Рабочая программа для 9 класса по экономике
рабочая программа по экономике (9 класс) по теме

Лизякина Ирина Константиновна

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования(2004 г.).

Программа составлена на основании областной программы экономического образования школьников (5 – 11 кл.): Сборник программ по экономике для средней школы. – С 23 Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002. – 131 с. Рецензент: канд. экон. наук М.В.Сивов. Составители: кафедра экономического образования НИРО.

Основной задачей курса является подготовка обучающихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по экономике (2004). В соответствии с Базисным учебным планом (компонент образовательного учреждения), курс рассчитан на изучение в 5 -9 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 34 учебных часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekonomika_9.doc213.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

II ступень (8 -9 классы)

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования(2004 г.).

Программа составлена на основании областной программы экономического образования школьников (5 – 11 кл.): Сборник программ по экономике для средней школы. – С 23 Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002. – 131 с. Рецензент: канд. экон. наук М.В.Сивов. Составители: кафедра экономического образования НИРО.

Основной задачей курса является подготовка обучающихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по экономике (2004). В соответствии с Базисным учебным планом (компонент образовательного учреждения), курс рассчитан на изучение в 5 -9 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 34 учебных часа. При разработке программы экономического образования школьников учитывались:

- временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования (приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.05.1998 г. №1236);

- обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ от 30.06.1999 г. №56);

- концепции экономической теории и прикладной экономики, разработанные отечественными и зарубежными специалистам.

Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, который включает в себя как необходимые представления о современных экономических системах и основа хозяйственной деятельности, так и умения учащихся, а также основные критерии (ориентиры) подготовки социально адаптированной личности школьника.

Областная программа построена на основе выделения трех концентров:

1-й – изучение экономики в 5 – 7 классах основной школы;

2-й – изучение экономики в 8 -9 классах основной школы на основе знаний, полученных в 5 – 7 классах;

3-й изучение экономики в 10 – 11 классах средней (полной) школы на основе знаний, полученных в 5 – 9 классах.

           Каждый концентр предполагает усвоение учащимися системы наиболее важных экономических понятий и проблем; формирование умений правильно использовать экономические понятия, увязывать теоретические знания с практической деятельностью, анализировать проблемные экономические ситуации, решать экономические задачи и выполнять упражнения.

            Освоение материала каждого концентра предполагает достижение конечного результата обучения – основных критериев (ориентиров) подготовки социально адаптированной личности.

            Содержание данной программы согласовано с содержанием Примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.

В результате изучения экономики  за 9 класс обучающийся должен:

  • При выборе вида деятельности уметь просчитывать все альтернативные варианты.
  •  При открытии собственного дел понимать необходимость предварительного составления бизнес  - плана с расчетами всех  промежуточных и конечных результатов.
  • Анализировать затраты ресурсов на производство выбранного товара или услуги, существующие или прогнозируемые спрос и предложение, уровень цен, наличие заменителей или дополняющих товаров, доходы населения.
  • Определять зоны безубыточности и прибыльности, оптимальный объем выпуска товаров и услуг.
  • Уметь определять оптимальный объем производства конкретной продукции (по выбору учащегося), обеспечивающий минимизацию издержек производства и максимизацию прибыли.
  • При имеющемся или ожидаемом уровне инфляционного роста цен четко представлять свои действия как потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, кредитора, вкладчика.
  • Уметь оценивать ситуацию в стране, регионе и прогнозировать собственные действия при изменении таких макроэкономических показателей, как ВВП, ВНП, НД, темпы роста и прироста, уровень государственного долга, ставка процента, депозитный процент.

Тематический план

Название темы

Содержание темы

Требования к уровню подготовки обучающихся по теме

Количество часов

1

Деньги

Происхождение и сущность денег. Виды денег. Преимущества и недостатки различных видов денег. Функции денег. Свойства денег. Эмиссия денег.

Различать преимущества и недостатки различных видов денег. Различать функции и свойства денег.

Определять количество денег, необходимое для обращения.

3

2

Законы денежного обращения

Уравнение обмена.

Инфляция и дефляция.

Изменение покупательной способности денег.

Измерение инфляции.

Объяснять причины и последствия инфляции.

Видеть взаимосвязь между инфляцией, дефляцией, покупательной способностью денег.

Решать типовые задачи  с использованием уравнения обмена, формул ИПЦ и темпа инфляции

4

3

Банки и банковская система

Понятие банковской системы.

Двухуровневая банковская система.

ЦБ РФ и его функции.

Коммерчески банки.

Основные банковские операции.

Вклады. Кредиты. Механизм получения банковской прибыли.

Критерии выбора банка.

Различать функции ЦБ и коммерческого банка Приводить примеры активных и пассивных операций.

Различать виды вкладов и кредитов, рассчитывать простой процент по вкладам и кредитам.

Выбирать банк, исходя из критериев банка

5

4

Экономическая роль государства

Экономические свободы и роль государства в их защите. Несостоятельность рынка. Роль и функции государства в экономике.

Приводить примеры экономических свобод  граждан и предприятий.

Приводить примеры общественных благ.

Приводить примеры положительных и отрицательных побочных эффектов и методов их регулирования.

Приводить примеры функций государства.

2

5

Финансы государства

Государственный бюджет.

Бюджетная система РФ.

Доходы и расходы бюджета.

Виды бюджета.

Налоги как основной источник доходов государства. Функции налогов.

Принципы и методы налогообложения.

Налогооблагаемая база.

Ставка налогообложения.

Налоги на физических и юридических лиц.

Прямые и косвенные налоги.

Понимать сущность бюджета.

Различать уровни бюджета.

Знать основные виды налогов

Э различать принципы и методы налогообложения.

Решать типовые задачи на расчет основных налогов.

Понимать роль налогов для государства и каждого отдельного гражданина.

6

6

Рынок труда

Экономическая природа рынка труда.

Спрос и предложение на рынке труда.

Факторы, формирующие спрос и предложение на рынке труда.

Социальные проблемы рынка труда.

Объяснять экономическую природу рынка труда.

Строить кривые спроса и предложения на рынке труда.

Перечислять факторы, формирующие спрос и предложение на рынке труда.

Объяснять, как формируется заработная плата на рынке труда.

Знать основные положения трудового договора, приема на работу, Трудового кодекса РФ.

4

7

Экономические проблемы безработицы

Структура населения.

Статус занятости и безработицы. Виды безработицы. Уровень безработицы. Естественный уровень безработицы и естественный уровень занятости.

Права и обязанности безработных.

Экономические и социальные издержки безработицы.

Государственное регулирование занятости.

Классифицировать население по отношению к той или иной группе по статусу.

Приводить примеры издержек безработицы.

Решать типовые задачи на расчет уровня занятости и уровня безработицы.

Оформлять резюме для приема на работу.

3

8

Экономический рост

Понятие экономического роста.

Факторы, влияющие на ускорение экономического роста.

Понятие экономического цикла. Регулирование цикличности экономического развития.

Анализировать факторы экономического роста.

Анализировать внутренние и внешние факторы, влияющие на цикличность экономического развития.

3

9

Экономика семьи

Понятие семейной экономики. Источники семейных доходов. Семейные расходы.

Семейный бюджет и его роль. Оценка доходов и сбережений. Влияние инфляции на семейную экономику Суверенитет потребителя. Потребительский выбор. Права и защита прав потребителя.

Анализировать источники семейного доходы и семейные расходы.

Планировать личный и семейный бюджеты.

Анализировать причины потребительского выбора.

2

Ресурсное обеспечение рабочей программы

  • Экономика. Рабочие тетради. 9 класс Н.Новгород:  НГЦ, 2013г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЭКОНОМИКА 9 КЛАСС, 34 ЧАСА

 урока

Изучаемый материал

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

Тема 1. Деньги

3

1

Происхождение и сущность денег. Виды денег

1

2

Функции денег. Свойства денег

1

3

Эмиссия денег. Преимущества и недостатки различных видов денег

1

Тема 2. Законы денежного обращения

4

4

Уравнение обмена

1

5

Инфляция и дефляция: понятие, причины, последствия. Виды инфляции

1

6

Изменение покупательной способности денег

1

7

Измерение инфляции

1

Тема 3. Банки и банковская система

5

8

Двухуровневая банковская система. ЦБ РФ и его функции. Коммерческий банк и его функции

1

9

Вклады, их виды, проценты по вкладам

1

10

Кредиты, их виды, проценты по кредитам

1

11

Механизм получения банковской прибыли

1

12

Критерии выбора банка

1

Тема 4. Экономическая роль государства

2

13

Экономические свободы и роль государства в их защите. Несостоятельность рынка

1

14

Роль и функции государства в экономике

1

Тема 5. Финансы государства  

6

15,16

Государственный бюджет. Виды бюджета

2

17,18

Принципы, методы, функции налогоообложения

2

19,20

Виды налогов. Ставка налогов. Налогооблагаемая база.

2

Тема 6. Рынок труда

4

21,22

Спрос и предложение на рынке труда. Формирование заработной платы на рынке труда

2

23,24

Социальные проблемы на рынке труда

2

Тема 7. Экономические проблемы безработицы

3

25

Структура населения

1

26

Виды безработицы. Уровень безработицы и занятости. Естественный уровень безработицы и занятости

1

27

Права и обязанности безработных. Экономические и социальные издержки безработицы. Государственное регулирование занятости

1

Тема 8. Экономический рост

3

28

Экономический рост

1

29,30

Экономический цикл

2

Тема 9. Экономика семьи

2

31

Понятие семейной экономики

1

32

Суверенитет потребителя. Потребительский выбор. Права и защита прав потребителя

1

Резерв времени. Подготовка к экзаменам

2

итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа на элективный курс"Экономика" 10 класс

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства. Многие...

Рабочая программа по обществознанию(включая экономику и право) 6-9 классы

Рабочая программа разработана на основеФедерального компонента государственного стандарта основного общего образования,Примерной программы по обществознанию...

Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право). 6 класс

Данная рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание программы учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения. КТП является приложе...

Рабочая программа по обществознанию (включая Экономику и Право) 9 класс

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (включая Экономику и Право), примерной программы по обществозна...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обществознанию (включая Экономику и Право) 11 класс

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая Экономику и Право), примерной программы средн...

Рабочая программа по право и экономике 10 -11 класс

Рабочая программа по стандартам ФГОС по экономике и праву (база,профель) 10-11 класс...

Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) в 9 классе

       Данная рабочая программа по обществознанию в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом...