Экономическая эффективность образования в новых условиях.
статья по экономике на тему

Якушина Наталья Александровна

В связи с принятием нового закона Об образовании Российской Федерации меняются экономические механизмы финансирования образовательных учреждений. Руководитель образовательного учреждения в современных условияхвынужден заниматься вопросами экономической эффективности образовательного учреждения. Данная статья рассматривает экономическую эффективность в образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon экономическая эффективность34 КБ

Предварительный просмотр:

Экономическая эффективность образования в новых условиях.

Экономическая эффективность - результативность экономической системы, выражающаяся в отношении полезных конечных результатов ее функционирования к затраченным ресурсам. Складывается как интегральный показатель эффективности на разных уровнях экономической системы, является итоговой характеристикой функционирования национальной экономики.
Экономическая трактовка понятия эффективность определяется отношением полученных результатов к затратам. Тем большей будет эффективность, чем меньше будут затраты при неизменном качестве продукции. Но применима ли данная формулировка к сфере образования?        

Как руководителю сократить затраты и на выходе получить «хороший, качественный продукт»?

Эффективность образования нельзя рассматривать с позиций снижения затрат. Скорее сих надо правильно перераспределить. Экономия финансовых средств в одной сфере производства позволит улучшить показатели в другой сфере. Необходимо выделить критерии, по которым можно было бы судить об эффективной работе учреждения в системе общего образования детей.

Образование составляет социально-экономическую сферу жизни общества. Главным критерием социально-экономической эффективности является степень удовлетворения конечных потребностей общества, и, прежде всего, потребностей, связанных с образованием и развитием человеческой личности.

 Поэтому одним из критериев эффективной деятельности учреждения образования является его способность предоставить широкие возможности для развития личности ребёнка в различных видах деятельности и областях знаний.

В связи с изменениями социально-экономических условий развития общества появляются потребности в новых дополнительных образовательных услугах.

Судить об эффективности или неэффективности какой-либо деятельности невозможно не анализируя результаты данной деятельности. Результаты обучения в школе прослеживаются через оценки, государственную итоговую аттестацию, результативность работы учреждения также показывает участие обучающихся в конкурсах, соревнованиях, фестивалях различного уровня.

 Необходимо предоставить равные возможности проявления своих способностей всем обучающимся, независимо от территориальных, социальных и других особенностей образовательного учреждения. Поэтому критерием результативности в данном случае  является способность образовательного учреждения  оказывать образовательные услуги,  соответствующие современным запросам общества.

Основные направления развития воспитания в системе образования направлены на создание условий для воспитания духовно-нравственного поколения, развития личности каждого ребенка, его познавательных, созидательных способностей, умеющего самостоятельно принимать ответственные решения, отличающегося гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой, владеющего навыками здорового образа жизни.

Подводя итоги всего вышесказанного, необходимо отметить экономическую эффективность названных критериев.

1) Уровень жизни отдельного человека в стране тем выше, чем больше своих потребностей он может удовлетворить, соответственно, тем более эффективна экономика данной страны и всех функционирующих систем, включая образование.  Социально-экономической эффективностью обладает та экономическая система, которая в наибольшей степени обеспечивает удовлетворение многообразных потребностей людей: материальных, социальных, духовных, гарантирует высокий уровень и качество жизни.

2) Экономическая формулировка эффективности, в которой приоритетом является продуктивность, в данном случае наиболее приемлима, так как позволяет соотнести затраты с полученными результатами. Если же анализировать способность образовательного учреждения предоставлять качественные образовательные услуги, путём повышения экономической эффективности, имея ввиду оптимизацию расходов, грамотное распределение финансовых средств для повышения качества обучения, то экономической эффективностью здесь можно считать удовлетворение потребности  в самореализации обучающихся, то есть повышения уровня жизни отдельного человека.

3)Преобладание экономического  подхода в повышении качества предоставляемых образовательных услуг, позволяет развивать  и укреплять материально-техническую базу, повысить квалификационный уровень педагогических кадров, повысить конкурентоспособность образовательного учреждения на рынке образовательных услуг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экономическая эффективность дополнительного образования

Можно ли говорить об эффективности дополнительного образования? Какой эффект оказывает дополнительное образование на подрастающее поколение? Существует ли экономическая эффективность дополнительного о...

Интеграция общего и дополнительного образования в новых социально-экономических условиях

В работе отражены теоретические и практические вопросы интеграции основного и дополнительного образования детей,значение и необходимость рассмотрения данной проблемы по созданию единого образова...

Логико-смысловые модели – одна из эффективных педагогических технологий в условиях реализации новых образовательных стандартов.

Современная молодежь характеризуется наличием клипового мышления. Данный тип мышления необходимо активно использовать при обучении. Помогут в обучении логико-смысловые модели. В данной работе дано опи...

Эффективность системы образования лицея в условиях реализации ФГОС через проектную деятельность учащихся

Все новое – хорошо забытое старое. Очередное подтверждение тому – интерес к проектной деятельности и востребованность этой технологии в современной школе.На слайде представлена историческая справка, к...

Доклад на тему «Новые воспитательные технологии. Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях»

Воспитание детей до сих пор сохраняется в российской семье как ведущая функция. Семья как социальный институт остается посредником между ребенком и обществом, определяющим его становление в реальной ж...

«Проектирование нового образовательного опыта (урока) в новых условиях» (Эффективное преподавание и обучение) (удостоверение).

laquo;Проектирование нового образовательного опыта (урока) в новых условиях» (Эффективное преподавание и обучение) (удостоверение)....

Выступление на августовском совещании работников образования «Пути повышения эффективности физкультурного образования обучающихся в условиях внедрения ВФСК ГТО

В 1931 году вводится Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО), который становится программной и нормативной основой системы физического воспитания для всей ст...