ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ» ДЛЯ 11 КЛАССА
элективный курс по экономике (11 класс) на тему

Камидуллина Татьяна Юрьевна

Жизнь общества зависит от  экономических законов не меньше, чем от законов природы. Количество или качество товаров и даже настроение людей, в конечном счёте, определяются экономическими законами. Данный элективный курс предназначен для учащихся 11 классов и состоит из 17 теоретических занятий, которые сочетаются с элементами индивидуального и группового исследования по тем или иным вопросам. Курс не рассчитан на глубокое изучение экономических вопросов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivy_2013.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Пояснительная записка  .

Жизнь общества зависит от  экономических законов не меньше, чем от законов природы. Количество или качество товаров и даже настроение людей, в конечном счёте, определяются экономическими законами. Данный элективный курс предназначен для учащихся 11 классов и состоит из 17 теоретических занятий, которые сочетаются с элементами индивидуального и группового исследования по тем или иным вопросам.

Курс не рассчитан на глубокое изучение экономических вопросов.

ЦЕЛЬ КУРСА : Ознакомить учащихся с основными понятиями, закономерностями и  принципами экономических учений прошлого и настоящего; с тем, как они связаны между собой, как они действуют и используются в современной деловой практике.

ЗАДАЧИ КУРСА:

  • усвоение основных знаний об экономических учениях прошлого и современности
  • развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний
  • формирование готовности использовать полученные знания в конкретных ситуациях
  • развитие интереса к экономическим наукам       

СОДЕРЖАНИЕ   элективного курса включает 2 раздела:

А)  история экономических учений

Б) общая история экономики.

МЕТОДЫ РАБОТЫ:  лекция, беседа, моделирование ситуаций, подготовка сочинений, рефератов, презентаций .

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ  в процессе обучения учащиеся приобретают  следующие умения:

  • поиск, первичный анализ и применение информации по экономической тематике
  • умение логично и чётко излагать свои мысли
  • аргументировать свои ответы и вести цивилизованную дискуссию                   

                                            Основное содержание курса:

Раздел 1

Зарождение и особенности экономической мысли Древнего Востока (Древний Египет, Вавилония, Древний Китай, Древняя Индия).  Особенности экономической мысли античного общества ( Ксенофонт, Платон, Аристотель).Особенности экономической мысли в эпоху Средневековья ( Ибн – Хальдун, Фома Аквинский). Сущность и проблематика теории меркантилизма (этапы развития и национальные особенности меркантилизма, критика меркантилизма). Общественно – экономические концепции социалистов – утопистов  ( Сен – Симон, Фурье, Оуэн). А. Смит -  родоначальник классической школы политической экономики.  Исторические условия возникновения марксизма и его идейная направленность ( теория прибавочной стоимости).Взгляды на природу и задачи переходного периода ВИ Ленина, ЛД Троцкого, НИ Бухарина.

Раздел 2

 Становление цивилизации как воспроизводящего хозяйства. Имперский тип воспроизводства: иерархия власти и собственности на Ближнем и среднем Востоке, в Индии, Китае и Риме. Цивилизация христианского Запада. Средневековье, Возрождение. Реформация. Становление индустриальной цивилизации: движущие силы и институты индустриализации. Периодические кризисы и длинные волны. Олигополия. Становление крупной современной корпорации. Сдвиги к постиндустриальному обществу. Мировой финансовый кризис конца 20 –го века.          

        Календарно – тематическое планирование элективного курса « История экономики».

раздел

дата

Тема урока

Вид контроля

История экономических учений 8(Ч)

1

Зарождение и особенности экономической мысли Древнего Востока

2

Особенности экономической мысли античного общества

3

Особенности экономической мысли в эпоху Средневековья

4

Сущность и проблематика теории меркантилизма

сообщения

5

Общественно – экономические концепции социалистов - утопистов

презентация

6

А. Смит – родоначальник классической школы политической экономии

доклад

7

Исторические условия возникновения марксизма и его идейная направленность

8

Взгляды на природу и задачи переходного периода ВИ Ленина, ЛД Троцкого, НИ Бухарина

дискуссия

Общая история экономики (9ч)

9

Становление цивилизации как воспроизводящего хозяйства

10

Имперский тип воспроизводства

11

Цивилизация христианского Запада

12

Средневековье, Возрождение, Реформация

13

Становление индустриальной цивилизации

доклад

14

Периодические кризисы и длинные волны

15

Олигополия

                                                             Список литературы

1 Райзберг БА  Экономическая энциклопедия для детей и взрослых. М: АОЗТ «Нефтехиминвест», 1995г.

2 Ионова СМ, Энговатова ОА История экономики М: Аллель, 2008г.

3 Экономический словарь

4 Элективные курсы по обществознанию(экономика и социальное проектирование) для       ППП и ПО в 9 – 11 классах Москва «Глобус» 2008г.

                                            Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                                   средняя общеобразовательная школа п. Таёжный

             

Рассмотрено                                                                  Согласовано:        Приложение к приказу № _____

На заседании МО                                                     зам.директора по УВР        директор школы

Учителей общ.-гуманитарного цикла                    __________  Л.П. Аширова        ___________ Н.П. Тихонова

протокол  № ___ от  «____» _______ 2012 г.            «____» _________ 2012 г.        «____» __________ 20012г.

                                                             

                                                     

                                                         

                                                         ПРОГРАММА

                                                ЭЛЕКТИВНОГО  КУРСА

                                             «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ»

                                                                11 КЛАСС

                                     

                       

                                            КАМИДУЛЛИНА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА

                                             Учитель истории, обществознания и права

                                         Первая квалификационная категория

                                                2012 /2013 год

                                    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                                   средняя общеобразовательная школа п. Таёжный

             

Рассмотрено                                                                  Согласовано:        Приложение к приказу № _____

На заседании МО                                                     зам.директора по УВР        директор школы

Учителей общ.-гуманитарного цикла                    __________  Л.П. Аширова        ___________ Н.П. Тихонова

протокол  № ___ от  «____» _______ 2012 г.            «____» _________ 2012 г.        «____» __________ 20012г.

 

                                   П Р О Г Р А М М А

               групповых занятий в 9 классе

                  по обществознанию

                        «Политика и власть»

(34 ч)

                                            КАМИДУЛЛИНА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА

                                             Учитель истории, обществознания и права

                                         Первая квалификационная категория

                                                2012 /2013 год

Пояснительная записка

        Программа групповых занятий рассчитана на учащихся 10 классов. Программа составлена из расчета 1 час в неделю.

        Предлагаемый курс направлен на:

  • Расширение и углубление знаний учащихся в области политики и права современной России.
  • Совершенствование умения анализировать политическую информацию, выявлять общее и различие.
  • Формирование умения четко формулировать собственные суждения и аргументы, отстаивать свою позицию.

        Цель:  Формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, инициативности, способности к успешной социализации в обществе.

Содержание программы

  • Тема 1. Политические процессы в современной России (20 ч.)

        Основные проблемы современного Российского государства. Две стороны политической ответственности. Специфика российской жизни конца 90-ых г. Субъекты и объекты экономического производства. Осуществление реформ. Политические предпосылки успешности реформирования. Политические направления исполнительной власти. Какое государство строить России? «Государство всеобщего благоденствия». Специфика роли государства в России. Основная задача государства России. Содержание государственной деятельности в современной России. Функции государства. Организованная форма государства в современной России. Модели демократии и их содержательное основание. Предпосылки Российской демократии. Конституционные основания демократии в современной России. Содержательное основание разделения властей. Постсоветский вариант разделения властей в России. Задачи исполнительной власти. Проблема соблюдения социальных гарантий Российским государством. Перспективы развития правового государства в России. Формы движения к правовому государству. Проблема преодоления тоталитарных традиций в России. Функции плюрализма в современной демократической организации. Массовая посттоталитарная идеология.  Необходимость согласия в современной России. Инновационная деятельность в демократическом обществе.

  • Тема 2. Политические институты и политическая деятельность (14 ч.)

        Избирательная система. Основные формы демократических избирательных систем. Институт разделения властей. Функции власти. Политические партии. Специфика партийной деятельности в демократическом обществе. Плюрализм в условиях современной демократии. Легальность и легитимность власти в условиях демократии. Политическая культура. Группы интересов и группы давления. Субъект и объект в политике. Политическое действие. Социально – политические конфликты. Политическое поведение. Политический статус. Политическое лидерство. Внутренняя и внешняя политика государства.

   

Календарно – тематическое планирование групповых занятий «Политика и власть» в 9 классе (34ч.)

Тема урока

Вид контроля

Дата

Тема 1.  Политические процессы в современной России (20 ч.)

1.

Основные проблемы современного Российского государства.

2.

Специфика российской жизни конца 90-ых г.

3.

Осуществление реформ.

4.

Политические предпосылки успешности реформирования.

5.

Какое государство строить России?

6.

Специфика роли государства в России.

7.

Содержание государственной деятельности в современной России.

8.

Модели демократии и их содержательное основание.

9.

Предпосылки Российской демократии.

10.

Конституционные основания демократии в современной России.

11.

Содержательное основание разделения властей.

12.

Постсоветский вариант разделения властей в России

13.

Проблема соблюдения социальных гарантий Российским государством.

14.

Перспективы развития правового государства в России.

15.

Проблема преодоления тоталитарных традиций в России.

16.

Функции плюрализма в современной демократической организации.

17.

Массовая посттоталитарная идеология.  

18.

Необходимость согласия в современной России.

19.

Необходимость  политического диалога в современной России.

20.

Инновационная деятельность в демократическом обществе.

Тема 2. Политические институты и политическая деятельность (14 ч.)

21.

Основные формы демократических избирательных систем.

22.

Институт разделения властей.

23.

Специфика партийной деятельности в демократическом обществе.

24.

Роль политической оппозиции в демократическом обществе.  

25.

Легальность и легитимность власти в условиях демократии.

26.

Политическая культура.

27.

Группы интересов и группы давления.

28.

Субъект и объект в политике.

29.

Политическое действие.

30.

Социально – политические конфликты.

31.

Политическое поведение.

32.

Политический статус.

33.

Политическое лидерство.

34.

Внутренняя и внешняя политика государства.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Азбука экономики» 10 класс

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...

Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Прикладная экономика» 10 класс

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...

Проверочный тест по теме "Зачем нужна экономика? Устройство экономики" 7 класс

В связи с ограниченным преподаванием экономики в непрофильных школах преподаватели испытывают затруднение в подборе проверочного материала. Предлагаю ряд тестов для основной школы 7-8 класс, которые м...

Программа Семья и экономика 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению в рамках ФГОС второго поколения 5 класс...

Рабочая программа по основам экономики 8 класс

Рабочая программа по курсу основы экономики  8 класс составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования.  Программа ...

Рабочая программа по дисциплине « Экономика » 9 класс для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

   В подростковом возрасте происходят изменения в мышлении. Ребенок требует фактов и доказательств, он больше не принимает с готовностью все, что ему говорят, и подвергает все критике...

Рабочая программа учебного курса «Экономика. 10 класс»

Учебный курс «Экономика» рассчитан на 2 года и изучается в 10—11 классах общеобразовательной школы, в группах с углублѐнным изучением социально-экономических предметов — 68 час...