Уровневая дифференциация как важнейший фактор развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
статья на тему

Непомнящих Оксана Викторовна

Переступая порог класса, каждый учитель видит ребят, настороженно смотрящих на него. Они разные не только по цвету глаз или одежде, но и по темпераменту, по характеру, по способностям. У них разный жизненный опыт и уровень интеллекта. Как построить урок, чтобы учение всем приносило радость понимания, пробуждало интерес к предмету? Педагогическое мастерство учителя в том и состоит, чтобы умело сочетать различные формы работы: классную, групповую и индивидуальную, учитывая при этом общее для класса, типичное для групп и индивидуальное для отдельных учащихся. Ведь полноценный урок ориентирован на развитие интеллектуальных, творческих возможностей каждого учащегося, его индивидуальных особенностей, на всестороннее развитие личности, на активную роль в процессе обучения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уровневая дифференциация как важнейший фактор развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

Умение учителя занять

во время урока всех учащихся есть

критерий достоинства учителя.

К. Д. Ушинский

Переступая порог класса, каждый учитель видит ребят, настороженно смотрящих на него. Они разные не только по цвету глаз или одежде, но и по темпераменту, по характеру, по способностям. У них разный жизненный опыт и уровень интеллекта. Как построить урок, чтобы учение всем приносило радость понимания, пробуждало интерес к предмету? Педагогическое мастерство учителя в том и состоит, чтобы умело сочетать различные формы работы: классную, групповую и индивидуальную, учитывая при этом общее для класса, типичное для групп и индивидуальное для отдельных учащихся. Ведь полноценный урок ориентирован на развитие интеллектуальных, творческих возможностей каждого учащегося, его индивидуальных особенностей, на всестороннее развитие личности, на активную роль в процессе обучения.

Если взять за основу лишь общеклассную организацию обучения, то учитель не сможет учесть подготовленности отдельных групп — как сильных, так и слабых, не сможет осуществить индивидуальный подход в обучении, выявить характер восприятия ученика, его мышления, желания учиться. Чтобы дать возможность проявить свою индивидуальность, фантазию, избавить от чувства страха и вселить в них веру в свои силы, нужно учесть два основных требования:

Любой труд интересен, если он разнообразен.

Учение должно быть трудным, но посильным для каждого ученика.

Этим требованиям и отвечает дифференцированное обучение как один из эффективных методов обучения, ведь это та динамичная система, которая сочетает классную, групповую и индивидуальную работу.

Основа работы на уроке у меня − учебник. Конечно, каждый учитель мечтает о том, чтобы он был интересен и занимателен. Есть, разумеется, сейчас умные и талантливые книги, направленные на развитие творческой мысли ребенка, например, учебник М. В. Панова по русскому языку, но в нашей школе таких нет. Поэтому мне приходится работать по доступным учебникам. Если хорошо организовать работу по учебнику, сделать ее доступной каждому ребенку, т. е. дифференцированной, то и эти книги дадут прочные знания учащимся.

Прежде всего, работу с учебником русского языка я начинаю с обучения рациональным приемам чтения. Главная задача такой работы в том, чтобы учащиеся осознанно выбирали определенный вид чтения в зависимости от цели, которая перед ними стоит: ознакомительное, просмотровое, поисковое, изучающее или выборочное.

Первое, с чего начинаю, работа над заголовком параграфа. Чаще всего такую работу провожу с учащимися базового уровня: прочитав заголовок, спросите себя, все ли слова понятны, что вы по этой теме знаете, о чем пойдет речь, настройтесь на внимательное чтение. Обращаю внимание на то, что для базового уровня чаще всего необходимо изучающее, медленное чтение. Для этих же учащихся использую запоминание по цепочке вопросов, заранее составленных на доске учителем или учащимися.

В практику работы с учебником входит разговор (или диалог) с авторами (с текстом)  один из эффективных приемов изучающего чтения. Суть показана на конкретных примерах в учебнике «Русская речь», упражнение 29, 137, 209. По ходу задаются вопросы автору, строятся свои предположения, догадки о том, какие ответы на них будут в тексте; проверяется, насколько эти догадки правильны. Для этого можно выделить учителю или самим учащимся (опережающее задание) ключевые слова и определить по ним тему, а в ряде случаев и основную мысль. По выделенным словам сформулировать основную мысль текста. Такая работа по плечу учащимся повышенного или высокого уровню. Важно научить видеть в тексте основную и дополнительную мысль: детализирующую — примеры, пояснения, доказательства.

Обращаю внимание учащихся на абзацы, потому что с помощью абзацев выделяются смысловые части. Начала абзацев содержат большую информацию о содержании текста: ставится новый вопрос или новая задача, разъясняется ранее описанное свойство или явление, подводится итог, делается вывод. Такая задача подходит для учащихся конструктивного уровня.

Для высокого уровня подбираю такие задания:

1) составление цепочки вопросов для учащихся базового уровня или составление плана;

2)составление плана с объяснением членения текста на абзацы;

3) сравнение близких по теме параграфов и сопоставление параграфов по одной и той же теме из вводного и основного курсов, вычисление в последнем новой информации, еще не известной учащимся. Например, задание: внимательно прочитайте параграф 104 «Степени сравнения прилагательных» и параграф 117 «Степени сравнения наречий». Укажите общее и различное в их содержании. Составьте таблицу.

При сопоставлении параграфов по одной и той же теме из вводного и основного курсов рекомендую: прочитав указанные параграфы, сначала составить в черновике планы их содержания, затем, сравнивая планы, вычленить новую информацию в основном курсе по данной теме, например, по теме «Виды предложений по цели высказывания».

Одним из основных приемов работы использую сопоставление. Оно может быть: 1) при выборочном чтении: при объяснении какие-то части параграфа опускаются, нужно найти в параграфе то, о чем говорилось на уроке; 2) сопоставление, когда в объяснении дается материал большего объема, чем в параграфе. Задание: чем можно дополнить параграф?; 3) сопоставление текста параграфа с таблицей, по которой велось объяснение нового материала, например, по теме «Повелительное наклонение глагола».

Очень важно при работе с учебником уточнение формулировок, определений. Я использую 2 варианта такой работы:

1) теоретический материал объясняется либо методом развивающего обучения, либо методом эвристической беседы. Учащиеся формулируют понятие, а затем отрывают соответствующую страницу учебника, читают, сопоставляют и заучивают;

2) читаю определение ранее изученного понятия, преднамеренно опуская в нем какие-то компоненты, учащиеся должны обнаружить неточности и устранить их, например: «Словосочетание — это сочетание двух или более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически». Ребята уточняют, что не только двух слов, а самостоятельных слов.

Для работы по учебнику с учащимися высокого уровня использую вопрос «почему?». Если вспомнить, что писал о вопросе «почему?» академик А. Ф. Лосев: «Мыслить — всегда значит отвечать на вопрос «почему?», то я согласна с тем, что без ответа на него не состоится никакого мыслительного процесса; — поэтому понимаю необходимость такой работы и использую 2 группы вопросов:

1) вопросы, ответы на которые сформулированы в содержании параграфа (базовый, повышенный, высокий уровень);

2)вопросы, ответы на которые в параграфе не сформулированы, но логически вытекают из его содержания (высокий уровень).

Важным этапом усвоения материала является сопоставление текста параграфа с графическими схемами, В учебнике-практике в начале каждого параграфа дается такая схема. Для базового уровня возможно задание: воспроизвести материал параграфа по графической схеме, а для повышенного и высокого уровней — сопоставить параграф со схемой, дополнить.

Для высокого уровня использую задания, например: составить обобщающую таблицу по содержанию нескольких параграфов, имеющих между собой что-то общее, например, глагольные формы и части речи, образуемые от основы инфинитива: параграфы 88, 136, 137, 144. Или сравнение близких по теме параграфов, например, обособление определений и обособление приложений — что общего? По составленной таблице учащиеся повышенного уровня воспроизводят ту информацию, которая содержится в теории.

В учебнике-практике под редакцией В. В, Бабайцевой каждая тема начинается с упражнения, где нет пропусков букв: все гласные и согласные вставлены, знаки препинания расставлены. Кроме задания для базового уровня объяснить, почему, сложные прилагательные пишутся через дефис, когда употребляется н-нн в суффиксах прилагательных: по упражнению № 440 составить задание для будущих учеников: какие буквы по данной теме вы заменили бы точками, чтобы ребята, вспоминая изученное, сделали правильный выбор и смогли объяснить орфограммы. Задача — научить самостоятельно видеть ошибкоопасные места, играя роль «я — экзаменующий». Для повышенного уровня возможна роль консультантов или референтов в случае затруднения учащихся базового уровня. Для высокого уровня возможна так называемая «служба безопасности» — задавать коварные вопросы по параграфу и упражнениям базовому и повышенному уровню — для самых внимательных.

Подбираю в учебнике упражнения с допущенными ошибками. Задача учащихся — отредактировать. Для базового уровня — исправить, повышенного — объяснить, для высокого — составить свои предложения с ошибками.

Использую учебник и как источник словарной работы — диктантов. Для базового уровня — это диктанты по готовым упражнениям; для повышенного и высокого — с творческим заданием не только воспроизвести, но и продолжить, ввести описание или эпитеты и т. д.

По учебнику составляю и словарные диктанты. Для базового уровня — зрительные — 3—7 предложений из текста демонстрируется в течение 10—30 секунд, прочитать, запомнить, записать в тетрадь. Для повышенного уровня — «Угадай слово» — дается толкование, дети должны сами записать задуманное слово; лексический диктант — диктуемым словам, наоборот, дается толкование. Для высокого уровня — составление рассказа с этими словами.

Г. Спенсер когда-то писал: «Если знания человека не упорядочены, то чем больше он знает, тем больше путаницы в его мыслях». Объем знаний, которыми порой владеют учащиеся, не всегда ими правильно используется, поэтому на экзамене не все ребята оказываются в ситуации успеха. Учебник как раз и призван упорядочить знания учащихся, а для этого используется и как самостоятельная дифференцированная работа учащихся над новым материалом, и как закрепление изученного. Кроме того, использование мною разнообразных приемов работы по учебнику приобщает учащихся к научной работе, учит самостоятельно добывать знания, формирует прочные лингвистические умения и навыки — делает обучение не таким скучным и недоступным их уровню. Учащиеся активно участвуют со своими работами в научно-практической конференции «В науку шаг за шагом», показывая высокий уровень.

Дифференцированным можно сделать и традиционно трудный вид работы — словарный диктант. Для базового уровня это может быть диктант с подсказкой, диктант «Проверяю себя», взаимодиктант, зрительный диктант. Для повышенного уровня — «Угадай слово», словарный диктант с продолжением, выборочный диктант, творческий диктант. Для высокого уровня — лексический диктант (диктуются слова, дать им толкование), диктант с сопоставлением (например, н — нн у причастий и отглагольных прилагательных), диктант «Объясни разницу» (идет работа с парами слов, сходными по звучанию, но разными по значению, т. е. паронимами). Проводить дифференцированно диктант можно одновременно для трех групп, например, если для базового уровня даю зрительный диктант, то для повышенного в это же время даю выборочный диктант (например, выписать причастия и объяснить написание Н или НН, в то же время для детей высокого уровня даю диктант с сопоставлением: они записывают все слова, сопоставляя и объясняя, почему так написали.

Дифференцированная работа на уроках русского языка приучает детей к принципам дифференцированного обучения, к работе в парах и группах и готовит их к дифференциации на уроках литературы.

Для учащихся базового уровня на уроках литературы использую следующие приемы и задания: составление аннотации, тезисного плана или обычного плана, по тезисам раскрыть содержание темы, дополнить своими примерами. Можно составить рассказ по конспекту, таблице, схеме, алгоритму, составить выставку книг по теме, сделать обзор выставки, поработать с карточкой-информатором, дополнить ее своими примерами, составить каталог домашней библиотеки и другие, посильные для этих детей,

Для детей повышенного уровня вполне посильны более сложные творческие задания: мини-интервью, взаимоопросы, составление сложных планов, схем, таблиц (например, сопоставительных: Понтий Пилат и Га-Ноцри), написание эпилога произведения, исходя из логики развития художественных образов, постановка проблемных вопросов, составление монологов, диалогов (например, по картине «Отказ от исповеди»). Составление викторин, тестов для учащихся базового уровня, рецензирование сочинений учащихся повышенного уровня, защита рефератов, составление карточек информаторов и карточек-консультантов для базового уровня, подбор эпиграфов или выбор из предложенных самого точного по теме урока и доказать почему, написать статью для энциклопедии «Кто есть кто? Литературные герои», сочинить ремарки к пьесе, написать сочинение по аналогии, принять участие в уроке за круглым столом, выступив от лица одного из критиков (например, по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»). Учащиеся этого уровня хорошо справляются с таким заданиями, как подготовка вопросов для урока вопросов или уроков-консультаций, отвечают на вопросы учащихся воспроизводящего уровня, из двух сочинений выбрать лучшее, написав на него рецензию.

Для учащихся высокого уровня, кроме перечисленных приемов, можно предложить такие, например, как создание проблемной ситуации, постановка проблемного вопроса и ответ на поставленный проблемный вопрос, постановка спектакля или отрывка драматического произведения с распределением ролей (например, Достоевский «Преступление и наказание» и Тургенев «Отцы и дети», «Мастер и Маргарита» или «Белая гвардия», сравнение произведений (добро и зло в романе «Мастер и Маргарита»). Этим учащимся я предлагаю сравнить проблематику произведений, например, пьесы М. Горького «На дне» и сказки «О чиже, который лгал, и дятле, любителе истины», сравнение героев: кто ближе к истине Понтий Пилат или Га-Ноцри, сделать общий вывод по теме: «Человек и природа: границы дозволенного (по произведениям М. Булгакова и Е. Замятина), защита реферата, составление схем, таблиц, алгоритмов, сделать сопоставительный анализ (например, сопоставительный анализ произведений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова), проблематики рассказа Л. Андреева «Большой шлем» и повести Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича», сравнение проблематики пьесы «На дне» и эпизода романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», проследить развитие сквозных тем в русской литературе ХIХ — ХХ веков. Можно предложить и такие творческие задания: составить библиографический список по определенной теме, создать психологический портрет по произведению изобразительного искусства (например, по портретам Л. Н. Толстого, принадлежавшим разным художникам), написать сочинение-рассуждение «Что такое человек и в чем его спасение?», сочинение-комплимент «Есть женщины в русских селеньях», путевые записки господина из Сан-Франциско. Интересными для ребят высокого уровня являются создание саморецензии, презентаций о поэте или писателе, посостязаться со знаменитыми поэтами-классиками (например, со стихотворением А. С. Пушкина «Роза», написание стилизаций под то или иное направление или чей-либо авторский стиль). Такой дифференцированный подход на уроках литературы делает выполнение этих заданий вполне посильным ученику соответствующего уровня, а, кроме того, еще и интересным занимательным.

Дифференцированные задания на уроках русского языка и литературы дают мне возможность развивать не только познавательный интерес, но и творческий потенциал учащихся. Естественно, что уровень такого творческого развития будет разным у каждой группы, но цель — показать, что любое творчество ценно и заслуживает внимания и оценки. Учащиеся базового уровня с успехом выполняют такие творческие задания: составить таблицу, подобрать слайды к уроку, музыку, сделать монтаж из видеоматериалов на определенную тему, на основе видеопросмотров составить конспект. Сравнить же эпизоды из фильмов с художественным произведением, на основе видеопросмотров составить конспект, подобрать слайды из основных источников получения знаний под силу только повышенному или высокому уровню.

Для активизации творческих сил учащихся и возможности дифференцированно подходить к обучению и воспитанию, применяю разнообразные жанры уроков, провожу нетрадиционных уроков. Провожу разные формы нетрадиционных уроков в разных классах: урок- концерт, посвященный творчеству А. С. Пушкина,урок-монолог по лирике серебряного века, урок по творчеству Иосифа Бродского «Возврашенное историей имя», урок-путешествие по произведениям зарубежных писаталей «Путешествие в мир приключений и фантастики», урок-коллаж «Русский классицизм», коллаж-внеклассное мероприятие «Душа в заветной лире» по любовной лирике А. С. Пушкина, интегрированные уроки (литература, изо и музыка) «Сказочники мира так прекрасно разны», «О, молви! Кто ты? Отвечай» по лирике М. Ю. Лермонтова, урок-комплимент «Есть женщины в русских селеньях», урок-премьера книги (по современной литературе), урок-портрет «Генератор новых идей. Е. Замятин», урок-концерт «Россия, Русь! Храни себя, храни!» по творчеству Н. Рубцова, урок-деловая игра «Русский литературный язык и его стили. Один рабочий день редакции газеты», урок-заочная экскурсия «Петербург Достоевского», «Петербург Гоголя» — экскурсия по залам музеев, уроки- практикумы по усвоению теоретических литературоведческих понятий, урок-лабораторная работа, уроки за круглым столом по произведениям Гофмана «Золотой горшок» и В. Гюго «Собор парижской Богоматери», заседание литературного клуба авторской песни «Булат», «Кони привередливые» о Вл. Высоцком, урок-реквием по лирике Н. Гумилева и О. Мандельштама, литературно-музыкальные композиции по творчеству Ахматовой и Цветаевой, «Любовь в лирике Тютчева» и другие. Все эти уроки основаны не только на уровневой дифференциации, но способствуют развитию интеллектуальной сферы учащихся, отработке коммуникативно-речевых навыков, повышению образовательного и культурного уровня, но и развитию творческих способностей каждого из учащихся, а следовательно способствует самореализации каждого из школьников, повышает уровень обучаемости, стремление к самовыражению и необходимости творчества. А это как раз то, что на современном этапе  представляет гуманистическое воспитание и личностно-ориентированная педагогика.

Творческая активность на уроках литературы, русского языка предполагает активность не только учеников, но и учителя, который должен быть не только судьей в оценке чужого творчества, но и сам участвовать в создании творческих работ. Так, я активно участвую в городских и краевых конкурсах, повышая свое мастерство:

2010 г – выступление на II Городском образовательном форуме в номинации «Мастерство» (награждена дипломом III степени);

2011 г – выступление на городском методическом объединении по теме «Система подготовки учащихся к итоговой аттестации в формате ГИА и ЕГЭ»;

2011 г – выступление на Городских педагогических чтениях «С чего начинается школа» (сертификат участника)

2012 г – выступление на IV Городском образовательном форуме в номинации «Образование. Здоровье. Гармония» (сертификат участника);

2013 г – выступление на V Городских педагогических чтениях «Экология. Наука. Образование» (сертификат участника);

2014 г – выступление на VI Городском образовательном форуме в номинации «Семья и школа – традиции и реформы» (сертификат участника); участие в Краевом конкурсе «Воспитать человека» (диплом участника); а также в краевом конкурсе творческих профессиональных работ работников образования Приморского края, где получила диплом I степени и сертификат, который удостоверяет факт размещения в ресурсе «Банк педагогических идей» на сайте библиотеки филиала ДВФУ в г. Уссурийске в рамках проекта «Открытый учительский мир».

Я создала в социальной сети работников образования nsportal.ru свой персональный сайт (web-адрес сайта: http://nsportal.ru/ nepomnyashchikh-oksana-viktorovna), а на Всероссийском интернет-педсовете (http://pedsovet.org) разместила работу по теме «Семья и школа как способ духовно-нравственного формирования и развития личности», что подтверждается сертификатами.

Выработке прочных знаний помогает использование различных видов организации обратной связи. Я использую различные приемы контроля (индивидуальный контроль, фронтальный, полный, выборочный, взаимоконтроль, самоконтроль, групповой контроль), чтобы добиться высокого конечного результата, но главным приемом в работе все же остается стимулирование (возможность перейти на более высокий уровень), тот прием, которому уже 2 тысячи: «Исследуй — и будешь Человек!»

В связи с введением ЕГЭ появилась необходимость дифференцировать работу по подготовке к этому экзамену. Для каждого уровня разрабатываю свои, доступные по трудности тесты, их использую на уроках русского языка, литературы. Мои учащиеся успешно сдают ЕГЭ и ОГЭ, показывая высокий результат.

Важную роль в организации работы учителя при дифференцированном подходе играют технические средства обучения. Они дают мне возможность упростить работу на уроке, организовать ее более рационально. Учащиеся повышенного и высокого уровня могут сами создавать лингвистические странички, которые используются потом на уроке.

Использование компьютера теперь доступно не только на отдельных уроках, но и дает возможность применения при изучении наиболее трудных тем. Сейчас выпущены программы по всем разделам русского языка. Применяю его в обучающей части на основе использования опорного конспекта, включающего основные сведения об изучаемом предмете. В отличие от традиционных схем программы дают возможность поэтапного введения материала (особенно это важно для базового уровня), возвращения к наиболее трудным пунктам изучаемого, введения отдельных фрагментов материала — для высокого уровня, чтобы дать возможность догадаться, выдвинуть гипотезы. То же самое и при работе по закреплению. Работа с компьютером дает мне возможность выбрать только тот материал, с которым ребенок должен работать: не все упражнения, например, для высокого и повышенного уровня, а доступные для них. Кроме того, процесс обучения превращается для ребенка в игру: он сразу видит свой результат, а не спустя несколько дней, как при обычной проверке.

Использование компьютерных технологий на уроках литературы делает материал доступным, зрелищным, интересным. Ребята и сами создают прекрасные презентации по отдельным темам.

Домашнее задание стараюсь давать не формально. Оно должно закрепить изученное, отработанное на уроке, а самое главное создать ситуацию успеха каждому ученику. Дифференцированные домашние задания предполагают свободный выбор объема, уровня трудностей и характера заданий.

Библиографическая литература:

  1. Кондратьева Л. П. Уровневая дифференциация на уроках литературы — путь к творчеству, знаниям, сотрудничеству [Текст] / Л. П. Кондратьева // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 946-949.
  2. Перевозный А. Г. Дифференциация школьного образования. Москва, 2007.
  3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Москва, 1998.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Повышение интереса и развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы".

Успех в решении учебных и воспитательных задач на уроках русского языка в значительной мере определяется интересом к предмету. Интересная работа облегчает ее выполнение, учит лучше работать. «Ин...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье

презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.   Большинство учеников средних классов испытывают значительные трудности в обучении «у...

Творческая деятельность учителя как решающий фактор развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся

Аннотация: Статья отражает творческую деятельность учителя через его участие в профессиональных конкурсах и выставках творческих работ. Отражено влияние таланта педагога на развитие познавательного ин...