Рабочая программа по обществознанию (включая Экономику и Право) 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему

Серова Лариса Анатольевна

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (включая Экономику и Право), примерной программы по обществознанию [Примерные программы основного общего образования. Обществознание. - М.:Просвещение, 2010.-42с.], программы Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой, А.И. Матвеева [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев Обществознание: программа: 6-11 классы общеобразовательных учреждений  – М.: Просвещение, 2011 г.- 48с.],  учебного плана образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_9_kl.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

   

                                                                       

                                                               

             

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по    обществознанию (включая Экономику и Право)                                                     ч    (указать предмет, курс, модуль)

     

Ступень обучения           основное общее  образование,     9 классы

Количество часов  35

                     

                                                                           

                                                                                           Учитель

                                                           Серова Лариса Анатольевна,

высшая квалификационная категория

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (включая Экономику и Право), примерной программы по обществознанию [Примерные программы основного общего образования. Обществознание. - М.:Просвещение, 2010.-42с.], программы Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой, А.И. Матвеева [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев Обществознание: программа: 6-11 классы общеобразовательных учреждений  – М.: Просвещение, 2011 г.- 48с.],  учебного плана образовательной организации.

Предмет «Обществознание» входит в образовательную область общественно - научных  дисциплин.

Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Обществоведческое образование  служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан.

«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека.

Этот предмет интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся  подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей. Изучение обществознания позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений.

Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета - опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.

Изучение обществознания в 9 классе – это четвертый этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учетом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся. Курс обществознания  9 класса завершает рассмотрение основных сфер жизни общества. Раздел «Политика» дает обобщенное представление о власти, о государственной власти, о возможностях участия граждан в управлении делами общества. Раздел «Право», на который отводится наибольший в 9 классе объем учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Одна часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям

права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом «История» и другими учебными дисциплинами. 

Цели курса:

• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (15—16 лет), ее познавательных интересов, критического мышления, обеспечивающего объективное восприятие социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определение собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

• освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний об обществе, государстве, основных социальных ролях, позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, сферах человеческой деятельности, способах регулирования общественных отношений, механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных, типичных для подросткового возраста социальных ролях;

• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности, в межличностных отношениях, отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношениях, семейно-бытовых отношениях.

Задачи курса: 

-приобретение опыта познавательной и практической деятельности, а именно, опыта получения социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

-приобретение опыта решения познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

- приобретение опыта критического осмысления различных трактовок общественных событий, умение отделять факты от их интерпретаций, формулировать на этой основе собственные оценочные суждения;

- приобретение опыта наблюдения и оценки явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические знания;опыта оценки собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

-приобретение опыта участия в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, выполнения творческих работ по обществоведческой тематике;

- приобретение опыта совместной деятельности в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.

Базовое содержание курса:

Сфера политики и социального управления. Власть. Роль политики в жизни общества. Политический режим. Демократия, ее развитие в современном мире. Разделение властей. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма.

Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества.

Право, его роль в жизни общества и государства. Понятие и признаки государства. Формы государства. Гражданское общество и правовое государство. Норма права. Нормативный правовой акт. Система законодательства. Субъекты права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей.

Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство

несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны.

В результате изучения обществознания  ученик должен

знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

 уметь 

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год.  

                                                                                                                     

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

П/П

Наименование разделов

Всего часов

Из них

практические

контрольные

1

Вводный урок

1

Глава 1.Политика.

10

2

Политика и власть

1

3-4

Государство и его юридические формы.

2

5-6

Политические режимы

2

7

Правовое государство: право выше власти.

1

8

Гражданское общество и государство.

1

9

Участие граждан в политической жизни

1

10

Политические партии и движения

1

11

Повторительно - обобщающий урок.

1

1

Тестовые задания

Глава 2. Право.

23

12

Роль права в жизни  общества и  государства.

1

13

Правоотношения и субъекты права

1

14

Правонарушения и юридическая ответственность

1

15

Правоохранительные органы.

1

16-17-18

Конституция России. Основы конституционного строя России.

3

2

Тестовые задания

19-20

Права и свободы человека и гражданина.

Всеобщая декларация прав человека

2

1

21-22

Гражданские правоотношения.

2

1

23-24

Право на труд. Трудовые правоотношения.

2

1

25-26

Семейные правоотношения.

2

1

27-28

Административные правоотношения.

2

1

29-30

Уголовно-правовые отношения.

2

1

31

Социальные права.

1

32

Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

1

33

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

1

34-35

Повторительно - обобщающий урок

2

Тестовые задания

35

Поурочное планирование.

п./

п.

Наименование разделов и тем.

Всего часов

Дата

Корректировка

требования к уровню подготовки учащихся.

Основные понятия

Формы организации учебной деятельности

Формы текущего контроля

Домашнее задание

Обществознание 9кл.

1

Вводный урок

1

Особенности курса обществознания в 9 классе, цели и задачи. Ознакомление с шмуцтитулом учебника.

Беседа, работа с учебником

беседа

Глава 1.Политика.

10

2

Политика и власть

1

Власть. Политика, политическая власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества.

Рассказ учителя. работа с текстом

Устный опрос

§1,

вопр. с10,

зад.с.10-11

3-4

Государство и его юридические формы.

2

Государство, его признаки, функции, юридические формы.

Государство, власть, монархия, республика, унитарное, федеративное,

Лекция, работа со словарем

Понятийный диктант

§2(c.11-15)

вопр.1-4, зад.1 с.19

§2(c.15-19)

вопр.5-9

 зад.2-4 с.19-20

5-6

Политические режимы

2

Политический режим,  демократия, авторитаризм, тоталитаризм

Демократия, ее развитие в современном мире.

Лекция, работа со словарем

Понятийный диктант

§3(с.24-27)

вопр.1,2,6,7,8зад.3,4

с.27-28

§3(21-24)

вопр.4,5

 зад.1,2 с.27-28

7

Правовое государство: право выше власти.

1

Правовое государство, принципы правового государства. Разделение властей

Правовое государство, права и свободы человека, разделение властей, демократия

Практическая работа   по тексту учебника

Устный опрос

§4,

вопр. с36,

зад.с.36-37

8

Гражданское общество и государство.

1

Понятие гражданского общества, отношения гражданского общества и государства. Гражданское общество и правовое государство.

Местное самоуправление.

 гражданское общество,

 местное самоуправление

Рассказ учителя, работа с текстом

Устный опрос

§5,

вопр. с.46

зад. с46-47

9

Участие граждан в политической жизни

1

Гражданская активность, различные формы участия гражданина в политической жизни, участие в выборах, отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум.

Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма

Рассказ учителя,

работа с текстом

Устный опрос

§6,

вопр. с57,

 зад.с.57-58

10

Политические партии и движения

1

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ.

§7,

вопр. с 64,

зад. с.64-64

11

Повторительно - обобщающий урок.

1

Закрепление полученных знаний, контроль

Контрол тестиров

Глава 2. Право.

23

12

Роль права в жизни  общества и  государства.

1

Право, какова его роль в жизни общества, человека, государства. Право как мера свободы, право как система общеобязательных правил поведения, установленных и санкционированных государством. Основные черты и признаки права..

Социальные нормы, мораль, право, государство, норма права, нормативно- правовой акт, система права, отрасль права, субъекты права  

Рассказ учителя, беседа

Устный опрос

§8,

вопр. с77,

зад. с.77-78

13

Правоотношения и субъекты права

1

Сущность и особенности правоотношений, субъекты правоотношений, правомерные и противоправные действия, события

Правоотношения, дееспособность, правоспособность

Рассказ учителя, беседа

Устный опрос

§9,

вопр. с.83

зад. с.83-84

14

Правонарушения и юридическая ответственность

1

Правонарушения , признаки и виды правонарушений.  Правовая (юридическая) ответственность, виды юридической ответственности.

Презумпция невиновности.

Правовая ответственность, правонарушение, проступок. преступление

Рассказ учителя. работа с текстом,

практич. работа по группам

Устный опрос,

работа по карт.

§10,

вопр. с.93,

 зад. с.92-93

15

Правоохранительные органы.

1

Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. Различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы.

Рассказ учителя. работа с текстом, со схемами

Устный опрос,

работа по карт

§11,

вопр. с101,

зад. с.101-102

16-17-18

Конституция России. Основы конституционного строя России.

3

Конституция РФ - закон высшей юридической силы. Структура и основные положения Конституции. Основы конституционного строя России. Федеративное устройство. Органы государственной власти Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии.

Конституционные обязанности гражданина.

Конституция, конституционный строй, республика, федерация, права человека, разделение властей

 Рассказ учителя,

Практическая работа по тексту Конституции РФ

Беседа , тест

§12-13,

вопр. с.118

зад. с.119-118

19-20

Права и свободы человека и гражданина.

Всеобщая декларация прав человека

2

Понятие прав, свобод и обязанностей.

Международные правовые документы. Всеобщая декларация прав человека как идеал современного права, ее основные положения.

Классификация прав и свобод. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина

Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Гражданин,

Декларация, права человека

Рассказ учителя, работа с текстом учебника;

Практическая работа по тексту Всеобщей декларации прав человека

Конвенция о правах ребенка

Устный опрос

§14-15,

вопр. с134,

 зад. с.134-135

21-22

Гражданские правоотношения.

2

Особенности гражданских правоотношений.

Право собственности.

Основные виды гражданско - правовых договоров.

Гражданская дееспособность несовершеннолетних.

Защита прав потребителя.

Собственность, имущественные отношения, гражданский кодекс,  договор.

Лекция с элементами беседы.

Работа с докум.

Устный опрос, реш. задач. Моделирование поведенческих ситуац.

§16,

вопр. с144,

зад. с.144-145

23-24

Право на труд. Трудовые правоотношения.

2

Трудовые правоотношения. Трудовой кодекс РФ. Право на труд. Права, обязанности и взаимная ответственность работника и работодателя.

Особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях. Трудоустройство несовершеннолетних

Трудовые отношения, трудовой договор, коллективный договор, трудовая книжка, дисциплина труда.

Лекция с элементами беседы. работа в группах с докум.

Устный опрос,

работа по карт.

реш.задач Моделирование поведенческих ситуац.

§17,

вопр. с.152

зад. с.152-153

25-26

Семейные правоотношения.

2

Семейные правоотношения. Семейный кодекс РФ. Сущность и особенность семейных правоотношений. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей.

Условия заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, родителей и детей.

Семейное право,

брачный договор, права ребенка

Лекция с элементами беседы, выполн. практич. задан.

Беседа, обсужд. выполн. задан.

Моделирование поведенческих ситуац.

§18,

вопр. с163,

 зад. с.163-164

27-28

Административные правоотношения.

2

Административные правоотношения.

Кодекс РФ об административных правонарушениях, субъекты административных правоотношений, основные признаки административного правонарушения. Виды административных наказаний.

Административное правонарушение

Лекция с элементами беседы, выполн. практич. задан.

Беседа, обсужд. выполн. задан.

Моделирование поведенческих ситуац.

§19,

вопр. с171,

зад. с.171-172

29-30

Уголовно-правовые отношения.

2

Основные понятия и институты уголовного права, особенности уголовного права и уголовно-правовых  отношений.  Понятие преступления, важнейшие признаки преступления. Пределы допустимой самообороны.

Уголовная ответственность несовершеннолетних

преступление

Лекция с элементами беседы, выполн. практич. задан.

Беседа, обсужд. выполн. задан.

Моделирование поведенческих ситуац.

§20,

вопр. с.181

зад. с.181-182

31

Социальные права.

1

Социальные права человека, право на жилище. Жилищные правоотношения.

Здоровье под охраной закона, право на социальное обеспечение, социальная политика.

Социальное государство, социальные права, социальное обеспечение, медицинское страхование, социальные пособия

Урок-практикум, сост. сравн. табл., сост. задач по ст. докум.

Беседа по вопр. и зад.

§21,

вопр. с190,

 зад. с.190-191

32

Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

1

Основные нормы и значение международного гуманитарного права..

Военные преступления, преступления против человечности, Международный комитет  Красного Креста

Рассказ учителя. работа с текстом,

практич. работа по группам

Устный опрос

§22,

вопр. с198,

зад. с.198-199

33

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

1

Право на образование. Образование - сочетание интересов личности и общества. Основные звенья системы образования России. Право на доступ к культурным ценностям.    Образование, самообразование, общее и профессиональное образование

Рассказ учителя. работа с докум.,

 реш. задач.

Беседа по вопр. и зад.

§23,

вопр. с.205

зад. с.205-207

34-35

Итоговый урок

2

Закрепление и обобщение  полученных знаний

тест

Выводы к главе

Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение курса:

Учебно-методический комплект:

1.Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ [Л. Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. – М.: Просвещение, 2010г. – 223с.

2. Обществознание. 9 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных  учреждений/ О.А. Котова, Т.Е. Лискова.- М.: Просвещение,2010

3. Обществознание. 9 класс: поурочные разработки: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Боголюбов и др.; под редакцией  Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева.  – М.: Просвещение, 2010 г.

4.С.Н. Степанько Обществознание. 9 класс. Поурочные планы - Волгоград: Учитель,2005.

5. А.В. Поздеев  Поурочные разработки по обществознанию к УМК Л.Н. Боголюбова, А.И. Кравченко. 9 класс.- Москва,2009

6.Обществознание. Тематический контроль 8-9 класс. – М.: Интеллект - Центр, 2004 г.

7. Задания и тесты по обществознанию 9 класс.- М.: Школьная Пресса, 2009.

     8.С.Н. Ловягин и др. Практикум по курсу «Основы правовых знаний»:

       учебное пособие для 8-9  классов. - М., 2001.

     9.Н.Г. Суворова. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний».

       8-9 классы: пособие   для учителя. - М., 2002;

     Электронные и интернет-ресурсы

Обществознание:8-11 классы: программное средство учебного назначения на основе мультимедиа. – М.,2004.

http://www.гsпеt.ги/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).

httр://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf— Собрание законодательства Российской Федерации.

http:/www.socionet.ги — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.

http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.

http://www.gks.ги — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.

httр://www.alleng.ru/edu/social2.htm— Образовательные ресурсы Интернета — обществознание. http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social-Обществознание в школе (дистанционное обучение).

httр://www.lenta.ги   —   актуальные  новости  общественной жизни.

http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования).

http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html -Граждановедение.Приложение к «Учительской газете».

httр://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm— Духовная жизнь общества.

httр:/ www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).

httр://www.glossaгу.ги/ — Глоссарий по социальным наукам.

httр://www.ihtik.lib.ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники

Литература

Основная литература: 

Конституция Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Кодекс об административных правонарушениях.

Семейный кодекс РФ.

Трудовой кодекс РФ.

Боголюбов Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.

Вакуленко, В. А, Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. - Изд. 2-е / В. А. Вакуленко, Е. С. Королькова, И. Е. Уколова. - М.: Новый учебник, 2004.

Гордеева В. В. Правовое воспитание: 9-11 классы: разработки организационно-деятельностных игр / В. В. Гордеева. - Волгоград: Учитель, 2007.

Лазебникова А. Ю. Современное школьное обществознание: методическое пособие для учителя с дидактическими материалами / А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000.

Мавлютова Е. А. Основы правовых знаний. 8-11 классы. Интерактивные методы преподавания права / Е. А. Мавлютова. - Волгоград : Учитель, 2009.

Певцова Е.А. Основы правовых знаний. Практикум. - М., 2001.

Путь подростка в правовом лабиринте / сост. Е. Н. Сорокина. - М.: Экстремум, 2007.

Прутченков А. С. Свет мой, зеркальце, скажи... : методические разработки социально-психологических тренингов / А. С. Прутченков. - М.: Новая школа, 1996.

Прутченков А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

Прутченков А. С. Школа жизни: методические разработки социально-психологического тренинга / А. С. Прутченков. - М.: Международная Педагогическая Академия, 1998.

Правовое воспитание школьников: 5-9 классы: конспекты занятий / сост. О. В. Летнева. - Волгоград: Учитель, 2006.

Правоведение: 9 класс. Международное гуманитарное право. Человек имеет право. Система конспектов занятий с нетрадиционными формами контроля: элективные курсы / авт.-сост. Н. И. Чеботарева. - Волгоград. : Учитель, 2007.

Дополнительная литература:

Александрова И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М.: Айрис-Пресс, 2010.

Бахмутова Л. С. Методика преподавания обществознания : учебное пособие для студентов педагогических высших учебных заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.

Бекешев К. А. Обществознание : учебное пособие/ К. А. Бекешев. - М.: Проспект, 2010.

Ибрагимов Р. Ю.: Сдаем основы социологии и политологии: для среднего профессионального образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию: вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М.: Рольф Айрис-Пресс, 2010.

Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл.: пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. - М.: Дрофа, 1997.

Сидельникова Т. Т. Политология: комментарии, схемы, афоризмы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. - М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 1999.

Тюляева Т. И. Обществознание: настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2010.

 

Технические средства обучения

Компьютер

Интерактивная доска

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию(включая экономику и право) 6-9 классы

Рабочая программа разработана на основеФедерального компонента государственного стандарта основного общего образования,Примерной программы по обществознанию...

Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право). 6 класс

Данная рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание программы учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения. КТП является приложе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обществознанию (включая Экономику и Право) 11 класс

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая Экономику и Право), примерной программы средн...

Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право)

Рабочая учебная программа по обществознанию (включая экономику и право) обеспечивает выполнение Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 г.).Рабоч...

Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право)

Рабочая программа для СПО по обществознанию (включая экономику и право) по профессии "Мастер общестроительных работ"...

Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) в 9 классе

       Данная рабочая программа по обществознанию в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом...

Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) 8 класс (основное общее образование) 2017-2018 учебный год

Рабочая программапо обществознанию (включая экономику и право)8 класс (основное общее образование)2017-2018 учебный год...