Формирование информационно-образовательной среды лицея как условие реализации ФГОС второго поколения
статья по теме

Кургузов В.А., к.г.н., заместитель  директора по ИКТ

МОБУ «Лицей №1» г. Оренбурга

 

Переход на  Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения предполагает создание динамичной информационно-образовательной среды учебного заведения, которая в свою очередь станет элементом регионального образовательного пространства. Основополагающим фактором, обеспечивающим успешность такого перехода, является системность подготовки и комплексность всех видов обеспечения введения ФГОС, постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование и сопровождение всех участников образовательного процесса.

Информатизация образовательного пространства учебного заведения является связующим направлением деятельности всех его подразделений, призванным обеспечить качественно новый уровень подготовки выпускников. Проблема поиска решений эффективной информатизации системы образования и её компонентов является актуальной как на социальном, так и на научно-практическом уровнях [1].

Сложность, выстраивания такой системы в относительно новых условиях заключается в том, что сфера образования включает множество организаций и учреждений, характеризующихся широким спектром деятельности. С одной стороны общеобразовательные  учреждения, обладают определенной самостоятельностью в выработке и проведении технической политики информатизации управления, с другой – большинство привязано к определенному продукту, рекомендуемому вышестоящими инстанциями. Разрабатывать и эксплуатировать разнообразные приложения, созданных на основе различного программного обеспечения, адаптированного к конкретному образовательному учреждению не предоставляется возможным из-за неспособности самостоятельно разрабатывать данные продукты по техническим и финансовым причинам [2]. Те же учреждения, которые способны на такие действия выпадают из общего информационного пространства, так как их системы индивидуальны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_kurguzov_v.a..doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ЛИЦЕЯ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Кургузов В.А., к.г.н., зам. директора по ИКТ

МОУ «Лицей №1» г. Оренбурга 

Переход на  Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения предполагает создание динамичной информационно-образовательной среды учебного заведения, которая в свою очередь станет элементом регионального образовательного пространства. Основополагающим фактором, обеспечивающим успешность такого перехода, является системность подготовки и комплексность всех видов обеспечения введения ФГОС, постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование и сопровождение всех участников образовательного процесса.

Информатизация образовательного пространства учебного заведения является связующим направлением деятельности всех его подразделений, призванным обеспечить качественно новый уровень подготовки выпускников. Проблема поиска решений эффективной информатизации системы образования и её компонентов является актуальной как на социальном, так и на научно-практическом уровнях [1].

Сложность, выстраивания такой системы в относительно новых условиях заключается в том, что сфера образования включает множество организаций и учреждений, характеризующихся широким спектром деятельности. С одной стороны общеобразовательные  учреждения, обладают определенной самостоятельностью в выработке и проведении технической политики информатизации управления, с другой – большинство привязано к определенному продукту, рекомендуемому вышестоящими инстанциями. Разрабатывать и эксплуатировать разнообразные приложения, созданных на основе различного программного обеспечения, адаптированного к конкретному образовательному учреждению не предоставляется возможным из-за неспособности самостоятельно разрабатывать данные продукты по техническим и финансовым причинам [2]. Те же учреждения, которые способны на такие действия выпадают из общего информационного пространства, так как их системы индивидуальны.

 Наибольшее применение информационные системы в образовательных учреждениях находят при автоматизации следующих задач:

-         управление образовательным процессом;

-         финансовое планирование и бухгалтерский учет;

-         учет состояния материально-технической базы;

-         управление персоналом;

-         автоматизация деятельности библиотек;

-         документооборот (формирование приказов, контроль исполнения);

-         подготовка оперативной и внешней отчетности.

В настоящее время сформирован рынок готовых информационных решений для образовательных учреждений. Однако, стоимость подобных продуктов достаточно высока, а возможность функционального и безболезненного включения в рабочий процесс не всегда реализована в достаточной мере. Особенно эффективно происходит внедрение автоматизированных систем, разработанных во взаимодействии образовательных учреждений с разработчиками, так как наиболее полно обеспечивается соответствие организационной структуре учреждения, функциональности и технологии документооборота [3].

Выделим основные сложности применения информационных систем в управлении общеобразовательным учреждением на примере использования 1С «ХроноГраф» Школа 2.5:

-         большой перечень учитываемых данных, не всегда необходимых для обеспечения образовательного процесса;

-        недостаточная функциональность поддержки административной деятельности и внешней отчетности (не реализована возможность составления отчетной формы, кроме выгрузки базы данных на единый государственный экзамен и государственную итоговую аттестацию;

-         слабая поддержка текущего регламента управления.

Опыт работы в должности заместителя директора по информатизации образовательного учреждения показывает, что получить адекватный результат внедрения информационных технологий в управление деятельностью учебного заведения, можно только используя мощный управленческий ресурс руководителя и комплексный подход всего управленческого аппарата.

Вопросы информатизации общеобразовательного учреждения  нельзя сводить только к вопросам их оснащения аппаратно-техническими и программными средствами (компьютеризации). Необходимо дополнительно учитывать готовность и способность педагогов эффективно работать в условиях информатизации; уровень организованности всех участников образовательного процесса (изменение регламентов); изменения в методах и организационных формах работы обучающихся, отдельных педагогов и педагогического коллектива в целом; изменения в содержании и ожидаемых результатах учебной работы; изменения в управлении образовательным процессом в целом  (поддержка этих процессов средствами информационный и коммуникационных технологий (ИКТ), включая базы данных,  автоматизированный учет, официальный и персональные сайты) и многое другое.

Таким образом, формирование и развитие ИКТ-образовательной среды включает три взаимосвязанных аспекта:

- технологический (оснащение аппаратными, программными и образовательными ресурсами);

- организационный (целенаправленная организационная работа по обеспечению доступности средств ИКТ в образовательном процессе);

-  человеческий (ИКТ-компетентность всех участников образовательного процесса).

На современном этапе можно говорить о том, что с проблемой технологического обеспечения информатизации многие учебные заведения справились. Однако, технологические ресурсы, которыми оснащаются образовательные учреждения, сами по себе не приводят к изменениям в учебном процессе. Педагогический коллектив должен «переработать» эти ресурсы, превратить их в свой собственный педагогический ресурс.

Формирование готовности педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений к использованию и созданию электронных образовательных ресурсов в течение ряда лет осуществлялось благодаря комплексному подходу к организации курсов повышения квалификации в области информационных технологий силам ИПК и ППРО ОГПУ, Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ», ГУ «Региональный центр развития образования», постоянно ведётся соответствующая работа внутри образовательного учреждения (внутрифирменная учеба учителей), которая помогает выявлять нерешенные педагогические проблемы и стимулировать их решение с использованием ИКТ. Именно  педагогическое освоение средств ИКТ вызывает трансформацию всего образовательного процесса.

Управление информационными ресурсами внутри учреждения  регулируется посредством нормативных актов, регламентирующих и унифицирующих форму и содержание информации, порядок ее представления и размещения. В учебном заведении должен быть разработан и утвержден ряд локальных актов. Среди основных следует назвать программу информатизации, план внутришкольного контроля, осуществляющего целенаправленное сопровождение процесса информатизации внутри образовательного учреждения, положение об официальном сайте, инструкции для сотрудников по работе с базами персональных данных, регламенты работы учителей, классных руководителей, администрации  и учащихся образовательного учреждения в сети Интернет.

Для специалистов, осуществляющих ведение документооборота образовательного учреждения, необходимо закрепление в должностных инструкциях пункта об обязательном ведении электронных баз данных и персональной ответственности за неразглашение хранящихся в них персональных данных. В учебном заведении должны быть назначены и нормативно закреплены сотрудники, ответственные за различные направления информатизации.

Переходя к проблемам информатизации самого образовательного процесса, в первую очередь следует отметить отсутствие в большинстве образовательных учреждений области штатной должности заместителя директора по информатизации и системного администратора. Сегодня это неотъемлемая задача. Не менее важной проблемой, на мой взгляд, является отсутствие достаточного финансирования на приобретение программных продуктов для обеспечения учебного процесса. Попытки осуществить переход на свободно распространяемое программное обеспечение, помимо негативной реакции со стороны преподавателей имеет и еще ряд явных недостатков. Так, например, не вся имеющаяся в образовательных учреждениях офисная техника совместима с  операционной системой Linux (особенно подавляющее большинство проекторов и копировальной техники) отсутствует единый формат предоставления информации в вышестоящие организации. Исходя из этого можно предположить, что при полном переходе на свободное программное обеспечение можно будет наблюдать снижение конкурентоспособности выпускников на рынке труда [4].

Однако, не смотря на все вышеперечисленные проблемы и варианты их решения,  учитель был и остается человеком творческим, находящимся в постоянном поиске. Именно поэтому, сейчас активно развиваются сетевые профессиональные сообщества, функционируют официальные сайты образовательных учреждений, появляются персональные сайты преподавателей, внедряются элементы дистанционного обучения.

На сегодняшний день в учебной работе лицея №1 стали уже почти традиционными такие формы использования ИКТ как:

-         мультимедийное сопровождение уроков;

-         компьютерный контроль знаний различного уровня;

-         использование ресурсов медиатеки для организации самостоятельной      работы обучающихся;

-         электронные лабораторные практикумы;

-         поисковая работа с использованием ресурсов сети Интернет.

-     использование различных видов Интернет-тренажеров.

Таким образом, при условии положительного решения обозначенных проблем, мы получим функциональную модель комплексного использования информационных и коммуникационных технологий в организации и управлении образовательным процессом (модель ИКТ-насыщенной образовательной среды образовательного учреждения) так необходимую сегодня для реализации ФГОС нового поколения. Приходится признать, что эпоха перемен в ускоряющейся информационной и социальной реальности — это не имеющий начало и конец период истории, а перманентное состояние раз вития современного человечества. Перед нами стоит задача проектирования такого вариативного образо вания, в котором личность воспринимает перемены как норму и не переживает "шока настоящего", обра зования, позволяющего будущим поколениям видеть, предвидеть и успешно действовать в мире технологи ческих, информационных и социальных ускорений.

Список литературы:

1. Водопьян Г. М., Уваров А. Ю. Моделирование процесса информатизации школы /Научно-практический электронный альманах «Вопросы информатизации образования». – 2010, №17.

2. Зубахин А.И. Опыт создания и использования единого информационного пространства в школе /Научно-практический электронный альманах «Вопросы информатизации образования». – 2010, №17.

3. Максимов Н. В., Партыка Т. Л., Попов И. И. Технические средства информатизации. -  ИД «ФОРУМ». – 2005.

4. Пожарина Г.Ю. Поносов А.М. Стратегия внедрения свободного программного обеспечения в учреждениях образования. - Бином. Лаборатория знаний. – 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать активизации и поддержки интеллектуальной, поисковой, исследовательской и творческо...

Внедрение современных педагогических технологий, применение системно-деятельностного подхода в практику основной школы с целью формирования ключевых компетенций как условия реализации ФГОС второго поколения.

Цель: показать значимость внедрения современных педагогических технологий и применения системно-деятельностного подхода в практику основной школы с целью формирования ключевых компетенций как условия ...

Организационно-педагогические условия преемственности в преподавании иностранных языков в начальной, средней и старшей школах в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Основной целью образования в современном обществе является: Обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации....

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТЫ С ТЕКСТОМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

В данной статье рассматриваются стратегии смыслового чтения, их практическое применение на уроках русского языка и литературы...

Доклад «Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения» Педагогический совет №4 «Эффективные технологии воспитательной деятельности как средство реализации ФГОС ООО» от 26.03.2019 г.

В наши дни роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения ощутимо возрастает. Её призвание - решить важнейшую социальную проблему, которая связана с выявлением и развити...