«Введение в экономику »
рабочая программа по экономике (8 класс) по теме

Тезина Ирина Борисовна

 

         Настоящая рабочая программа основывается на учебном курсе         «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» для школьников 7-8 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvedenie_v_ekonomik1.doc282.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                Введение в экономику

                             ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Настоящая рабочая программа основывается на учебном курсе                «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» для школьников 7-8 классов.

         Задачами курса являются:

  1. подготовить учащихся к лучшему усвоению основ экономических знаний в 9-11 классах.
  2.  сформировать у учащихся систематическое представление об основах организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики.

Для решения этих задач курс построен таким образом, что органично сочетает большой материал по экономической истории с описанием современных способов осуществления хозяйственной деятельности.

    Таким образом, курс «Введение в экономику» выступает связующим звеном между теми знаниями, которые школьники получили при изучении курса истории и систематическим изучением основ экономической теории в 9-11 классах.

     Предлагаемый курс продолжает существовавшую в дореволюционной России традицию преподавания молодёжи основ не только экономической теории, но и организации хозяйственной жизни (лучшим примером такого курса является конспект С.Ю. Витте, прочитанных им в 1900-1902 гг. наследнику российского престола великому князю Михаилу Александровичу – см.: Витте С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. – М.: Фонд «Начала», 1997.

    Курс « Введение в экономику » призван познакомить учащихся с тем, когда и как возникло разделение труда, как организовано производство благ, как развивалась и какие формы имеет сегодня торговля, зачем нужны и как работают биржи и банки, что такое деньги и кредитные карточки, как люди зарабатывают себе на жизнь и как добиться карьеры, ведущей к росту доходов, а также со многими другими аспектами современной организации хозяйственной деятельности.

    Преподавание курса рассчитано на 34 часа. На  изучение материала курса отводится 1 час в неделю.

    В качестве учебного пособия  рекомендуется учебник Липсица И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. – М.: Вита-Пресс, 2005 -2010

                                   ПРОГРАММА  КУРСА

                                  «Введение в экономику »

Тема 1. Зачем нужна экономика

    Понятие об экономике как хозяйственной деятельности. Потребности и блага. Факторы, определяющие уровень развития экономики и благосостояния граждан страны. Понятие о богатстве и факторах, определяющих его размеры.

Тема 2. Как устроена хозяйственная жизнь человечества

     Роль технического прогресса в развитии экономики. Распределение обязанностей и координация деятельности как основа хозяйственной жизни общества. Понятие об уровне жизни и факторах его роста.

Тема 3. Как возникла экономика

     История возникновения производства как особой сферы хозяйственной деятельности. Понятие о производственных ресурсах и производительности как мере эффективности их использования. Изменения значения различных отраслей в обеспечении жизни общества. Современная отраслевая структуры экономики России.

Тема 4. Как организуется производство благ

    Понятие о технологии как основе организации использования производственных ресурсов. Взаимосвязь науки и технического прогресса. Понятие о менеджменте и его значение в хозяйственной деятельности. Основные разновидности менеджмента. Два класса благ, создаваемых в результате производственной деятельности.

Тема 5. Торговля – союзник производства 

   История возникновения обмена и торговли. Прогресс транспорта как фактор развития торговли. Причины расцвета или замирания торговли на протяжении истории человечества. Роль торговли в улучшении условий хозяйственной деятельности человечества.

Тема 6. Какая бывает торговля

   История розничной торговли. Факторы успеха в розничной торговле. Закономерности  развития форм организации розничной торговли. Экономические условия успешности розничной торговли.

Тема 7. Многоликая розничная торговля

    Коммерческие принципы организации универсальных и специализированных магазинов. Организация продаж с помощью дилеров. Причины возникновения безмагазинной торговли и её формы.

Тема 8. Зачем нужна оптовая торговля

    Причины возникновения оптовой торговли. Скидки с цен как источник дохода оптового торговца. Выгоды, обеспечиваемые оптовой торговлей.

Тема 9. Как оптовая торговля помогает производству

     Возникновение массового производства и его влияние на развитие оптовой торговли в России.

Тема 10. Зачем нужна биржа

     Сущность биржевой торговли. История возникновения бирж. Принципы биржевой торговли и круг биржевых товаров. Понятие о биржевой спекуляции. Типы биржевых стратегий. История российской биржевой торговли.

Тема 11. Деньги – помощник торговли

      Понятие о бартере и проблемы, с которыми он сопряжён. Причины изобретения денег. Виды товарных денег. Причины и закономерности возникновения монет.

Тема 12. Краткая история звонкой монеты

        Драгоценные металлы и причины их использования для чеканки монет. История российской монетной системы. Возникновение национальных монетных систем и проблемы обмена валют.

Тема 13. Зачем люди придумали  банки

        Истоки банковской системы. Услуги, оказываемые банками с древнейших времён. Понятие о кредите. Причины, затруднявшие развитие банковского дела в Европе.

Тема 14. Банковские деньги

        Как и когда возникли банковские деньги. Что такое « порча денег». Причины возникновения различий между номиналом и реальной ценностью денег. Понятие о чеках. Факторы, способствовавшие возникновению банковских  ( кредитных) денег.

Тема 15. Как бумажные деньги стали главными

         История возникновения бумажных денег. Банковские и государственные бумажные деньги. Закон Грэшема. Причины вытеснения монет из драгоценных металлов бумажными деньгами.

Тема 16. Как банки сделали деньги невидимыми

         Причины исчезновения металлического  ( золотого) стандарта. Почему бумажные деньги называют декретными. Факторы возникновения безналичных расчётов.

Тема 17. Как работают безналичные деньги

        Механизм платежей с помощью чеков. Основы функционирования системы безналичных расчётов. Различия в масштабах наличных и безналичных расчётов в разных странах мира и причины этих различий. Достоинства и недостатки чековых расчётов.

Тема 18. Деньги и банки в век электроники

       Причины возникновения платёжных карточек. Достоинства платёжных карточек. Выгоды от использования карточек для их владельцев и торговцев. Механизм оплаты покупок при использовании банковских карточек.

Тема 19. Как работает электронная карточка

       Различия между дебетными и кредитными карточками. Что такое кредитная история. Компьютеризация и прогресс карточного бизнеса. Смарт-карты.

Тема 20. Как создаётся и как работает банк

      Различия моделей поведения людей с точки зрения склонности к сбережению денег. Роль банков в организации использования сбережений. Выгоды от использования банков для хранения сбережений. Процентный доход и депозит. Типы депозитов.

Тема 21. Что такое кредитование

       Принципы кредитования. Проценты по кредиту и доход банка. Каналы поступления и оттока денег из банков. Роль банков в экономике.

Тема 22. Как люди зарабатывают деньги

       Понятие о доходах. Что такое заработная плата и когда она возникла. Виды доходов наёмного работника. Механизмы повремённой и сдельной заработной платы.

Тема 23. Почему существует повремённая заработная плата

         Какие профессии оплачиваются повремённо. Механизм регулирования повремённой оплаты. Профсоюзы и величина зарплаты. Современная система повремённой оплаты и вознаграждений работников. Государственное регулирование оплаты труда.

Тема 24. В мире профессий и заработков

         Факторы, формирующие размер заработной платы. Понятие об интеллектуальном капитале человека. Опыт и риск как причины различий в уровнях оплаты людей  разных профессий и с разным стажем работы.

Тема 25. Как люди добиваются увеличения своих заработков

        Система профессионального образования и её роль в подготовке работников и обеспечении роста заработков. История профессионального образования. Квалификационные системы и их значение в регулировании размеров оплаты труда. Университеты и бизнес-школы как организации подготовки специалистов высшей квалификации.

Тема 26. Что такое карьера и как она влияет на доходы

          Понятие о профессиональной карьере и её основные этапы. Различные подходы к формированию своей карьеры. Плюсы и минусы многолетней работы в одной и той же организации. Организации, оказывающие содействие в поиске работы и планировании карьеры.

Тема 27. Как платят за творчество

          Причины особенностей в оплате труда людей творческих профессий. Когда люди стали получать гонорары. Достоинства и недостатки гонорарной оплаты творческих работников.

Тема 28. Как производство помогает творцам

         Технологии тиражирования творческих продуктов и их роль в изменении оплаты труда создателей этих продуктов. Понятие о роялти. Законодательная защита продуктов творческого труда и проблемы её реализации в России. Интеллектуальная собственность и её признаки.

Тема 29. Что такое собственность и зачем она нужна людям

          Понятие о собственности. Как и когда возникла собственность. Вещественная и невещественная собственность. Движимая и недвижимая собственность. Частная и общественная собственность.

Тема 30. Как люди становятся собственниками 

           Способы приобретения собственности. Права собственников. Границы прав собственников.

Тема 31. За что можно лишиться собственности

          Законодательные основания изъятия собственности у её владельцев. Понятие о несостоятельности и банкротстве. Значение банкротства для обеспечения нормального функционирования экономики.

Тема 32. Экономика: как это всё работает вместе

         Потребности как отправная точка хозяйственной деятельности. Понятие о маркетинге. Экономические условия делового успеха. Понятие оприбыли.

 

   

     

                   СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО

            ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 

                      ( ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО )

      Изучение обществознания ( включая экономику и право ) на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. развитие личности в ответственный период социального взросления человека ( 10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной         ( в том числе экономической и правовой ) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  2. воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
  3. освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  4. овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
  5. формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

                      Раздел « Экономика»

    Экономика и её роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость. Экономические системы и собственность. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Формы торговли и реклама.

    Деньги. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережений граждан. Страховые услуги. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Экономические основы прав потребителя

    Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство и его организационно-правовые формы. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Издержки, выручка, прибыль. Заработная плата и стимулирование труда. Налоги, уплачиваемые гражданами. Безработица. Профсоюз.

    Экономические цели и функции государства. Международная торговля. Обменные курсы валют.

             

                СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ( ПОЛНОГО )

           ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОНОМИКЕ

                                 ( БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ )

     Изучение экономики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике России;
  2. овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
  3. развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;
  4. воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
  5. формирование готовности использовать приобретённые знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.

                     Обязательный минимум содержания

                    основных образовательных программ

   Экономика и экономическая наука. Потребности. Свободные и экономические блага. Ограниченность ресурсов. Факторы производства и факторные доходы (заработная плата, рента, процент, прибыль). Выбор и альтернативная стоимость. Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. Собственность. Конкуренция. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена.

  Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Семейный бюджет. Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Реальные и номинальные доходы семьи. Личное подсобное хозяйство. Сбережения населения. Страхование.

   Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры. Экономические цели фирмы, её основные организационные формы. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Понятие маркетинга. Реклама.

   Труд. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Государственная политика в области занятости. Профсоюзы.

   Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Социальные последствия инфляции.

   Роль государства в экономике. Общественные блага. Виды налогов. Государственный бюджет. Государственный бюджет. Понятие ВВП. Экономический рост. Экономические циклы. Основы денежной политики государства.

   Международная торговля. Обменные курсы валют. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.

   Особенности современной экономики России.

Опыт познавательной и практической деятельности:

- работа с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации ( включая ресурсы Интернета);

- критическое осмысление экономической информации, экономический анализ общественных явлений и событий;

- освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации реальной жизни.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ

    В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен знать/понимать

  1. функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;                  уметь
  2. приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
  3. описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирование труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
  4. объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной           торговли                                       использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  5. получения и оценки экономической информации;
  6. составления семейного бюджета;
  7. оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


            ТЕМА УРОКА

КОЛ.

ЧАСОВ

ОСНОВНЫЕ

ВОПРОСЫ

          ТРЕБОВАНИЯ К

              УЧАЩИМСЯ

ДАТА

1

Зачем нужна экономика

 1

Понятие об экономике, о богатстве, о том зачем люди создали экономику и когда она появилась

Знать об экономике как хозяйственной деятельности, о влиянии потребностей человека на развитие экономики, факторах, определяющих уровень развития экономики и благосостояния граждан. Давать определение понятия «богатство», уметь характеризовать факторы, определяющие размеры богатства.

2

Как устроена хозяйственная жизнь человека

1

Что помогает людям жить лучше, от чего зависит продолжительность жизни и уровень жизни, что главное в устройстве экономике

Понимать роль технического прогресса в развитии экономики. Знать , что в основе хозяйственной жизни лежит разделение обязанностей и координация деятельности

3

Как возникла экономика

1

Как возникла экономика. Отрасли экономики

Знать историю возникновения производства, давать определение понятий о производственных ресурсах и производительности труда, иметь представление об отраслях экономики. Уметь объяснить изменения в значении различных отраслей для развития производства. Иметь представление о развитии экономику в России., структуре отраслей экономики России.

4

Как организуется производство благ

1

Понятие о технологии как основе организации использования производственных ресурсов, о менеджменте; объяснить чем менеджеры отличаются от предпринимателей

Знать какие ресурсы нужны для организации производства, иметь представление о технологии. Уметь объяснить , кто такие менеджеры и чем они отличаются от предпринимателей.

5

Торговля– союзник производства.

1

История возникновения торговли Прогресс транспорта как фактор развития торговли. Причины расцвета или замирания торговли на протяжении истории человечества. О роли торговли в улучшении условий хозяйственной деятельности человечества.

Знать, почему людям нужна торговля и как торговля помогает развитию производства. Иметь представление о том, когда люди начали торговать.

6

Какая бывает торговля

1

История розничной торговли. Факторы успеха в розничной торговли. Экономические условия успешности розничной торговли.

Знать, что такое розничная торговля, иметь представление о том, как добиться успеха в торговле и чем занимается владелец магазина. Знать, что такое торговая сеть, как можно продавать товары без магазинов.

7

Многоликая розничная торговля

1

Коммерческие принципы организации универсальных и специализированных магазинов. Организация продаж с помощью дилеров. Причины возникновения безмагазинной торговли и её формы.

Знать, как возникла оптовая торговля, в чём выгода от оптовой торговли. Иметь представление о том , откуда берутся доходы оптового торговца. Знать, когда родилось массовое производство.

8

Зачем нужна оптовая торговля

1

Причины возникновения оптовой торговли. Скидки с цен как источник дохода оптового торговца. Выгоды, обеспечиваемые оптовой торговлей.

 В чём состоит работа современных оптовиков, что такое конвейер, иметь представление о развитии оптовой торговли в России.

9

Как оптовая торговля помогает производству

1

Возникновение массового производства и его влияние на развитие оптовой торговли. Функции оптовых торговцев. Развитие оптовой торговли в России.

Знать, когда родилось массовое производство, в чём состоит работа современных оптовиков, что такое конвейер, иметь представление о развитии оптовой торговли в России.

10

Зачем нужна биржа

1

Сущность биржевой торговли. История возникновения бирж. Принципы биржевой торговли и круг биржевых товаров. Понятие о биржевой спекуляции. Типы биржевых стратегий. История российской биржевой торговли.

Иметь представление о том, когда и почему возникла биржевая торговля. Знать, кто такие брокеры и дилеры, какими товарами торгуют на биржах, уметь дать характеристику биржевым «медведям», и «быкам».Что такое контракт с руководителем биржи, договоры брокера с продавцом и покупателем, деловой журнал, заявка продавца на брокерское или дилерское обслуживание.

11 - 12

Деньги  - помощник торговли. Краткая история звонкой монеты

2

Понятие о бартере и проблемы, с которыми он сопряжён. Причины изобретения денег. Виды товарных денег. Причины и закономерности возникновения монет. История российской монетной системы. Драгоценные металлы и причины их использования для чеканки монет. Возникновение национальных монетных систем и проблемы обмена валют.

Знать, что такое «взаимство» или бартер, зачем людям понадобились деньги, какова роль денег, иметь представление о функциях и видах денег, деньги разных стран. Знать, когда были изобретены монеты, как деньги связаны с взвешиванием, когда на Руси сложилась денежная система..

13

Зачем люди придумали банки

1

Истоки банковской системы. Услуги, оказываемые банками с древнейших времён. Понятие о кредите. Причины, затруднявшие развитие банковского дела в Европе. История банковской системы России.

Знать когда и зачем появились первые банки, почему деятельность банкиров замирала на века, когда начался расцвет современного банковского дела.

14

Банковские деньги

1

Когда и как возникли банковские деньги. Что такое порча денег Причины возникновения различий между номиналом и реальной ценностью денег. Понятие о чеках. Факторы, способствующие возникновению банковских (кредитных)  денег

Знать, что такое частные деньги, что такое номинал, чек, банкнота; понимать, для чего изобрели чеки.

15

Как бумажные деньги стали главными

1

История возникновения бумажных денег. Банковские и государственные бумажные деньги. Закон Грэшема. Причины вытеснения монет из драгоценных металлов бумажными деньгами..

Знать причины возникновения бумажных денег и причины их распространённости в настоящее время в России.

16

Как банки сделали деньги невидимыми

1

Причины исчезновения металлического (золотого) стандарта

Почему бумажные деньги называют декретными. Факторы возникновения безналичных расчётов.

Знать, что такое безналичные денежные расчёты, как люди платят чеками, почему и с какой целью государство приказывает всем фирмам вести безналичные расчёты, почему банки решили придумать замену чеками.

17

Как работают безналичные деньги

1

Механизм платежей с помощью чеков. Основы функционирования системы безналичных расчётов. Различия в масштабах наличных и безналичных расчётов в разных странах мира и причины этих различий. Достоинства и недостатки чековых расчётов.

Знать, что такое безналичные денежные расчёты, как люди платят чеками, почему и с какой целью государство приказывает всем фирмам вести безналичные расчёты, почему банки решили придумать замену чеками.

18

Деньги и банки в век  электроники  

1

Причины возникновения платёжных карточек. Достоинство платёжных карточек. Выгоды от использования карточек и их владельцев и торговцев. Механизм оплаты покупок при использовании банковских карточек.

Знать достоинства платёжных карточек, выгоду от их использования для владельцев и торговцев, механизм оплаты с помощью карточки.

19

Как работает электронная карточка

1

Различия между дебетными и кредитными карточками. Что такое кредитная история. Компьютеризация и прогресс карточного бизнеса. Смарт-карты.

Знать достоинства платёжных карточек, выгоду от их использования для владельцев и торговцев, механизм оплаты с помощью карточки.

20

Как создаётся и как работает банк

1

Различия моделей  поведения людей с точки зрения склонности к сбережению денег. Роль банков в организации использования сбережений. Выгоды от использования банков для хранения сбережений. Процентный доход и депозит. Типы депозитов.

Знать основные типы депозитов. Определять роль банков в организации использования депозитов.









 

21

Что такое кредитование

1

Принципы кредитования. Проценты по кредиту  и доход банка. Каналы поступления и оттока денег из банков.  Роль банков в экономике.

Знать, по каким принципам осуществляется кредитование, какой доход при этом получают банки.

22

Как люди зарабатывают деньги

1

Понятие о доходах. Что такое заработная плата и как она возникла. Виды доходов наёмного работника. Механизмы повремённой и сдельной зарплаты.

Знать, какие доходы могут получать люди, что такое повремённая и сдельная заработная плата, различать виды доходов наёмного работника.

23

Почему существует повремённая заработная плата

1

Какие профессии оплачиваются повременно. Механизм регулирования повременной оплаты. Профсоюзы и величина зарплаты. Современная система повременной оплаты и вознаграждений работников. Государственное регулирование оплаты труда.

Знать отличия между сдельной и повремённой формами оплаты труда. Роль профсоюзов в увеличении заработной платы. Определять роль государства в регулировании оплаты труда.

24

В мире профессий и заработков

1

 Факторы, формирующие размер заработной платы. Понятие об интеллектуальном капитале человека. Опыт и риск как причины различий в уровнях оплаты людей различных профессий и с  разным стажем работы. Рынок труда в нашем регионе. Способы получения информации о вакантных рабочих местах, шаги, необходимые при поиске работы. Как умение общаться с людьми способствует успеху в карьере.

Знать какие профессии востребованы в нашем регионе, какие бывают профессии. Учиться различным способам получения информации о месте работы. Что такое общение, понять значение навыков общения для успехов в деловом мире.

25

Как люди добиваются увеличения своих заработков

1

Система профессионального образования и её роль в подготовке кадров и обеспечении роста заработков. История профессионального образования. Квалификационные системы и их значение в регулировании размеров оплаты труда. Университеты и бизнес-школы как организации подготовки специалистов высшей квалификации.

Знать структуру профессионального образования в России и факторы влияющие на рост заработков.

26

Что такое карьера и как она влияет на доходы

1

Понятие о профессиональной карьере и её основные этапы. Различные подходы к формированию своей карьеры. Плюсы и минусы многолетней работы в одной и той же   организации. Организации, оказывающие содействие в поиске работы и планировании карьеры.

Знать основные этапы профессиональной  карьеры, различные подходы к формированию карьеры, плюсы и минусы многолетней работы в одной организации.

27 - 28

Как платят за творчество. Как производство помогает творцам.

2

Причины особенностей в оплате труда людей творческих профессий. Когда люди стали получать гонорары. Достоинства и  недостатки гонорарной оплаты творческих работников. Технологии тиражирования творческих продуктов и их роль в изменении оплаты труда создателей этих продуктов. Понятие о роялти.  Законодательная защита продуктов творческого труда и проблемы её реализации в России.. Интеллектуальная собственность и её признаки.

Знать достоинства и недостатки гонорарной оплаты труда. Какая есть законодательная защита продуктов творческого труда, как «пиратство» вредит творчеству и что такое интеллектуальная собственность.

29

Что такое собственность и зачем она нужна людям

1

Понятие о собственности: как и когда она возникла; вещественная и невещественная собственность; движимая и недвижимая собственность; частная и общественная собственность.

Знать, что такое собственность, вещественная и невещественная собственность, типы и виды собственности.

30

Как люди становятся собственниками

1

Способы приобретения собственности. Права собственников. Границы прав собственников.

Знать законные способы приобретения собственности, иметь представление о границах прав собственников. Знать какими законными способами владелец может лишиться собственности.

31

За что можно лишиться собственности

1

Законодательные основания  изъятия собственности у её владельцев. Понятие о несостоятельности и банкротстве. Значение банкротства для обеспечения нормального функционирования экономики.

Иметь представление о границах прав собственников. Знать какими законными способами владелец может лишиться собственности.

32

Экономика: как всё  это работает  вместе

1

Потребности как отправная точка хозяйственной деятельности. Понятие о  маркетинге. Экономические условия делового успеха. Понятие о прибыли.

Иметь представление о потребностях и их видах. Иметь представление о прибыли и факторах влияющих на её размер.

33

Итоговое повторение

1

Обобщение изученного ранее

Разгадывание кроссворда, решение экономических задач, мини-сочинение или сказку на заданную тему.

34

Урок-резерв

1

ИТОГО

34

                                Зачёт № 1.

1. Подчеркните: верно ( да) или неверно ( нет) данное утверждение.

а) Богатство существует благодаря наличию потребностей у людей. ( да, нет)

б) В современном мире богатство стран сравнивают по общей ценности товаров и услуг, изготовленных в стране ( да, нет ).

в) В современном мире богатство стран сравнивают по запасам золота ( да, нет).

г) Адам Смит считал, что потребности человека в комфорте крайне ограничены ( да, нет )

д ) Богатство, как, правило, связано с ценностью вещи (услуги). ( да, нет )

2. В современных экономических условиях богатый человек:

а) вполне может обходиться без помощи и сотрудничества с другими людьми, потому что он всё может себе обеспечить сам;

б) не может обойтись без сотрудничества с другими людьми, потому что его богатство само по себе ничего не стоит;

в) рано или поздно обанкротится, потому что люди не любят богатых;

г) будет искать сотрудничества исключительно с такими же богатыми людьми, как он.

3. Ограниченность ресурсов и необходимость выбора характерны:

а) исключительно для бедных стран;

б) как для бедных, так и для богатых стран;

в) безразлично для каких стран, но только для бедных людей в этих странах;

г) для богатых людей, так как только их потребности безграничны.

4. Какая-либо вещь может быть названа богатством только в том случае:

а) если она дорого стоит и редко встречается;

б) если она имеет способность удовлетворять какую-либо потребность;

в) если она является собственностью очень ограниченного круга людей;

г) если она принадлежит абсолютно всем членам общества в равной степени.

5. Для Робинзона Крузо, оказавшегося на необитаемом острове, богатством являются:

а) золотые монеты, взятые с корабля;

б) бананы, растущие на пальмах на острове;

в) имущество, оставшееся на « большой земле»;

г) свежий воздух необитаемого острова.

6. В конце XVIII в. философ Кондильяк записал: «Ценность вещей основана на… потребности, которую мы  в них имеем». Следовательно, чем выше наша потребность в чём-либо, тем ценнее для нас эта вещь. В каком из перечисленных примеров ценность денег самая высокая?

а) 36 монет для Робинзона Крузо на необитаемом острове;

б) 36 монет для миллионера – султана Брунея;

в) 36 монет для нищего;

г) 36 золотых монет для искателя клада.

7. Когда экономисты говорят о богатстве, они имеют в виду:

а) исключительно деньги, находящиеся в обороте;

б) любые товары и услуги, удовлетворяющие потребности человека;

в) любые предметы  антиквариата, выкупленные государством у частных лиц;

г) только золото и валюту, находящиеся в собственности как государства, так и частных лиц.

8. Слово «экономика» в переводе с древнегреческого означает:

а) законы о справедливом распределении благ;

б) законы о государстве;

в) законы домашнего хозяйства;

г) законы о собственности.

9. История подтверждает, что если страна находится на первом месте по добыче золота, то:

а) население этой страны, безусловно, пребывает в достатке и благополучии;

б) население этой страны вполне может пребывать в нищете;

в) в стране истощаются запасы полезных ископаемых;

г) в стране уровень смертности понижается.

10. К цивилизованным странам следует относить страны с высоким уровнем:

а) жизни граждан;

б) развитию науки и культуры;

в) организации хозяйственной жизни;

г) всего перечисленного.

Ключ к зачёту 1.

1. а) да; б) да; в) нет; г) нет; д) да.

2) б.

3) б.

4) б.

5) б.

6) в.

7) б.

8) в.

9) б.

10) г.

Зачёт  № 2

1. Подчеркните: верно ( да) или неверно (нет) данное утверждение.

а) Строительство пирамиды Хеопса – яркий пример хорошей организации натурального хозяйства.

б) Натуральное хозяйство – основа рыночной экономики.

в) Уровень жизни граждан страны определяется количеством фирм в стране.

г) Чем выше квалификация участников хозяйственной деятельности, тем богаче страна.

д) Кочевой образ жизни способствует развитию городов.

2. Статистика подтверждает, что:

а) чем выше уровень жизни в стране, тем ниже доля городских жителей в общей численности населения, так как в городах нарушена экология;

б) чем выше уровень жизни в стране, тем ниже уровень смертности детей в этой стране;

в) чем ниже уровень жизни в стране, тем выше доля курящего взрослого населения страны;

г) чем ниже уровень жизни  страны, тем лучше экологические условия жизни, так как здесь не развита промышленность.

3. Какое из перечисленных событий отразится на уровне жизни граждан страны Альфа не так,  как все остальные?

а) Правительство Альфы отменило государственный контроль за экологической обстановкой;

б) Президент Альфы создал фонд своего имени для сбора средств на развитие науки;

в) Президентство Альфы запретило курение в общественных местах;

г) Президент Альфы издал указ о приоритетном развитии образования в стране.

4.Выберите верный ответ.

а) Чем выше рейтинг страны по отношению к другим странам по уровню дохода на одного жителя, тем выше её рейтинг и по показателю «индекс человеческого развития»;

б) Чем ниже   рейтинг страны по уровню дохода на одного жителя, тем выше её рейтинг по показателю « индекс человеческого развития»

в) Рейтинги страны по уровню дохода на одного жителя и индексу человеческого развития находятся в обратной зависимости между собой;

г) Рейтинги страны по уровню дохода на одного жителя и индексу человеческого развития находятся в обратной зависимости между собой.

5.какое словосочетание является лишним в данном ряду?

Двигатели развития современной экономики:

а) разделение     труда;

б) система законодательства;

в) натуральное хозяйство;

г) государственная поддержка рынка.

6. Производство товаров и услуг в стране повышается в зависимости от:

а) увеличения доли трудоспособного населения в общей численности населения страны;

б) повышения производительности труда в стране;

в) повышения уровня жизни в стране;

г) увеличения продолжительности жизни в стране.

Ключ к зачёту № 2.

1. а) да; б) нет; в) да; г) да; д) нет.

2.б

3.а.

4.в

5.в.

6.б.

Зачёт № 3.

1. Подчеркните: верно ( да) или неверно ( нет) данное утверждение.

а) Крестовые походы способствовали появлению и развитию новых рынков.

б) Разделение труда задерживает развитие городов.

в) Чем выше уровень экономического развития страны, тем ниже численность занятых в сфере услуг.

г) Сырьё – это результат деятельности добывающей промышленности.

д) Воздух может быть как экономическим, так и неэкономическим благом.

2. Экономисты утверждают, что чем выше производительности труда, тем:

а) меньше свободного времени у работников;

б) больше излишки, предназначенные для обмена;

в) меньше продолжительность жизни;

г) больше образованных людей.

3. Проставьте в таблице напротив каждого экономического блага (+), напротив неэкономического блага (-):

Благо

Экономическое благо

Неэкономическое благо

Море

Лес

Дрова

Солнечный свет

Питьевая вода

Городской парк

Электрический свет

4.Отрасль промышленности, которая занимается производством из сырья нужных людям изделий, классифицируется как:

а) обрабатывающая; б) добывающая; в) топливная; г) энергетическая.

5. Промышленная революция способствовала:

а) развитию городов;

б) развитию сельского хозяйства;

в) падению доли сельского населения;

г) всему перечисленному.

6. Из данного перечня нельзя отнести к сырью:

а) древесину; б) лес; в) хлопок; г) железную руду.

7. К основным отраслям экономики можно отнести:

а) промышленность, культуру, здравоохранение;

б) образование, торговлю, бытовые услуги;

в) сельское хозяйство, добывающую промышленность, услуги.

Ключ к зачёту № 3.

1. а) да; б) нет; в) нет; г) да; д) да.

2.б.

3.

Благо

Экономическое благо

Неэкономическое благо

Море

+

-

Лес

+

Дрова

+

Солнечный свет

+

-

Питьевая вода

+

-

Городской парк

+

Электрический свет

+

4. а.

5. а.

6. б.

7. в.

Зачёт № 4-5.

1. Подчеркните: верно ( да) или неверно ( нет) данное утверждение:

а) Всё необходимое для производства благ является экономическим ресурсом.

б) Капиталом может быть как установка по добыче нефти, так и простая иголка.

в) Чем шире развивался обмен, тем труднее складывались цивилизации.

г) Менеджер – всегда предприниматель, но предприниматель – не всегда менеджер.

д) Задача менеджера – организовать обмен продуктами труда.

е) Обмен и торговля – это одно и то же понятие.

2. Швейная машинка тогда становится капиталом, когда:

а) её сдаёшь в ломбард;

б) бережёшь её как зеницу ока;

в) на ней шьёшь изделия на продажу;

г) используешь её в качестве подставки под телевизор.

3.Пётр -  рекламный агент журнала «Эксперт»,  он самостоятельно находит клиентов, которые хотят разместить рекламу в его журнале. Он любит повторять: «Я управляю человеческими потребностями». Ольга – экспедитор, в её обязанности входит распространение журнала на северо-западе страны. Под её руководством находится ещё 3 сотрудника. Кого из героев данного сюжета можно назвать менеджером?

а) Ольга – менеджер, так как она руководит людьми.

б)  Пётр – менеджер, так как он руководит потребностями людей,  а значит и самими людьми.

в) И Ольга,  и Пётр – менеджеры, так как оба чем-то руководят.

г) Ни Ольга, ни Пётр не являются менеджерами, так как их обязанности не связаны непосредственно с производством.

4.Иван устроился на работу в фирму «Бета» в должности менеджера по продажам. Следовательно, он:

а) управляет операциями по расширению сети продаж « Беты»;

б) вкладывает свои средства в развитие «Беты»;

в) является наёмным работником фирмы «Бета»;

г) рискует потерять работу в любой момент.

В данном ряду есть не относящаяся к менеджеру характеристика. Отметьте её.

5. Для того чтобы страна становилась богаче:

а) правительство должно печатать как можно больше денег;

б) страна должна переходить на более дорогую валюту других стран;

в) в стране должно производиться больше полезных товаров;

г) правительство должно уничтожить лишнее количество денег.

6. Укажите,  какие товары  для каких стран являлись основой экспорта в XII-XIV вв.

Страна                                                    Товары на экспорт

1. Россия                                                 а) шерсть                                      

2. Скандинавия                                      б) вино

3. Англия                                                 в) металлы

4. Франция                                              г) пряности, драгоценности

5. Голландия                                           д) воск, мёд, меха

6. Страны  Азии                                     е) сельдь.

7. Говоря о технологии, мы понимаем под этим:

а) способы управления производством;

б) способы превращения вещества природы в сырье или сырья в готовую продукцию;

в) способы улучшения качества выпускаемой продукции;

г) всё вышеперечисленное.

Ключ к зачёту № 4-5.

1. а) да; б) да; в) нет; г) да; д) нет; е) да.

2. в.

3.а

4.б.

5.в.

6.1.д; 2.в; 3.а; 4.б; 5. е; 6.г.

7. г.

Зачёт № 6-7.

1. Подчеркните: верно (да) или неверно (нет) данное утверждение.

а) Чем меньше цена товара, тем больше продаж.

б) Великий шёлковый путь проходил через Европу.

в) Дилер – это представитель производителя товара, наёмный работник фирмы.

г) Принцип оптовой торговли – продавать непосредственно потребителю товара.

д) Безмагазинная торговля «экономит» на помещениях.

е) В «телевизионных магазинах», как правило, цены выше, чем в обычных.

2.  Предприниматель Шапкин продаёт карандаши по 50 копеек за штуку. За аренду стола он платит 100 р. в день, столько же уходит у него на обеды. За день он продаёт 2000 карандашей. Дневная выручка Шапкина от продаж составляет:

а) 1000 р.

б) 900 р.

в) 800 р.

г)1100 р.

3.Если фирма Шапкина продаёт товары непосредственно потребителю и в небольшом количестве экземпляров, то скорее всего его фирма относится к:

а) оптовой торговле

б) розничной торговле;

в) торговле вразнос;

г) любому из перечисленных видов торговли.

4. Шапкину выгодно содержать магазин в том случае, если выручка от продаж покрывает расходы:

а) на зарплату сотрудников магазина и содержание помещения4

б) на закупку новых товаров для продажи

в)на содержание магазина, покупку товаров на продажу и содержание семьи;

г) на содержание магазина и семьи.

5.  Если Шапкин откроет несколько «карандашных» магазинов в разных районах города, можно утверждать, что он владелец:

а) безмагазинной торговли;

б) оптовой торговой базы;

в)торговой сети;

г) универсальной торговой единицы.

6.Шапкин  закупил оптом 1000 коробок карандашей на карандашной фабрике по цене 40 копеек за карандаш. Продаёт их Шапкин в розницу по 50 копеек. Похоже, наш Шапкин:

а) спекулянт;

б) бизнесмен;

в) дилер;

г) сочетает в себе признаки всех вышеперечисленных характеристик.

7. Годом изобретения конвейера считают:

 а) 1903;

 б)1913;

 в)1923;

 г) 1930.

8. Цена услуг оптового торговца:

а)тем больше, чем больше цена хранения продукции на складе;

 б) тем меньше, чем дороже реклама продаваемого товара;

 в) тем больше, чем меньше транспорта задействовано для перевозки товаров;

г) тем меньше, чем лучше качество продаваемого товара.

9. «Новоторговый устав» 1667 г., запретивший иностранным купцам ввозить свои товары для продажи в глубь России, способствовал:

а) уменьшению цен на все импортные товары;

б) развитию оптовой торговли;

в) увеличению цен на все отечественные товары;

г) развитию международной торговли.

10. Автомобиль – символ начала эпохи массового промышленного производства и массовых продаж:

а) «Фольксваген»;

б) «Форд»;

в) «Мерседес»;

г) «Тойота».

Ключ к зачёту № 6-7.

1. а) да; б) нет; в) нет; г) нет; д) да; е) нет.

2. а.

3.б.

4.в.

5.в.

6.г.

7.б.

8.а.

9.б.

10.б.

Зачёт № 8.

1.Подчеркните: верно (да) или неверно (нет) данное утверждение.

а) Один из принципов биржевой торговли: «Купил – сегодня»;

б) Сделки на современной бирже осуществляются только в присутствии покупателей;

в) Брокеры  - это представители покупателей на бирже;  

г) Биржевой товар имеет стандартное качество; д) Сметана – биржевой товар;

е) Дилеры и брокеры ведут торги на собственные средства.

2. Фондовая биржа является рынком, на котором можно:

а) купить любые товары и услуги;

б) купить и продать акции и другие ценные бумаги;

в) продать и купить контракты;

г) купить и продать товары большими партиями.

3.Дилер отличается от брокера тем, что:

а) является сотрудником биржи и совершает операции за счёт брокера;

б) не является сотрудником биржи и совершает операции за свой счёт;

в) является сотрудником биржи и совершает операции за свой счёт;

г) не является сотрудником биржи и совершает операции за счёт клиента.

4. Цена товаров на бирже устанавливается:

а)советом биржи и сохраняется на весь день продаж;

б) в регистрационной палате биржи;

в) рынком в зависимости от спроса и предложения;

г) государством.

5. Брокер или дилер становится «медведем» на бирже, если:

а)скупает ценные бумаги в ожидании повышения цен на них;

б) продаёт большой пакет акций, играя на понижении цены

в) выполняет посреднические услуги по купле продаже акций;

г) заявляет маклеру о том, что собирается играть на повышение.

6. Слова «маклер» и «маклериат» так соотносятся друг с другом, как:

а)»дилер» и «регистрационная палата»;

б) «посредник» и «котировочная палата»;

в) «брокер» и «биржевая яма»; г) «акционер» и «торговый ряд».

7. Какое слово в данном ряду является лишним:  

 а)пшеница;

 б) уголь;

 в) книги;

 г) сахар.

8. Отметьте неверный ответ. Чтобы попасть на биржу, товар должен:

а) иметь стандартное качество;

б)производиться и продаваться в больших объёмах;

в) быть пригодным для длительного хранения;

г) иметь невысокую цену.

9.Иван называет себя профессиональным спекулянтом. По законам рынка это значит, что он занимается:

а) куплей-продажей товаров в расчёте на повышение цен;

б)куплей-продажей товаров в расчёте на повышение цен на них и последующей выгодной перепродажей;

в) производством товаров, закупая сырьё по заниженным ценам, в расчёте на выгодную продажу;

 г) куплей-продажей товаров и делает свою прибыль за чсёт того, что не платит налоги.

Ключ к зачёту № 8.

1.а) нет; б) нет; в) нет; г) да; д) нет; е) нет.

2.б.

3.б.

4.в.

5.б.

6.б.

7.в.

8.г.

9.б.

Зачёт № 9.

1.Подчеркните: верно (да) или неверно (нет) данное утверждение:

а) Деньги – такой же товар, как и любой другой предмет или услуга.

б) Первая государственная мастерская по чеканке монет появилась в Европе в I  в.

в) Деньги усложняют обмен товарами.

г) Деньги – все, что может быть использовано для оплаты покупок.

д) Разделение труда приводит к увеличению производства благ.

е) Деньги удлиняют процесс обмена.

2.Русские золотые монеты появились в конце X в. История их появления связана с тем, что:

а) в стране нашли месторождение золота; б) их стали чеканить из иностранных золотых монет; в) их заказали для чеканки в Европе; г) русские  учёные смогли выплавить сплав, не уступающий по качеству золоту.

3.Национальная денежная единица в России появилась:

а) в X в. – во время княжения Владимира Красное Солнышко;

б) в XIII в. – после победы Дмитрия Донского на Куликовом поле;

в) в конце XV в. – во времена царствования Ивана III.

г) в XVIII в. – при Петре Великом.

4.Деньги возникли как средство:

а) облегчающее обмен товарами;

б) выражения ценности товара;  

в) сбережения богатства;

г) всего вышеперечисленного.

5. Говоря об инфляции, экономисты имеют в виду ситуацию, при которой:

а) деньги не имеют никакой ценности;

б) общее количество денег в стране не обеспечено золотом;

в) общее количество денег в стране не обеспечено товарами и услугами;

г) деньги повышаются в цене.

6. В древности роль денег как эталона всех обменов всегда выпадала:

а) товару, который не был в изобилии и который ценился всеми;

б) товару, который не был в изобилии и который ценился всеми;

в) товару, который был наиболее удобен и лёгок для переноса в различные места расположения рынка;

г) товару, который был самым дорогим в данный момент времени в данном месте.

7. Слово «инфляция» ассоциируется, скорее всего, со словом:

а) вздутие; б )поддержание; в) расширение; г) падение.

8.Уже в XIII в.пропорции обмена монет одной страны на монеты других стран определялись:

 а) экономической стабильностью страны, монеты которой обменивались;

б) количеством и качеством благородного металла в монете;

в) весом обмениваемых  монет;

 г) местоположением страны и её рынков.

Ключ к зачёту № 9.

1. а) да; б) нет; в) нет; г) да; д) да; е) нет.

2. б.

3. в.

4. г.

5. в.

6. б.

7. а.

8. б.

Зачёт № 10 -13.

1.Подчеркните: верно (да) или неверно (нет) данное утверждение:

а) В Древней Греции роль банков выполняли храмы.

б) В древности деньги разделялись на государственные и частные.

 в) В качестве денег можно использовать даже игральные карты.

 г) Фома Аквинский считал одалживание денег для людей великим благом и помощью ближнему.  

д) Первая государственная мастерская по чеканке монет возникла в VI в.

е) Менялы занимались обменом товара на деньги.

2. Меценатами называют:

а) богатых людей, которые часть своих денег отдают на развитие искусства;

б) богатых людей, которые вкладывают деньги в произведения искусства в надежде получить прибыль;

в) богатых людей, которые финансируют различные конкурсы и фестивали ради рекламы собственной фирмы;

г) людей, которые разбогатели, торгуя собственными произведениями искусства.

3. Мистер Х. взял в долг 1000 долларов под 15% годовых. Мистера Х. можно назвать:        а) кредитором;    б) вкладчиком;    в) заёмщиком;    г) депозитчиком.

4. В стране Альфа в обращении находится два типа денег – золотые и медные монеты с одинаковой ценностью. Через некоторое время правительство страны встало перед проблемой, именуемой законом «Грешема». Что произошло?

а) Люди стали пользоваться только медными деньгами, а золотые превратились в сбережения;

 б) Люди стали пользоваться в сделках только золотыми деньгами, а медные оставляли «на будущее»;

в) Торговцы принимали в качестве уплаты за товар только медные деньги;  

г) Торговцы  перестали принимать в качестве уплаты за товар деньги и перешли на бартерный обмен – принимая в уплату металл по весу.

5. Известно, что первые банки возникли в начале XII в. Это произошло в:

а) Голландии; б) Германии; в) Италии; г) Греции

6. На вопрос «Что такое деньги?» - экономисты отвечают:

 а) банкноты, монеты и чеки;

б) всё, что люди принимают в качестве средства платежа;

 в) всё, что зафиксировано Центробанком в качестве средства платежа;

 г) банкноты, чеки, депозитные сертификаты.                

7. Какой банк имеет право проводить денежную эмиссию в России?

а) Сберегательный российский банк;

б) Коммерческий банк «Наш дом – Россия»;

в) Ипотечный банк «ДОМ»;

г) Центральный банк России.

8. Как  и всякий товар, деньги имеют цену. Цена, по которой банки продают деньги, называется:

 а) чековая справка;    б) норма процента;    в) дивиденд;    г) продажа в кредит.

9. Какая из характеристик не относится к характеристике банковской расписки?

а) Этот денежный документ безопасно и удобно перевозить;  

б) Этот документ действителен только при наличии подписи владельца;

в) Этим денежным документом можно оплатить товар любой стоимости;

г) Это документ о приёме на хранение определённого количества золота.

10. В период инфляции для продавца товара наиболее выгодным является:        

а) безналичный расчёт;   б) наличный расчёт;   в) натуральный обмен;    

 г) продажа в кредит.

11. Подчеркните: верно (да) или неверно (нет) данное утверждение:

а) Владелец заправочной карточки может заправиться бензином в долг;

б) Авторизация  карточки – это процедура нанесения на карточку цены покупки;

в) Дебетная карточка даёт возможность своему владельцу покупать товары в кредит;

г) Если вы никогда не брали в долг у банков денег, это значит , что вы имеете хорошую кредитную историю;

д) Зарплатные карточки относятся к разновидности дебетных карточек.

Ключ к зачёту № 10-13.

1. а) да; б) да; в) да; г) нет; д) нет; е) нет.

2. а.

3. в.

4. а.

5. в.

6. в.

7. г.

8.б.

9. в.

10. б.

11. а) да; б) нет; в) нет; г) нет; д) да.

Зачёт № 14.

1.Подчеркните: верно (да) или неверно (нет) данное утверждение:

а) В рыночной экономике банки могут быть только коммерческими;

б) Главные денежные операции в экономике  совершаются только через наличные деньги; в) Ни в одной стране мира не существует свободного обмена банкнот на золото;

 г) Банк больше заинтересован в открытии срочных вкладов, чем вкладов до востребования;

д) Чем реже происходит начисление процентов по вкладу, тем гарантированнее процентный доход;

е) Серьёзными конкурентами древнегреческих банкиров были жрецы.

2. Банки могут создаваться:

а) только государством;

б) государством, предприятиями и частными лицами;

в) государством, предприятиями и общественными организациями;

г) государством и инвестиционными фондами.

3.История банковского дела переживала много неудач. Самая знаменитая из них – история банка Джона Ло. Причина банкротства:

а) плохая организация государственных денежных операций;

б) недостаточное количество выпущенных денежных знаков;

в) запрет на использование золотых и серебряных монет;

г) выпуск денег, не обеспеченных товарами и услугами.

4. Мистер Х положил деньги в банк с условием, что сможет их взять в любой момент обратно. Такой вклад называется:  

а) срочный вклад;

б) вклад на предъявителя;

в) вклад до востребования;

г) бессрочный вклад.

5. Мистер Х положил в банк 1 млн рублей под 20% годовых. Через год он получит от банка за использование своих денег:

а) 1 млн 200 тыс. рублей;  

б) 800 тыс. рублей;

в) 200 тыс. рублей;

г)1 млн. 120 тыс. рублей.

6. Мистер Х – грамотный вкладчик. Выбирая, в каком банке разместить на три года свой вклад, он интересовался:

а)исключительно ставкой процента;

 б) ставкой процента и частотой его начисления;

в) исключительно процентом за кредит;

г) процентом за кредит и частотой вычета этого процента.

7.Какое понятие является лишним в данном смысловом ряду:                                  

 а) срочность;  б) гарантированность; в) бесплатность; г) возвратность.

8. Наиболее выгодным для вкладчика порядком начисления процентов являлся бы:

а) ежемесячный;    б) ежеквартальный;   в) ежегодный;   г) ежедневный.

Ключ к зачёту № 14.

1. а) нет; б) нет; в) да; г) да; д) нет; е) да.

2. б.

3. г.

4. в.

5. в.

6. б.

7. в.

8. г.

Зачёт № 15-16.

1.Подчеркните: верно (да) или неверно (нет) данное утверждение:

а) Наёмный работник не является собственником производства;

б) Реальный доход работника – это его основная заработная плата;

в) Право на бесплатный проезд в муниципальном транспорте – это пример основного заработка;

г) Продавать свой труд может только свободный человек;

д)  Заработная плата зависит от уровня цен на товары и услуги в стране;

е) Всякая работа может быть оплачена сдельно.

2. Заработная плата Василия зависит от количества изделий, изготовленных им за неделю, а заработная плата Ивана зависит от того, сколько стоит час его работы. Можно с уверенностью сказать:

а) Тип оплаты труда Василия – повременный, а Ивана – сдельный;

б) Тип оплаты труда Василия – сдельный, а Ивана – повременный;

в) Оба получают по количеству отработанного времени;

г) Оба получают в зависимости от количества выполненных изделий.

3. Василий получает в дополнение  к своей основной зарплате процент от каждого проданного им пылесоса. Эта доплата называется:

а) бонус;

б) денежная льгота;

в) комиссионные;

г) премия.

4.Система наёмного платного труда стала господствующей:

а) со времён крестовых походов (оплата воинов-крестоносцев);

б) со времён строительства пирамид Египта (оплата труда строителей);

 в) со времён Промышленной революции (оплаты труда учеников ремесленников).

5. На формирование оплаты труда в XIX - XX вв.влияют:

а)государство – введением минимальной заработной платы;

б) профсоюзы – борьбой за увеличение минимальной заработной платы;

в) работодатели -  политикой повышения заработной платы, так как это стимулирует работников к новым покупкам;

г) все вышеперечисленные институты.

6. Организация труда с помощью конвейера способствовала тому, что:

а)работодатели перешли на сдельную оплату труда;

б) умственный труд стал оплачиваться сдельно, а не повременно;

в) исчезла разница в оплате между умственным и физическим трудом;

г) была введена повремённая оплата труда.

7. Этот человек был знаменит как гений менеджмента, одна из его гениальных идей – установление собственной зарплаты в размере 1 доллара в год. Кто он?

а)  Генри Форд;    б) Ли Якокка;    в) Билл Гейтс;    г) Дж. Сорос.

8.Интеллектуальный капитал человека формируется из:

а) трудового опыта человека и его образования;

б) образования и социального статуса человека;

в) его умственных способностей и образования;

г) всего вышеперечисленного.

9. Университеты Германии в XVII в. стали открывать факультеты камералистики. На этих факультетах готовили:

а) инженеров-изобретателей, способных разрабатывать новые технологии;

б) администраторов, способных управлять хозяйством князей и королей;

в) грамотных деятелей церкви;

г) писателей и поэтов.

10. Если господин Х в  рассказах о своей карьере с гордостью акцентирует внимание на том, что каждые пять лет менял место работы, то наиболее вероятно, что он гражданин:

а) Японии;    б) Америки;    в) Китая;     г) Мексики.

Ключ к зачёту № 15-16.

1. а) да; б) нет; в) нет; г) да; д) да; е) нет.

2. б.

3. в.

4. в.

5.г.

6. г.

7. б.

8. в.

9. б.

10. б.

Зачёт № 17-19.

1. Подчеркните: верно (да) или неверно (нет) данное утверждение:

а) Свободный творческий труд оплачивается за конкретный результат;

б) Главное достоинство гонораров – их регулярность;

в) Гонорар певца равен выручке от продаж билетов на его концерт;

 г) Роялти и гонорар  - это одна и та же система оплаты труда;

д) Размер роялти зависит от тиража произведения;

е) «Пиратство»значительно удешевляет продукт интеллектуального труда;

ж) Авторское право – это невещественная собственность;

з) Нельзя стать собственником, применяя насилие;

и) Право собственности может перейти по наследству;

к) Собственность нельзя отнять у собственника ни при каких обстоятельствах.

2. В том случае когда магазин получил товар с мебельной фабрики для продажи, а оплачивать его будет через некоторое время, мы имеем дело с:

а) банковским кредитом;            б) бартерной сделкой;

в)товарным кредитом;                г) комиссионной торговлей.

3. По законам дореволюционной России банкротство могло быть признано неосторожным в том случае, если несостоятельность возникла:

а) по вине торговца, но без его злого умысла;

б) из-за искусственного занижения стоимости принадлежащей банкроту собственности;

в) не по вине торговца – из-за форс-мажорных обстоятельств;

г) из-за фиктивной продажи собственности другому лицу.

4.Суд может лишить владельца собственности в том случае, если собственность приобретена:

а) на деньги иностранных подданных;

б) за счёт доходов от продажи наркотиков;

в) за границей и не установлены источники получения доходов;

г) по акту дарения.

5. К трём основным правам собственности относятся:

а) распоряжение, хранение, дарение собственности;

б) владение, покупка, ликвидация собственности;

в) пользование, аренда, продажа собственности;

г) владение, пользование, распоряжение собственностью.

6. Какое из приведённых утверждений ошибочно?

а) Акционерная собственность создаётся путём соединения средств большого числа владельцев сбережений;

б) Коллективная собственность принадлежит группе людей, которые приобрели её, сложив для начала собственные сбережения;

в) Частная собственность – это всё то, что принадлежит отдельным людям;

г) Муниципальная собственность – это всё то, что принадлежит жильцам одного дома.

7. Система оплаты под именем» роялти» не могла бы появиться, если бы:

а) не появился Закон о защите авторских прав;

б) не появилась возможность тиражирования продукции;

в) не устарела оплата по системе гонораров; г) не произошло всё

вышеперечисленное.

Ключ к зачёту № 17-19.

1. а) да; б) нет; в) нет; г) нет; д) да; е) нет; ж) да; з) нет; и) да; к) нет.

2. в.

3.а.

4.б.

5. г.

6.г.

7.б.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Основные вопросы

Требования                  к учащимся

Дата

1

Понятие об экономике и её роли

1

Понятие об экономике. Потребности, деньги, банки, биржи, торговля.

Вспомнить основные темы, пройденные в 7-м классе, уточнить понятие об экономике и её роли в жизни потребителей

2

Как работают безналичные деньги

1

Механизм платежей с помощью чеков. Основы функционирования системы безналичных расчётов. Различие в масштабах наличных и безналичных расчётов в различных странах мира и причины их различия.

Знать,  как  осуществляются платежи с помощью чеков, достоинства и недостатки чековых расчётов

3

Много ли в России банков

1

Роль банков в жизни государства. Почему россияне мало пользуются услугами банков.

Уметь выяснять причины, устанавливать факты и делать выводы по проблеме.

4

Деньги и банки в век электроники

2

Причины возникновения платёжных карточек. Механизм оплаты покупок при использовании банковских карточек.

Знать достоинства платёжных карточек, выгоды от их использования для владельцев и торговцев, механизм оплаты с помощью карточки.

5

Как работает электронная карточка

1

Различие между дебетными и кредитными карточками. Кредитная история. Прогресс карточного бизнеса. Смарт-карты.

Знать, чем отличается дебетная карточка от  кредитной, что такое кредитная история и есть ли она в России.

6

Как создаётся и работает банк

2

Различия моделей поведения людей с точки зрения склонности к сбережении денег. Роль банков в организации использования  сбережений. Процентный доход и депозит. Типы депозитов.

Знать, какова роль банков в организации использования сбережений, выгода от хранения денег на депозите, что такое процент по вкладам, основные типы депозитов.

7

Что такое кредитование

2

Принципы кредитования, проценты по кредиту и доход банка. Роль банков в экономике.

Знать, по каким принципам осуществляется кредитование, какой доход при этом получают банки.

8

Как люди зарабатывают.

2

Понятие о доходах. Что такое заработная плата и как она возникла. Виды доходов наёмного работника. Механизмы повремённой и сдельной зарплаты.

Знать, какие доходы могут получать люди, что такое сдельная и повремённая заработная плата, различать виды доходов наёмного работника.

9

 Почему существует повремённая зарплата.

2

Какие профессии оплачиваются повремённо. Механизм регулирования повремённой оплаты. Профсоюзы. Современная система вознаграждения работников. Государственное регулирование оплаты труда

Знать профессии, которые оплачиваются повремённо, зачем нужны профсоюзы, как государство может регулировать оплату труда.

10

 В мире профессий.

3

Факторы, формирующие размер заработной платы. Понятие об интеллектуальном капитале. Опыт и риск как причины различий в уровнях оплаты людей различных профессий с различным стажем работы. Рынок труда в нашем регионе.

Знать, от чего зависит размер зарплаты, какие профессии востребованы в нашем регионе, какие бывают профессии.

11

Как найти работу

3

 Способы получения информации о вакантных местах, шаги, необходимые при поиске работы. Резюме.

Учиться различным способам получения информации о месте работы, знать шаги, необходимые при поиске работы, уметь составлять резюме, отвечать на вопросы работодателя, рекламировать себя.

12

Секреты успеха

1

Что такое общение. Как умение общаться с людьми способствует успеху в карьере и личной жизни.

Определять роль первого впечатления в установлении контакта с окружающими, понять значение навыков общения для успеха в деловом мире.

13

Увлекательный мир экономики

1

Проверка и обобщение знаний по изученным темам в игровой форме.

Уметь ответить на вопросы теста, решать задачи, разгадывать кроссворд, давать определение терминам.

14

Как люди  добиваются увеличения своих заработков

2

Система профессионального образования и её роль в подготовке кадров и обеспечении роста заработков. История профессионального образования. Университеты и бизнес-школы.

Знать историю профессионального образования: как оно влияет на уровень заработной платы, что такое бизнес-школы и зачем они нужны, куда можно пойти учиться в нашем городе.

15

Что такое карьера и как она влияет на доходы

1

Понятие о профессиональной карьере и её основные этапы. Различные подходы к формированию своей карьеры.

Знать, что такое профессиональная карьера, плюсы и минусы многолетней работы в одной и той же организации, иметь представление об организациях, которые помогут найти работу.

16

Как платят за творчество

1

Причины особенностей в оплате труда людей творческих профессий. Когда люди стали получать гонорары.

Знать достоинства и недостатки гонорарной оплаты труда творческих работников.

17

Как производство помогает творцам

2

Технология тиражирования творческих продуктов и из роль в изменении оплаты труда создателей этих продуктов. Понятие о роялти. Законодательная защита продуктов творческого труда. Интеллектуальная собственность

Знать, что такое роялти, какая есть законодательная защита продуктов творческого труда, кА «пиратство» вредит творчеству и что такое интеллектуальная собственность.

18

Что такое собственность и зачем она нужна людям.

2

Понятие о собственности: как и когда она возникла; движимая и недвижимая собственность; частная и общественная собственность

Знать, что такое собственность, вещественная и невещественная собственность, типы и виды собственности.

19

Как люди становятся собственниками

1

Способы приобретения собственности. Права собственников. Границы прав собственников.

Знать законные способы приобретения собственности, иметь представление о границах прав собственности.

20 .

За что можно лишиться собственности

1

Законодательные основания изъятия собственности. Понятие о банкротстве. Значение банкротства для обеспечения нормального функционирования экономики.

Знать, какими законными способами владелец может лишиться собственности. Уметь доказать: банкротство – хорошо это или плохо для экономики.

21

Экономика: как всё это работает вместе.

1

Потребности как отправная точка хозяйственной деятельности. Понятие о маркетинге Понятие о прибыли

Знать, как потребности влияют на хозяйственную деятельность, что такое маркетинг и кто такие маркетологи, что такое прибыль.

22

Обобщение и систематизация знаний по курсу

1

Повторение и подготовка к аттестации

Повторить и обобщить знания по пройденному материалу, уметь отвечать на вопросы по изученным темам, высказывать аргументированное мнение по понятиям курса.

Итого: 34 ч.

ИНФОРМАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. – М.: Вита-Пресс, 1999 – 2009.
  2. Заиченко Н.А.Опорный конспект школьника по экономике.  7-8 кл.: Учебное пособие – М.:Вита-Пресс,2001-2009.
  3. Заиченко Н.А. Опорный конспект школьника по экономике. 7-8 кл.: Методическое пособие – М.: Вита-Пресс, 2001-2009.
  4. Сафронова Г.А. Экономика 7-8 классы. Поурочные планы по учебнику И.В.Липсица. – Волгоград: Учитель, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Введение в экономику"

Программа для учащихся 9 класса с особыми интеллектуальными особенностями...

Элективный курс "Введение в экономику"

Данный элективный курс поможет учащимся почувствовать себя в мире экономики более уверенно, познакомит с тем, как этот мир устроен и позволит понять, почему события в нём разви...

Элективный курс по экономике в 9 классе "Введение в экономику"

Элективный  курс  по  экономике  в  9  классе  "Введение  в  экономику"...

программа элективного курса "Введение в экономику"

Современное общество настойчиво требует от выпускников школ не слепого подражания и бездумного соблюдения инструкций и правил, а вдумчивого, творческого подхода к действительности. Осознанный выбор бу...

рабочая программа и календарно - тематическое планирование курса "Введение в экономику" для 10 - 11 классов.

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование куса "Введение в экономику" для 10 - 11 классов создана для учащихся профильного уровня. Курс рассчитан на 68 уч. часа. 34 часа в 10 классе и...

Дистанционный курс "Введение в экономику"

Дистанционный курс "Введение в экономику"...

Дистанционный курс "Введение в экономику"

Дистанционный курс "Введение в экономику"...