Лес и человек
план-конспект занятия по экологии (5 класс)
Тема урока: «Лес и человек» (4 класс).
Цель урока: Создать у детей яркое представление об удивительном
многообразии и впечатляющей красоте лесов нашей Родины; дать
представление о Красной книге, о рациональном использовании
природы; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: Карта природных зон России, Красная книга РФ и КБР,
выставка книг о лесе, условные знаки охраны
природы, выставка детских рисунков «Планета заболела»,
запись «Голоса птиц», динамическая модель «Лес и
человек».
Ход урока.
1. Подготовка к путешествию.
Сегодня предстоит совершить замечательное путешествие в природную зону
нашей России - лесную. Во время прогулки по лесу поговорим о нашем зелёном
друге, его обитателях, о нас с вами. Нет на земле человека, чья жизнь так
или иначе не была бы связана с лесом (показываю на карте природных зон
лесную зону).
2. Повторение и проверка знаний и умений учащихся по теме «В зоне
лесов» выполнение заданий по группам под музыку и пение птиц).
Введение
Лес — часть поверхности Земного шара, покрытая древесными растениями. В настоящее время леса занимают около трети площади суши. Общая площадь леса на Земле составляет 38×106 км². Половина этой лесной зоны принадлежит тропическим лесам, четвёртая часть расположена в северном полушарии. Площадь леса в России составляет 8×106 км².
Лес как географический фактор
Леса оказывают заметное влияние на погоду, климат и процессы, происходящие на земной поверхности и на некоторой глубине под нею.
Лес взаимодействует со следующими компонентами окружающей среды:
Лес участвует в круговороте кислорода в природе наиболее активным образом. Благодаря огромной массе леса значение процессов фотосинтеза и дыхания лесов имеет огромное влияние на газовый состав атмосферы Земли. Солнечная энергия служит одним из главных источников существования леса. Благодаря солнечной энергии лес может осуществлять процесс фотосинтеза, способствующего выделению кислорода, необходимого для жизнедеятельности субъектов животного и растительного мира.
Гидросфера. Лес непосредственно участвует в круговороте воды в природе и таким образом взаимодействует с гидросферой. Лес задерживает почвенные воды от их ухода с реками в крупные водоёмы. Хищническое сведение леса по берегам рек приводит к их катастрофическому обмелению, что ведёт к ухудшению водоснабжения населённых пунктов и снижению плодородия сельскохозяйственных угодий.
В зимнее время долго не тающие под покровом леса массы снега задерживают воду и тем самым ослабляют интенсивность нередко разрушительных весенних паводков.
Атмосфера. Велико влияние леса и на атмосферные процессы. Известна практика создания ветрозащитных лесных полос, также способствующих снегозадержанию, а также ослабляющих силу ветра, ведущего к уносу плодородного слоя почвы, лишённой вследствие её обработки под посевы, растительного покрова.
Животный мир. Лес служит средой обитания для многих животных. Животные в свою очередь часто играют в лесу санитарную роль.
Человек. Лес имеет огромное значение для здоровья и жизнедеятельности человека. Жизнедеятельность человека в свою очередь влияет на лес.
Литосфера. Состав верхних слоёв литосферы связан с произрастанием леса в соответствующих областях
Значение леса для жизнедеятельности человека
В старину на Руси говорили: «Рядом с лесом жить — голодному не быть. Лес — богаче царя. Лес не только волка, но и мужика досыта кормит».
Можно выделить следующие основные направления использования леса в хозяйственных целях:
· Источник пищи (грибы, ягоды, звери, птицы, мёд)
· Источник энергии (дрова)
· Строительный материал
· Сырьё для производства (производство бумаги)
· Регулятор природных процессов (лесопосадки для защиты почвы от выветривания)
К сожалению, сегодня объём вырубки леса нередко в несколько раз превышает объём его естественного восстановления.
В связи с этим в цивилизованных странах уделяется много внимания воспроизводству леса, как путём его восстанавливающих количество деревьев лесопосадок, так и полного запрещения в некоторых лесах любой хозяйственной деятельности. Благодаря этому в этих районах обеспечивается естественное воспроизводство лесов, а в некоторых странах существуют в небольшом количестве лесные участки, где никогда не имело места вмешательство человека в жизнь леса. В Германии эти леса называются «урвальд» — первобытный или древний лес. В них даже хвойные деревья (ель) доживают до возраста 400 лет.
Значение леса для здоровья человека
Лес имеет огромное санитарно-гигиеническое и целебное значение. В воздухе природных лесов присутствует более 300 наименований различных химических соединений. Леса активно преобразовывают атмосферные загрязнения, особенно газообразные. Наибольшей окисляющей способностью обладают хвойные (сосна, ель, можжевельник), а также некоторые сорта лип, берёз. Лес активно поглощает промышленные загрязнения, в частности пыль, углеводороды.
Лес, особенно хвойный, выделяет фитонциды — летучие вещества, обладающие бактерицидными свойствами. Фитонциды убивают болезнетворные микробы. В определённых дозах они благотворно влияют на нервную систему, усиливают двигательную и секреторную функции желудочно-кишечного тракта, способствуют улучшению обмена веществ и стимулируют сердечную деятельность. Многие из них являются врагами возбудителей инфекционных заболеваний, но только если их немного. Фитонциды почек тополя, антоновских яблок, эвкалипта губительно действуют на вирус гриппа. Листья дуба уничтожают бактерии брюшного тифа и дизентерии
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 47.5 КБ | |
| 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Лес и человек» (4 класс).
Цель урока: Создать у детей яркое представление об удивительном
многообразии и впечатляющей красоте лесов нашей Родины; дать
представление о Красной книге, о рациональном использовании
природы; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: Карта природных зон России, Красная книга РФ и КБР,
выставка книг о лесе, условные знаки охраны
природы, выставка детских рисунков «Планета заболела»,
запись «Голоса птиц», динамическая модель «Лес и
человек».
Ход урока.
1. Подготовка к путешествию.
Сегодня предстоит совершить замечательное путешествие в природную зону
нашей России - лесную. Во время прогулки по лесу поговорим о нашем зелёном
друге, его обитателях, о нас с вами. Нет на земле человека, чья жизнь так
или иначе не была бы связана с лесом (показываю на карте природных зон
лесную зону).
2. Повторение и проверка знаний и умений учащихся по теме «В зоне
лесов» выполнение заданий по группам под музыку и пение птиц).
Введение
Лес — часть поверхности Земного шара, покрытая древесными растениями. В настоящее время леса занимают около трети площади суши. Общая площадь леса на Земле составляет 38×106 км². Половина этой лесной зоны принадлежит тропическим лесам, четвёртая часть расположена в северном полушарии. Площадь леса в России составляет 8×106 км².
Лес как географический фактор
Леса оказывают заметное влияние на погоду, климат и процессы, происходящие на земной поверхности и на некоторой глубине под нею.
Лес взаимодействует со следующими компонентами окружающей среды:
Лес участвует в круговороте кислорода в природе наиболее активным образом. Благодаря огромной массе леса значение процессов фотосинтеза и дыхания лесов имеет огромное влияние на газовый состав атмосферы Земли. Солнечная энергия служит одним из главных источников существования леса. Благодаря солнечной энергии лес может осуществлять процесс фотосинтеза, способствующего выделению кислорода, необходимого для жизнедеятельности субъектов животного и растительного мира.
Гидросфера. Лес непосредственно участвует в круговороте воды в природе и таким образом взаимодействует с гидросферой. Лес задерживает почвенные воды от их ухода с реками в крупные водоёмы. Хищническое сведение леса по берегам рек приводит к их катастрофическому обмелению, что ведёт к ухудшению водоснабжения населённых пунктов и снижению плодородия сельскохозяйственных угодий.
В зимнее время долго не тающие под покровом леса массы снега задерживают воду и тем самым ослабляют интенсивность нередко разрушительных весенних паводков.
Атмосфера. Велико влияние леса и на атмосферные процессы. Известна практика создания ветрозащитных лесных полос, также способствующих снегозадержанию, а также ослабляющих силу ветра, ведущего к уносу плодородного слоя почвы, лишённой вследствие её обработки под посевы, растительного покрова.
Животный мир. Лес служит средой обитания для многих животных. Животные в свою очередь часто играют в лесу санитарную роль.
Человек. Лес имеет огромное значение для здоровья и жизнедеятельности человека. Жизнедеятельность человека в свою очередь влияет на лес.
Литосфера. Состав верхних слоёв литосферы связан с произрастанием леса в соответствующих областях
Значение леса для жизнедеятельности человека
В старину на Руси говорили: «Рядом с лесом жить — голодному не быть. Лес — богаче царя. Лес не только волка, но и мужика досыта кормит».
Можно выделить следующие основные направления использования леса в хозяйственных целях:
- Источник пищи (грибы, ягоды, звери, птицы, мёд)
- Источник энергии (дрова)
- Строительный материал
- Сырьё для производства (производство бумаги)
- Регулятор природных процессов (лесопосадки для защиты почвы от выветривания)
К сожалению, сегодня объём вырубки леса нередко в несколько раз превышает объём его естественного восстановления.
В связи с этим в цивилизованных странах уделяется много внимания воспроизводству леса, как путём его восстанавливающих количество деревьев лесопосадок, так и полного запрещения в некоторых лесах любой хозяйственной деятельности. Благодаря этому в этих районах обеспечивается естественное воспроизводство лесов, а в некоторых странах существуют в небольшом количестве лесные участки, где никогда не имело места вмешательство человека в жизнь леса. В Германии эти леса называются «урвальд» — первобытный или древний лес. В них даже хвойные деревья (ель) доживают до возраста 400 лет.
Значение леса для здоровья человека
Лес имеет огромное санитарно-гигиеническое и целебное значение. В воздухе природных лесов присутствует более 300 наименований различных химических соединений. Леса активно преобразовывают атмосферные загрязнения, особенно газообразные. Наибольшей окисляющей способностью обладают хвойные (сосна, ель, можжевельник), а также некоторые сорта лип, берёз. Лес активно поглощает промышленные загрязнения, в частности пыль, углеводороды.
Лес, особенно хвойный, выделяет фитонциды — летучие вещества, обладающие бактерицидными свойствами. Фитонциды убивают болезнетворные микробы. В определённых дозах они благотворно влияют на нервную систему, усиливают двигательную и секреторную функции желудочно-кишечного тракта, способствуют улучшению обмена веществ и стимулируют сердечную деятельность. Многие из них являются врагами возбудителей инфекционных заболеваний, но только если их немного. Фитонциды почек тополя, антоновских яблок, эвкалипта губительно действуют на вирус гриппа. Листья дуба уничтожают бактерии брюшного тифа и дизентерии.
Классификация лесов
Существует несколько классификаций леса, в зависимости от места распространения, возраста деревьев, их вида.
В зависимости от широты
В зависимости от широты, в которой находится лес, различают:
Влажные тропические леса (сельва, гилея, джунгли) — экваториальные вечнозелёные леса: имеет большое видовое разнообразие флоры и фауны. Большая ярусность позволяет проникать внутрь (на нижние ярусы) лишь очень малому количеству света. Более половины всех тропических лесов уже уничтожены. Классическим примером служат леса Амазонии, джунгли Индии и бассейна реки Конго.
Каатинга — сухие листопадные тропические леса, опадают в период засухи.
Эвкалиптовые рощи Австралии — вечнозелёные субтропические леса.
Листопадные леса (широколиственные и мелколиственные): находятся главным образом в Северном полушарии. Благодаря проникновению света, жизнь на нижних ярусах более активна. Древние леса умеренных широт представлены лишь разбросанными остатками.
Тайга — хвойный лес: наиболее обширный ареал. Включают леса более 50 % Сибири, Аляски, Скандинавии и Канады. Существуют также араукариевые рощи в Южной Америке. Флора представлена преимущественно хвойными вечнозелёными деревьями и растениями.
Смешанные леса — леса, в которых растут как лиственные, так и хвойные деревья. Ареал простирается почти на всю Центральную и Западную Европу.
Викторина.
1. Что такое лес? (Лес – это сообщество растений из деревьев, кустарников,
трав, мхов, грибов, лишайников).
2. Что лишнее? Объясните почему. (Карликовая берёза, тополь, полярная сова,
мох, ягель, морошка: лишнее – полярная сова – не растение).
3. Составьте цепи питания.
Красная книга – колокол беды.
Казалось бы, чем полезны волк, тигр, барс? Даже в сказках их изображают
обычно злыми. Но вот и барс попал в Красную книгу! «Хищники, как и другие
животные, необходимы в цепи питания» – считает Лесовичок. А как вы думаете?
(ответы детей). А теперь представьте, что в недалёком будущем на земле
совсем не останется лесов. Что же тогда ожидает нас, людей? Чтобы ответить
на этот вопрос, нужно выяснить, какую роль играет лес в природе и жизни
человека.
3. Роль лесов в природе и жизни человека.
Дети пробуют самостоятельно охарактеризовать эту роль.
4. Правильно ли мы используем леса?
Беседа об использовании и охране лесов. Обозначение факторов
негативного воздействия на лес и соответствующие меры охраны, условные
обозначения. Правила поведения в лесу.
5. Чтение экологического вестника (заметки из газет и журналов).
Вопросы: «Кто виновник экологических бед? Назвать редкие растения
(используется красная книга). Что грозит этим растениям?».
Вывод: всё, что создано природой, должно оставаться в
неприкосновенности (используются природоохранительные знаки)
6. Решаются экологические задачи: «В путешествие отправились 26
человек. Сколько погибнет цветочков, если каждый сорвёт по 3 цветка?».
7. Чтение сочинений на тему: «Что нам сказали бы цветы, если бы умели
говорить?».
Вывод: Бесхозяйственность человека приводит к гибели лесов,
растительного мира. К природе нужно относиться бережно, по-хозяйски.
8. Итог урока.
Как люди борются за сохранение растительного мира? Чему вас этот урок
научил? А над чем этот урок заставил задуматься?
Предварительный просмотр:
План
проведения занятия с использованием мультимедийных устройств
Т.И.Пономарева, педагог Д.О.,
руководитель творческого объединения
«Живая душа природы»
Введение
Лес — часть поверхности Земного шара, покрытая древесными растениями. В настоящее время леса занимают около трети площади суши. Общая площадь леса на Земле составляет 38×106 км². Половина этой лесной зоны принадлежит тропическим лесам, четвёртая часть расположена в северном полушарии. Площадь леса в России составляет 8×106 км².
Лес как географический фактор
Леса оказывают заметное влияние на погоду, климат и процессы, происходящие на земной поверхности и на некоторой глубине под нею.
Лес взаимодействует со следующими компонентами окружающей среды:
Лес участвует в круговороте кислорода в природе наиболее активным образом. Благодаря огромной массе леса значение процессов фотосинтеза и дыхания лесов имеет огромное влияние на газовый состав атмосферы Земли. Солнечная энергия служит одним из главных источников существования леса. Благодаря солнечной энергии лес может осуществлять процесс фотосинтеза, способствующего выделению кислорода, необходимого для жизнедеятельности субъектов животного и растительного мира.
Гидросфера. Лес непосредственно участвует в круговороте воды в природе и таким образом взаимодействует с гидросферой. Лес задерживает почвенные воды от их ухода с реками в крупные водоёмы. Хищническое сведение леса по берегам рек приводит к их катастрофическому обмелению, что ведёт к ухудшению водоснабжения населённых пунктов и снижению плодородия сельскохозяйственных угодий.
В зимнее время долго не тающие под покровом леса массы снега задерживают воду и тем самым ослабляют интенсивность нередко разрушительных весенних паводков.
Атмосфера. Велико влияние леса и на атмосферные процессы. Известна практика создания ветрозащитных лесных полос, также способствующих снегозадержанию, а также ослабляющих силу ветра, ведущего к уносу плодородного слоя почвы, лишённой вследствие её обработки под посевы, растительного покрова.
Животный мир. Лес служит средой обитания для многих животных. Животные в свою очередь часто играют в лесу санитарную роль.
Человек. Лес имеет огромное значение для здоровья и жизнедеятельности человека. Жизнедеятельность человека в свою очередь влияет на лес.
Литосфера. Состав верхних слоёв литосферы связан с произрастанием леса в соответствующих областях
Значение леса для жизнедеятельности человека
В старину на Руси говорили: «Рядом с лесом жить — голодному не быть. Лес — богаче царя. Лес не только волка, но и мужика досыта кормит».
Можно выделить следующие основные направления использования леса в хозяйственных целях:
- Источник пищи (грибы, ягоды, звери, птицы, мёд)
Источник энергии (дрова)
- Строительный материал
- Сырьё для производства (производство бумаги)
- Регулятор природных процессов (лесопосадки для защиты почвы от выветривания)
К сожалению, сегодня объём вырубки леса нередко в несколько раз превышает объём его естественного восстановления.
В связи с этим в цивилизованных странах уделяется много внимания воспроизводству леса, как путём его восстанавливающих количество деревьев лесопосадок, так и полного запрещения в некоторых лесах любой хозяйственной деятельности. Благодаря этому в этих районах обеспечивается естественное воспроизводство лесов, а в некоторых странах существуют в небольшом количестве лесные участки, где никогда не имело места вмешательство человека в жизнь леса. В Германии эти леса называются «урвальд» — первобытный или древний лес. В них даже хвойные деревья (ель) доживают до возраста 400 лет.
Значение леса для здоровья человека
Лес имеет огромное санитарно-гигиеническое и целебное значение. В воздухе природных лесов присутствует более 300 наименований различных химических соединений. Леса активно преобразовывают атмосферные загрязнения, особенно газообразные. Наибольшей окисляющей способностью обладают хвойные (сосна, ель, можжевельник), а также некоторые сорта лип, берёз. Лес активно поглощает промышленные загрязнения, в частности пыль, углеводороды.
Лес, особенно хвойный, выделяет фитонциды — летучие вещества, обладающие бактерицидными свойствами. Фитонциды убивают болезнетворные микробы. В определённых дозах они благотворно влияют на нервную систему, усиливают двигательную и секреторную функции желудочно-кишечного тракта, способствуют улучшению обмена веществ и стимулируют сердечную деятельность. Многие из них являются врагами возбудителей инфекционных заболеваний, но только если их немного. Фитонциды почек тополя, антоновских яблок, эвкалипта губительно действуют на вирус гриппа. Листья дуба уничтожают бактерии брюшного тифа и дизентерии.
Классификация лесов
Существует несколько классификаций леса, в зависимости от места распространения, возраста деревьев, их вида.
В зависимости от широты, в которой находится лес, различают:
Влажные тропические леса (сельва, гилея, джунгли) — экваториальные вечнозелёные леса: имеет большое видовое разнообразие флоры и фауны. Большая ярусность позволяет проникать внутрь (на нижние ярусы) лишь очень малому количеству света. Более половины всех тропических лесов уже уничтожены. Классическим примером служат леса Амазонии, джунгли Индии и бассейна реки Конго.
Каатинга — сухие листопадные тропические леса, опадают в период засухи.
Эвкалиптовые рощи Австралии — вечнозелёные субтропические леса.
Листопадные леса (широколиственные и мелколиственные): находятся главным образом в Северном полушарии. Благодаря проникновению света, жизнь на нижних ярусах более активна. Древние леса умеренных широт представлены лишь разбросанными остатками.
Тайга — хвойный лес: наиболее обширный ареал. Включают леса более 50 % Сибири, Аляски, Скандинавии и Канады. Существуют также араукариевые рощи в Южной Америке. Флора представлена преимущественно хвойными вечнозелёными деревьями и растениями.
Смешанные леса — леса, в которых растут как лиственные, так и хвойные деревья. Ареал простирается почти на всю Центральную и Западную Европу.
Тема занятия: «Лес и человек»
Цель занятия: Создать у детей яркое представление об удивительном
многообразии и впечатляющей красоте лесов нашей Родины; дать
представление о Красной книге, о рациональном использовании
природы; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: Карта природных зон России, Красная книга РФ и КБР,
выставка книг о лесе, условные знаки охраны
природы, выставка детских рисунков «Планета заболела»,
запись «Голоса птиц», динамическая модель «Лес и
человек», мультимедийные устройства.
Ход занятия.
- Подготовка к путешествию.
Сегодня предстоит совершить замечательное путешествие в природную зону
нашей России - лесную. Во время прогулки по лесу поговорим о нашем зелёном
друге, его обитателях, о нас с вами. Нет на земле человека, чья жизнь так
или иначе не была бы связана с лесом (показываю на карте природных зон
лесную зону).
- Повторение и проверка знаний и умений учащихся по теме «В зоне
лесов» выполнение заданий по группам под музыку и пение птиц).
что такое лес? (Лес – это сообщество растений из деревьев, кустарников,
трав, мхов, грибов, лишайников).
- Что лишнее? Объясните почему. (Карликовая берёза, тополь, полярная сова,
мох, ягель, морошка: лишнее – полярная сова – не растение).
- Составьте цепи питания.
Казалось бы, чем полезны волк, тигр, барс? Даже в сказках их изображают
обычно злыми. Но вот и барс попал в Красную книгу! «Хищники, как и другие
животные, необходимы в цепи питания» – считает Лесовичок. А как вы думаете?
(ответы детей). А теперь представьте, что в недалёком будущем на земле
совсем не останется лесов. Что же тогда ожидает нас, людей? Чтобы ответить
на этот вопрос, нужно выяснить, какую роль играет лес в природе и жизни
человека.
- Роль лесов в природе и жизни человека.
Дети пробуют самостоятельно охарактеризовать эту роль.
- Правильно ли мы используем леса?
Беседа об использовании и охране лесов. Обозначение факторов
негативного воздействия на лес и соответствующие меры охраны, условные
обозначения. Правила поведения в лесу.
- Чтение экологического вестника (заметки из газет и журналов).
Вопросы: «Кто виновник экологических бед? Назвать редкие растения
(используется красная книга). Что грозит этим растениям?».
Вывод: всё, что создано природой, должно оставаться в
неприкосновенности (используются природоохранительные знаки)
- Решаются экологические задачи: «В путешествие отправились 26
человек. Сколько погибнет цветочков, если каждый сорвёт по 3 цветка?».
- Чтение сочинений на тему: «Что нам сказали бы цветы, если бы умели
говорить?».
Вывод: Бесхозяйственность человека приводит к гибели лесов,
растительного мира. К природе нужно относиться бережно, по-хозяйски.
- Итог урока.
Как люди борются за сохранение растительного мира? Чему вас этот урок
научил? А над чем этот урок заставил задуматься?
- Домашнее задание: «Охрана природы».
Дидактическая карточка.
ДУПЛА – КВАРТИРЫ ЛЕСНЫХ ОБИТАТЕЛЕЙ
ЗАДАНИЕ 1. ОТВЕТЬ НА ВОПРОС, КТО ЖИВёТ В ДУПЛАХ ДЕРЕВЬЕВ?
Кто ещё из лесных обитаталей может жить в дуплах?
_________________________________________________
_________________________________________________
Задание 2. При санитарной рубке леса вырубили старые дуплистые
деревья. Лес стал чахнуть. Почему?
_________________________________________________
Сделай вывод:
_________________________________________________
Дидактическая карточка.
МОГУТ ЛИ КРОТ И БЕЛКА ПОМЕНЯТЬСЯ КВАРТИРАМИ?
ЗАДАНИЕ 1. РАССМОТРИ РИСУНОК, ПОДПИШИ НАЗВАНИЯ ЖИВОТНЫХ.
Обрати внимание на места обитания этих животных.
Задание 2. Прочти текст:
Люди нередко меняются своими квартирами, преезжая из дома в дом, с
этажа на этаж. А могут ли поменяться местами жительства (квартирами) лесные
жители?
1. Представь себе, что белка захотела бы поменяться своей квартирой с
кротом.
Белка живёт на дереве, крот под землёй. Чтобы перебраться на новую
квартиру, кроту пришлось бы влезать на дерево, а белке опускаться под
землю. Смогли бы они это сделать? Почему?
Задание 3. Объясни, почему животных, перечисленных ниже, называют
лесными
волк, лось, дятел, сойка, бурый медведь, клёст.
МОУ ДОД «РЦДО»
Занятие с использованием мультимедийных устройств
Тема: «Лес и человек»
Т.И. Пономарева, педагог Д.О.,
Руководитель творческого объединения
«Живая душа природы», отдел экологии,
туризма и краеведения, МОУ ДОД «РЦДО
2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»
Цель урока:1. Познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека2. Развивать навыки овладения техникой рисования3. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности4. Учить в...
Интегрированный урок естествознание и обществознание в 11 классе по теме Вирусы и их воздействие на человека. Ответственность человека.""
Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...

ТЕСТ по экологии человека "Расы человека" для 8 класса
ТЕСТ по экологии человека "Расы человека" в картинках с ответами, для 8 класса.Можно использовать как для закрепления материала, так и для опроса....
Проверочная работа для 8 класса по темам: " Место человека в системе орг.мира. Эволюция человека. Клетка, ткани, системы органов человека".
Тест побиологии 8класс по темам: "Место человека в системе органического мира. Эволюция человека. Расы человека. Тстория развития знаний о строении организма человека. Клеточное строение организма. Тк...

Семинар по творчеству М. Горького «Всё в Человеке – все для Человека!» (по рассказу «Человек» и очерку «Рождение человека» из сборника «По Руси»)
Тема данного урока выбрана с учетом программы по литературе и биологии в 11-х классах. В ходе изучения пьесы М. Горького «На дне» обязательным является обсуждение темы «Споры о Человеке». Продолжить р...

Сочинение "Согласны ли вы с утверждением "Человек человеку-волк"? (к литературному направлению "Человек и общество" 2017г.)
Данное сочинение написано в рамках литературного направления "Человек и общество" 2017г....

