Эффективность системы образования лицея в условиях реализации ФГОС через проектную деятельность учащихся
статья по физике на тему

Марина Валерьевна Фомичева

Все новое – хорошо забытое старое. Очередное подтверждение тому – интерес к проектной деятельности и востребованность этой технологии в современной школе.

На слайде представлена историческая справка, которая поясняет слова, с которых начала свое выступление.

В понимании Дьюи- ребёнок тогда будет учиться с увлечением, когда занятие интересует его лично, содержание учения исходит из его реальной детской жизни, результат такой деятельности можно обязательно практически применить.

В 1931 году метод проектов был осуждён и запрещён постановлением ЦК ВКП(б). Использование «метода проектов» в советской школе в 1920-е годы действительно привело к недопустимому падению качества обучения. Причины представлены на слайде. Обратите внимание на 3 причину (!)

2011-2012 учебном году начальная школа Российской Федерации перешла на работу по новому Федеральному государственному стандарту образования, который устанавливает требования  к результатам обучающихся, осваивающих основную образовательную программу(ООП): личностным, метапредметным и предметным .

Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет в том числе проектная деятельность. Поэтому проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования.

Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.

Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет реализовать основные направления модернизации общего образования:

- интеграцию учебного содержания;

- развитие пользовательских навыков в информационных технологиях;

- формирование информационных, коммуникативных и социальных компетенций;

- формирование у учащихся особого отношения к себе как к субъекту знаний, практических умений и способностей.

В своей деятельности активно применяю методы проектов как в учебной (урочной), так и внеурочной деятельности.

В настоящее время существует проблема в изучения физики в школах. Это связано, прежде всего, с тем, что не хватает демонстрационного и лабораторного оборудования по физике, которое устарело или вышло из строя; старые методики преподавания не вызывают интереса у детей и подростков. Использование проектной деятельности позволяет – научить детей использовать средства компьютерных коммуникаций и программного обеспечения в изучении предмета, повышает мотивацию в изучении науки. «Умеет учить тот, кто учит интересно» - эти слова выдающегося физика А.Эйнштейна должен помнить каждый учитель, для меня они стали слоганом.
Поэтому с целью «внушить охоту и воспитать вкус» к изучению физики, как говорил замечательный популяризатор науки Яков Перельман, использую приемы, представленные на слайде. Эффективно их использовать помогает мне работа методом проектов на уроке физики.

Проектная деятельность органично вписываются в учебный процесс. На уроках физики создается такая проблемная ситуация, в результате которой учащиеся самостоятельно формулируют исследовательские проблемы, делятся своими идеями, мыслями, предлагают разработки, взаимодействуют друг с другом в группах и с учителем, а в некоторых случаях с родителями (что в среднем звене большая редкость). В процессе работы ребята сталкиваются с необычными проблемами, преодолевают их, узнают много нового, используют свои знания.

Ребята работают над исследовательскими проектами. В частности, учащиеся 7,8 классов, из наиболее заинтересовавших их вопросов выбирают один и самостоятельно пробуют найти на его ответ. Такие проекты чаще всего являются долгосрочными. Они требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности, предмета исследования, социальной значимости, продуманных методов, в том числе и экспериментальных. Поэтому имеют структуру, приближенную к научным исследованиям. Примеры – на слайде.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается в процессе работы. Примеры:

«Колонизация Марса и Луны человеком», выполнили учащиеся 9М, которые не просто изучили международные программы колонизации данных небесных тел, рассмотрели небесные тела в сравнении по определенным критериям, представленным на слайде. Построили обобщающую таблицу и на основании сведенной информации и представили собственную схему колонизации (в качестве продукта).

Или проект «Свет и цвет», который выполнили ученицы 9 «М» класса. Девочки изучили цвет — одно из свойств материального мира, познакомились с учением о цвете (цветоведением) (совокупность данных физики, физиологии, психологии и других наук). изучили строение человеческого глаза, и разобрались, как видит человек? И разработали электронное пособие, которое помогает учащимся в изучении раздела оптики и электромагнитных излучений. Оно уже использовалось учащимися 7 класса.

Игровые проекты

Этот вид проектов используется для 5-7 классов. Степень творчества очень высокая, но доминирующим видом деятельности является ролевая, игровая. Примером могут служить уроки, проведенные в виде пресс-конференции по некоторым учебным темам, примеры-на слайде.

Информационные проекты

Примером могут служить актуальные темы, не вошедшие в программу физики средней школы.

 Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который ориентирован на социальные интересы самих участников. Ребята конструируют всевозможные виды фонтанов с элементами автоматики, по завершению изучения механического движения изобретают приборы для определения скорости ветра, катапульту, самодвижущуюся тележку, маятник Фуко, после знакомства с силами изобретают приборы для их измерения. Ребята изобретают термометры, паровые турбины и различные электрические приборы: вентиляторы, фонарики, электромеханические генераторы, телеграфы, электроскоп, индикаторы влажности, психрометры и гигрометры. Примеры представлены на слайде.

Отличие урока с использованием метода проектов от традиционного в том и заключается, что меняется роль учителя. Роль не доминирующая, а помогающая, направляющая. Учащийся сам отбирает нужную ему информацию, определяет ее необходимость, исходя из замысла проекта. Ребята с большим интересом относятся к урокам с элементами проектирования. Проектная деятельность относится к технологии развивающего обучения, т.к. направлена на развитие творческих качеств личности.

Во внеурочной деятельности

Для учащихся 6М и 9М, организованы занятия по проектной деятельности, в ходе которых ребята не просто работали над разработкой проектов, но и получили определенные знания и навыки. Работали над формированием исследовательских умений и навыков проектной работы. В ходе изучения курса учащиеся 9 класса узнали (представлено на слайде) Примерная программа внеурочной деятельности «Проектно-исследовательская деятельность» для 6 М является пропедевтической и составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования

Задачи курса:

содействовать приобретению обучающимися опыта разрешения личных, групповых, социальных проблем и формировать исследовательские и проектные компетенции.

Компетенции, которые должен приобрести ученик, представлены на слайде.

В заключении следует отметить, что проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта. Если выпускник приобретает эти качества, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям. Однако, мы помним исторический опыт и понимаем, что в образовании следует использовать различные технологии, методики, методы и приемы. Только тогда можно добиться хороших результатов в обучении и воспитании личности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационно-образовательной среды лицея как условие реализации ФГОС второго поколения

Кургузов В.А., к.г.н., заместитель  директора по ИКТМОБУ «Лицей №1» г. Оренбурга Переход на  Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения предполагает создани...

Статья.«Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках биологии в условиях реализации ФГОС через проектно-исследовательскую деятельность.»

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в соврем...

Выступление на заседании ГМО учителей музыки и педагогов дополнительного образования - "Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения"

Дополнительные образовательные программы нового поколения требуют от педагогов решения весьма сложных задач, ориентированных на подготовку детей и подростков к углубленному освоению художественно и те...

Повышение качества обучения в условиях реализации ФГОС через использование инновационных образовательных технологий

Доклад к педсовету на тему: Повышение качества обучения в условиях реализации ФГОС через использование инновационных образовательных технологий...

В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность.

В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность....

Доклад «Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения» Педагогический совет №4 «Эффективные технологии воспитательной деятельности как средство реализации ФГОС ООО» от 26.03.2019 г.

В наши дни роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения ощутимо возрастает. Её призвание - решить важнейшую социальную проблему, которая связана с выявлением и развити...

Выступление на тему “Пути повышения эффективности преподавания иностранного языка в условиях реализации ФГОС”

Выступление на районном методическом объединении на тему “Пути повышения эффективности преподавания иностранного языка в условиях реализации ФГОС&rdquo...