Рабочая программа по дисциплине Маркетинг
рабочая программа по экономике по теме

Рабочая программа по дисциплине Маркетинг для студентов СПО специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет"  (з-е поколение)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации Владимирской области

ГБОУ СПО ВО «Владимирский политехнический колледж»

   



УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по УМР

______________С. А. Никонорова

«___»___________________201_ г.

                                                                                                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«МАРКЕТИНГ»

для специальности

080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (повышенный уровень)

 

2012


РАССМОТРЕНО

на заседании цикловой комиссии экономики и бухгалтерского учета

председатель

______________Е.Г. Бокарева

«____»_______________20___г.

СОГЛАСОВАНО

Зав отделением

Составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет»


______________Е. Г. Бокарева

«____»_______________20___ г.

 СОГЛАСОВАНО:

зав. учебной частью

______________Е. В. Михайлова

«____»_______________20___г.

Составитель:           Сосунов С. В. – преподаватель

ГБОУ СПО ВО «Владимирский политехнический колледж»

Рецензенты:         Пескишева М. В. – преподаватель

ГБОУ СПО ВО «Владимирский политехнический колледж»

Гойхер О. Л. - заместитель директора института Экономики и Менеджмента ВлГУ, доктор экономических наук

        

М.П.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации примерной программы учебной дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11


1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Маркетинг

название дисциплины

1.1. Область применения программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 080000 Экономика и управление.

Указать специальность (специальности) / профессию (профессии), укрупненную  группу (группы) специальностей / профессий или направление (направления) подготовки в зависимости от широты использования примерной  программы учебной дисциплины.

Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в структуре программ повышения квалификации и переподготовки коммерсантов

указать возможности использования программы в дополнительном профессиональном образовании (указать направленность программ повышения квалификации и переподготовки)  и профессиональной подготовке (указать направленность программы профессиональной подготовки)

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Профессиональный цикл

указать принадлежность дисциплины к учебному циклу

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

выявлять потребности;

проводить маркетинговые исследования, анализировать их результаты

и принимать  маркетинговые решения;

организовывать рекламные кампании;

проводить опрос потребителей;

применять методы формирования спроса и стимулирования сбыта.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

структуру маркетинговой деятельности;

классификацию маркетинга;

принципы, объекты, субъекты, средства и методы маркетинговой деятельности;

маркетинговую окружающую среду;

виды конкуренции, конкурентоспособность организации;

стратегию и планирование маркетинга.        

Указываются требования к умениям и знаниям в соответствии с ФГОСами по специальностям / профессиям, перечисленными в п. 1.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  72 часов; самостоятельной работы обучающегося  36 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:

     лабораторные занятия

-

     практические занятия

24

     контрольные работы

-

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

в том числе:

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

-

   Рефераты, решение ситуационных задач, составление конспектов лекций

Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, домашняя работа и т.п.).

36

Итоговая аттестация в форме зачет     

  в этой строке часы не указываются

Во всех ячейках со звездочкой (*) следует указать объем часов.


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Маркетинг

                                                                                                                                                           наименование                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1. Понятие и сущность маркетинга

Содержание учебного материала

4


3










3









3













3











3












3












3











3









3










3









3













2

1

Маркетинг как экономическая категория. Определения маркетинга. История и эволюция маркетинговой концепции (производственная, товарная, сбытовая, маркетингоориентированная концепции, социально-этический маркетинг). Цели и задачи маркетинга. Основные сферы применения маркетинга.

Лабораторные работы

-

Практические занятия: выбор концепций, целей и задач маркетинга на предприятии.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: написание докладов и рефератов, работа с нормативными источниками, составление опорного конспекта, структурных схем, решение задач.

3

Тема 2. Окружающая среда маркетинга

Содержание учебного материала

2

1

Основные элементы окружающей среды фирмы (микро-, медиа-, макросреда фирмы). Маркетинг как сфера деятельности фирмы.

Лабораторные работы

-

Практические занятия: анализ деятельности маркетинговых служб предприятия

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: написание докладов и рефератов, работа с нормативными источниками, составление опорного конспекта, структурных схем, решение задач.

3

Тема 3. Рынки и рыночные показатели

Содержание учебного материала

4

1

Понятие рынка, его виды и принципы функционирования. Рыночные показатели, их содержание и основное назначение (понятие конъюнктуры, ее характеристики, постоянно действующие и временные конъюнктурообразующие факторы). Показатели конъюнктуры (показатели материального производства, спроса на товары, ценовые). Методы прогнозирования (экстраполяция, экспертный, математического моделирования, графический анализ).

Лабораторные работы

-

Практические занятия: оценка состояния спроса и предложения на рынке.

4

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: написание докладов и рефератов, работа с нормативными источниками, составление опорного конспекта, структурных схем, решение задач.

3

Тема 4. Сегментация рынка

Содержание учебного материала

4

1   | Понятие сегментации и ее роль в деятельности предприятия. Основные принципы сегментации потребительского рынка (географический, демографический, психографический, поведенческий). Особенности сегментации рынка товаров промышленного назначения. Выбор целевых сегментов рынка (маркетинговые стратегии сегментирования – массовый маркетинг, целевой маркетинг, дифференцированный маркетинг).

Лабораторные работы

-

Практические занятия: оценка сегмента рынка.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: написание докладов и рефератов, работа с нормативными источниками, составление опорного конспекта, структурных схем, решение задач.

3

Тема 5. Маркетинговые исследования рынка

Содержание учебного материала

6

1   Понятие маркетинговой информации и ее виды. Средства получения вторичной информации (СМИ, Интернет, статистические и бухгалтерские отчеты, печатные издания фирм и др.). Способы получения первичной информации (наблюдение, эксперимент, фокусирование, панель, опрос). Анкета, ее строение. Классификация вопросов, используемых в анкетах (открытые и закрытые). Виды и этапы маркетинговых исследований.

Лабораторные работы

-

Практические занятия: анализ маркетинговых исследований, проводимых в организации.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: написание докладов и рефератов, работа с нормативными источниками, составление опорного конспекта, структурных схем, решение задач.

3

Тема 6. Поведение покупателей на рынке

Содержание учебного материала

4

1   | Понятие и особенности рынка потребительского спроса. Факторы, влияющие на поведение потребителей рынка потребительского спроса (экономические и политические, социальные, культурные и национальные, личностные, психологические). Процесс принятия решения о покупке товара. Рынок предприятий, его сущность и виды. Поведение потребителей промышленных товаров.

Лабораторные работы

-

Практические занятия: оценка поведения потребителей на рынках.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: написание докладов и рефератов, работа с нормативными источниками, составление опорного конспекта, структурных схем, решение задач.

3

Тема 7. Основы товарной политики и планирования продукции

Содержание учебного материала

4

1   | Понятие товара в маркетинге. Основные виды классификации товаров. Методы создания новых товаров (модификационный, пионерный, имитационный, случайный). Процесс создания нового товара. Ассортимент товара и его характеристики (широта, глубина, насыщенность). Использование товарных марок и упаковок. Жизненный цикл товара. 

Лабораторные работы

-

Практические занятия: планирование ассортимента продукции.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: написание докладов и рефератов, работа с нормативными источниками, составление опорного конспекта, структурных схем, решение задач.

3

Тема 8. Ценообразование в маркетинге

Содержание учебного материала

4

1  | Понятие  цены, ценообразования и ценовой политики; основные виды цен;  маркетинговые стратегии в области ценообразования; методы установления цены.

Лабораторные работы

-

Практические занятия: определение цены выпускаемой продукции.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: написание докладов и рефератов, работа с нормативными источниками, составление опорного конспекта, структурных схем, решение задач.

3

Тема 9. Конкуренция и конкуренты

Содержание учебного материала

4

1   | Понятие конкуренции и ее виды. Типы конкурентных рыночных структур (монополия, олигополия, чистая конкуренция, монополистическая конкуренция). Стратегии конкурентов. Конкурентоспособность товара. Определение показателей конкурентоспособности. 

Лабораторные работы

-

Практические занятия: определение показателей конкурентоспособности товара.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: написание докладов и рефератов, работа с нормативными источниками, составление опорного конспекта, структурных схем, решение задач.

3

Тема 10. Планирование товародвижения

Содержание учебного материала

4

1   | Основные методы распространения товаров. Каналы распределения. Система товародвижения. Оптовая и розничная торговля (понятие, функции, классификация).

Лабораторные работы

-

Практические занятия: оценка наиболее оптимального поставщика

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: написание докладов и рефератов, работа с нормативными источниками, составление опорного конспекта, структурных схем, решение задач.

3

Тема 11. Продвижение товаров

Содержание учебного материала

4

1   | Понятие продвижения. Способы и средства доведения информации до потребителя. Сущность маркетинговых коммуникаций. Роль коммуникационного процесса. Задачи, решаемые в процессе организации маркетинговых коммуникаций. Методы установления маркетинговых бюджетов (исходя из наличных средств, паритета с конкурентами, исчисления в виде доли от продаж, прироста, исходя из целей и задач). Рекламная деятельность. Стимулирование сбыта. Личная продажа. Пиар и пропаганда.

Лабораторные работы

-

Практические занятия: оценка эффективности рекламных мероприятий

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: написание докладов и рефератов, работа с нормативными источниками, составление опорного конспекта, структурных схем, решение задач.

3

Тема 12. Маркетинговое планирование и контроль

Содержание учебного материала

2

1   | Маркетинговое планирование. Маркетинговый контроль (стратегический, текущий, прибыльности, коммуникативной эффективности).

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: написание докладов и рефератов, работа с нормативными источниками, составление опорного конспекта, структурных схем, решение задач.

3

Зачетное занятие

2

Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)

-

Всего:

108

(должно соответствовать указанному количеству часов в пункте 1.4 паспорта программы)

Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Маркетинг»

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству студентов, комплект учебно-наглядных пособий

Технические средства обучения: ________________________________

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: __________________:

__________________________________________________________________

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: __________________________________________________________________

Приводится перечень средств обучения, включая тренажеры, модели, макеты, оборудование, технические средства, в т. ч. аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные и т. п. (Количество не указывается).

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Барышев А. Ф. Маркетинг: Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 224 с.

2. Мурахтанова Н. М., Еремина Е. И. Маркетинг: Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 304 с.

3. Мурахтанова Н. М., Еремина Е. И. Маркетинг: Сборник практических задач и ситуаций. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 96 с.

4. Матюшенкова Н. Г. Маркетинг: Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 272 с.

Дополнительные источники:

  1. Кнышова Е. Н. Маркетинг: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. – 282 с.
  2. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./ Общ. ред. и вступ. Ст. Е. М. Пеньковой. – М.: Прогресс, 2011. –736 с.
  3. Лукина А. В. Маркетинг: Учебное пособие. – М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. – 224 с.
  4. Лыгина Н. И., Ляпина И. Р. Маркетинг товаров и услуг: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. – 240 с.

После каждого наименования печатного издания обязательно указываются издательство и год издания (в соответствии с ГОСТом). При составлении учитывается наличие результатов экспертизы учебных изданий в соответствии с порядком, установленным Минобрнауки России.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

 В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

 выявлять потребности;

проводить маркетинговые исследования, анализировать их результаты

и принимать  маркетинговые решения;

организовывать рекламные кампании;

проводить опрос потребителей;

применять методы формирования спроса и стимулирования сбыта.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

 структуру маркетинговой деятельности;

классификацию маркетинга;

принципы, объекты, субъекты, средства и методы маркетинговой деятельности;

маркетинговую окружающую среду;

виды конкуренции, конкурентоспособность организации;

стратегию и планирование маркетинга.        

Тестирование, решение ситуационных задач










Тестирование, решение ситуационных задач

Результаты переносятся из паспорта программы. Перечень форм контроля следует конкретизировать с учетом специфики обучения по программе дисциплины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Маркетинг"

Рабочая программа учебной дисциплины "Маркетинг" предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по экономическим специальностям среднего ...

Рабочая программа учебной дисциплины ОПД-06 "Маркетинг"

Программа     учебной     дисциплины     «Маркетинг» является     частью     основной профессиональн...

Рабочая программа по дисциплине "Основы менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 120714 "Земельно-имущественные отношения"...

Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики,менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования(далее СПО)260105 «Техн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы экономики, менеджмента и маркетинга

Рабочая  программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  19.02.10 Технология продукции общественного питания...

Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в пределах ППССЗ по специальности СПО 49.02.01. Физическая культура (углубленной подготовки) на базе основного

Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»  в пределах ППССЗ  по спе...