Программа элективного учебного предмета "Основы экономических знаний"
элективный курс по экономике (9 класс) по теме

Екатерина Рудольфовна Тимяшева

Программа составлена для 9-х классов, 1 раз в неделю в течение года. Основная цель курса «Основы экономических знаний» - формирование у учащихся основ экономического мышления, обретения опыта самостоятельного принятия эффективных экономических решений, применение полученных знаний в практической деятельности в условиях рыночной экономики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_ekonomicheskikh_znaniy.doc112.5 КБ
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование элективного учебного предмета для 9 классов «Основы экономических знаний»

дата

Тема урока

Тип урока

Основное содержание

ЗУН учащихся

Формы и методы контроля

Домашнее задание

1

Что изучает экономика?

лекция

Понятие «экономика». Роль экономики в жизни человека и общества. Развитие экономической науки. Блага. Услуги. Потребности человека. Основные участники экономики.

Выяснить, какой смысл вкладывается в понятие «экономика». Знать о науке – экономика, ее предмет. Давать характеристику макроэкономике и микроэкономике. Раскрыть сущность экономической теории и прикладной экономике.

Беседа

Записи в тетради

2

«Где нам встречается экономика»

практика

Основные вопросы экономики, ее функции и роль

Раскрыть сущность эконом. теории. Умение приводить примеры на конкретные ситуации из жизни. Развитие речи и мышления. Умение работать в группе.

Решение экономи-ческих задач

Записи в тетради

3

Основы хозяйственной жизни человечества

лекция

Экономика. Микроэкономика и макроэкономика. Экономические блага. Специализация и производительность труда. Факторы производительности труда. Торговля.

Уметь характеризовать этапы хоз жизни в разные эпохи истории; давать оценку специализации и производительности труда

дискуссия

Записи в тетради, подготовить сообщения

4

Ограниченность экономических ресурсов и проблемы их сохранения.

лекция

Потребности, блага и услуги, ресурсы. Ограниченность ресурсов. Экономические и неэкономические блага. Проблема выбора.

уметь формулировать основные потребности человека и осуществлять их классификацию; уметь доказывать безграничный характер потребностей;

понимать, в чем суть проблемы ограниченности ресурсов; знать, что такое экономические блага и уметь их отличать

Устный опрос, сообщения

Записи в тетради

5

Понятие об экономических системах.

лекция

Понятие экономической системы. Типы систем. Эволюция экономических систем. Две экономические системы.  Способы решения фундаментальных проблем

понимать, что такое экономическая система; видеть различия в способах решения проблем, стоящих перед каждой системой. Умение анализировать, сравнивать и делать выводы.

дискуссия

запись тезисов

6

Традиционная система.

лекция

Натуральное хозяйство. Отличительные черты традиционной экономики.

Уметь охарактеризовывать традиционную систему, называть ее отличительные признаки, минусы и плюсы

беседа

Записи в тетради, сообщение

7

Рыночная система: «плюсы» и «минусы».

практика

Причины возникновения рыночной экономики. Функции рынка. Виды рынков. Функционирование рынка. Рыночное равновесие. Условия совершенной конкуренции.

понимать роль частной собственности в жизни общества; понимать, какова роль цены в развитии рыночной экономики; уметь объяснять функции рынка; уметь выделять главные субъекты рынка и понимать механизм взаимосвязи м/д ними.

Анализ текста

Защита проектов

Подготовить презентации


составить тесты

8

Командная экономика, ее сущность.

лекция

Государственная собственность на экономические ресурсы. Централизованное распределение трудовых ресурсов. Планирование экономики.

видеть слабые и сильные стороны административно – плановой и рыночной систем и уметь доказывать, в чем заключаются преимущества последней.

Опорный конспект

Записи в тетради

9

Смешанная экономическая система.

лекция

Внешние эффекты. Частные блага. Общественные блага. Смешанная экономика. Пределы вмешательства государства в экономику. Прямое и косвенное вмешательство государства в ценообразование.

Умение сравнивать смешанный тип системы с другими, давать краткую характеристику и оценку

Схема





записи в тетради

10

«Экономические ресурсы»

игра

Страна и ресурсы. Определенное количество (запас). Ограниченность. Виды ресурсов. Природные ресурсы. Земная кора. Полезные ископаемые (органические и неорганические). Ограниченность ресурсов и численность населения.

Умение работать в группах, анализировать, сравнивать и делать выводы

Беседа, решение экономических задач

Подготовить сообщения

11

Производство.

лекция

Понятие «производства». Производитель. Потребитель. Факторы производства. Средства производства. Результат производства. Разделение труда.

Уметь давать определение понятиям, различать и давать характеристику факторам производства; приводить примеры к каждому из факторов

сообщения

Записи в тетради

12

«Доходное производство».

игра

Производство и обмен продукцией. Получение прибыли.

ознакомить участников на условном примере с процессом производства и обмена продукцией и получения на этой основе дохода, помочь участникам освоить элементарные балансовые расчеты, развивать у участников аналитическое мышление, навыки предпринимательской деятельности и коммуникативные способности.

игра

Подобрать материал

13

Фирмы.

лекция

Как создаются фирмы? Капитал фирмы. Неопределенность и риск. Предприниматель. Желание получить прибыль. Право принятия любых решений. Право распоряжаться прибылью. Затраты, выручка и прибыль. Стоимость сырья и орудий производства. Выручка. Неявные затраты. Экономическая прибыль.

уметь объяснять, что представляет собой фирма как коммерческое предприятие;

понимать, что представляет собой понятие «юридическое лицо».

тест

Сделать тезисы

14

Причины создания фирмы и их виды.

лекция

Определение фирмы. Фирма – организация. Фирма – коммерческая организация. Фирма – юридическое лицо. Четыре группы фирм. Хозяйственные товарищества и общества. Акционерное общество. Открытые и закрытые АО. Управление АО. Дочернее хозяйственное общество. Производственный кооператив. Унитарные предприятия.

видеть различия между организационно – правовыми формами предприятий; видеть различия между акциями, акциями и облигациями; уметь анализировать данные об общем, среднем, предельном продукте, производимом фирмой;

Задания по карточкам

Записи в тетрадях

15

Загадочный вид биржи.

практика

Функции биржи. Классификация бирж. Устройство бирж. Управление биржей, структура и функции. Как ведутся торги на бирже. Виды сделок и регулирование деятельности

Умение подбирать необходимый материал, используя различные источники информации.

тест

Записи в тетради

16

Фирмы и конкуренция

лекция

Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция. Монополия и монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика

уметь объяснять, почему в условиях совершенной конкуренции соблюдается равенство Р = АР = МР;

-уметь анализировать графики, характеризующие уровни ТР, ТС и П; уметь анализировать поведение фирмы.

Сообще-ния учащихся

вопросы устно

17

«Как заработать на жизнь»

игра

Кругооборот ресурсов, товаров, услуг и денег.

обобщить и расширить знания учащихся по теме: «Фирмы и конкуренция»;  смоделировать кругооборот ресурсов, товаров, услуг и денег при помощи

игровой ситуации, которая поможет разобраться в нем с позиции домашних

хозяйств и фирм; развивать логическое мышление, способность самостоятельно и нестандартно
мыслить; воспитывать думающую, экономически грамотную личность.

Игровые ситуации

Подборка материала

18

Тестирование

повторение

Экономика в жизни человека и общества

Умение правильно давать определение понятиям. Проводить аналогию и примеры. Анализировать, сравнивать и делать выводы.

тест

Выписать выводы в тетрадь

19

Деньги и капитал.

лекция

История возникновения денег. Предметы, которые служили средством обмена.  История появления и названия денег в России.  Появление бумажных денег. Функции денег. Капитал.

видеть различия между товарными и кредитными деньгами, между наличными и безналичными деньгами; умение различать и характеризовать функции денег; уметь различать основной и оборотный капитал как элементы структуры реального капитала; уметь различать реальный и денежный капитал;

Устный опрос

повторение

20

«Денежные единицы страны».

игра

Виды денег. Денежные единицы разных стран

Знать и уметь различать названия разных денежных единиц.

беседа

Записи в тетради

21

Рынок.

лекция

Что такое рынок? Совокупность продавцов и покупателей. Покупатели и спрос. Продавцы и предложение. Институты (правила поведения). Место и время встречи. Обмен информацией. Выбор партнера. Заключение соглашения. Равновесие на рынке. Объем продаж и цена. Совершенство рынка. Однородное благо. Большое число покупателей и продавцов. Легкость получения информации и заключения сделки. Отсутствие личных связей. Несовершенный рынок.

Знать понятия темы. Уметь работать с графиком спроса и предложения. Знать основные функции рынка. Умение анализировать и сравнивать, давать свою оценку

Анализ статей

Записи в тетради. Доклады

22

«Овощной рынок».

игра

Характер предпринимателя. Основные риски предприятия.

Через создание игровых ситуаций, на практике попробовать себя в качестве предпринимателя

Игровые ситуации

сообщения

23

Рынок труда.

лекция

Свободный человек. Рынок труда. Работа по найму. Величина предложения на рынке труда. Трудоспособность. Факторы труда. Заработная плата. От чего зависит заработная плата. Условия труда. Виды заработной платы. Безработица. Виды безработицы. Последствия безработицы.

уметь характеризовать рынок труда и его особенности в России; понимать, чем определяется спрос на труд;

понимать, что кривая МRРL является кривой спроса на труд со стороны фирмы; уметь различать кривую рыночного предложения труда и кривую индивидуального предложения труда.

тест

Записи в тетради

24

«Подбор профессионала».

игра

Критерии подбора профессионала. Виды работ и функции.

Познакомить учащихся с некоторыми  профессиями.

Развивать умение коллективного обсуждения информации и принятия решения в ограниченное время. Дать правильное представление (скорректировать представление)  о личностных качествах и деловых качествах для конкретных профессий.

Дать правильное представление о существующих профессиях.

Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы по полученным результатам наблюдений.

беседа

доклады

25

Трудовые конфликты и роль профсоюзов в их разрешении

лекция

Конфликт на работе и способы разрешения конфликтов. Появление и история развития профсоюзных организаций. Роль профсоюзов в разрешении конфликтов между работодателем и работником.

Выявлять причины конфликтов и способы разрешения; уметь рассказывать историю создания профсоюзов, характеризовать их функции и показывать их роль в разные эпохи

сообщения

Записи в тетради

26

Прожиточ-ный минимум и минимальная зарплата.

лекция

Основные черты рынка труда. Кривая спроса на труд. Кривая предложения труда. Дифференциация размеров ставок заработной платы. Государственное регулирование минимума зарплаты.

Знать основные черты рынка труда, умение показывать на графике кривую спроса и предложения на рынке труда.

дискуссия

записи

27

Договоры и контракты на рынке труда.

практика

Трудовой договор. Составление договора и условия его расторжения.

Знание основных пунктов составления договоров, умение составлять договор

тест

Подготовка проекта

28

Безработица и ее виды.

лекция

Безработица и ее показатели, причины и основные формы безработицы, уровень безработицы. Закон Оукена. Издержки безработицы

Знание основных понятий: безработица, рабочая сила. Уметь высчитывать уровень безработицы. Знание основных видов безработицы, уметь сравнивать их и различать.

Защита проекта

Записи в тетради

29

Понятие полной занятости.

лекция

Полная занятость. Занятые и безработные. Потенциальный ВВП

Знание основного понятия: естественная норма безработицы.  Уметь высчитывать полную занятость. Умение работать с графиком «Динамика числа безработных».

беседа

Анализ статей

30

Дискуссия: пути решения проблемы безработицы.

практика

Последствия безработицы. Государственная политика поддержки занятости.

Уметь перечислять основные последствия безработицы. Знание основных методов устранения безработицы. Умение работать с графиками, сравнительными таблицами. Умение анализировать и сравнивать. Давать оценку ситуациям и находить пути выхода из трудных ситуаций.

дискуссия

Записи в тетради

31

Бюджет.

лекция

Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Дефицит   бюджета и соц программы.

Знать основные понятия темы. Уметь различать доходные части от расходных; составление бюджета, роль и значение

Опорный конспект

Записи в тетради

32

Практические занятия: тратить или копить?

практика

Функции денег. Экономия и трата денег

Умение анализировать, сравнивать и делать выводы

решение познава-тельных заданий

Дополнительный материал

33

Налоги.

лекция

Налоги. Прямые налоги. Подушный, подоходный, налог на имущество, на наследство, на прибыль. Косвенные налоги. НДС, акцизы. Влияние налогов на хозяйство. Структура налогов. Другие источники дохода. Налоги и принципы налогообложения.

Знать понятия темы. Уметь раскрывать функции налогов, различать косвенные налоги от прямых. Уметь работать со схемой, объяснять по ней и делать выводы

Опорный конспект

Записи в тетради

34

Игра – налоговый инспектор

Повторение в виде игры

Налоги, виды и функции

Обобщение и закрепление знаний в игровой форме.  Способствовать развитию логического мышления; активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Решение познава-телных заданий

повторение

35

Зачет.

Тестирова-ние

Экономика в жизни человека и общества. Государственное регулирование экономики

Умение анализировать и сравнивать, давать определения понятиям и делать выводы

вопросы



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Переход российской экономики к рыночным формам хозяйствования вызвал значительные изменения в содержании общественных дисциплин. Экономическое образование в средней школе призвано сформировать систему рационального мышления и поведения современной молодёжи в условиях рыночного хозяйства. Характерной чертой экономического образования в общеобразовательных учреждениях страны является то обстоятельство, что, оно включено в процесс профилизации и специализации самого общего образования.

Сегодня никому не нужно доказывать необходимость экономических знаний. Невозможно представить современного человека, не столкнувшегося с проблемами рыночных отношений. И чем раньше он проявит интерес к проблемам экономики, постоянная потребность в экономическом знании, тем легче ему будет строить свою взрослую жизнь.

Быстро меняющаяся социально – экономическая обстановка требует от молодого человека всестороннего развития, а так как экономика является одной из составляющих общественного развития, то ее знания будут способствовать лучшей адаптации в обществе.

Цели экономического образования в школе:

1. Обеспечить усвоение учащимися основных экономических понятий, принципов, законов, что позволит перейти от эмоциональных неаргументированных суждений к объективному и обоснованному подходу в анализе и решении проблемы;

2. Сформировать у учащихся основы экономического мышления;

3. Выработать у учащихся умение применять принципы экономического мышления при принятии решений на практике, в повседневной жизни;

4. Содействовать выработке у школьников активной научной позиции по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам; подготовить школьников к активному участию, как в экономической жизни страны, так и в гражданском обществе в целом;

5. Способствовать становлению у школьников основных черт экономического поведения личности.

Основная цель курса «Основы экономических знаний» - формирование у учащихся основ экономического мышления, обретения опыта самостоятельного принятия эффективных экономических решений, применение полученных знаний в практической деятельности в условиях рыночной экономики.

При этом необходимо решать следующие задачи:

1. познакомить учащихся с экономической жизнью страны;

2. сформировать у учащихся базовые экономические знания;

3.  научить применять экономические знания на практике;

4. сформировать  необходимые компетенции учащихся для активного участия в экономической жизни страны;

5. воспитывать уважение к частной собственности и бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, порядочность.

Занятия проводятся с использованием следующих методов: лекций, практических работ, интерактивных игр.

Ожидаемые результаты

  • формирование стойкого интереса к экономической науке;
  • воспитание ответственности за принимаемые экономические решения на основе осознания роли человека в современном мире;
  • приобретение учащимися прочных знаний в различных обществоведческих дисциплинах, подкрепленных практическими навыками и умениями;
  • закрепление навыков самостоятельной работы, исследовательской деятельности;
  • развитие интеллекта учащихся, навыков общения, развитие эстетического вкуса.
  • формирование представления о предмете экономическая наука;
  • о функциях и видах рынка;
  • о субъектах рыночной экономики;
  • организационно – правовых форм фирм;
  • иметь представление о современных профессиях;

Способы проверки ожидаемого результата

  • тестирование
  • защите рефератов
  • составление проектов
  • участие в олимпиадах

Формы подведения итогов

  • организация тематических выступлений, конференций;
  • организация выставки работ учащихся;
  • проведение открытых мероприятий: викторин, вечеров, игр.

Итоговый контроль:

Зачетный урок в форме деловой игры «Организуем новое дело».

Занятия проходят в двух формах:

- теоретическая, как освоение экономической теории и соответствующих ей научных понятий;

- практическая, как привитие определенных навыков экономического поведения через практическую работу;

Данный элективный курс является дополнительным курсом, который обеспечивает дальнейшее развитие знаний и умений обучающихся,  полученных  при реализации предмета «Обществознание» в 9 классе,   углубляет знания обучающихся,  создает условия для  овладения   способами учебно-познавательной, информационной,  коммуникативной, рефлексивной деятельности.

Элективный курс   способствует формированию  общепредметных компетенций:

  1. Ценностно-смысловая компетенция в рамках умения выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, принимать оценочные суждения, решения, сферы правовых отношений в условиях хозяйственной деятельности. Ценностно-смысловая компетенция  данной окраски   обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях  учебной деятельности. От нее зависит  развитие индивидуальной образовательной траектории обучающегося и, возможно, программа его жизнедеятельности  в целом.
  2.  Общекультурная компетенция  отражает круг вопросов хозяйственного права, основ предпринимательской деятельности, психологических основ предпринимательства,  о  роли конкуренции в  условиях рыночных отношений. Общекультурное содержание курса «Основы предпринимательства» включает в себя основы предпринимательства в форме понятий, законов, принципов, методов, выдвигаемых учащимися гипотез,  ценностных установок, лежащих в основе решения  человечеством в целом и россиянами в частности проблем экономики, выхода из  кризисного состояния.
  3. Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами.  Сюда мы отнесем  умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению  к изучаемым объектам обучающийся овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добывание знаний непосредственно из  реальных сведений о хозяйственной жизни современности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами.

В рамках данной компетенции формируются умения и навыки: сравнения, сопоставления, классификации, ранжирования объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям, умение различать факт, мнение, доказательство, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, предполагающих стандартное применение одного из них, выдвижение предположений и проверка их на практике, формулирование понятий на основе выделенных существенных признаков, творческое решение  практических задач, самостоятельное выполнение  задач, участие в проектной деятельности, поиск функциональных связей.

  1. Информационная компетенция – при помощи реальных объектов (телевизор, телефон, компьютер) и информационных технологий (аудио, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет, электронное  учебное пособие)  формируются  умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
  2.  Коммуникативная компетенция включает развитие  знаний о способах взаимодействия с людьми, навыки работы в группе, паре, владение  различными социальными ролями в коллективе, умение вести дискуссию, владение монологической и диалогической речью
  3. Социально-трудовая компетенция позволяет обучающимся овладеть минимально необходимыми в жизни современного общества навыками социальной активности и функциональной грамотностью, опытом  профессионального самоопределения.
  4. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в  сфере данной компетенции выступает сам ученик, который действует в своих интересах и возможностях, что выражается в формировании психологической грамотности и культуры мышления и поведения.

В рамках курса содержание обучения построено таким образом, что вслед за изучением теории вопроса идет практическое его освоение в виде игры. Такая практика помогает детям получить адекватное представление о сути экономических явлений, с легкостью выносить аргументированное суждение по экономическим вопросам, обрести опыт в анализе экономических ситуаций и происходящих в жизни общества изменениях. Занятие воспитывает у учащихся инициативу, активность и самостоятельность в принятии решений, вырабатывает практические навыки принятия ответственных экономических решений. Поэтому структура курса состоит из  теоретических лекций и экономических игр и одного итогового тестирования. Всего элективный курс рассчитан на 35 часов.

Содержание элективного курса

Что изучает экономика? (1 час)

Термины: экономика, потребности, блага и услуги, экономические блага.

 Понятие «экономика». Роль экономики в жизни человека и общества. Развитие экономической науки. Блага. Услуги. Потребности человека. Основные участники экономики.

«Где нам встречается экономика» (1 час).

Основные вопросы экономики, ее функции и роль

Основы хозяйственной жизни человечества (1 час).

Экономика. Микроэкономика и макроэкономика. Экономические блага. Специализация и производительность труда. Факторы производительности труда. Торговля и торговые отношения.

Ограниченность экономических ресурсов и проблемы их сохранения (1 час).

Потребности, блага и услуги, ресурсы. Ограниченность ресурсов. Экономические и неэкономические блага. Проблема выбора.

Понятие об экономических системах (1 час).

Понятие экономической системы. Типы систем. Эволюция экономических систем. Две экономические системы.  Способы решения фундаментальных проблем

Традиционная система (1 час).

Натуральное хозяйство. Отличительные черты традиционной экономики.

Рыночная система: «плюсы» и «минусы» (1 час).

Причины возникновения рыночной экономики. Функции рынка. Виды рынков. Функционирование рынка. Рыночное равновесие. Условия совершенной конкуренции.

Командная экономика, ее сущность (1 час).

Государственная собственность на экономические ресурсы. Централизованное распределение трудовых ресурсов. Планирование экономики.

Смешанная экономическая система (1 час).

Внешние эффекты. Частные блага. Общественные блага. Смешанная экономика. Пределы вмешательства государства в экономику. Прямое и косвенное вмешательство государства в ценообразование.

Экономические ресурсы (1 час).

Термины: ресурсы, исчерпаемые ресурсы, неисчерпаемые ресурсы.

Страна и ресурсы. Определенное количество (запас). Ограниченность. Виды ресурсов. Возобновимые и невозобновимые. Исчерпаемые и неисчерпаемые. Природные ресурсы. Земная кора. Полезные ископаемые (органические и неорганические). Почва. Воздух, вода и солнце. "Твердое место" для жизнедеятельности. Флора и фауна. Способность к труду. Количество труда одного человека. Все население. Рабочая сила. Ограниченность ресурсов и численность населения.

Производство (1 час).

Термины: производство, производительность,  потребитель, производитель, факторы производства, ресурсы.

Понятие «производства». Производитель. Потребитель. Факторы производства. Средства производства. Результат производства. Разделение труда.

Игра «Доходное производство» (1 час).

Фирмы (1 час).

Термины: фирма, менеджмент, прибыль, предельный доход, затраты, выручка,

Как создаются фирмы? Капитал фирмы. Неопределенность и риск. Неизвестность величины затрат и выручки, действий конкурентов. Предприниматель. Желание получить прибыль. "Оплата" создания фирмы. Право принятия любых решений. Право распоряжаться прибылью. Затраты, выручка и прибыль. Стоимость сырья и орудий производства. Зарплата наемных рабочих. Денежные затраты. Выручка. Денежная прибыль. Неявные затраты (процент на капитал, рента за природные ресурсы, зарплата управляющего). Экономическая прибыль.

Причины создания фирмы и их виды (1 час).

Определение фирмы. Фирма – организация. Фирма – коммерческая организация. Фирма – юридическое лицо. Четыре группы фирм. Хозяйственные товарищества и общества. Акционерное общество. Открытые и закрытые АО. Управление АО. Дочернее хозяйственное общество. Производственный кооператив. Унитарные предприятия.

Загадочный вид биржи (1 час).

Функции биржи. Классификация бирж. Устройство бирж. Управление биржей, структура и функции. Как ведутся торги на бирже. Виды сделок и регулирование деятельности.

Фирмы и конкуренция (1 час).

Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция. Монополия и монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика

Игра «Как заработать на жизнь» (1 час).

Тестирование (1 час).

Деньги и капитал (1 час).

Термины: деньги, капитал

История возникновения денег. Предметы, которые служили средством обмена.  История появления и названия денег в России.  Появление бумажных денег. Функции денег. Капитал.

Игра «Денежные единицы стран» (1 час).

Рынок (1 час).

Термины: рынок, продавец, покупатель, спрос, предложение, цена.

Что такое рынок? Совокупность продавцов и покупателей. Покупатели и спрос. Продавцы и предложение. Институты (правила поведения). Место и время встречи. Обмен информацией. Выбор партнера. Заключение соглашения. Равновесие на рынке. Объем продаж и цена. Совершенство рынка. Однородное благо. Большое число покупателей и продавцов. Легкость получения информации и заключения сделки. Отсутствие личных связей. Несовершенный рынок.

Игра «Овощной рынок» (1 час).

Рынок труда (1 час).

Термины: рынок труда, ставка заработной платы,  условия труда, занятость, фрикционная безработица,  сезонная безработица, структурная безработица,     циклическая безработица.  

Свободный человек. Рынок труда. Работа по найму. Величина предложения на рынке труда. Трудоспособность. Факторы труда. Заработная плата. От чего зависит заработная плата. Условия труда. Виды заработной платы. Безработица. Виды безработицы. Последствия безработицы.

Игра «Подбор профессионала» (1 час).

Критерии подбора профессионала. Виды работ и функции.

Трудовые конфликты и роль профсоюзов в их разрешении (1 час).

Конфликт на работе и способы разрешения конфликтов. Появление и история развития профсоюзных организаций. Роль профсоюзов в разрешении конфликтов между работодателем и работником.

Прожиточный минимум и минимальная зарплата (1 час).

Основные черты рынка труда. Кривая спроса на труд. Кривая предложения труда. Дифференциация размеров ставок заработной платы. Государственное регулирование минимума заработной платы.

Договоры и контракты на рынке труда (1 час).

Трудовой договор. Составление договора и условия его расторжения.

Безработица и ее виды (1 час).

Безработица и ее показатели, причины и основные формы безработицы, уровень безработицы. Закон Оукена. Издержки безработицы.

Понятие полной занятости (1 час).

Полная занятость. Занятые и безработные. Потенциальный ВВП

Дискуссия: пути решения проблемы безработицы (1 час).

Последствия безработицы. Государственная политика поддержки занятости.

Бюджет (1 час).

Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Дефицит   бюджета и социальные программы.

Практические занятия: тратить или копить? (1 час).

Налоги (1 час).

Термины: бюджет, налоги, виды налогов, НДС, доход, прибыль, налоговое регулирование.

Наполнение бюджета. Налоги. Плата государству без конкретной встречной услуги. Прямые налоги. Подушный, подоходный, налог на имущество, на наследство, на прибыль. Косвенные налоги. Налог на добавленную стоимость, акцизы. Влияние налогов на хозяйство. Структура налогов. Другие источники дохода. Прибыль государственных предприятий. Монополия на продажу отдельных благ. Рента за природные ресурсы. Доход от продажи государственного имущества.

Игра «Налоговый инспектор» (1 час).

Налоги, виды и функции 

Зачет (1 час).

Тематическое планирование курса

Тема

Форма проведения

Кол-во часов

Дата

1

Что изучает экономика?

лекция

1

2

«Где нам встречается экономика».

практика

1

3

Основы хозяйственной жизни человечества.

лекция

1

4

Ограниченность экономических ресурсов и проблемы их сохранения.

лекция

1

5

Понятие об экономических системах.

лекция

1

6

Традиционная система.

лекция

1

7

Рыночная система: «плюсы» и «минусы».

практика

1

8

Командная экономика, ее сущность.

лекция

1

9

Смешанная экономическая система.

лекция

1

10

«Экономические ресурсы»

игра

1

11

Производство.

лекция

1

12

«Доходное производство».

игра

1

13

Фирмы.

лекция

1

14

Причины создания фирмы и их виды.

лекция

1

15

Загадочный вид биржи.

практика

1

16

Фирмы и конкуренция.

лекция

1

17

«Как заработать на жизнь»

игра

1

18

Тестирование

тест

1

19

Деньги и капитал.

лекция

1

20

«Денежные единицы страны».

игра

1

21

Рынок.

лекция

1

22

«Овощной рынок».

игра

1

23

Рынок труда.

лекция

1

24

«Подбор профессионала».

игра

1

25

Трудовые конфликты и роль профсоюзов в их разрешении.

лекция

1

26

Прожиточный минимум и минимальная зарплата.

лекция

1

27

Договоры и контракты на рынке труда.

практика

1

28

Безработица и ее виды.

лекция

1

29

Понятие полной занятости.

лекция

1

30

Дискуссия: пути решения проблемы безработицы.

практика

1

31

Бюджет.

лекция

1

32

Практические занятия: тратить или копить?

практика

1

33

Налоги.

лекция

1

34

«Налогообложение».

игра

1

35

Зачет.

тестирование

1

ИТОГО

                            35 часов

Список литературы

  1. Иванов С.И «Основы экономической теории» М.Вита-Пресс, 2003.
  2.  И.В. Липсиц «Экономика», М «Вита» 2006г.
  3. И.В. Липсиц «Экономика без тайн», М «Дело», 1993г.
  4. Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин «Хрестоматия по курсу «Право и экономика», М «Издательский дом», «Новый учебник»,2004.

Интернет:

  1. http://be.economicus.ru/ (введение в экономику)
  2. http://bibliotekar.ru/biznes-63/index.htm (экономика для школьников)
  3. http://bibliotekar.ru/biznes-15/index.htm (экономический словарь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса "Основы экономических знаний"

Курс предназначен дляобучающихся 9 классов. Но также материал может был использован на уроках обществознания в 8- 11 классах. Основной прием  на занятиях - игровой. Курс помогает определиться с п...

Учебная программа элективного курса «Основы медицинских знаний» для учащихся 9 классов

Основной задачей подготовки в области защиты от ЧС является обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от чрезвычайных ситуаций, приемам...

Программа элективного курса «Основы правовых знаний» 10 класс 2019-2020 учебный год

Планируемы результаты освоения  правового курсаДанный правовой курс поможет сформировать устойчивую мотивацию подростка на дальнейшее познание юриспруденции, но и позволит ему успешно самоопредел...

Рабочая программа элективного учебного предмета «Экономическая сфера жизни общества»

Курс «Экономическая сфера жизни общества» для 10-11 классов призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по содержательному блоку «Экономика» курса общ...

Программа по элективному учебному предмету "Экономическая география"

Программа предназначена для обучения учащихся 10 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по географии, использует учебное пособие В. А. Горбанева "Обществе...