рабочая программа по дисциплине "Экономика отрасли и предприятия"
рабочая программа по экономике по теме

Помыкина Светлана Михайловна

Рабочая программа по дисциплине "Экономика отрасли и предприятия" разработана для обучающихся групп НПО. Содержание дисципоины. Требования к освоению дисциплины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное бюджетное учреждение

среднего профессионального образования  Воронежской области

«Лискинский аграрно-технологический техникум»

УТВЕРЖДАЮ

директор   ГОБУ СПО ВО «ЛАТТ»

______________ А.А. Гайдай

Рабочая  программа

на 2013-2014 учебный год

Дисциплина «Экономика отрасли и предприятия»

для групп  профессий :

 «Слесарь КИП и А»

«Изготовитель хлебобулочных изделий»

«Мастер производства молочной продукции»

 

                                                                           Преподаватель:    Помыкина С.М.

Общее количество часов: 67

Рассмотрена на заседании методического объединения  преподавателей  специальных дисциплин и мастеров производственного обучения

                        Протокол №1 от 2 сентября 2012г

Председатель МО___________


   Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО) 260201.01 "Мастер производства молочной продукции» базисного учебного плана , примерной программы дисциплины.

Организация разработчик:        ГОБУ СПО ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»

Разработчик:

Помыкина С.М., методист ГОБУ СПО ВО «ЛАТТ»

Рецензент:

Содержание

  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины.

               1.1. Область применения программы

               1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

               1.3. Цели и задачи учебной дисциплины

               1.4. рекомендуемое количество часов.

  1. Структура и содержание учебной дисциплины

                2.1. объем учебной дисциплины и виды учебной работы

                2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

                2.3. Темы лабораторных и практических заданий

                2.4. Темы, выносимые на самостоятельное изучение.

  1. Условия реализации программы учебной дисциплины.

                3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

                3.2. Информационное обеспечение обучения.

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.

 


  1. Паспорт рабочей учебной программы по дисциплине  "Экономика отрасли и предприятия»
  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС профессии НПО 260201.01 "Мастер производства молочной продукции»

  1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

ОП.00 Общепрофессиональный цикл

  1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

Уметь:

  • Воспринимать изменения в условиях производства, рыночной экономики и предпринимательства;
  • Находить и использовать необходимую экономическую информацию;

Знать: 

  • Основы экономики, подходы к анализу экономической ситуации в стране и за рубежом, денежно-кредитную и налоговую политику;
  • Механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
  • Законодательство по охране авторских прав.

  1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 67 часа, в том числе:

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –67 ч.


  1. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

67

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

67

В том числе:

Лабораторные занятия

0

Практические занятия

11

Контрольные работы

7

Курсовая работа (проект)

0

Самостоятельная работа учащегося (всего)

0

Итоговая аттестация в форме  зачета

1


Тематический план и содержание учебной дисциплины  «Экономика отрасли и предприятия»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема №1. Экономические основы функционирования отрасли и предприятия».

1.Введение. Место предмета в системе  экономических знаний в условиях рыночных отношений, его содержание, связь с другими предметами.

2.Основные направления социально-экономического развития России.

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

2

1

1

1

Тема2. Формирование и характеристика отрасли и предприятия.

1. Особенности формирования и перспективы развития отрасли

2. Предприятие -важнейшее звено в решении основных экономических проблем.

3. Движущие мотивы развития экономики предприятия.

Практические занятия

Контрольные работы- тестирование

Самостоятельная работа обучающихся

1

1

1

1

1

1

1

3

Тема3. Предприятие в условиях рыночной экономики.

Тема №4. Фонды предприятия, трудовые ресурсы, социальное обеспечение.

1.Предприятие (фирма) как субъект рыночной экономики

2.Социально – экономические и организационно – правовые формы предприятий,

их особенности.

3.Классификация и структура предприятий.

4.Отраслевые и производственные особенности структуры предприятия.

5.Принципы деятельности предприятий.

6.Малые предприятия – важное условие развития национальной экономики.

7.Индивидуальное предпринимательство.

Практические занятия

 1. Деловая игра: «Акционерная собственность».

  2. Письменная работа: «Я бы открыл такое дело…».

 3. Письменная работа: «Устав фирмы».

Тестирование

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

3

1.Основные фонды предприятия: характеристика, структура, оценка, показатели использования.

2.Амортизационный фонд.

3.Производственная мощность предприятия и её использование.

4.Нормирование сырья и материалов, производственных запасов.

5.Использование вторичных материальных ресурсов.

6.Трудовые ресурсы предприятия, их состав и структура. Мотивация труда.

7.Техническое нормирование. Производительность труда, показатели и резервы роста.

8.Формы и системы заработной платы. Тарифная система.

9.Порядок социального страхования населения, обязательного медицинского страхования, пенсионного обеспечения.

10.Права предприятий и организаций по защите интересов трудящихся.

Практические занятия:

 1. Деловая игра «Рациональный потребительский бюджет или              социально зрелая семья».

2. Письменная работа: «Порядок социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения».

Контрольные работы-тестирование

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

3

Тема 5. Экономические показатели результатов деятельности предприятия.

1.Сущность и классификация издержек производства и себестоимости продукции.

2 Структура затрат на производство и реализацию продукции.

3.Основные направления снижения издержек производства.

Тестирование

1

2

2

1

1

1

1

3

Тема №6. Формирование финансовых результатов деятельности предприятия.

1.Задачи, состав, структура и функции финансовых подразделений предприятий.

 2.Денежные расчёты предприятий.

3. Кредитование предприятий.

4. Доход предприятия, его сущность и значение.

5.Прибыль: её сущность и виды. Формирование, распределение и использование прибыли предприятия.

6.Спрос и предложения на рынке товаров и услуг.

7.Жизненный цикл изделия.

8.Основные виды маркетинга.

9.Организация рекламы на предприятии и в отрасли

 Практические занятия:

1.Деловая игра: «Рентабельное производство».

2.Тренинг: «Как составить рекламу продукции предприятия (фирмы).

3.Письменная работа: «Я разрабатываю маркетинг – программу для продвижения товара на рынок».

Тестирование

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

3

Тема №7. Управление предприятием.

1.Сущность и виды планирования.

2.Отраслевые особенности планирования.

3.Назначения, содержание, характеристика бизнес – плана предприятия.

4.Характеристика структуры управления предприятиями различных форм собственности, структура и функции аппарата управления предприятием, производственным подразделением.

        Практические занятия:

1. Письменная работа «Способен ли ты быть руководителем».

2. Письменная работа «Разрешение конфликтов».

3. Письменная работа «Как получить и использовать кредит».

Тестирование

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

3

Тема №8. Организации производства.

1.Показатели качества продукции.

2. Экономическая эффективность и сфера применения стандартов.

3.Нормативно – техническая документация по качеству продукции.

4.Сертификация качества.

5.Методы защиты интересов и прав потребителей.

6.Общие понятия о хозяйственном учёте и отчётности. Виды хозяйственного учёта. Хозяйственные операции и процессы.

Тестирование

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

ЗАЧЕТ

1

3

Всего

67

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)



  1. 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. 3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономика организации»

Оборудование учебного кабинета: стол учителя, ученические столы, стулья,  учебная доска.

Технические средства обучения:учебники, мультимедийное оборудование.

  1. 3.2.Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. «Экономика отрасли и предприятия» (примерная программа курса для учреждений начального профессионального образования). М., ИРПО, 2004.
  1. В.Б.Борохов. Основы рыночной экономики и предпринимательства. (Дидактический материал для преподавателей системы начального профессионального образования). М., изд. ИРПО, 2002.
  2. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 1999.
  3. Борохов В.Б. Основы рыночной экономики и предпринимательства. Учебно-методическое пособие в 2-х частях. – М.: ИРПО, 1999.
  4. Экономика предприятия. – Учебник. Под ред. О.И.Волкова. – М.: Инфра-М., 2001.
  5. Тащев А.К. Экономика предприятия: Конспект лекций. – Челябинск: ЧГТУ, 1995.
  6. Экономика труда и социально-трудовые отношения. – М., Изд-во МГУ, изд-во ЧеРо, 1996.
  7. Финансы: Учебное пособие / Под ред.проф. А.М.Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 1996.
  8. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: конспект лекций. – М.: ИНФРА-М, 2005.

Дополнительные источники:

Интернет – ресурсы:

http://bankzadach.ru/ekonomika-predpriyatiya/index.php

http://www.twirpx.com

http://lib.rus.ec/b/204535/read

  1. 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

 (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

Воспринимать изменения в условиях производства, рыночной экономики и предпринимательства;

Находить и использовать необходимую экономическую информацию;

Знания: 

Основы экономики, подходы к анализу экономической ситуации в стране и за рубежом, денежно-кредитную и налоговую политику;

Механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;

Законодательство по охране авторских прав.

Экспертное наблюдение в ходе практических работ;

Отчеты по практическим работам;

Тестирование;

Решение задач;

Написание докладов и рефератов;

Тесты  и контрольные работы по дисциплине «Экономика отрасли и предприятия»

Тема №2. Формирование и характеристика отрасли и предприятия

Вариант 1.

1. Что такое экономика?

2. Назовите ресурсы, необходимые для производства экономических благ и услуг.

3. Опишите реально возможные варианты развития социально-экономической политики России.

4. Производственные проблемы пищевой промышленности

5.что такое предприятие?

Вариант 2.

1.Что такое «предприятие»?

2.Опишите отрасли экономики.

3.Опишите проблемы покупателей в пищевой промышленности.

4.Основное направление социально-экономической политики России.

5.Что такое «Экономика предприятия»?

Тема №3. Предприятие в условиях рыночной экономики

  1. Предпринимательская способность – это:

А) инициативная, самостоятельная деятельность людей, направленная на получение большей выручки от реализованной продукции;

 Б) инициативная, самостоятельная деятельность людей, направленная на получение прибыли;

В) инициативная, самостоятельная деятельность людей, направленная на производство товаров и услуг с целью удовлетворения потребностей людей.

  1. Экономическая свобода необходима предпринимателям для:

А) возможности самостоятельного принятия решения по выбору вида деятельности;

Б) возможности вкладывать деньги в бизнес, приносящий большую прибыль;

В) возможности свободно торговать как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

  1. Акционерное общество – это:

А) государственное предприятие, переданное в распоряжение трудового коллектива;

Б) предприятие, созданное путём объединения вкладов его учредителей;

В) предприятие, созданное с помощью выпуска акций и взносов его учредителей.

  1. Способы приватизации государственных  предприятия – это:

А) продажа с аукциона, инвестиционный конкурс, акционирование;

Б) продажа предприятия трудовому коллективу взамен на ваучеры и денежные средства, передача в аренду на длительный срок, продажа с аукциона;

В) деление активов предприятия на акции с дальнейшей продажей на рынке ценных бумаг, льготная продажа части имущества предприятия трудовому коллективу, сохранение контрольного пакета акций за государством с продажей  его в дальнейшем трудовому коллективу.

  1. Предпринимательская способность – один из факторов производства. Скажите, какой вид вознаграждения получает предприниматель:

А) заработная плата;

Б) дивиденд;

В) прибыль;

Г) процент.

  1. Ценная бумага – это:

А) денежный документ, который можно продать;

Б) денежный документ, удостоверяющий имущественное право или отношение займа;

В) денежный документ, выпущенный акционерным обществом.

  1. Акция – это:

А) долевая ценная бумага;

Б) долговая ценная бумага;

В) долевая и долговая ценная бумага.

  1. Фьючерсный контракт – это:

А) сделка между продавцом и покупателем по продаже товара через определённый срок;

Б) сделка между продавцом и биржей по продаже товара через определённый срок;

В) сделка между покупателем и биржей по поставке стандартифицированного  товара определённого качества и количества через определённый срок.

  1. Какую роль в хозяйственной деятельности предприятия играют оборотные средства?
  2.  Решить задачу:

Фьючерсная сделка. В марте проданы 5 фьючерсных контрактов на поставку в ноябре 100 т. пшеницы (по каждому контракту)  по цене 145 долларов за тонну. В ноябре цена на пшеницы на бирже выросла до 155 долларов за тонну. Определите убыток продавца или покупателя.

Тема №4. Фонды предприятия, трудовые ресурсы, социальное обеспечение

  1. Норма труда – это:

А) отношение объёма произведённой продукции к количеству отработанного времени;

Б) отношение количества отработанного времени к объему произведённой продукции;

В) удельный вес затрат труда в издержках производства.

  1. От чего зависит заработная плата:

А) от способности человека к труду;

Б) от цены на рабочую силу;

В) от величины прибыли?

  1. Премия – это:

А) постоянная часть заработной платы;

Б) переменная  часть заработной платы;

В) относительная часть заработной платы.

  1. Профсоюзы по требованию работников добились повышения заработной платы, что привело к следующим последствиям:

А) повысился спрос на рабочую силу, и увеличились издержки производства;

Б) предприниматель вынужден уволить часть работников, так как снизилась прибыль;

В) повысилось предложение рабочей силы, что привело к увеличению выпуска продукции.

  1. Государственная служба занятости оказывает помощь населению страны в:

А) выплате пенсий и пособий инвалидам;

Б) создании рабочих мест инвалидам;

В) выплате пособий по временной нетрудоспособности.

  1. Какие условия труда должен создать предприниматель для наёмных работников, чтобы повысить эффективность их труда?
  2. Что такое воспроизводство рабочей силы? Как это понятие связано с заработной платой?
  3. Какую роль играют премии в системе оплаты труда?
  4. Для чего необходимо сравнивать номинальную и реальную заработную плату?
  5.  Решите задачу:

Бригада строителей по бригадному подряду за строительство дома получила заработную плату в размере 25 млн.р., при этом постоянная часть составила 60%, а переменная (премия) 40%. Постоянная часть была начислена в зависимости от квалификации рабочих. Бригада состоит из шести рабочих. Трём рабочим начислили постоянную часть в размере 2 млн.р., а остальным – 2,5 млн.р. Определите, сколько всего получил каждый рабочий за свою работу.  

Тема №5. Экономические показатели результатов деятельности предприятия

  1. Оборотные средства необходимы предприятию для:

А) его бесперебойной работы;

Б) своевременной оплаты поставщикам за приобретённую продукцию и своевременной выплаты зарплаты работникам;

В) создания страхового запаса материалов на складе.

  1. Перенос стоимости износа основных средств в процессе производства на стоимость готовой продукции осуществляется за счёт:

А) инвестиций;

Б) амортизаций;

В) рентабельность.

  1. Средние издержки - это:

А) отношение общих издержек к количеству изготовленной продукции;

Б) отношение предельных издержек к величине общих издержек;

В) разница между выручкой и общей прибылью.

  1. Рентабельность – это:

А) отношение прибыли к выручке;

Б) отношение выручки к издержкам;

В) отношение прибыли к издержкам.

  1. Многие руководители российских предприятий стараются привести их к банкротству, а затем, скупив за бесценок активы предприятия, продают их отдельно по более высокой цене (станки, металл, сырьё, здания и т.п.). Это явление объясняется:

А) слабым экономическим мышлением;

Б) нестабильной политической обстановкой в обществе;

В) засильем иностранной конкуренции на внутреннем рынке.

  1. Что вы знаете об ускоренных сроках амортизации основных средств?
  2. Что такое издержки производства? Из каких элементов они состоят?
  3. Из чего образуется прибыль предприятия?
  4. Расскажите об амортизационных отчислениях?
  5.  Рассчитайте ежемесячную норму амортизационных  отчислений, если балансовая стоимость производственного здания 250 млн.р; срок службы – 50 лет.

Тема №6. Формирование финансовых результатов деятельности предприятия

1. Многие руководители российских предприятий стараются привести их к банкротству, а затем, скупив за бесценок активы предприятия, продают их отдельно по более высокой цене (станки, металл, сырьё, здания и т.п.). Это явление объясняется:

А) слабым экономическим мышлением;

Б) нестабильной политической обстановкой в обществе;

В) засильем иностранной конкуренции на внутреннем рынке.

2. Маркетинг – это:

А) система, с помощью которой предприятие оптимизирует объём производства с целью получения максимальной прибыли;

Б) система, с помощью которой предприятие получает максимальную прибыль за счёт удовлетворения потребностей людей;

В) система, с помощью которой предприятие получает максимальную прибыль за счёт внедрения новых технологий.

3. Жизненный цикл товара – это:

А) этапы становления, закрепления и ухода товара с рынка;

Б) период времени, за который товар достигает максимального объёма продаж;

В) период времени от технической разработки до внедрения товара на рынок.

4. Ёмкость рынка – это:

А) максимальный объём продаж в определённой стадии жизненного цикла товара;

Б) объём продаж товара на определённом рынке в течение года;

В) максимально возможный объём продаж товаров на различных сегментах рынка в течение месяца.

5. Для чего необходима реклама фирме:

А) для увеличения спроса на товар;

Б) для создания «имиджа» фирмы;

В) для информации покупателя о товаре.

6. Специальные кредитно – финансовые учреждения – это:

А) сберегательные банки;

Б) межгосударственные кредитные учреждения;

В) финансовые компании.

7. Собственность – это:

А) имущество, которым владеет человек;

Б) имущественные отношения между людьми;

В) имущественные права владельца.

8. Почему маркетинг необходим рыночной экономике?

9. Из чего образуется прибыль предприятия?

10. Сформулируйте ваши советы начинающему специалисту по рекламе в виде тезисов:

А) «Лучшая реклама – это…»;

Б) «Главное в рекламе – это…»;

В) «При составлении рекламных объявлений не забывайте…»

Г) «Информация, содержащаяся в рекламе, должна строиться на…».

Тема №7. Управление предприятием

  1. Бизнес – план составляется фирмой для:

А) привлечения инвестиций;

Б) завоевания рынка товаров;

В) определения ёмкости рынка.

  1. Планирование необходимо предприятию для:

А) избежание ошибок в процессе производства

Б) согласованной деятельности подразделений предприятия;

В) определения необходимых ресурсов.

  1. Для чего необходима реклама фирме:

А) для увеличения спроса на товар;

Б) для создания «имиджа» фирмы;

В) для информации покупателя о товаре?

  1. Сервис – это:

А) услуги, связанные с продажей товаров;

Б) услуги, связанные с доставкой товаров на дом;

В) услуги, связанные с покупкой и эксплуатацией купленного товара.

  1. Маркетинг – это:

А) система, с помощью которой предприятия оптимизирует объём производства с целью получения максимальной прибыли;

Б) система, с помощью которой предприятия получает максимальную прибыль, за счёт удовлетворения потребностей людей;

В) система, с помощью которой предприятия получает максимальную прибыль, за счёт внедрения новых технологий.

  1. Классификация потребностей позволяет предприятию:

А) сегментировать рынок;

Б) дифференцировать товар;

В) определить ёмкость рынка.

  1. В командно – административной экономике на предприятиях был отдел сбыта, а в условиях рыночной экономики эта функция видоизменено сохранилась в отделах маркетинга. В чём отличие старых служб от современных:

А) сбыт товара осуществляется через посредников;

Б) фирменная торговля товарами;

В) формирование портфеля заказов?

Тема №8. Организации производства

  1. Сертификат качества – это:

А) документ, удостоверяющий товарный знак фирмы – изготовителя;

Б) документ, удостоверяющий основные данные о партии товара;

В) документ, удостоверяющий наличие гарантии фирмы – изготовителя.

  1. Рентабельность – это:

А) отношение прибыли к выручке;

Б) отношение выручки  к издержке;

В) отношение прибыли к издержкам.

  1. Прибыль равна……

А) выручка минус налоги и амортизация;

Б) выручка минус заработная плата;

В) актив минус пассив;

Г) доходы минус расходы.

  1. Многие российские бизнесмены составили большие капиталы за счёт торговли. Это произошло вследствие того, что:

А) продажа товаров осуществлялось по высоким ценам, в результате образовалась большая масса прибыли;

Б) в торговле скорость оборота капитала выше, чем в других отраслях;

В) свобода торговли позволила расширить объёмы продаж, в том числе и за счёт импортных товаров.

  1. Материально – техническое обеспечение – это:

А) снабжение производства необходимыми материальными ресурсами;

Б) снабжение производства необходимыми трудовыми ресурсами;

В) снабжение производства необходимыми финансовыми ресурсами;

Г) все перечисленные ответы верны.

  1. Техническая сторона материально – технического обеспечения с ….

А) хранением материальных ресурсов и их подготовкой для процесса производства;

Б) наймом рабочей силы;

В) перемещением материальных ресурсов к месту производства, их хранением и подготовкой для процесса производства.

  1. Решить задачу:

Рассчитайте ежемесячную норму амортизационных отчислений, если балансовая стоимость производственного здания 250 млн.р., срок службы – 50 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно-тематическое планирование курса «Экономика отрасли и предприятия».

Перспективно-тематическое планирование курса  «Экономика отрасли и предприятия»....

тесты по дисциплине "Экономика отрасли и предприятия"

Данные тестовые задания разработаны специально для проведения среза знаний обучающихся при аккредитации государственного образовательного бюджетного учреждения среднего профессионального образования В...

Рабочие программы учебных дисциплин по экономике отрасли и предприятия

Данный материал служит помощью преподавателям для ведения уроков по  экономике...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ» программы подготовки специалистов среднего звена для специальности социально-экономического профиля 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) на базе основного общего образования с получением

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства...

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.09 «Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции» (по отраслям производства)

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.09 «Наладчик оборудования в производст...

Рабочая программа элективного курса "Отрасли права" 11класс

Данный элективный предмет рассматривается как минимальная основа для того, чтобы самостоятельно ориентироваться в общественной жизни после школы и начинать подготовку к получению профессии в гуманитар...