программа элективного курса "Введение в экономику"
элективный курс по экономике (9 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_vvedenie_v_ekonomiku.docx | 47.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса «Введение в экономику» для учащихся 9-х классов
Объем курса – 34 часа, 1 час в неделю
Автор – составитель: Лукьянова Н.С., учитель истории, обществознания, экономики МАОУ «СОШ №2» г. Колпашево
Содержание программы
- Пояснительная записка
- Обоснование актуальности курса
- Требования к возрасту обучающихся
- Межпредметные связи
- Объем учебной нагрузки
- Нормативно – правовое обеспечение программы
- Цели и задачи элективного курса
- Формы проведения занятий:
- Содержание программы
- Тематическое планирование
- Список рекомендуемой литературы для учителя
- Список рекомендуемой литературы для учащихся
- Приложение: некоторые результаты реализации элективного курса «Введение в экономику»
- Пояснительная записка
Обоснование актуальности курса
Современное общество настойчиво требует от выпускников школ не слепого подражания и бездумного соблюдения инструкций и правил, а вдумчивого, творческого подхода к действительности. Осознанный выбор будущей профессии, самостоятельность, умение нестандартно мыслить, ставить перед собой задачи и принимать решения, эффективно сотрудничать в коллективе – все это становится необходимым для сегодняшних старшеклассников.
Все эти приоритетные задачи образования во многом решаются во время обучения на старшей ступени средней полной школы, которая в течение 10 последних лет работает в режиме профильного обучения. В условиях профильного образования в средней школе «Экономика» может преподаваться в рамках курса «Обществознание» либо являться самостоятельной учебной дисциплиной в рамках соответствующего профиля. Однако далеко не всегда выбор профиля осуществляется обучающимися осознанно. Чтобы помочь старшеклассникам сделать собственный выбор, в 9 классе предлагаются курсы по выбору (элективные). Одним из них является элективный курс «Введение в экономику». Также он может быть реализован в 10 классе в рамках профильного обучения.
В условиях постоянной нехватки часов учебного плана, многие школы отказываются от ведения экономики как самостоятельной учебной дисциплины. Вместе с тем, статистика конкурса на экономические специальности в ВУЗы (ТГУ, ТПУ) показывает, что они по-прежнему являются востребованными. Кроме этого, рыночная экономика, в условиях которой мы живем, требует от каждого человека в обыденной жизни понимания экономических явлений и процессов.
Вышеуказанные проблемы можно эффективно решать, включив в учебный план элективный курс «Введение в экономику». Программа данного элективного курса разработана в контексте школьного обществоведческого образования и предполагает теоретическое и практическое знакомство обучающихся с основными экономическими субъектами и их деятельностью. Элективный курс может оказать помощь обучающимся как будущим наемным работникам, предпринимателям, управленцам.
Экономическая деятельность тесно связана с умениями поиска, отбора, критического осмысления полученной информации, поэтому ряд занятий курса направлены на дальнейшее формирование у обучающихся навыков работы с информацией.
Содержание курса направлено на совершенствование коммуникативных навыков деятельности, в том числе устной коммуникации.
Требования к возрасту обучающихся
Программа элективного курса рассчитана на обучающихся 9-10 классов, и может быть реализована как в рамках предпрофильной подготовки обучающихся, так и в рамках профильного обучения.
Возрастные особенности шестнадцати - семнадцатилетних юношей и девушек характеризуются тем, что старшеклассники оценивают учебный процесс с точки зрения жизненных перспектив. В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. Характерным для учебного процесса является систематизация знаний по различным предметам, установление межпредметных связей. Все это создает почву для овладения общими законами природы и общественной жизни, что приводит к формированию научного мировоззрения. Именно эта нацеленность на перспективу, стремление к осознанному и правильному выбору жизненного пути делает элективный курс «Введение в экономику» актуальным именно для старшеклассников.
Межпредметные связи
«Экономика» в контексте школьного профильного образования тесно связана с другими учебными дисциплинами и науками. Экономические процессы невозможно объяснить, не изучив психологию и социологию (поведение людей, их поступки, мотивы их действий). На экономику большое влияние имеет политика, которая может создавать условия для ускорения роста экономики, а в некоторых случаях наоборот тормозить процессы развития.
Экономика тесно связана с историей, ведь понимание особенностей экономического развития страны соотносится с пониманием особенностей эпохи. Также экономика взаимодействует со статистикой, которая предоставляет факты, свидетельствующие об экономической жизни страны или отдельного человека. Понимание глобальных экономических процессов и международного взаимодействия не может обойтись без географии. А знания в области математики способствуют пониманию обучающимися экономических законов и экономических моделей. Кроме этого, экономическая сфера жизни общества взаимодействует с правовой, поэтому навыки правового поведения в экономике поможет сформировать курс «Правоведение».
Объем учебной нагрузки
Объем курса – 34 часа в год (1 час в неделю, 4 часа в месяц). Если в учебном плане школы недостаточно часов для проведения элективного курса в объеме 34 часов, то возможно сокращение количества часов до 17 с обязательной корректировкой содержания и планирования.
Нормативно – правовое обеспечение программы
- Закон РФ «Об образовании»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»
- Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413«Об утверждении федерального государственного стандарта среднего (полного) образования».
- Примерные основные образовательные программы начального, основного общего и среднего (полного) образования
- Демонстрационные варианты КИМ ЕГЭ по обществознанию
- Приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 г. №.2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012 учебный год»
- Приказ Минобрнауки России от 3 июня 2011 г. N 1994 «О внесении изменений в
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004г. №1312
- Федеральный Закон от 1 декабря 2007 г. № 309 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (в ред. Федеральных законов от 18.07.2009 г. № 184 – ФЗ, от 10.11.2009 г. № 260 – ФЗ;
- Поручение Президента Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № Пр-2505, распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2010 г. № 246-р о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
- Постановление правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 61 О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы.
- Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 19.01. 2011 г. № 34-р «Об утверждении Плана действий по модернизации общего образования Томской области, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на период 2011 – 2015 гг.»;
- Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 06.11.12г. № 722-р «О введении в действие решения коллегии Департамента общего образования от 28 сентября 2012 года по вопросу «О задачах формирования единого информационно-коммуникационного пространства региональной общеобразовательной системы».
- Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 28.03.12 № 186-р «Об утверждении ведомственных целевых программ Департамента общего образования Томской области на 2012 – 2014 гг.».
- Постановление Администрации Томской области от 15.02.2012г. № 51а «О комплексе мер по модернизации системы общего образования Томской области в 2012 году».
Для создания программы использованы:
- Программа «Основы экономических знаний», автор: Любимов В.В.
- Программа «Основы экономических знаний», автор: Липсиц И.В.
- Программа «Основы предпринимательства», автор: Липсиц И.В.
- Программа «Основы экономической теории», авторский коллектив под руководством С.И. Иванова
Цели элективного курса
- Формирование и развитие экономического образа мышления, потребности обучающихся в получении экономических знаний в контексте современного состояния экономики страны и интереса к изучению экономических дисциплин с точки зрения их практической значимости
- Создание условий для выявления индивидуальные образовательных потребностей ребенка, способствующих личному самоопределению и самореализации
- Воспитание уважения к человеческому труду и предпринимательской деятельности
- Развитие информационных компетенций обучающихся
- Получение позитивного опыта применения полученных знаний и умений для будущей трудовой деятельности в качестве наемного работника или собственника-предпринимателя
Задачи элективного курса:
- Ознакомление обучающихся с экономической сферой как базовой подсистемой общества
- Выявление специфики профессий и специальностей социально-экономической направленности на современном рынке труда, а также требования, предъявляемые обществом к ним
- Предоставление обучающемуся возможности стать субъектом экономических отношений в ходе моделирующих упражнений и деловых игр, имитирующих реальные явления и процессы в экономике
- Создание условий для формирования у обучающихся компетентностного подхода к работе с информацией по направлениям:
- Определение недостаточности информации для совершения действия/принятия решения (определения пробелов информации)
- Выявление разнообразных способов получения информации, представленных различными носителями
- Выработки понимания необходимости критического осмысления полученной информации
- Обработки и интерпретация информации
- Совершенствование коммуникативных компетенций (устная коммуникация, коммуникативное взаимодействие в микрогруппах и парах, межгрупповое взаимодействие)
- Выработка первоначальных навыков решения экономических задач и применения их на практике
Формы проведения занятий:
- Лекция
- Моделирующее упражнение
- Создание мини-проекта
- Решение экономических задач и построение графиков,
- Практикум
- Деловая игра
- Экскурсия
- Защита творческих работ и рефератов
- Содержание программы
Тема 1. Фундаментальные проблемы экономики. 5 ч. Уроки 1-5
Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов создают проблему выбора. Свободные и экономические блага. Факторы производства и доходы от их использования. Практическое применение экономических знаний в современном обществе.
Тема 2.Рыночный механизм. 3ч. Уроки 6-8
Какими способами решаются фундаментальные проблемы экономики. Рынок и его функции. Кругооборот доходов и расходов в рыночной экономике. Плюсы и минусы чисто рыночной системы. Спрос и предложение. Взаимодействие спроса и предложения установление рыночных цен. Изменение рыночного равновесия.
Тема 3.Домашнее хозяйство как субъект рыночных отношений. 3 ч. Уроки 9-11
Основные субъекты рыночных отношений. Роль домашнего хозяйства в экономике. Домашнее хозяйство и частные инвестиции. Домашнее хозяйство собственники трудовых ресурсов. Домашнее – налогоплательщик и потребитель товаров и услуг.
Бюджет семьи.
Тема 4.Фирма - основной субъект рыночной экономики. 16 ч. Уроки 12-27
Историческая эволюция товарного производства. Разделение труда. Рождение капиталистических предприятий. Производительность. Условия деятельности фирмы. Право собственности. Управление фирмой. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
Прибыль и затраты. Виды прибыли и виды затрат.
Конкуренция и типы рыночных структур. Поведение фирмы в условиях конкуренции.
Значение рекламы в деятельности фирмы. Стратегия продвижения товара.
История успешных предпринимателей.
Труд как фактор производства. Наем на работу в фирму.
Тема 5. Современные проблемы макроэкономики. 4 ч. Уроки 28-30
Государство и его роль в современной экономике. Общественные товары и услуги. Пределы вмешательства государства в экономику.
Деньги. Закон денежного обращения. Функции денег.
Тема 6. Итоговое повторение и обобщение. 3ч. Уроки 32-34
- Тематическое планирование:
№ | Тема урока | Количество часов | Форма урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля | Планируемые образовательные результаты освоения материала | Основные термины и понятия |
1 | Что такое экономика и почему человечество не может без нее обойтись? | 1 | Проблемно - эвристический урок | Участвуют в беседе, выдвигают гипотезы, самостоятельно формулируют выводы и делают обобщения | Наблюдение | Обучающиеся должны усвоить основные научные подходы к пониманию «экономики» как в теоретическом, так и прикладном значении, свободно оперировать ими | экономика хозяйство блага |
2 | Экономические специальности на российском рынке труда | 1 | Урок ученических сообщений (по выбору обучающихся) | Самостоятельно готовят реферативные работы, участвуют в поиске и отборе информации, конспектируют, представляют работы, работают в программе Microsoft PowerPoint | Наблюдение анкетирование | Расширение представлений обучающихся о сфере профессиональной деятельности в области экономики, формирование навыков работы с информацией | разделение труда профессия специальность специализация рынок труда |
3 | Может ли экономика удовлетворить все потребности людей или экономическое применение «пирамиды Маслоу» | 1 | Проблемно - эвристический урок | Актуализируют обществоведческие знания по теме «Потребности», выстраивают логическую взаимосвязь между индивидуальными и групповыми потребностями, способами их удовлетворения и экономической деятельностью общества, заполняют схему «пирамида Маслоу» с опорой на обществоведческие знания, делают выводы, приводят примеры | Наблюдение, фронтальный опрос | Закрепление понимания потребностей и взаимосвязи между их удовлетворением и хозяйственной деятельностью общества, отработка навыков схематизации в обработке информации, использование собственного опыта и знаний для формулирования примеров, подтверждающих теоретические обобщения | потребности рациональный выбор альтернативная стоимость |
4 | Реальная экономика нашего города (региона) | 1 | Урок-экскурсия | Посещают одно из действующих предприятий города (производящего товары или представляющего услуги) | Беседа, самостоятельное составление мини-отчета о посещенной фирме (предприятии) | Практическое знакомство с реальной экономикой, закрепление понимания экономики как сферы приложения труда и удовлетворения потребностей общества и индивида, источнике получения дохода | товар услуга потребитель производитель |
5 | Что такое экономические ресурсы и кто получает доходы от владения ими? | 1 | Комбинированный урок | Осваивают теоретические вопросы по теме, усваивают новые знания о факторах производства и факторных доходах, о том, кто может быть субъектом собственности и объектом собственности, систематизируют информацию и оформляют ее в табличном виде | Фронтальный опрос, правильность и самостоятельность в заполнении таблицы | Расширение теоретических знаний по теме, формирование навыков систематизации информации, выделения главного | экономические ресурсы факторы производства собственник факторный доход объект собственности субъект собственности |
6 | Рынок | 1 | Урок в форме моделирующего упражнения | Активно выступают в роли экономических субъектов (продавец, покупатель), осуществляют необходимые подсчеты (прибыль, издержки) | Наблюдение, записи в рабочем листе (приложение к игре) | Получение практических навыков в сфере рыночных отношений, освоение новых социальных ролей, совершенствование коммуникативных навыков, повышение мотивации к изучению экономики | рынок субъекты рынка прибыль конкуренция |
7-8 | Как рождается цена в условиях рынка? | 2 | Комбинированный урок с использованием инструмента PMI | Усваивают фундаментальные механизмы рыночной экономики – спрос и предложение, установление цены | Индивидуальное выполнение графиков на основе знаний о функциях спроса, предложения, равновесной цены и факторах их изменения | Развитие навыков аналитической деятельности с применением инструмента PMI, понимание основных закономерностей рыночного механизма | спрос предложение факторы спроса и предложения цена рыночное равновесие |
9 | Основные экономические субъекты | 1 | Комбинированный урок | Выполняют схему «Взаимодействие экономических субъектов» под руководством педагога с описанием особенностей роли каждого субъекта, приводят примеры, иллюстрирующие роли каждого субъекта экономических отношений | Индивидуальный опрос с элементами эвристической беседы | Закрепление понимания роли каждого субъекта в экономике и необходимости их взаимодействия для успешного функционирования экономической системы | экономический субъект налоги рынок доход фактор производства государство |
10 | Хозяйственно-экономические функции семьи. Домашнее хозяйство. | 1 | Урок-беседа | Участвуют в беседе, опирающейся на жизненный опыт обучающихся и знания на примере собственной семьи, конспектируют, выполняют задания в мини-группах | Наблюдение | Формирование уважения к семье, воспитание ценностного отношения к семье не только как к важнейшей социальной группе, но и субъекту экономики | домашнее хозяйство натуральное хозяйство труд доход |
11 | Составление семейного бюджета как проявление экономической функции семьи. | 1 | Урок-практикум | Планируют доходы и расходы, используют Интернет – ресурсы и программу Ехеl | Наблюдение, заполнение листа самооценки | Овладение навыками самостоятельного планирования, закрепление понимания рационального поведения в экономике, развитие навыков групповой коммуникации и совместной деятельности | бюджет доход расход сбережение инвестиции |
12 | От ремесленной мастерской – к современной фирме. | 1 | Лекция с элементами беседы | Актуализируют и углубляют знания о развитии промышленного производства, конспектируют, определяют критерии для выделения этапов развития промышленного производства, сопоставляют этапы развития промышленности с основными историческим эпохами и изменениями в обществе | Тестирование | Понимание процесса промышленного развития как определяющего изменения во всех сферах жизни общества, закрепление понимания экономики как базовой сферы жизни общества | ремесло мануфактура фабрика завод промышленный переворот фирма |
13 | «Фабрика» | 1 | Деловая игра | Работают в малых группах по 4-5 человек (состав группы – по желанию), моделируют процесс производства, самостоятельно объясняют влияние на производительность труда различных факторов, учатся рассчитывать производительность труда | Наблюдение, заполнение листа самооценки | Понимание специализации как важнейшего условия современного производства, получение практического представления о преимуществах разделения труда и специализации, значении инвестиций в человеческий капитал и материальные ресурсы, совершенствование навыков коммуникации, внутригруппового и межгруппового взаимодействия | производство производительность специализация человеческий капитал |
14-15 | Мировые бренды – история успеха. | 2 | Урок подготовки мини – проектов и их презентации (бренд - по выбору обучающихся) | Выявляют основные трудности предпринимательской деятельности (риски) и пути достижения целей в бизнесе, получают и анализируют информацию об успешных предпринимательских проектах, обобщают, систематизируют и представляют информацию, используя программу | Взаимооценивание, самооценивание, наблюдение | Развитие навыков проектной деятельности, совершенствование информационной и коммуникативной компетенций, предъявление компетентности формулировать и задавать вопросы, представлять и обосновывать собственное мнение и мнение группы | бренд предприниматель предпринимательский риск фирма реклама бизнес |
16 | Основные экономические цели деятельности фирмы | 1 | Лекция с элементами беседы | Учатся определять основные цели фирмы в зависимости от формы собственности, анализируют цели фирмы | Фронтальный опрос с элементами беседы | Развитие навыков анализа рыночного поведения фирм, стратегического планирования не только в сфере экономики, но и в любой сфере жизни общества | прибыль продукция рыночная стратегия риск |
17 | Кто может управлять фирмой? | 1 | Урок-практикум | Совершенствуют навыки работы с документами, отбирают необходимую информацию, систематизируют и обобщают, конспектируют | Самостоятельная работа по систематизации, оформленная в табличном виде | Предметные знания об организации управления фирмой, совершенствование информационной компетенции | менеджер предприниматель собственник АО кооператив |
18 | Почему фирма не всегда приносит прибыль? | 1 | Лекция с элементами беседы | Определяют наиболее эффективные объемы производства фирмы | Фронтальный опрос, выполнение математических расчетов для определения минимальных и максимальных объемов производства | Умение определять минимально эффективный размер производства | размер фирмы (МЭР) максимизация прибыли |
19-20 | Понятия прибыли и издержек. Решение задач по теме «Экономическая и бухгалтерская прибыль». | 2 | Урок-решение задач | Учатся решать экономические задачи практической направленности по алгоритму, применять теоретические знания на практике, ищут экономические обоснования снижения издержек | Самостоятельная работа по решению экономических задач | Усвоение алгоритма решения задач, формирование навыков поиска рационального решения и оптимального выбора | прибыль виды прибыли издержки доход |
21 | Конкуренция или сотрудничество – кто выигрывает от нее? | 1 | Моделирующее упражнение игра | Выявляют и анализируют особенности рыночных структур и моделируют стратегию поведения фирмы в зависимости от типа рыночной структуры, в которой она действует, систематизируют информацию в таблице | Наблюдение, самооценивание | Усвоение признаков разных типов рыночных структур и разницу моделей деятельности фирмы в каждой из них | конкуренция монополия монопсония олигополия совершенная конкуренция |
22 | Реклама в жизни фирмы. | 1 | Сообщения обучающихся с использованием слайд-шоу (по выбору обучающихся) | Учатся находить в разных источниках необходимую информацию, выбирать и представлять собственную позицию | Индивидуальный опрос | Усвоение значения и роли рекламы в современной экономике, выявление каналов воздействия рекламы на потребителя | реклама каналы рекламы |
23 | Рекламный вампир | 1 | Творческая работа | Выступают в роли специалиста в области рекламы, участвуют в создании собственного рекламного продукта индивидуально или в составе группы, используют Интернет-ресурсы | Выработка критериев и взаимооценивание творческого рекламного продукта | Формирование навыков творческой деятельности, поиска и отбора необходимой информации в сети Интернет, критического осмысления информации, презентация творческого продукта | |
24 -25 | Я – наемный работник фирмы. Как подготовить резюме? | 2 | Практикум | Знакомятся с основными требованиями к составлению резюме при поступлении на работу, самостоятельно подготавливают резюме, выявляют типичные недочеты в содержании резюме | Наблюдение | Усвоение необходимых требований к подготовке резюме, получение навыков самопрезентации | труд вакансия квалификация производительность труда резюме анкета |
26 | Я – наемный работник фирмы. Собеседование. | 1 | Комбинированный урок с использованием метода «мозгового штурма» | Участвуют в «мозговом штурме», развивают навыки критического мышления, анализируют, работают в мини-группах | Взаимооценивание, наблюдение | Выработка требований, предъявляемых к работнику, и критериев, необходимых для успешного трудоустройства, развитие навыков анализтической деятельности | биржа труда вакансия наемный работник трудовой договор |
27 | Как занять вакантную должность? | 1 | Практикум | Выступают в новой социальной роли, анализируют причины возможного отказа работодателя в предоставлении работы, учатся взаимодействовать и добиваться поставленной цели | Наблюдение, анкетирование | Развитие устной коммуникации, совершенствовании е умений задавать вопросы и отвечать на них, развитие монологической речи | кадровое агентство |
28 | Почему современной экономике не обойтись без государства? | 1 | Комбинированный урок | Анализируют причины вмешательства государства в экономическую сферу и определяют пределы вмешательства | Фронтальный опрос, выполнение заданий к тексту о роли государства в экономике | Закрепление понимания необходимости и рамок вмешательств государства в современную экономику, последствий вмешательства, совершенствование информационной компетенции | экономическая политика государства общественные товары и услуги внешние эффекты смешанная ЭС |
29 | Деньги каждому нужны, деньги разные важны… | 1 | Комбинированный урок с использованием инструмента «PMI» | Узнают о роли денег в экономике и их функциях, механизмах возникновения инфляции | Индивидуальный опрос | Понимание действия закона денежного обращения и функции денег в экономике | деньги денежная масса скорость обращения денег инфляция |
30 | Угрозы современной экономике – мифы или реальность? | 2 | Проблемно-эвристический урок с использованием метода «Шесть шляп мышления» | Групповая работа по оцениванию проблем современной экономики планирование мер их предупреждения в условиях глобального мира, презентация результатов проделанной работы в группе и пресс-конференция | Взаимоконтроль, наблюдение | Развитие навыков устной коммуникации, группового взаимодействия, навыков аналитической деятельности, монологической речи, получения позитивного опыта публичного выступления перед аудиторией | экономический кризис глобализация экономический спад безработица |
31-32 | «Каждому об экономике необходимо знать, что….» | 2 | Создание творческих работ (сочинения), индивидуальных и групповых мини-проектов и их презентация (по выбору обучающихся) | Работа в программе Microsoft PowerPoint, систематизируют основные экономические понятия и выявляют перспективы и сферы применения экономических знаний | Взаимооценивание с использованием самостоятельно разработанных критериев оценки (рейтинг-лист), наблюдение | Развитие навыков устной и письменной коммуникации, работы в программах Microsoft PowerPoint, использование ресурсов Интернета | |
33 | Итоговое занятие «Что я еще хотел бы узнать об экономической сфере жизни общества»? | 1 | Творческая работа | Выполняют творческую работу в форме эссе или в форме устного выступление | Взаимооценивание, наблюдение | Закрепление представлений об экономике как базовой сфере общества, развитие навыков устной и письменной коммуникации |
- Список рекомендуемой литературы для учителя
- Зайдель Х., Темен Р. “Основы учения об экономике” / Пер. с нем. –М.: Ассоциация “Профессиональное образование”, 1992.
- Зайченко Н.А. “Экономика. Задачи, упражнения, тесты, кроссворды”. Санкт-Петербург, 1998 год.
- Липсиц И.В. «Экономика», 2001.
- Меньшикова О., Попова Т. “Нужны ли детям экономические сказки // Проблемы теории и практики управления”. -1992.
- Романовская Н.И. “Экономическая игротека”. Москва, 1994 год.
- Самоукана Н.В. “Игры в школе и дома” - М.: Новая школа, 1993.
- Сандерс Ф. и др. “Основные экономические понятия. Структура преподавания”. – М.: Аспект-Пресс, 1995.
- Смирнова Т.О., Т.Н. Проснякова. “Методические рекомендации в помощь учителю экономики 2–4 классов” (ФНМЦ им. Л.В.Занкова) “Белка и компания. Экономика в сказках, играх и задачах” – учебник, задачник-тетрадь в 2-х частях. Самара, корпорация “Федоров”, 2000 год.
- Стейнлек Дж.Ф. “Экономика для начинающих” // пер с англ. –М.: Республика, 1994.
- Список рекомендуемой литературы для учащихся
- Автономов В.С. Введение в экономику, 2008.
- Основы предпринимательской деятельности, книга для учителя 10–11 классы, 1997.
- Райзберг Б.А. “Твоя экономика”. Москва, 1996 год.
- Розанова Н.М. «Моя фирма». Москва, 2006 г
- Хесс Карл. “Капитализм для детей. Как стать предпринимателем”. - М.: Вагриус, 1994.
- Некоторые результаты реализации элективного курса
Курс реализуется в 9-х классах с 2011 г.
Ежегодно по результатам посещения элективного курса «Введение в экономику» осуществляется выбор предмета «Экономика» в качестве профильного предмета в классах социально-экономического и социально-гуманитарного профилей.
Таблиц 1. Выбор предмета «Экономика» на профильном уровне
Учебный год | Количество выбравших предмет «Экономика» на профильном уровне | Количество посещавших занятия элективного курса |
2011-2012 | 11 | 8 |
2012-2013 | 9 | 6 |
Обучающиеся школы участвуют о Всероссийской олимпиаде школьников по «Экономике».
Таблица 2. Результативность участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике
Учебный год | Количество участников олимпиады | Количество победителей и призеров |
2011-2012 | 3 | 1 призер |
2012-2013 | 6 | 1 победитель и 2 призера |
Таблица 3 . Результаты поступления в Вузы на экономические специальности
Учебный год | Количество поступивших на экономические специальности |
2011-2012 | 3 |
2012-2013 | 4 |
Таблица 4 . Участие обучающихся в конкурсах, конференциях по экономике
год | Мероприятие/уровень | ФИО автора | Название /тип работы | Результат участия |
2010 | Районная научно-практическая конференция | Абраменко Роман, 11 класс | Проектно -исследовательская работа «Как стать квалифицированным специалистом с наименьшими затратами» | Диплом победителя |
2010 | Международный дистанционный конкурс молодежных предпринимательских проектов «Создай свой бренд» | Коллективная, 11 класс | Предпринимательский проект «Таежный бамбук» | Диплом за 2 место |
2011 | Районная научно-практическая конференция | Михайлова Дарья, 10 класс | Проект «Эффективность личного приусадебного хозяйства» | Диплом за 3 место |