открытый урок по экономики.
план-конспект урока по экономике (8 класс) по теме

Посадова Людмила Анатольевна

Значение экономики в жизни общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkytyy_urok_8_klass_ekonomika.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 8.

ТЕМА УРОКА: ЭКОНОМИКА И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Тип урока: освоение и закрепление нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Метод обучения: эвристический, частично-поисковый.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, группах.

Цели урока:

  • Обучающие: познакомить учащихся с пониманием сущности экономических отношений в обществе, понятием экономика, ресурсы, производство
  • Развивающие: сформировать умения, необходимые для выбора оптимального варианта поведения в сфере рыночной экономики, показать связь экономики с другими сферами жизни общества.
  • Воспитательные: формировать у учащихся культуру работы с одноклассниками, общую культуру, самостоятельность в выводах.

ТСО: ПК, проектор, экран, презентация, схемы

Оформление доски: на экран с помощью медиапроектора спроектирован слайд с темой урока.

Структура урока и ход урока

1. Вводная частьПриветствие, сообщить тему, цели и порядок проведения урока (1 минута).

    Демонстрация слайда 1, 2 

Постановка задачи: Для того, чтобы найти свое место в обществе необходимо обладать знаниями, не последнюю роль в которых играют знание экономических процессов в жизни общества (1 минута).

2. Изучение нового материала. Закрепление изученного материала.

ТЕМА урока: Экономика и ее роль в жизни общества.

Актуализация знаний: Вы уже знакомы с основными сферами общественной жизни.

Демонстрация слайда 3: Какая сфера пропущена в схеме.

Давайте сегодня начнем знакомиться с таким явлением общественной жизни как экономика.

Проблемное задание: Что представляет собой экономическая сфера? Приведите примеры, когда вы оказались участниками экономических отношений.

Слайд  4.

Экономика имеет богатую историю. Впервые определение экономика дал Ксенофонт и определил ее как правило ведения домашнего хозяйства.

Аристотель в 4 веке до н.э. определил экономику как естественную науку и подверг анализу основные экономические явления и закономерности экономического развития общества.   Слайд 5

ЗАДАНИЕ:   теперь давайте попробуем определить значение слова «Экономика». Обсуждение класса. Выслушав версии учащихся , необходимо сказать что экономика употребляется в нескольких значениях.  Слайд 6, 7

Человек ежедневно сталкивается с множествами проблем – тепло или холодно в квартире, есть ли еда в холодильнике, можно ли купить новый телевизор.

Нас интересуют вопросы, связанные с удовлетворением наших многообразных  потребностей.  Потребности – это нужда в чем либо необходимым для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом.   Слайд ЗАДАНИЕ к 8 слайду – приведите примеры видов потребностей, 9,10, 11

Цель удовлетворения потребностей – создание условий для жизни и деятельности людей.

Задание: Подумайте от чего может зависеть удовлетворение наших   потребностей?

- климатических условий;

- обычае;

- уровня жизни в конкретной стране

- степени развития науки и техники

- моды

- реклама

- вкусы и предпочтения людей                Слайд 12

Средства с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности  называются БЛАГАМИ.

БЛАГО – это, то что является полезным для человека, служит удовлетворению его потребностей.  свои потребности  называются БЛАГАМИ. Жизненные блага люди получают от природы или производят в процессе экономической деятельности. Поэтому экономисты делят все жизненные блага на две группы свободные и экономические.  Слайд 13,

Слайд   14  Проверь себя

Экономические блага, предназначенные для удовлетворения личных потребностей, являются ПРЕДМЕТАМИ ПОТРЕБЛЕНИЯ (продукты питания, жилье, одежда)

Блага, используемые для производства других экономических благ – СРЕДСТВО ПРОИЗВОДСТВА (производственное оборудование, производственные здания, станки, сырье, транспорт, информационные ресурсы)   Слайд 15

Общество постоянно развивается, развиваются потребности людей. Потребность в какой-то степени легко удовлетворить – пошел и купил книгу, обувь, велосипед. Но по мере удовлетворения одних потребностей возникают другие. Процесс этот бесконечен и потребности людей безграничны. Потребности человека направлены на предметы, способные удовлетворить его желания. Чтобы построить дом нужны материалы и оборудование, чтобы машина ездила – нужен бензин.  Все это называется -

 Ресурсами  – вспомогательное средство.

По отношению к изобилию человеческих потребностей ресурсы, имеющиеся в экономике в каждый данный момент времени, ограничены и их никогда не хватает для удовлетворения всех потребностей. Примеры ограниченности ресурсов можно найти и вокруг нас.

Задание:  Приведите примеры:  леса, источники воды, запасы полезных ископаемых.  Слайд 16

Одни природные ресурсы можно воспроизвести (посадить лес);

Другие же запасы трудно или невозможно восстановить (полезные ископаемы)

Ограниченность экономических благ и ресурсов и необходимость производства все большего их объема для улучшения жизни заставляют общество решать проблемы разумного использования и рационального распределения благ и ресурсов.

Проблема  распределения ограниченных ресурсов – одна из основных проблем экономики.

Итак, мы знаем, что человек живет в мире ограниченных возможностей, когда его потребности превосходят имеющиеся ресурсы. И это противоречие рождает сложную проблему выбора: на что истратить ограниченные средства? Какие потребности удовлетворить в первую очередь? Как распорядиться тем, что имеем, наилучшим образом? В экономике этот выбор приходится делать практически на каждом шагу и всем участникам экономических отношений: Отдельному производителю и потребителю, каждой семье, предприятию, государству, В чем заключается это выбор?

В основе выбора чаще всего лежит желание как можно полнее удовлетворить имеющиеся потребности. Однако выбирающему всегда приходится от чего-то  отказываться.

Каждой семье приходится выбирать, что купить, как распределить домашние обязанности;

Фирмы тоже оказываются перед выбором: что производить и с помощью каких ресурсов?

Государство планируя свои доходы и расход, вынуждено делать выбор, между помощью населению и требуемым уровнем обеспечения национальной обороны.  Слайд 17

РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ. Стр.89 учебник

Таким образом, сложность проблемы выбора заключается в том, что, отдавая предпочтение одному виду благ, мы одновременно отказываемся от потребления других, а выбирая вариант использования ограниченных ресурсов, мы теряем возможность использовать их по иному назначению.

Значит, за принятое решение мы вынуждены платить, и любой выбор имеет свою цену, которую экономисты – альтернативной стоимостью. Слайд 18

Таким образом, экономические действия людей – это результат, как правило осознанного выбора. Рациональный выбор предполагает оценку приятого решения, т.е. сравнение затрат и выгод.

Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что экономика показывает, как общество осуществляет рациональный выбор в условиях ограниченности ресурсов для удовлетворения потребностей людей.

Слайд 19. Проверь себя.  Вы заплатите за свой выбор отказом от поездки с родителями на теплоходе. Это и будет являться альтернативной стоимостью вашего выбора.

Слайд 20. Реши тест

Домашнее задание параграф 11

В классе и дома: задание 1, 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка открытого урока по английскому языку тема:"Деньги" для специальности "экономика и бухгалтерский учёт" по отраслям

Вид урока:Комбинированный    Методы обучения:Словесный, наглядный, практический, исследовательский. Форма проведения урока:классно-урочная, групповая, индивидуальная, работа в парах. Пре...

конспект открытого урока по экономике в 6 классе

Открытый урок по экономике в 6 классе по теме "Организационные формы торговли"...

Открытый урок по Экономике на тему "Деньги"

На данном уроке экономики ребята узнают об истории и происхожеднии денег, их значение в жизни людей....

Методическая разработка открытого урока по экономике, тема: "Семейный бюджет", для 10 класса. Практическое занятие с элементами деловой игры.

Методическая разработка открытого урока по экономике, тема "Семейный бюджет" (для 10 класса) включает в себя:1. технологическую карту урока2. 4 варианта тестов входного контроля, разработанные  в...

Открытый урок по экономике отрасли

Данная разработка по экологии дает возможность обучающимся осмыслить понятие радиация,радиоактивные нуклиды; уметь отличать внешнее облучение от внутреннего облучения; формирует у обучающихся представ...

Конспект открытого урока по теме «Экономика. Роль экономики в жизни общества» 10 класс

Цели урока:- обучающие — углубить представления об экономике как важной сфере жизни общества, её основных проявлениях, о взаимосвязях с другими сторонами жизни общества, о влиянии экономики на обществ...

Открытый урок по экономике в 11 классе по теме "Понятия и факторы экономического рынка"

Цель данного урока познакомить обучающихся с понятиями экономического роста, способами его измерения, факторами, влияющими на темп экономического роста. Способствовать формированию основ эконом...