Сценарий учебно-деловой игры "Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации"
методическая разработка по экономике по теме

Андреева Светлана Владимировна

Сценарий деловой игры может быть использован для закрепления и углубления знаний по экономическим дисциплинам.

Действие игры происходит на совещании различных групп пользователей аналитической информации. В процессе  игрового  эксперимента  управленческий персонал должен доказать выгодность финансирования инвестиционного проекта.

В игре моделируется деятельность различных групп пользователей экономической информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-delovaya_igra.docx36.27 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий учебно-деловой игры "Анализ финансового состояния организации"

Автор: Андреева Светлана Владимировна

Должность: Преподаватель экономических дисциплин

Учебное заведение: Новгородская область, г. Боровичи, ОАОУ СПО Боровичский техникум строительной индустрии и экономики

1 Проспект игры

Цели проведения игры:

закрепление знаний по МДК 04.02 «Основы анализа бухгалтерской отчетности

формирование профессиональной компетенции 4.4 «Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности»;

формирование ОК.01 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

формирование ОК.02 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

формирование ОК.03 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

формирование ОК.04 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

формирование ОК.05 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

формирование ОК.06 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

формирование ОК.07 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) результат выполнения заданий

Деловая игра полезна прежде всего при обучении студентов дневного отделения техникума, а также для заочного отделения и курсов  по  специальности  080114 "Экономика и бухгалтерский учет". Она может быть использована на практических занятиях по МДК. 04.02 «Основы анализа бухгалтерской отчетности» при изучении соответствующей темы.

Действие игры происходит на совещании различных групп пользователей аналитической информации. В процессе  игрового  эксперимента  управленческий персонал должен доказать выгодность финансирования инвестиционного проекта.

В игре моделируется деятельность различных групп пользователей экономической информации.

2 Сценарий игры

1 Этап. Организационный момент

Сегодня …………………. Мы проводим заключительный урок по теме «Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации». Целью нашего урока является: закрепление практических навыков анализа финансового состояния организации. Форма проведения – учебно-деловая игра. Сегодня вы должны будете показать свое умение анализировать финансовое состояние организации, находить его болевые точки, разрабатывать предложения по улучшению финансово-хозяйственной деятельности организации. Результаты вашей работы  на уроке, а также подготовленное вами домашнее задание будут оцениваться по рейтинговой системе. Максимально за урок вы можете набрать 30 баллов.  В том числе домашнее задание 6 баллов, работа группы 14 баллов, тестирование 10 баллов. Набранные вами баллы определяют вашу оценку за урок: 27-30 баллов оценка «5», 24-26 баллов – оценка «4», 21-25 баллов – оценка «3». Для работы группа была разбита на 5 подгрупп. Каждая подгруппа будет представлять определенных пользователей информации о финансовом состоянии организации. У нас имеются: группа Управленческий персонал, в состав которой входят директор, главный бухгалтер, начальники отделов и служб; группа Деловые партнеры включает представителей поставщиков, покупателей, кредитной организации; группа Государственных органов включает представителей налоговых органов, органов государственной статистики; группа собственников организации, представляет интересы акционеров; проектно-техническая группа, которая обеспечивает техническую поддержку и помогает управленческому персоналу защищать проект.

2 Этап.  Проверка домашнего задания

Мы будем выполнять анализ финансового состояния организации на примере ЗАО «Боровичский комбинат строительных материалов» Давайте познакомимся с этим предприятием и его окружающей средой. Домашнее задание оценивается в 6 баллов.

Каждая группа подготовила презентацию по заданной теме:

Госорганы «Характеристика отрасли»,

Собственники «Общая характеристика предприятия»,

Управленческий персонал «Характеристика внутренней среды»,

Деловые партнеры «Характеристика внешней среды»,

Проектно-техническая группа «Информационные технологии».

3 Этап. Инструктаж по предстоящей работе

Итак, мы познакомились с предприятием и окружающей его средой.

Руководство предприятия приняло решение о расширении деятельности. Проектная группа разработала инвестиционный проект технического перевооружения производства.

Предоставляется слово проектно-технической группе.

Выступление группы

Мы предлагаем инвестиционный проект технического перевооружения производства, реализация которого позволит повысить качество продукции, степень механизации труда.  Для реализации данного проекта ЗАО «БКСМ» потребуются инвестиции в сумме 4,2 млн. руб. Для  реализации проекта планируется привлечь средства акционеров в сумме 1 млн. руб., выпустив дополнительные акции. Привлечь кредит банка в сумме 1,55 млн. руб.  А также использовать собственные ресурсы. Реализация проекта приведет к следующим изменениям: стоимость внеоборотных активов вырастет на 3,6 млн. руб. запасы сырья и материалов вырастут на 0,57 млн. руб. Затраты в незавершенном производстве возрастут на 10 тыс. руб. дебиторская задолженность вырастет 1,3 млн. руб. Свободный остаток денежных средств возрастет на 140 тыс. руб. уставный капитал вырастет на 1 млн. руб., нераспределенная прибыль возрастет на 1,92 млн. руб. Долгосрочные кредиты вырастут на 1,6 млн. руб. Краткосрочные кредиты вырастут на 550 тыс. руб. Задолженность поставщикам вырастет на 550 тыс. руб., Выручка от реализации продукции 13 млн. руб. Себестоимость реализованной продукции 10,5 млн. руб. Коммерческие расходы 80 тыс. руб. налог на прибыль 500 тыс.руб.

Сейчас каждая группа построит баланс и отчет о прибылях и убытках с учетом изменений на конец отчетного периода и выполнит анализ финансового состояния организации по полученным исходным данным. Каждая группа заострит внимание на анализе именно тех показателей, которые интересуют соответствующую группу пользователей информации. Собственники предприятия интересуются способностью предприятия приносить прибыль, поэтому они будут анализировать рентабельность предприятия, Государственные органы оценивают общее состояние предприятия, перспективы его развития и вероятность банкротства, Управленческий персонал предприятия оценивает запас финансовой прочности и эффективность использования ресурсов, Деловые партнеры оценивают  платежеспособность и финансовую устойчивость организации, Проектно-техническая группа оказывает поддержку управленческому персоналу при защите проекта, а также обеспечивает взаимодействие с техническими средствами.

4 Этап Выполнение задания на компьютере

Исходные данные и расчетные таблицы подготовлены студентами в ходе практических работ. В подготовленные таблицы студенты вносят новые данные и на основе таблиц формируют свои выводы и предложения.

5 Этап. Защита работ

Каждая группа выступает со своими выводами по результатам проведенного анализа другие группы задают вопросы.

Управленческий персонал представляет оценку запаса финансовой прочности предприятия и эффективности использования его ресурсов.

Госорганы дают характеристику основных показателей деятельности организации и оценивают вероятность банкротства.

Деловые партнеры анализируют ликвидность и финансовую устойчивость организации.

Собственники оценивают прибыльность предприятия.

6 Этап. Подведение итогов работы

Студенты выполняют тест.

Подводятся итоги тестирования.

Подводятся итоги всей работы на уроке с использованием рейтинга.

7 Этап. Выдача домашнего задания

Задание на дом. Повторить по экономике основные технико-экономические показатели работы предприятия: показатели использования основных фондов, использования оборотных средств, показатели производительности труда.

3 Игровая обстановка

В игре участвуют представители государственных органов (налоговые органы, органы государственной статистики), управленческий персонал предприятия (руководитель, главный бухгалтер, представители отделов и служб), деловые партнеры (представители поставщиков, покупателей, кредитной организации), собственники предприятия (акционеры), проектно-техническая группа.

В качестве домашнего задания студенты готовят доклады и компьютерные презентации, позволяющие осуществить погружение в игровую обстановку (характеристика отрасли, анализируемого предприятия, внутренней и внешней среды, средств анализа). Для анализа выбирается предприятие города, знакомое в общих чертах всем студентам группы. Студентам предоставляется годовой отчет данного предприятия и дополнительные материалы, материалы периодической печати.

Для работы в группах студентам представляется материал по изменениям в бухгалтерской отчетности, вызванным внедрением некоторого условного проекта (Приложение 1). На основе этих исходных данных производятся расчеты показателей с использованием электронных таблиц. Таблицы для расчета заранее подготовлены студентами в ходе выполнения практических работ по изучаемой теме. По материалам исследования студенты также готовят компьютерные презентации, которые используют при выступлении группы.

Для контроля работы каждой группы и знаний студентов экспертная группа ведет рейтинговый лист (Приложение 2). Ход урока описан в технологической карте (приложение 3). Входной контроль осуществляется при помощи тестирования (приложение 4).

Литература

Геропимус Ю. В. Игра, модель, экономика. Знание, М:, 1989

Еременко Н.И. Элективный курс. Предпринимательское право. Экономика, правоведение. Волгоград, ИТД «Корифей», 2006

Ерецкий М.И. Совершенствование обучения в техникуме. М.: Высшая школа, 1987

Коротков М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001

Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей. М.: ВЛАДОС, 2001

Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. Волгоград, Учитель, 2006

Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. М. Академия, 2009.

Симонов В.М. Калейдоскоп деловых игр в старших классах на уроках математики, физики, информатики, химии, биологии, географии, экономики. Волгоград: Учитель, 2003

Хруцкий Е. А. 0рганизация проведения деловых игр. М: Высшая школа, 1991

Приложение 1

Задание

Для реализации проекта ЗАО «БКСМ» потребуются инвестиции в сумме 4200 тыс. руб. Для  реализации проекта планируется привлечь средства акционеров в сумме 1000 тыс. руб., выпустив дополнительные акции. Привлечь кредит банка в сумме 1550 тыс. руб.  А также использовать собственные ресурсы. Реализация проекта приведет к увеличению следующих статей

Статьи

Значения

Изменения в балансе

Стоимость внеоборотных активов

3600  тыс. руб.

Запасы сырья и материалов

570    тыс. руб.

Затраты в незавершенном производстве

10      тыс. руб.

Дебиторская задолженность

1300  тыс. руб.

Свободный остаток денежных средств

140    тыс. руб.

Уставный капитал

1000  тыс. руб.

Нераспределенная прибыль

1920  тыс. руб.

Долгосрочные кредиты

1600  тыс. руб.

Краткосрочные кредиты

550    тыс. руб.

Задолженность поставщикам

550    тыс. руб.

Изменения в отчете о прибылях и убытках

Выручка от реализации продукции

13000 тыс. руб.

Себестоимость реализованной продукции

10500 тыс. руб.

Коммерческие расходы

80       тыс. руб.

Налог на прибыль

500     тыс. руб.

Приложение 2

Рейтинговый лист

ФИО

Домашнее задание

Работа в группе

Тестирование

Итого баллов

Оценка

6 баллов

14 баллов

10 баллов

30 баллов

27-30  «5»

24-26  «4»

21-25  «3»

Госорганы

Абраменко Света

Алексеева Катя

Лукина Вика

Цельбель Лена

Управленческий персонал

Александрова Света

Скородумова Оксана

Богданова Юля

Викентьева Юля

Деловые партнеры

Дьячкова Альбина

Большакова Маша

Лукашева Света

Михеева Юля

Любина Алина

Собственники

Гаврилова Лена

Андреева Ольга

Шеметова Кира

Южалин Евгений

Антонова Катя

Техническая группа

Грунева Лена

Боровкова Ира

Тимофеев Артем

Приложение 3

Технологическая карта урока

МДК.04.02: Основы анализа бухгалтерской отчетности  

Группа Б-31у

Тема Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации

Цели урока:

Учебная: закрепление практических навыков анализа финансового состояния организации

Воспитательная: воспитание любви к избранной профессии, формирование коммуникационных навыков, формирование навыков защиты собственного мнения

Форма проведения урока: деловая игра

Структура урока:

Организационный момент (проверка присутствующих, постановка целей и задач урока) 5 мин.

Контроль усвоения знаний предыдущих уроков 10 мин.

Инструктаж по предстоящей работе 3 мин.

Выполнение задания на компьютере 20 мин.

Защита работ 35 мин.

Подведение итогов работы 15 мин.

Выдача домашнего задания 2 мин.

Оборудование: 

Компьютеры 5 штук,

мультимедийный проектор,

рабочие тетради,

учебно-методическое пособие по анализу финансового состояния организации.

Приложение 4

Вопросы для тестирования

Вариант 1

Резервом интенсивного типа является

Повышение материалоотдачи

Сокращение численности рабочих

Ввод нового оборудования

Снижение прогулов

Целью анализа финансового состояния организации является

Комплексное системное изучение финансового состояния организации

Оценка степени финансовых рисков организации

Планирование хозяйственной деятельности организации

Все перечисленное

Основным источником информации о финансовом состоянии организации как для внутренних, так и для внешних пользователей является

Первичный учет

Управленческий учет

Бухгалтерская отчетность

Первичная документация

Данные о составе источников образования имущества организации предоставляет

Бухгалтерский баланс

Отчет о прибылях и убытках

Отчет о движении денежных средств

Пояснительная записка к годовому отчету

Величина собственных средств в обороте равна

Итог третьего раздела плюс итог четвертого раздела баланса

Итог четвертого раздела баланса плюс итог пятого раздела баланса

Итог третьего раздела баланса минус итог первого раздела баланса

Итог второго раздела баланса минус итог пятого раздела баланса

Состояние финансовых ресурсов, которое обеспечивает развитие организации на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска – это

Рентабельность

Финансовая устойчивость

Финансовая автономия

Ликвидность

Если коэффициент обеспеченности собственными средствами равен 0,089, то организация

Имеет низкую платежеспособность

Не сможет погасить свои обязательства в ближайшие три месяца

В достаточной степени обеспечено оборотными средствами

Может утратить свою платежеспособность в ближайшие три месяца

Быстрореализуемые активы

Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения

Краткосрочная дебиторская задолженность

Запасы+Долгосрочная дебиторская задолженность+НДС+Прочие оборотные активы

Внеоборотные активы

Если коэффициент абсолютной ликвидности 0,527, то

предприятие в достаточной степени обеспечено платежными средствами

предприятие недостаточно обеспечено платежными средствами

предприятие может оплатить свои наиболее срочные обязательства

предприятие следует признать банкротом

Если коэффициент маневренности равен 0,389, то

Собственные источники предприятия отсутствуют

Собственные источники предприятия недостаточно мобильны

Собственные источники предприятия достаточно мобильны

Собственные источники предприятия заморожены


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-деловая игра "Красноармейскому району - чистый воздух"

Данный файл является сценарием урока, на котором рассматривается экологическая проблема загрязнения окружающей среды Красноармейского района г.Волгограда...

Учебно – деловая игра «Строитель» Тема: ПЛОЩАДИ

Метод проектов. Идею подсказала сама жизнь.  Научить применять на практике полученные знания по нахождению площадей различных фигур....

Проблемы финансово-хозяйственной деятельности в школе

Общее описание проблем, возникающих в ходе реализации финансово-экономической деятельности...

анализ финансово хозяйственной деятельности курсовая

Купить курсовую или диплом!Рак шейки матки в 20 летПрошу Вас закріпити за мною керівником комплексної курсової роботи Преимущество использование такого способа состоит также в том, что вы можете цилин...

«Организация финансово-хозяйственной деятельности в образовательной организации»

«Организация финансово-хозяйственной деятельности в образовательной организации»:1.   Анализ сайта образовательной организации на предмет соответствия требованиям законодательства.2....

Олимпиада по дисциплине «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» для обучающихся по специальности 38.02.07 Банковское дело.

Олимпиада по дисциплине «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» для обучающихся по специальности 38.02.07 Банковское дело....