Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Прикладная экономика» 10 класс
элективный курс по экономике (10 класс) по теме

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.

Изучение экономики и применение её принципов помогают ответить на многие ответы. Школьники смогут лучше узнать себя, свои потребности и возможности. Им станет понятнее, как и почему различные явления и тенденции современной экономической жизни могут отразиться на личных делах и планах. По мере знакомства с основными экономическими законами и принципами они постепенно начнут применять их и вскоре поймут, что экономика – это способ мышления, которому можно научиться так же, как и многому другому. Усваивая фундаментальные понятия и темы, выполняя задания, отвечая на вопросы, принимая участие в обсуждениях, школьники обнаружат, что в основе многих процессов социально-экономической реальности лежат четкие и определенные закономерности, описанные в экономической науке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Prikladnaya_ekonomika.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

« Быковская средняя общеобразовательная школа №1»

Согласовано

Утверждаю

Директор школы

Председатель районного

И.А.Сорокина

экспертного совета

Т.Ф.Прокопенко

Программа

Элективного курса по экономике (17 часов)

«Прикладная экономика»

10 класс

                                                                           Автор: Н.Ю.Грицфельдт

                                                                    Учитель технологии

высшей квалификационной

                                                     категории.

2011-2012 уч.год

Пояснительная записка

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.

Изучение экономики и применение её принципов помогают ответить на многие ответы. Школьники смогут лучше узнать себя, свои потребности и возможности. Им станет понятнее, как и почему различные явления и тенденции современной экономической жизни могут отразиться на личных делах и планах. По мере знакомства с основными экономическими законами и принципами они постепенно начнут применять их и вскоре поймут, что экономика – это способ мышления, которому можно научиться так же, как и многому другому. Усваивая фундаментальные понятия и темы, выполняя задания, отвечая на вопросы, принимая участие в обсуждениях, школьники обнаружат, что в основе многих процессов социально-экономической реальности лежат четкие и определенные закономерности, описанные в экономической науке.

Многие школьные предметы вносят вклад в экономическое образование учащихся: география, обществознание, информатика и др., раскрывая его различные аспекты. Однако специальной дисциплины, формирующей экономические знания о рыночной экономике, в школе нет. Таким образом, актуальность введения элективного курса по экономике объясняется следующими причинами:

  1. переходом России на рыночные отношения  и необходимостью повышения экономических знаний у учащихся;
  2. отсутствием специального предмета в школе;
  3. недостаточными знаниями учащихся школы в экономических вопросах и заинтересованностью школьников в данной проблеме.

Цель курса:

  1. усвоение учащимися основных положений экономической науки о народном хозяйстве, о потребностях человека и общества, о производстве продукции, товаров, о распределительных и товарообменных процессах, о финансах и денежном обращении.

Задачи  курса:

  1. ознакомление учеников с фундаментальными идеями и понятиями экономики;
  2. приобретение школьниками простейших навыков прикладного характера;
  3. выработка у учащихся активной жизненной позиции по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам;
  4. изложение учащимся сведений, необходимых им для последующего выбора профессии и сферы деятельности.

Работа элективного курса строится на принципах:

  1. междисциплинарности;
  2. научности и доступности;
  3. экологичности;
  4. личностно-деятельностного подхода;
  5. гуманизации.

Каждое занятие включает в себя разнообразные формы: работу с классом, индивидуальную работу с учащимися и работу в малых группах. В процессе обучения приоритет отдан активным формам: моделирующим играм, упражнениям, исследованиям, самостоятельным работам, с последующим анализом полученных результатов. Такие педагогические методы адекватны возрастным особенностям десятиклассников, поэтому более эффективны как для мотивации учеников, так и для создания учителем отправной точки, которая поможет школьникам вспомнить. Поразмышлять и построить новые знания о тех же понятиях, когда они будут изучать их в дальнейшем.

Особое место в курсе занимает работа по формированию навыков самостоятельной работы с информацией.

В курсе широко используются материалы, разработанные сотрудниками Межрегиональной общественной организацией  «Достижения молодых – Junior Achievement Russia» и сотрудниками Международного центра экономического и бизнес-образования (МЦЭБО).

 В результате  изучения данного курса учащиеся

 должны знать:

  1. что такое ВВП;
  2. показатели экономического роста и уровня жизни населения;
  3. производственные издержки;
  4. национальный доход;
  5. распределение доходов;
  6. рынок труда;
  7. виды конкуренции;
  8. маркетинг;
  9. налоги и государственный бюджет;
  10. инфляция;
  11. макроэкономические показатели;
  12. основы международной политики;
  13. что такое «мировая экономика».

должны уметь:

  1. использовать полученные знания для решения простейших экономических задач и конкретных жизненных ситуаций;
  2. применять закон убывающей отдачи;
  3. анализировать цели и стратегии бизнеса;
  4. применять экономические законы для объяснения изменений в структуре занятости и разницы в оплате труда;
  5. анализировать показатели уровня жизни и распределения доходов населения;
  6. разрабатывать рекламу;
  7. определять виды налогов;
  8. анализировать виды инфляции;
  9. применять экономические принципы;
  10. пользоваться различными источниками информации.

Формы контроля:

  1. уроки самооценки и оценки товарищей;
  2. презентация рекламы;
  3. тестирование;
  4. задания в рабочей тетради;
  5. работа в «экономической лаборатории».

Тематическое планирование элективного курса

«Прикладная экономика».

(17 часов)

Тема

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекция

практикум

1

Производство и производительность

2

1

1

Деловая игра «Компания». Тест. Экокроссворд.

2

Рынок труда

2

0,5

1,5

Упражнение «Анализ уровня жизни и распределения доходов населения».

Тест.

3

Конкуренция

3

0,5

2,5

«Экономическая лаборатория».

Тест. Презентация рекламы.

4

Государство и рыночная экономика

2

0,5

1,5

«Экономическая лаборатория».

Тест. Экокроссворд.

5

Деньги и финансовые институты

2

0,5

1,5

Деловая игра «Банкиры».Тест.

Решение задач.

6

Стабилизация экономики

2

1

1

Анализ графиков.

Тест.

«Экономическая лаборатория».

7

Международная торговля

2

1

1

Анализ валютного рынка. Тест. Экокроссворд. «Экономическая лаборатория».

8

Мировая экономика: преимущества и вызовы

2

1

1

«Экономическая лаборатория».

Тест. Экокроссворд.

Всего

17

6

11

Содержание обучения

Тема 1. Производство и производительность.

Валовой внутренний продукт. Показатели экономического роста и уровня жизни населения. Факторы производительности. Основные функции управления. Производственные издержки.

Тема 2. Рынок труда.

Чистый национальный продукт. Национальный доход. Распределение доходов. Тенденции развития трудовых отношений.

Тема 3. Конкуренция.

Рыночная конкуренция и координация рынка. Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция. Чистая ценовая конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Маркетинг.

Тема 4. Государство и рыночная экономика.

Вмешательство государства в рыночную экономику. Эффективное финансирование рынка. Структура доходов и расходов всех уровней бюджетной системы. Налогообложение. Виды налогов. Дефицит и профицит бюджета. Государственный долг.

Тема 5. Деньги и финансовые институты.

Деньги. Виды денег. Функции и свойства денег. Функции Центрального банка. Стоимость денег. Инфляция.

Тема 6. Стабилизация экономики.

Макроэкономические показатели. Различные фазы экономического цикла. Фискальная и монетарная политика.

Тема 7. Международная торговля.

Импорт. Экспорт. Международная торговля. Международная интеграция. Международная финансовая система. Платежный баланс.

Тема 8. Мировая экономика: преимущества и вызовы.

Мировая экономика. Особенности экономического роста. Темпы роста. Показатели уровня развития страны. Интернационализация мирового хозяйства. Глобализация. Конкурентоспособность страны на мировом рынке.

Список литературы.

Литература для учащихся.

  1. Прикладная экономика(учебное пособие): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2003.
  2.   Автономов В.С. Введение в экономику. М.: Вита-Пресс, 2001.
  3. Прикладная экономика(сборник заданий): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2003.

Литература для учителя.

  1. Равичев С и др. Сборник задач по экономике. 8-11 классы. М: Наталис, 1998.
  2. Равичев С и др. Сборник  тестовых заданий по экономике. 8-11 классы. М: Наталис, 1998.
  3. Прикладная экономика(учебное пособие): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2003.
  4. Прикладная экономика(сборник заданий): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2003.
  5. Экономика (базовый курс): И.В.Липсиц. –М.,  «Вита пресс»,2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Решение текстовых задач по алгебре". 9б класс На 2011-2012 учебный год Всего:35 часов

Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства.В настоящее вре...

Пояснительная записка к рабочей программе элективного курса «Русское правописание : орфография» для учащихся 9 класса Всего за год 34 часа, 1час в неделю.

Программа  элективного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования ,Федерального базисного учеб...

Программа элективного курса "Логика в информатике" для учащихся 10 класса (17 часов)

Программа содержит два раздела, связанные единой идеей.Первый раздел: “Элементы математической логики”. На изучение этого блоков отводится 11 часов, из них 1 час на определение успешности усвоения мат...

Программа элективного курса: Системы счисления и компьютерная арифметика 10 класс (17 часов)

Элективный курс по информатике «Системы счисления и компьютерная арифметика» базируется на знаниях и умениях учащихся основной школы, сформированных при изучении обязательного общеобразовательного пре...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...