Элективный курс
элективный курс по экономике (9 класс) по теме

Лазарева Светлана Александровна

Представляю элективный курс по экономике Основы экономических знаний для обучающихся 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnye_kursy.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа  №46

Города Ульяновска

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

(для учащихся 9-х классов)

«Основы экономических знаний»

Автор: учитель географии и экономики

Лазарева Светлана Александровна.

Ульяновск 2008 год.

Пояснительная записка.

         В нынешних социально- экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию, по сути призванному сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономического поведения, создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения.

        Экономическое образование является неотъемлемой, важной составной частью общего среднего образования. Опыт работы позволил выработать основные принципы школьного преподавания экономики:

  • Содержание  может ограничиваться преподаванием основных, базовых понятий и не углубляться  в теоретический, вузовский уровень.
  • Целью обучения должна быть актуализация экономического мышления, а не освоение экономических знаний.
  • Самой эффективной технологией преподавания являются интерактивные формы обучения.

На этих принципах построен предлагаемый элективный курс. Материал охватывает все основные понятия и концепции микроэкономики, актуализирует базовые принципы экономического мышления и тренирует навыки экономического поведения.

        Элективный курс рассчитан на 34 часа. Методическая особенность курса – в максимальном использовании интерактивных форм. Основой преподавания являются моделирующие, дидактические и ролевые игры и практикумы.  Подобное построение позволяет активизировать познавательную деятельность учеников и превратить обучение в интересный и результативный процесс.

  Цель элективного курса: углубление экономической подготовки учащихся основной школы.

                              Основные задачи курса:

  • формирование основ экономического мышления и привитие навыков в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуаций;
  • социальная адаптация учащихся к происходящим изменениям в жизни российского общества;
  • профессиональная ориентация и развитие способностей школьников к деятельности в сфере экономики и предпринимательства;
  • развитие предпринимательской инициативы.

Требования к знаниям

и умениям учащихся

  • После изучения данного курса учащиеся должны знать:

Понятия «экономика как наука» и «экономика как хозяйство»; понятия «потребности», «ресурсы».

Основные вопросы экономики и различные способы их решения.

Типы экономических систем. Типы собственности.

          Закон спроса, закон предложения.

            Основные типы структуры рынка

             Цели и функции государства в экономике.

            Основные источники доходов семьи

  • После изучения данного курса учащиеся должны уметь:

Приводить примеры элементов традиционной, централизованной и рыночной системы;

Приводить примеры разных типов собственности

Проводить графический анализ изменения спроса и предложения;

Вычислять производительность труда, затраты на производство, выручку.

Анализировать причины и последствия инфляции.

Анализировать статистику занятости.


Учебно – тематический план

№п\п

Название темы

Кол-во часов

Форма проведения занятий

1.

Понятие об экономике и ее роли в жизни общества.

1

2.

Типы экономических систем и различия между ними.

1

лекция

3.

 Альтернативная стоимость, сравнительное преимущество, специализация.

2

Игра «Выбор»

4.

 Богатство страны

1

Практикум , игра «Пирамида»

5.

Производственные возможности

2

Решение задач

6.

Факторы производства

2

Лекция

практикум

7.

Производительность и эффективность

3

Лекция

Решение задач

8.

Закон убыточности

1

Игра «авиазавод»

9.

Производственные затраты

2

Игра «студент и миллионер», решение задач

10.

Маржинальный анализ

2

Лабораторная работа

11.

Понятие полезности

2

12.

Спрос

2

практикум

13.

Предложение

2

14.

Равновесие

2

Игра «Биржа», «ресторан»

15.

Экономическая природа монополии, олигополии, конкуренции

2

лекция

16.

Деньги

2

Игра «Инфляция»

17.

Налоги и налоговая система

1

Лабораторная работа

18.

Принятие решений в экономике

1

19.

Роль государства в экономике

1

Игра «Муниципалитет»

20.

Итоговая конференция «Экономика в моей жизни»

2

 

Содержание программы.

.

  1. Понятие об экономике и ее роли в жизни общества.

Экономика – наука о рациональном ведении хозяйства. Ее значение, предмет, основные понятия. Компромиссный выбор, ограниченность ресурсов. Алгоритм компромиссного выбора (рассматривается с помощью таблицы). В качестве тренировки алгоритма предлагается игра.

  1. Типы экономических систем и различия между ними.

Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная, командная система: особенности и дефекты. Частная собственность как основа рыночной экономической системы. Основные признаки смешанной экономики. Лекция.

3.Альтернативная стоимость, сравнительное преимущество, специализация.        

Урок с элементами игры. Контроль: решение задач на сравнительное преимущество.

4.Богатство страны. Урок- моделирование. Производство и торговля. Богатые и бедные страны.

5.Производственные возможности. Типы благ. График производственных возможностей. Алгоритм расширения производственных возможностей. Закон порочного круга бедности.

Дискуссия о преодолении бедности.

6.Факторы производства. Понятия: природные ресурсы, средства производства, трудовые ресурсы. Фактор предприимчивости. Производство - циклический процесс. Игра «Кругооборот благ и ресурсов».

7.Производительность и эффективность. Главные критерии производительности. Математический анализ производительности и эффективности производства. Контроль: решение задач.

8.Закон убыточности. Закон убывающей производительности, эффективности (доходности)

9.Производственные затраты. Экономические и бухгалтерские затраты, общие, постоянные, переменные, средние, предельные затраты. Контроль: решение задач на определение производственных затрат.

10.Маржинальный анализ (анализ предельных затрат). Лабораторная работа: заполнение граф таблицы и проведение маржинального анализа производительности, вычисление прибыли, правило максимизации.

11.Понятие полезности. Польза и полезность. Общая, предельная, средняя полезность. Анализ графиков. Контроль: решение задач по определению полезности.

12.Спрос. Закон спроса, количество (величина, объем) спроса, эластичность спроса, товары-заменители, кратковременный (долговременный период). Практическая работа «Изучить спрос на компьютеры в классе и построить график спроса».

13.Предложение. Закон предложения, график предложения, виды изменения предложения. Изменение количества предложения. Построение графиков предложения.

14.Равновесие. Графический анализ игры «Биржа». Равновесная цена. Равновесное количество. Контроль знаний в ходе игры «Ресторан».

15.Экономическая природа монополии, олигополии, конкуренции. Маржинальный анализ, ценоискатели, ценополучатели, ценодиктаторы, монополия, олигополия, конкуренция. Контоль: решение задач.

16.Деньги. Виды денег, основные функции денег, свойства денег. Игра «Инфляция».

17.Налоги и налоговые системы. Налог, подушная система, пропорциональная подоходная система, прогрессивная подоходная система, регрессивная подоходная система. Лабораторная работа «Налоги и налоговая система».

18. Принятие решений в экономике. Способы принятия коллективных решений; отработать навык цивилизованного компромисса.

19.Роль государства в экономике. Государство- защитник экономических свобод. Государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни страны. Игра «Муниципалитет».

 20. Итоговая конференция «Экономика в моей жизни». Активизация навыков дискуссии и публичного выступления.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Азимов Л.Б. Преподавание экономики в школе. Основные экономические понятия. М., 1994.
  2. Гребнев Л.С. Методические материалы по экономическим дисциплинам. М., 2000
  3. Липсиц И.В. Экономика: В 2 ч. – М.: Вита-Пресс. Ч. 1. – 1998.
  4. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике: 9-11 кл.- Вита-Пресс, 1997

  1. Травин Е.Н. Уроки экономики в школе. Пособие для учителей экономики и обществознания- Ярославль: Академия развития, 2003

  1. Трунин В.И. Самостоятельные и контрольные работы по экономике: 9 кл.- М.: Вита-Пресс, 1999
  2. Фадеева – Кузнецова Е.А. Игра всерьез. Волгоград, 2000

Литература для учащихся.

  1. Ивтономов В.С. Введение в экономику: 9-10 кл.- М.: Вита-Пресс, 1998
  2. Липсиц И.В. Экономика: В 2 ч. – М.: Вита-Пресс. Ч. 1. – 1998
  3. Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике: 9 кл.- М.: Вита-Пресс,1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...