МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО МОДУЛЮ "ЭКОНОМИКА"
методическая разработка по экономике по теме

Смолъянинова Александра Николаевна

В методическом указании преподавателю для проведения аудиторных занятий по модулю «Экономика» по общеобразовательной дисциплине  «Обществознание» даны рекомендации  по планированию учебных занятий, качественной оценки знаний и умений студентов. Методическое пособие состоит из тем и параграфов. Для определения плана действий и результатов учебной деятельности предлагается  технологическая карта при изучении каждого параграфа. Технологическая карта разработана для преподавателя и представляет собой дидактические единицы, в содержании которых входят параметры, определяющие качественную характеристику действий студентов и их компетенции. В результате освоения раздела «Экономика» студент

должен знать:

  • особенности экономики как науки;
  • элементы хозяйствующей деятельности и экономические показатели;
  • функции государства в экономике и системы институтов экономики;
  • экономические процессы рынка товаров и услуг;
  • механизмы ценообразования на продукцию;
  • формы оплаты труда в современных условиях;
  • цели и задачи структурного подразделения, структуру организации;
  • принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирование развития и развития стратегических ситуаций

должен уметь:

  • анализировать актуальную информацию о социальных и экономических объектах, выявляя их общие черты и различия;
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных и экономических объектов;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • находить и использовать экономическую информацию в целях обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_ukazanie_k_ekonomike.doc386 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое указание преподавателю для проведения аудиторных занятий по разделу «Экономика»

по общеобразовательной дисциплине «Обществознание»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

для проведения аудиторных занятий

по модулю «Экономика» 

по общеобразовательной дисциплине

«Обществознание»

Разработал преподаватель по общеобразовательным  дисциплинам «Обществознание» и «История»

Смолъянинова Александра Николаевна

г. Тольятти, 2012 г.

Содержание

Раздел 3.

Экономика

3

Тема 3.1

Экономика как наука. Экономические системы.

4

§ 1.

Экономика как наука и хозяйственная деятельность

4

§ 2.

Функции государства в экономике

5

§ 4.

Государственная политика в области международной торговли

6

§ 5.

Экономика семьи

6

Тема 3.2

Рынок. Предприятие.

7

§ 1.

Рынок товаров и услуг.

7

§ 2.

Характеристика потребителя и защита его прав

8

§3.

Фондовый рынок

9

§ 4.

Рынок труда и виды безработицы

10

§ 6.

Формы собственности

11

§ 7.

Экономика предприятия

12

§ 8.

Основы маркетинга

13

§ 9.

Маркетинговые стратегии

14

§10.

Цикл менеджмента. Самоменеджмент

15

§ 11.

Производитель и потребитель в системе рыночных отношений

16

Тема 3.3.

Институты экономической системы России.

16

§ 1.

Финансовая система России

16

§ 2.

Банковская система

17

Тема 3.4

Основные проблемы экономики России

18

§ 1.

Особенности современной экономики России, ее экономические институты

18

§ 2.

Структура и динамика ВВП в России

19

§ 3.

Экономические циклы

20

Список рекомендуемой литературы

21


Пояснительная записка

Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в учреждениях среднего профессионального образования. Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования для НПО и СПО специальностей технического профиля. Содержание программы соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

В методическом указании преподавателю для проведения аудиторных занятий по модулю «Экономика» по общеобразовательной дисциплине  «Обществознание» даны рекомендации  по планированию учебных занятий, качественной оценки знаний и умений студентов. Методическое пособие состоит из тем и параграфов. Для определения плана действий и результатов учебной деятельности предлагается  технологическая карта при изучении каждого параграфа. Технологическая карта разработана для преподавателя и представляет собой дидактические единицы, в содержании которых входят параметры, определяющие качественную характеристику действий студентов и их компетенции. В результате освоения раздела «Экономика» студент

должен знать:

  • особенности экономики как науки;
  • элементы хозяйствующей деятельности и экономические показатели;
  • функции государства в экономике и системы институтов экономики;
  • экономические процессы рынка товаров и услуг;
  • механизмы ценообразования на продукцию;
  • формы оплаты труда в современных условиях;
  • цели и задачи структурного подразделения, структуру организации;
  • принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирование развития и развития стратегических ситуаций

должен уметь:

  • анализировать актуальную информацию о социальных и экономических объектах, выявляя их общие черты и различия;
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных и экономических объектов;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • находить и использовать экономическую информацию в целях обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

МОДУЛЬ 3. ЭКОНОМИКА

Тема 3.1 Экономика как наука. Экономические системы.

Количество часов на освоение темы 3.1. - максимальной учебной нагрузки обучающегося 8 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 6 часов;
  • самостоятельной работы обучающегося 2 часа.

§ 1. Экономика как наука и хозяйственная деятельность (2 часа)

Целеполагание:

  • цели обучающие:
  1. Рассмотрение экономики как науки: макроэкономика и микроэкономика.
  2. Определение различий экономических систем.
  3. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.
  • цели развивающие:
  1. Рассмотрение социально-экономической политики при административно-командной системе и смешанной экономической системе.
  2. Моделирование системы хозяйственной деятельности на предприятии (муниципальная собственность, частная собственность).

Технологическая карта проведения занятия

по § 1. Экономика как наука и хозяйственная деятельность

№ п/п

Дидактические единицы

Последовательность действий

Форма изложения

Обеспечение литературой

1

Экономика как наука: макро-экономика и микроэкономи-ка

Изучение учебного материала:

а) понятие терминов «экономика», «макроэконо-мика», «микроэкономика», «хозяйственная деятельность», «ресурсы»;

б) экономические школы;

в) экономические отношения на мировом рынке;

г) микроэкономические процессы в России

лекция

А.Г.Важенин «Обществознание»

Методическое пособие

С.В. Соколова «Основы экономики»

Компетенции: иметь представление о макроэкономических и микроэкономических процессах, знать концепции научных школ

Контроль знаний по 1 дидактической единице: тестирование

КИМ

2

Экономические системы

1. Изучение учебного материала:

а) традиционная;

б) административно-командная;

в) рыночная экономика свободной конкуренции;

г) смешанная экономика

2. Рассмотрение экономической системы России на разных исторических этапах ее развития.

лекция

самостоятель-ная работа

А.Г.Важенин «Обществознание»

Методическое пособие

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Компетенции: иметь представление о типах экономических систем, знать особенности развития экономики России

Контроль знаний по 2 дидактической единице: критерии оценки

КИМ

Форма представления работы студентом: отчет

Рекомендации по оформлению отчета

3

Анализ хозяйственной деятельности предприятия

1. Изучение учебного материала:

а) муниципальная собствен-ность (унитарное предприятие);

б) частная собственность

2. Моделирование системы:

а) способы моделирования;

элементы предприятия;

б) вид деятельности;

в) элементы внешней среды;

г) стратегические цели

лекция

самостоятель-ная работа

А.Г.Важенин «Обществознание»

Методическое пособие

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Компетенции: знать особенности ведения хозяйственной деятельности в зависимости от собственности предприятия, способы моделирования системы хозяйственной деятельности, формы собственности организаций

Контроль знаний по 3 дидактической единице: критерии оценки

КИМ

Форма представления работы студентом: отчет

Рекомендации по оформлению отчета

§ 2. Функции государства в экономике (1 час)

Целеполагание:

  • цели обучающие:
  1. Рассмотрение составляющих экономической системы государства.
  2. Объяснение характеристик функций государства в экономике.
  • цели развивающие:
  1. Мотивирование на анализ экономических процессов в России за период 2000-2010 года.
  2. Определение роли государства в экономических процессах России.

Технологическая карта проведения занятия

по § 2. Функции государства в экономике

№ п/п

Дидактические единицы

Последовательность действий

Форма изложения

Обеспечение литературой

1

Составляющие экономической системы государства

Изучение учебного материала:

а) понятие терминов «финансовая система», «рынок», «нормы права», «хозяйственная деятельность», «банковская система», «функции государства»;

б) структура экономических отношений;

в) экономические кризисы

лекция

А.Г.Важенин «Обществознание»

Дополнительная информация

Компетенции: иметь представление о системах экономических отношений в государстве, знать научные концепции циклов экономических кризисов

Контроль знаний по 1 дидактической единице: тестирование

КИМ

2

Функции государства

1. Изучение учебного материала:

а) регулирующая;

б) законодательная;

в) контролирующая

2. Анализ экономических процессов в России за период 2000-2010 года.

лекция

самостоятель-ная работа

А.Г.Важенин «Обществознание»

Дополнительная информация

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Компетенции: иметь представление о функциях государства, о принципах планирования хозяйственной деятельности в России по отраслям производства, знать организационные системы, выполняющие функции государства

Контроль знаний по 2 дидактической единице: тестирование

КИМ

Форма представления работы студентом: отчет

Рекомендации по оформлению отчета

§ 3. Государственная политика в области международной торговли (2 часа)

Целеполагание:

  • цели обучающие:
  1. Рассмотрение позиций международных отношений России.
  2. Ознакомление с нормами права международных торговых отношений.
  • цели развивающие:
  1. Мотивирование на работу с интернет-ресурсами: нормы права международных торговых отношений.

Технологическая карта проведения занятия

по §3. Государственная политика в области международной торговли

№ п/п

Дидактические единицы

Последовательность действий

Форма изложения

Обеспечение литературой

1

Позиции международ-ных отношений России

1. Изучение учебного материала:

а) понятие «международная торговля»;

б) перемещение ресурсов: движение капитала, миграция рабочей силы;

в) международные технологии

2. Глобализация торговых отношений

лекция

А.Г.Важенин «Обществознание»

Дополнительная информация

Компетенции: иметь представление о видах международных торговых отношений, регулировании отношений в процессе глобализации мировой экономики, знать принципы перемещения ресурсов, причины глобализации торговых отношений

Контроль знаний по 1 дидактической единице: тестирование

КИМ

2

Нормы права международных торговых отношений

Рассмотрение документов, регламентирующих норму права в международных торговых отношениях

лекция

Дополнительная информация

Компетенции: иметь представление о информационных источниках международного права в сфере торговых отношений, уметь пользоваться информационно-справочными материалами

Контроль знаний по 2 дидактической единице: тестирование

КИМ


§ 4.

Экономика семьи (1 час)

Целеполагание:

  • цели обучающие:
  1. Рассмотрение государственного и регионального показателей прожиточного минимума и потребительской корзины в России.
  2. Ознакомление с балансом и его показателями (профицит, дефицит, баланс).
  • цели развивающие:
  1. Заполнение баланса доходов и расходов семьи.

Технологическая карта проведения занятия

по § 4. Основные доходы и расходы семьи

№ п/п

Дидактические единицы

Последовательность действий

Форма изложения

Обеспечение литературой

1

Государствен-ные и регио-нальные пока-затели прожи-точного мини-мума и потре-бительской корзины в России.

1. Изучение учебного материала:

а) понятие термина «прожиточный минимум», «потребительская корзина»;

б) принципы регулирования прожиточного минимума в регионах России;

в) регулирование прожиточного минимума в Самарской области

беседа

Дополнительная информация

Компетенции: иметь представление о составе потребительской корзины, знать принципы регулирования прожиточного минимума в регионах России

Контроль знаний по 1 дидактической единице: тестирование

КИМ

2

Баланс доходов и расходов семьи

1. Изучение учебного материала:

а) классификация  видов баланса;

б) показатели баланса: профицит, дифицит, баланс

2. Заполнение баланса доходов и расходов семьи.

лекция

самостоятель-ная работа

Дополнительная информация

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Компетенции: уметь составлять баланс расходов и доходов семьи

Контроль знаний по 2 дидактической единице: критерии оценки

КИМ

Форма представления работы студентом: отчет

Рекомендации по оформлению отчета

Тема 3.2 Рынок. Предприятие

Количество часов на освоение темы 3.2. - максимальной учебной нагрузки обучающегося 8 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 14 часов;
  • самостоятельной работы обучающегося 2 часа.

§ 1. Рынок товаров и услуг (1 час)

Целеполагание:

  • цели обучающие:
  1. Рассмотрение классификации рынков товаров и услуг.
  2.  Определение признаков рынка в хозяйственной отрасли.
  • цели развивающие:
  1. Изучение функций рынка путем анализа хозяйственной отрасли.
  2. Определение доли отрасли на рынке и перспективы ее развития.

Технологическая карта проведения занятия

по § 1. Рынок товаров и услуг

№ п/п

Дидактические единицы

Последовательность действий

Форма изложения

Обеспечение литературой

1

Классификация рынков товаров и услуг

1. Изучение учебного материала:

а) понятие «рынок», признаки рынка, структура

б) критерии классификации рынка

лекция

Череданова Л.Н. «Основы экономики и предпринимательства»

Компетенции: иметь представление о структуре рынка, знать признаки и элементы структуры рынка, критерии классификации рынка

Контроль знаний по 1 дидактической единице: тестирование

КИМ

2

Изучение признаков рынка в хозяйственной отрасли

1. Изучение учебного материала:

а) цель отраслевого анализа;

б) функции рынка;

в) структура микросреды и макросреды хозяйственной отрасли;

г) показатели анализа отрасли

2. Определение перспективы развития отрасли

лекция

самостоятель-ная работа

Череданова Л.Н. «Основы эконом-ики и предприни-мательства»

Дополнительная информация

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Компетенции: знать функции рынка, структуру микросреды и макросреды, показатели анализа рынка; уметь определять долю рынка хозяйственной отрасли, планировать развитие отрасли

Контроль знаний по 2 дидактической единице: критерии оценки

КИМ

Форма представления работы студентом: отчет

Рекомендации по оформлению отчета

§ 2. Характеристика потребителя и защита его прав (2 часа)

Целеполагание:

  • цели обучающие:
  1. Рассмотрение содержания Федерального закона РФ «О защите прав потребителя».
  2. Классификация и характеристика потребителя.
  • цели развивающие:
  1. Анализ жизненной позиции участников гражданско-правовых отношений.
  2. Выявление потребностей покупателей (клиентов).

Технологическая карта проведения занятия

по §2. Характеристика потребителя и защита его прав

№ п/п

Дидактические единицы

Последовательность действий

Форма изложения

Обеспечение литературой

1

Правовая культура потребителя

1. Изучение учебного материала:

а) понятие термина «правовая культура»;

б) структура Федерального закона РФ «О защите прав потребителя»

2. Анализ  гражданско-правовых отношений

беседа

ФЗ РФ «О защите прав потребителя»

Дополнительная информация

Компетенции: иметь представление о содержании Федерального закона РФ «О защите прав потребителя»; знать порядок подачи рассмотрения жалобы

Контроль знаний по 1 дидактической единице: тестирование, отчет

КИМ

2

Классификация и характеристика потребителя

1. Обсуждение качественных характеристик потребителя:

а) по потребностям и интересам;

б) по возрасту и полу;

в) по доходу и профессиональной  деятельности

2. Получение дополнительной информации о классификации потребителя (клиентов) в базе данных фирм

лекция, беседа

беседа

Дополнительная информация

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Компетенции: знать условия классификации потребителя в базе данных, качественные характеристики потребителя

Контроль знаний по 2 дидактической единице: критерии оценки

КИМ

§3. Фондовый рынок (1 час)

Целеполагание:

  • цели обучающие:
  1. Рассмотрение структуры фондового рынка.
  2. Анализ информационных источников о деятельности брокерских компаний.
  • цели развивающие:
  1. Ознакомление с консультационным брокериджем.
  2. Рассмотрение инвестиционной деятельности банков на фондовом рынке: услуги клиентам банка, риски.

Технологическая карта проведения занятия

по §3. Фондовый рынок

№ п/п

Дидактические единицы

Последовательность действий

Форма изложения

Обеспечение литературой

1

Структура фондового рынка

1. Изучение учебного материала:

а) понятие терминов «фондовый рынок», «биржа», «брокер», элементы внешней среды биржи;

б) деловые и торговые отношения брокеров и клиентов

2. Ознакомление с консуль-тационным брокериджем

лекция

лекция, само-стоятельная внеаудиторная работа

Дополнительная информация

Дополнительная информация

Компетенции: иметь представление о структуре и работе биржи, знать основные услуги брокериджа

Контроль знаний по 1 дидактической единице: тестирование

КИМ

Форма представления работы студентом: отчет

Рекомендации по оформлению отчета

2

Анализ информационных источников о деятельности брокерских компаний

1. Рассмотрение информационных источников о работе биржи:

а) интернет-ресурсы;

б) познавательная литература

 

2. Описание брокерских услуг компаний и банков. Информирование о рисках биржевых торгов.

лекция

лекция, само-стоятельная внеаудиторная работа

Дополнительная информация

Дополнительная информация

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Компетенции: иметь представление о информационных источниках биржевых торгов, знать причины возникновения рисков биржевых торгов

Контроль знаний по 2 дидактической единице: критерии оценки

КИМ

Форма представления работы студентом: отчет

Рекомендации по оформлению отчета

§ 4. Рынок труда и виды безработицы (1 час)

Целеполагание:

  • цели обучающие:
  1. Объяснение характеристики рынка труда.
  2. Рассмотрение видов безработицы.
  3. Определение элементов кадровой политики предприятия.
  • цели развивающие:
  1. Мотивирование на работу с интернет-ресурсами: поиск статистических данных по уровню безработицы в России и за рубежом.

Технологическая карта проведения занятия

по §4. Рынок труда и виды безработицы

№ п/п

Дидактические единицы

Последовательность действий

Форма изложения

Обеспечение литературой

1

Характеристика рынка труда

1. Изучение учебного материала:

а) понятие терминов «рынок труда», «безработица», критерии классификации рынка труда;

б) социальное партнерство в сфере занятости;

2. Жизненные циклы труда по специальности

лекция

Дополнительная информация

С.В.Соколова «Основы экономики»

Компетенции: иметь представление о жизненных циклах труда по специальности, знать критерии классификации рынка труда, принципы социального  партнерства в сфере занятости, пути повышения конкурентоспособности на рынке труда

Контроль знаний по 1 дидактической единице: тестирование

КИМ

2

Виды безработицы

Изучение учебного материала: структурная, фрикционная, сезонная, циклическая, скрытая

лекция

А.Г.Важенин «Обществознание»

Дополнительная информация

Компетенции: иметь представление о возникновении структурной, фрикционной, сезонной, циклической, скрытой  безработицы

Контроль знаний по 2 дидактической единице: тестирование

КИМ

3

Кадровая политика предприятия

1. Изучение учебного материала:

а) понятие «кадровая политика», элементы кадровой политики;

б) профсоюзные организации;

в) движение кадров;

г)программа повышения квалификации работников

лекция

Дополнительная информация

Компетенции: иметь представление о деятельности профсоюзов и администрации по вопросам повышения квалификации работников, знать способы повышения квалификации работников

Контроль знаний по 3 дидактической единице: тестирование

КИМ

4

Статистические данные уровня безработицы

1. Поиск информации в интернете по теме «Безработица в России и за рубежом»

2. Повести сравнение показателей уровня безработицы.

Самостоятель-ная внеауди-торная работа

Интернет-ресурсы

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Компетенции: уметь работать с интернет-ресурсами, проводить сравнение показателей

Контроль знаний по 4 дидактической единице: критерии оценки

КИМ

Форма представления работы студентом: отчет

Рекомендации по оформлению отчета

§ 5. Формы собственности (2 часа)

Целеполагание:

  • цели обучающие:
  1. Ознакомление с нормами права на формы собственности
  2. Рассмотрение организационно-правовые формы деятельности организаций
  3. Рассмотрение вопросов права на имущество.
  • цели развивающие:
  1. Анализ работы с интернет-ресурсами (дополнительной информацией) по вопросу «Особенности форм собственности организаций в РФ».
  2. Составление структурно-логических схем по вопросу «Характеристика форм собственности организаций в РФ».

Технологическая карта проведения занятия

по §5. Формы собственности

№ п/п

Дидактические единицы

Последовательность действий

Форма изложения

Обеспечение литературой

1

Нормами права на формы собственности

1. Изучение учебного материала:

а) понятие «собственность», субъекты и объекты собственности

б) экономическое содержание собственности

2.Работа с нормативными документами

беседа

Конституция РФ

ГК РФ

А.Г.Важенин «Обществознание»

Соколова С.В. «Основы экономики»

Дополнительная информация

Компетенции: иметь представление о содержании нормативных документов, понимать сущность экономического содержания, знать формы собственности

Контроль знаний по 1 дидактической единице: тестирование, критерии оценки

КИМ

2

Организацион-но-правовые формы деятельности организаций

1. Правовое положение организации:

а) индивидуальное предприни-мательство и фирмы;

б) государственные и муниципальные организации

беседа

ГК РФ

А.Г.Важенин «Обществознание»

Дополнительная информация

Соколова С.В. «Основы экономики»

Компетенции: знать  организационно-правовые формы предпринимательской (коммерческой) деятельности, государственной и муниципальной собственности

Контроль знаний по 2 дидактической единице: тестирование, критерии оценки

КИМ, Рекомендации по выполнению практической работы №3

3

Права на имущество

Характеристика видов прав на имущество: владение, пользование, распоряжение

беседа

Конституция РФ

ГК РФ

А.Г.Важенин «Обществознание»

Дополнительная информация

Компетенции: иметь представление о нормах права на имущество, уметь пользоваться информационно-справочной информацией

Контроль знаний по 3 дидактической единице: тестирование, критерии оценки

КИМ

4

Формы собственности

1.Теоретическая часть практической работы.

2.Анализ работы с интернет-ресурсами по вопросу «Особенности форм собственности организаций в РФ».

3. Ситуационный коллаж

4.Составление структурно-логических схем по вопросу «Характеристика форм собственности организаций в РФ».

5. Тестирование

Практическая работа №3

Интернет-ресурсы

Конституция РФ

ГК РФ

А.Г.Важенин «Обществознание»

Соколова С.В. «Основы экономики»

Рекомендации по выполнению практической работы №3

Компетенции: знать содержание форм собственности, уметь проводить анализ информации, составлять структурно-логические схемы

Контроль знаний по 4 дидактической единице: критерии оценки

КИМ

Форма представления работы студентом: отчет

Рекомендации по оформлению отчета

§ 6. Экономика предприятия (2 часа)

Целеполагание:

  • цели обучающие:
  1. Рассмотрение внешней и внутренней среды предприятия в условиях рыночной экономики.
  2. Расчет экономических показателей деятельности предприятия.
  • цели развивающие:
  1. Разработка стратегического плана развития предприятия.

Технологическая карта проведения занятия

по §6. Экономика предприятия

№ п/п

Дидактические единицы

Последовательность действий

Форма изложения

Обеспечение литературой

1

Внешняя и внутренняя среда предприятия в условиях рыночной экономики

1. Изучение учебного материала:

а) экономические показатели деятельности предприятия;

б) бизнес-планирование на предприятии;

в) внутренняя и внешняя среда предприятия;

г) ресурсы предприятия;

д) закон спроса и предложения;

е) экономические блага

ж) ценообразование товара (услуги)

2. Бостонская модель классификации предприятий на рынке

лекция

лекция

Череданова Л.Н. «Основы эконом-ики и предприни-мательства»

С.В.Соколова «Основы экономики»

Дополнительная информация

Компетенции: иметь представление о бизнес-планировании, знать экономические показатели деятельности предприятия, классификацию предприятий по бостонской модели, знать закон спроса и предложения товаров (услуг), механизмы ценообразования

Контроль знаний по 1 дидактической единице: тестирование

КИМ

2

Расчет экономических показателей деятельности предприятия

  1. Эластичность спроса и предложения
  2. Расчет прибыли
  3. Расчет рентабельности
  4. Расчет прибыли под влиянием технико-экономических факторов

Самостоятель-ная работа

Череданова Л.Н. «Основы эконом-ики и предприни-мательства»

Дополнительная информация

Компетенции: знать методы расчета (аналитический и прямого расчета), уметь производить расчеты экономических показателей

Контроль знаний по 2 дидактической единице: критерии оценки

КИМ

Форма представления работы студентом: отчет

Рекомендации по оформлению отчета

§ 7. Основы маркетинга (1 час)

Целеполагание:

  • цели обучающие:
  1. Рассмотрение концепций маркетинговой деятельности.
  2. Объяснение характеристики основных видов маркетинга.
  • цели развивающие:
  1. Сегментация рынка.
  2. Выбор вида маркетинга в зависимости от сферы и объекта..

Технологическая карта проведения занятия

по §7. Основы маркетинга

№ п/п

Дидактические единицы

Последовательность действий

Форма изложения

Обеспечение литературой

1

Концепции маркетинговой деятельности

1. Изучение учебного материала:

а) концепции маркетинговой деятельности: совершенствование производства и товара, социально-этичесикй маркетинг, интенсификация коммерческих усилий;

б) цели и функции маркетинга;

в) принципы маркетинга;

г) контролируемые маркетингом факторы;

д) маркетинговая «луковица» товара

лекция

Н.М. Мурахтанова, Е.И.Еремина «Маркетинг»

Седегов Р.С. «Основы менеджмента и маркетинга»

Компетенции: иметь представление о маркетинговой деятельности предприятия, знать цели, задачи и принципы маркетинга, контролируемые маркетингом факторы

Контроль знаний по 1 дидактической единице: тестирование

КИМ

2

Сегментация рынка

1.Изучение учебного материала

а) разделение отрасли на сегменты;

б)позицирование продукта на отдельном сегменте;

в) выбор рыночной ориентации.

лекция, беседа

Н.М. Мурахтанова, Е.И.Еремина «Маркетинг»

Рекомендации по выполнению задания

Р.С. Седегов «Основы менеджмента и маркетинга»

Компетенции: уметь провести сегментацию рынка, определить позицию продукта на сегменте, выбрать рыночную ориентацию

Контроль знаний по 2 дидактической единице: тестирование

КИМ

3

Виды маркетинга

1.Проведение сегментации отрасли.

2.Выбор вида маркетинга в зависимости от сферы и объекта: внутренний, экспортный, научно-технический, прямые инвестиции, по видам товаров и услуг

3. Выбор маркетинговой стратегии: целевой маркетинг, дифференцированный маркетинг, недифференцированный маркетинг

4.Составление модели маркетинговой стратегии (по ситуации)

Самостоятель-ная работа

Рекомендации по выполнению задания

Н.М. Мурахтанова, Е.И.Еремина «Маркетинг»

Седегов Р.С. «Основы менеджмента и маркетинга»

Компетенции: уметь составить модель маркетинговой стратегии

Контроль знаний по 3 дидактической единице: критерии оценки

КИМ

Форма представления работы студентом: отчет

Рекомендации по оформлению отчета

§8. Маркетинговые стратегии (1 час)

Целеполагание:

  • цели обучающие:
  1. Изучение жизненного цикла товара.
  2. Рассмотрение маркетинговой политики предприятия.
  3. Ознакомление с видами маркетинговых стратегий.
  • цели развивающие:
  1. Моделирование маркетинговой стратегии на примере малого предприятия..

Технологическая карта проведения занятия

по §8. Маркетинговые стратегии

№ п/п

Дидактические единицы

Последовательность действий

Форма изложения

Обеспечение литературой

1

Жизненный цикл товара

1. Изучение учебного материала:

а) понятие «жизненный цикл товара»;

б) этапы жизненного цикла товара;

в) применение результатов изучения жизненного цикла товара

лекция

Н.М. Мурахтанова, Е.И.Еремина «Маркетинг»

В.И. Коробко, О.Н. Брюханов «Основы менеджмента и маркетинга в строительстве»

Компетенции: иметь представление о применении результатов изучения жизненного цикла товара, знать этапы жизненного цикла товара

Контроль знаний по 1 дидактической единице: тестирование

КИМ

2

Маркетинговая политика предприятия

1.Изучение учебного материала:

а) выбор вида маркетинга в зависимости от сферы и объекта;

б) характеристика видов маркетинга;

в) стратегическое планирование предприятия

лекция

Н.М. Мурахтанова, Е.И.Еремина «Маркетинг»

В.И. Коробко, О.Н. Брюханов «Основы менеджмента и маркетинга в строительстве»

Компетенции: иметь представление о стратегическом планировании, знать характеристику видов маркетинга  

Контроль знаний по 2 дидактической единице: тестирование

КИМ

3

Виды маркетинговых стратегий

1. Определение стратегической цели предприятия и этапов развития

2.Определение жизненного цикла услуги (товара) по заданной ситуации

3. Выбор вида маркетинга или маркетинговой стратегии

Самостоятель-ная работа

Н.М. Мурахтанова, Е.И.Еремина «Маркетинг»

Рекомендации по выполнению задания

Компетенции: уметь формулировать цели, моделировать ситуацию развития ситуации, разрабатывать модель жизненного цикла услуги (товара)

Контроль знаний по 3 дидактической единице: отчет

КИМ

Форма представления работы студентом: отчет

Рекомендации по оформлению отчета

§9. Цикл менеджмента. Самоменеджмент (1 час)

Целеполагание:

  • цели обучающие:
  1. Объяснение характеристики функций управления предприятием.
  2. Рассмотрение цикла менеджмента.
  3. Определение роли самоменеджмента в деятельности менеджера.
  • цели развивающие:
  1. Получение навыков целеполагания для достижения желаемых результатов: ролевая игра..

Технологическая карта проведения занятия

по §9. Цикл менеджмента. Самоменеджмент

№ п/п

Дидактические единицы

Последовательность действий

Форма изложения

Обеспечение литературой

1

Функции управления предприятием

1. Изучение учебного материала:

а) введение понятий «менеджмент», «самоменеджмент»;

б) эволюция менеджмента: теории и школы;

в) функции и принципы менеджмента;

г) организационные структуры;

д) психология самоменеджмента;

е) тайм-менеджмент

беседа

Седегов Р.С. «Основы менеджмента и маркетинга»

Дополнительная информация

Компетенции: иметь представление о возникновении менеджмента как науки, знать содержание функций менеджмента, принципы менеджмента, подходы к организации времени

Контроль знаний по 1 дидактической единице: тестирование

КИМ

2

Цикл менеджмента

Последовательность функций менеджмента в управлении организацией (предприятием)

беседа

Седегов Р.С. «Основы менеджмента и маркетинга»

Компетенции: уметь составить цикл управления ситуацией

Контроль знаний по 2 дидактической единице: тестирование

КИМ

3

Роль самоме-неджмента в деятельности менеджера

Составление плана работы менеджера. Ситуационный коллаж

ролевая игра

В.И. Коробко, О.Н. Брюханов «Основы менеджмента и маркетинга в строительстве»

Компетенции: уметь составлять план работы

Контроль знаний по 3 дидактической единице: отчет

Рекомендации по оформлению отчета

§ 10. Производитель и потребитель в системе рыночных отношений (1 час)

Целеполагание:

  • цели контролирующие:
  1. Выявление уровня знаний по основам экономики предприятия.
  2. Проведение диагностики уровня освоения теоретического материала и практических умений студентов.
  3. Коррекция структуры уроков в образовательном процессе студентов по основам экономики предприятия.

Технологическая карта проведения занятия

по §10. Производитель и потребитель в системе рыночных отношений

№ п/п

Дидактические единицы

Последовательность действий

Форма изложения

Обеспечение литературой

1

Микро и макроэкономические процессы

Тестирование по вопросам:

  1. Экономические системы
  2. Макроэкономическая среда
  3. Микроэкономическая среда
  4. Элементы рыночной экономики
  5. Функции государства в сфере экономики
  6. Потребительская корзина и потребительский спрос

Контрольная работа

Тест

Компетенции: прописаны в параграфах тем 3.1. и  3.2.

Контроль знаний по 1 дидактической единице: тестирование

КИМ

2

Основы экономики предприятия

Тестирование по вопросам:

  1. Фондовый рынок
  2. Рынок труда
  3. Рынок товаров и услуг
  4. Жизненный цикл товара
  5. Маркетинговые стратегии
  6. Цикл менеджмента
  7.  Планирование в самоменеджменте

Контрольная работа

Тест

Компетенции: прописаны в параграфах тем 3.1. и  3.2.

Контроль знаний по 2 дидактической единице: выполнение задания

КИМ

Тема 3.3. Экономические системы управления финансами в России.

Количество часов на освоение темы 3.3. - максимальной учебной нагрузки обучающегося 6 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 6 часов;
  • самостоятельной работы обучающегося 2 часа.

§ 1. Финансовая система России (2 часа)

Целеполагание:

  • цели обучающие:
  1. Рассмотрение звеньев финансовых отношений в финансовой системе РФ.
  2. Объяснение характеристики подсистем финансовой системы РФ.
  3. Определение роли общегосударственных финансов.

Технологическая карта проведения занятия

по §1. Финансовая система России

№ п/п

Дидактические единицы

Последовательность действий

Форма изложения

Обеспечение литературой

1

Звенья финансовых отношений в финансовой системе РФ

1. Изучение учебного материала:

а) государственный бюджет;

б) внебюджетные фонды;

в) государственный кредит;

г) фонды страхования;  

д) финансы предприятий различных форм собственности

лекция

Дополнительная информация

Компетенции: иметь представление о звеньях финансовых отношений в финансовой системе РФ, знать функции и принципы финансовой система

Контроль знаний по 1 дидактической единице: тестирование

КИМ

2

Подсистемы финансовой системы РФ

1.Изучение учебного материала:

а) общегосударственная;

б) финансы хозяйствующих субъектов

лекция

Дополнительная информация

Компетенции: знать характеристику подсистем финансовой системы РФ: общегосударственной и финансы хозяйствующих субъектов

Контроль знаний по 2 дидактической единице: тестирование

КИМ

§ 2. Банковская система (2 часа)

Целеполагание:

  • цели обучающие:
  1. Рассмотрение сущности банка и экономические основы его деятельности.
  2. Объяснение характеристики элементов банковского менеджмента.
  3. Регулирование взаимоотношений банка с клиентами.
  • цели развивающие:
  1. Анализ финансового маркетинга банков города Тольятти.
  2. Анализ ликвидности банков города Тольятти.

Технологическая карта проведения занятия

по §2. Банковская система

№ п/п

Дидактические единицы

Последовательность действий

Форма изложения

Обеспечение литературой

1

Сущность банка и экономические основы его деятельности

1. Изучение учебного материала:

а) сущность банка с позиции исторического развития и современности;

б) элементы банковской системы и содержание банковской деятельности;

в) деятельность Центрального банка и коммерческих банков;

г) риски в банковском менеджменте

лекция

Дополнительная информация

Компетенции: иметь представление о экономических основах деятельности банка, знать о причинах возникновения рисков в банковской системе, функции ЦБ РФ, полномочия коммерческих банков и кредитных организаций

Контроль знаний по 1 дидактической единице: тестирование

КИМ

2

Элементы банковского менеджмента

1. Изучение учебного материала

а)  функции банковского менеджмента;

б) принципы банковского менеджмента;

в) организация деятельности банка;

г) финансовый маркетинг;

д) финансовые показатели деятельности банка

лекция

Дополнительная информация

Компетенции: иметь представление об организации банковского менеджмента, финансовом маркетинге, финансовых показателях деятельности банков; знать содержание функции и принципы банковского менеджмента,

Контроль знаний по 2 дидактической единице: выполнение задания

КИМ

3

Регулирование взаимоотношений банка с клиентами

1. Изучение учебного материала:

а) особенности взаимоотношений банка с клиентами;

б) открытие клиентских счетов в банке;

в) гарантирование (страхование) вкладов граждан;

г) виды кредитов

лекция

Дополнительная информация

Компетенции: знать механизм взаимоотношений банка с клиентами, стандартный набор услуг банка

Контроль знаний по 3 дидактической единице: выполнение задания

КИМ

4

Анализ финансового маркетинга банков города Тольятти

1. Определение выборки банков

2. Сбор информации о банкам по заданным критериям

3. Анализ продуктовой линейки банков

Самостоятель-ная работа

Рекомендации по выполнению задания

Компетенции: уметь обрабатывать информацию интернет-ресурсов по заданным критериям: классификация услуг, принципы предоставления услуг, удобство поиска информации, достаточность информации, дизайн, способы связи, скорость получения запрашиваемой информации и др.

Контроль знаний по 4 дидактической единице: отчет

Рекомендации по оформлению отчета

5

Анализ ликвидности банков города Тольятти

1. Определение выборки банков

2. Сбор информации о банкам по заданным критериям

3. Анализ нормативов деятельности  банков: достаточность капитала, мгновенная ликвидность, текущая ликвидность, долгосрочная ликвидность

Самостоятель-ная работа

Рекомендации по выполнению задания

Компетенции: уметь обрабатывать информацию интернет-ресурсов по заданным критериям: нормативы деятельности банков

Контроль знаний по 5 дидактической единице: отчет

Рекомендации по оформлению отчета

Тема 3.4 Основные проблемы экономики России (4 часа)

Количество часов на освоение темы 3.4. - максимальной учебной нагрузки обучающегося 6 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 6 часов;
  • самостоятельной работы обучающегося 2 часа.

§ 1. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. (2 часа)

Целеполагание:

  • цели обучающие:
  1. Рассмотрение экономической системы России на современном этапе развития.
  2. Объяснение характеристики экономических институтов.
  3. Определение проблем российской экономики.
  4. Управление экономическими кризисами в отраслях.

Технологическая карта проведения занятия

по §1. Особенности современной экономики России, ее экономические институты

№ п/п

Дидактические единицы

Последовательность действий

Форма изложения

Обеспечение литературой

1

Экономические системы России на современном этапе развития

1. Изучение учебного материала:

а) социально-ориентированная экономическая система;

б) смешанная экономическая система

лекция

Дополнительная информация

Компетенции: иметь представление о экономической системе России, знать характеристику экономических систем

Контроль знаний по 1 дидактической единице: тестирование

КИМ

2

Экономические институты

1. Повторение учебного материала

а) финансовая система РФ;

б) банковская система РФ

2. Изучение учебного материала:

а) система контроля за государственными и коммерческими предприятиями;

б) система образования

лекция

Дополнительная информация

Компетенции: иметь представление о деятельности экономических институтов РФ, знать функции контроля и органы контроля

Контроль знаний по 2 дидактической единице: тестирование

КИМ

3

Проблемы российской экономики

1. Изучение учебного материала

а) классификация проблем российской экономики;

б) причины проблем и кризисов в российской экономике

лекция

Дополнительная информация

Череданова Л.Н. «Основы эконом-ики и предприни-мательства»

Компетенции: иметь представление о проблемах в экономике и их причинах, знать исторические факты возникновения экономических систем в России

Контроль знаний по 3 дидактической единице: тестирование

КИМ

4

Управление экономическими кризисами в отраслях

1.Изучение учебного материала

а) экономический цикл развития государства;

б) государственные рычаги управления кризисами в отраслях

лекция

Дополнительная информация

Компетенции: иметь представление об антикризисном управлении в государстве, знать механизмы регулирования процессов спада в экономики России

Контроль знаний по 4 дидактической единице: тестирование

КИМ

§ 2. Структура и динамика ВВП в России (1 час)

Целеполагание:

  • цели обучающие:
  1. Рассмотрение производство и потребление в макроэкономике.
  2. Объяснение характеристики ВВП в России.
  • цели развивающие:
  1. Анализ ВВП стран мира.

Технологическая карта проведения занятия

по §2. Структура и динамика ВВП в России

№ п/п

Дидактические единицы

Последовательность действий

Форма изложения

Обеспечение литературой

1

Производство и потребление в макроэкономике

1. Изучение учебного материала:

а) понятие «ВОП», «ВНП», «ВВП», «ЧНП», «НД», «ЛД»;

б) содержание структуры ВВП

лекция

Череданова Л.Н. «Основы эконом-ики и предприни-мательства»

Компетенции: знать содержание понятий «ВОП», «ВНП», «ВВП», «ЧНП», «НД», «ЛД»

Контроль знаний по 1 дидактической единице: тестирование

КИМ

2

Характеристика ВВП в России

1. Изучение учебного материала

а)  содержание структуры ВВП в России

б) динамика ВВП в России

лекция

Дополнительная информация

Компетенции: иметь представление о структуре ВВП в России

Контроль знаний по 2 дидактической единице: тестирование

КИМ

3

Анализ ВВП стран мира

1. Поиск информации в интернет-ресурсах по заданным критериям

2. Сравнение показателей ВВП стран мира

3. Формулирование выводов

Самостоятель-ная работа

Рекомендации по выполнению задания

Компетенции: уметь проводить сравнение показателей и делать выводы

Контроль знаний по 3 дидактической единице: отчет

Рекомендации по оформлению отчета

§ 3. Экономические циклы (1 час)

Целеполагание:

  • цели контролирующие:
  1. Выявление уровня знаний по основам экономики предприятия.
  2. Проведение диагностики уровня освоения теоретического материала и практических умений студентов.
  3. Коррекция структуры уроков в образовательном процессе студентов по основам экономики предприятия.

Технологическая карта проведения занятия

по §3. Экономические циклы

№ п/п

Дидактические единицы

Последовательность действий

Форма изложения

Обеспечение литературой

1

Институты экономической системы России

Тестирование по вопросам:

1. Звенья и подсистемы финансовой системы РФ

2. Организация управлением банком

3.Регулирование отношений банка и клиентов

Контрольная работа

Тест

Компетенции: прописаны в параграфах тем 3.3. и  3.4.

Контроль знаний по 1 дидактической единице: тестирование

КИМ

2

Структура и динамика ВВП в России

Тестирование по вопросам:

1. Экономические институты в РФ

2. Управление экономическими кризисами

3. Показатели в производстве и потреблении в макроэкономике

4. Структура ВВП в России

Контрольная работа

Тест

Компетенции: прописаны в параграфах тем 3.3. и  3.4.

Контроль знаний по 2 дидактической единице: тестирование

КИМ


Список рекомендуемой литературы

Нормативно-правовые документы

  1. Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» по специальности среднего профессионального образования для НПО и СПО специальностей технического профиля.
  2. Федеральный государственный стандарт начального профессионального образования по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
  3. Федеральный государственный стандарт начального профессионального образования по профессии 190631.01 Автомеханик

Учебная литература

  1. Бородушко И.В., лукашевич В.В. – под редакцией. Основы менеджмента: учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по экономическим специальностям. Москва – 2007
  2. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования» Москва – 2010
  3. Горфинкель Экономика предприятия (фирмы): учебник» Москва – 2011
  4. Коробко В.И., брюханов О.Н. Основы менеджмента и маркетинга в строительстве: учеб.пособие для студ.сред.проф.учеб.заведений. Москва -2003 год.
  5. Котерова Н.П Основы маркетинга: учебное пособие нач.проф. образования Москва, 2009 г
  6. Кравченко А.И Обществознание: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений Москва, 2001 г
  7. Кравченко А.И Обществознание: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений Москва, 2001 г
  8. Кравченко А.И., Певцова, Е.А Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений Москва, 2008 г
  9. Маркова В.Д., кузнекцова С.А. Стратегический менеджмент: курс лекций. Москва-Новосибирск – 2006
  10. Мурахтанова Н.М.Маркетинг: учебное пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений Москва, 2007 г
  11. Седегов Р.С.- под общ.ред. Основы менеджмента м маркетинга: учеб.пособие. Минск-1995 год
  12. Соколова С.в. Основы экономики»: учебное пособие для нач.проф.образования. Москва-2006
  13. ТерещенкоО.Н Основы экономики: учебник для учащихся учреждений нач.проф. образования Москва, 2010 г
  14. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: учеб.для нач.проф.образования Москва – 2006
  15. Эванс Дж.Р, берман Б. Маркетинг. Сирин-2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для проведения занятий по теме "Воображение" в детской театральной студии

Рекомендации основаны на 20летнем опыте. В приложениях - план-конспект Открытого занятия, а также некоторые упражнения...

Методические рекомендации по проведению занятий на тему "Профилактика вредных привычек"

В работе рассмаривается проблема курения среди подростков, принимаемые профилактические меры, методические рекомендации по проведению профилактических мероприятий и конспект занятия. Прилагается ...

Методические рекомендации по проведению занятий по аппликации для дошкольников и младших школьников.

Данные рекомендации посвящены методике проведения занятий при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста аппликации и предназначены педагогам дополнительного образования учебных групп, р...

Методические рекомендации по проведению занятий географического практикума (пособие для учителя)

Методические  рекомендации для учителя включают теоретический материал и примеры разработок учебных занятий. Систематизировать материал помогаю учётные карточки заданий по гидрологии, отчёт о пол...

"Служи честно, кому присягнешь" Методические рекомендации для проведения занятия в ГПД в технологии личностно-ориентированного обучения

Медодические материалы позволяют организовать работу воспитателю по формированию чувства патриотизма воспитанников. желания заниматется самовоспитанием, используются отрывки из ипроизведения Вас...

Методические рекомендации по проведению занятия "Мы вместе"

Методиечские рекомендации по проведению занятия "Мы вместе", направленного на профилактику дезадаптации школьников пр переходе на основную ступень общего образования....

«Методические рекомендации по проведению занятий в спортивном зале школы по дополнительной общеразвивающей программе «Спортивное ориентирование»

Цель данной методической разработки: помощь начинающему педагогу в выборе заданий для проведения занятий и организации проведения занятий в спортивном зале.В работе представлены комплексы заданий для ...