Рабочая программа дисциплины Менеджмент
рабочая программа по экономике по теме

Аксёнова Татьяна Геннадьевна

Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» разработана в 2012 году и предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» и специальности 210306 «Радиоаппаратостроение». Программа рассчитана на 36 аудиторных часов для базового уровня среднего профессионального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа Менеджмент100 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Менеджмент

2012


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка

3

  1. Тематический план

5

  1. Содержание учебной дисциплины

6

  1. Средства обучения

12

  1. Литература

13


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебной дисциплины «Менеджмент» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» и специальности 210306 «Радиоаппаратостроение».

Учебная дисциплина «Менеджмент» является общепрофессиональной дисциплиной, формирующей базовые знания, необходимые для освоения специальных дисциплин.

В условиях становления современных рыночных отношений меняется не только характер экономической деятельности организаций, предприятий, но и методы управления ими.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

иметь представление:

- о менеджменте как особом виде профессиональной деятельности;

знать:

- функции менеджмента;

- процесс принятия и реализации управленческих решений;

- методы управления конфликтами;

- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

уметь:

- применять в профессиональной деятельности приемы делового общения;

- принимать эффективные решения.

Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов нового экономического решения.

Программа рассчитана на 36 часов для базового уровня среднего профессионального образования.

Учебная дисциплина «Менеджмент» базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении социально-экономических дисциплин, раскрывает практику управления во всех ее проявлениях, рассматривает проблему, как добиваться поставленной цели, используется труд, интеллект и мотивы поведения людей.

При изучении учебной дисциплины необходимо постоянно обращать внимание студентов на ее прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов.

В процессе обучения целесообразно использовать лекционно-семинарские занятия, деловые игры, тренинги, разбор конкретных ситуаций, проводить дискуссии по актуальным проблемам управления, работать с методическими и справочными материалами, применять технические средства обучения, а также компьютеры, организовывать экскурсии на предприятия и выставочные центры.

Для проверки знаний студентов в конце изучения дисциплины проводится дифференцированный зачет.


  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Раздел 1. Основы менеджмента

6

Тема 1.1. Понятие менеджмента. История возникновения и

развития менеджмента

2

Тема 1.2. Школы менеджмента

2

Тема 1.3. Функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль

2

Раздел 2. Организация как система управления

6

Тема 2.1. Организация как система управления

2

Тема 2.2. Жизненный цикл организации

2

Тема 2.3. Виды организационных структур управления

2

Раздел 3. Управленческая психология

6

Тема 3.1. Управленческая психология

2

Тема 3.2. Психологические аспекты организации коллектива

2

Тема 3.3. Управление конфликтами и стрессами

2

Раздел 4. Принятие управленческих решений

4

Тема 4.1. Управленческое решение: понятие и классификация

2

Тема 4.2. Методы и уровни принятия решений

2

Промежуточный контроль знаний по разделам 1-4

2

Раздел 5. Основы кадрового менеджмента

6

Тема 5.1. Кадровый менеджмент как профессия

2

Тема 5.2. Принципы и методы управления персоналом

2

Тема 5.3. Мотивация персонала

2

Раздел 6. Деловое общение

4

Тема 6.1. Этика делового общения

2

Тема 6.2. Деловые беседы. Переговоры. Совещания

2

Дифференцированный зачет

2

Всего часов

36


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Тема 1.1. Понятие менеджмента. История возникновения и

развития менеджмента

Понятие менеджмента. Связь менеджмента с другими областями деятельности. Функции менеджмента. Методы менеджмента. Подсистемы менеджмента. Исторические этапы становления менеджмента. Особенности управления на каждом этапе.

В результате изучения данной темы студент должен

иметь представление:

- о менеджменте как особом виде профессиональной деятельности;

- об исторических предпосылках возникновения менеджмента как науки;

- о существующих подсистемах менеджмента.

знать:

- историю возникновения менеджмента;

- определение менеджмента;

- методы менеджмента;

- функции менеджмента.

Тема 1.2. Школы менеджмента

Школа научного управления. Административная школа управления. Школа человеческих отношений. Современная школа управления.

В результате изучения данной темы студент должен

знать:

- представителей каждой школы управления;

- принципы управления каждой школы;

-  методы управления каждой из школ;

- подходы управления современной школы.

Тема 1.3. Функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль

Планирование как функция менеджмента. Организация как функция менеджмента. Мотивация как функция менеджмента. Контроль как функция менеджмента.

В результате изучения данной темы студент должен

знать:

- функции менеджмента;

- особенности и этапы планирования;

- сущность организации как функции менеджмента;

-  виды мотивации;

- принципы осуществления контроля.

РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

Тема 2.1. Организация как система управления

Организация как система управления. Общие признаки организаций. Классификация организаций по различным признакам. Формальная и неформальная организации. Внешняя среда организации. Внутренняя среда организации. Цели управления в коммерческой и некоммерческой организациях.

В результате изучения данной темы студент должен

знать:

- понятие организации;

- общие признаки организации;

- понятие формальной и неформальной организаций;

- факторы внешней и внутренней среды;

- цели управления в коммерческой и некоммерческой организациях.

Тема 2.2. Жизненный цикл организации

Понятие жизненного цикла организации. Стадии жизненного цикла организации: характерные черты и причины наступления. Стадия зарождения. Стадия становления. Стадия развития. Стадия спада. Стадия банкротства и ликвидации.

В результате изучения данной темы студент должен

знать:

- стадии жизненного цикла организации и их особенности;

- поведение организации при переходе в определенную стадию жизненного цикла;

уметь:

- определять стадию жизненного цикла организации по имеющимся данным.

Тема 2.3. Виды организационных структур управления

Понятие организационной структуры управления. Бюрократические и адаптивные оргструктуры. Линейная структура управления. Функциональная структура управления. Дивизионная структура управления. Матричная структура управления.

В результате изучения данной темы студент должен

знать:

- виды структур управления;

- достоинства и недостатки каждой структуры управления;

уметь:

- выбирать определенный вид организационной структуры управления в зависимости от характерных черт и потребностей организации.

   

РАЗДЕЛ 3. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Тема 3.1. Управленческая психология

Понятие управленческой психологии. Типы темперамента. Способности человека. Характер. Воля. Мыслительная деятельность.

В результате изучения данной темы студент должен

иметь представление:

- о составляющих управленческой психологии;

уметь:

- определять тип темперамента;

- выбирать определенную модель поведения в зависимости от психологических особенностей партнера.

Тема 3.2. Психологические аспекты организации коллектива

Принципы организации трудового коллектива. Руководство: власть и партнерство. Стили управления руководителя. Референтные группы.

Понятие лидерства. Типы лидеров в коллективе. Причины появления и методы борьбы с негативными лидерами.

В результате изучения данной темы студент должен

знать:

- принципы организации коллектива;

- стили управления руководителя;

- понятие референтных групп в коллективе;

- понятие лидера в коллективе;

- типы лидеров;

- методы борьбы с негативными лидерами.

уметь:

- определять стиль руководства;

- применять методы борьбы с негативными лидерами.

Тема 3.3. Управление конфликтами и стрессами

Конфликты в коллективе как органическая составляющая жизни организации. Сущность и классификации конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт личность-группа, межгрупповой. Причины возникновения конфликтов. Стадии развития конфликта. Типичные конфликтные ситуации. Правила поведения в конфликте. Методы управления конфликтами. Последствия конфликтов: функциональные и дисфункциональные.

Стресс. Причины возникновения стресса. Методы борьбы со стрессом.

В результате изучения данной темы студент должен

знать:

- понятие конфликта;

- особенности объекта конфликта;

- виды конфликтов;

- методы управления конфликтами;

- последствия конфликтов;

- понятие стресса;

- причины стресса;

- методы борьбы со стрессом.

уметь:

- применять на практике изученные методы управления конфликтами.

РАЗДЕЛ 4. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Тема 4.1. Управленческое решение: понятие и классификация

Понятие управленческого решения. Классификация управленческих решений по различным классификациям.

В результате изучения данной темы студент должен

иметь представление:

- о видах управленческих решений.

Тема 4.2. Методы и уровни принятия решений

Методы принятия решений. Метод Дельфи: характерные черты и условия применения. Метод брейнсторминга, или метод «мозгового штурма»: характерные черты и условия применения.

Уровни принятия решений: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный.

В результате изучения данной темы студент должен

знать:

- различные методы принятия решений;

- уровни принятия решений;

уметь:

- выбирать метод принятия решения в зависимости от ситуации.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО РАЗДЕЛАМ 1-4

Промежуточный контроль знаний направлен на проверку знаний, усвоенных студентами в рамках тем разделов 1-4.

Промежуточный контроль может быть проведен в виде устного опроса студентов по всем темам разделов 1-4, в виде письменной контрольной работы либо в виде деловой игры.

РАЗДЕЛ 5. ОСНОВЫ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Тема 5.1. Кадровый менеджмент как профессия

Кадровый менеджмент как профессия. Понятие персонала. Классификация персонала. Деятельность по управлению персоналом в организации. Карьера и управление деловой карьерой.

Профессиональный профиль HR-менеджера (менеджера по персоналу): профессиональные качества и функции. Рекрутинговые агентства.

В результате изучения данной темы студент должен

иметь представление:

- о роли кадрового менеджмента;

- об управлении персоналом в организации;

- о карьере и ее видах;

- о профессиональных качествах HR-менеджера;

- о функциях HR-менеджера;

- о принципах функционирования рекрутинговых агентств.

Тема 5.2. Принципы и методы управления персоналом

Принципы управления персоналом. Классификация методов управления персоналом. Организационно-распорядительные методы управления персоналом. Экономические методы управления персоналом. Социально-психологические методы управления персоналом.

В результате изучения данной темы студент должен

знать:

- принципы управления персоналом;

- методы управления персоналом: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические.

Тема 5.3. Мотивация персонала

Понятие мотивации. Критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповая мотивация. Связь потребностей и мотивации.

Классификация теорий мотивации. Обзор и сравнение содержательных теорий мотивации. Обзор и сравнение процессуальных теорий мотивации.

В результате изучения данной темы студент должен

знать:

- понятие мотивации;

- понятие и классификацию потребностей;

- различные теории мотивации.

РАЗДЕЛ 6. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

Тема 6.1. Этика делового общения

Понятие и характеристика делового общения. Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование. Опровержение доводов собеседника, принятие решения. Этика делового общения. Правила публичного выступления.

В результате изучения данной темы студент должен

иметь представление:

- об этике делового общения;

- о правилах публичного выступления;

- фазах делового общения.

Тема 6.2. Деловые беседы. Переговоры. Совещания

Правила подготовки и проведения деловой беседы. Правила подготовки и ведения переговоров. Традиции и культурные особенности при ведении переговоров с иностранными партнерами. Проведение рабочих совещаний. Трудности, возникающие во время совещания.

В результате изучения данной темы студент должен

иметь представление:

- о традициях и культурных особенностях при ведении переговоров с иностранными партнерами;

знать:

- правила ведения деловой беседы, переговоров, совещаний;

уметь:

- составлять план беседы, совещания, переговоров;

- преодолевать возникающие трудности при проведении совещаний.


4. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Наглядные средства:
  1. презентации PowerPoint по всем темам;
  2. учебники;
  3. тестовые задания;
  4. задания на контрольные работы;
  5. практические задания для деловой игры;
  6. задачи ситуационного анализа (кейсы).
  1. Мультимедийные средства:
  1. компьютер;
  2. компьютерные колонки;
  3. проектор;
  4. экран.
  1. Видеоматериалы по темам:
  1. «Управленческая психология»;
  2. «Стили управления руководителя»;
  3. «Конфликты и методы борьбы с ними»;
  4. «Принятие управленческих решений»;
  5. «Правила ведения переговоров»;
  1. «Дресс-код».

5. ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. «Менеджмент» - учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. Изд. центр «Академия», М., 2002
  2. Косьмин А.Д., Свинтицкий Н.В., Косьмина Е.А. «Менеджмент» - учебник для среднего профессионального образования. Изд. «Академия», М., 2011
  3. Гусева Е.П. «Менеджмент» - учебно-методический комплекс. Изд. центр ЕОАИ - М., 2008
  4. Глухов В.В. «Менеджмент» - учебник для вузов. Изд. «Питер», Спб., 2008
  5. Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. «Менеджмент» - учебное пособие. Изд. «ИНФРА-М», М., 2008
  6. Музыченко В.В. «Управление персоналом» - лекции.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины "Математика"

Математика играет важную роль в общей системе образования студентов социально-педагогического колледжа. Наряду с обеспечением высокой математической подготовки студентов, которые в дальней...

Рабочая программа дисциплины "Информатика и ИКТ"

Рабочая программа учебной дисциплины "Информатика и ИКТ" предназначена для реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования технического и социально-экономического профилей....

Рабочая программа дисциплины "Микропроцессоры и МП системы"

Рабочая программа по МП и МПС для специальности 230106    Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей...

Рабочая программа дисциплины ЕН.01 Математика для обучающихся 1 курса СПО

Рабочая программа дисциплины ЕН.01 Математика для специальности 090905 Организация и технология защиты информации....

Рабочая программа дисциплины Архитектура компьютерных систем

Рабочая программа дисциплины Архитектура компьютерных систем разработана в 2012 году на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального обра...

Рецензент рабочей программы дисциплины Физическая культура и контрольно-оценочных средств по дисциплине Физическая культура, Специальность 34.02.01. Сестринское дело на базе основного общего образования. Форма обучения очная, 2022 – 2023 учебный год

Рецензент рабочей программы дисциплины Физическая культура и контрольно-оценочных средств по дисциплине Физическая культура, Специальность 34.02.01. Сестринское дело на базе основного общего образован...

Рецензент рабочей программы дисциплины Физическая культура и контрольно-оценочных средств по дисциплине Физическая культура, Специальность 34.02.01. Сестринское дело на базе основного общего образования. Форма обучения очно-заочная, 2022 – 2023 уч. год

Рецензент рабочей программы дисциплины Физическая культура и контрольно-оценочных средств по дисциплине Физическая культура, Специальность 34.02.01. Сестринское дело, Форма обучения очно-заочная; 2022...