Конспект занятия на тему: "Синичкин день"
план-конспект по экологии
Цель - формирование основ экологической культуры, любви к природе, стремления беречь и охранять ее, создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей.
Задачи:
обучающие:
- рассказать о синицах, описать их строение, величину, окрас оперения, повадки;
- закрепить в игровой форме знания детей о синицах, зимующих в Алтайском крае;
- расширять и систематизировать знания детей о природе;
- формировать интерес к проблеме охраны природы;
развивающие:
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- развивать общие познавательные способности, память, мышление, воображение;
воспитательные:
- воспитывать заботливое, бережное отношение к природе;
- создать дружественную атмосферу, способствующую взаимопониманию, сотрудничеству детей;
- формировать культуру чувств и переживаний;
- поддерживать инициативу детей во всех сферах деятельности, их исследовательскую активность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №4 «Радуга»
Алтайский край, Поспелихинский район
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема: «Синичкин день»
ФИО: Чирткова Наталья
Александровна
Должность: воспитатель
МБДОУ «Детский сад №4 «Радуга»
Средняя группа «Пчёлки»
2025 год
Образовательная область познавательное развитие.
Возрастная группа средняя группа
Тема занятия «Синичкин день»
Продолжительность занятия: 20 минут.
Целевая аудитория: дети средней группы
Цель - формирование основ экологической культуры, любви к природе, стремления беречь и охранять ее, создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей.
Задачи:
обучающие:
- рассказать о синицах, описать их строение, величину, окрас оперения, повадки;
- закрепить в игровой форме знания детей о синицах, зимующих в Алтайском крае;
- расширять и систематизировать знания детей о природе;
- формировать интерес к проблеме охраны природы;
развивающие:
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- развивать общие познавательные способности, память, мышление, воображение;
воспитательные:
- воспитывать заботливое, бережное отношение к природе;
- создать дружественную атмосферу, способствующую взаимопониманию, сотрудничеству детей;
- формировать культуру чувств и переживаний;
- поддерживать инициативу детей во всех сферах деятельности, их исследовательскую активность.
Методы и приемы:
- ассоциативный;
- репродуктивный;
- игровой;
- наглядный.
Тип занятия: интегрированный.
Формы: беседа.
Оборудование и наглядные пособия: столы, стулья, магнитная доска, магниты, магнитофон, проектор.
1. Организационный момент, начало занятия: - приветствие; -мотивационный настрой на занятие; -объявление темы. | |||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |
Дети здороваются друг с другом. Включаются в занятие добровольно, из интереса к предложениям взрослого, стремления быть вместе со всеми. Дети свободно выбирают рабочие места. | Колокольчик озорной, Ты ребят в кружок построй. Собрались ребята в круг Слева –друг, и справа – друг. Вместе за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Настроение хорошее у всех? Прекрасно! Сейчас оно станет еще лучше! Потому что сегодня не простой день… Сегодня праздник «Синичкин день»! Ребята сегодня мы с вами поговорим о синичках, которые живут рядом с нами. Присаживайтесь. | Дети становятся в круг Сл1 Тема занятия | |
2. Основная часть занятия - беседа; - физкультминутка; - пальчиковая гимнастика. | |||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |
Дети проявляют интерес к новому виду деятельности. (Ответы детей) (Ответы детей) Проявляют интерес к работе сверстников, делятся впечатлениями. (Ответ детей) Дети выполняют разминку, повторяя движения, соответствующие тексту (Ответ детей - кормить их, повесить кормушки) (Ответ детей) Дети выбирают себе картинку. Дети садятся на свои места (Ответ детей: зимующие) | Птицы являются частью нашей природы. Они окружают нас повсюду. Что это за птица? Спинкой зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика? Это синица. Посмотрите на нее внимательно. Правда она очень красивая? Синица – ближайший родственник воробья. Ярко желтое брюшко с черным «шарфиком», на голове «шапочка» черного с синевой цвета, щечки белые, спинка желто-зеленая, крылья и хвост серенькие с синевой. Так где же в этом описании синяя окраска, за что птичку прозвали синичкой. Название этой птицы — синица произошло не от оперения, а от звонкого пения, оно у синички как звон колокольчика, зинь-синь-ци-ци. Летать, как синица стоило бы поучиться всем птицам, при полете редко машет крыльями, экономя силы, чего совсем не могут делать другие птицы. А еще синица, как и воробей, поедает мохнатых гусениц, которых другие птицы не едят. Садоводы считают синиц лучшими защитниками садов. А еще синицы отличаются доверчивостью, их можно приучить брать корм с ладошек. Только нужно набраться терпения. При этом синичка, взяв у вас корм, может его отнести своему другу, самочки или самцу, или своим взрослым детям, чего ни одна больше птица не делает. Если вам повезло и синица села на руку, загадайте желание, если пичуга защебечет – все, что вы загадали, сбудется – это народная примета. Это очень шустрые, бойкие и веселые птички. Давайте все вместе разомнемся. Сделаем синичкину разминку. Встаньте возле своих стульчиков. Повторяйте за мной все движения. А синицы, как проснутся, Любят сладко потянуться, Обязательно зевнуть, Ловко хвостиком махнуть. А потом попрыгать, Ножками подрыгать. Фрррр… и разлетелись На стульчики уселись. Ребята, синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В природе синицы питаются насекомыми, семенами и плодами. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека. Эти птицы очень полезны, потому что их главной работой является уничтожение лесных вредителей. 12 ноября по старинному поверью празднуют Синичкин день. Наши прабабушки и прадедушки верили, что именно 12 ноября зимующие птицы прилетают в города и села. В этот день взрослые чинили старые птичьи кормушки и вешали новые, а дети кормили птиц. Люди верили, что синицы приносят в дом счастье, поэтому этих ярких птичек старались приманить, размещая рядом с домами кормушки, а на деревья развешивали веревочки с кусочками сала. А ещё в этот день на птицах гадали. Например, когда птицы прилетали во двор, им кидали крошки хлеба и куски сала. Если синицы начинали клевать хлеб, это означало денежный успех, если сало - прибавление скота. а если к кормушкам прилетало множество пернатых, это было вестником метелей и сильных морозов. Как мы можем помочь птицам пережить холода и морозы? Конечно: зимой синичек нужно обязательно подкармливать. Вешать возле своих домов кормушки. Чем кормить синичек? • подсолнечными семечками не жаренными; • семенами тыквы; • свиным не соленым салом – синички с удовольствием его клюют; • отварным рисом, гречкой или крупой перловкой; • можно давать хлебные крошки, только подсушенные. Послушайте стихотворение: Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма, Горсть одна нужна, Горсть одна – и не страшна Будет им зима. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц зимой К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну! Сейчас мы с вами поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась. Представьте, ребята, что вы - птицы. Посмотрите внимательно какая именно вы птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе, «прилетает» на «кормушку». Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. В гости в первый день недели К нам синицы прилетели, А во вторник, посмотри, Прилетели снегири. Три вороны были в среду, Мы не ждали их к обеду, А в четверг со всех краёв Стая жадных воробьёв. В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей, А в субботу на пирог Налетели семь сорок. В воскресенье, в воскресенье Было общее веселье. Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке? А как их назвать одним словом? "Покорми птиц зимой - они послужат тебе весной", - говорили наши дедушки и бабушки, имея в виду, что пернатые, спасенные от голода зимой, помогут уберечь грядущий урожай от насекомых-вредителей. А еще есть пословица: «Сытая птица зимы не боится». Если птичка сыта, то не так мерзнет. | Воспитатель вывешивает картинки с изображением зимующих птиц). Сл2 Фотография синицы Сл№3 Фотография синицы Сл№4 Фотография синицы Сл№5 Фотография синицы Сл№6 Фотография синицы Разминка (машем руками, как крылышками) (потягиваемся) (зевнули, прикрыв рот рукой, машем хвостиком) (прыгаем) (дрыгаем ногами) (мелкий бег на месте, машем крыльями) Сл№7 Фотография синицы Сл№8 Фотография синиц Сл№9 Фотография кормушки Сл№10 Фотография синицы Сл№11 Фотография кормушки Сл№12 Фотография синицы Сл№13 Фотография синицы На планшете - кормушка На столе картинки птиц: воробьи, синицы, снегири, вороны, сороки и голубь. (подлетают синицы) (подлетают снегири) (подлетают вороны) (подлетают воробьи) (подлетает голубь) (подлетают сороки) (слетаются все птицы) Сл№14 Фотография синицы Сл№15 Фотография синицы | |
3. Заключительная часть занятия: - рефлексия и подведение итогов; - оптимизация настроя детей на перспективу; - мотивация и перспектива развития темы. | |||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |
Дети перечисляют приметы синицы (Ответы детей). | Итак, ребята, давайте еще раз назовем приметы синицы. Как мы можем заботиться зимой о птицах? Сейчас мы с вами пойдем на прогулку и повесим для синичек и других птиц кормушку. Насыплем в нее угощение для наших пернатых друзей. Наше занятие подошло к концу. Вы работали дружно и сплоченно! Спасибо вам, ребята! | На доске картинки-подсказки Обсуждает с детьми их впечатления от занятия, что они поняли (не поняли), что чувствовали, что понравилось и что не понравилось, что больше всего запомнилось. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мероприятия для 1-х классов на тему: "Синичкин день"
Цель: Познакомить учащихся с многообразием пернатых, формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц; прививать любовь и бережное отношение к родной природе....
Конспект занятия-развлечения «День рождения Элис»
Занятие по английскому языку для старшей группы детского сада.В ходе заняти повторяется лексика по теме "Цвета","Животные","День рождения"...

День космонавтики. Конспект занятия
День космонавтики. Конспект обобщающего занятия для дошкольников в учреждении дополнительного образования....
Конспект занятия по теме «23 февраля – день защитника Отечества».
Конспект занятия по теме «23 февраля – день защитника Отечества»....

Конспект занятия в подготовительной группе "День земли"
Этот праздник призван объединить людей всей планеты в деле по защите окружающей среды. Как известно, люди сами губят свою планету: вырубают леса, загрязняют воздух, почву и воду, осушают водоемы. Все ...



