Олимпиады и конкурсы как фактор развития познавательного интереса школьников к урокам экономики
материал по экономике по теме

Шурлепова Галина Владимировна

Материал напечатан в сборнике IV Международной научно - практической конференции "Проблемы экономики и информатизации образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiady_i_konkursy.doc186.5 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиады и конкурсы

как фактор развития познавательного интереса школьников

к урокам экономики.

Шурлепова Г.В.

Учитель информатики и экономики

МБОУСОШ №8 г. Тулы

Истинный педагог постарается сделать учение занимательным, но никогда не лишит его характера серьезного труда, требующего усилия воли.

                                                      К.Д. Ушинский.

21 век. Третье тысячелетие. Стремительное развитие науки и техники. Новые технологии. Что же наиболее ценно в наши дни? Ответ на этот вопрос очевиден – знание и скорость: скорость исполнения, скорость восприятия, скорость переработки информации. Современное общество, как никогда остро, нуждается в специалистах, обладающих хорошими знаниями и умениями претворять их в жизнь, в молодежи образованной, технически грамотной, способной хорошо ориентироваться в новых технологиях.

Необходимым условием успешного обучения любому предмету, в том числе экономике, является заинтересованность ученика в процессе познания,  осознание необходимости обучения, стремление к успеху.

Как сделать урок интересным, вовлечь в ежедневный творческий поиск школьников, найти ребят активных, жаждущих знаний, желающих проявить себя? Дидактически целесообразным является сочетание методов обучения готовым знаниям и методов, предлагающих создание ситуаций, стимулирующих самостоятельные «открытия» учащимися экономических фактов, законов, решений задач, то есть методов, направленных на развитие способностей учащихся.

Активные формы обучения и особенно деловые игры не только повышают интерес к предмету, но и позволяют учащимся за короткий промежуток времени прожить экономическую ситуацию, попустить через себя, сделать выводы и тем самым получить прочные знания.

Согласно положению о Всероссийской олимпиаде школьников «основными целями и задачами олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся общеобразовательных учреждений творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний». Подготовить учеников к участию в олимпиаде – задача учителя.

Традиционным средством повышения интереса к предмету является проведение предметных недель, в рамках которых проводятся конкурсы, КВНы, викторины, сюжетно – ролевые игры.

Кроме таких форм и методов работы в последнее время появились новые способы вовлечения школьников в творческий поиск. Это своеобразные «палочки – выручалочки» для учителей.

- Экономико - математическая олимпиада «Головастик» - Санкт – Петербуржского Государственного университета Экономики и Финансов, ориентированная на развитие интеллектуального потенциала школьников 6-11 классов.

Главная особенность ее в том, что она является межпредметной олимпиадой и развивает у школьников навыки решения как математических задач, так и экономических ситуаций. Олимпиада является открытой и проводится ежегодно на последней неделе февраля или первой неделе марта. Олимпиада проводится в один и тот же день во всех школах, которые выразили желание участвовать в олимпиаде и подали свои заявки на участие. У нее есть все шансы стать такой же известной, как «Русский медвежонок» - олимпиада по русскому языку, «Кенгуру» - олимпиада по математике, «Кит» - олимпиада по информатике для школьников. Она сочетает в себе как творческие задания, так и традиционное тестирование.

- Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по экономике и бизнесу Центра дистанционного образования «Эйдос».

Впервые эвристическая олимпиада по экономике и бизнесу была проведена в 2000 году. По многочисленным предложениям с 2005 года оргкомитет возродил эту олимпиаду. Теперь она включает в себя задания не только по экономике, но и по бизнесу, менеджменту, предпринимательству. Главный лозунг олимпиады: «Хочешь заработать – учись предпринимать».

Дистанционные олимпиады проводятся и в Тульской области.

Это – Открытая дистанционная олимпиада школьников «Экономика на английском». Ее организует и проводит Тульское региональное отделение Международного Центра экономического и бизнес образования совместно с кафедрой экономических и правовых основ управления образованием Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области при поддержке Тульского колледжа экономики, права и информационных технологий.

Цели и задачи этой олимпиады:

- пропаганда знаний основ экономики и английского языка среди школьников;

- содействие повышению уровня экономического образования школьников;

- стимулирование познавательной активности учащихся и развитие их интеллектуальных и творческих способностей;

- стимулирование школьников к совершенствованию навыков работы в Интернете и получению новых знаний с использованием дистанционных технологий.

- Открытая дистанционная олимпиада школьников «Тула – МЭКОМ». Организует и проводит ее Тульское региональное отделение Международного Центра экономического и бизнес образования совместно с кафедрой экономических и правовых основ управления образованием Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области при поддержке Тульского колледжа экономики, права и информационных технологий.

Олимпиада состоит из следующих этапов:

- компьютерная игра МЭКОМ;

- тест по теории экономики;

- задачи по теории экономики;

- экономический бой;

- соревнование по компьютерному моделированию экономический процессов.

По результатам олимпиады определяются победители и призеры в общем зачете и в каждом этапе отдельно.

Школьные команды приглашаются для участия в российском конкурсе в рамках международной программы «Школьники за продвижение глобального предпринимательства» (SAGE).

SAGE - это некоммерческая международная образовательная программа, организатором которой является Калифорнийский государственный университет (США) с участием в настоящее время более 12 стран, включая Бразилию, Китай, Филиппины, Польшу, Казахстан, Украину, Россию, Канаду, Южную Африку, Соединенные Штаты и т.д.

Основная идея SAGE – создание лучшего будущего через предпринимательство и служение обществу – полностью отвечает современным тенденциям развития как глобального мира, так и каждой отдельно взятой страны.

Тула является одним из центров проведения этого конкурса в России.

Соревнования проходят по двум номинациям: Бизнес-проект и  Проект содействия обществу.

Школьники из лицея №3 г.Тулы в 2006 году были участниками Кубка мира по программе SAGE в Шанхае (Китай) и получили награду «За выдающуюся презентацию». А старшеклассники из школы №11 г.Щекино в 2007 году в Одессе стали призерами Кубка мира в номинации «Лучший социальный проект».

Понятно, что организация участия школьников в олимпиадах и конкурсах требует от учителя больших сил, отдачи, независимо от того, один человек из класса участвует в олимпиаде или это целая команда.

Учителю важно увидеть в своем ученике творца, интеллектуала, направить его, подсказать. Если у учителя есть ученики, занимающие регулярно места в олимпиадах, конкурсах – это уже говорит не просто о высоком уровне преподавания, а о том, что перед нами «учитель с большой буквы», настоящий профессионал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование творческих форм работы на уроках математики для развития познавательного интереса школьников

В работе рассказывается как на уроках математики развить познавательный интерес учащихся к предмету...

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

Коррекционная направленность в работе над сюжетной картиной как фактор развития познавательных интересов детей со зрительной депривацией (из опыта работы).

В статье отражено значение сюжетных картин в развитии детей с нарушением зрения, особенности восприятия детьми сюжетных изображений, задачи и организация работы. В статье представлен практический мате...

статья "Развитие познавательного интереса школьников на уроках математики"

Значение познавательного интереса выходит далеко за рамки учебного процесса. О большом влиянии интереса на развитие интеллекта говорил, в частности известный психолог  А.Н.Леонтьев, подтверждая с...

Информация об опыте Тема опыта: « Развитие познавательного интереса школьников на уроках технологии и во внеурочной деятельности на основе изучения различных материалов и техник».

Условия возникновения и становления опыта. Актуальность опыта.Ведущая педагогическая идея Технология описания опыта. Длительность работы над опытом. Диапазон опыта. Теоретичес...

Уровневая дифференциация как важнейший фактор развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

Переступая порог класса, каждый учитель видит ребят, настороженно смотрящих на него. Они разные не только по цвету глаз или одежде, но и по темпераменту, по характеру, по способностям. У них разный жи...