Классный час "Воины-интернационалисты"
классный час (7 класс) по теме

Коновалова Светлана Юрьевна

Классный час для учащихся 7 классов о наших солдатах, выполнивших свой интернациональный долг в "горячих точках".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_voiny-internacionalisty.docx22.42 КБ
Файл prezentaciya_afganistan.rar2.33 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Воины-интернационалисты»

Задачи:

Дидактическая -  познакомить учащихся с афганскими событиями,  почтить память воинов-интернационалистов.  

Воспитательная -  воспитывать у учащихся любовь к своей Родине,  к ее истории,  способствовать формированию у них желания защищать свою страну; способствовать воспитанию чувства гордости за Россию;  чувства глубокого уважения и почтения к людям, защищавшим нашу Родину в горячих точках.

Практическая - подготовка к классному часу дает возможность еще более сплотить группу в достижении целей, а также реально почувствовать важность и значимость службы в армии для становления личности.  

Оформление: фотографии о военных событиях.

Ход классного часа

Учитель:

-Ребята, сегодня наш классный час  посвящен памяти тех, кто шел на смерть в Афганистане, Чечне и других «горячих точках»,  кто не щадил своего здоровья и до конца оставался верен воинскому долгу. Тема нашего классного часа: «Воины-интернационалисты». Понятие воин-интернационалист начали использовать во время Гражданской войны 1918-22 годов, так называли иностранцев, участвовавших в конфликте на стороне советской власти. В СССР воинами-интернационалистами считались военные, которые участвовали в вооружённых конфликтах на территории других государств. Начиная с 1950 года, советские граждане побывали в более чем 15 "горячих точках". Воинов-интернационалистов посылали поддерживать иностранные политические движения, дружественные советскому режиму, при этом часто это делалось тайно, многие военные носили чужие имена. Одним из немногих конфликтов, участие советских солдат, в котором не скрывалось, стала Афганская война. Сейчас под воинами-интернационалистами чаще всего подразумеваются участники именно того конфликта, а день вывода войск – 15 февраля – сделали памятным.

Цель нашего классного часа: почтить память человека в погонах,  посвятившего свою жизнь служению Отчизне. Мы отдаем дань всем,  кто воевал за Россию,  но поскольку тема нашего классного часа посвящена Афганистану и Чечне,  то мы и будем говорить в большей степени о воинах-интернационалистах.

1 вед. Советские воины, начиная с 1930-х годов, участвовали в региональных войнах в Испании,  Корее,  Кампучии,  Алжире,  Анголе,  во Вьетнаме,  Египте,  Мозамбике, Сирии, Монголии, Китае, Афганистане и Чечне.

1 ученик: Изучают в школе дети где-то

Континенты света, климат стран

И не знают, что на белом свете

Есть страна пустынь - Афганистан.

Воевали там ребята наши,

Позабыв про нежности и дом,

Про любовь и модный цвет рубашек

Жизнь свою оставив на потом.

1 вед. В Афганистане наши солдаты воевали более 9 лет. Точнее 9 лет, 1 месяц, 21 день. Мы всю жизнь будем помнить эту «помощь братскому народу». Около 14 тысяч погибших покоятся на кладбищах бывшего Союза,  сотни человек до сих пор остаются военнопленными.

2 Вед.  В декабре 1979 года советские войска вошли в Афганистан. Долгое время информация об Афганской войне и действиях нашего ограниченного контингента оставалась за семью печатями. И только в период перестройки об этом начали говорить и писать. Казалось бы, с годами боль  тех лет должна была бы утихнуть, но она только еще сильнее отдается в наших душах. Почему так происходит? Наверное, потому, что там, на чужой земле, погибли тысячи молодых людей - чьи-то сыновья и внуки, братья, отцы, мужья.

1Вед. Они, сложив головы в боях, стали нашей памятью, не проходящей болью в душе. Так же, как стали ими тысячи раненых и искалеченных войной молодых парней, чьи судьбы и в наше бурное время складывается непросто. Сегодня уже можно открыто говорить об ошибках истории, истинная цена которых хорошо известна. Чтобы не допускать подобных ошибок в будущем мы никогда не должны забывать о прошлом.

2 ученик: Что- то страшное в мире творится,

 Что-то в мире от мира таится,

 Мир в тревоге не спит по ночам ,        

И гордец человеческий – разум,

Словно робот, послушный приказам,

Продолжает служить палачам.

 Может, скорость мечту укачала,

 Может, спутало время начала,

 По дорогам признанья спеша,

 Может, вправду достигла предела,

 В философии общего дела,

 Разуверясь, живая душа.

Что- то в мире случилось такое,

Что забыл человек о покое,

О делах,  подтверждающих речь,

И всеобщий закон беспокойства,

Растерял благородные свойства

Человеческий праздник беречь.

На издревле доныне на свете -

Перед Прошлым с Грядущим в ответе -

Человек человеку родня.

И воистину распри и войны

Мы, как боги, оставить достойны

За порогом вчерашнего дня.

1 Вед.   По данным Стокгольмского института стратегических исследований, за шесть тысяч лет истории человеческого общества произошло около 15 тысяч больших и малых войн, унесших около 4 млрд. человеческих жизней, что немного меньше нынешней численности всего населения земного шара. В ходе этих войн было уничтожено материальных ценностей на огромнейшую сумму, неподдающуюся представлению. Поистине катастрофических размеров достигли людские и материальные потери в войнах современной эпохи. Людские потери в локальных войнах и вооруженных конфликтах после 1 мировой войны составили, по некоторым данным, 20-22 млн. человек.

-Почтим память павших минутой молчания.  Кто знает,  как сложилась бы судьба нашей страны,  если бы не они,  эти люди,  чьи имена навечно вписаны в героическую летопись России.

( Минута молчания).

2 Вед. Афганская война оставила печальный след в судьбах многих семей, лишила жизни или покалечила тысячи молодых людей. Что же это за страна?  Расположена она в юго-западной части Центральной Азии.  Горы занимают почти 80  процентов площади страны.  Климат сухой,  континентальный,  с резкими колебаниями температуры зимой и летом,  днем и ночью.  Это вызвано удалением страны от океана и большой высотой ее территории над уровнем моря. Наиболее холодное время года - с 20 января по 20 февраля. Средняя температура января в Кабуле - 1 градус мороза.  В высокогорных районах климат еще суровей.  Здесь холодная зима с сильными ветрами,   метелями и снегопадами продолжается 7-8  месяцев. Лето в горах короткое, но жаркое. Самым крупным городом Афганистана является его столица Кабул,  где по данным 1982  года проживало 1  миллион человек.  Нравы и обычаи афганцев в значительной степени регламентируются мусульманской религией,  нормами шариата и так называемыми обычно-правовыми установлениями.

 ( Дети смотрят кадры об Афганистане и обсуждают фотоматериалы).

1 Вед. В декабре 1979 года Высшее Руководство Советского Союза приняло решение о вводе Советских войск в Афганистан. При этом имелось в виду, что соединения и части будут дислоцированы гарнизонами рядом с населёнными пунктами и возьмут под охрану важнейшие объекты и коммуникации.

2 Вед. Война коснулась многих семей. Ребята уходили служить в армию, и многие родители не знали, что их дети отправлены в далёкий Афганистан. Афганистан того времени  - это оплот советского государства. За 1,5 года до ввода наших войск в этой стране произошёл государственный переворот (апрель 1978 года). С целью укрепления своего влияния  в Афганистане  были введены наши войска. Эта война принесла много горя в простые русские семьи, многие не вернулись домой.

1 Вед. 10 страшных лет продолжалась война в Афганистане. Она шла с 1979 по 1989 года. Официально она называлась «выполнением интернационального долга».

3 ученик: стих. “Интернациональный долг»

Обращались многие за помощью-

Никому не смели отказать.

Знать бы хоть кому,

и где, и чем еще

Мы должны душевность доказать?

Величали: “интернациональный долг”

И даже “миссия друзей”.

Долг ли это?...-

Гибли пацанами  

Тысячи, по глупости вождей!

Тысячи калеками вернулись-

Каково несчастным матерям?

Сколько судеб кануло, не сбылось

От телесных  и душевных ран!...

От чего же мизерны почтения

К юным ветеранам той войны,

Что лишь “долг” свой интернациональный

Выполняли честно, без вины?

Что ж теперь взрываются гранатой

От бессилья души у  иных?...

На чужбине где-то наши братья

Плачут ночью от мытарств дневных?

Что ж, еще кому  и сколько должен

Наш народ? И, может быть, ребят,

Что сегодня подрастают, тоже

                    В “долг” куда-то бросят, истребят?! 

2 Вед. Более 13 тысяч ребят погибло в той войне. Более 30 тысяч молодых солдат вернулись с войны инвалидами, попали в плен, пропали без вести.

4 ученик: Мы вас назовем по именам,

Как живых, живущих настоящим.

Шелестом листвы произнесете нам:

«Дух наш, как героев, будет стойким и бесстрашным!»

Уничтожить память

Смерть не в силах

Стереть наш след метелями зимы –

Ведь после нас останется Россия –

А это значит, что бессмертны мы.

2 Вед. А теперь послушаем ребят, которые подготовили доклады об этой афганской войне.

Ученики представляют свои презентации.

1 Вед. Воины -  интернационалисты живут среди нас. Они служат достойным примером для нас,  будущих защитников Отечества.  Один из них – папа ученицы 7 б класса – Мокин Николай Николаевич.  Он воевал в одной из «горячих точек» нашей Родины. Мы попросили его прийти сегодня к нам, чтобы вы услышали о тех событиях от самого участника.

Слово представляется ветерану.

2 Вед. Война - реальность наших дней. Она и сегодня тяжелой раной кровоточит на теле России, а на войне гибнут ваши сверстники. 15 февраля 1989 года – последний солдат Ограниченного контингента Советских войск (ОКСВ) в Афганистане        в лице Командующего 40-й армии Вооружённых Сил СССР генерал-лейтенанта Бориса Всеволодовича Громова пересёк мост через Государственную границу СССР по реке Амударья в г.Хайратон (Республика Афганистан) и г. Термез (СССР). Таким образом, так называемая «необъявленная война», длившаяся немного меньше 10 лет, завершилась полным выводом соединений и частей 40-й армии Вооружённых Сил СССР  из Республики Афганистан.  

1 Вед. 24 года отделяют нас от того дня, когда последний Советский солдат покинул землю Афганистана, когда слились воедино выстраданная человеческая радость, слезы и душевная боль о невосполнимых утратах.  В наших сердцах навсегда останутся светлая память,  искренняя гордость за поколение,  с честью выполнившее свой гражданский и интернациональный долг,  показавшее всему миру пример бескорыстного служения своему Отечеству.  Мы низко склоняем головы перед теми,  кто навсегда остался в горах Афганистана и Северного Кавказа, умер от ран, не вернувшись домой. Мы гордимся боевой славой ветеранов, всех тех, кто сохранил верность лучшим традициям Российской Армии, с честью пройдя через войну,  через локальные вооруженные конфликты,  через годы тяжелой воинской службы. До сих пор плачут сердца родителей, не дождавшихся с той войны сыновей, болит душа у тех, для кого Афганистан стал судьбой.

 2 Вед. Время быстротечно.  Но сколько бы лет ни прошло,  для участников Афганской войны тот период навсегда останется болью и судьбой,  так как они оплачены их потом и кровью,  слезами родных и близких.  Многие ребята получили ранения и контузии,  стали инвалидами.  Мы воздаем дань уважения героизму солдат и офицеров.  Они выполняли приказ, проявляя мужество, волю к победе, горячую преданность своему народу и своей стране. Мы всегда будем помнить об этом. И наш человеческий, патриотический долг -  сохранить память о событиях тех лет.

1 Вед. Много песен привезли из Афганистана наши ребята. Это песни о Родине, долге, боевом товариществе. Сейчас мы послушаем песню «Мы уходим» в исполнении Анрея Сухова и группы «Каскад» «Мы уходим».

Звучит песня.

1 Вед. На этом классный час, посвящённый воинам-интернационалистам, объявляется закрытым.



Подписи к слайдам:

Афганистан – ты боль моей души…
АФГАНИСТАН, Исламская Республика Афганистан (пушту: Da Afghanistan Islami Dawlat, дари: Dowlate Eslamiye Afghanestan), государство в юго-западной части Центральной Азии. Название «Афганистан» появилось сравнительно недавно. До нач. 19 в. эта страна была известна как Хорасан, что в переводе со среднеперсидского означает «восход солнца», «восток» или «восточная земля». Персы, однако, издавна называли пуштунские племена, населявшие горы Гиндукуша, афганцами. Англичане называли страну «Афганленд» (с 1801), что позже перевели на персидский как Афганистан, т.е. «страна афганцев». К кон. 19 в. это название страны утвердилось как официальное. Столица – г.Кабул (3,04 млн. чел. – 2005, оценка). Территория – 647,5 тыс. кв. км. Население – 29,93 млн. чел. (2005, оценка). Афганистан впервые упоминается в VI веке до н.э., когда он был включен в Персидскую империю Ахеменидов. Около 330 года до н.э. Афганистан был завоеван Александром Великим. После смерти Александра страна находилась под властью греческих, индийских и иранских правителей. В середине VII века н.э. страну завоевали арабы, чье влияние оказалось самым сильным и продолжалось до 1220 года, когда страну завоевали войска Чингисхана. Под властью монголов страна находилась до XIV века.
«Я не знаю, кому и зачем это нужно,Кто послал их на смерть не дрожащей рукой,Только так бесполезно, так зло и не нужноОпускали их в вечный покой».
Дыханьем смерти опалилаЗловещая война.Афган. Два года боевые;Как испытание на прочность - Моя нелегкая судьба.
Над солдатом склонилась в тревоге сестра,Он молчит, даже стона нет сутки.В медсанбат поступил он из боя вчераВесь изранен, оторваны руки. У нее на ресницах слезинки дрожат,Вот сорвутся горячи каскадом.Шевельнул вдруг губами молчавший солдат,Прошептал ей: «Сестренка, не надо.Я все выдержу, только не надо мне слез,Плачь не плачь, а не вырастут руки.Я тебе подарю миллион алых розЗа твои сострадания и муки.Я тебе подарю миллион алых роз,Но не так, как художник принцессе.Соберу их в букет, пусть достанет до звезд,Пусть рождается новая песня». Медсестра свои слезы смахнула тайкомИ к бинтам приложилась губами:«Поправляйся, родной, ну а розы потомВечной песней останутся с нами…
Ах, война! Что, проклятая, ты сделала!...
ДОМОЙ!!!
Ты мне снишься ночами, Афган,Хоть прошло долгих двадцать лет…Я давно не сопливый пацан,Только твой не истерся след.Не медалями на грудиИ не льготами, коих нет…А друзьями, что там, позадиДа и кровью оставлен след.След от пота, что ест глаза,След от пули, когда стрельба,След, когда по щеке — слеза,След, что люди зовут Судьба.Злость прошла на своих врагов,Притупилась боль старых ран…Не успел я отдать долгов,Только помню тебя, Афган.
Я не жалею, не кричу, не плачу, Что путь моей войны прошел через Афган , Я горд, что прожил так, а не иначе, Мужчину только красят шрамы ран...

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...