Управление качеством
материал по экономике по теме

Мамонова Марина Владимировна

Лекционный материал для групп по специальности ИКТ повышенный уровень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Лекционный материал160.5 КБ
Microsoft Office document icon Темы рефератов31 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

        Наличие конкурентной среды в условиях рыночной экономики обязывает уделять огромное внимание проблемам качества. Сегодня в мире используются различные системы управления качеством. Но для успешной деятельности в настоящее время они  должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными кампаниями:

  1. Ориентация на потребителя.
  2. Роль руководства.
  3. Вовлечение работников.
  4. Процессный подход.
  5. Системный подход к управлению.
  6. Постоянное улучшение.
  7. Принятие решений, основанных на фактах.
  8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

        Современная концепция управления качеством – это концепция управления любым целенаправленным видом деятельности, позволяющая достигнуть успеха в сфере производства, в государственном и муниципальном управлении, в вооружённых силах и других сферах.

Тема «Качество как экономическая категория и объект управления»

  1. Понятие качества

          Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО- 9000. Стандарты ИСО – жесткая ориентация на потребителя при строгом соблюдении культуры производства. Качество можно представить в виде пирамиды:

Качество

Качество фирмы

Качество работы

Качество продукции

Рис. 1 Пирамида качества

          Качество, как его понимает производитель, и качество, как его понимает потребитель, понятия взаимосвязанные. Производитель должен проявлять заботу о качестве в течении всего периода потребления продукта. Кроме того, он должен обеспечить необходимое послепродажное обслуживание. Особенно это важно для товаров, отличающихся сложностью эксплуатации, программных продуктов. В рыночной экономике качество рассматривается с позиции потребителя. Вместе с тем нельзя рассматривать качество изолированно с позиций производителя и потребителя. Важными свойствами для оценки качества являются:

  • технический уровень;
  • эстетический уровень;
  • эксплуатационный уровень;
  • техническое качество.

        Качество является комплексным понятием, отражающим эффективность всех сторон деятельности фирмы.

  1. Значение повышения качества

        Одной из серьёзных проблем для российских предприятий является создание системы качества, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособной продукции. Система качества должна учитывать особенности предприятия, обеспечить минимизацию затрат на разработку продукции и её внедрение. Потребитель желает иметь уверенность, что качество поставляемой продукции будет стабильным и устойчивым. Обеспечение качества требует немалых затрат. Повышение качества сопряжено с затратами, однако они окупятся благодаря полученной прибыли. На достижение качества должны быть направлены усилия всех служб. Ключевую роль в повышении качества играют оценки и требования потребителей, информация о неисправностях, просчётах и ошибках. Менеджеры компаний относятся к повышению качества не как к одному из рядовых моментов управления, а отдают ему приоритетное значение. Потребителей интересуют надёжность, удобство в эксплуатации, долговечность, эстетические свойства продукции.

  1. Качество как объект управления

           Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. Различают управляющую и управляемую системы. Управляющая система представлена различными уровнями управления организацией. Управляемая система создаёт и обеспечивает менеджмент качества. В управлении качеством важное значение имеет сертифицированная система менеджмента качества, являющаяся гарантией высокой стабильности и устойчивости качества продукции. Сертификат  на систему качества позволяет фирме сохранить конкурентные преимущества на рынке.

  1. Основные этапы развития систем качества

           В истории развития документированных систем качества выделены пять этапов:

  • качество  продукции как  соответствие стандартам;
  • качество продукции как соответствие стандартам и стабильность процессов;
  • качество продукции, процессов, деятельности как соответствие рыночным требованиям;
  • качество как удовлетворение требований и потребностей потребителей и служащих;
  • качество как удовлетворение требований и потребностей общества, владельцев (акционеров), потребителей и служащих.

Тема  «Совершенствование деятельности предприятия»

  1. Основные направления совершенствования деятельности

1.    Заинтересованность высшего руководства.

  1. Создание коллегиального руководства улучшением деятельности.
  2. Вовлечение всего руководящего состава.
  3. Обеспечение  коллективного  участия.
  4. Обеспечение индивидуального участия.
  5. Создание групп по совершенствованию систем и процессов.
  6. Вовлечение поставщиков.
  7. Обеспечение качества функционирования систем управления.
  8. Формирование стратегии и тактики улучшения деятельности.
  9. Создание системы поощрения и признания заслуг.

             Процессы улучшения деятельности результативны. Условием эффективности процессов является комплексный подход к их организации. Основными условиями результативности процесса улучшения деятельности, способствующими успеху являются:

  1. отношение к потребителю как важнейшему фактору процесса;
  2. принятие руководством долгосрочных обязательств по внедрению процесса улучшения деятельности как составной части системы управления;
  3. уверенность в том, что нет предела совершенствованию;
  4. уверенность в том, что предотвращение проблем лучше, чем реагирование на них после возникновения;
  5. заинтересованность, ведущая роль и непосредственное участие руководителей;
  6. стандарт работы в виде формулы «ноль ошибок»;
  7. участие всех работников, как коллективное, так и  индивидуальное;
  8. основное внимание совершенствованию процессов, а не людей;
  9. вера, что внешние участники процесса, например, поставщики станут партнёрами, если поймут задачи организации;
  10. признание заслуг.

2.  Деятельность высшего руководства

          Ответственен за развитие или банкротство предприятия его руководитель. Директору необходимо сосредоточить внимание не на качестве работы конкретной группы людей, руководимой управляющим высшего звена, а на качестве работы всей организации. Завершающим этапом при подготовке к реализации процесса улучшения деятельности является оценка потенциальной экономии. Для этого необходимо проанализировать данные об издержках вследствие низкого качества. Процесс улучшения деятельности сократит количество прогулов, повысит производительность труда и  моральный дух работников. Более высокое качество должно также привести к расширению рынков сбыта товаров и услуг. Для успешного осуществления этого процесса требуется активное участие самого руководителя предприятия.

  1. Планирование совершенствования деятельности предприятия

           Комплекс планирования включает шесть взаимосвязанных уровней:

  1. Цель является обоснованием существования предприятия.
  2. Принципы действия – основа деятельности предприятия.
  3. Задачи предприятия.
  4. Заданные параметры эффективности выражают количественные результаты.
  5. Стратегия определяет способы достижения заданных параметров эффективности.
  6. Тактика является средством, обеспечивающим реализацию намеченной стратегии.

  1. Участие персонала в совершенствовании деятельности организации

            Главной обязанностью каждого руководителя является обеспечения качества результатов деятельности его подразделения. Руководители должны нести полную ответственность за результаты деятельности своих подразделений. Руководители знают, что успех очень сильно зависит от их подчинённых. Коллективное управление – это стиль руководства, при котором активная роль принадлежит рядовым работникам; они непосредственно участвуют в решении производственных вопросов. На этой концепции построен ряд методов организации управления. К ним относятся:

  1. кружки качества;
  2. рабочие бригады;
  3. группы по регулированию процессов;
  4. группы повышения качества;
  5. целевые группы;
  6. самоуправляющиеся полуавтономные коллективы.

      В условиях коллективного управления основная задача руководителя – научиться эффективно координировать деятельность групп.

  1. Управление персоналом в процессе совершенствования деятельности

         Основными задачами руководства являются обеспечение сотрудников средствами труда, создание благоприятного климата, способствующего выполнению всех поставленных задач, и всестороннее обучение сотрудников с учётом изменений, которые могут произойти в ходе осуществления различных процессов. Руководство несёт ответственность не только за повышение трудовой активности сотрудников в настоящее время, но и за планирование их профессионального роста в качестве резерва на перспективу.

         Программа выдвижения предложений даёт человеку, занятому определённой работой, возможность выработать и представить свои соображения по её совершенствованию. Это обеспечивает повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции и повышение качества. Для сотрудника программа выдвижения предложений, помимо дополнительного дохода, обеспечивает возможность самовыражения, позволяет добиться признания и ощутить себя причастным к делам предприятия.

            Программа улучшения работы предусматривает признание заслуг работников за высокие результаты работы. Различают следующие формы признания:

  • материальная компенсация;
  • денежные вознаграждения;
  • общественное признание отдельной личности;
  • общественное признание деятельности группы;
  • личное признание начальства.

  1. Совершенствование систем управления

           Условием совершенствования деятельности организации является изменение систем управления и контроля текущих процессов. Стратегия, обеспечивающая достижение максимального  эффекта, ориентирующая все виды деятельности на конечный максимальный эффект для предприятия, представляет собой управление процессами.  Процесс – это серия операций (видов деятельности), которые осуществляются над исходным материалом (вход процесса), увеличивают его ценности и приводят к определённому результату (выходу процесса). Ценность исходного материала увеличивается за счёт применения квалифицированного труда и знаний.

           В обязанности управляющего процессом входят обеспечение функционирования всего процесса во взаимосвязи со всеми организационными подразделениями, совершенствование и повышение эффективности процесса.

  1. Привлечение поставщиков к процессу совершенствования деятельности

           Постоянный рост требований к качеству ориентирует на необходимость непрерывного управления процессами производства продукции поставщиками. Поставщики должны быть способны производить изделия удовлетворительного качества, управлять качеством. Это определяет необходимость активных партнёрских взаимоотношений поставщиков и потребителей на весь период сотрудничества. Для обеспечения производства продукции высокого качества поставщик должен сделать значительные капиталовложения.

          Цель долгосрочных контрактов с поставщиками – создание сквозного управляемого процесса производства на вашем предприятии и предприятии, которое поставляет вам материалы и комплектующие изделия.

Тема  «Методологические основы управления качеством»

1.  Аспекты качества продукции

         В современной теории и практике управления качеством  выделяют следующие этапы:

  1. Принятие решений «что производить» и подготовка технических условий.
  2. Проверка готовности производства и распределения организационной ответственности.
  3. Процесс изготовления продукции или предоставления услуг.
  4. Устранение дефектов и обеспечение информацией обратной связи.
  5. Разработка  долгосрочных планов по качеству.

         Осуществление этих этапов невозможно без взаимодействия всех отделов, органов управления фирмой. Такое взаимодействие называют единой системой управления качеством.  Это обеспечивает системный подход к управлению качеством.  

         Под  управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремлённый процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное её использование.

         Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции.

        Международные стандарты ИСО 9000 по системам качества включают:

  1. ИСО 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. руководящие указания по выбору и применению».
  2. ИСО 9001 «Система  качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании».
  3. ИСО 9002 «Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже».
  4. ИСО 9003 «Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях».
  5. ИСО 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания».

            Наилучших результатов в создании и выпуске конкурентоспособной продукции добиваются предприятия, обладающие исчерпывающими сведениями о состоянии и возможностях производственных процессов, а также своевременно вырабатывающие управляющие воздействия по их совершенствованию.

 

  1. Контроль качества

           Контроль качества предполагает отделение хороших изделий от плохих. Современные фирмы сосредоточивают внимание не на выявлении брака, а на тщательном контролировании производственного процесса. Большую роль в обеспечении качества продукции играют статистические методы. Они подразделяются на:

  • Статистический приёмочный контроль по альтернативному признаку;
  • Выборочный приёмочный контроль по варьирующим характеристикам качества;
  • Стандарты статистического приёмочного  контроля;
  • Система экономических планов;
  • Планы непрерывного выборочного контроля;
  • Методы статистического регулирования технологических процессов.

         Каждая из разновидностей статистического методов контроля качества имеет свои преимущества и недостатки.

  1. Стандарты статистического приёмочного контроля

         Для успешного применения статистических методов контроля качества продукции необходимы соответствующие руководства и стандарты. Стандарты обеспечивают возможность объективно сравнивать уровни качества партий однотипной продукции как во времени, так и по различным предприятиям. Основными элементами стандартов по приёмочному контролю являются:

  1. таблицы планов выборочного контроля, используемые в условиях нормального хода производства, а также планов для усиленного контроля в условиях разладок и для облегчённого контроля при достижении высокого качества;
  2. правила выбора планов с учётом особенностей контроля;
  3. правила перехода с нормального контроля на усиленный или облегчённый и обратного перехода при нормальном ходе производства;
  4. методы вычисления последующих оценок показателей качества контролируемого процесса.

  1. Основные понятия в области технического обеспечения надёжности

         Надёжность представляет собой понятие, связанное с техникой. Как техническое понятие надёжность представляет собой вероятность удовлетворительного выполнения определённой функции. Основными понятиями, связанными с надёжностью, являются:

  1. Исправность – состояние изделия, при котором оно соответствует всем требованиям.
  2. Неисправность – состояние изделия, при котором оно не соответствует хотя бы одному из требований.
  3. Работоспособность – состояние изделия, при котором оно соответствует всем требованиям, характеризующим нормальное выполнение заданных функций.
  4. Отказ – событие, заключающееся, в полной или частичной утрате изделием его работоспособности.
  5. Полный отказ – отказ, до устранения которого  использование изделия по назначению становится невозможным.
  6. Частичный отказ – отказ, до устранения которого остаётся возможность частичного использования изделия.
  7. Безотказность – свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого интервала времени.
  8. Долговечность – свойство изделия сохранять работоспособность до разрушения или другого предельного состояния.
  9. Ремонтопригодность – свойство изделия, выражающееся в его приспособлении к проведению операций технического обслуживания и ремонта.
  10. Надёжность – свойство изделия, обусловленное безотказностью, долговечностью и ремонтопригодностью и обеспечивающее сохранение эксплуатационных показателей изделия.
  11. Сохраняемость – свойство изделия сохранять исправность и надёжность в определённых условиях.

         Наибольшее распространение в исследованиях надёжности получил показатель интенсивность отказов.

Тема  «Стандартизация и сертификация в управлении качеством»

  1. Понятие сертификации продукции

          Сертификация – это документальное подтверждение соответствия продукции определённым требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям. Сертификация продукции представляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью подтверждения посредством сертификата соответствия продукции определённым  стандартам. Иногда затраты на сертификацию сопоставимы с затратами на достижение самого качества. Сертификация является очень эффективным средством развития торгово-экономических связей страны, продвижения продукции предприятия на внешний и внутренний рынок сбыта, а также закрепления на них на достаточно длительный период времени. Сертификация – важный фактор обеспечения доверия при взаимных поставках продукции, а также решения таких крупных социальных задач, как гарантия безопасности потребляемой (используемой) продукции, охрана здоровья и имущества граждан, защита окружающей среды.

         Применение предприятиями в России сертификации продукции в условиях рыночных отношений даёт следующие преимущества:

  1. обеспечивает доверие внутренних и зарубежных потребителей к качеству продукции;
  2. облегчает и упрощает выбор необходимой продукции потребителям;
  3. обеспечивает потребителю получение объективной информации о качестве продукции;
  4. способствует более длительному успеху и защите в конкуренции с изготовителями несертифицированной продукции;
  5. уменьшает импорт в страну аналогичной продукции;
  6. предотвращает поступление в страну импортной продукции несоответствующего уровня качества;
  7. стимулирует  улучшение качества научно-технической документации путём установления в ней более прогрессивных требований;
  8. способствует повышению организационно-технического уровня производства;
  9. стимулирует ускорение научно-технического процесса.

     Классификация систем сертификации по основным классификационным признакам:

Признак классификации

Система сертификации продукции

Заинтересованность сторон

Национальная

Региональная

Международная

Правовой статус

Обязательная

Добровольная

Самостоятельная

Участие сторонних организаций в исполнении процедуры сертификации

Третьей стороной

  1. 2. Стандарты и сертификация товаров и услуг

         Сертификация имеет следующие уровни:

  1. Сертификация отдельно взятой продукции.
  2. Сертификация производственного технологического процесса.
  3. Сертификация производственной системы качества.

      В России имеется ряд законов, определяющих права производителя, потребителя и третьей стороны, выдающей сертификат:

  1. Закон о защите прав потребителей.
  2. Закон о сертификации.
  3. Закон о стандартизации.
  4. Закон о единстве измерений.

         Серия стандартов Международной организации по стандартизации ИСО – 9000 обобщила опыт национальных организаций по управлению качеством. Она является основой для достижения стабильного качества любым предприятием. Перечень стандартов ИСО – 9000:

  • ИСО – 9000 – 2 Общие руководящие указания по применению ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003;
  • ИСО – 9000 – 4 (МЭК 300 – 1) Руководство по управлению программы надёжности;
  • ИСО – 9004 – 4 Руководящие указания по улучшению качества;
  • ИСО – 10005 Руководящие указания по программе качества;
  • ИСО – 10006 Руководящие указания по качеству при управлении проектом;
  • ИСО – 10007 Руководящие указания по управлению конфигурацией;
  • ИСО – 10012 – 1 Система подтверждения метрологической пригодности измерительного оборудования;
  • ИСО/ ПМС – 10012 – 2 Управление процессом измерения;
  • ИСО – 10013 Руководящие указания по разработке руководств по качеству;
  • ИСО/ ПМС – 10014 Руководящие указания по управлению экономическими аспектами качества;
  • ИСО/ ПСК – 10015 Руководящие указания по непрерывному обучению и подготовке кадров;
  • ИСО/ РП – 10016 Протоколы контроля и испытаний. Представление результатов;
  • ИСО/  РП – 10017  Руководство по применению статических методов в семействе стандартов ИСО – 9000.

  1. 3. Этапы проведения сертификации системы качества

В процессе проведения сертификации системы качества можно выделить следующие этапы:

  1. Предварительная проверка и оценка систем качества:
  • подготовка  системы качества и её документации к сертификации;
  • заявка на проведение сертификации системы качества;
  • предварительная проверка и оценка системы качества;
  • заключение договора на проведение сертификации системы качества.
  1. Окончательная проверка, оценка и выдача сертификата соответствия системы качества предприятия соответствующего стандарта:
  • подготовка  системы качества к окончательной проверке;
  • разработка программы проведения окончательной проверки системы качества;
  • проведения предварительного совещания по организации на предприятии проверки системы качества;
  • проведение проверки системы качества;
  • подготовка предварительных выводов по результатам проверки для заключительного совещания;
  • проведение заключительного совещания;
  • составление и рассылка отчёта о проведении на предприятии проверки системы качества;
  • оформление, регистрация и выдача (при положительном решении) сертификата системы качества.

         При положительном решении сертификация выдаётся на определённый срок (обычно этот срок ограничивается тремя годами).

4.  Схемы сертификации и их выбор

         Выбор схемы сертификации осуществляется в зависимости от конкретной продукции и условий её производства. В соответствии с документом «Система сертификации. Гост Р. Порядок проведения сертификации продукции. Общие требования» выбор схемы осуществляется при обязательной сертификации (Госстандарт России), при добровольной сертификации (органы по сертификации с учётом предложений заявителя).

        Все схемы сертификации подразделяются на сертификацию самим изготовителем (самосертификация) и сертификацию третьей стороной. При выборе схемы сертификации учитываются особенности каждой схемы, но обращают внимание на то, что сами сертификаты имеют три вида:

А – на каждое отдельно взятое изделие;

Б – на партию одновременно изготовленных изделий;

В – на весь объём продукции, выпущенной на некоторый период времени, который определяет срок действия сертификата.

Тема  «Управление затратами на обеспечение качества»

  1. Этапы формирования и виды затрат на качество продукции

         Обеспечение качества продукции связано с затратами. Качество продукции должно гарантировать потребителю удовлетворение его запросов, надёжность продукции и экономию затрат. Затраты на качество связаны не только с производством продукции, но и с управлением этим производством. Укрупненные затраты, связанные с качеством продукции, можно разделить на научно-технические, управленческие и производственные. Научно-технические и управленческие подготавливают, обеспечивают и контролируют условия производства качественной продукции.

       Управленческие затраты, связанные с гарантией качества изделия, включают:

  • транспортные затраты;
  • снабженческие затраты;
  • затраты на подразделения, контролирующие производство;
  • затраты, связанные с работой экономических служб;
  • затраты на деятельность иных служб аппарата управления предприятием.

      Производственные затраты делятся на  материальные, технические и трудовые. Все они прямо относятся на стоимость продукции.

       С целью управления затратами, связанными с обеспечением качества продукции, различают базовые и дополнительные затраты. К базовым затратам относятся расходы, которые несёт предприятие для того, чтобы определить, отвечает ли продукция запланированным техническим, экологическим, эргономическим и иным условиям. К дополнительным затратам относятся расходы на доработку и усовершенствование продукции, не отвечающей стандартам, лучшим мировым образцам, требованиям покупателя, на проверку, ремонт, усовершенствование инструмента, оснастки, техники и технологии, а в отдельных случаях и на остановку производства. Существует ещё одна группа издержек, которые при их возникновении следует относить или к базовым, или к дополнительным в зависимости от новизны продукции. Это затраты на брак и его исправление.

         Затраты на создание, поддержание производства качественной продукции и имиджа самого предприятия образуются как на предприятии, так и за его пределами, поэтому необходим их глубокий качественный и количественный  анализ.

  1. Информационная база анализа затрат на качество продукции

        Для анализа стоимостной величины средств, затрачиваемых на поддержание качества продукции, используется различная информация.

        Данные для анализа затрат на качество могут быть первичными – это технические и иные параметры изделий, содержащиеся в ТУ, ГОСТах, сертификатах и иных документах, подтверждающих качество продукции; и вторичными, получающимися в результате обработки первичных. получение первичных внутренних данных значительно дешевле, чем вторичных внешних и даже первичных внешних. При этом вторичные, преобразованные, называют информацией.

         Данные могут быть техническими (внутренние первичные) и экономическими (внутренние и внешние, первичные и вторичные). Сокращает затраты времени на обработку данных разработка таких видов их носителей, которые делают возможными предварительные выводы сразу после сбора данных.

        Одним из внутренних источников информации является смета затрат на производство. Она удобна для поиска направлений их снижения и минимизации цены изделия. Кроме того, можно использовать данные о затратах на производство по их видам, собираемые на счетах бухгалтерского учёта. Более сложным, трудоёмким и дорогим является получение внешней информации, которая содержится в рекламных проспектах, прайс-листах, материалах периодической печати и специальной литературе.

3.  Методы анализа затрат на качество продукции

         В зависимости от целей, задач анализа затрат на качество и возможностей получения необходимых для его осуществления данных аналитические методы существенно различаются:

  1. Функционально-стоимостной анализ – метод системного исследования функций отдельного изделия или технологического, производственного, хозяйственного процесса, структуры, ориентированный на повышение эффективности использования ресурсов путём оптимизации соотношения между потребительскими свойствами объекта и затратами на его разработку, производство и эксплуатацию.
  2. Методы технического нормирования основаны на расчёте подетальных норм и нормативов материальных ресурсов, расчёте трудоёмкости и иных затрат, включаемых в себестоимость продукции в соответствии с проектными размерами, конкретной технологии её изготовления, хранения и транспортировки, а также затрат на гарантийное и сервисное обслуживание. Эти методы позволяют достаточно точно определить затраты как на новое изделие по его составляющим, так и на усовершенствование продукции.
  3. Индексный метод  позволяет проанализировать изменение затрат, связанных с изменением качества продукции. Сложность его применения заключается в том, что оба признака должны быть выражены количественно.
  4. Метод бальной оценки применяется для оценки качества и конкурентоспособности изделия.
  5. Метод удельной цены  - заключается в определении цены на основе расчёта стоимости единицы основного параметра качества.

     На практике для решения вопроса о выборе изделия для запуска в производство должны проводиться все виды анализа: коммерческий, технический, организационный, социальный, экологический и экономический. Для этого следует применять все доступные в каждой конкретной ситуации методы. Только такой анализ может считаться полноценным и дать объективный результат для принятия управленческого решения.

  1. 4. Анализ брака и потерь от брака

       Брак может возникнуть на любом предприятии. Брак может быть обнаружен на самом предприятии – производителе продукции и за его пределами. Проявившийся в сфере реализации или в процессе использования продукции брак свидетельствует как о плохом её качестве, так и о качестве работы предприятия. Он называется рекламацией. Появление рекламаций наносит производителю не только материальный, но и моральный ущерб, сказываясь на его репутации. При анализе брака рассчитывают абсолютные и относительные показатели.

       Абсолютный размер брака представляет собой сумму затрат на окончательно забракованные изделия и расходов на исправление исправимого брака.

      Абсолютный размер потерь от брака  получают вычитанием из абсолютного размера брака стоимости брака по цене использования, суммы удержаний с лиц – виновников брака и суммы взысканий с поставщиков за поставку некачественных материалов.

      Относительные показатели размера брака и потерь от брака рассчитывают процентным отношением абсолютного размера брака и потерь от брака соответственно к производственной себестоимости товарной продукции.

       Анализ брака, обнаруженного на предприятии, и анализ рекламаций следует начинать с изучения причин их возникновения. Это позволит более точно определить размер излишне израсходованных средств и пути снижения затрат на обеспечение качества продукции.

Тема «Методы определения показателей качества. Анализ качества продукции»

  1. 1. Методы измерения показателей качества

        Квалиметрия представляет собой науку об измерении качества товаров и услуг. Различают инструментальные и экспертные методы определения показателей качества. Инструментальные методы основаны на физических  эффектах и использовании специальной аппаратуры. Различают  автоматизированные (наиболее точны), механизированные и ручные методы. Экспертные методы используются там, где физическое явление не открыто или очень сложно для использования. Разновидностью экспертного метода является  органолептический метод, основанный на использовании органов чувств человека. Измерение – это сравнение одного продукта с другим. Если результат получен теоретическим путём, то это не измерение, а прогноз.

         В экспертных методах для оценки качества продукции используется шкала порядка. Решается вопрос сравнения по принципу «лучше или хуже», «больше или меньше». Более подробная информация о том, во сколько раз лучше или хуже часто не требуется.

        Причинно-следственные диаграммы Исикавы применяются для выявления причин сбоя технологических процессов, когда очевидные его нарушения обнаружить трудно. Часто диаграмму удобнее составлять «по ходу» технологического процесса.

       Аналитический метод определения весовых показателей используют, если выходная характеристика процесса описывается аналитической функцией, которая получена на основании теоретических предпосылок или экспериментальных данных. Математической базой метода является использование полного дифференциала функции.

  1. 2. Комплексные показатели качества

       Показатели качества делятся на единичные и комплексные. Единичные относятся к одному из свойств, определяющих качество, комплексные – сразу к нескольким. Комплексные показатели качества могут быть связаны с единичными через функциональные зависимости, отражающие законы природы, или некоторую комбинацию, соответствующую принятому определению комплексного показателя.

        В повседневной деятельности предприятия возникают различные проблемы – трудности с оборотом кредитных сумм, освоением новых правил принятия заказов, появление брака. Возможен рост трудоёмкости, наличие на складах нереализованной продукции, поступление рекламаций, количество которых не уменьшается, несмотря на старания повысить качество. Поиски решения этих проблем начинают с их классификации по отдельным факторам (операциям) с целью выяснения основных, т.е. тех, которые связаны с наибольшими затратами. Чтобы выяснить основные факторы строят диаграммы Парето и затем производят их анализ.

При использовании диаграмм Парето составляющие, по которым производится  анализ, объединяются в три группы: А, В, С.

         В первую группу объединяются три фактора, которые по своей величине превосходят все остальные и располагают их в порядке убывания.  Во вторую группу заносят три последующих фактора, каждый из которых в убывающем порядке непосредственно примыкает к группе А. В третью группу заносят все остальные факторы, выделяя в качестве последнего фактора группу «прочие факторы», т. е. те, которые не удалось разделить на составляющие.

         Если производить стоимостной анализ, то считается, что на группу А приходится 70 – 80% всех затрат, а на группу С – 5 – 10%. Промежуточная группу В характеризуется 10 – 25% затрат, связанных с ошибками и дефектами в работе. Неравноценная стоимость групп А, В, С наводит на мысль различного подхода к рациональным затратам на производство деталей, входящих в эти группы. Например, контроль деталей в группе А должен быть наиболее жестким, а в группе С наиболее упрощённым.

          Рассуждения повседневной жизни при анализе различных ситуаций практически ничем не отличаются от принципов построения диаграммы Парето, но она является производственным документом и отвечает логике систем качества в стандартах ИСО – действия по улучшению качества должны документироваться.

         Если диаграмма Парето строится в течение каждого месяца, то служба качества немедленно определяет причину брака и намечает мероприятия по её устранению.

Тема «Анализ качества деятельности предприятия»

  1. Состав проектного анализа

          Анализ любого инновационного проекта состоит из нескольких этапов и включает в себя ряд разделов. Они могут различаться в зависимости от принципа классификации. По времени проведения проектный анализ можно разделить на предварительный, текущий, последующий.

        Предварительный анализ  является самым ответственным. Выявленные и исправленные на данном этапе ошибки не несут существенного вреда предприятию, т.к. финансовый ущерб будет  ограничен суммой средств, затраченных на разработку изделия, технологий, исследование рынка сбыта.

         Текущий анализ осуществляется уже в процессе изготовления новой продукции. К этому этапу предприятие затрачивает на новый проект значительно больше средств, чем до его запуска в производство.

         Последующий анализ осуществляется по истечении отчётного периода, например, года. На нём подводится итог деятельности за период. Выявляются причины и факторы как негативных, так и позитивных результатов для их избежания в дальнейшем или использования их влияния на повышение качества продукции и снижение затрат.

       Проектный анализ качества изделий может характеризовать различные стороны объекта. В зависимости от этого анализ бывает : коммерческий, технический, организационный, социальный, экологический, экономический.

      Анализ проводится с помощью количественных и качественных, формальных и неформальных методов и приёмов, свойственных каждому конкретному виду.

  1. Коммерческий анализ

      Цель коммерческого анализа заключается  в оценке предлагаемой рынку продукции конечным потребителям. При этом решаются следующие задачи:

  • маркетинг;
  • источники и условия ресурсного обеспечения;
  • условия сбыта;
  • возможность обратной связи с потребителями продукции.

      Для управления качеством продукции особенно важно решение последней задачи. Характер информации позволяет провести как качественный, так и количественный коммерческий анализ. Для оценки конкурентоспособности изделий возможно использование метода балльной оценки. Для обеспечения потребителями обратной связи следует разработать опросные листы и анкеты для выражения мнения относительно качества изделий удовлетворённости ими и пожеланий. Эта информация собирается и обрабатывается персоналом коммерческих служб предприятий для принятия решения об усовершенствовании продукции. При проведении полного коммерческого анализа необходимо решить все задачи.

3.  Технический анализ

      В рамках технического анализа инновационных проектов необходимо изучить:

  • технико-технологические альтернативы;
  • варианты местоположения производства;
  • сроки реализации проекта и его фаз;
  • доступность и достаточность источников сырья, рабочей силы и иных  потребляемых ресурсов;
  • графики проекта.

     Все эти вопросы следует изучить на стадии прединвестиционного исследования. Изучение технико-технологических альтернатив касается прежде всего сравнения параметров нового и заменяемого им изделия. Такое сравнение можно провести с помощью качественного или количественного подхода в зависимости от наличия информации. В условиях коммерческой и технико-технологической тайны качественный подход является преобладающим. Но это не исключает возможности применения параметричесих подходов, аналогичных тем, которые применяются в ценообразовании и при оценке конкурентоспособности продукции.

  1. Организационный анализ

        Организационный анализ выполняется для оценки внутренних и внешних условий реализации нового инновационного проекта. К внутренним относятся условия, зависящие от деятельности самого предприятия: особенности управления, организационные структуры, планирование, комплектование и обучение персонала, координация деятельности, информационное обеспечение. К внешним относятся политическая, правовая, общеэкономическая и научно-техническая обстановка в обществе и регионе. Основными задачами организационного анализа являются:

  1. Определение задач и действий участников проекта относительно политической и правовой обстановки.
  2. Оценка управления и организационных структур предприятия с позиции их соответствия задачам проекта.
  3. Анализ обеспеченности проекта ресурсами и необходимости перестройки этого обеспечения, повышения квалификации персонала.
  4. Выбор оптимальных управленческих решений при выявлении негативных организационных условий реализации инновационного проекта.

  1. Социальный анализ

      Целью социального анализа является определение пригодности проекта для его потребителей. С помощью социального анализа должна быть обеспечена возможность взаимодействия между производителем и пользователем данной продукции в целях продвижения данного товара и расширения объёма его производства в перспективе. Социальный анализ сосредоточивает своё внимание на следующих аспектах:

  1. Социокультурные и демографические характеристики населения, затрагиваемого проектом.
  2. Организация населения в районе действия инновационного проекта, наличие рабочей силы.
  3. Приемлемость проекта для местной культуры (научного потенциала).
  4. Стратегия обеспечения необходимых обязательств от групп населения и организаций, пользующихся данным проектом (его результатами).

      Социальный анализ проводится с использованием качественного подхода.

  1. Экологический  анализ

       Экологический анализ в настоящее время занимает особое положение ввиду резкого ухудшения общей экологической обстановки. Его задачей является выявление потенциального ущерба, наносимого окружающей среде инвестиционным проектом на всех стадиях, а также мер, необходимых для предотвращения этого ущерба.

  1. Экономический анализ

      Экономический анализ является важнейшей составной частью и системы управления качеством, и проектного анализа. И в том, и в другом случае обосновывается целесообразность и эффективность разработки и внедрения в производство продукции, качество которой должно отвечать определённым стандартам и удовлетворять потребителя.

      В процессе экономического анализа определяются источники финансирования нового проекта, затраты на его внедрение и эффективность реализации. Одним из косвенных показателей эффективности можно считать стоимость единицы качества продукции.

      Определение годового экономического эффекта основывается на сопоставлении приведённых затрат по базовому и новому варианту изделий и различается в зависимости от специфики продукции и условий производства.



Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО «Арзамасский приборостроительный колледж

 имени П. И. Пландина»

                                                   Одобрено

 ЦМК экономических дисциплин

                                                                Протокол №____

                                                                              от «___»_________20__г.

                                                                                     _________(Мамонова М. В.)

Темы докладов (рефератов)

  1. Философия качества и ее содержание на различных этапах развития человечества.
  2. Понятие качества, его модификации и связь с другими экономическими категориями (трудоемкостью, эффективностью, прибыльностью, ценой и затратами).
  3. «Звезды» качества, как форма геометрического изображения; их право на существование.
  4. Организационные структуры и модели в управлении качеством.
  5. Секрет успеха компаний в управлении качеством.
  6. Метод «шесть сигм» в системе методов управления качеством.
  7. Квалиметрия как специальная наука по проблемам измерения качества продукции.
  8. Измерительный экстремизм при изучении качества.
  9. Факторы и мотивации в управлении качеством.
  10. Влияние социальных факторов на качество производимых товаров и услуг.
  11. Стандартизация, сертификация, регламентация, брэнды и товарные знаки как инструменты управления качеством.
  12. Интегральные характеристики качества и способы их определения.
  13. Повышение качества как фактор развития страны.
  14. Мировые стандарты качества.
  15. Система поддержки решений в управлении качеством.
  16. Объективные и субъективные параметры в изучении качества.
  17. Кружки качества (Япония) и их роль в управлении производством.
  18. Мотивации и материальный интерес в управлении качеством.
  19. Оценка качества управления.
  20. Оценка технического уровня и качества продукции.
  21. Методы оценки экономической эффективности повышения качества продукции.
  22. Управление новым уровнем компетентности применительно к современному миру.
  23. Показатели уровня качества промышленной продукции.
  24. Методы предельных и средних величин в изучении качества.
  25. Индекс сортности и порядок его расчетов.
  26. Японский менеджмент качества.
  27. Цена и качество продукции; принципы и проблемы.
  28. Карта технического уровня и качества продукции.
  29. Мировые стандарты качества.
  30. Комплексная и опережающая стандартизация как средство отражения достижений науки и техники.
  31. Государственные, отраслевые и внутрифирменные стандарты.
  32. Функции управления качеством.
  33. Определение оптимального уровня номинального режима накладки производственного процесса.
  34. Управление качеством по номиналу и допускам.
  35. Основные понятия статистической теории при управлении качеством.
  36. Контрольные карты У.Шухарта и их значение для управления производством и качеством.
  37. Управление качеством жизни.
  38. Оценка качества обучения и оценки успеваемости студентов.
  39. График Ганта в управлении циклом процедур.
  40. Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества.
  41. Сертификация и развитие ее принципов.
  42. Роль стандартов ИСО 9000 и сертификации систем качества.
  43. Развитие организационных схем управления качеством и основы функций менеджера по качеству.
  44. Числовые характеристики одно- и двухступенчатых планов контроля качества продукции.
  45. Стандарты статистического приемочного контроля качества готовой продукции, сырья и полуфабрикатов.
  46. Выборочный контроль при исследовании качества.
  47. Управление затратами при обеспечении повышения качества продукции (GKA-) — ФСА.
  48. Пример фирмы Тойота по управлению затратами для повышения качества автомобилей.
  49. Теория функционально-стоимостного анализа как составная часть в решении управления качеством по вариантам выбора изделий для производства.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Управление качеством образования в условиях введения профильного обучения в образовательном учреждении"

        Исследовательская  работа посвящена актуальной проблеме управления образовательным учреждением. Исследование выполнено на базе образовательного учреждения...

Система деятельности заместителя директора по учебной работе по управлению качеством ( из опыта работы).

Качество образования определяется нами как совокупность показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности школы: содержание образования, формы и методы обуче...

«Повышение качества образования в школе, находящейся в сложном социальном контексте, на основе создания школьной системы управления качеством образования (ШС УКО)»

Наименование ПроектаПовышение качества образования в школе, находящейся в сложном социальном контексте, на основе создания школьной системы управления качеством образования (ШС УКО)12Срок реализации П...

Управление качеством образования. Качество знаний – главная миссия учителя.

Управление качеством образования. Качество знаний – главная миссия учителя....

Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС: инновационные системы оценки качества знаний обучающихся

Современный мир характеризуется множеством альтернатив, обилием разнообразной и противоречивой информации. В этих условиях каждому человеку важно владеть умениями и инструментарием оценочной деятельно...

Реализация инновационного проекта (программы) «Программа управления качеством метапредметных результатов учащихся 5-9 классов в контексте формирования муниципальной системы оценки качества образования» за 2016 – 2017 учебный год

реализация инновационного проекта (программы) «Программа управления качеством метапредметных результатов учащихся 5-9 классов в контексте формирования муниципальной системы оценки качества ...


 

Комментарии

Мамонова Марина Владимировна

Для группы ИКТ - 507.