Методическая разработка урока "Основы менеджмента. Управление предприятием в условиях рыночных отношений"
методическая разработка по экономике (11 класс) на тему

Карасева Лариса Валентиновна

Данная методическая разработка предназначена для изучения темы «Основы менеджмента. Управление предприятием в условиях рыночных отношений» и является частью учебно-методического комплекта по профессии «Коммерсант в промышленности». Методической целью является показать методические особенности занятия по дисциплине с использованием информационных технологий, компьютерных и мультимедийных средств обучения. К плану урока  прилагается презентация с комментариями.

Предлагаемый материал имеет самостоятельную ценность и может быть использован при выстраивании учебно-методического обеспечения образовательных программ обучения по другим специальностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka.docx55.6 КБ
Файл osnovy_menedzhmenta.pptx195.26 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СО СПО «Саратовский Техникум промышленных технологий

и автомобильного сервиса»

Методическая разработка

http://bsu-az.org/wp-content/uploads/2012/05/16.jpg

Составитель: Карасёва Л.В.

преподаватель спецдисциплин,

Почётный работник НПО РФ,

1 квалификационная категория

Саратов, 2011

АННОТАЦИЯ

Данная методическая разработка предназначена для изучения темы «Основы менеджмента. Управление предприятием в условиях рыночных отношений» и является частью учебно-методического комплекта по профессии «Коммерсант в промышленности». Методической целью является показать методические особенности занятия по дисциплине с использованием информационных технологий, компьютерных и мультимедийных средств обучения. К плану урока  прилагается презентация с комментариями.

Предлагаемый материал имеет самостоятельную ценность и может быть использован при выстраивании учебно-методического обеспечения образовательных программ обучения по другим специальностям.


ПЛАН УРОКА

по дисциплине «Экономика отрасли и предприятия»

Курс: 3  группа: 131-н  профессия: Автомеханик

Тема:

«Основы менеджмента. Управление предприятием в условиях рыночных отношений»

Цели урока:

Образовательная: 

Обеспечить усвоение новых понятий, сформировать общеучебные и специальные (по предмету и теме) умения и навыки.

Воспитательная: 

Воспитать интерес к знаниям и умение аргументировать свою точку зрения.

Развивающая:

Обеспечить формирование приёмов умственной деятельности, умения самостоятельно решать проблемы. Реализация задач развития интеллекта и познавательных интересов студентов.

Методическая:

Организация творческой продуктивной деятельности студентов в процессе обучения.

Тип урока:

Урок формирования знаний.

Метод обучения:

Репродуктивный, словесный, проблемный, частично поисковый.

Уровень усвоения:

II

МТО урока:

Компьютер, мультимедийная установка, экран.

Мини-конспект.

Межпредметные связи:

Искусство трудоустройства (факультатив)

Профессиональная направленность:

По ходу урока приводить примеры, связанные с деятельностью профессии «Автомеханик».

СТРУКТУРА УРОКА:

Элементы организационной и

дидактической структуры урока

Содержание структурных элементов урока

1. Организационный этап.

1. Проверка готовности студентов к уроку.

2. Сообщение темы урока, цели, задач и мотивации учебной деятельности студентов.

2. Актуализация знаний.

Выявление у студентов имеющихся  знаний по новой теме.

3. Введение материала с учетом закономерностей процесса познания (восприятие и первичное осознание нового материала), осмысление связей и отношений в объекте изучения.

Объяснение нового материала с использованием

презентации.

4. Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний.

Вопросы на закрепление:

1. Что такое «менеджмент»?

2. Чем понятие «менеджер» отличается от понятий «бизнесмен» и «предприниматель»?

3. Какие четыре основные функции выполняет менеджер в управлении предприятием?

4. Какие цели могут быть поставлены по промежутку времени?

5. Какими методами можно мотивировать сотрудников фирмы?

6. Какие виды контроля вы знаете?

 5.Формирование полученных знаний.

1. Деловая игра «Совет директоров или как избежать банкротства»

(принятие коллективных решений).

2. Подумаем вместе. Ситуации на развитие логического мышления

 «И в шутку, и в серьёз».

6.  Рефлексия.                                                          

Беседа.

1. Появились ли у вас новые знания в процессе изучения материала?

2.Что понравилось на уроке?

7. Анализ и оценка итогов работы.

1. Достижение целей урока.

2. Характеристика работы студентов в  ходе урока.

8. Задание на дом.

Определение и разъяснение домашнего задания.

В.Г.Губарев «Основы экономики и предпринимательства» стр. 268-275.

Комментарии к презентации

слайд 1

Тема: «Основы менеджмента. Управление предприятием в условиях рыночных отношений».

Цель:

 1. Узнаем что такое «Менеджмент».

2. Рассмотрим основные функции управления.

3. Закрепим полученные знания практически на деловой игре «Совет директоров или как избежать банкротства».

Научимся принимать коллективные решения. 

? студентам:

1. Кто из вас слышал слово «Менеджмент»?

2. Как называется профессия человека, который занимается «Менеджментом»?

слайд 2

Слово «менеджмент» происходит от английского слова «manage» - управлять – и означает совокупность принципов, методов и средств управления с целью повышения эффективности предпринимательской деятельности и увеличения прибыли.

Объяснение материала:

Люди до сих пор спорят о том, что такое эффективное управление – наука или искусство, можно ли научиться управлять, или способность к управлению – это талант, который даётся от природы? Истина, как всегда, находится посередине: менеджмент может научить, как правильно принимать решения, а вот принимать правильные решения – это уже искусство.

слайд 3

Организация управления предприятием требует особой подготовки специалистов. Такие специалисты должны проходить обучение курсам таких наук, как: учёт, финансы и аудиторская работа, юриспруденция и хозяйственное право, экономика и организация управления и труда, маркетинг и планирование деятельности, психология.

слайд 4

Появление такой специфической профессии, как менеджер разделило понятия «предприниматель»,  «бизнесмен», «менеджер» по их особенностям участия в производстве.        

слайд 5

Бизнесмен (1)        Предприниматель (2)        Менеджер (3)

(1) - Человек, владеющий капиталом и вкладывающий капитал в предприятия в виде ценных бумаг и получающий за это прибыль, доход.        

(2) - Человек, который берет на себя риск, связанный с организацией нового дела, предприятия и т.д.        

(3) - Это профессионал, владеющий специальными знаниями в области управления.

Часто в малом и среднем бизнесе функции 2 и 3 сливаются в одном человеке. Реже 1 становится 2, беря риск ответственности за работу предприятия на себя.

слайд 6

Основные функции управления предприятием: планирование, организация, мотивация, контроль.

слайд 7

Планирование – это попытка представить будущее и определить, что нужно будет сделать завтра, через месяц, через год или десять лет для того, чтобы фирма процветала. С точки зрения менеджмента планирование - это процесс постановки целей организации и путей их достижения.

Планы на завтра строить относительно легко. Каждый из нас занимается этим в повседневной жизни. Зная, что вчера и сегодня была хорошая погода, нет сильного ветра, который нанесет тучи, можно с достаточной вероятностью решить, что завтра тоже будет тепло и сухо, и спланировать поездку на пикник. Конечно, погода может резко измениться и испортиться за одну ночь. Но вероятность этого достаточно мала.

Экономическая «погода» на завтра тоже достаточно легко предсказуема. Конечно, все бывает. И мы с вами не раз были свидетелями того, как экономическая ситуация в стране резко менялась за считанные часы. Тем не менее, предсказать, каково будет экономическое положение завтра, гораздо легче, чем то, каким оно будет через десять лет.

Чем отдаленнее горизонты, тем сложнее процесс планирования. Планировать работу предприятия на год сложнее, чем на месяц, а на десять лет — значительно сложнее, чем на год. Ведь за это время могут произойти значительные изменения в экономике страны, в экономической ситуации на рынках, где предприятие продает продукцию и приобретает ресурсы.

Планирование работы на небольшую перспективу (в пределах месяца) для предприятия — ежедневная работа, выполняемая каждым менеджером и называемая краткосрочным (оперативным) планированием. Оперативные планы отличаются достаточно точной проработанностью. К примеру, заказ должен быть выполнен к концу месяца. Значит, ежедневно фирма должна производить определенное количество продукции, иметь в запасе определенное количество материалов и т. д. Менеджеры, отвечающие за выполнение этого заказа, определяют, что нужно делать каждый день для того, чтобы заказ был выполнен в срок.

Планирование на 1 — 2 года называется среднесрочным. При разработке среднесрочных планов менеджеры рассчитывают на постоянных клиентов компании. Зная примерные объемы их заказов, можно распланировать деятельность: рассчитать, насколько будет загружено оборудование предприятия, какой доход принесет произведенная продукция, какие затраты понесет предприятие, какова будет его прибыль. Определив, какое количество заказов можно получить за счет постоянных клиентов, становится ясно, какие резервы остаются у предприятия и какое количество дополнительных заказчиков необходимо привлечь, чтобы обеспечить стабильную работу компании.

Самую большую сложность представляет планирование на отдаленную перспективу, например на 5 и более лет вперед. Такое планирование называется долгосрочным или стратегическим. Не случайно разработкой принципов и методов долгосрочного планирования занимается специальная дисциплина — стратегический менеджмент.

Западные компании активно занимаются перспективами развития своего бизнеса и на 20, и на 30 лет вперед. У отечественных предприятий стратегическая перспектива, как правило, меньше: три — пять лет. Это связано с нестабильностью и переходным периодом в отечественной экономике. Конечно, стратегические планы не имеют такой детальной проработки, как краткосрочные. Они больше напоминают вехи, которые предприятие пытается расставить на своем пути, чтобы знать, куда двигаться. Стратегия компании воплощает в себе основную цель, к которой следует стремиться, а в среднесрочных и краткосрочных планах находят отражение мероприятий, которые следует осуществить для того, чтобы достичь поставленной цели.

слайд 8

Все ресурсы, которыми располагает фирма, необходимо превратить в согласованно работающую систему: правильно организовать процесс производства, выделить отдельные производственные и управленческие подразделения (цеха, участки, отделы), определить, кто какую работу будет выполнять, кто за что отвечает, кто кому подчиняется. Процесс превращения отдельных ресурсов в единую систему, эффективно выполняющую свои задачи, называется организацией. Это вторая основная функция, которую выполняет менеджмент.

 

слайд 9

Система управления компанией представляет собой пирамиду, состоящую из нескольких уровней управления. На вершине пирамиды находится руководитель фирмы, на более низких уровнях – подчиненные ему управленческие звенья.

Если бы этой пирамиды не было, руководителю пришлось бы самому принимать решения по каждому возникающему вопросу, по каждому направлению деятельности. В конечном итоге, на это не хватило бы ни сил, ни времени, ни знаний. Но то, что руководитель предприятия передает часть обязанностей руководителям более низкого уровня, не снимает с него ответственности за качество выполнения этих обязанностей. Основное отличие руководителя  от подчиненного состоит в том, что исполнитель несёт ответственность только за то, что сделал он сам, а руководитель несёт ответственность за то, как справились с работой его подчиненные. Соответственно, чем выше управленческий уровень должности, тем больше ответственности лежит на человеке, который ее занимает. Именно поэтому, зарплата менеджеров высшего управленческого звена достаточно высока. Ведь на них лежит ответственность за деятельность всей компании.

слайд 10

Хороший менеджер не тот, кто сам хорошо  выполняет работу, а тот, кто умеет заставить других сделать это.

слайд 11

Для чего люди ходят на работу? «Для того чтобы получать заработную плату», — напрашивается очевидный ответ. Но это не совсем так. В мире найдется достаточно большое число людей, достигших такого уровня благополучия, что они могли бы преспокойно сидеть дома или путешествовать по миру, а не ходить на работу. Но они продолжают возглавлять свои компании и создавать новые, получая от этого не только материальное, но и моральное удовлетворение. Значит, не только зарплата является тем стимулом, который движет работающим человеком.

Как известно, у человека нет той заветной кнопочки, нажав на которую, можно было бы заставить его работать, и работать не просто как-нибудь, а в полную силу, отдавая все свои знания, навыки, опыт на благо компании. Поэтому еще одна важнейшая функция менеджмента — мотивация — создание мотива, побуждающего каждого работника к достижению целей, стоящих перед организацией в целом.

Для создания эффективной системы мотивации руководству предприятия необходимо представлять, какие мотивы движут каждым сотрудником компании. Для одного человека та зарплата, которую он получает, является практически единственным стимулом к хорошей работе, а это означает, что для повышения эффективности его труда необходимо сделать так, чтобы его зарплата была напрямую связана с количеством и качеством произведенной им продукции. Для другого работника, помимо заработной платы, большое значение имеет получение удовлетворения от сделанной работы. Предоставление такому работнику возможности выполнять творческую работу повысит его заинтересованность в работе и преданность компании. Для третьего важнейшим является возможность продвижения по службе, для четвертого — социальные гарантии, предоставляемые фирмой своим служащим и т. д.

Созданием единой мотивационной системы, нацеливающей весь персонал компании на достижение конечных результатов, занимается руководство фирмы.

слайд 12

Другой задачей менеджера является необходимость постоянной проверки полученных результатов, сопоставление их с планом, нахождение ошибок, проведение соответствующих корректировок и направление деятельности коллектива в определенное русло. Контроль осуществляется в любой организации и начинается с момента создания плана и выбора целей развития, менеджменте различают три основных вида функции контроля: предварительный, текущий и заключительный.

Предварительный контроль используется для оценки людских, материальных и финансовых ресурсов. Оценка людских ресурсов предусматривает получение полной информации о деловых, профессиональных и квалификационных качествах своих сотрудников. Такая оценка проводится с помощью определенных методов: тестирование, собеседование, анализ сторонней информации о данном сотруднике. Она позволяет решать сложные задачи подготовки, обучения и повышения квалификации кадров, совершенствования систем оплаты их труда.

Оценка материальных ресурсов позволяет определить объемы и качество поступающего сырья, нормы расхода, поставщиков, размеры производственных запасов. Решение этих задач позволяет минимизировать риск, наладить учет технических и технологических факторов производства, повысить качество выпускаемой продукции, снизить потери материальных и сырьевых ресурсов.

Текущий контроль заключается в постоянной проверке руководителями деятельности своих подчиненных с тем, чтобы не допустить серьезных отклонение от поставленной цели.

Заключительный контроль состоит в оценке факторов полученных результатов в сравнении с запланированными задачами, что позволяет руководителям оценивать качество своей работы и получить информацию о тех отклонениях, просчетах, которые были допущены в процессе работы и разработки стратегии. Он позволяет, исходя из условий реальной действительности, определить более реалистичные цели и внести необходимые коррективы в цели и пути их реализации.

слайд 13

Менеджмент в современной экономике является основой функционирования предприятий, и, следовательно, для выполнения этой роли необходимы профессионалы – менеджеры.

слайд 14

Деловая игра «Совет директоров или как избежать банкротства»

слайд 15

Фирма выпустила 9000 автомагнитол и реализовала 8000 по цене 10000 рублей за штуку. Выручка составила 80 млн. рублей.

На фирме работает 200 человек, средняя месячная зарплата которых в истекшем году составила 8000 руб. Следовательно, годовые расходы на зарплату каждого работника составили 96 тыс.руб., а в целом по фирме – 19,2 млн.руб.

слайд 16

Таблица расходов фирмы за истекший год:

слайд 17

Доходы фирмы – 80 млн.руб.

Расходы фирмы – 90,2 млн.руб.

Фирма взяла кредит в банке на сумму 12 млн.руб под 40% годовых. В конце года нужно вернуть банку 16,8 млн.руб.

На складе фирмы скопилось 1000 не реализованных автомагнитол.

Акционерам не выплачены дивиденды.

слайд 18

Подумаем вместе «И в шутку, и в серьёз»

слайд 19

Успехов в бизнесе!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы менеджмента. Управление предприятием в условиях рыночных отношений

Слайд 2

Менеджмент - совокупность принципов, методов и средств управления с целью повышения эффективности предпринимательской деятельности и увеличения прибыли. Люди, которые занимаются управлением на предприятии, называются менеджерами.

Слайд 3

Менеджеры должны проходить обучение курсам таких наук, как: учёт, финансы и аудиторская работа, юриспруденция и хозяйственное право, экономика и организация управления и труда, маркетинг и планирование деятельности, психология.

Слайд 4

Профессия менеджер разделила понятия «бизнесмен», «предприниматель» и «менеджер» по их особенностям участия в производстве.

Слайд 5

Бизнесмен - человек, владеющий капиталом и вкладывающий капитал в предприятия в виде ценных бумаг и получающий за это прибыль, доход. Предприниматель - человек, который берет на себя риск, связанный с организацией нового дела, предприятия и т.д. Менеджер - это профессионал, владеющий специальными знаниями в области управления.

Слайд 6

Основные функции управления предприятием: Планирование Организация Мотивация Контроль

Слайд 7

Планирование - это процесс постановки целей организации и путей их достижения . к раткосрочное (оперативное) планирование – от месяца до года ; среднесрочное – на 1-2 года ; долгосрочное – на 5 и более лет .

Слайд 8

Организация - деятельность по взаимоувязыванию множества элементов, без которых предприятие не сможет добиться поставленных целей, создание структуры подчиненности каждого члена коллектива.

Слайд 9

Система управления компанией представляет собой пирамиду, состоящую из нескольких уровней управления: высший уровень; средний уровень; низший уровень.

Слайд 10

Хороший менеджер не тот, кто сам хорошо выполняет работу, а тот, кто умеет заставить других сделать это.

Слайд 11

Мотивация - это создание мотива, побуждающего каждого работника к достижению цели, стоящей пред организацией в целом. Мотивы: зарплата, продвижение по службе, социальные гарантии, получение удовлетворения от сделанной работы и т.д.

Слайд 12

Контроль - эта функция призвана обеспечить достижимость целей, стоящих перед организацией. Виды и функции контроля: предварительный; текущий; заключительный.

Слайд 13

Менеджмент в современной экономике является основой функционирования предприятий, и, следовательно, для выполнения этой роли необходимы профессионалы – менеджеры.

Слайд 14

Деловая игра «Совет директоров или как избежать банкротства»

Слайд 15

Фирма выпустила 9000 автомагнитол и реализовала 8000 по цене 10000 рублей за штуку. Выручка составила 80 млн. рублей . На фирме работает 200 человек, средняя месячная зарплата которых в истекшем году составила 8000 руб. Следовательно, годовые расходы на зарплату каждого работника составили 96 тыс.руб ., а в целом по фирме – 19,2 млн.руб.

Слайд 16

Таблица расходов фирмы за истекший год: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Заработная плата Материалы для изготовления автомагнитолы Амортизация оборудования фирмы Накладные расходы, оплата посреднических услуг На научные исследования и разработки На рекламу Налоги и платежи в бюджет 19,2 млн.руб. 30 млн.руб. 10 млн.руб. 4 млн.руб. 6 млн.руб. 3 млн.руб. 18 млн.руб. Итого: 90,2 млн.руб.

Слайд 17

Доходы фирмы – 80 млн.руб. Расходы фирмы – 90,2 млн.руб. Фирма взяла кредит в банке на сумму 12 млн.руб под 40 % годовых. В конце года нужно вернуть банку 16,8 млн.руб. На складе фирмы скопилось 1000 нереализованных автомагнитол . Акционерам не выплачены дивиденды.

Слайд 18

Подумаем вместе «И в шутку, и в серьёз»

Слайд 19

Успехов в бизнесе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Кейс-технологии, как условие активизации самостоятельной работы студентов колледжа"

Методическая разработка по теме: "Кейс-технологии, как условие активизации самостоятельной работы студентов колледжа"...

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме "Отношения и пропорции" с акцентом на здоровьесберегающую тему.

Предлагаемый материал был представлен на семинаре по здоровьесберегающим технологиям. Это план урока математики в 6 классе по теме "Отношения и пропорции" с авторкой презентацией....

Методическая разработка бинарного урока "Управление конфликтами и стрессами"

Конфликт и стресс довольно расспространенные явления в нашей жизни. Занятие помогает студентам продолжать формировать культуру общения на деловом...

Методическая разработка урока на тему "ЗАКОНЫ И СЛЕДСТВИЯ ПИЩЕВЫХ ОТНОШЕНИЙ"

Цель: изучить законы и следствия пищевых отношений.Задачи: подчеркнуть всеобщность, разнообразие и чрезвычай­ную роль пищевых отношений в природе. Показать, что именно пищевые связи объединяют все жив...

Методическая разработка экскурсии по теме: «Предприятия города Подольска в годы Великой Отечественной войны» (Трудовой подвиг работников машиностроительного завода имени Орджоникидзе)

Цель экскурсии: изучить историю малой Родины, сохранить наиболее ценный материал о деятельности  предприятий города Подольска в годы Великой Отечественной войны для последующих поколений. Исследо...