Программа "Введение в экономику"
методическая разработка (9 класс) по теме

Смирнова Галина Николаевна

Программа для учащихся 9 класса с особыми интеллектуальными особенностями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_ekonomike_redakt.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

______________________

______________________

______________________

«____»__________2010 г.

                          « Введение в экономику»

                                         программа для учащихся 9 класса, 34 часа, 1 час в неделю

Учитель:

Смирнова Галина Николаевна

Великий Новгород

2012/2013 учебный год

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Актуальность.

В наше время в связи с переходом от одной экономической системы к другой и с возникновением новых экономических отношений, требуется формирование нового поколения экономически грамотных людей. Появление в нашей школе курса «Введение в экономику» является попыткой приобщения учащихся к азам экономической грамотности, формирования нового экономического мышления. Курс позволяет учащимся адаптироваться в современной жизни в сложный период перехода к рыночной экономике.

В ЦППРК учатся подростки, для которых очень сложен процесс адаптации к внешнему окружающему миру в современной жизни. Психофизические особенности учащихся с ЗПР характеризуются недостаточно высоким уровнем развития познавательных процессов и интеллекта в целом. Не способствует развитию экономической грамотности в большинстве случаев и семья. Следовательно, уроки экономики для этих учащихся являются единственно доступным источником формирования правильного экономического мышления и подготовкой к дальнейшему изучению основ экономики в средних профессиональных учебных заведениях.

1.2.Научная обоснованность.

Программа составлена на основе программы И.В.Липсица «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности».

И.В.Липсиц рекомендует эту программу для изучения в 7-8 классах, а предпочтительнее в 9 классе, т.к. она должна предварять изучение базового уровня экономики в 10 классе (или в среднем профессиональном учебном заведении).

Программа И.В.Липсица основана на принципах:

системного подхода к изучению экономики;

гуманизма;

системности коррекционно-развивающих задач;

научности.

1.3.Направленность и уровень программы.

Цель - формирование у учащихся основ экономических знаний, необходимых для ориентации в современном рыночном мире, создание основы для дальнейшего изучения экономики.

Задачи:

развитие экономического образа мышления;

усвоение элементарной экономической терминологии;

рост экономической грамотности;

воспитание уважения к труду.

Программа предназначена для учащихся 9 классов, что соответствует рекомендациям И.В.Липсица. В ГОУ ЦППРК №12 обучаются дети, которым ранее был поставлен диагноз ЗПР. Эти учащиеся отличаются низким уровнем развития познавательных процессов и интересов, общей осведомленности, мышления. Поэтому изучение основ экономики должно способствовать развитию словарного запаса учащихся, общей и предметной осведомленности, умению устанавливать причинно- следственные связи, развитию абстрактного мышления.

1.4.Форма проводимой работы.

Групповая форма в виде урока со всем классом.

1.5.Длительность программы.

Программа курса «Введение в экономику» рассчитана на 34 урока,1 час в неделю. Проводится один год в 9 классе коррекционного образовательного учреждения VII вида.

1.6.Условия реализации.

Занятия проводит учитель ВКК. Уроки проводятся в кабинете, оборудованном учебными столами. Классной доской, компьютером, DVD, телевизором. Выполнение программы обеспечено дидактическим раздаточным материалом, тематической методической библиотечкой.

2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

I раздел.  «Что такое экономика »- 4 часа.

 

В этом разделе учащиеся познакомятся с историей возникновения экономики, её значением в жизни человека, с основными отраслями экономики и элементами организации производства.

II раздел «Торговля и производство» - 6 часов.

В этом разделе  изучаются особенности рынка, развитием розничной и оптовой торговли, особенностями биржевой торговли, как торговля помогает производству.

III раздел «Деньги» - 11 часов.

Этот раздел знакомит учащихся с историей возникновения и видами денег, деятельностью банков и кредитованием.

IV раздел «Заработная плата»- 7 часов.

В том разделе учащиеся познакомятся с миром профессий, с тем как люди зарабатывают деньги, важностью приобретения профессии и с тем, как построить свою карьеру и как она влияет на доходы.

V раздел»Собственность» - 4 часа.

В разделе учащиеся узнают о видах собственности и способах её получения, о том. Как можно лишиться собственности.

2.1.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ.

№п/п

Тема

Цели и задачи

Наименование форм работы

Кол-во часов

1

Зачем нужна экономика.

Знать об экономике, как хозяйственной деятельности, зачем и когда люди создали экономику.

составление опорного конспекта, обсуждение задания по роману Д.Дефо «Робинзон Крузе»,тестирование по теме урока

1

2

Как устроена хозяйственная жизнь человечества

Что помогает людям жить лучше, что такое уровень жизни и от чего зависит продолжительность жизни.

составление опорного конспекта, тестирование по теме урока, диспут «От чего зависит продолжительность жизни человека?»

1

3

Как возникла экономика

Когда и как возникла экономика,

иметь понятие о производственных ресурсах, производительности и отраслях экономики.

беседа, обсуждение, практическая работа «Отрасли экономики»

1

4

Как организуется производство благ

Иметь  представление о технологии  как основе организации использования производственных ресурсов, о менеджменте.                                  

обсуждение «Чем менеджеры отличаются от предпринимателей», эссе «Мой герой»

1

5

Торговля - союзник производства

Зачем людям торговля и как она помогает производству, роль торговли в улучшении условий хозяйственной деятельности человека.

составление схемы «Торговля», тестирование

1

6

Какая бывает торговля

Понятие о розничной торговле, её функциях.

составление опорного конспекта


1

7

Многоликая розничная торговля

Понятие о розничной торговле, торговой сети, дилерах.

экскурсия в магазин

1

8

Зачем нужна оптовая торговля

Выгоды оптовой торговли, понятие о скидках.

составление схемы «Отличия оптовой торговли от розничной»

1

9

Как оптовая торговля помогает производству

Как производство влияет на развитие оптовой торговли и наоборот, развитие оптовой торговли в России.

зачетное тестирование по пройденному материалу

1

10

Зачем нужна биржа

Сущность  и организация биржевой торговли, типы биржевых стратегий, кто такие брокеры и дилеры.

составление схем «Брокеры и дилеры», «Модель биржи»



1


11

Деньги - помощник торговли

Что такое деньги и их функции.

тестирование по предыдущему материалу

1

12

Краткая история звонкой монеты

Когда были изобретены монеты, как сложилась денежная система.

составление схемы «Биография монеты в России»

1

13

Зачем люди придумали банки

Когда и зачем появились первые банки, современное банковское дело.

составление опорного конспекта

1

14

Банковские деньги

Что такое банковская расписка, чек, банкнота.

составление опорного конспекта

1

15

Как бумажные деньги стали главными

Эволюция денег, эмиссия денег.

беседа

1

16

Как банки сделали деньги невидимыми

Что такое безналичные денежные расчеты, как люди платят чеками.

заполнение таблицы «Плотность банковского обслуживания»

1

17

Как работают безналичные деньги

Чем безналичные деньги отличаются от наличных, как  работает система безналичных расчетов.

заполнить таблицу «Виды платежных карточек»

1

18

Деньги и банки в век электроники

Кто придумал платежные карточки, оплата товаров с помощью кредитной и дебетной карточек.

составить опорный конспект

1

19

Как работает электронная карточка

Что такое кредитная история и «стоп - лист».

составление схемы «Отличие смарт - карты от карты- кошелька»

1

20

Как создаётся и работает банк

Что такое банк и как он работает.

сообщения учащихся о банках В.Новгорода


1

21

Что такое кредитование

Чем передача в долг гражданам отличается от кредитования банком, принципы кредитования.

составление схемы «Принципы и механизмы кредитования», практическая работа «Расчет прибыли банка»

1

22

Как люди зарабатывают деньги

Что такое заработная плата и её виды.

составление таблицы «Реальный доход наемного работника» и «Виды оплаты труда»

1

23

Почему существует повременная зарплата

Как оплачивают труд некоторым категориям работников.

опорный конспект

1

24

В мире профессий и заработков

Что такое человеческий капитал и кто востребован на рынке труда.

сообщения учащихся о профессиях своих родителей и своей будущей профессии

1

25

Как люди добиваются увеличения своих заработков

Система профессионального образования, её значение и роль.

тестирование, составление таблицы «Эволюция профессионального образования»

1

26

Что такое карьера и как она влияет на доходы

Что такое карьера и как она формируется.

диспут « Кто такой карьерист? Быть карьеристом плохо или хорошо?»

1

27

Как платят за творчество

Отличие творческого труда от наемного, особенности оплаты творческого труда.

составление схемы «Гонорар и роялти»

1

28

Как производство помогает творцам

Формы защиты авторского права, кража интеллектуальной собственности.

составление таблицы «Формы защиты авторского права»

1

29

Что такое собственность и зачем она людям

Собственность и её типы.

составление опорного конспекта

1

30

Как люди становятся собственниками

Способы приобретения собственности, границы прав собственников.

схему составить «как работают права собственников»

1

31

За что можно лишиться собственности

Знать, какими законными способами владелец может лишиться собственности,

законодательные основания изъятия собственности, понятие о банкротстве.

диспут «Банкротство- хорошо или плохо для экономики?»

1

32

Экономика: как всё это работает вместе

Как потребности влияют на хозяйственную деятельность, что такое маркетинг и кто такие маркетологи, что такое прибыль.

составление схемы «Маркетинг»

1

33 - 34

Обобщение знаний по курсу. Зачет

тестирование

2

3.Требования к результату реализации программы.

В результате изучения предмета учащиеся  должны:

 Знать/понимать:

функции денег;

банковскую систему;

причины различий в уровне оплаты труда;

виды ценных бумаг;

собственность, её виды.

 

Уметь:

описывать действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда;

объяснять причины неравенства доходов, инфляции;

приводить примеры факторов производства и факторных доходов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

получения и оценки экономической информации;

оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

                     

4.Методы и средства оценки результативности программы.

Подготовка  и защита учащимися реферата по выбранной теме или итоговое тестирование. К теме каждого урока разработано тестирование, позволяющее осуществлять диагностику  по усвоению  обучающимися тем разделов и в целом программы .( Содержание тестов прилагается ).

   

5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Блидман Д.Л. «Экономика:9 класс, ответы на билеты»,М,Эксмо,2007 г.

ЗаиченкоН.А. «Опорный конспект школьника по экономике», рабочая тетрадь для 7-8 класса, М. ВИТА-ПРЕСС,2004 г.

Замек М.Я. «32 урока по экономике»,рабочая тетрадь учителя,М. ВИТА-ПРЕСС, 1995 г.

Романов В.М. «О том, как Митрофан делал первые шаги в коммерции», М, 1993 г.

Любимов Л.Л., И.В.Липсиц «Основы экономики», М.Просвещение, 1994 г.

Липсиц И В. «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений, М.ВИТА-ПРЕСС, 2009 г.

Экономика 7-8 классы, поурочные планы по учебнику И.В.Липсица, автор- составитель Г.А.Сафронова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Азбука экономики» 10 класс

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...

Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Прикладная экономика» 10 класс

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...

Проверочный тест по теме "Зачем нужна экономика? Устройство экономики" 7 класс

В связи с ограниченным преподаванием экономики в непрофильных школах преподаватели испытывают затруднение в подборе проверочного материала. Предлагаю ряд тестов для основной школы 7-8 класс, которые м...

Презентация для урока экономики сказка "Экономика изумрудного государства"

В презентации, в форме сказки, рассмотрены  типы экономических систем: традиционная, административно-командная, рыночная, смешанная....

Практические занятия по дисциплине «Аудит» для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (экономика)» 3 курс

На современном этапе рыночной экономики происходят существенные изменения в экономике, как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровне: складывается современная система рыночных отношени...

Неделя экономики в школе . Внеклассное мероприятие по экономике для 4-6 классов "Экономика +обществознание"( игра)

Сегодня необычная игра:                  Экономика и обществознание в гостях у нас....