Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики,менеджмента и маркетинга"
рабочая программа по экономике на тему

Нестерук Инесса Альфредовна

 

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования(далее СПО)260105 «Технология сахаристых продуктов».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ТОГБОУ  СПО «Жердевский колледж  сахарной  промышленности»

УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по учебной работе

____________________Н.В.Зингер

«______»_______________20____г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

Основы экономики, менеджмента и маркетинга

Жердевка 2014г.

        

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования(далее СПО)260105 «Технология сахаристых продуктов».

Организация – разработчик:  ТОГБОУ  СПО «Жердевский колледж  сахарной  промышленности».

Разработчик:

Нестерук И.А., преподаватель.

Рецензенты:

 Молчанова В.В.., преподаватель, ТОГБОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности»

Меняйлова Г.И., заместитель директора по финансовым вопросам.

ОАО «Знаменский сахарный завод»-Филиал «Жердевский».

      Рабочая программа рекомендована цикловой комиссией   экономических дисциплин

Протокол №______ от «______»___________________2014 г.

Председатель цикловой комиссии ____________Молчанова В.В.

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по научно

 – методической работе ____________________Л.В.Иноземцева

СОГЛАСОВАНО

Зав.отделением ___________________________Г.А.Лысикова.

Содержание

      стр.

  1. Паспорт рабочей  программы  учебной

дисциплины………………………………………………….……………...4

  1. Структура  и    содержание  учебной

дисциплины………………….……………………………………………...5

  1. Условия  реализации учебной  дисциплины……………….….......14
  2. Контроль  и  оценка  результатов  освоения  учебной

дисциплины……………………….……………………………………….16


  1. Паспорт  рабочей  программы  учебной  дисциплины

Основы экономики, менеджмента и маркетинга

1.1. Область применения  рабочей  программы

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта  по специальности СПО  260105 «Технология сахаристых продуктов».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной  профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

в результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;

- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

- анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.

В результате освоения учебной  дисциплины обучающийся должен знать:

- основные положения экономической теории;

  • принципы рыночной экономики;
  • роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
  • механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
  • формы оплаты труда;
  • стили управления, виды коммуникации;
  • принципы делового общения в коллективе;
  • управленческий цикл;
  • особенности менеджмента в профессиональной деятельности;
  • сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;
  • формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  147  часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  98 часов;

самостоятельной работы обучающегося 49 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной  дисциплины  и  виды учебной  работы

Виды  учебной  работы

Объём  часов

Максимальная  учебная  нагрузка  (всего)

147

Обязательная  аудиторная учебная  нагрузка  (всего)

98

Самостоятельная  работа  обучающегося (всего)

49

Практическая работа обучающегося

40

в том числе:

Работа с основной и дополнительной литературой. Составление сканвордов и кроссвордов.

Составление докладов.

18

6

25

Итоговая  аттестация  в форме  ДЗ


2.2 Тематический  план  и  содержание  учебной  дисциплины «Основы экономики, менеджмента и маркетинга».

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

6

1

2

3

Понятие об экономики и экономической деятельности людей.

Основные положения экономической теории.

Методы и функции экономической теории.

 Составная часть экономики: микро- и макроэкономика.

1

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: доклад на тему: «История развития науки экономики».

4

Раздел 1.

Основы экономики.

Тема 1.1.

Натуральное и товарное производство.

Содержание учебного материала

4

1

2

Сущность натурального хозяйства.

 Сущность и черты товарного производства.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

доклад на тему: «Особенности и черты натурального хозяйства».

2

Тема 1.2.

Собственность.

Содержание учебного материала

6

1

2

3

Понятие собственности и ее составляющие.

Субъекты собственности.

Виды и формы собственности.

 «2

Лабораторные работы

Практические занятия

-

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся: доклад на тему: «История развития собственности в России».

4

Тема 1.3.Производство и экономика:

значение процесса производства и его место в экономике страны.

Содержание учебного материала

10

1

2

3

Факторы производства.

Издержки производства.

 Ограниченность ресурсов. Виды ресурсов.

Стадии развития производства.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

4

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: составление сканворда

2

Тема 1.4.Сущность рынка.

Содержание учебного материала

12

1

2

3

4

Понятие рынка, условия его возникновения.

Виды рынков. Основные функции рынка.

Рыночная цена. Сущность рыночного ценообразования.

Законы спроса и предложения. Кривая спроса и предложения.

 Кривая спроса и предложения.

3

Лабораторные работы

-

Практические занятия

4

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

работа с конспектом.

2

Тема 1.5.Деньги и денежное обращение.

Содержание учебного материала

8

1

2

3

Сущность денег.

 Основные функции денег. Виды денег.

Денежное обращение.

3

Лабораторные работы

-

Практические занятия

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

доклад по теме: «История появления денег».

2

Тема 1.6.

Инфляция и безработица.

Содержание учебного материала

10

1

2

3

4

5

Сущность инфляции.

Причины инфляции.

Виды инфляции.

Последствия инфляции.

Безработица, ее виды и причины.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

работа с книгой.

4

Тема 1.7.

Сущность оплаты труда.

Содержание учебного материала

2

1

Сущность заработной платы: виды и формы оплаты труда.

3

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом.

2

Тема 1.8.Имущество и капитал.

Содержание учебного материала

6

1

2

Имущество и капитал: понятие и виды.

Капитал, Источники формирования капитала.

3

Лабораторные работы

-

Практические занятия

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

доклад на тему: « Основной и оборотный капитал».

2

Тема 1.9.

Сущность макроэкономики.

Содержание учебного материала

8

1

2

3

Основные черты макроэкономики. Система показателей макроэкономики.

Номинальный и реальный ВНП.

 Экономический рост в обществе. Пути и факторы экономического роста.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

составление сканворда.

4

Раздел 2. Основы менеджмента.

Тема 2.1.Сущность современного менеджмента.

Содержание учебного материала

12

1

2

3

4

Сущность и характерные черты современного менеджмента. Цели и задачи менеджмента.

Принципы управления. Объекты и субъекты управления. Менеджер- как субъект управления.

История развития менеджмента. Школы менеджмента. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям).

Организация как форма существования людей. Организация как открытая система.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

4

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся.

-

Тема 2.2.Цикл менеджмента.

Содержание учебного материала

6

1

Функции менеджмента в рыночной экономике: организация, планирование, мотивация и контроль деятельности экономического субъекта.

 Значение и содержание функций менеджмента. Цикл менеджмента. Связующие процессы.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

4

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: доклад по теме: «Взаимосвязь функций управленческого цикла».

4

Тема 2.3.Методы управления.

Содержание учебного материала

8

1

2

3

Система методов управления. Экономическое, административное и социально-психологическое воздействие.

Значение психологических методов управления. Личность и ее свойства.

Социально-психологические отношения.

2

Лабораторные  работы

-

Практические  работы

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом.

2

Тема 2.4. Управленческое общение и коммуникации.

Содержание учебного материала

4

1

Значение управленческой информации и требования, предъявляемые к ней. Коммуникация в системе управления. Основные элементы и этапы коммуникации.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

доклад на тему: «Барьеры в коммуникациях».

2

Тема 2.5.Деловое общение.

Содержание учебного материала

6

1

2

Искусство делового общения в работе менеджера. Принципы делового общения.

 Законы и приемы делового общения. Барьеры общения и пути их устранения.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

работа с конспектом.

2

Тема 2.6. Руководство: власть и партнерство.

Содержание учебного материала

8

1

2

3

Сущность и элементы руководства. Стили руководства. Форма власти и влияние.

Управление неформальной организацией.

Неформальный лидер и работа с ним.

Управление конфликтами и стрессами.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

доклад на тему: «Причины конфликтов в организации».

2

Тема 2.7. Процесс принятия управленческих решений.

Содержание учебного материала

8

1

2

Сущность управленческого решения и классификация управленческих решений.

Подходы и методы принятия управленческих решений. Этапы принятия управленческого решения.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

4

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

доклад на тему: «Модели принятия управленческих решений».

-

Раздел 3. Основы маркетинга.

Тема 3.1.Сущность маркетинга.

Содержание учебного материала

13

1

2

3

4

     5

Маркетинг как экономическая категория. Сущность и цели маркетинга. История развития маркетинга и концепции рыночной экономики. Основные принципы и функции маркетинга и его связь с менеджментом.

Управление и комплекс маркетинга.

Особенности маркетинга в профессиональной деятельности (по отраслям).

 Формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с конспектом.

7

Тема 3.2.Основные стратегии маркетинга.

Содержание учебного материала

10

1

2

3

Понятие товара в маркетинге. Понятие нового товара в маркетинговой системе.

Стратегия разработки нового товара. Жизненный цикл продукции.

Сущность ассортиментной политики, формирование товарного ассортимента и товарной номенклатуры.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

4

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

доклад на тему: «Стратегический анализ фирмы».

2

Итого:

147

        


3. Условия  реализации  учебной  дисциплины.

3.1. Требования к минимальному материально – техническому обеспечению.

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы экономики, менеджмента и маркетинга».

Оборудование учебного кабинета: доска, рабочее место студентов и преподавателя, ПК преподавателя, проектор.

Технические средства обучения: персональный компьютер, электронные версии лекций (презентации).

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Соколинский В.М. Экономическая теория: уч. пособие. - 3-е изд., стер. - КноРус, 2012.
  2. Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2013.
  3. Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2010.
  4. Попов Н.А. Экономика сельского хозяйства. - М.: Дело и сервис, 2010.
  5. Казначевская Г.Б. Менеджмент. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2012.
  6. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. - М.: Вильямс, 2010.
  7. Котлер Ф. Маркетинг. - СПб.: Питер, 2011.

Дополнительные источники:

  1. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., ред. Микроэкономика: практический подход. (Managerial Economics) - М., 2012.
  2. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. Учебник. - М., 2014.
  3. Экономика отраслей АПК./ Под ред. Минакова И.А. - М.: КолосС, 2014.
  4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. - 4-е изд., прераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2011.
  5. Теория управления: Учебник/Под общ. ред. Гапоненко А.Л. и Панкрухина А.П. изд. 3-е, доп. и перераб. - М.: Изд-во РАГС, 2012.
  6. Барышев А.Ф. Маркетинг - М.: Академия, 2013.
  7. . «Маркетинг в России и за рубежом». Практический журнал Изд-во: Дело и сервис.
  8. «Российский журнал менеджмента». Научно-исследовательский журнал. Издан по инициативе Высшей школы менеджмента СПбГУ.
  9. Экономика сельского хозяйства России. Практический журнал. Учрежден Министерством сельского хозяйства РФ. Издательство: «Подольская периодика».
  1. Интернет ресурсы по менеджменту. Форма доступа: http://www.new-

management.info/

  1. Интернет ресурсы по маркетингу. Форма доступа: http://www.marketolog.ru/-маркетолог
  2. Сайты и учебные материалы по экономике для студентов. Форма доступа: http://www.alleng.ru/edu/econom2.htm

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, выступлений и исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения учебной

 дисциплины обучающийся

умеет:

- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;

- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

- анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.

знает:

- основные положения экономической теории;

-принципы рыночной экономики;

- современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства и механизации;

- роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

-механизмы ценообразования на продукцию(услуги);

-формы оплаты труда;

-стили управления, виды коммуникации;  

   

-принципы делового общения в коллективе;

-управленческий цикл;

-особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства;

-сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;

-формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

практическая  работа

практическая работа

практическая работа

домашняя работа

тестирование, индивидуальное задание

домашняя работа

тестирование

тестирование

тестирование и практическая работа

тестирование

индивидуальное задание

индивидуальное задание

тестирование

тестирование

тестирование и индивидуальное задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Менеджмент и маркетинг» (рабочая программа элективного курса с применением ИКТ)

Элективный курс посвящён науке и искусству работы в условиях рыночной экономики. Профессия – менеджер, стала одной из популярных профессий в наше время и одной из самых востребованных на рынке труда. ...

Рабочая программа по дисциплине Маркетинг

Рабочая программа по дисциплине Маркетинг для студентов СПО специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет"  (з-е поколение)...

Рабочая программа по дисциплине "Основы менеджмента и маркетинга"

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 120714 "Земельно-имущественные отношения"...

КОС по дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"

Контрольно-оценочные средства для специальности "Механизация сельского хозяйства"...

КТП по дисциплине "Основы экономики,менеджмента и маркетинга"

Календарно-тематическое планирование предназначено для студентов специальности 110809»Механизация сельского хозяйства»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы экономики, менеджмента и маркетинга

Рабочая  программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  19.02.10 Технология продукции общественного питания...

Методическая разработка интегрированного урока по дисциплинам: «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и «Экономика, менеджмент»

Методическая разработка интегрированного  урока по дисциплинам: «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и «Экономика, менеджмент»По теме &la...