Методические рекомендации по проведению занятий на тему "Профилактика вредных привычек"
методическая разработка по психологии по теме

Сенаторова Наталья Николаевна

В работе рассмаривается проблема курения среди подростков, принимаемые профилактические меры, методические рекомендации по проведению профилактических мероприятий и конспект занятия. Прилагается презентация к занятию.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Курение или здоровье – выбирайте сами»

Слайд 2

« Курение – полезная привычка. Для смерти » (Александр Боровик)

Слайд 3

Египетские фараоны

Слайд 4

Индийские храмы

Слайд 5

Скифы

Слайд 6

Американские индейцы

Слайд 7

Христофор Колумб

Слайд 8

Петр I

Слайд 9

Екатерина Медичи

Слайд 11

«От курения тупеешь» ( В. Гете)

Слайд 12

От курения страдают: Зубы ЖКТ Голосовые связки Органы дыхания Органы пищеварения Сердечно-сосудистая система Нервная система Почки Мозг и умственная деятельность



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по проведению занятий на тему «Профилактика вредных привычек»


Введение

Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения: агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями. Специалисты, занимающиеся подобными проблемами, многие годы ищут ответы на ряд вопросов: "Каковы причины такого поведения? Что заставляет человека вновь и вновь причинять вред себе и окружающим? Как избежать этого?...». В выраженной форме эта серьезная социальная проблема может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Алкоголизм, наркомания, токсикомания, курение и связанные с ними проблемы, стоят сейчас в одном ряду с такими распространенными заболеваниями, как сердечно-сосудистые и онкологические, а по экономическому и социальному ущербу даже превосходят их.

Профилактика табакокурения

Профилактика курения исходит из достаточного знания психологии и социологии курильщиков. Любая профилактика должна начинаться с подростков и юношества. Устрашение и запреты малоэффективны, удорожание сигарет — тоже. В развитых западных странах профилактические мероприятия осуществляются как на законодательном, так и на общественном уровне. В конгрессе США проходят ежегодные слушания по положению дел в области борьбы с табакокурением. В средствах массовой информации поддерживаются те проекты, которые пропагандируют здоровый образ жизни. Действуют общественные организации, цель которых — добиться прекращения производства и продажи табачной продукции, выработать негативное отношение общества к курению. Этим занимается, к примеру, федерация кардиологов Франции, французский национальный комитет против табакокурения, Национальное агентство против курения в Англии, общество против курения в США, движение некурящих в Германии. В ФРГ ежемесячно выходит информационный сборник, пропагандирующий здоровый образ жизни для людей, которые бросили курить. И неудивительно, что правительства этих стран приняли законы, регламентирующие табакокурение. У нас же только одна Государственная Дума приняла решение не курить в ее стенах. Такие же решения принимаются у нас и в образовательных, медицинских, культурных, детских и иных учреждениях. К сожалению, от таких решений количество курильщиков не становится меньше. У нас отсутствуют законодательная база, общественные организации, особенно объединенияврачей, чей профессиональный долг — преодоление пагубной привычки.На данный моментраспоряжением Правительства Российской Федерации утверждена «Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 – 2015 годы», в которой признается пагубная роль курения, широкая его распространенность,  вред пассивного курения. В связи с чем, предлагается введение определенных мер, необходимых для снижения уровня курения в нашей стране и защиты прав некурящих граждан.

Статистические данные по употреблению табачных изделий являются устрашающими. Многочисленные опросы свидетельствуют, что курящие подростки, в большинстве своем, из семей курящих родителей. К основным мотивам курения подростки относят желание успокоиться и просто привычку. Основными местами приобщения к курению, как ни парадоксально, является школа, особенно во время проведения различных досуговых мероприятий. В некоторых школах учителя уже прекратили проведение профилактических мероприятий и борьбу с табакокурением. В результате, количество курящих в школах увеличивается.

Специальные исследования показывают, что выраженная табачная зависимость, требующая медицинской помощи и лечения, отмечается у 20—25 % молодых курильщиков. Большинство курильщиков-подростков могут перестать курить. Для этого необходима организация целенаправленной профилактической работы, начиная с семьи и со школьной скамьи.

Методические рекомендации

         Воспитатель должен уделять большое внимание в своей работе формированию у воспитанников умения противостоять и бороться с вредными привычками.

Но для того, чтобы бороться с вредными привычками, необходимо в первую очередь сформировать у ребят отрицательное к ним отношение. С этой целью необходимо организовать серьезную профилактическую просветительскую работу через систему мероприятий.

       Профилактические мероприятия должны быть направлены на демонстрацию последствий для организма человека и для его личностного становления вредных привычек.

       Для эффективности внеклассной работы в этом направлении можно и нужно использовать следующие формы работы:

       -  просмотр видеофильмов с последующим обсуждением,

       -  просмотр кинофильмов, которые отражают ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления;

       - встречи с людьми, сумевшими преодолеть свои вредные привычки, выжившими в трудных ситуациях жизни;

       -  встречи со специалистами,

       -  изучение отношения взрослых к проблемам учащихся

       - чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях,

       -  тематические викторины, устные журналы.

       -  создание антирекламных роликов по проблеме,

       -  конкурсы рекламных щитов по данной проблеме,

       -  выставки рисунков, акции в защиту человека от влияния вредных привычек;

       -  нравственные классные часы;

       -  интерактивные игры.

      Необходимые условия, которые нужно соблюдать при подготовке мероприятий по профилактике вредных привычек:

  1. Подготовка мероприятия должна быть очень детальной и достоверной. Разговор на данную тему не терпит фальши и формализма.
  2. Мероприятия такого рода должны быть очень искренними и максимально откровенными со стороны взрослого.
  3. Форма общения — не назидание с позиции своего опыта, а совместный поиск истины.
  4. Факты и события, статистика должны быть очень впечатляющими, чтобы затронуть внутренние механизмы личности воспитанника.
  5. Такие мероприятия не должны требовать от ученика единства взглядов со всеми остальными. Они должны поставить ученика в позицию раздумий, поисков.

План занятия "Курению НЕТ!"

В подготовке к классному часу участвуют несколько человек, которые готовят выступления по конкретным вопросам. Вопросы для выступления предлагаются заранее. Проводит классный час ведущий.

Оснащение: мультивидийная установка, презентация в «Power Point» см. Приложение, экран.

Ведущий

Большинство ребят не представляют насколько опасно как само курение, так и пассивное курение. Сегодня мы постараемся показать и доказать все негативные последствия курения. Уверены, что 2-3 человека после этого обязательно бросят курить, а те, кто еще не пробовал курить - никогда этого не сделают.

О вреде курения сказано немало. И все же число курильщиков, как подтверждает статистика, продолжает расти с каждым годом. Почему же человек «разумный», с завидным упорством продолжает себя травить, хотя против курения выступают миллионы людей? Мы попытаемся найти ответ на этот вопрос, а заодно узнаем много интересного. (Проекция 1 слайда)

Итак: «Курение или здоровье - выбирайте сами». Я думаю, что интересно будет узнать, как началось табакокурение и как складывалась его «судьба». Восполнить этот пробел нам помогут "Историки".

1-й Историк:

(Проекция 2 слайда).

"Курение - ПОЛЕЗНАЯ привычка. Для смерти" (Боровик Александр)

 

История табакокурения известна достаточно хорошо, однако до сих пор нет единого мнения относительно родины табака (Проекция 3 слайда).        

Некоторые исследователи утверждают, что первыми на земле курильщиками были египетские фараоны. В одной из гробниц II тысячелетия до нашей эры найдены глиняный кальян и другие курительные принадлежности.

(Проекция 4 слайда)

 Фрески в индийских храмах изображают святых подвижников, вдыхающих дым ароматических курений; сохранились и изображения специальных курительных трубок. Сходные по назначению трубки были найдены при раскопках захоронений знати в Египте, датируемых XXI–XVIII вв. до н. э.

(Проекция 5 слайда)

Великий Геродот, описывая быт и нравы скифов, упоминал, что им свойственна привычка вдыхать дым сжигаемых растений. Подобная практика зафиксирована и в древнекитайской литературе. Есть предположение, что курение в виде вдыхания дымов особенных растений (например, конопли) возникло у народов Евразии как атрибут ритуальных действий, помогающих освободить сознание шамана и достигнуть особого состояния духа. Впрочем, несмотря на многочисленные свидетельства о подобном «досуге», нет оснований полагать, что «воскурение дымов» было широко распространено среди обычного населения.

(Проекция 6 слайда)

Другие исследователи родиной табака считают Центральную и Южную Америку, где до сих пор в естественных условиях произрастает до 60 его видов и разновидностей. В диком виде табак произрастает в Америке и Австралии. Считается, что табак выращивался ещё в VI веке до нашей эры. В I веке до нашей эры американские индейцы начали использовать табак в медицинских и религиозных целях.

Европейцам долго не было известно курение табака. Однако такое положение существовало лишь до 1493 г., когда Старый Свет узнал о табаке (Проекция 7 слайда).  Впервые с ним познакомились участники экспедиции Христофора Колумба. Индейцы, почитавшие табак священным растением, преподнесли пачку сухих листьев Колумбу, обучив его заодно и способу их курить. 15 марта 1496г. в португальском порту причалил последний корабль второй экспедиции Колумба «Эль Ниньо», неся на своем борту высушенные листья специальной травы для курения. Привез его монах Романо Панно. Трава была «родом» из провинции Табаго и была представлена европейцам под именем «табак».

В середине XVI в. табак распространяется по Западной Европе и Турции, где великолепно ассимилируется и дает отличные урожаи. В XVII в. он проникает в Японию, Китай и другие страны Азии. К концу XVIII в. в мире уже нет ни одной страны, где бы он не «присутствовал».

В Россию табак был завезён в начале XVII века. Курение в то время преследовалось властями (Проекция 8 слайда). Пётр I, пристрастившийся к курению табака во время пребывания в Голландии, разрешил продажу табака в России, наложив торговую пошлину на распространение табака, которая шла в государственную казну.

Одной из причин столь молниеносного распространения заморской привычки стало глубокое убеждение тогдашних просвещенных умов в целебных свойствах табака. В 1571 г. испанский доктор Николас Мондарес опубликовал труд о целебных растениях Нового Света. В нем ученый отмечал, что табак может излечивать до 36 разнообразных болезней (Проекция 9 слайда). Екатерина Медичи считала табак лекарством и спасалась им от мигрени. При французском дворе его использовали в качестве средства от зубных болей, ломоты в костях и желудочных расстройств. Курение быстро становится привилегией богатых и знатных людей. В XVII в. табак уже настолько популярен, что его используют во взаиморасчетах. В конце XVIII в. во время войны за независимость Американские Штаты рассчитывались табаком со своими французскими кредиторами.

Ведущий

Однако нельзя сказать, что табак беспрепятственно проникал повсюду. Попросим Историка продолжить рассказ на эту тему.

2-й Историк:

С момента появления табака в прошлом неоднократно делались попытки запретить курение. Так, испанская королева Изабелла I прокляла табак, турецкий султан Мурад IV запретил курение под страхом смертной казни.  В Англии, королева Елизавета I приравнивала курильщиков к ворам и их водили по улице с веревкой на шее. Герой произведения Гете "Фауст" Мефистофель предлагает закурить, хваля табак, говорит: "Полезная травка, не лопух какой-нибудь", на что Фауст ответил - "Не надо. Это забава для дураков".

В Османской империи в конце XVI в. курильщиков приравнивали к колдунам и наказывали «усекновением головы». В Италии, например, табак был объявлен «забавой дьявола».

Неумеренное употребление табака часто приводила к тяжелым отравлениям, что побудило власти и церковь начать активную борьбу с этой вредной привычкой. В Америке, например, курильщиков казнили, в Турции - сажали на кол, в Италии - отлучали от церкви и заживо замуровывали в стены.

Еще в 1604 г. английский король Яков I в труде "О вреде табака" писал:

"Курение - отвратительный для зрения, омерзительный для обоняния, вредный для мозга и опасный для легких обычай". При его правлении курильщики подвергались суровым наказаниям, вплоть до обезглавливания. Но уже в 1625 году новый король Англии Карл І разрешил курение и монополизировал производство и торговлю табаком. Тем не менее победного шествия табака по Старому Свету никакие наказания остановить не смогли.

В Россию табак был завезен во второй половине XVI в., а с XVII в. его стали культивировать в Украине. Злоупотребление табаком на Руси вызвало протесты со стороны правительства. Так, в 1683 г., был издан специальный царский указ, согласно которому курильщиков наказывали 60-ью палочными ударами по пяткам, а уличенным повторно в употреблении «богомерзкого» зелья отрезали ноздри или уши. В конце XVII - начале XVIII вв. меры, направленные против курения, стали смягчаться, так как Петр I и сам стал рабом этой привычки. В итоге он не только упразднил все законы, запрещавшие курение, но и разрешил ввозить табак из-за рубежа. И все же табак победил. Доходы казны от торговли табаком значительно росли, и это заставило многие правительства изменить свое отношение к нему.

Ведущий

Итак, быстро и широко распространившись по планете, табакокурение прочно вошло в нашу жизнь как одно из губительных пристрастий человека.

Сейчас мы узнаем факты, подтверждающие отрицательное воздействие курения на организм человека (Проекция 10 слайда).

Лектор 1:

Курение оказывает отрицательное воздействие на организм. Вот лишь несколько из них:

- если человек курит в день от 1 до 9 сигарет, то сокращает свою жизнь (в среднем) на 4,6 года;

- если курит от 10 до 19 сигарет, то на 5,5 лет;

- если выкуренных 20 до 39 сигарет - на 6,2 года.

- курильщики в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 раз - инфарктом миокарда, в 10 раз - язвой желудка и в 30 раз раком легких.

- смертельная доза никотина для взрослого человека содержится в пачке сигарет, если выкурить ее за раз, а для растущего организма достаточно половины пачки, а то и меньше.

Во Франции, в Ницце, в итоге конкурса «Кто больше выкурит?» двое «победителей», выкурив по 60 сигарет, умерли, а остальные участники с тяжелым отравлением попали в больницу.

Ведущий:

С вопросом «Чем грозит нам курение?» нам поможет разобраться «Врач» (Проекция 11 слайда). " От курения тупеешь" ( В. Гете)

Врач:

Воздействие никотина. Курение и здоровье.

        Курение влияет почти на все системы и органы человека. В контакт с табачным дымом первыми вступают рот и носоглотка. (Проекция 12 слайда).  Во рту в процессе курения происходят постоянные перепады температуры, что провоцирует возникновение микротрещин на зубной эмали, где начинают скапливаться бактерии и развивается кариес. Кроме того, на эмали оседает смола, поэтому зубы желтеют. Во время курения усиливается слюноотделение. Часть слюны человек проглатывает, и ядовитые вещества дыма попадают в желудок, что не остается бесследным: боли в области желудка, хронические гастриты и, наконец, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки - вот расстройства, которые встречаются у курящих гораздо чаще, чем у некурящих.                 

Постоянное курение, как правило, сопровождается бронхитом. Страдают дыхательные пути и в особенности легкие, которые у курильщика покрыты черным слоем смолы и пылевых частиц. Хроническое раздражение слизистой оболочки голосовых связок сказывается на тембре голоса. Угарный газ вызывает кислородное голодание всех клеток организма, что влияет на деятельность сердечно – сосудистой системы и головного мозга.

Многочисленными исследованиями установлено, что органы дыхания первыми принимают на себя табачный штурм. Статистика свидетельствует о том, что рак легких поражает в 10 раз чаще курильщиков, чем некурящих. Проходя через дыхательные пути, табачный дым вызывает раздражение и воспаление слизистых оболочек, носоглотки, трахеи, бронхов, а также легочных альвеол.

Постоянное воздействие на слизистую оболочку бронхов может вызвать развитие бронхиальной астмы. Хроническое воспаление верхних дыхательных путей, хронический бронхит, сопровождающийся изнуряющим кашлем, — таковы заболевания почти всех курильщиков с большим стажем.

Никотин и другие компоненты табака поражают также и органы пищеварения. Наблюдения врачей свидетельствуют о том, что многолетнее курение способствует развитию язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. У человека, который много курит, сосуды желудка постоянно спазмированы. В результате ткани желудка плохо снабжаются кислородом и питательными веществами, нарушается секреция желудочного сока. И в итоге — гастрит или язвенная болезнь.

В одной из московских клиник было проведено обследование, которое показало, что у 69% больных язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки развитие заболеваний имело прямую связь с курением. Из числа пациентов, оперированных в этой клинике по поводу прободения язвы, около 90% составляли заядлые курильщики.

Большую озабоченность медиков вызывает пагубное влияние табачного дыма на сердечно-сосудистую систему. Поражение сердца и сосудов у людей, систематически курящих, как правило, является следствием нарушения нервной и гуморальной регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы. Расскажем лишь о двух веществах — никотине и угарном газе, чрезвычайно пагубно влияющих на сердечно-сосудистую деятельность.

При выкуривании пачки сигарет в организм попадает 0,09 грамма никотина и 369 кубических сантиметров угарного газа. Никотин вызывает сужение сосудов. Тем самым он способствует повышению артериального давления. А как реагирует на него сердце? Учащается ритм сокращений, возникают перебои. Помимо этого никотин, возбуждая симпатическую нервную систему, усиливает функцию управляемых ею желез внутренней секреции. К чему это ведет? В кровь выделяется избыточное количество биологически активных веществ, что отрицательно влияет на сердце и сосуды, способствует в частности сужению артерий, снабжающих кровью жизненно важные органы — сердце, мозг, почки.

Что касается угарного газа, то о его вреде известно с глубокой древности. К настоящему времени установлено, что, попав в организм, он соединяется с гемоглобином эритроцитов. Образуется стойкое соединение — карбоксигемоглобин. Загруженные им эритроциты уже не в состоянии переносить к тканям кислород. В результате в различных тканях тела человека возникает кислородный дефицит.

Подсчитано, что сердце курящего человека делает за сутки на 12 — 15 тыс. сокращений больше, чем сердце некурящего. Уже сам по себе такой режим неэкономичен, так как постоянная излишняя нагрузка ведет к преждевременному изнашиванию сердечной мышцы. Положение усугубляется еще и тем, что сердечная мышца не получает того количества кислорода, которое необходимо ему при такой интенсивной работе.

Коронарные сосуды курильщика постоянно спазмированы, сужены, и, следовательно, приток крови по ним весьма затруднен. Кровь, циркулирующая в организме курильщика, бедна кислородом, ибо почти 10% гемоглобина выключены из дыхательного процесса: они вынуждены нести на себе ненужный балласт — молекулы угарного газа. Вот почему у курильщиков так рано развивается ишемическая болезнь сердца, стенокардия. И вполне обоснованно среди факторов риска инфаркта миокарда одним из первых является курение.

В Рязанском медицинском институте им. акад. И. П. Павлова провели комплексное изучение воздействия курения на организм. Регистрировали ряд параметров сразу же после курения. Установлено, что курение ухудшает двигательную реакцию на световые раздражители, снижает умственную трудоспособность и вызывает усиленную деятельность сердечно-сосудистой системы в покое, что в ряде случаев сочетается с нарушением питания сердечной мышцы.

Еще бытующее мнение о табаке как о стимуляторе, в частности умственной деятельности, является необоснованным. На самом деле сигарета создает лишь видимость прилива сил и «просветления» головы. Многочисленные наблюдения убедительно свидетельствуют о том, что курение снижает работоспособность человека, сокращает объем выполняемой работы и ухудшает ее качество.

Мнение самих курильщиков о влиянии табака на умственную деятельность весьма противоречиво. Часть из них отмечает временное улучшение самочувствия после закуривания. Это объясняется следующим. Выкуренная сигарета вначале действительно вызывает небольшое кратковременное расширение кровеносных сосудов, несколько улучшая кровоснабжение мозга и создавая субъективное ощущение бодрости. Однако спустя несколько минут это состояние исчезает, и расширение сосудов сменяется их сужением.

Ведущий:

Курение - не только личное желание и прихоть конкретного лица. На деле это общественный недуг, от которого страдают и окружающие. А с правом и мнением окружающего большинства следует считаться в первую очередь. Так курильщик вредит себе, но мало кто задумывается, что вред наносится и окружающей среде.

Чем грозит курение окружающей среде расскажет следующий Лектор 2.

Лектор 2 :

Курение и окружающая среда

Курильщик вредит себе, но мало кто задумывается, что вред наносится и окружающей среде. При выкуривании сигарет и папирос остаются фильтры и гильзы. Общая масса окурков, выбрасываемых где попало, составляет 2,5 млн. тонн в год. Курильщики ежегодно выкуривают в атмосферу 720 тонн синильной кислоты, 384 тысячи тонн аммиака, 108 тысяч тонн никотина, 600 тысяч тонн дегтя и других составляющих дыма. Таким образом, курящие отравляют атмосферу, повышают концентрацию канцерогенных веществ в воздухе, ведут к учащению пожаров в быту и в лесу.

Ведущий

Итак, курение вредит всему, чему только можно. Почему же люди курят?

Вот результаты опроса. Одной из основных причин начала курения является любопытство: из любопытства начали курить 25% опрошенных. Другая причина начала курения в молодом возрасте – желание казаться старше, солиднее, а также подражание героям кино. В распространении курения среди девушек главным фактором является мода. Так 60% девушек считают, что курение – «это красиво и модно», другие курят потому, что «хотят привлечь к себе внимание». Я считаю, что нормальный, здравомыслящий человек прекрасно понимает, что при помощи курения старше не станешь, а чтобы привлечь внимание есть масса других способов.

Заключение

Чтобы сохранить здоровье, надо воспитать в себе навыки здорового образа жизни: рациональный режим труда, отдыха и питания, отказ от вредных привычек, соблюдение правил личной и общественной гигиены, занятие спортом.

Желание казаться старше, стремление подражать взрослым, любопытство способствуют тому, что люди начинают курить. Те, кто пробуют закурить, не всегда задумываются над тем, к чему может привести эта вредная привычка. А стоило бы!

Борьба, с курением - это борьба за здоровье человека, за воспитание сознательного отношения к сохранению и укреплению своего здоровья.

Необходимо отказаться от бытующего в сознании многих понятия о том, что курение - только личное желание и прихоть конкретного лица. Нет, на деле это общественный недуг, от которого страдают и окружающие. А с правом и мнением окружающего большинства следует считаться.

Так что каждый из Вас для себя должен решить, нужны ли ему такие проблемы, а главное – понять, что все в Ваших руках.

А сейчас Вам предлагается заполнить анкету.

Анкета

1. Вы считаете, что курение:

а) действительно опасно для здоровья;      

   б) не так опасно, как об этом  говорят

2. Проведенное мероприятие в чем-то вас убедило?

а) не особенно, буду курить;

б) да, я в очередной раз понял(а), что мне это не надо;

в) брошу курить

3. Если бы была возможность начать жизнь сначала – Вы бы начали курить снова?

а) да;        б) нет;

Используемая литература и электронные источники:

  1. Андреева Т. И. Если родители курят ..: Кн. для дет. врача, а также для курящих и некурящих родителей / Т . Андреева ; Информ. центр по проблемам алкоголя и наркотиков. – [2-е изд., перераб. и доп.]. - Киев, 2003.
  2. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика: Учебное-методическое пособие. – М., 2002.
  3. Игумнов С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. – М., 2000.
  4. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. - Новосибирск, Наука. - 1990.
  5. Практическая психология образования /под.ред. И.В. Дубровиной. – М., 1997, 2000, 2007.
  6. Словарь терминов, относящихся к алкоголю, наркотикам и другим психоактивным средствам. 1996. с. 57 (про МКБ)
  7. Степанов В.Г. Психология трудных подростков. – М., 1996, 2005.
  8. Толстых Н. Н., Кулаков С. М. Изучение мотивации подростков, имеющих пагубные привычки. //Вопросы психологии. - 1989. - №2. - С. 35-38.
  9. Тёлле Р. Психиатрия с элементами психотерапии, Минск: Высшая школа. – 1999.
  10. Толстых Н. Н., Кулаков С. М. Изучение мотивации подростков, имеющих пагубные привычки. //Вопросы психологии. - 1989. - №2. - С. 35-38.
  11. Ураков И. Г. Алкоголь: личность и здоровье. - М.: Медицина, 1986. - 80с., ил. - /Научно-популярная медицинская литература. Противоалкогольная пропаганда/.
  12. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: /Избранные психологические труды/. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 366 с.
  13. http://www.connect.ru   "Сигары, сигареты, трубки"
  14. http://www.medy.ru
  15. http://news.pravda.ru/health/2004/04/17/62139.html     Электронная газета «Правда.ру»
  16. http://nonsmoke.ru/
  17. http://www.nosmoking.ru
  18. http://www.sigarets.ru
  19. http://www.socreklama.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для проведения занятий по теме "Воображение" в детской театральной студии

Рекомендации основаны на 20летнем опыте. В приложениях - план-конспект Открытого занятия, а также некоторые упражнения...

Методические рекомендации по проведению занятий по аппликации для дошкольников и младших школьников.

Данные рекомендации посвящены методике проведения занятий при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста аппликации и предназначены педагогам дополнительного образования учебных групп, р...

Методические рекомендации по проведению занятий географического практикума (пособие для учителя)

Методические  рекомендации для учителя включают теоретический материал и примеры разработок учебных занятий. Систематизировать материал помогаю учётные карточки заданий по гидрологии, отчёт о пол...

"Служи честно, кому присягнешь" Методические рекомендации для проведения занятия в ГПД в технологии личностно-ориентированного обучения

Медодические материалы позволяют организовать работу воспитателю по формированию чувства патриотизма воспитанников. желания заниматется самовоспитанием, используются отрывки из ипроизведения Вас...

Методические рекомендации к уроку по биологии «Влияние вредных привычек на индивидуальное развитие и здоровье человека». Тест «КАКОВ ВАШ ОБРАЗ ЖИЗНИ?»

Методические рекомендации к уроку по биологии помогут учителям создать условия для формирования у учащихся знаний о влиянии вредных привычек на индивидуальное развитие и здоровье человека. Тест "Каков...

Методические рекомендации по проведению занятия "Мы вместе"

Методиечские рекомендации по проведению занятия "Мы вместе", направленного на профилактику дезадаптации школьников пр переходе на основную ступень общего образования....

Методическая разработка открытого практического занятия "Полезные и вредные привычки"

Методическая цель данного открытого занятия - показать использование некоторых современных технологий (ИКТ, вербально-графической, здоровьесберегающей) на различных этапах занятия при обучении английс...


 

Комментарии

Макарова Марина Валерьевна

рада встрече с коллегой.Понравилась разработка занятия "Профилактика вредных привычек".