Актуальность повышения финансовой грамотности учащихся
статья по экономике (11 класс) на тему

Шапкина Елена Викторовна

Новизна сегодняшнего стандарта заключается, прежде всего, в том, что предмет «Экономика» впервые включён в Федеральный Базисный учебный план как самостоятельный предмет, что отражает признание важности экономического образования для формирования адекватного мировоззрения и практических навыков людей, которые будут жить в условиях рыночной экономики. Плюсом является и то, что «Экономика» может включаться,  отдельным предметом в региональный компонент и  в компонент образовательного учреждения (как компонент предпрофильного курса или быть предметом по выбору учащихся в вариативной части).

       Поделюсь своим опытом.   В нашей школе «экономика», как отдельный предмет,  вошла во все компоненты, поэтому изучается по 35 часов в 9, 10 и 11 классе (без учёта факультативных часов). Поэтому я имею возможность дополнить программу базового уровня темами из профильного курса экономики, структурировать материал, определить последовательность изучения материала и т.д. для развития и социализации учащихся. Например, если говорить о финансовой грамотности, то в базисном курсе из 35 часов отводиться только 4 часа на раздел «Фирма» (где нужно успеть изучить: издержки, выручка, прибыль; производительность труда, основные организационные формы бизнеса в России, основные источники финансирования бизнеса, акции и облигации) и 4 часа на раздел «Деньги, банки, инфляция» (где рассматриваются темы: деньги и их функции; банковская система; роль центрального банка; основные операции коммерческих банков, процент, страховые компании; инфляция; виды, причины и последствия инфляции; антиинфляционные меры). Хочу здесь подчеркнуть, что это обязательный минимум и поэтому является объектом контроля и оценки  в рамках итоговой аттестации выпусников.

Но это отдельная проблема. У меня же только теме «Банковская система» выделено 5 часов плюс 1 часа факультатива. Где разбираются задачи и ситуации по кредитной эмиссии, по изменению нормы резерва или учётной ставки. Учащиеся сами интересуются вопросами, связанными с финансовой грамотностью при подписании различных документов. Поэтому приходиться выходить за рамки школьной программы и объяснять, на что нужно обращать внимание, когда работаете с финансовыми документами. Ещё большую актуальность данного вопроса понимаешь, после проведённого опроса среди учащихся и их родителей по теме «финансовой грамотности».

Полный отчёт прикладывается. Обратите внимание, что из 96 опрошенных учеников в возрасте 14-18 лет (они взяты за 100%) на вопрос:

--«Нужно ли изучать экономику в школе?»,  ответили «ДА» --94 человека (почти 100%)

-- «Пригодятся ли полученные знания по экономике в жизни?», ответили «ДА»--94человека (100%)

-- «Планируете ли брать кредит в будущем?», ответили «ДА»--36чел. (почти 37%)

-- «Хотите ли пользоваться пластиковыми картами?», ответили «ДА»--52чел. (54%)

-- «В будущем хотели бы открыть собственное дело?», ответили «ДА».—68чел.(71%)

Интересно, что объяснить слово «депозит» смогли, среди учащихся, которые изучали тему банки, почти все, а среди тех которые эту тему ещё не изучали, только 17 человек (24%). Хотя понятие очень простое и часто звучит с экранов телевизора.

 Как же обстоит дело уже у взрослого населения. Возраст опрашиваемых родителей был от 34 до 52 лет, не нужно напоминать, что это самый экономически активный возраст. Все они, в основной массе работающие, имеют высшее и среднее-специальное образование (примерно 50% на 50%). В опросе участвовала 39 человек (они и взяты за 100%) На вопрос:

-- «Нужна ли Вам финансовая грамотность?», ответили «ДА»--82% опрошенных

--«Интересуетесь ли Вы финансовыми инструментами, сводками, курсами..?»,--«ДА»-53% опрошенных

--«Пользовались ли вы каким- либо видом кредита?», ответили «ДА»--65%

Следовательно, мы видим, что финансовым вопросам интересуются многие,  большинство брали кредиты или пользуются какими-то видами услуг финансовых институтов. Но во многих вопросах заблуждаются или не знают (или знать не хотят).

Примером могут служить ответы на вопросы:

--«Как Вы считаете, если кредит не погашен, то вещь, которую Вы приобрели в кредит, является вашей собственностью или собственность банка?». Считают своей(или не знают) уже 26% опрошенных

--«Как Вы считаете: можно ли брать в кредит деньги (вещи…), если дома нет запаса денег, хотя бы в размере 2-3 зарплат?», посчитали, что можно (или не знают) 54% опрошенных

С остальными вопросами/ответами, если интересно, можете познакомиться самостоятельно.

Поэтому  сейчас на уроках, если позволяет время, мы разбираем «жизненные ситуации». Например, недавно осуждали следующую ситуацию:

      «Три месяца назад обратилась в банк, чтобы получить ссуду на тридцать тысяч рублей. Менеджер помог заполнить анкету на кредитную карту, пообещал, что со мной обязательно свяжутся, чтобы сообщить решение. Причём, позвонят в любом случае, даже если ответ будет отрицательным. Сроки рассмотрения заявки – неделя - меня устроили, поэтому оставалось только ждать. А через три дня мне пришло письмо с кредитной картой другого банка, при этом лимит как раз и составлял нужную мне сумму. Поэтому я не расстроилась, что ни через неделю, ни через две, ни через месяц никто не перезвонил, чтобы сообщить решение по заявке. Да и сама не стала интересоваться, поскольку была уверена, что мне отказали. Однако через три месяца мне все-таки позвонили и весьма наглым тоном поинтересовалась, почему я не плачу по кредиту. Дескать, у меня уже задолженность в тысячу рублей, плюс проценты, плюс штрафы и так далее. На мои робкие возражения, что никакой кредитной карты я не получала, я услышала только оскорбления и настойчивое требование по оплате. Решила разобраться, в чем дело: выяснилось, что банк выпустил для меня карточку, установил лимит и списал комиссию за обслуживание, после чего на задолженность стали начисляться проценты. А уже далеко не улыбчивый менеджер нагло заявил, что мне звонили и информировали, и во всем виновата я сама. Дескать, в заявлении есть пункт, где банк наделяет себя правом так поступать. И как быть?»

   Обсуждаем, ищем ошибки, стараемся найти выход. Как рекомендация: можно дать на дом, потом оценить дополнительной «5»-ой. Конечно, сначала обсуждаем распространённые ошибки: клиенты не внимательно читают текст договора, в котором, к стати очень много иностранных слов. Да ещё внимание отвлекают всевозможные галочки, которые поставил предусмотрительный менеджер, они указывают нам места, где необходимо расписаться. Я учу ребят в будущем не стеснятся и переспрашивать, что означают или точнее, что кроется за словами «ознакомлен», «уведомлён», «автоматически согласен» и настоятельно рекомендую обратить внимание на весь печатный текст, проговаривая его вслух. И если в типовом бланке ссылаются на определённый тарифный план, на общие условия предоставления или на иные документы, обязательно с ними ознакомится. Так как я считаю, что важна не только финансовая грамотность, но и грамотное поведение. Ведь грамотность можно отшлифовать простыми словарными диктантами на знание экономических терминов. А такими терминами изобилуют всевозможные договора. Дети, например, спрашивают, почему рядом со словами «акцептировать оферту» не написать в скобках «принять предложение», ведь русский язык является для нашей страны государственным. ( К стати слово «акцептировать» имеет ещё и химическое значение и означает «присоединять, захватывать ион, атом; вступать в реакцию с чем-то). Ведь все знают, что в чёткости мысли – чёткость изложения.

   Вернёмся к заданию. Вот ответ, который дали дети. (Даже если помог интернет, пятёрок было не жалко). Судите сами: ответ звучал так:

           «В данном случае, не всё так безнадёжно, несмотря на всевозможные «заранее согласен, понимаю и ознакомлен». Молчание банка и неуведомление клиента об акцепте (или отклонении) сделанной оферты уже ставит под сомнение факт заключения кредитного договора между клиентом и банком. Формально заёмщик не получил извещение о положительном решении (в письменном или устном виде), поэтому вправе расценивать молчание кредитной организации как отклонение её оферты. Как следствие – незаключенный кредитный договор и ничтожность сделки, из-за чего никакой речи об уплате каких-либо комиссионных банку, а также штрафов и пени не может быть по определению.» Дальше прилагались статьи, так как я всегда учу детей: «аргументировать ответ». Если кому интересно могу зачитать.

 (Статья 435. П. 1. Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.

Статья 438. П. 1. Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.

Статья 441. П. 1. Когда в письменной оферте не определен срок для акцепта, договор считается заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту, до окончания срока, установленного законом или иными правовыми актами, а если такой срок не установлен, - в течение нормально необходимого для этого времени.)

  В учебниках по экономике, конечно, нет таких примеров. Но для этого и учитель в классе. Ведь за основу может быть взят любой учебник, который рекомендован Минобразованием, а самое главное есть в школьной библиотеке. Как показал всё тот же опрос: только 33% учеников планируют связать свою жизнь с экономикой (и ещё половина из них передумает, когда подойдёт время оплачивать это экономическое образование). Тем более что сейчас выходит на первое место именно экономическая деятельность человека в любом качестве: в качестве потребителя, работника, семьянина и гражданина. То есть важность экономического образования на лицо.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Участие в организационно-методической работе.

Выступление на семинаре: «Актуальные вопросы повышения финансовой грамотности школьников»

28 апреля 2010г в Главном Управлении Банка России по Самарской области.

    Новизна сегодняшнего стандарта заключается, прежде всего, в том, что предмет «Экономика» впервые включён в Федеральный Базисный учебный план как самостоятельный предмет, что отражает признание важности экономического образования для формирования адекватного мировоззрения и практических навыков людей, которые будут жить в условиях рыночной экономики. Плюсом является и то, что «Экономика» может включаться,  отдельным предметом в региональный компонент и  в компонент образовательного учреждения (как компонент предпрофильного курса или быть предметом по выбору учащихся в вариативной части).

          В нашей школе «экономика», как отдельный предмет,  вошла во все компоненты, поэтому изучается по 35 часов в 9, 10 и 11 классе (без учёта факультативных часов). Поэтому я имею возможность дополнить программу базового уровня темами из профильного курса экономики, структурировать материал, определить последовательность изучения материала и т.д. для развития и социализации учащихся. Например, если говорить о финансовой грамотности, то в базисном курсе из 35 часов отводиться только 4 часа на раздел «Фирма» (где нужно успеть изучить: издержки, выручка, прибыль; производительность труда, основные организационные формы бизнеса в России, основные источники финансирования бизнеса, акции и облигации) и 4 часа на раздел «Деньги, банки, инфляция» (где рассматриваются темы: деньги и их функции; банковская система; роль центрального банка; основные операции коммерческих банков, процент, страховые компании; инфляция; виды, причины и последствия инфляции; антиинфляционные меры). Хочу здесь подчеркнуть, что это обязательный минимум и поэтому является объектом контроля и оценки  в рамках итоговой аттестации выпусников.

Но это отдельная проблема. У меня же только теме «Банковская система» выделено 5 часов плюс 1 часа факультатива. Где разбираются задачи и ситуации по кредитной эмиссии, по изменению нормы резерва или учётной ставки. Учащиеся сами интересуются вопросами, связанными с финансовой грамотностью при подписании различных документов. Поэтому приходиться выходить за рамки школьной программы и объяснять, на что нужно обращать внимание, когда работаете с финансовыми документами. Ещё большую актуальность данного вопроса понимаешь, после проведённого опроса среди учащихся и их родителей по теме «финансовой грамотности».

Полный отчёт прикладывается. Обратите внимание, что из 96 опрошенных учеников в возрасте 14-18 лет (они взяты за 100%) на вопрос:

--«Нужно ли изучать экономику в школе?»,  ответили «ДА» --94 человека (почти 100%)

-- «Пригодятся ли полученные знания по экономике в жизни?», ответили «ДА»--94человека (100%)

-- «Планируете ли брать кредит в будущем?», ответили «ДА»--36чел. (почти 37%)

-- «Хотите ли пользоваться пластиковыми картами?», ответили «ДА»--52чел. (54%)

-- «В будущем хотели бы открыть собственное дело?», ответили «ДА».—68чел.(71%)

Интересно, что объяснить слово «депозит» смогли, среди учащихся, которые изучали тему банки, почти все, а среди тех которые эту тему ещё не изучали, только 17 человек (24%). Хотя понятие очень простое и часто звучит с экранов телевизора.

 Как же обстоит дело уже у взрослого населения. Возраст опрашиваемых родителей был от 34 до 52 лет, не нужно напоминать, что это самый экономически активный возраст. Все они, в основной массе работающие, имеют высшее и среднее-специальное образование (примерно 50% на 50%). В опросе участвовала 39 человек (они и взяты за 100%) На вопрос:

-- «Нужна ли Вам финансовая грамотность?», ответили «ДА»--82% опрошенных

--«Интересуетесь ли Вы финансовыми инструментами, сводками, курсами..?»,--«ДА»-53% опрошенных

--«Пользовались ли вы каким- либо видом кредита?», ответили «ДА»--65%

Следовательно, мы видим, что финансовым вопросам интересуются многие,  большинство брали кредиты или пользуются какими-то видами услуг финансовых институтов. Но во многих вопросах заблуждаются или не знают (или знать не хотят).

Примером могут служить ответы на вопросы:

--«Как Вы считаете, если кредит не погашен, то вещь, которую Вы приобрели в кредит, является вашей собственностью или собственность банка?». Считают своей(или не знают) уже 26% опрошенных

--«Как Вы считаете: можно ли брать в кредит деньги (вещи…), если дома нет запаса денег, хотя бы в размере 2-3 зарплат?», посчитали, что можно (или не знают) 54% опрошенных

С остальными вопросами/ответами, если интересно, можете познакомиться самостоятельно.

Поэтому  сейчас на уроках, если позволяет время, мы разбираем «жизненные ситуации». Например, недавно осуждали следующую ситуацию:

      «Три месяца назад обратилась в банк, чтобы получить ссуду на тридцать тысяч рублей. Менеджер помог заполнить анкету на кредитную карту, пообещал, что со мной обязательно свяжутся, чтобы сообщить решение. Причём, позвонят в любом случае, даже если ответ будет отрицательным. Сроки рассмотрения заявки – неделя - меня устроили, поэтому оставалось только ждать. А через три дня мне пришло письмо с кредитной картой другого банка, при этом лимит как раз и составлял нужную мне сумму. Поэтому я не расстроилась, что ни через неделю, ни через две, ни через месяц никто не перезвонил, чтобы сообщить решение по заявке. Да и сама не стала интересоваться, поскольку была уверена, что мне отказали. Однако через три месяца мне все-таки позвонили и весьма наглым тоном поинтересовалась, почему я не плачу по кредиту. Дескать, у меня уже задолженность в тысячу рублей, плюс проценты, плюс штрафы и так далее. На мои робкие возражения, что никакой кредитной карты я не получала, я услышала только оскорбления и настойчивое требование по оплате. Решила разобраться, в чем дело: выяснилось, что банк выпустил для меня карточку, установил лимит и списал комиссию за обслуживание, после чего на задолженность стали начисляться проценты. А уже далеко не улыбчивый менеджер нагло заявил, что мне звонили и информировали, и во всем виновата я сама. Дескать, в заявлении есть пункт, где банк наделяет себя правом так поступать. И как быть?»

   Обсуждаем, ищем ошибки, стараемся найти выход. Как рекомендация: можно дать на дом, потом оценить дополнительной «5»-ой. Конечно, сначала обсуждаем распространённые ошибки: клиенты не внимательно читают текст договора, в котором, к стати очень много иностранных слов. Да ещё внимание отвлекают всевозможные галочки, которые поставил предусмотрительный менеджер, они указывают нам места, где необходимо расписаться. Я учу ребят в будущем не стеснятся и переспрашивать, что означают или точнее, что кроется за словами «ознакомлен», «уведомлён», «автоматически согласен» и настоятельно рекомендую обратить внимание на весь печатный текст, проговаривая его вслух. И если в типовом бланке ссылаются на определённый тарифный план, на общие условия предоставления или на иные документы, обязательно с ними ознакомится. Так как я считаю, что важна не только финансовая грамотность, но и грамотное поведение. Ведь грамотность можно отшлифовать простыми словарными диктантами на знание экономических терминов. А такими терминами изобилуют всевозможные договора. Дети, например, спрашивают, почему рядом со словами «акцептировать оферту» не написать в скобках «принять предложение», ведь русский язык является для нашей страны государственным. ( К стати слово «акцептировать» имеет ещё и химическое значение и означает «присоединять, захватывать ион, атом; вступать в реакцию с чем-то). Ведь все знают, что в чёткости мысли – чёткость изложения.

   Вернёмся к заданию. Вот ответ, который дали дети. (Даже если помог интернет, пятёрок было не жалко). Судите сами: ответ звучал так:

           «В данном случае, не всё так безнадёжно, несмотря на всевозможные «заранее согласен, понимаю и ознакомлен». Молчание банка и неуведомление клиента об акцепте (или отклонении) сделанной оферты уже ставит под сомнение факт заключения кредитного договора между клиентом и банком. Формально заёмщик не получил извещение о положительном решении (в письменном или устном виде), поэтому вправе расценивать молчание кредитной организации как отклонение её оферты. Как следствие – незаключенный кредитный договор и ничтожность сделки, из-за чего никакой речи об уплате каких-либо комиссионных банку, а также штрафов и пени не может быть по определению.» Дальше прилагались статьи, так как я всегда учу детей: «аргументировать ответ». Если кому интересно могу зачитать.

 (Статья 435. П. 1. Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.

Статья 438. П. 1. Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.

Статья 441. П. 1. Когда в письменной оферте не определен срок для акцепта, договор считается заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту, до окончания срока, установленного законом или иными правовыми актами, а если такой срок не установлен, - в течение нормально необходимого для этого времени.)

  В учебниках по экономике, конечно, нет таких примеров. Но для этого и учитель в классе. Ведь за основу может быть взят любой учебник, который рекомендован Минобразованием, а самое главное есть в школьной библиотеке. Как показал всё тот же опрос: только 33% учеников планируют связать свою жизнь с экономикой (и ещё половина из них передумает, когда подойдёт время оплачивать это экономическое образование). Тем более что сейчас выходит на первое место именно экономическая деятельность человека в любом качестве: в качестве потребителя, работника, семьянина и гражданина. То есть важность экономического образования на лицо. Время отведённое мне на выступление истекло. Вопросы есть?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необходимость повышения финансовой грамотности старшеклассников

Повышение финансовой грамотности молодежи  – задача учителей образовательных учреждений...

Обучение финансовой грамотности учащихся гимназии в 2014-2015 учебном году

Статья содержит описание мероприятий по обучению учащихся основам финансовой грамотности, проведенных за учебный год в гимназии....

Мониторинг на портале ДО Московской Академии Предпринимательства при Правительстве Москвы по повышению финансовой грамотности

11 – 20 октября 2015. Проведение мониторинга на портале ДО Московской Академии Предпринимательства при Правительстве Москвы по повышению финансовой грамотности. Группы ДОУ-1, 1-ЭП, 11-КС, 11-М, ...

Создание образовательной среды школы для повышения финансовой грамотности школьников

Одним из востребованных видов грамотности среди политической, экономической, математической в современных условиях стала финансовая грамотность.Обучение основам финансовой грамотности продиктовано вре...

Программа опорной площадки по повышению финансовой грамотности

Программа создана в целях реализации Стратегии повышения фрнансовой грамотности...

Программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Е.И.Стерина» «Повышение финансовой грамотности обучающихся»

Актуальность данной тематики продиктована особенностями развития финансового рынка на современном этапе: с одной стороны, информационные технологии открыли доступ к финансовым продуктам и услугам широ...