Урок по экономике "Предложение товара"
методическая разработка по экономике (10 класс) по теме

Урок по экономике "Предложение товара" для учащихся 10-11 классов.Деловая игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predlozhenie_tovara.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

                     Предмет: «Экономика»

Тема: Предложение товара Методы: беседа, объяснение, практический.

Оснащение урока: раздаточный материал (конверт с заданием, вспомогательным материалом, карточки проверочные); использование классной доски.

Цели урока:

Обучающие: продемонстрировать, каким образом издержки производства влияют на предложение товара; объяснить, как ценовые факторы меняют величину предложения; сформулировать закон предложения; показать, как изменение затрат изменяет предложение.

Развивающие: продолжить развивать внимание, мыслительные способности; способствовать развитию навыков работы в группах.

Воспитывающие: ориентирование в современной обстановке и выборе рационального решения с максимальной долей полезности.

План урока (1 час):

1. Организационная часть (2 мин)

Ход урока:

Организационный момент (2 мин)

Сообщение темы урока

Изложение материала (см приложение 1) (5 мин)

Выполнение заданий учащимися (см приложение 2) с практической частью

(построение графиков). (20 мин)

Устный опрос: Что такое предложение? Какая связь между ценой и

количеством предлагаемого товара? От чего зависит изменение

предложения? (5 мин)

Выполнение тестового задания по вариантам. (6 мин)

Заключительная часть: подведение итогов, выставление оценок. (2 мин)


(Приложение 1)

Тема урока: Предложение товара

Ход урока:

Вступление:

Напоминаю учащимся, что люди и фирмы в экономике играют разные роли: покупателей,

потребителей, производителей и продавцов.

Устный опрос по пройденной теме: Прошу учеников объяснить, в чем отличие покупателя и потребителя, что такое спрос, величина спроса, что меняет величину спроса и отчего изменится спрос.

Напоминаю, что фирма заинтересована в получении прибыли, которая рассчитывается как разница между общей выручкой и общими затратами (формулу записываю на доске). Объясняю учащимся, что сегодня на уроке они будут выполнять упражнение в форме игры. В процессе игры будет создано несколько фирм, производящих одинаковые детали-опоры и стремящихся выйти на рынок. Фирма должна, используя всю имеющуюся информацию, принять решение о величине необходимых затрат на производство одной детали. Затраты фирмы будут зависеть от расходов на сырьё, оборудование и заработную плату. Задача фирмы обосновать цену детали-опоры, учитывая, что покупатели покупают больше по низким ценам, но фирма понесет убытки, если цена будет меньше затрат. Заранее поделены ученики на команды. Каждая команда - это фирма, производящая детали-опоры. Предлагаю командам придумать название своей фирме и выбрать капитана - эксперта фирмы. Раздаю командам описание упражнения (приложение № 2). Прежде, чем приступают к выполнению задания, изучаем с учениками правила.

Обсуждаем, отчего зависит величина расходов (выбор материала, месторасположения склада, решение о выплате прибыли и заработной платы). Напоминаю, что издержки производства - это сумма всех расходов, величина, ниже которой фирма не может назначать цену. Даётся фирмам время на то, чтобы обсудить величину своих расходов.

Эксперты, измерив, свои расходы при помощи ценометра, объявляют продажную цену. Напоминаю, что цена деления =1 рубль. Результаты измерения запишем на доске.

Обсуждаем, почему у некоторых фирм затраты на производство одной детали равные 25.0,30.0,45.0.

Спрашиваю, какие фирмы готовы продавать по минимальной цене 25.0 р. Подсчитываем и записываем эту цену и количество фирм на доске в двух колонках. Объявите следующую цену (по возрастанию). Спрашиваю, кто готов продавать по этой цене, помогаю ученикам понять, что желающие продавать по минимальной цене готовы продать и по более высокой цене. Продолжаем заполнение таблицы. Обсуждаем тот факт, что по максимальной цене все фирмы готовы продавать свою продукцию.

Предлагаю классу построить кривую, отражающую готовность фирм продавать свою продукцию при каждой цене. Спрашиваю, какими должны быть цены, чтобы побуждать производителей увеличивать предложение товара. Предлагаю классу дать определение предложения, величины предложения, кривой предложения, сформулировать закон предложения по аналогии со спросом и опираясь на полученные таблицу и рисунок. Записываем закон предложения в тетрадь:

Закон предложения состоит в том, что повышение цен обычно ведёт к увеличению величины предложения, а снижение цен—к её уменьшению (при прочих равных условиях).

Объявляю, что в городе вводится налог на каждую произведённую деталь. Раздаю каждой фирме по белому квадрату. Спрашиваю, как повлияет этот налог на расходы? Что произойдет с дорожкой расходов? Попрошу представителя каждой фирмы изменить свою дорожку, а эксперта измерить и записать результат. Спрашиваю, что произошло с расходными дорожками (они удлинились), что произошло с величинами затрат (выросли). Сравнивают показания новой и старой шкал предложения, спрашиваю, что произошло с величиной предложения при каждой цене? (уменьшилась). Сравнивают положение старой и новой кривой предложения. Слежу, чтобы все увидели сдвиг вверх. Объявляю, что произошло изменение технологии изготовления опоры. Ножницами отрезаем примерно равные части от прямоугольников одного цвета на расходных дорожках каждой фирмы (например, по новой технологии, меньше тратим электричества - режем синий треугольник). Предлагаю экспертам измерить длину расходной дорожки и записать результат. Снова сравнивают показания новой и старой шкал предложения. Что произошло с предложением? Как сдвинулась кривая предложения? Обсуждаем с классом ситуацию, смоделированную в упражнении. (Увеличение затрат уменьшало предложение, и наоборот. При уменьшении предложения кривая предложения сдвигалась вверх-влево, а при увеличении кривая сдвигалась вправо-вниз.)

Проверяю понимание, задавая каждой фирме, вопрос типа: что произойдет с предложением детали, если вырастет арендная плата за склад (подешевеет материал, повысится зарплата продавщицы). Если необходимо, сравнивают показания шкал предложения еще раз.

Устный опрос: что такое предложение? Какая связь между ценой и количеством предлагаемого товара? От чего зависит изменение предложения?

Пишут тест по вариантам.

Задание.

Каждая деталь состоит из цилиндра, ребра, уголка.

Чтобы сделать опору нужны: продавщица, склад, оборудование.

Фирма должна определить величину затрат (большие, средние или маленькие) по

каждой составляющей, используя бумажные прямоугольники разного цвета и разного

размера. С помощью ценометра измерить дорожку расходов, определив их в

стоимостном выражении (1см=1руб). Назначить цену продажную детали.

Цвет

Затраты

См

Руб.

Красный

цилиндр

Жёлтый

уголок

Оранжевый

ребро

Синий

оборудование

Зелёный

труд

Итог затрат

Прибыль:

Цена продажная:

Задание.

Каждая деталь состоит из цилиндра, ребра, уголка.

Чтобы сделать опору нужны: продавщица, склад, оборудование.

Фирма должна определить величину затрат (большие, средние или маленькие) по

каждой составляющей, используя бумажные прямоугольники разного цвета и разного

размера. С помощью ценометра измерить дорожку расходов, определив их в

стоимостном выражении (1см=1руб). Назначить цену продажную детали.

Цвет

Затраты

См

Руб.

Красный

цилиндр

Жёлтый

уголок

Оранжевый

ребро

Синий

оборудование

Зелёный

труд

Итог затрат

Прибыль:

Цена продажная:

(Приложение 2)

Каждой команде выдается конверт, содержащий: задание, 15 треугольников разного цвета и размеров (большие, средние или маленькие). Условный ценометр (линейка) для измерения затрат

 Задание.

    Каждая деталь состоит из цилиндра, ребра, уголка.

    Чтобы сделать опору нужны: продавщица, склад, оборудование.

Фирма должна определить величину затрат (большие, средние или маленькие) по каждой составляющей, используя бумажные прямоугольники разного цвета и разного размера. С помощью ценометра измерить дорожку расходов, определив их в стоимостном выражении (1см=1руб). Назначить цену продажную детали.

Цвет

Затраты

См

Руб.

Красный

цилиндр

Жёлтый

уголок

Оранжевый

ребро

Синий

оборудование

Зелёный

труд

Итог затрат:

Прибыль:

Цена продажная:

ТЕСТ.

Вариант 1

1.Чем можно объяснить сдвиг кривой предложения товара А?

А) в нашем городе вырос спрос на товар А; Б) мэр города объявил об уменьшении цены на товар А; В)*мэр города объявил о введении налога на продажу товара А; Г) в нашем городе снова выросла цена на товар А.

2. Если цена на минеральные удобрения понизится, то кривая предложения кукурузы сдвинется

А) вправо-вверх; Б) влево-вверх; В)*вправо-вниз; Г) влево-вниз.

3. В каком газетном заголовке журналист должен заменить слово "предложение" выражением "величина предложения"?

  1. В результате снижения издержек производства предложение автомобилей выросло.
    Б)*Снижение цен на мед приведет к уменьшению предложения меда на Центральном
    рынке.
  2. Рост цен на говядину вызовет уменьшение предложения свинины.

Г) Введение акцизного налога на сигареты всех сортов снизило предложение табачных изделий.

Вариант 2

1.Выберите, что из перечисленного относится к изменению величины предложения:

A)        цены на бумагу растут, что ведёт к снижению подписки на газеты и журналы;
Б)* цены на ситец выросли, в результате увеличилось его производство;

B)        применение старых технологий стало причиной сокращения производства
комбайнов;

Г) цена крахмала повысится, а объём его продаж снизится.

2. Закон предложения при росте цен и прочих равных условиях проявляется:

А)* в росте предложения;

Б) в падении предложения;

В) в росте величины предложения;

Г) увеличении спроса.

З.Смещение кривой предложения влево вверх может быть вызвано:

  1. уменьшением спроса;
    Б) ростом налогов;
  2. уменьшением обязательных отчислений на медицинское страхование;
    Г)* уменьшением цены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовое задание по розничной торговле продовольственными товарами (зерномучные товары)

Тест, позволяющий вполне оптимально оценить знания учащихся...

тестовое задание по розничной торговле продовольственными товарами (плодоовощные товары)

позволяет оптимально оценить знания учащегося по теме: плодоовощные товары. Скачай и примени...

тестовое задание по розничной торговле продовольственными товарами (молоко и молочные товары)

Тест по теме: молоко и молочные товары охватывает весь пройденный материал. Можно использовать для проверки знаний после завершения темы или что-то из него  взять на экзамен ( как дополнительные ...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

Методическая разработка урока по экономике "Товар и деньги"

Методическая разработка урока по экономике "Товар и деньги"...