Занимательный урок экономики " География в купюрах России".
план-конспект урока по экономике (8,9 класс) на тему

Алентьева Марина Александровна

Конспект урока " География в купюрах России" предназначен для учителей экономики и географии. Это занимательный, интегрированный урок для учащихся 8-9 классов, изучающих в школе экономику. Материал урока можно использовать при организации внекласной работы по географии и экономике. Урок сопровождается презентацией. Презентацию в полном объёме можно посмотреть на сайте  larmarlen.fo.ru

Скачать:


Предварительный просмотр:

« География в купюрах России»

Эпиграф к уроку: Деньги выгодно вложил – дивиденды получил.

Народная мудрость.

Тип урока: обобщающий (после прохождения тем: деньги, банки);

                     интегрированный  урок (межпредметные связи с географией, историей).

Форма урока: занимательный урок-игра, работа в группах-командах.

Образовательная технология: использование интерактивных методов обучения.

Цель урока: Повысить мотивацию учащихся по применению интегрированных знаний в процессе обучения  экономики и географии.

Задачи урока:

  1. Расширить знания учащихся о дизайне современных купюр в России.
  2. Закрепить основные экономические термины по теме: деньги, банки.
  3. Формировать умения учащихся применять межпредметные знания в нестандартной обстановке, развивать навыки общения школьников при групповой работе.
  4. Совершенствовать умение учащихся работать с географической картой и  дополнительной информацией.
  5. Развивать познавательные интересы, эмоциональную сферу личности школьников.
  6. Воспитывать организованность, умение концентрировать внимание; стремление рационально использовать время; бережное отношение к деньгам.

Средства обучения:

      1.Физическкая карта России.

      2. Мультимедийный проектор с экраном, медиапрезентация.

      3. Раздаточный материал к конкурсам: контурные карты России, карточки-

         задания для групп.

      4. Подготовленные учащимися по дополнительным источникам информации

       сообщения о гербах городов, изображённых на купюрах, исторических

        личностей: Петра I, Ярослава Мудрого, Муравьёва – Амурского, М.В.

        Ломоносова.      

Подготовительный этап урока:

1. Определение цели и задач для учащихся в ходе подготовки к интегрированному уроку.

2. Деление класса на учебные группы.

3. Опережающие задания для учащихся:

    С помощью дополнительных источников информации изучить дизайн

    современных купюр России, с позиции  географии и истории.  

    Подготовить сообщения о роли личности в истории: Петра I, Ярослава

    Мудрого, Муравьёва-Амурского, М.В. Ломоносова.

    Изучить геральдическое значение гербов городов, изображённых на купюрах

    России.

    Назвать команду, придумать эмблему. Подготовить творческий

    конкурс, какой город России достоин изображения на новой купюре

    России? Ответ объяснить.

4. Выбор жюри для оценивания конкурсов из старшеклассников.

Этапы урока:

  1. Вводное слово учителя.  3-5 минут.
  2. Первый конкурс « Блиц - конкурс»   2-3 минуты.
  3. Второй конкурс « Геральдика»  5-6 минут
  4. Третий конкурс «Картографический»  5 минут
  5. Четвёртый конкурс « Личность в истории»  5-6 минут
  6. Пятый конкурс « Объяснить термины»  2-3 минуты
  7. Шестой конкурс « Творческий»  5 минут
  8. Рефлексия и подведение итогов игры.  10 минут

Урок сопровождается презентацией.

Литература

1. Ворожейкина Е., География на купюрах: « От Москвы до самых до окраин».

Журнал « Время денег» №8(12) 2007г.

  1. Береги. Экономь.Умножай. ред.- сост. Л.И. Жук. – Минск: Красико-Принт, 2011. – 128с. ( Праздник в школе).
  2. Кудрявцева Т. « Банкноты рассказывают» журнал « Наука и жизнь» №1(12) 2008, №3 2010, №10 2011.
  3. Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности: учебник для 7-8 классов. М.: « Вита-Пресс» 2010 – 224с.

Структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организацион-

ный этап.

3-5 минут

II Основной этап

   Конкурс №1.

« Блиц-конкурс»

2-3 минуты.

 Конкурс №2

« Геральдика»

5-6 минут.

 Конкурс №3. «Картографический»

 

5 минут.

 

 Конкурс №4.

« Личность

в истории»

5-6 минут.

 Конкурс №5.

« Объяснить термины»

2-3 минуты.

 Конкурс №6

« Творческий»

5 минут.

III Заключительный этап.

Подведение итогов игры.

Вводное слово учителя.

Учитель сообщает тему и цель урока, знакомит со структурой и жури, объявляет команды. Озвучивает и поясняет эпиграф к уроку. Организация внимания учащихся.

Учитель объявляет условия конкурса, зачитывает вопросы.

Правильный ответ на вопрос оценивается в 1 балл, максимальное количество – 24 балла.

Учитель объясняет значение термина  «Геральдика», объясняет задание. На экране изображение гербов шести городов под номерами. Учащиеся должны назвать герб, какого города изображён, и рассказать о  его геральдическом значении. Время на подготовку 1 минута, выступление – 1 минута. Полный ответ оценивается в 6 баллов.

Учитель объясняет задания конкурса. Командам выдаётся чистая контурная физическая карта России. На ней необходимо отметить: местоположение городов, изображённых на купюрах России, реки, на которых расположены города, и их устья. Дополнительно: определить географические координаты городов.

На экране изображены четыре выдающиеся личности в истории:

Пётр I, Ярослав Мудрый, Николай Николаевич Муравьёв-Амурский,

Михаил Васильевич Ломоносов.

После минуты подготовки, командам надо рассказать о роли личности в истории. Время выступления – 1 минута. Максимальное количество баллов – 6.

Учитель объявляет условия конкурса: командам необходимо в течение двух минут дать определение двум экономическим терминам. После контрольного времени, на экране появляются правильные ответы на все термины. Предлагаемые термины: деньги, кредит, эмиссия, банк, заёмщик, банкомат, безналичный расчёт, банкнота.

Учитель предлагает командам выступить на тему: достопримечательности, какого города нашей страны могли быть изображены на новой купюре России? Ответ аргументировать.

Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф урока  «Деньги выгодно вложил – дивиденды получил». Деньги – это знания учащихся, вложенные в конкурсы. Дивиденды – прибыль команды (баллы и оценки). Учитель предлагает учащимся озвучить пословицы, поговорки о деньгах, объясняя их смысл.

После подведения итогов, командам предлагается перевести свой капитал в оценки. Учитель благодарит  ребят за работу.

Учащиеся выбирают менеджера команды.

Отдают  жюри эмблему с названием команды. Получают бланки для первого конкурса.

Команда отвечает на вопросы на специальном бланке. По звонку, менеджеры команд отдают ответы  жюри.

Менеджер вытаскивает карточку с заданием. Команда готовит ответ и выбирает, кто будет  выступать.

После минуты обсуждения,  каждая команда рассказывает о своём гербе.

Команды получают контурные карты и в течение 5 минут выполняют задание.

Команды получают задания и в течение 1 минуты готовят ответ. Менеджер назначает, кто будет отвечать.

Ребята рассказывают о роли личности в истории развития нашей страны.

Менеджеры вытаскивают задание и команды пишут определения терминам.

Жюри подсчитывает итоги конкурсов.

Команды в течение 1 минуты готовят ответ. Затем идут выступления команд по теме. Время выступления – 1 минута.

Рефлексия учащихся.

Ребята озвучивают пословицы и поговорки, объясняя их смысл.

Менеджеры и члены команд обсуждают результаты,  переводят баллы в оценки и отдают список учителю.

Приложение 1.

« Блиц – конкурс». Вопросы и ответы.

  1. На каких купюрах изображены Часовни?(10,1000)
  2. На каких купюрах изображены реки?(10,50,5000)
  3. На этой купюре изображен памятник, символизирующий четыре великих реки России.(50)
  4. На этой купюре изображен памятник основателю российского флота.(500)
  5. На этой купюре изображено здание биржи.(50)
  6. На каких купюрах изображены гербы?.(1000,5000)
  7. На этой купюре изображена ГЭС.(10)
  8. На этой купюре изображен памятник губернатору Восточной Сибири. (5000)
  9. На этой купюре изображено здание театра.(100)
  10. На этой купюре изображен Спасе - Преображенский монастырь.(1000)
  11. На этой купюре изображен покровитель искусств бог Аполлон.(100)
  12. На этой купюре изображен памятник князю, который являлся символом народного просвещения средних веков в России.(1000)
  13. На этой купюре изображен Коммунальный мост.(10)
  14. На этой купюре изображена Часовня Казанской Богоматери.(1000)
  15. На этой купюре изображен Соловецкий монастырь.(500)
  16. На этой купюре изображены отроги Восточного Саяна.(10)
  17. На этой купюре изображен Петропавловский собор .(50)
  18. На этой купюре изображен речной вокзал.(500)
  19. На этой купюре изображена Стрелка Васильевского острова.(50)
  20. Это единственная купюра, на которой не изображены символы православной церкви.(100)

Приложение 2.

Экономические термины.

  1. Деньги – особый товар, который используется для оплаты покупок, измерения ценности обмениваемых товаров, сохранения и накопления доходов.
  2. Кредит – предоставление ценностей (денег, товаров) в пользование на условиях полного возврата стоимости одолженного плюс плата за пользование этими ценностями (процента).
  3. Эмиссия денег – выпуск в обращение денежных знаков.
  4. Банк – финансовое предприятие, производящее операции с вкладами, кредитами и платежами.
  5. Заёмщик – человек или организация, которые берут во временное пользование за плату деньги других лиц или организаций.
  6. Банкомат – компьютеризованное электронное устройство, которое выполняет простейшие банковские операции.
  7. Безналичные расчёты – денежные расчёты, не предполагающие физической передачи денежных знаков и состоящие в подкреплённой документами передаче прав на определённые суммы денег от одного лица другому.
  8. Банкнота – беспроцентные кредитные билеты, выпускаемые эмиссионным банком и заменяющие в обращении деньги.

Приложение 3.

Пословицы и поговорки на тему « Деньги».

  1. Копейку сберёг – рубль получил, рубль сберёг – капитал нажил.
  2. Деньги к деньгам липнут.
  3. Денежки – что голуби: где обживутся, там и поведутся.
  4. Деньги промотал – банкротом стал.
  5. Деньги выгодно вложил – дивиденды получил.
  6. Подаренный рубль дешев, нажитый – дорог.
  7. Где вода была, там и будет, куда деньга пошла, там и скопится.
  8. В долг брать легко, отдавать тяжело.
  9. Больше денег – больше и хлопот.
  10. Алтыном воюют, алтыном торгуют, а без алтына горюют.
  11. Брат братом, сват сватом, а денежки врозь.
  12. Где говорят только деньги, там совесть молчит.

Объяснить словосочетания:

 « Время – деньги», « Бешенные деньги», « он не при деньгах», « Плакали мои денежки»,  «Кто хочет собрать урожай денег, должен их посеять».

Приложение 4.

Примерные вопросы и ответы для изучения денежных купюр.

Купюра  - 10 рублей.

  1. Символы, какого города России изображены на купюре?  ( Красноярск)
  2. Что изображено на лицевой стороне купюры в 10 рублей?

 Вид на мост через Енисей и часовня Праскевы Пятницы.

  1. Как называется мост, изображённый на купюре, и расскажите о нём?

Коммунальный мост – железнодорожный мост, длина 2100 метров, ширина   25 метров. Мост получил золотую медаль в 1900 году, как уникальное техническое сооружение. В 1961 году мост вошёл в книгу ЮНЕСКО  «Лучшие мосты мира». Мост построен через реку Енисей.

  1. На каком месте построена часовня Праскевы Пятницы?

Часовня – символ города. Построена на горе караульной (оттуда видна вся панорама города). Построена часовня на месте сторожевой вышки (казачий дозор). Чуть ниже часовни в память о казаках – основателях города расположили пушку, которая каждый день в 12 часов бьёт холостыми залпами.

  1. Расскажите о святой Праскеве Пятнице.

Это святая, которую на Руси почитали как покровительницу семьи и домашней живности. Надо сказать, что этот образ связан не только с христианством, но отсылает нас к языческим корням наших предков. Дело в том, что при принятии христианства язычникам – земледельцам тяжело было отказаться от привычных, женских божеств, отвечающих за урожай и благополучие. Поэтому обязанности Лады и Макоши были возложены на ту святую, чей день почитания оказался ближе к празднику урожая. Таким образом, Праскева Пятница заняла одно из самых значимых мест в новом пантеоне.

  1. Что изображено на оборотной стороне купюры 10 рублей?

Вид на плотину Красноярской ГЭС. Она расположена в 40 километрах от Красноярска, в месте пересечения рекой отрогов Восточного Саяна, у города Дивногорска.

  1. Когда построена Красноярская ГЭС и её характеристики?

ГЭС построена в 1972 году. Мощность 6 млн.квт. Плотина, высотой  124 метра, длиной 430 метров. Образовано Красноярское водохранилище: площадь – 2000 квадратных километров, длинна -  388 метров, ширина 12 километров, средняя глубина 36 метров, максимальная глубина у плотины 105 метров. Роль водохранилища – регулирование стока реки Енисея.

  1. Какую роль играет Красноярская ГЭС?

Вырабатывает большое количество электроэнергии для сибирских городов и предприятий.

  1. Где берёт начало и куда впадает р. Енисей?

Енисей берёт начало при слиянии Большого и Малого Енисея  в Саянах у города Кызыл. Кызыл – это столица республики Тывы. Впадает река в Карское море Северо-Ледовитого океана.

10.Когда образован город Красноярск? Расскажите об истории его образования.

Красноярск основан в середине июля 1628 года как острог. Служилые люди прибыли к протоку Качи для обороны от татар, живших на берегу Енисея. Первое название « Красный Яр» от названия места постройки « Кызыл Джар», т.е. « Красный яр (холм)». Статус города получил в 1690 году, когда Сибирь была присоединена окончательно к России. Город имеет уникальные ландшафты – горные пейзажи, могучий лес и знаменитый заповедник «Столбы» (творение природы – экзотические скальные возвышения среди тайги в отрогах Восточных Саян, образован в 1925 году).

11.Определите географические координаты  города  Красноярска.

     43 с. ш.; 93 в.д.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занимательный урок экономики « География в купюрах России» «Деньги выгодно вложил – дивиденды получил» Народная мудрость. Учитель географии и экономики ГБОУ школа №109 Приморского района гор. Санкт-Петербурга Алентьева Марина Александровна.

Слайд 2

Архангельск Санкт-Петербург Москва Хабаровск Ярославль Красноярск

Слайд 3

Блиц - конкурс

Слайд 4

Геральдика 3 2 6 5 4 1

Слайд 7

Конкурс №3 « Картографический»

Слайд 8

Личность в истории 1 Пётр I 3 М.В.Ломоносов 2 Ярослав Мудрый 4 Н.Н. Муравьев-Амурский

Слайд 9

Конкурс №5. « Объясни термины»

Слайд 10

Деньги –особый товар, который используется для оплаты покупок, измерения ценности обмениваемых товаров, сохранение и накопление доходов. Кредит - предоставление ценностей (денег, товаров) в пользование на условиях полного возврата стоимости одолженного плюс платы за пользование этими ценностями (процента).

Слайд 11

Эмиссия - выпуск в обращение денежных знаков. Банк - финансовое предприятие, производящие операции со вкладами, кредитами и платежами. Заемщик - человек или организация, которые берут во временное пользование за плату деньги других лиц или организаций. Банкомат - компьютеризованное электронное устройство, которое выполняет простейшие банковские операции.

Слайд 12

Безналичный расчет - денежные расчеты, не предполагающие физической передачи денежных знаков и состоящие в подкрепленной документами передаче прав на определенные суммы денег от одного лица другому. Банкнота - беспроцентные кредитные билеты, выпускаемые эмиссионным банком и заменяющие в обращении деньги.

Слайд 13

«Творческий конкурс»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии "Климатическая карта России" 8 класс

Конспект урока по географии, 8 класс. По учебнику под редакцией А.И. Алексеева, линия "Полярная звезда". Тема урока "Климатическая карта России". Куроку есть приложение - презентация....

Интегрированный урок (экономика-география).

Тема урока: "Нарушение рыночного механизма в России в перестроечный период".  Познакомить учащихся с одной из основных проблем экономики – нарушением рыночного механизма под воздействием нец...

Урок по географии "Внутренние воды России.Реки"

урок по географии России.8 класс...

Разработка урока по географии "Внутренние воды России

Конспект урока и презентация к уроку в 8 классе в раздел "Внутренние воды". Предложены практическая часть, тесты, работа с картой....

Урок по географии «Трудовые ресурсы России» 9 класс

Формирование знаний о трудовых ресурсах России. ...

Конспект урока по географии Минеральные ресурсы России 8 класс

Представлен теоретический метериал по теме и практические задания для текущего контроля и закрепления материала....