Рабочая программа дисциплины "Информатика и ИКТ"
рабочая программа (информатика и икт) по теме

Кратанчюк Елена Анатольевна

Рабочая программа учебной дисциплины "Информатика и ИКТ" предназначена для реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования технического и социально-экономического профилей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_informatike_i_ikt.doc230 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт Петербургское государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Колледж строительной индустрии и городского хозяйства

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информатика и ИКТ

для специальностей технического и социально-экономического профилей

270802 – Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

270837 – Строительство и эксплуатация городских путей сообщения

270839 – Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств и вентиляции

080114 – Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Санкт-Петербург

 2011 г.

Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования технического и социально-экономического профилей в пределах основных образовательных программ по специальности (специальностям) среднего профессионального образования:

270802 – Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

270837 – Строительство и эксплуатация городских путей сообщения

270839 – Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств и вентиляции

080114 – Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Разработчики:

Кратанчюк Е.А. преподаватель информатики ГОУ СПО КСИиГХ

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

условия реализации  учебной дисциплины

13

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

15


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информатика и ИКТ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины информатика и ИКТ является частью общеобразовательной подготовки студентов специальностей технического и социально-экономического профилей в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина Информатика и ИКТ относится к общеобразовательному циклу.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".

Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.

Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей).

Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.

Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности

Назначение и функции операционных систем.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.

Распознавать информационные процессы в различных системах.

Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.

Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.

Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.

Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.

Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.

Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)

Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

1.3. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента  142 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 95 часов;

обязательной аудиторной лабораторной работы студента 60 часов;

самостоятельной работы студента   47 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

142/3,9

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

95/2,6

в том числе:

Теоретические занятия

35

лабораторные занятия

60

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

47

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работ: работа над материалом учебной литературы,  конспектом лекций;

выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет, подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности (тематика самостоятельной работы);

подготовка к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам    

47

Итоговая аттестация в форме  зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Информатика и ИКТ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов/зачетных единиц

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Основные сведения о персональном компьютере

16/0,4

Тема 1.1. Понятие информации.

 Основные подходы к определению понятия «информация». Свойства информации. Информационные процессы. Измерение и кодирование информации.

2

1

На самостоятельное изучение:

Системы счисления. Позиционная система счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления

4

3

Тема 1.2. История развития вычислительной техники.

История развития вычислительной техники. Магистрально-модульный    принцип   построения   ПК.    Принцип   открытой   архитектуры   ПК.

2

1

Тема 1.3. Аппаратная программная  реализация ПК

.

Основные устройства.  Дополнительные устройства ПК.  Выбор   конфигурации   ПК   в   зависимости   от   его назначения. Роль и назначение программного обеспечения. Виды ПО (системное, прикладное).

2

1

Практическое занятие №1. Освоение клавиатуры при помощи клавиатурного тренажера.

2

2

На самостоятельное изучение: Внешняя (долговременная) память. Устройства ввода информации.  Устройства вывода информации. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Программы-утилиты (драйверы, архиваторы).

4

3

Раздел 2.

Операционная система Windows

8/0,2

Тема 2.1. Файловая система. Операционная система Windows.

Файловая система, понятие файла и папки, путь к файлу, полное имя файла. Знакомство с операционной системой Windows. Рабочий стол, основные элементы Windows. Основные операции с папками и файлами Windows.

2

1

 Практическое занятие № 2. ОС Windows. Рабочий стол. Папки и файлы.

2

2

На самостоятельное изучение: Типы файлов. Работа с Проводником. Стандартные программы общего назначения.

4

3

Раздел 3.

Обработка графической информации.

12/0,3

Тема 3. 1. Технология создания и обработки графической информации в растровом редакторе.

Графические редакторы: растровые и векторные.

Практическая работа № 3. Растровый графический редактор. Интерфейс программы, основные графический примитивы и операций.

2

1,2

Практическая работа № 4. Растровый графический редактор. Копирование, перемещение объектов.

2

2

Тема 3.2. Технология создания и обработки графической информации в векторном редакторе.


Знакомство с векторным графическим редактором. Интерфейс программы, инструменты и работа с ними. Программы трехмерной графики

2

1

Практическая работа №  5. Создание векторных изображений при помощи векторного редактора: создание, форматирование, группировка фигур, настройка изображения, сохранение изображения в различных форматах.

2

2

Практическая работа № 6.  Векторный редактор. Работа с надписями. Создание объемных изображений.

2

2

Практическая работа № 7. Создание объемных изображений в векторном редакторе.

2

2

Раздел 4.

Обработка текстовой информации.

14/0,38

Тема 4 .1. Технология создания и обработки текстовой информации.

Основные возможности текстового редактора. Создание и редактирование документов. Форматирование текстовых документов.

2

1

Практическая работа № 8. Текстовый редактор.  Создание и редактирование текстовых документов. Ввод и редактирование текста. Создание сносок.

2

2

Практическая работа № 9. Оформление текста в виде списков.

2

2

Практическая работа № 10. Работа с таблицами и графикой.

2

2

Практическая работа № 11. Зачетная работа в текстовом редакторе.

2

2

На самостоятельное изучение:

Списки. Таблицы. Форматирование символов.

4

3

Раздел 5.

Обработка числовой информации

8/0,2

Тема  5.1.  Технология  создания  и  обработки  числовой  информации.  

Электронные таблицы. Основные элементы: ячейка, строка, столбец, лист, книга. Типы данных: число, текст, формула. Относительные и абсолютные ссылки. Автозаполнение.

2

1

Практическая работа № 12. Создание, редактирование и форматирование документов в электронных таблицах.   

2

2

Практическая работа № 13. Работа с диаграммами.

2

2

Практическая работа № 14. Зачетная работа.

2

2

Раздел 6.

Мультимедийные технологии

8/0,2

Тема 6.1. Мультимедийные технологии.

Практическая работа № 15. Технология  создания  презентаций.  Создание  слайдов.   Изменение структуры слайда.   Вставка графических и звуковых объектов. Оформление слайдов. Настройка презентации.

2

1, 2

Практическая работа № 16. Создание презентации на заданную тему.

2

2

На самостоятельное изучение:

Подбор материала для презентаций на заданную тему. Работа с гиперссылками.

4

3

Раздел 7.

Основы алгоритмизации программирования.

62/2

Тема 7.1. Алгоритмы. Основные типы алгоритмических  структур.

Решение задач на ПК. Создание математической модели. Понятие алгоритма. Формальное исполнение алгоритма. Свойства алгоритмов. 

2

1

Основные типы алгоритмов: линейные, разветвляющиеся, циклические.

2

1

Практическая работа № 17. Составление блок-схем к алгоритмам в векторном редакторе.

2

2

На самостоятельное изучение:

Решение задач на составление моделей к задачам. Составление простейших алгоритмов и запись их в графическом представлении.

4

3

Тема 7.2. Знакомство c языком  программирования QBasic.

Введение в язык программирования Qbasic. Основные типы данных. Основные операции и функции, правила записей арифметических выражений.

2

1

Практическая работа № 18. Знакомство с программой Qbasic. Составление простейших программ. 

2

2

На самостоятельное изучение: Запись линейных выражений.

2

3

Тема 7.3. Основные операторы QBasic.

Основные алгоритмические конструкции языка и соответствующие им операторы языка программирования. Операторы ввода, вывода, комментария. Составление линейных программ.

2

1

Практическая работа № 19. Линейные алгоритмы.

2

2

На самостоятельное изучение: Составление линейных программ.

2

3

Тема 7.4. Графические операторы QBasic.

Основные графические операторы. Правила составления программ.

2

1

Практическая работа № 20. Создание рисунков с помощью графических операторов.

2

2

Тема 7.5. Разветвляющаяся структура алгоритма.

Условный оператор. Простая и сложная развилка. Решение задач с использованием развилки.

2

1

Практическая работа № 21. Составление программ с разветвляющей структурой.

2

2

На самостоятельное изучение: Составление  программ с разветвляющейся структурой.

3

3

Тема 7.6. Циклические алгоритмы.

 Циклы, оператор цикла с параметром и цикл «пока».   Решение задач с использованием циклов.

2

1

Практическая работа № 22. Программирование циклических алгоритмов.

2

2

На самостоятельное изучение: Решение и составление  задач на циклы с параметром.

3

3

Тема 7.7. Повторение  и движение графических объектов.

Осуществление повторений и движений графических объектов с использованием цикла.

2

1

Практическая работа № 23. Программирование повторения графических объектов.

2

2

Практическая работа № 24. Программирование движения графических объектов.

2

2

Практическая работа № 25. Движение графических объектов (самостоятельная работа).

2

3

На самостоятельное изучение: Составление программ для создания изображения в движении.

4

3

Тема 7.8. .Графический макроязык Drаw.

Знакомство с графическим пером Drаw. Основы создания изображений. Осуществления поворота изображения. Масштаб изображения.

2

1

Практическая работа № 26. Создание изображений с помощью Drаw. Масштаб и поворот графических объектов.

2

2

Практическая работа № 27. Рисование объектов в Drаw в движении.

2

2

На самостоятельное изучение:

Работа с графическим пером. Создание программы для рисунка.

4

3

РАЗДЕЛ 8.

КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

14/0,38

Тема 5.1. Локальные и глобальные сети.

Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей (кольцо, звезда, шина, сеть). Глобальная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Подключение к Интернету.

2

2

Практическая работа № 28. Электронная почта, адрес электронный почты. Почтовые программы. Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщений.

2

2

Практическая работа № 29. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.

2

2

Практическая работа № 30. Информационная безопасность. Ресурсы Интернет.

2

2

На самостоятельное изучение: Подключение к Интернету по коммутируемым телефонным каналам

5

3

Итоговое занятие:

1

ВСЕГО:

142

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 –репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики и информационно-коммуникационных технологий.

Оборудование учебного кабинета: 

1. Посадочные места по количеству студентов.

2. Рабочее место преподавателя.

3. Комплект сетевого оборудования, обеспечивающий соединение всех компьютеров, установленных в кабинете в единую сеть, с выходом через прокси-сервер в Интернет.

4. Аудиторная доска для письма.

5. Компьютерные столы по числу рабочих мест студентов.

6. Вентиляционное оборудование, обеспечивающие комфортные условия проведения занятий.

Технические средства обучения: 

1. Мультимедиа проектор; интерактивная   доска.

2. Персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением.

3. Лазерный принтер.

6. Устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники[1].

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Учебная и справочная литература

Колмыкова Е.А. Информатика учеб. пособие для студ. сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академика», 2008.

Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник для студ. сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академика», 2008.

Сафонов И.К. Бейсик в задачах и примерах. – СПб.: БХВ-Петербург, 2009 г.

Фигурнов В.Э. IBM PS для пользователя. – М.: ИНФРА-М, 2009

Филимонова Е.В., Тер-Симонян Н.А. Математика и информатика: Учебное пособие. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2009.

Хахаев И., Машков В., Губкина Г. и др.OpenOffice.org: Теория и практика - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Шафрин Ю. Информатика. Информационные технологии. М.: Лаборатория базовых знаний. – 2008.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

www.hiit.metodist.ru - Информатика  - и информационные технологии: cайт лаборатории информатики МИОО

www.intuit.ru - Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру)

www.rusedu.info - Сайт RusEdu: информационные технологии в образовании

www.npstoik.ru/vio - Электронный альманах «Вопросы информатизации образования»

www.edu - "Российское образование" Федеральный портал

www.edu.ru - ресурсы портала для общего образования

www.school.edu - "Российский общеобразовательный портал"

www.mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате изучения учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» студент должен:

знать/понимать

различные подходы к определению понятия «информация»;

методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;

назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);

назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;

назначение и функции операционных систем;

уметь

оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

распознавать информационные процессы в различных системах;

использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;

представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);

соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.




1. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.


2. Стартовая диагностика подготовки обучающихся по школьному курсу информатики; выявление мотивации к изучению нового материала.


3. Текущий контроль в форме:

- защиты практических занятий;

- контрольных работ по темам разделов дисциплины;

- тестирования;

- домашней работы;

 - отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе согласно инструкции (представление пособия, презентации /буклета,  информационное сообщение).


 4. Рубежный контроль по темам «Информация и информационные процессы», «Информационные технологии», «Коммуникационные технологии».


5. Итоговая аттестация  в форме зачета.


 


[1] По числу рабочих мест студентов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...