Главные вкладки

    Технология организации учебно - деловой игры на уроках истории и обществознания
    статья по обществознанию (6 класс)

    Афанасьева Юлия Сергеевна

    Технология организации учебно - деловой игры в ОУ. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                      Технология организации учебной деловой игры

             Сегодня, в условиях социально-экономических изменений в общественной жизни, система воспитания требует качественно нового подхода к организации воспитательной работы с учащейся молодежью в учреждениях профессионального образования. В совместной деятельности всех участников педагогического процесса, немаловажная роль отводится куратору учебной группы.

    Куратор – педагог-профессионал, посредник между обществом и учащимися в освоении культуры, организующий условия для профессионального и личностного становления молодежи через разнообразные виды воспитывающей деятельности. При этом важно учитывать то, что педагогическую ценность воспитательной работы определяет не количество мероприятий, а разнообразие их форм и содержания. Одной из форм воспитательной работы является деловая игра. 
             Игра – это вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. 
            Деловая игра используется для решения комплексных задач, развития творческих способностей, формирования определенных знаний и умений, дает возможность учащимся понять различные позиции в решении проблем.
    Деловые игры применяются для имитационного моделирования реальных механизмов и процессов. При этом отрабатываются навыки принятия решений в условиях взаимодействия, соперничества (конкуренции) между различными решающими сторонами. В деловой игре могут моделироваться отношения конкурентной борьбы или взаимодействия, а также отношения соревнования между сторонами.

                                Технология учебной деловой игры
    I этап подготовки начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта и состоит из последовательныхопераций:

    • Выбор темы. Обязательным условием является то, чтобы используемый в игре материал имел практический выход на профессиональную деятельность.
    • Формирование целей и задач. Содержанием игровых целей является для участника успешное выполнение принятой роли, реализации игровых действий.

    Содержание педагогических целей включается в развитие профессионального практического и теоретического мышления, формирование систем отношений с другими людьми, овладение нравственными нормами, развитие творческих и профессиональных способностей, иначе говоря – в развитии личности. В конечном итоге от цели зависит динамика игры и прогнозируемый результат.

    • Определение структуры. Структура определяется с учетом целей, задач, выбранной темы, состава участников и включает в себя план деловой игры и общее описание процедуры игры.

    4. Диагностика объективных обстоятельств. В данном случае рассматривается вопрос о том, где, когда и при каких условиях будет проходить деловая игра, т.е. оцениваются ее внешние атрибуты. 

    II этап проведения – процесс игры. С начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

    III анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В результате педагог констатирует достигнутые результаты, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебно - воспитательной проблемы.

    Алгоритм деловой игры:

    I ЭТАП ПОДГОТОВКИ
    разработка игры: ввод в игру:

    • разработка сценария
    • постановка проблемы, целей
    • план деловой игры
    • условия, инструктаж
    • общее описание игры
    • регламент, правила
    • содержание инструктажа
    • распределение ролей
    • подготовкаматериального обеспечения
    • формирование групп

     

    • консультации

    II ЭТАП ПРОВЕДЕНИЯ

    • работа в группах 
    • выполнение индивидуальных заданий
    • тренинг

    III ЭТАП АНАЛИЗА И ОБОБЩЕНИЯ

    • вывод из игры
    • анализ, рефлексия
    • оценка и самооценка работы
    • выводы и обобщения
    • рекомендации

    Рекомендации        учителю
    Деловая игра – это аналог профессиональной культуры, чем она сложнее, тем глубже процесс становления профессионализма участников игры, тем богаче потенциал профессиональных возможностей данного человека. 
    Формы и последовательность действий учителя заключаются в следующем:

    • Представление исходной информации.

    Постановка целей и задач. Обсуждение исходной информации. Демонстрация возможных практических результатов. Обсуждение учащимися вопросов оптимизации игрового занятия. Формирование психологического контакта.

    • Организация деятельности учащихся.

    Контроль за соблюдением последовательности выполнения ролевых функций. Применение заранее подготовленных приемов по укреплению дисциплины и оптимизации процесса деловой игры. Поощрение мышления вслух, оказание помощи в «тупиковых» игровых ситуациях и т.д.

    • Создание оптимального эмоционального режима.

    Оптимизация эмоционального режима осуществляется эмоционально значимыми средствами: 
    - речевыми; - мимикой; - жестами; 
    - предметами; - документами; - видеозаписями; 
    - слайдами; - звукозаписями; - схемами, графиками.

    • Организация обсуждения результатов.

    Постановка задачи на текущем этапе. Подведение итогов.
    Организатор игры должен четко и конкретно представлять игровые цели и методы. Недопустима неопределенность и двусмысленность, так как это вызывает отрицательную реакцию участников, резкое снижение планируемых результатов.



    Предварительный просмотр:

    Урок обществознания в 6 классе

    по теме «Семья»

                учитель: Афанасьева Ю.С.

    Программа по обществознанию для общеобразовательной школы.

    Учебник для 6-го класса общеобразовательных учреждений; под ред.    Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, - М: Просвещение 2010. – с. 68-75, параграф 7.

    Технология: учебная деловая игра (УДИ)

    Учебная деловая игра в форме заседания редакции и работы над выпуском журнала «Семья».

    Организация игры предусматривает опережающее задание, предполагающее изучение,  учащимися дома той части учебного содержания, которое необходимо для полноценного участия в игре.

    Цель игры: самостоятельное изучение, усвоение материала учащимися и последующая организация с помощью игрового метода. Развитие творческих способностей учащихся.

    Тема урока: Семья.

                                                                                                                                                  Эпиграф к уроку.

                                                                 Семья это не только ячейка общества.

      Семья – это важнейшая часть жизни каждого из нас.

    Цели урока:

    1. Познакомить учащихся с понятием «Семья».
    2. Способствовать формированию представлений о семье как частичке общества, как первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека.
    3. Способствовать формированию чувства ответственности, гуманного отношения к близким людям.

     Понятия урока.

    Семья, поколение, однопоколенная семья, двухпоколенная семья, трехпоколенная семья, неполная семья, расширенная семья, приемная семья.

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Оборудование урока: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, учебник, выставка рисунков и иллюстраций «Семья», альбомные листы, маркеры, фломастеры, клей, табло оценок, карточки - задания, дополнительный материал по теме «Семья».

    Организация урока.

    1. Организационный момент (2 минуты).
    2. Основная часть (35-40 минут).
    3. Подведение итогов (2-3 минуты).

    План урока.

    I Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

    II Сообщение цели и темы урока.

    III Изучение нового материала.

    1. Что такое семья?
    2. Зачем человеку семья?
    3. Отношения в семье.
    4. Семья и государство.
    5. Какие бывают семьи.

    IV  Закрепление полученных знаний на уроке.

    V  Заключение. Обобщение и выводы. Рефлексия.

    VI  Завершение урока. Домашнее задание.

    Ход урока.

    1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

     - Здравствуйте, ребята. Рада Вас видеть. Проверьте все ли готово к уроку на Вашем столе. Тихо сядьте.

    - Урок сегодня проведем в форме деловой игры, заседания редакции и работы над выпуском журнала …

    -  У нас на уроке пойдет серьезный и важный разговор, а вернее мы с Вами попробуем подготовить к изданию страницы журнала под названием ….

    - А название журнала попробуйте назвать сами, это тема нашего урока, после того как я вам прочитаю небольшой фрагмент текста.

    Мама сидит, вяжет. Сын и дочка готовят уроки. Младшая дочь (первоклассница) не может решить пример. Подходит к брату и просит его: -  Алеш, а Алеш помоги решить пример, что-то не получается.

    Брат ей отвечает: - Давай попробуем (решают).

              - Вот и все, нужно было к трем прибавить два и вычесть один, получиться четыре.

    Младшая сестра довольно заулыбалась. К ребятам подошла мама, обняла их и сказала: - Ну и молодцы же Вы у меня, детки? На что же мне клад, коли в семье лад. Дети в ответ: - Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому.

     II Сообщение темы и цели урока.

    А Вы ребята помогите назвать тему журнала (ответы учащихся).

    - Молодцы? Запишите в тетради число и тему урока. (Вывешиваю первую страницу журнала «Семья»).

    Семья – ячейка общества

    ? Что Вы уже знаете о семье? (ответы учащихся).

     – А сейчас давайте составим оглавление журнала. Что бы Вы хотели узнать о семье? Рассказать другим? Какие вопросы обсудить? (ответы учащихся).

    (Вывешиваю вторую страницу журнала).

    Оглавление

    • Что такое семья?
    • Зачем человеку семья?
    • Отношения в семье?
    • Семья и государство?
    • Какие бывают семьи?

    - И так ребята, нам предстоит работа над оформлением статей журнала «Семья», на основе материала учебника и дополнительного материала который ВЫ приготовили дома, дать ответы на все поставленные вопросы рассказать другим, а также оформить к выпуску страницы журнала.

    III Изучение нового материала.

    1 Этап. Комплектование групп, назначение ответственных корреспондентов.

    - Возглавить работу заседания редакции и выпуска журнала позвольте мне.

    И как главный редактор назначаю ответственных корреспондентов в каждой рабочей группе и определяю страницы для работы.

    1 группа. «Что такое семья?»

    2 группа. «Зачем человеку семья?»

    3 группа. «Отношения в семье»

    4 группа. «Семья и государство»

    5 группа. «Какие бывают семьи»

    6 группа. Группу экспертов возглавит … (На каждом столе опознавательная карточка с номером группы и карточка с заданием)

    2 Этап. Работа в группах.

    Каждая группа получает карточку задание.

    1группа. Карточка задание.

    Что такое семья?

    1. Запишите слова ассоциации к слову «семья»
    2. Составьте кластер «Семья»

    3. На основе материала учебника страница 68, страница 223, работы с толковым словарем, а также заранее подготовленного дополнительного материала, дайте определение понятию «семья».

    4. Попробуйте расшифровать понятие «семья» и изобразить с помощью рисунка.

    Задание экспертов. Работа у доски. Собрать из слов определение понятие «семья».

    2.Группа Карточка задание.

    1. На основании материала учебника страницы 68-69, а также заранее подготовленного дополнительного материала, подготовьте и оформите статью для второй страницы журнала «Зачем человеку нужна семья?»

    2. Подумайте и ответьте на вопрос:

    - Какие полезные в жизни знания, умения, навыки Вы уже приобрели в семье?

    3. Подберите серию иллюстраций по данному вопросу.

    Задание экспертов. «Поэтическое слово» (готовят заранее).

    Стихотворение. Как хорошо когда родные есть!

    Быть может рядом, может быть далеко!

    Но легче все невзгоды перенесть,

    И сердцу не бывает одиноко

    За это Ты родных благодари

    За верное, родное Братство

    Оно и есть, что ты ни говори,

    Для нас на свете  - главное богатство?

    ? Что автор называет главным богатством человека? Докажите.

    2. Посмотрите на иллюстрации и рисунки (дети готовят иллюстрации, фотографии дома)

    ? Какое одно название Вы бы дали всем эти работам.

    ? Зачем человеку семья? Какие полезные навыки, человек приобретает в семье.

    Методический прием «Открытый микрофон»

    1. Группа. Карточка-задание.
    1. На основе материала учебника страница 68, страница 70, а также заранее подготовленного дополнительного материала подготовьте статью для третьей страницы журнала по теме «Отношения в семье».
    2. Прочитайте стихотворение В. Берестова на странице 70. Обдумайте и ответьте на вопрос: - О какой особенности семьи говорит автор, такой важной в семейных отношениях?
    3. Объясни смысл пословиц
    1. На что и клад коли в семье лад.
    2. Любовь да совет так и горя нет.

    Задание эксперта.  

    ? Как Вы думаете, что бы семья была крепкой, дружной, счастливой что для этого нужно? (ответы учащихся)

    Каждая команда получает задание «Мой дом»  

    Попробуйте построить отношения в семье. А экспертная группа решит, чей же домик мы разместим на страницах журнала «Семья».

    «Мой дом»

    1. ЛЮБОВЬ
    2. ЗАВИСТЬ
    3. ДОБРОТА
    4. РУГАНЬ                                                                              
    5. СПЛОЧЕННОСТЬ
    6. ПРОЩЕНИЕ ОБИД
    7. УВАЖЕНИЕ
    8. ТРУДОЛБЮИЕ
    9. СЧАСТЬЕ
    10. РАДОСТЬ
    11. ВЗАИМОПОМОЩЬ
    12. ОТВЕТСВЕННОСТЬ
    13. СЕРДЕЧНОСТЬ
    14. ПОЧИТАНИЕ СТАРШИХ
    15. ЗАБОТА
    16. ТЕРПЕНИЕ

    Аутотренинг.

    А сейчас ребята сядьте удобнее. Положите руки на колени. Закройте глаза. Послушайте. Жил был один шестиклассник. Звали его … придумайте сами. Он очень хотел измениться, потому что учился не так,  как ему хотелось. В классе он мечтал быть первым, но тоже не получалось. Родители постоянно ругали его за различные слабости. Он действительно хотел измениться, но не мог. Он чувствовал, что дальше будет еще хуже, на душе было тоскливо. Но однажды к нему подошел один человек. Я даже не знаю, был ли он его другом или незнакомцем. Может быть, это была его мама или учительница. Это человек сказал мальчику: «Не меняйся». Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Я люблю тебя просто за то, что ты существуешь. И мальчик вдруг почувствовал себя очень счастливым и начал просто радостно жить, также принимая и любя окружающих. А через некоторое время он заметил, что стал лучше учиться. А когда он заболел, то телефон «обрывали» его друзья. А мама ласково сказала ему: «Ты сильно изменился сынок».

    - «Да, я изменился», - удивленно сказал мальчик,- «и я буду меняться, потому что…».

    Откройте, ребята, глаза. У кого есть желание продолжить слова мальчика.

    - «И я буду меняться, потому что…» (ответы учащихся)

    ? Что же придало силы мальчику, и он изменился.

    ? Почему же он вдруг почувствовал себя счастливым  и начал радостно жить. (Ответы учащихся).

    1. Группа. Карточка-задание.
    1. На основе материала учебника страница 69-71, а также заранее подготовленного дополнительного материала, оформите статью для четвертой страницы журнала по теме «Семья и государство»
    2. Работа с Конституцией РФ, Семейным кодексом РФ.

    Дайте ответы на вопросы.

    1. Какие обязанности государства  по отношению к семье записанные в Конституции РФ статья 38?
    2. Какие права имеет несовершеннолетний ребенок? (Семейный кодекс РФ, глава 11.)
    3. Какие обязанности у детей по отношению к родителям? (Семейный кодекс РФ, статья 87)
    4. Как относится государство к тем родителям, которые не выполняют своих обязанностей по отношению к своим детям? (Семейный кодекс РФ, статья 69)

    Задание эксперта.

    ? С какими документами, защищающими семью и ребенка, вы сегодня познакомились.

    Работа с плакатом -  «Право на детство».  (Плакат выполнен учителем заранее)

    5 группа. Карточка-задание.

    1. На основании материала учебника страница 71-72, а также заранее подготовленного дополнительного материала подготовьте и оформите статью «Какие бывают семьи»

    2. Дайте определение понятию: поколение. (приведите примеры)

    3. Дайте определения понятиям: однопоколенная семья, двухпоколенная семья, трехпоколенная семья, неполная семья, расширенная семья, приемная семья. Используйте иллюстрации.

    Задание эксперта.

    Объясните, как понимаете смысл высказываний.

    1. Тот  дом хорош, в котором хороши обитатели.

    3 Этап. Защита творческих работ. Представление разделов журнала. Экспертная группа оценивает работу групп, на табло выставляются оценки.

    Критерии оценок.

    1. Полнота раскрытия данной темы.
    2. Эстетичность.
    3. Творчество

    ? А как вы сами оцениваете свою работу?

    ? Чье, из выступлений ребят вам понравилось, запомнилось?

    IV  Закрепление полученных знаний на уроке.

    Вопросы экспертов (даны в карточках заданиях).

    Вопросы «Проверь себя» страница 73.

    V  Заключение. Обобщение и выводы. Рефлексия.

    1. Какое важное понятие узнали сегодня на уроке?

    2. Дайте определение понятию «семья»?

    3. Метод неоконченных предложений (запись на доске, или можно просто высказаться)

    • Мне было интересно узнать ….
    • Каждому человеку нужна семья, потому что …
    • Государство … семью
    • Семья в моей жизни …

     

    VI Завершение урока. Домашнее задание.

    Параграф 7,  придумать и нарисовать «Герб моей семьи»

    - Итак, дети понравилось ли Вам на уроке?

    - Какой оценкой Вы оцените наш урок?

    - Я скажу 1, 2, 3, а Вы дружно крикните свою оценку.

    - Спасибо всем за работу на уроке!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий учебно-деловой игры "Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации"

    Сценарий деловой игры может быть использован для закрепления и углубления знаний по экономическим дисциплинам.Действие игры происходит на совещании различных групп пользователей аналитической информац...

    Конспект урока по геометрии в 9 классе по теме: «Площади многоугольников» Интерактивная учебно-деловая игра «Строитель»

    Урок геометрии в 9 классе предполагает изучение материала с применением знаний на практике. Поэтому я разработала урок в виде   интерактивной  учебно-деловой игры  «Строитель», чтобы в ...

    Применение групповых форм организации учебной деятельности школьников на уроках истории

    Групповые формы обучения. 5 уровней коллективной учебно-познавательной деятельности.Групповые технологии как коллективная деятельность....

    Публичная презентация на тему «Технология организации учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии как средство достижения нового качества образования»

    В публмкации представлен опыт работы по теме "Технология организации учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии как средство достижения нового качества образования" и результативность пр...

    Из опыта работы по теме "Деловая игра на уроке математики как средство повышения учебной и познавательной мотиваций"

    Выступление на МО учителей физико-математического цикла учителя математики МОУ Сергеихинская СОШ Секушенко А.Е....

    Методическая разработка урока. Учебно-деловая игра «Автопробег»

    Повторительно-обобщающий урок по теме «Законы взаимодействия и движения тел». Используются  игровые и здоровьесберегающие образовательные технологии. Урок проводится с целью обобщения и закреплен...