Рабочая программа по дисциплине "Основы менеджмента и маркетинга"
рабочая программа по экономике на тему
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 120714 "Земельно-имущественные отношения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 211.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУСПО «Калужский аграрный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА
по специальности 120714 Земельно-имущественные отношения
Калуга, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 10 |
| 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 120714 «Земельно-имущественные отношения»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
планировать и организовывать работу подразделений;
формировать организационные структуры управления;
разрабатывать мотивационную политику организации;
применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
учитывать особенности менеджмента и маркетинга в земельно-имущественных отношениях;
анализировать рынок недвижимости, осуществлять его сегментацию и позиционирование;
определять стратегию и тактику относительно ценообразования.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
внешнюю и внутреннюю среду организации;
цикл менеджмента;
процесс принятия и реализации управленческих решений;
функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
систему методов управления;
методику принятия решений;
стили управления, коммуникации, деловое общение;
сущность и функции маркетинга;
конъюнктуру рынка недвижимости, динамику спроса и предложения на соответствующем рынке с учетом долгосрочных перспектив.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программыучебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 64 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 32 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 96 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 64 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 32 |
Рефераты, доклады, изготовление плакатов, подготовка к тестам, практическим занятиям, внеаудиторная самостоятельная работа с учебным материалом и оформление конспекта. | |
Итоговая аттестация в формеЭкзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплиныОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Основы менеджмента | 52 | |||
Тема 1.1. Сущность и характерные черты современного менеджмента, история его развития | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Определение менеджмента. Предпосылки его формирования. Содержание и основные положения школ управления: научное, административное, человеческих отношений и поведенческих наук. Современные подходы к управлению: количественный, процессный, системный, ситуационный. | 1 | ||
2 | Цели и задачи современного менеджмента. Объекты и субъекты управления | 1 | ||
3 | Менеджер и его место в организации. Уровни управленческого труда. | 1 | ||
Практические занятия Модель современного менеджера. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Изучить и подготовить доклады по темам: «Менеджер», «бизнесмен», «предприниматель» Модели менеджмента: японская, американская, немецкая Национальные особенности менеджмента Изготовление учебных плакатов | 2 | |||
Тема 1.2. Организация и ее среда | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Понятие организации. Ее характеристики. Виды организаций в зависимости от формы собственности и организационной структуры управления. | 1 | ||
2 | Внутренняя среда организации иее факторы | 1 | ||
3 | Внешняя среда организации иее факторы | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Изучить и законспектировать тему: Жизненный цикл организации Изготовление учебных плакатов | 2 | |||
Тема 1.3. Функции менеджмента | Содержание учебного материала | 6 | ||
1. | Цикл менеджмента. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла | 1 | ||
2. | Планирование как функция управления. Виды планирования: стратегическое, тактический, текущее. Бизнес-планирование. Процесс стратегического планирования: миссия, цели, анализ внешней и внутренней среды, сильных и слабых сторон, анализ альтернатив и выбор стратегии, реализация стратегии, оценка стратегии. | 1,2 | ||
3. | Организация как функция управления. Типы организационных структур: линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная и др. Достоинства и недостатки организационных структур управления. Делегирование полномочий | 1,2 | ||
4 | Мотивация как функция менеджмента. Факторы мотивации. Содержательные и процессуальные теории мотивации. | 1,2 | ||
5 | Контроль. Его цели, этапы и виды. | 1 | ||
Практические занятия Изучение организационной структуры риэлторской компании Использование мотивации в практике менеджмента | 4 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить рефераты по темам: «Процесс стратегического планирования» «Процессуальные теории мотивации» Изучение теоретического материала и подготовка к тестам Изготовит плакаты типов организационных структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная | 2 | |||
Тема 1.4. Принципы и методы управления | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. | Основные принципы управления. Основные методы управления: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение теоретического материала | 2 | |||
Тема 1.5. Принятие управленческих решений | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. | Проблема как элемент процесса управления. Процесс принятия управленческого решения Методы принятия решений. Факторы, влияющие на процесс принятия решений | 1,2 | ||
Практические занятия Решение ситуационных задач | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Изготовление информационных плакатов | 2 | |||
Тема 1.6. Психология менеджмента | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Групповая динамика менеджмента. Психологические аспекты малых групп и коллективов: классификация, формальные и неформальные группы. | 1 | ||
2 | Власть и лидерство. Стили руководства | 2 | ||
3 | Управление конфликтами. | 2 | ||
Практические занятия: Решение ситуационных задач. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить рефераты по темам: Индивидуальные особенности личности: Типы темперамента Организаторские способности | 2 | |||
Тема 1.7. Коммуникации и деловое общение | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Функции и назначение делового общения. Содержание коммуникационного процесса. | 1 | ||
2 | Правила ведения бесед, деловых совещаний. Фазы делового общения. Техника телефонных переговоров | 1,2 | ||
Практические занятия: Решение ситуационных задач. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить рефераты по темам: Вербальные и невербальные коммуникации Партнерство Национальные особенности невербального общения Национальные стили ведения переговоров | 2 | |||
Тема 1.8. Особенности менеджмента земельно-имущественных отношений | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Менеджмент в земельно-имущественных отношениях и его особенности: организационные, управленческие, социально-психологические | 1,2 | ||
Практическое занятие: Изучение особенностей менеджмента в земельно-имущественных отношениях | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнить эссе на тему: Особенности менеджмента в будущей профессиональной деятельности | 2 | |||
Раздел 2. Основы маркетинга | 44 | |||
Тема 2.1. Сущность и содержание маркетинга | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Понятие «маркетинг», его исходные идеи. Возникновение маркетинга и его эволюция. Принципы маркетинга.Функции и цели маркетинга. | 1 | ||
2 | Классификация маркетинга | 1.2 | ||
3 | Комплекс маркетинга | 1.2 | ||
4 | Внутренняя маркетинговая среда | 1.2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Изготовление плакатов блок-схем по курсу «Маркетинг» Подготовить рефераты по теме: Концепция социально-этического маркетинга Классификация маркетинга в зависимости от состояния рынка | 2 | |||
Тема 2.2. Рынок как экономическая основа маркетинга. Сегментация рынка | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Рынок как объект маркетинга. Концепции рыночной деятельности, концепция маркетинга. Рынок недвижимости | 1 | ||
2 | Сегментация рынка. Назначение, критерии и признаки сегментации. | 1.2 | ||
3 | Позицирование товара, формирование конкурентных преимуществ. | 1.2 | ||
Практическое занятия: Решение и разборка маркетинговых ситуаций Тестирование | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить рефераты по темам: Рыночная ниша | 2 | |||
Тема 2.3. Объекты и субъекты маркетинга | Содержание учебного материала: | 4 | ||
1 | Объекты: нужда, спрос, потребности. | 1 | ||
2 | Субъекты маркетинга. Потребители, как субъекты маркетинга. Конкуренты как субъекты маркетинга | 1,2 | ||
3 | Субъекты рынка недвижимости | 1,2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить рефераты по темам: Классификация и характеристика потребностей Факторы, влияющие на величину рыночного спроса Службы маркетинга, требования к специалисту по маркетингу. Закон РФ о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках | 2 | |||
Тема 2.4. Маркетинговая окружающая среда | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Факторы, формирующие окружающую микросреду и макросреду маркетинга. | 1,2 | ||
2 | Маркетинговые исследования рынка | 1,2 | ||
Практическое занятие: Сбор первичной информации | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить реферат по теме: Макросреда и конъюнктура рынка Изготовить плакат: Основные силы макросреды функционирования предприятия | 2 | |||
Тема 2.5. Товарная и ценовая политика организации | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Маркетинговое понимание товара. Классификация товаров. Жизненный цикл товара.Создание новых товаров. Осуществление товарной политики и формирование товарного ассортимента | 1,2 | ||
2 | Виды цен и методы ее формирования. Виды цен. | 1,2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить рефераты по темам: Рыночная атрибутика товара Упаковка товара Бренд: понятие, создание, оценка стоимости Ценовая стратегия предприятия. Особенности формирования свободных рыночных цен на рынке недвижимости | 2 | |||
Тема 2.6. Сбытовая политика организации | Содержание учебного материала: | 2 | ||
1. | Понятие и виды сбыта. Средства сбыта: каналы распределения, их виды. | 1,2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить рефераты по темам: Торговые посредники Оптовая и розничная торговля | 2 | |||
Тема 2.7. Продвижение товара | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Средства продвижения товаров: Реклама, личная продажа, паблик рилейшнз, Стимулирование сбыта | 1 | ||
Практические занятия Анализ условий эффективности основных средств продвижения (реклама, личные продажи) | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Изготовление блок-схем по курсу «Маркетинг» | 2 | |||
Тема 2.8. Конъюнктура рынка недвижимости | Содержание учебной дисциплины: | 2 | ||
1 | Конъюнктура рынка недвижимости. Динамика спроса и предложения на рынке недвижимости с учетом долгосрочных и краткосрочных перспектив | 1,2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить реферат по теме: Факторы влияющие на спрос и предложение жилищном рынке | 2 | |||
Всего: | 96 |
Итоговая аттестация в формеэкзамена
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличие учебного кабинета «Менеджмента» и «Маркетинга».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методического материала: тестового материала, ситуационных задач, практических упражнений, плакатов.
- раздаточный материал.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор
- точка доступа в Интернет
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджемнт: учебник СПО – М.: Академия, 2010. – 288с.
2. Драчева Е.Л.; Юликов Л.И. Менеджмент: практикум, учебное пособие СПО – М.: Академия, 2010
3. КазначевскаяГ.Б. Менеджмент. Ростов н/Д.: Феникс, 2011
4. Кнышова Е.Н. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010
5. Алексунин В.А. Маркетинг: учебник СПО – М.: Дашков и К, 2008. – 200с.
6. Белоусова С.Н. Маркетинг: учебное пособие. Издание 6-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009
Дополнительные источники:
1. Полукаров В.Л. Основы менеджмента: учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2008.-240с.
2. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: учебник – М.: Академия,2008.-556с.
3.КибановФ.Я. Управление персоналом: учебное пособие - М: Кнорус, 2008. – 208с.
4. Котляров И.Д. Маркетинг: учебное пособие ВУЗ – М.: Эксмо, 2010. -240с.
5. Кошкин Л.И., М.М.Соловьев, С.А. Кимельман. Земельно-имущественные отношения и недропользование. Основы управления. ВШПП, 2006
6. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 2007
7. «О защите прав потребителей», № 2-ФЗ от 09.01.96
8. «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006
9. Б.Г.Литвак. Практические занятия по менеджменту: Мастер-класс: Учебное пособие. – М.: Дело.
Интернет-ресурсы:
http://www.businesslearning.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1. | 2. |
Умения: | |
-планировать и организовывать работу подразделения; | Экспертная оценка результатов деятельности студентовпри выполнении и защите практических работ, при выполнении домашних работ, тестирования, и др. видов текущего контроля |
-формировать организационные структуры управления; | Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, при выполнении домашних работ, тестирования, и др. видов текущего контроля |
-разрабатывать мотивационную политику организации; | Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, при выполнении домашних работ, тестирования, и др. видов текущего контроля |
-применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения; | Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, при выполнении домашних работ, тестирования, и др. видов текущего контроля современной практике управления. |
-принимать эффективные решения, используя систему методов управления; | Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, при выполнении домашних работ, тестирования, и др. видов текущего контроля |
-учитывать особенности менеджмента и маркетинга в земельно-имущественных отношениях; | Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, и др. видов текущего контроля |
Знания: | |
-сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития; | Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, и др. видов текущего контроля |
-внешнюю и внутреннюю среду организации;цикл менеджмента;функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта; | Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, и др. видов текущего контроля |
-систему методов управления;процесс принятия и реализации управленческих | Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, и др. видов текущего контроля |
-стили управления, коммуникации, деловое общение; | Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, и др. видов текущего контроля |
-особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям); | Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, и др. видов текущего контроля |
-сущность и функции маркетинга; | Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, и др. видов текущего контроля |
-конъюнктуру рынка недвижимости, динамикуспроса и предложения на соответствующем рынке сучетом долгосрочных перспектив | Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, и др. видов текущего контроля |
Разработчики:
ГБОУСПО «Калужский
аграрный колледж»____ ___преподаватель____ Бажанова И.Ю.
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/02/picture-303623-1604324866.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины "Менеджмент"
Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 270260 Строительство и...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/14/picture-381446-1389699386.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины ОПД-06 "Маркетинг"
Программа учебной дисциплины «Маркетинг» является частью основной профессиональн...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/18/picture-531853-1416320288.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 101101 Гостиничный сервисОсновные цели программы:- приме...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/05/picture-488992-1412487471.jpg)
Рабочая программа по дисциплине "Менеджмент"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 100701 Коммерция...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/11/picture-533398-1547171228.jpg)
Рабочая программа по дисциплине "Менеджмент"
Рабочая программа по дисциплине "Менеджмент" для специальности "Экономика и бухгалтерский учет( по отраслям)"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/16/picture-634262-1431793384.jpg)
рабочая программа Биология 080501 Менеджмент (по отраслям) 2010
Рабочая программа по дисциплине Биология...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/16/picture-634262-1431793384.jpg)
рабочая программа География 080501 Менеджмент (по отраслям) 2010
Рабочая программа по дисциплине География...