Конспект занятия на тему: "Синичкин день"
план-конспект по экологии

Чирткова Наталья Александровна

Цель - формирование основ экологической культуры, любви к природе, стремления беречь и охранять ее, создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей.

 

Задачи:

обучающие:

- рассказать о синицах, описать их строение, величину, окрас оперения, повадки; 

- закрепить в игровой форме знания детей о синицах, зимующих в Алтайском крае;

- расширять и систематизировать знания детей о природе;

- формировать интерес к проблеме охраны природы;

развивающие:

- развивать познавательный интерес к миру природы;

- развивать общие познавательные способности, память, мышление, воображение;

воспитательные:

- воспитывать заботливое, бережное отношение к природе;

- создать дружественную атмосферу, способствующую взаимопониманию, сотрудничеству детей;

-  формировать культуру чувств и переживаний;

- поддерживать инициативу детей во всех сферах деятельности, их исследовательскую активность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

 учреждение «Детский сад №4 «Радуга»

Алтайский край, Поспелихинский район

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема: «Синичкин день»

ФИО: Чирткова Наталья

Александровна

Должность: воспитатель

МБДОУ «Детский сад №4 «Радуга»

Средняя группа «Пчёлки»

 2025 год

Образовательная область познавательное развитие.

Возрастная группа средняя группа

Тема занятия «Синичкин день»    

Продолжительность занятия: 20 минут. 

Целевая аудитория: дети средней группы

                  

Цель - формирование основ экологической культуры, любви к природе, стремления беречь и охранять ее, создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей.

Задачи:

обучающие:

- рассказать о синицах, описать их строение, величину, окрас оперения, повадки;  

- закрепить в игровой форме знания детей о синицах, зимующих в Алтайском крае;

- расширять и систематизировать знания детей о природе;

- формировать интерес к проблеме охраны природы;

развивающие:

- развивать познавательный интерес к миру природы;

- развивать общие познавательные способности, память, мышление, воображение;

воспитательные:

- воспитывать заботливое, бережное отношение к природе;

- создать дружественную атмосферу, способствующую взаимопониманию, сотрудничеству детей;

-  формировать культуру чувств и переживаний;

- поддерживать инициативу детей во всех сферах деятельности, их исследовательскую активность.

Методы и приемы:

- ассоциативный;

- репродуктивный;  

- игровой;

- наглядный.

Тип занятия: интегрированный.

Формы: беседа.

Оборудование и наглядные пособия: столы, стулья, магнитная доска, магниты, магнитофон, проектор.

1. Организационный момент, начало занятия:

- приветствие;

-мотивационный настрой на занятие;

-объявление темы.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети здороваются друг с другом.  Включаются в занятие добровольно, из интереса к предложениям взрослого, стремления быть вместе со всеми.

Дети свободно выбирают рабочие места.

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева –друг, и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Настроение хорошее у всех? Прекрасно! Сейчас оно станет еще лучше! Потому что сегодня не простой день… Сегодня праздник «Синичкин день»! Ребята сегодня мы с вами поговорим о синичках, которые живут рядом с нами.

Присаживайтесь.

Дети становятся в круг

Сл1 Тема занятия

2. Основная часть занятия

          - беседа;

- физкультминутка;

- пальчиковая гимнастика.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети проявляют интерес к новому виду деятельности.

(Ответы детей)

(Ответы детей)

Проявляют интерес к работе сверстников, делятся впечатлениями.

(Ответ детей)

Дети выполняют разминку, повторяя движения, соответствующие тексту

(Ответ детей - кормить их, повесить кормушки)

(Ответ детей)

Дети выбирают себе картинку.

Дети садятся на свои места

(Ответ детей: зимующие)

Птицы являются частью нашей природы. Они окружают нас повсюду.  

Что это за птица?

Спинкой зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика?

Это синица. Посмотрите на нее внимательно. Правда она очень красивая?

Синица – ближайший родственник воробья. Ярко желтое брюшко с черным «шарфиком», на голове «шапочка» черного с синевой цвета, щечки белые, спинка желто-зеленая, крылья и хвост серенькие с синевой. Так где же в этом описании синяя окраска, за что птичку прозвали синичкой.

Название этой птицы — синица произошло не от оперения, а от звонкого пения, оно у синички как звон колокольчика, зинь-синь-ци-ци.  

Летать, как синица стоило бы поучиться всем птицам, при полете редко машет крыльями, экономя силы, чего совсем не могут делать другие птицы. А еще синица, как и воробей, поедает мохнатых гусениц, которых другие птицы не едят. Садоводы считают синиц лучшими защитниками садов.

А еще синицы отличаются доверчивостью, их можно приучить брать корм с ладошек. Только нужно набраться терпения. При этом синичка, взяв у вас корм, может его отнести своему другу, самочки или самцу, или своим взрослым детям, чего ни одна больше птица не делает. Если вам повезло и синица села на руку, загадайте желание, если пичуга защебечет – все, что вы загадали, сбудется – это народная примета.

Это очень шустрые, бойкие и веселые птички.

Давайте все вместе разомнемся. Сделаем синичкину разминку. Встаньте возле своих стульчиков.

Повторяйте за мной все движения.

А синицы, как проснутся,

Любят сладко потянуться,

Обязательно зевнуть,

Ловко хвостиком махнуть.                                                                                            

А потом попрыгать,                                                                                                  

Ножками подрыгать.                                                                                        

Фрррр… и разлетелись  

На   стульчики уселись.

Ребята, синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В природе синицы питаются насекомыми, семенами и плодами. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека. Эти птицы очень полезны, потому что их главной работой является уничтожение лесных вредителей.

12 ноября по старинному поверью празднуют Синичкин день. Наши прабабушки и прадедушки верили, что именно 12 ноября зимующие птицы прилетают в города и села. В этот день взрослые чинили старые птичьи кормушки и вешали новые, а дети кормили птиц. Люди верили, что синицы приносят в дом счастье, поэтому этих ярких птичек старались приманить, размещая рядом с домами кормушки, а на деревья развешивали веревочки с кусочками сала.

А ещё в этот день на птицах гадали. Например, когда птицы прилетали во двор, им кидали крошки хлеба и куски сала. Если синицы начинали клевать хлеб, это означало денежный успех, если сало - прибавление скота. а если к кормушкам прилетало множество пернатых, это было вестником метелей и сильных морозов.

Как мы можем помочь птицам пережить холода и морозы? Конечно: зимой синичек нужно обязательно подкармливать. Вешать возле своих домов кормушки.

 Чем кормить синичек?

•        подсолнечными семечками не жаренными;

•  семенами тыквы;

•        свиным не соленым салом – синички с удовольствием его клюют;

•        отварным рисом, гречкой или крупой перловкой;

•        можно давать хлебные крошки, только подсушенные.

Послушайте стихотворение:

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц зимой

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Сейчас мы с вами поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась.

Представьте, ребята, что вы - птицы. Посмотрите внимательно какая именно вы птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе, «прилетает» на «кормушку».

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке?

А как их назвать одним словом?

"Покорми птиц зимой - они послужат тебе весной", - говорили наши дедушки и бабушки, имея в виду, что пернатые, спасенные от голода зимой, помогут уберечь грядущий урожай от насекомых-вредителей. А еще есть пословица: «Сытая птица зимы не боится». Если птичка сыта, то не так мерзнет.

Воспитатель вывешивает картинки с изображением зимующих птиц).

Сл2 Фотография синицы

Сл№3

 Фотография синицы

Сл№4

 Фотография синицы

Сл№5

 Фотография синицы

Сл№6

 Фотография синицы

Разминка

(машем руками, как крылышками)

(потягиваемся)

(зевнули, прикрыв рот рукой, машем хвостиком)

(прыгаем)

(дрыгаем ногами)

(мелкий бег на месте, машем крыльями)

Сл№7

 Фотография синицы

Сл№8

 Фотография синиц

Сл№9

 Фотография кормушки

Сл№10

 Фотография синицы

Сл№11

 Фотография кормушки

Сл№12

 Фотография синицы

Сл№13

 Фотография синицы

На планшете - кормушка

На столе картинки птиц: воробьи, синицы, снегири, вороны, сороки и голубь.

(подлетают синицы)

(подлетают снегири)

(подлетают вороны)

(подлетают воробьи)

(подлетает голубь)

(подлетают сороки)

(слетаются все птицы)

Сл№14

 Фотография синицы

Сл№15

 Фотография синицы

3. Заключительная часть занятия:

- рефлексия и подведение итогов;

- оптимизация настроя детей на перспективу;

          - мотивация и перспектива развития темы.

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

Дети перечисляют приметы синицы

(Ответы детей).

 Итак, ребята, давайте еще раз назовем приметы синицы.

Как мы можем заботиться зимой о птицах?

Сейчас мы с вами пойдем на прогулку и повесим для синичек и других птиц кормушку. Насыплем в нее угощение для наших пернатых друзей.

 Наше занятие подошло к концу.

Вы работали дружно и сплоченно!

Спасибо вам, ребята!

На доске картинки-подсказки

Обсуждает с детьми их впечатления от занятия, что они поняли (не поняли), что чувствовали, что понравилось и что не понравилось, что больше всего запомнилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мероприятия для 1-х классов на тему: "Синичкин день"

Цель:  Познакомить  учащихся с многообразием  пернатых, формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц; прививать любовь и бережное отношение к родной природе....

Конспект занятия-развлечения «День рождения Элис»

Занятие по английскому языку для старшей группы детского сада.В ходе заняти повторяется лексика по теме "Цвета","Животные","День рождения"...

конспект занятия "День матери"

материал  включает в себя сценарий праздника "День матери"...

День космонавтики. Конспект занятия

День космонавтики. Конспект обобщающего занятия для дошкольников в учреждении дополнительного образования....

Конспект занятия "День Матери"

Расширять знания детей о празднике "День Матери"...

Конспект занятия по теме «23 февраля – день защитника Отечества».

Конспект занятия по теме «23 февраля – день защитника Отечества»....

Конспект занятия в подготовительной группе "День земли"

Этот праздник призван объединить людей всей планеты в деле по защите окружающей среды. Как известно, люди сами губят свою планету: вырубают леса, загрязняют воздух, почву и воду, осушают водоемы. Все ...