникативность, любознательность, наблюдательность, креативность;
•интерес изучению природы нашего края.
Воспитательные:
Воспитывать
•чувство долга, любви к природе, умение беречь и охранять природу родного края;
•чувство ответственности за состояние окружающей среды и стремление к конкретной
деятельности по ее изучению, охране и воспроизведению;
•единство экологического, эстетического, трудового и нравственного воспитания;
•формирование восприятия красоты окружающего мира, чувства сопричастности,
сострадания, трудолюбия, любви к своей малой родине.
Возраст детей и продолжительность реализации программы
Программа «Мы -знатоки природы: изучай, исследуй, охраняй!» предназначена для детей от 10 до 12лет и рассчитана на 2 года обучения (68 часов): 1 год (5 класс) –34часа, 2 год (6 класс ) –34часа.
Формы организации учебного процесса
Занятия проводятся во второй половине дня. Используются нестандартные формы и
методы обучения: занятия –путешествия, занятия –конференции, панорамы, занятия –
игры (моделирование ситуативных и проблемных заданий, написание небольших докладов, сообщений . Работа с дополнительной художественной и научной
литературой.
Занятия построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка в целом. На занятиях школьники учатся сравнивать, обобщать собственные наблюдения, проводить эксперименты. В результате совершенствуется речь школьников, развивается их мышление, творческие способности, исследовательские навыки. Приоритет отдается не простому запоминанию и не механическому
воспроизведению знаний, а самопознанию, пониманию и оценке происходящего,
совместной практической деятельности педагога и детей. Структура отдельного занятия, как правило, включает теоретическую и практическую части, заполнение дневников наблюдений, исследовательскую работу, проектную деятельность. Частая смена деятельности обусловлена возрастными особенностями детей.
Режим учебных занятий
-занятия проводятся 1 раз в неделю по часу.
Расписание занятий составляется с учётом требований Саню Пин 2.4.4. 1251-03.
В ходе проведения экскурсий, акций, походов, и др. форм, более затратных повремени, в режим работы объединения вносятся необходимые коррективы.
В ходе реализации программы используются следующие формы учета знаний,
умений:
-выставка работ «Берегите животных»; «Птицы наших лесов»; «Природа и мы»; «Они должны жить»,
-конкурс рисунков –плакатов «Живи, природа!»;
-экологический утренник «Земля – наш дом родной»;
-составление таблиц «Экологические связи в природе»;
-изготовление книжки –раскладушки Операция «Первоцвет»;
-акции «Чистый двор», «Утилизируй батарейки – сделай село чище!»
-викторины, конкурсы проектов школьников «Мир вокруг нас»;
-итоговое занятие –конференция «Природа встречает друзей»;
Ожидаемые результаты.
У обучающихся будет сформировано:
∙ценностное отношение к природе, бережливость в отношении ее ресурсов;
∙способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе
морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и
настойчивость в достижении результата;
∙система знаний-убеждений, дающих четкую ориентацию в системе отношений «человек
-природа» как основа экологического образования и воспитания учащихся;
∙умение оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных
народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;
∙активную жизненную позицию;
∙мотивацию стать активными защитниками окружающей среды;
∙эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
В результате реализации программы обучающиеся :
• Овладеют основными экологическими терминами;
•Научатся вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;
•Научатся делать заключение на основе собственных наблюдений, опытов, экспериментов;
•Научатся работать индивидуально и в группе;
•Будут способны отстаивать свою точку зрения;
•Научатся выполнять правила поведения в природе;
•Научатся самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву
полезных растений;
•Осознают связь между состоянием природы и здоровьем человека;
Учебный план
1 год обучения:
-Первые шаги по экологическим тропинкам (4 часа)
-Природа –наш чудесный дом (14 часов)
-Я и мир вокруг (2часа)
-Ключ к здоровью (4 часа)
-Я и мир вокруг (10 часов)
2год обучения:
-Введение(2 часа)
-Природа –наш чудесный дом (13часов)
-Ключ к здоровью (4 часа)
-Я и мир вокруг (15 часов)
Основные принципы содержания программы:
• принцип единства сознания и деятельности;
•принцип наглядности;
•принцип личностной ориентации;
•принцип системности и целостности;
•принцип экологического гуманизма;
•принцип краеведческий;
•принцип практической направленности.
Курс раскрывает основные содержательные линии:
• Земля -единая экосистема.
•Человек -существо, биосоциальное часть экологической системы.
•Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации
содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую
природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в
роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях
эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое
общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание
на занятиях проблемных ситуаций, ситуации взаимоотношений с природой,
ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации
свободного выбора поступка по отношению к природе.
Содержание учебно-тематического плана
1 год (5 класс)
Первые шаги по экологическим тропинкам (4 часа)
Тема 1 Что такое экология?
Наука экология. Что изучает экология. Экологические факторы.
Тема 2.Как мы познаём мир?
Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая
природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между
растениями и животными.
Тема 3 Что такое экологическая проблема?
Основные проблемы экологии. Сбор данных об экологических проблемах села, области
Тема 4. Учимся работать с энциклопедией
Что такое энциклопедия? Принцип расположения материала в энциклопедии. Виды
Энциклопедий Подбор необходимого материала по заданной теме
Природа –наш чудесный дом (14 часов)
Тема 5.Что такое? Кто такой?
Многообразие природы. Связи между живой и неживой природой
Тема 6. Фенологические наблюдения «Осень в природе»
Экскурсия. Наблюдения за сезонными изменениями в природе Изготовление поделок из природного материала
Тема 7.Занятие -дискуссия «Можем ли мы прожить без природы»
Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа
без человека? Осознание места человека как части природы. Конкурс рисунков на тему «Охранять природу -значит охранять Родину!»
Тема8.Редкие и исчезающие растения Волгоградской области
Знакомство с растениями, нуждающимися в охране в Волгоградской области. Основные
причины их исчезновения. Составление памяток по охране природы
Тема 9.«Что дает растение человеку?»
Роль растений в жизни человека (Исследовательская работа)
Подготовка исследовательской работы к научной конференции учащихся
Тема 10.Экопрактикум «Знаешь ли ты ягоды?»
Лесные ягоды полезные и ядовитые. Сбор информации, составление презентаций
Тема 11.Деревья нашего края
Как деревья растут? Чем покрыт ствол? Вредители деревьев Акция «Спасём балки»
Тема 12.Деревья нашего края
Как определить деревья по листьям, по зимующим почкам?
Тема 13.Деревья
Хвойные и лиственные деревья. «Съедобные» деревья.
Роль деревьев в жизни людей и животных.
Тема 14.«Деревья, которые не могут жить без животных»
Деревья тропиков. Осиные деревья. Деревья, опыляемые летучими мышами. «Крысиное»
дерево. Муравьиные деревья
Тема 15.Вырасти своё деревце.
Работа над проектом «Вырасти своё деревце».Практикум «Вырасти своё деревце»
Тема 16. Комнатные растения в квартире
Разнообразие комнатных растений. Родина комнатных растений
Уход за комнатными растениями
Тема 17.Зелёный мир на подоконнике
Необходимые условия жизни комнатных растений в нашем климате. Особенности ухода
за комнатными растениями. Фотовыставка «Зелёный подоконник».
Тема 18.«Вырастим цветы мы сами к празднику любимой мамы»
Работа над проектом «Вырастим цветы мы сами к празднику любимой мамы»
Практикум «Посади и вырасти свой цветок». Коллективный проект «Вырастим цветы мы
сами к празднику любимой мамы»
Я и мир вокруг (2 часа)
Тема 19.Фенологические наблюдения «Зима –покой природы»
Экскурсия. Сезонные изменения в природе Рисование по впечатлениям
Тема 20.Моя синичка в надёжных руках»
Конкурс кормушек для зимующих птиц. Подкормка птиц в зимнее время
Ключ к здоровью (4 часа)
Тема 21.Беседа-практикум «Овощи, ягоды и фрукты –самые витаминные
продуты»
Влияние витаминов на развитие организма.
Тема 22.В гостях у доктора Айболита
Что такое здоровье и что такое болезнь? Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать
себя. Правила и нормы здорового образа жизни. Подбор материала для оформления уголка здоровья
Тема 23.Зачем и как я одеваюсь?
Для чего человеку нужна одежда? Гигиенические требования к одежде. Соответствие
одежды разным видам деятельности
Тема 24. Домашние задания и здоровье
.Индивидуальный режим дня и время приготовления уроков. Правила организации дома
рабочего места для выполнения домашнего задания. Комнатные растения, как одно из условий комфортности рабочего места. Правильная посадка за столом. Разнообразие поз и мест при выполнении домашних заданий.
Составление индивидуального режима дня
Я и мир вокруг (10 часов)
Тема 25.Чудеса и тайны природы
Удивительные явления природы. Необычные растения и животные планеты.
Работа со справочной литературой по выбранной теме.
Тема 26. Вода и жизнь
Значение воды для живых организмов. Причины загрязнения воды. Дефицит воды и ее
экономия. Изготовление плакатов, призывающих экономить воду.
Тема 27. Путешествие за капелькой воды.
Круговорот воды в природе. Необходимость бережного отношения к природе.
Просмотр учебного фильма.
Тема 28. Домашние питомцы в моей семье
Рассказ о своих питомцах, их фотографии. Подготовка к акции «Мы в ответе за тех, кого
приручили» Акция «Мы в ответе за тех, кого приручили». Подготовка исследовательской работы «Мы в ответе за тех, кого приручили
Тема 29.Анти -мусор
Детская художественная экологическая акция, направленная на улучшение санитарно
-экологической обстановки в селе
Изготовление агитационных листовок «Селу быть чистым!»
Тема 30.Экологическаяакция «Наша школа –цветущий сад»
Посадка семян для цветочной рассады Уход за всходами
Тема 31.День Земли.
Экологическая игра. Интеллектуальная игра
Тема 32.Фенологические наблюдения «Весна –пробуждение природы»
Экскурсия с целью наблюдения за сезонными изменениями в природе
Конкурс рисунков на тему «Весна идёт! Весне дорогу!»
Тема 33.«Природа глазами художников»
Экскурсия в краеведческий музей г Фролово
Тема 34. Режим дня «Не навреди себе»
Необходимость дозирования учебной нагрузки и отдыха
«Экологический суд!»
Деловая игра.
2 год обучения ( 6 класс)
Введение (2 часа)
Тема 1.Вводное занятие. Мы –жители планета Земля
Экологические проблемы, катастрофы. Человек и экологическая обстановка на планете.
Как я лично могу помочь природе?
Тема 2.Экологические знания в пословицах, поговорках, легендах
Народная мудрость о сохранении окружающего мира. Конкурс рисунков на асфальте «Любим природу»
Природа –наш чудесный дом (13 часов)
Тема 3.Фенологические наблюдения «Осень в селе»
Экскурсия Фотовыставка «Краски осени»
Тема 4.«По страницам лесной энциклопедии»
Интегрированное занятие (окружающий мир + математика) о растениях и животных леса
Тема 5 «Спасти природу»
Сюжетно-ролевая игра-викторина Составление плакатов о сохранении природы
Тема 6 Экопрактикум «Угадай гриб»
Съедобные и ядовитые грибы. Оформление презентации, сбор информации
Тема 7.Экопрактикум «Ядовитые растения»
Ядовитые растения леса. Определение растения .Сбор информации, оформление буклетов, презентаций
Тема 8.«Что даёт комнатное растение человеку?»
Исследовательская работа «Что даёт комнатное растение человеку?» Правила
выращивания комнатных растений
Подготовка исследовательской работы Коллективный проект «Зелёный подарок для мамы»
Тема 9.Исчезающие животные Волгоградской области
Исчезающие животные Волгоградской области. Основные причины их исчезновения
Сбор информации, составление банка данных.
Тема 10.Мир прудов, ручьев и речек
Как растут водные растения? Кто живёт в пресном водоёме: млекопитающие, рыбы,
земноводные. Сбор информации, составление презентаций
Тема 11.Мир прудов, ручьев и речек
Птицы пресных водоёмов. Загрязнение водоёмов. Сбор информации, составление презентаций
Тема 12.Интеллектуальная викторина «Самый умный»
тема: «Мир прудов, ручьев и речек»
Тема 13.Устный журнал «Зимующие птицы. Кто как проводит зиму?».
Птицы Волгоградской с области. Зимующие птицы..Изготовление кормушек для птиц
Тема 14. Живи, ёлочка!
Проблема вырубки ёлок в новогодние праздники. Как я лично могу помочь природе?
Акция «Живи, ёлочка!»: выпуск агитационных листовок, мастер-классы по изготовлению альтернативных ёлочек
Тема15. Экологический марафон «Кормушка»
Подкормка птиц. Изготовление кормушек для птиц Подкормка птиц.
Ключ к здоровью (4 часа)
Тема 16.Я и моё здоровье
Факторы, влияющие на здоровье человека. Конкурс слоганов о здоровом образе жизни
Тема 17. Я и моё здоровье
Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом и от здоровья Земли
Волгоградской области. Может ли Земля болеть?
Тема 18. Я и моё здоровье
Правила личной безопасности и профилактики травматизма при взаимодействии с
окружающей средой. Составление памяток безопасности в природе
Тема19.Учёба и здоровье.
Правила рациональной организации учебной деятельности ученика: чередование видов
деятельности, учебы и отдыха, чистота рабочего помещения, проветривание. Назначение
и выполнение физкультминуток и минуток движения. Как нужно отдыхать на перемене и
почему? Составление физкультминуток
Я и мир вокруг (17часов)
Тема 20.Реки, ручейки, моря на Земле текут не зря
Вода в жизни природы и человека. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды». Конкурс плакатов о сохранении пресной воды
Тема 21.Какую воду мы пьем?
Исследование питьевой воды на основе данных из СЭС. Работа над мини-проектами
Экологический всеобуч для воспитанников детского сада «Какую воду мы пьём?»
Тема22. Водяной фильтр
Фоторепортаж «Водяной фильтр»
Тема23.Экологическая акция «Наша школа –цветущий сад»
Посадка цветочной рассады на пришкольном участке
Уход за цветочными клумбами на пришкольном участке
Тема24.Фенологические наблюдения «Весна в селе»
Экскурсия. Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина).
Конкурс рисунков «Весна идёт. Весне дорогу!»
Тема25.На лесных проталинках (о первоцветах)
Растения-первоцветы. Редкие виды первоцветов. Причины их исчезновения
Акция «Сохраним первоцветы»
Тема26.Дискуссионный клуб «Знаю и хочу»
Экологические проблемы Фроловского района. Как я могу помочь ?
Тема 27. SOS-мастерская
Изготовление разрешающих и запрещающих знаков относительно экологических
правил поведения Выступление агитбригады в детском саду об экологических правилах поведения
Тема28.« Человек и его деятельность –причина загрязнения водоемов»
Составление плана проекта о загрязнении водоёмов. Работа над мини-проектом «Человек и его деятельность –причина загрязнения водоемов»
Тема29.Заповеди чистого города.
Работа над мини-проектом «Каким я хочу видеть свое село?»
Конкурс мини-проектов «Каким я хочу видеть свое село?»
Тема 30.Заповеди чистого города, села
Составление слоганов и малых стихотворных форм на экологическую тему
Конкурс слоганов и малых стихотворных форм
Тема 31.«Считаем, экономим, платим»
Игровой тренинг бережного отношения к энергоресурсам.
Тема 32.Экологическая акция «Наша школа –цветущий сад»
Высаживание цветочной рассады на пришкольном участке
Уход за цветами на пришкольном участке
Тема 33.«По тропинкам родного края»
Эколого-краеведческая экскурсия Фотовыставка «Природа родного края»
Тема 34.Экскурсия в заповедник виртуальная.
Просмотр фильмов о заповедниках
«Природа родного края» Конкурс презентаций
Учебно –тематический план
1 год обучения
№п/п | Тема занятий | Содержание занятий | Количество часов | Форма занятий | ||||
| Первые шаги по экологическим тропинкам (4 часа) | |||||||
1 | Что такое экология? | Наука экология. Что изучает экология. Экологические факторы |
1 | |||||
2 | Как мы познаём мир? | Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными. | 1 | |||||
3 | Что такое экологическая проблема? | Основные проблемы экологии. Сбор данных об экологических проблемах села, области | 1 | |||||
4 | Учимся работать с энциклопедией | Что такое энциклопедия? Принцип расположения материала в энциклопедии. Виды Энциклопедий Подбор необходимого материала по заданной теме | 1 | Практ. часть | ||||
Природа –наш чудесный дом (14 часов) | ||||||||
5 | Что такое? Кто такой? | Многообразие природы. Связи между живой и неживой природой | 1 | |||||
6 | Фенологические наблюдения «Осень в природе» | Экскурсия. Наблюдения за сезонными изменениями в природе Изготовление поделок из природного материала | 1 | Практ.часть | ||||
7 | Занятие -дискуссия «Можем ли мы прожить без природы» | Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы. Конкурс рисунков на тему «Охранять природу -значит охранять Родину!» | 1 | Практ. часть | ||||
8 | Редкие и исчезающие растения Волгоградской области | Знакомство с растениями, нуждающимися в охране в Волгоградской области. Основные причины их исчезновения. Составление памяток по охране природы | 1 | Практ. часть | ||||
9 | «Что дает растение человеку?» | Роль растений в жизни человека (Исследовательская работа) | 1 | Практ. часть | ||||
10 | Экопрактикум «Знаешь ли ты ягоды?» | Лесные ягоды полезные и ядовитые. Сбор информации, составление презентаций | 1 | презентация | ||||
11 | Деревья нашего края
» | Как деревья растут? Чем покрыт ствол? Вредители деревьев Акция «Спасём балки» | 1 | |||||
12 | Деревья нашего края | Как определить деревья по листьям, по зимующим почкам? | 1 | |||||
13 | Деревья | Хвойные и лиственные деревья. «Съедобные» деревья. Роль деревьев в жизни людей и животных | 1 | |||||
14 | Деревья, которые не могут жить без животных» | Деревья тропиков. Осиные деревья. Деревья, опыляемые летучими мышами. «Крысиное» дерево. Муравьиные деревья | 1 | |||||
15 | Вырасти своё деревце. | Работа над проектом «Вырасти своё деревце».Практикум «Вырасти своё деревце» | 1 | Практ.часть | ||||
16 | Комнатные растения в квартире | Разнообразие комнатных растений. Родина комнатных растений Уход за комнатными растениями | 1 | Практ.часть | ||||
17 | Зелёный мир на подоконнике | Необходимые условия жизни комнатных растений в нашем климате. Особенности ухода за комнатными растениями. Фотовыставка «Зелёный подоконник». | 1 | Практ часть | ||||
18 | Вырастим цветы мы сами к празднику любимой мамы» | Работа над проектом «Вырастим цветы мы сами к празднику любимой мамы» Практикум «Посади и вырасти свой цветок». Коллективный проект «Вырастим цветы мы сами к празднику любимой мамы» | 1 | Практ. часть | ||||
Я и мир вокруг (2 часа) | ||||||||
19 | Фенологические наблюдения «Зима –покой природы» | Экскурсия. Сезонные изменения в природе Рисование по впечатлениям | 1 | Практ часть | ||||
20 | Моя синичка в надёжных руках | Конкурс кормушек для зимующих птиц. Подкормка птиц в зимнее время | 1 | Практ .часть | ||||
Ключ к здоровью (4 часа) | ||||||||
21 | Беседа-практикум «Овощи, ягоды и фрукты –самые витаминные продуты»
| Влияние витаминов на развитие организма. | 1 | |||||
22 | В гостях у доктора Айболита | Что такое здоровье и что такое болезнь? Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Правила и нормы здорового образа жизни. Подбор материала для оформления уголка здоровья | 1 | Практ часть | ||||
23 | Зачем и как я одеваюсь? | Для чего человеку нужна одежда? Гигиенические требования к одежде. Соответствие одежды разным видам деятельности | 1 | |||||
24 | Домашние задания и здоровье | Индивидуальный режим дня и время приготовления уроков. Правила организации дома рабочего места для выполнения домашнего задания. Комнатные растения, как одно из условий комфортности рабочего места. Правильная посадка за столом. Разнообразие поз и мест при выполнении домашних заданий. Составление индивидуального режима дня | 1 | |||||
Я и мир вокруг (10 часов) | ||||||||
25 | Чудеса и тайны природы | Удивительные явления природы. Необычные растения и животные планеты. Работа со справочной литературой по выбранной теме. | 1 | |||||
26 | Вода и жизнь | Значение воды для живых организмов. Причины загрязнения воды. Дефицит воды и ее экономия. Изготовление плакатов, призывающих экономить воду | 1 | Практ.часть | ||||
27 | Путешествие за капелькой воды. | Значение воды для живых организмов. Причины загрязнения воды. Дефицит воды и ее экономия. Изготовление плакатов, призывающих экономить воду. Круговорот воды в природе. Необходимость бережного отношения к природе. Просмотр учебного фильма. | 1 | |||||
28 | Домашние питомцы в моей семье | Рассказ о своих питомцах, их фотографии. Подготовка к акции «Мы в ответе за тех, кого приручили» Акция «Мы в ответе за тех, кого приручили». Подготовка исследовательской работы «Мы в ответе за тех, кого приручили | 1 | |||||
29 | Анти -мусор | Детская художественная экологическая акция, направленная на улучшение санитарно -экологической обстановки в селе Изготовление агитационных листовок «Селу быть чистым!» | 1 | |||||
30 | Экологическая акция «Наша школа –цветущий сад» | Посадка семян для цветочной рассады Уход за всходами | 1 | Практ.часть | ||||
31 | День Земли. | Экологическая игра. Интеллектуальная игра | 1 | |||||
32 | Фенологические наблюдения «Весна –пробуждение природы» | Экскурсия с целью наблюдения за сезонными изменениями в природе Конкурс рисунков на тему «Весна идёт! Весне дорогу!» | 1 | экскурсия | ||||
33 | Природа глазами художников» | Экскурсия в краеведческий музей г Фролово | 1 | экскурсия | ||||
34 | Режим дня «Не навреди себе» Деловая игра «Экологический суд!» | Необходимость дозирования учебной нагрузки и отдыха Деловая игра | 1 | |||||
Учебно –тематический план
2 год обучения
№п/п | Тема занятий | Содержание занятий | Количество часов | Форма занятий | |
| Введение (2 часа) | ||||
1 | Вводное занятие. Мы –жители планета Земля | Экологические проблемы, катастрофы. Человек и экологическая обстановка на планете. Как я лично могу помочь природе? |
1 | ||
2 | Экологические знания в пословицах, поговорках, легендах | Народная мудрость о сохранении окружающего мира. Конкурс рисунков на асфальте «Любим природу» | 1 | Практ. часть | |
Природа –наш чудесный дом (13 часов) | |||||
3 | Фенологические наблюдения «Осень в селе» | Экскурсия Фотовыставка «Краски осени» | 1 | Практ.часть | |
4 | По страницам лесной энциклопедии | Интегрированное занятие география+ биология + математика) о растениях и животных леса | 1 | ||
5 | «Спасти природу» | Сюжетно-ролевая игра викторина. Составление плакатов о сохранении природы | 1 | Практ.часть | |
6 | Экопрактикум «Угадай гриб» | Съедобные и ядовитые грибы. Оформление презентации, сбор информации | 1 | Презентация | |
7 | Экопрактикум «Ядовитые растения» | Ядовитые растения леса. Определение растения .Сбор информации, оформление буклетов, презентаций | 1 | Практ. часть | |
8 | «Что даёт комнатное растение человеку?» | Исследовательская работа «Что даёт комнатное растение человеку?» Правила выращивания комнатных растений Подготовка исследовательской работы Коллективный проект «Зелёный подарок для мамы | 1 | Практ часть | |
9 | Исчезающие животные Волгоградской области | Исчезающие животные Волгоградской области. Основные причины их исчезновения Сбор информации, составление банка данных. | 1 | ||
10 | Мир прудов, ручьев и речек | Как растут водные растения? Кто живёт в пресном водоёме: млекопитающие, рыбы, земноводные. Сбор информации, составление презентаций | 1 | Презентация | |
11 | Мир прудов, ручьев и речек | Птицы пресных водоёмов. Загрязнение водоёмов. Сбор информации, составление презентаций | 1 | презентация | |
12 | Интеллектуальная викторина «Самый умный» | тема: «Мир прудов, ручьев и речек» | 1 | ||
13 | Устный журнал «Зимующие птицы. Кто как проводит зиму?». | Птицы Волгоградской с области. Зимующие птицы..Изготовление кормушек для птиц | 1 | Практ.часть | |
14 | Живи, ёлочка! | Проблема вырубки ёлок в новогодние праздники. Как я лично могу помочь природе? Акция «Живи, ёлочка!»: выпуск агитационных листовок, мастер-классы по изготовлению альтернативных ёлочек | 1 | Практ.часть | |
15 | Экологический марафон «Кормушка» |
Подкормка птиц. Изготовление кормушек для птиц Подкормка птиц. | 1 | Практ.часть | |
Ключ к здоровью (4 часа) | |||||
16 | Я и моё здоровье | Факторы, влияющие на здоровье человека. Конкурс слоганов о здоровом образе жизни | 1 | ||
17 | Я и моё здоровье | Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом и от здоровья Земли Волгоградской области. Может ли Земля болеть? | 1 | ||
18 | Я и моё здоровье | Правила личной безопасности и профилактики травматизма при взаимодействии с окружающей средой. Составление памяток безопасности в природе | 1 | ||
19 | Учёба и здоровье. | Правила рациональной организации учебной деятельности ученика: чередование видов деятельности, учебы и отдыха, чистота рабочего помещения, проветривание. Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения. Как нужно отдыхать на перемене и | 1 | ||
Я и мир вокруг (15 часов) | |||||
20 | Реки, ручейки, моря на Земле текут не зря | Вода в жизни природы и человека. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды». Конкурс плакатов о сохранении пресной воды | 1 | Практ. часть | |
21 | Какую воду мы пьем? | Исследование питьевой воды на основе данных из СЭС. Работа над мини-проектами Экологический всеобуч для воспитанников детского сада «Какую воду мы пьём?» | 1 | ||
22 | Водяной фильтр | Фоторепортаж «Водяной фильтр» | 1 | ||
23 | Экологическая акция «Наша школа –цветущий сад» | Посадка цветочной рассады на пришкольном участке Уход за цветочными клумбами на пришкольном участке | 1 | Практ .часть | |
24 | Фенологические наблюдения «Весна в селе» | Экскурсия. Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Конкурс рисунков «Весна идёт. Весне дорогу!» | 1 | ||
25 | На лесных проталинках (о первоцветах) | Растения-первоцветы. Редкие виды первоцветов. Причины их исчезновения Акция «Сохраним первоцветы» | 1 | Практ. часть | |
26 | Дискуссионный клуб «Знаю и хочу» | Экологические проблемы Фроловского района. Как я могу помочь ? | 1 | ||
27 | SOS-мастерская
| Изготовление разрешающих и запрещающих знаков относительно экологических правил поведения Выступление агитбригады в детском саду об экологических правилах поведения | 1 | Практ часть | |
28 | Человек и его деятельность –причина загрязнения водоемов» | Составление плана проекта о загрязнении водоёмов. Работа над мини-проектом «Человек и его деятельность –причина загрязнения водоемов» | 1 | ||
29 | Заповеди чистого города, села | Работа над мини-проектом «Каким я хочу видеть свое село?» Конкурс мини-проектов «Каким я хочу видеть свое село?» | 1 | Практ.часть | |
30 | Заповеди чистого города, села | Составление слоганов и малых стихотворных форм на экологическую тему Конкурс слоганов и малых стихотворных форм | 1 | ||
31 | Считаем, экономим, платим» | Игровой тренинг бережного отношения к энергоресурсам. | 1 | ||
32 | Экологическая акция «Наша школа –цветущий сад» | Высаживание цветочной рассады на пришкольном участке Уход за цветами на пришкольном участке | 1 | Практ часть | |
33 | По тропинкам родного края»Эколого-краеведческая экскурсия Фотовыставка «Природа родного края» | Эколого-краеведческая экскурсия Фотовыставка «Природа родного края» | 1 | ||
34 | Экскурсия в заповедник виртуальная. Конкурс презентаций «Природа родного края» | Просмотр фильмов о заповедниках Конкурс презентаций | 1 | Презентации | |
Средства контроля
При оценке предметных результатов, полученные результаты могут быть
занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик
(совместно с учителем и под его контролем).
Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек
или закрашивая определенную клеточку
-полностью или частично.
Лист наблюдения
1-я ступень | Ставит цель исследования с помощью учителя | Следует плану, предложенному учителем | Использует источники информации, рекомендованные учителем |
2-я ступень | Ставит цель исследования самостоятельно | В целом представляет, как достичь цели | Пытается обнаружить способы получения информации |
3-я ступень | Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели | Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент | Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения |
Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его
собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод,
основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях. Вопросы для самоанализа могут быть следующими:
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что
_______________
Наиболее трудным мне показалось _______________
____________________
Я думаю, это потому, что____________________________________________
Самым интересным было___________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее
_____________________________________
___________________
Я бы хотел попросить своего учителя _______________
Все -или наиболее значимые результаты оценивания должны фиксироваться
учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в портфолио
ребенка.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы внеурочной деятельности
Кабинеты географии и биологии являются информационно-образовательной средой для
реализации программы научно-исследовательской направленности. Их оснащение
соответствует требованиям государственного образовательного стандарта. Основа
кабинета — рабочие места для учащихся и учителя. Для проведения занятий требуется
учебный кабинет с лабораторным оборудованием и наличием справочных
информационных ресурсов по предметной области география, биология, окружающий мир. Техническими средствами обучения выступают: компьютер с выходом в Интернет, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат, мультимедийный проектор, проекционный экран, портативные школьные цифровые микроскопы, ноутбуки, литература
Основная литература для учителя:
1.Алексеев С.В., Груздева Н.В. и др. Практическая экология для всех. СПб, «Крисмас+»,
2005.
2.Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших
школьников. М., «Владос», 2004.
3.Горохов, В. А. Национальные парки России (книга для учащихся) /
4.В. А. Горохов, С. С. Вишневская. –М.: Просвещение, 1997.
5 . Попова Т.А. Экология в школе: Мониторинг природной среды. М., «ТЦ Сфера»,2005.
6. Ясвин, В. А. Мир природы в мире игр / В. А. Ясвин // Экологическое образование.
–2000. –No 4.
7.Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В.
Николаева. -Волгоград: Учитель, 2010. -331 с.
7.Безруков, А. Занимательная география
-
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знатоки родной природы
Конкурсно-познаательная программа о лесе, загадки, ребусы,кроссворды о растениях, животных,творческие задания....
Викторина «Знатоки родной природы»
Викторина «Знатоки родной природы» внеклассное мероприятие для обучающихся 3-6 классов....

Методическая разработка занятия на тему "Знатоки родной природы".
Занятие разработано для обучающихся начальной школы....
Экологический КВН "Знатоки родной природы"
Экологический КВН "Знатоки родной природы" . Увлекательное мероприятие позволяет расширить знание детей о природе родного края, вызывает интерес к чтению книг о природе....


